Научная статья на тему 'Профессиональные задачи в методической подготовке учителя'

Профессиональные задачи в методической подготовке учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1583
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА / TEACHER'S COMPETENCE / PROFESSIONAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толетова Марина Константиновна, Лямин Алексей Николаевич

Статья посвящена актуальным проблемам методической подготовки студентов в условиях педагогического образования. Особое внимание уделяется использованию профессиональных задач, моделирующих деятельность преподавателя и тем самым способствующих формированию профессиональной компетентности будущего учителя (химии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of professional basis for teacher student's training

The article is dedicated to the features of the students methodical training for teaching chemistry. The focus of the article lies on the usage of professional basis, that provides the formation of the professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Профессиональные задачи в методической подготовке учителя»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

М.К. ТОЛЕТОВА, доцент РГПУ им. А.И. Герцена А.Н. ЛЯМИН, доцент Кировский ИПК и ПРО

Профессиональные задачи в методической подготовке учителя

Статья посвящена актуальным проблемам методической подготовки студентов в условиях педагогического образования. Особое внимание уделяется использованию профессиональных задач, моделирующих деятельность преподавателя и тем самым способствующих формированию профессиональной компетентности будущего учителя (химии ).

Ключевые слова: методика, профессиональная педагогическая задача, профессиональная компетенция студента-педагога.

Вопросу поэтапного развития профессиональной компетентности учителя уделяют внимание О.В. Акулова, И.С. Батракова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др. Они выделяют такую единицу построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача, предлагают алгоритм решения профессиональных задач [1].

Профессиональная задача представляет собой систему смоделированных разноуровневых заданий по организации практической деятельности учителя на уроке. С их помощью осуществляется перенос теоретических (методических) знаний,направленных на подготовку к профессиональной деятельности, в реальные условия. Основная цель профессиональных задач в системе методической подготовки студентов к обучению тому или иному учебному предмету (в нашем случае - химии) состоит в формировании умения применять теоретические знания в конкретных учебных ситуациях, возникающих на уроке. Не случайно именно в процессе решения профессиональных задач, опираясь на собственный опыт, студент осознает потребность в самообразовании.

Профессиональные задачи применяются на лекциях, практических занятиях, во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, на экзамене, а также в период

педагогической практики. На лекциях профессиональные задачи можно использовать для иллюстрации теоретических положений или как практический материал для соответствующих выводов, так как они позволяют проверить качество усвоения студентами изученного материала, повысить интерес к теме, установить связь теории с практикой, являясь при этом средством установления обратной связи. Более широкое применение профессиональные задачи находят на практических занятиях, где студенты анализируют методические проблемы, делают выводы, отвечают на вопросы, самостоятельно разрабатывают критерии задачи. Содержание обучения методическим дисциплинам включает рассмотрение профессиональных задач, которые могут быть представлены в виде формулировки условия задачи на основе фактов, реальных ситуаций или в виде проблемы.

К примеру, процесс методической подготовки студентов к обучению химии как деятельности требует рассмотрения химико-методических знаний, химико-методических умений, опыта химико-методической деятельности и ценностных отношений в единстве: знания рассматриваются как составная часть действий. В этом контексте и предполагается использование профессиональных задач как средства формирования основных элементов химико-методических знаний (понятий, законов, теорий

152

Высшее образование в России • № 1, 2010

и др.), химико-методических умений, приобретения опыта химико-методической деятельности и ценностныхотношений. Система методической подготовки студентов к преподаванию химии предполагает построение системы профессиональных задач с предоставлением студентам возможности проявления высокой самостоятельности в процессе их решения.

Профессиональные задачи, отражающие различные виды деятельности учителя химии и ученика на уроке химии, заменяют контроль отдельных понятий контролем через задания, требующие выполнения синтезированной деятельности. Выделяются следующие группы профессиональных задач:

• на анализ содержания, средств, методов и структуры учебного материала;

• на проектирование содержания, форм и методов обучения, составление проблемных вопросов, дифференцированных заданий по теме, на разработку тестовых заданий по теме;

• на конструирование заданий;

• исследовательские задачи на установление логической последовательности изучения содержания материала;

• на систематизацию учебного материала - представление его в виде системы взаимосвязанных элементов, на обнаружение ошибок в содержании;

• на организацию диагностики, мониторинга, оценки качества знаний и умений учащихся;

• на нахождение ошибок, коррекцию материала.

