Научная статья на тему 'Эвристика и послевузовское профессиональное образование'

Эвристика и послевузовское профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEURISTIC COMPONENT ACTIVITIES / THE PREPARATION OF HIGH SCHOOL TEACHERS / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / POST-GRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова А. Р.

В статье приводится краткий исторический экскурс по проблеме эвристики в науке и практической деятельности человека, обсуждаются подходы к формированию соответствующих стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTICS AND POSTGRADUATE EDUCATION

The article provides a brief historical perspective on heuristics in the science and practice of human activities, discusses approaches to the formation of appropriate strategies for the cognitive functions of teachers in schools.

Текст научной работы на тему «Эвристика и послевузовское профессиональное образование»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

А.Р. САДЫКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного института технологий и управления

Тел. 8 916 355 9144; [email protected]

ЭВРИСТИКА И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье приводится краткий исторический экскурс по проблеме эвристики в науке и практической деятельности человека, обсуждаются подходы к формированию соответствующих стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.

Ключевые слова: эвристический компонент деятельности, подготовка преподавателя высшей школы, дополнительное профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

Деятельность современного преподавателя высшей школы многокомпонентна и многопланова. Ее анализу в последние десятилетия были посвящены исследования многих авторов, и все практически сходятся в максимальной профессионально-личностной реализации, эту деятельность необходимо рассматривать в аспекте насыщения творческими, эвристическими методиками. Постараемся разобраться в том, что такое эвристика.

Выделившись в эпоху античности как метод ведения беседы, эвристика еще долгое время сохраняла скромное «прикладное» значение. Упадок античных наук привел к забвению на многие века заложенных античными мудрецами начал эвристики. В ХУ1-ХУ11 вв. труды Г. Галилея, Ф. Бэкона и других ученых возродили эвристические подходы в науке и технике.

Логику инженерной эвристики разработал Г.В. Лейбниц (1646-1716), который предлагал расчленять все понятия на элементарные ячейки, образующие как бы азбуку человеческих мыслей, и затем, комбинируя эти элементы, составлять бесконечное число решений. Ряд правил изобретательства предложил немецкий философ Х. Вольф (1679-1754). Чешский математик Б. Больцано (1781-1848) в своем труде «Наукоуче-ние» изложил различные эвристические методы и приемы. В России разработкой теории эвристики в начале XX века занимался инженер-патентовед П.К. Энгельмей-ер, который описал эвристику в изобретательстве. Попыткам построения теории творчества посвящены работы К. Эрберга, С.О. Грузенберга [1].

В отечественной науке 60-80-х годов XX века определились три аспекта эвристики: кибернетический, направленный на построение машинных программ; изобретательский, применяемый для выдвижения творческих идей, научно-технических, рационализаторских и конструкторских решений; психолого-педагогический, связанный с разработкой методов организации продуктивной образовательной деятельности учащихся.

Развитие кибернетики привело к появлению эвристического программирования -специального направления в моделировании мыслительной деятельности средствами электронной техники. В основе эвристического программирования лежит понимание процесса решения задач как прохождение лабиринта, когда один за другим перебираются всевозможные варианты решения. В связи с этим в программу электронной машины закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебира-

© А.Р. Садыкова

емых вариантов решения и облегчающие поиски нужного варианта. Такие приемы были названы «эвристиками». Впоследствии под эвристикой стали понимать совокупность логических приемов не только решения задач, но и способов теоретического исследования. В кибернетической и психологической литературе эвристическими методами называются любые методы, направленные на поиск неизвестного. При этом интересно соотношение логики и интуиции. Считалось, что логическое мышление является лишь орудием доказательства, но не изобретения, а поэтому ничего нового не создает (А. Пуанкаре). На наш взгляд, эвристическая деятельность включает в себя как логические, так и нелогические, например, интуитивные средства. Первые носят нормативный (алгоритмический) характер, вторые имеют индивидуальную психологическую основу. Алгоритмизация и интуиция - две составляющие эвристической деятельности, общий результат которой может иметь как ту, так и другую направленность.

Разработке эвристических методов отведено достаточно внимания в инженерии (Е.А. Александров), технике (М.В. Мдивани), изобретательстве (Г. Альт-шуллер; Г.Я. Буш; А.В. Антонов; Д. А. Троицкий; Б.И. Клубиков, [1]). Изобретательский подход относится к созданию новых технических, производственных, социальных и иных решений.

