Научная статья на тему 'Эвристическая образовательная технология'

Эвристическая образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС-2010 / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ / МЕТПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Надежда Васильевна, Сидоршина Анна Игоревна, Артемьева Галина Вениаминовна

В статье представлен опыт работы МОУ Школы № 174 г. о. Самара, осуществляющей эксперимент по внедрению эвристической образовательной модели для эффективной реализации ФГОС-2010. Показан характер вовлеченности учителей в эксперимент, инновационная активность педагогов, достигнутые успехи учащихся, что подтверждается результатами педагогических измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Надежда Васильевна, Сидоршина Анна Игоревна, Артемьева Галина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвристическая образовательная технология»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ний // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.21-23.

5. Стеценко И. А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6.С.3-7.

6. Филатова И., Барабан Н., Анисимова З. Пушкинская школа русского языка и искусств г. Лейден, Нидерланды // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С.62-74.

7. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.20-23.

8. Шеменёва Н. С. Герменевтический подход к обучению на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.34-37.

9. Эргардт О. Р Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.50-53.

10. Ярославцева Е. Н. Разработка модели системы оценки качества образования, стимулирующей развитие современной гимназии в инновационном режиме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.70-78.

J

Л

Кондрашова Надежда Васильевна

Директор Сидоршина АннаИгоревна

заместитель директора по научной работе Артемьева Галина Вениаминовна

заместитель директора по учебно-воспитательной деятельности

МОУ Школа № 174 г. Самада E-mail: [email protected]

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТИЕХНОЛОГИЯ

________________________________________________________________________г

Аннотация. В статье представлен опыт работы МОУ Шшеы№1Н4 юо.Ссмара, ссущестолсищоР экгпарнг мент по внедрению эвристической образовательной моделидха-эффекгаоной рЕОЛРзаюииФГОС-2010. Покоаан характер вовлеченности учителей в эксперимент, инновационюсн аогаоннсоь педнгогов,достигвутые успехирюа-щихся, что подтверждается результатами педагогических измюраний.

Ключевые слова: эксперимент, эвристическое обучение, ФГОС-ОР-К, рнновгщионснс аагивносгг пеавгопов, уровень мотивации учащихся, метпредмет

Георгий Шестун, настоятель Заволжского мужского монастыря, справедливо заметил, что люди в большинстве своем не понимают истинной природы знаний, а заменяют понятие истины образованностью. Образование стало мерилом благосостояния. В 20 веке образование заменили набором разрозненных, не взаимосвязанных между собой знаний. Основной тенденцией в области постижения истины стало приобретение информации (информированность). Человеку же не нужны готовые сведения. Он в состоянии постичь их сам. Сократ сказал: «Познание есть припоминание».

Следовательно, истину нужно искать в себе. Поэтому основной задачей современного образования

явоаюрнк РосехоногинфорЕРОзоанооаоиг образованию, а от него к знаниям об истине:

Этого позволяет добиться эвристическое обучение, так как в основе его - рождение знаний вме-

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сто их передачи. Использование эвристических методов предполагает совместную деятельность и педагога, и ученика. Это система методов преподавания и методов учения, эвристических правил, разработанных с учётом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач

[4,6,18,19].

Реализовать ФГОС-2010 можно более эффективно, применяя эвристическую образовательную модель.

Перспективной целью работы нашего ОУ является создание условий для формирования ключевых компетенций и компетентностей (способностей и как образовательный результат: общеучебных, межкультурных, социальных и компетенций саморазвития) [2,3,5,10,15,21].

Достичь такой цели можно при сочетании индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением достижений человечества в изучаемых областях (образовательных стандартах) [1,12,13,14,16,20].

Инновационная активность педагогов нашей школы достаточно высока. Они понимают, что сейчас главное в обучении не столько передача знаний, сколько развитие личности учащихся, их творческая самореализация.

Изучая опыт передовых школ страны, творческая группа учителей-исследователей пришла к выводу, что практическое применение модели эвристического обучения будет способствовать выявлению и реализации внутренней сущности, потенциала учащихся, создаст такую среду, которая наиболее благоприятна для развития способностей ребенка.

Однако, несмотря на высокие результаты, достигнутые в связи с существенными изменениями в содержании общего образования, средний и высший уровень мотивации учащихся к обучению (что выяснено при анкетировании средних и старших классов), составляет 52%. А это значит, что многим детям неинтересно учиться.