В основу классификации задач здесь положены ведущие умения, которыми должен овладеть студент в процессе методической подготовки.

В ходе решения профессиональных задач студенты должны овладеть следующими методическими знаниями и умениями: организовать учебный процесс так, чтобы гибко вводить новые элементы содержания и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования; выби-

рать виды и формы организации деятельности учащихся (проектные, индивидуальные и групповые виды деятельности школьников; самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных), дифференцировать учебный материал; оценивать знания и умения учащихся; использовать разнообразные методы обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные); применять дидактические, методические и технологические знания на практике; оценивать особенности учебной деятельности школьников, их достижения и проблемы; формулировать цели, адекватные реальной образовательной ситуации; проектировать и реализовывать отдельные фрагменты учебного процесса на уроках и во внеурочное время; решать творческие задачи, стоящие перед учителем.

Решение профессиональных задач способствует творческому развитию личности каждого студента. В результате проработки всей системы профессиональных задач он приобретает фундаментальные методические знания, методические умения, опыт методической деятельности, овладевает методами учебной и исследовательской работы.

Методика профессиональных задач позволяет разрешить ряд проблем: приблизить методическую подготовку студентов к реальным условиям будущей работы; активизировать учебный процесс за счет внедрения новых технологий обучения; проводить объективный контроль знаний и умений студентов; выработать у студентов умения оперативно решать профессиональные задачи на уроке.

При решении профессиональных задач используются активные формы и методы обучения: проекты; деловые игры («Заседание предметной комиссии »); методический тренинг, который включает в себя преподавание отдельных фрагментов урока; создание методической папки; защита порт-фолио и т.д. Итогом работы отдельных студентов или группы студентов по данной

Редакционная почта

153

программе может стать самостоятельное построение проекта решения предложенных профессиональных задач, защита исследовательской работы по методической теме, выступление студентов со своими материалами, где они должны показать умения самостоятельно работать с научно-популярной литературой, применять теоретические знания на практике. В течение всего периода обучения оценка преподавателя согласуется с самооценкой студентов. Итоговый контроль суммирует оценку по всем видам контроля.

На основании проведенного исследования нами создана методика разработки и использования профессиональных задач в системе методической подготовки студентов, которая включает: а) разнообразные по содержанию профессиональные задачи, ориентированные на методическую подготовку студентов; б) методические условия успешного решения профессиональных задач в контексте реализации системного, компетентностного, деятельностного и критериально-оценочного подходов; в) этапы решения профессиональных задач;

г) структуру занятий с применением профессиональных задач.

Итак, использование профессиональных задач в процессе методической подготовки студентов к обучению химии способствует созданию ориентировочной основы будущей деятельности преподавателя химии. Профессиональная компетентность студента проявляется именно при решении профессиональных задач, и по результатам их решения можно судить об уровне овладения студентом опытом методической деятельности.

Смоделированные на основе реальных учебных ситуаций профессиональные задачи можно использовать в процессе подготовки студентов и при повышении квалификации уже работающих учителей-практиков.

Литература

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др. / Под ред. Козырева В.А. СПб., 2008.

TOLETOVA M, LYAMIN A. THE USAGE OF PROFESSIONAL BASIS FOR TEACHER STUDENT'S TRAINING

The article is dedicated to the features of the students' methodical training for teaching chemistry. The focus of the article lies on the usage of professional basis, that provides the formation of the professional competence of students. Keywords: professional basis, teacher's competence.

А.Р. САДЫКОВА, доцент Эвристика

МГУТУ и послевузовское

а.в. коржуев, профессор профессиональное

мма им. ижСечтова образование

В статье обсуждаются подходы к формированию эвристических стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.

Ключевые слова: эвристический компонент деятельности, подготовка преподавателя высшей школы, дополнительное профессиональное образование.

Деятельность современного преподава- сятилетия были посвящены исследования теля высшей школы многокомпонентна и многих авторов, и все они говорят о необ-многопланова. Ее анализу в последние де- ходимости максимальной профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.