Универсальность творческих процедур дала основания для переноса некоторых принципов творчества из науки в образование (П.Л. Капица), психологию, медицину. Например, М.Б. Бур -но разработал методику терапии творческим самовыражением (1989). В этой методике индивидуальные, групповые клинические и иные методы воздействия способствуют оздоровлению и творческому развитию личности. Существует область медицинских исследований (эвропатоло-гия), предметом которой выступает проблема связи одаренности и психических аномалий (Ц. Ломб-розо), а также влияния состояний творческого озарения, инсайта, погруженности в решение какой-либо проблемы на состояние психических процессов личности.

С помощью эвристических процедур многие психологи пытались построить компьютерную модель человеческого знания, два лидера в этой области - американские психологи А. Нивелл (A. Newell) и Х.А. Симон (H.A. Simon) - разработали общую теорию проблемного решения. На

основе их модели с помощью компьютера оказалось возможным решать большое разнообразие структурных проблем, например математических текстовых проблем.

С развитием многих наук цели, предмет и объекты эвристики становятся разнообразнее и сложнее: появляются расхождения в понимании предмета эвристики и ее основ. Некоторые исследователи склонны трактовать проблемы творчества как сугубо психологические, а эвристику считать разделом психологии. Например, отечественный психолог В.Н. Пушкин считает, что основой эвристики как новой, комплексной отрасли знания служит психология, в особенности тот ее раздел, ко -торый получил название психологии творческого, или продуктивного, мышления (1).

Перенося обсуждение в область профессиональной деятельности педагога высшей школы, отметим прежде всего, что скорости развития знания сегодня запредельны и период «полураспада» ком -петентности выпускника вуза, не занимающегося самообразованием, сильно сокращается. Однако полноценно реализовать самообразовательную готовность выпускника, обеспечивающую ему режим сохранения профессиональной адекватности требованиям тех или иных профессиональных сообществ, сегодня может лишь преподаватель, для которого эвристический компонент в деятельности не болезненно осваиваемая необходимость, не акция, осуществляемая от случая к случаю, а имманентно присущая структуре личности стратегия, если не одна из жизненных необходимос-тей, не естественный способ существования как в собственной профессии, так в информационном социуме в целом. Сегодня ощущение самодостаточности - и в плане усвоенных некогда фундаментальных, классических продуктов знания, и в плане выработанных и укрепленных в сознании подходов к деятельности - гораздо более нетерпимо, чем еще совсем недавно, и характеризующийся такими качествами преподаватель и сам обречен на стагнацию, и в качестве подготовки выпускников, активизации их интереса к нему как к личности определенного интеллектуального ракурса очень многое теряет. Говоря проще, стимулировать к созданию эвристических продуктов студентов может лишь педагог с огромной творческой «неуспокоенностью», постоянно ищущий, развивающийся и втягивающий в сферу творческого влияния окружающий микросоциум.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Обсуждение этого тезиса невольно концентрирует фокус внимания авторов на системе дополнительного профессионального образования педагогов высшей школы, которая в последние десятилетия принимает все более «организованный» статус (например, с 1997 г. по соответствующему решению Министерства образования РФ во многих вузах создаются специальные факультеты, осуществляющие систематичную очно-заочную подготовку слушателей по специальности дополнительного профессионального образования «преподаватель высшей школы» - 1080 ч). Следует с сожалением признать укоренение в этой системе проросших с «давних добрых времен» традиций знаниевого подхода и чрезмерной ориентации на информационно-сообщающий и репродуктивный типы обучения и выдвинуть идею о необходимости ее как можно более ранней модернизации - в сторону обсуждаемой в статье эвристики.

Не призывая к слому «до основанья» положительных традиций, наработанных и внедренных, выскажем ряд соображений, вытекающих из нашего опыта работы. В качестве одного из первых шагов мы предлагаем стратегию насыщения деятельности обучающегося преподавателя поиском нового в известном. Это означает включение в деятельность педагога ответов на вопросы о том, какие нереализованные возможности в плане формирования у студентов значимых сегодня качеств и умений содержит тот или иной подход, парадигма, метод, прием обучения, имеющий достаточную предысторию как в педагогической теории, так и в образовательной практике высшей школы; не является ли нечто общепризнанное и широко применяемое не вполне достаточным и не доведенным до логического завершения, а в ряде случаев и просто заблуждением, на которое по каким-то причинам вузовское сообщество не обращает внимания.