Что греха таить, уже несколько лет образовательная практика школ города, а теперь и России, регламентирует результаты. Для многих главным давно стало получение отметки, натаскивание на ЕГЭ. Это основная проблема, решить которую не могут такие известные изменения, как метод проектов, проблемное и развивающее образование, информационные технологии, предпрофильная подготовка и профильное обучение [7,8,9,11,17,22]. Эти нововведения не универсальны для формирования личностных, учебных, социальных компетенций учащихся, т.к. имеют определенные ограничения в сферах применения.

Другая проблема, вытекающая из названной выше,- традиционность норм образовательного контроля, которые не предполагают оценки творческого потенциала учащихся.

Как решить проблему сочетания индивидуальной творческой самореализации с одновременным усвоением знаний?

Проблемно-творческая группа учителей (3 преподавателя начальной школы и учитель физики), изучая методику Андрея Викторовича Хуторского, предложила начать внедрение в практику преподавания модели эвристической школы, модернизировать и содержание образовательных программ с учетом запроса учащихся, и изменить результат образования, который не может ограничиваться ЗУНами, роботообразным натаскиванием на ЕГЭ, а должен проявляться в личностно-деятельностных характеристиках учащихся, формировании у них метапредметных способностей, компетентностей.

Есть еще одна проблема: разночтение требований в школе. Эвристическая модель -это определенный алгоритм, способы и этапы организации учебного процесса. Она вырабатывает единство взглядов педагогического сообщества на организацию учебного процесса. Таким образом, вилка в разночтении требований преподавателей-предметников устраняется.

Кстати, эвристическая модель способствует и более благоприятной интеграции в преподавании, т.к. область «Метапредмет» предполагает интегрирование уже по определению. А, следовательно, выигрывает качество образовательного процесса.

И еще одна проблема: современный университет готовит преподавателей традиционного профиля, а сегодня в школе нужны педагоги с новым видением образования и его результатов, учителя, которые смогут подготовить к жизни людей деятельных, умелых, умных и умеющих применить свои знания в нестандартных ситуациях.

Статус экспериментальной площадки школа получила с января 2009 года, но в инновационном режиме по теме «Формирование когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств средствами эвристического образования» мы работаем уже с 2006 года.

За это время произошел в буквальном смысле прорыв в росте творческого потенциала учеников и учителей нашей школы, о чем свидетельствуют диагностические исследования, проведенные психологической службой школы. На протяжении двух предыдущих лет отслеживался уровень эмоционального отношения к учению у учащихся экспериментального 6 «В» класса (табл. 1).

Сравнительный анализ показал, что к концу 20092010 учебного года увеличилось количество учеников с высоким уровнем эмоционального положительного отношения к учению (на 8%).

Позитивное отношение к учению, соответствующее социальному нормативу, резко возросло (на 21,3%). Снизился средний уровень учащихся со сниженной познавательной мотивацией (на 27%). Снизилась мотивация переживания «школьной скуки». Нет детей с резко отрицательным отношением к учению.

Одним из важных показателей креативности является уровень воображения. Ведь воображение - ком-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

49

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 1

Эмоциональное отношение(всегов классе26учеников) 6 «в» 2008-09 7 «в» 2009-10

чел % чел %

Продуктивное отношение с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему 2 7,6 4 15,3

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу 5 19,2 13 50

Среднийуровеньс несколькосниженнойпознавательной мотивацией 13 50 6 23

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению 5 19,2 3 11,5

Резкоотрицательноеотношениек учению 1 3,8 0 0

поненттвтрчества. В|шассеучителя-эксперимевта-торо Оепишнивоеой В.С.(2 «В»), которая е^екев воорой евдуноствяео в экоперименн0| сам ео» высокнй уоие^|^|« вооСЗражекия соавввляет-о%тчеяэков.

Во втором экспериментальном классе, 2 «Б», (учи-твоь Говаоевве втр0»опйь выоемиО ^сякень вообра-жоаяо-0т%.

В контрольном классе (2 «А») нет детей с очень высоким уровнем воображения. В этом классе рабо-

тает епытнвш учитоль по традиционной форме обу-чкноь. (ртсосм^ти'опя^т^1и, третовательноспт, чёт-

ооо еоосюдонии танонтв °рока втзволяюи педагог, дооивттьчо воюоких оезультазов рбучечия. Однако твортеекия чпьсобночои ребяо в отом опассе:само-етряоелтнвхть, иницисвионость. иеобреиотельно<^т^Ег, п|эеапп:иио11\/1ов1воств., т.е. 1Е^ч^ох"^т, необходчмыи човремвпнему челохеау, иеразвивао^т^иое в должниВТ море.

Интересны показатели уровня образно-логического мышления. Логика не исключает творчество, а напротив, развитает сптсоИность быстро н аВе^зсэшиб^сэчх^о приниматл решении в ьестандиртьых снтуацияо. .Jo 2 «Б, где учитель много в|иеме пи уделяет раз витию логи-че ского мышления, ос обе нно н а уроках матем атики, есть и очень высокий (8%), и высокий (48%), и средни й уровень, и ает низкогб и очень сшзкого уроаня образно-логического мышления (табл. 2).

30 л 25 20 15 10 5 0

бег гиб ор раз л в сл рис

□ 2008-2009 ■ 2009-2010

Высокая и средняя степени показателей креативности (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности) в экспериментальном 8 «В» классе на 20-25% выше, чем в контрольном 8 «А». Особенно высока степень разработанности, т.к. учитель-экспериментатор Семенчук Т. В. преподает физику, используя эвристическое обучение, и её уроки в большей степени развивают у учащихся умение самостоятельно систематизировать материал.

Сравнительный анализ показателей средних значений дивергентного мышления и творческой характеристики личности у учащихся 7 «в» класса за 20062007 уч.г. и 2007-2008 уч.г.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 2

Класс Дивергентное мышление Творческая характеристика личности

беглость гибкость ориги- наль- ность разрабо- танность общая любо- знатель- ность вообра- жение слож- ность риско- ванность общая

Н кл. ТО0Р-0 9 1Е,2 куп 12,1 9,5 40,1 18,3 15,1 12 14,2 59,6

2 кл.20Те-10 14,К 9,1 ИР 13, К Е2,1 26 17,3 14,1 17,5 74,9

Таблица 3

Класс Дивергенты ое мышление Творческая характеристика личности

бе глость гибность ориги-н аль-ность разребе- танность общая любо- знатель- ность вообра- жение слож- ность риско- ванность общая

6-рутр 2Р08-Н9 10,[ 0,6 16.Н 11,Т 44,8 16 12,9 15,5 15,7 60,2

7 тлаес2У09-1 е 1У,7 8,2 2К.2 16,1 5Т ,С 23,2 15,3 17,0 18,1 73,6

25 20 15 10 5 0

бег гиб ор раз л в сл рис

□ 2008-2009 П 2009-2010

Эксперимент растетвгпубь о вширь, т.к. первьie унртелр-эксоеремтнтатуры ужи создали методвче-скую копилку по эвристическому обучению:

• разработаны миодли тНРК0В -чебтых дисмрпрмн с отп прыеымр зрдевиямт-

• протеденыоттре1выт у роки и семинары, как для пре-еоттвителео ш-рн-i, еит с; ддя учиеебек |лиРона ев ун-Р одт;

р ьа осночт е-тских личностных образовательных про-дукнрвсозиттысборрик к^г^-^гоч пoeaT^esoon^; рея 1-0клвтсот,т кототымуже более1Е0 дером (учитель Гаврилова Е. А.), антология сказок собственного сочинения (учитель Капишникова В. С.).

В эксперимент включились новые учителя. Их сегодня в сравнении с прошлым годом в два раза больше: было четверо, стало восемь.

Это учитель православной культуры Ткач К. П., уроки которой основаны на открытии философской истины в себе, великой нравственной силы.

Учитель биологии Пивоварова Маргарита Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории, учитель-методист, недавно включилась в эксперимент. Она, как уже было сказано выше, прекрасно проводит уроки в традиционной манере и даёт высокие результаты. Но согласно пословице «Век

живи - век учись» Маргарита Михайловна решила осваивать новую методику и уже использует в практике преподавания элементы эвристического обучения. Так, перед одним из уроков на тему «Фотосинтез» учитель предложил группам учащихся домашнее задание исследовательского типа, и ребята на основании своих наблюдений сами дали определение фотосинтеза и определили факторы, влияющие на него.

Учитель физики, отличник народного образования, преподаватель высшей квалификационной категории Семенчук Т. В., еще с 2006 года включилась в эксперимент. Она сумела доказать, что один из самых трудных классов (по мотивации к обучению, по дисциплине о успеваемости) смог эффективно проявить себя [з ккорчестве, о чем свидетельствует положительная динамика диагностических исследований.

В этом году Татьяна Витальевна проводит экспери-м ентальные уроки уже в трех классах, что свидетельствует овозросше мпотетциалеучителя.

Н а ее уроках учащиеся самостоятельно формулирую трмм раз^ждтют иртфлекрзруют, д елают сема-стоятельные выводы, самостоятельно выводят фор-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

мулы. Это - уже начало системной работы в новом направлении. И мы надеемся, что она будет перспективной и плодотворной.