Например, обсуждая в спектре форм организации деятельности студентов рефераты, обучающий преподаватель предлагает слушателям разложить проблему на отрицательное и положительное, и в результате выявляется, что данная форма работы в ряде случаев приводит к показной «халтуре»: зачастую содержание целиком заимствуется из Интернета или из других информационных источников, студент или слушатель системы повышения квалификации не дает себе труда даже поверхностно осмыслить «защищаемое» со-

держание скопированного продукта и т.п. Далее преподаватель ФППК предлагает обучающимся вариант модификации данной формы работы, позволяющий искоренить выявленный негатив. Одним из возможных вариантов являются самостоятельные работы студентов, рассчитанные на долговременное выполнение, с поэтапным представлением рубежного результата преподавателю, с подробным его обсуждением, предполагающим отчет студента о том, что сделано, как получены те или иные промежуточные выводы, какие альтернативные пути получения результата возможны, насколько они реализуемы практически. Такая форма работы со слушателями ФППК есть своеобразная «преэвристика», «элементарная эвристика», начальный этап формирования полноценных эвристических стратегий.

Еще одной формой организации деятельности слушателей ФППК, способствующей повышению мотивации к эвристическому самовыражению, являются задания, содержащие эвристическое обновление известных образовательных конструктов. Например, обсуждая проблемное обучение, инструктор ФППК предлагает слушателям не только усвоить известные и описанные приемы его реализации при обучении студентов, но и сконструировать самостоятельно «проблемный» вариант изучения какого-либо конкретного фрагмента учебного знания: разработать один или несколько способов создания на занятии проблемной ситуации, ее последующего преобразования в учебную проблему, а также естественно вытекающего из этого разрешения проблемы студентами под руководством педагога (цепочки вопросов преподавателя и примерных ответов студентов, продвигающих проблему к разрешению и т.п.). Полезно, как показывает опыт работы, реализовать в аудитории на ФППК некоторые наиболее удачные проблемные занятия, предложив роль студентов обучающимся педагогам, после окончания играемого фрагмента организовать обсуждение в аудитории того, насколько удачно получилось реализовать первоначально задуманное.

Постепенно преподаватель ФППК может усиливать эвристический компонент в предлагаемых слушателям заданиях, а также увеличивать объемы заданий. Например, можно предложить слушателям разработать цикл занятий проблемной направленности по какой-либо теме преподаваемой ими студентам учебной дисциплины или эс-

киз соответствующего учебного пособия для студентов. Опыт работы показывает, что формирование эвристических стратегий деятельности обучающихся по программе «преподаватель высшей школы» педагогов вузов может успешно осуществляться в процессе подготовки обязательной для этой программы выпускной квалификационной работы. При этом уже в процессе формулировки и согласования темы такой работы необходимо постараться отойти от традиционных штампов, переходящих от одного поколения взрослых «учеников » к другому, заложив в название темы значимый творческий компонент. Например: реализация проблемного обучения с использованием информационно-компьютерных технологий в ... (таком-то учебном курсе); мотивирование к изучению непрофильных учебных дисциплин студентов со слабым исходным уровнем знаний и умений в . (вузе такого-то профиля); реструктуризация содержания ... (такой-то учебной дисциплины), обусловленная необходимостью реализации принципа куль-туросообразного обучения, и ряд подобных. Изна-

чально задавая слушателю, готовящемуся к получению диплома или сертификата, определенную степень нестандартности предлагаемой для решения проблемы, систему познавательных барьеров, педагог ФППК стимулирует напряженный интеллектуальный поиск, глубокое погружение дипломанта в соответствующее содержательное поле, его эмоциональную заряженность изучаемой темой, нацеленность на конструктивное ее обсуждение с руководителем и коллегами по учебе и другие значимые творческие корреляты.

Все это обеспечивает трансляцию сформированных в процессе дополнительного профессионального образования стратегий эвристической деятельности в повседневную практическую работу педагога вуза, способствует формированию на кафедрах и факультетах групп педагогов эвристической ориентации, творческих объединений эвристов, активно участвующих в создании собственных эвристических продуктов и обсуждающих аналогичные произведения своих коллег.

Библиографический список

1. А.В. Хуторской. Эвристическое обучение: теория, методология, практика.- М.: Аспект-пресс, 1998.

2. М.М. Левина. Технологии формирования профессиональной педагогической деятельности. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

3. А.В. Коржуев, В.А. Попков. Подготовка преподавателя высшей школы // Педагогика. - 2000. - № 4.

A.R. SADIKOVA

HEURISTICS AND POSTGRADUATE EDUCATION

The article provides a brief historical perspective on heuristics in the science and practice of human activities, discusses approaches to the formation of appropriate strategies for the cognitive functions of teachers in schools.

Key words: heuristic component activities, the preparation of high school teachers, additional vocational education, post-graduate professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.