Учитель химиивысшейквал ификационной категории ВасильеваИрина елидимироенк тоже пфсоти динилась к творческой проблемной группе. Используя тьследо вотельЕРРт мттсщы овфстивтткрге оВлидия, оьл троиодеи вйтки комм^оиаиквнейолиир. Лапек-иеа, лароливоаркеpейPкoйyооьe«Диноод уйреиок дом» одиннадцатиклассники сами выбирают тему, ктааят ифблему.фштют еие депеют вылоды. ати злом онлв евcтвиетьпoтккyют компьютерные технологии.

Включилась в эксперимент учитель информатики Ивонтьева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ее выступление-доклад на межвузовской научно-практической конференции в СИПКРО на тему «Эвристический метод обучения информатике в школе как одно из направлений инновационных технологий» напечатано в сборнике «Информационные подходы к проектированию основных образовательных программ». 20 февраля она успешно выступила на этой конференции, а сейчас включилась в работу по программеразвитияшколы.

Изучают и индивидуально, и на школьных семинарах новую технологию все учителя. Мы надеемся, что в перспективе весь педагогический состав проник-нетсяидеейобновленияобразовательногопроцесса.

Учителя начальных классов, которые стояли у истоков эксперимента, сегодня проводят полноценные уроки эвристического типа.

Уроки Капишниковой В. С. построены по программе «Метапредмет «Мироведение»». Вера Сергеевна четко соблюдает алгоритм эвристического урока (активизация, актуализация, опыт, эксперимент, самостоятельные выводы учащихся, их доказательства).

На уроках Беляковой А.Н. учащиеся сами формулируют тему, цель, открывают для себя новое в процессе поисковой работы, а главное - учатся быть людьми. После урока, на котором ребята превращались в растения и рассказывали об их особенностях от первого лица, они никогда не сорвут цветка, не сломают веточку растения, потому что поняли: растения -это жизнь, и никто не имеет права посягнуть на неё.

Урок Гавриловой Е.А.-это метапредмет «Задача».

Тема «Урок математического творчества - От простого к сложному».

Цель урока - нахождение общих закономерностей по теме «Задача» в жизни и в других предметных областях.

Итак, проблемы определены. Перспективы -налицо. Если мы сможем противопоставить западному аналогу образования свой, стабильный, цельный, систематизированный, веками создававшийся, признанный всеми державами как истинно верный и развивающий идеал создания личности, основанный на формировании когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств, а также реализующий

Моницлкааскав аKpидФаетиe: ддковации и эксперимент №6, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ФГОС-2010, то это станет основой воспитания настоящих россиян.

Работа по эксперименту.

Третий год школа работает в режиме экспериментальной площадки по теме: «Формирование ключевых компетенций при помощи создания и реализации модели эвристической школы».

Цель эксперимента совпадает с общешкольной целью. Способ достижения этой цели при помощи эвристической технологии заключается не в передаче готовых знаний, а в их открытии самими учащимися, что позволяет развивать когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные (самостоятельная организация своей работы) качества.

В 2006 году начинали как экспериментаторы трое, а сейчас в эксперименте работают 8 учителей: Гаврилова, Капишникова, Белякова, Семенчук, Пивоварова, Ткач, Васильева, Ивонтьева.

Все они убедились в эффективности эвристической технологии, убедились в её эффективности, так как

• увеличилось количество учеников с положительным отношением к обучению;

• повысились заинтересованность, активность, самостоятельность, инициативность;

• уровень воображения стал более высоким;

• повысился уровень логического мышления;

• развиваются творческие способности;

• внедрение эвристической модели привело к возрастанию интереса и повышению творческой активности учащихся 3 и 7 классов на 20-25%.

За три года работы по эксперименту

• изучены книги Хуторского, создавшего новую методику, программы по эвристическим предметам «Ми-роведение» (5-9 классы), метапредмет «Числа» (1-4 классы), «Уроки творчества» (1-4 классы), «Царства природы» (5-11 классы). У нас есть новые книги Алексея Викторовича. А в электронной почте их целая библиотека. Так что для тех, кто решит пополнить славную когорту экспериментаторов, материал есть;

• разработана система уроков по новой технологии, подготовлено 36 уроков, как во фрагментах, так и открытых. Учителя города и района дали им очень высокую оценку;

• проведено 9 семинаров (городские для заместителей по научной работе и районные для учителей начальной школы и для учителей физики);

• созданы сборники задач для 2 и 3 классов (Гаврилова) и сборники сказок на основе детских образовательных продуктов (Белякова, Капишникова);

• опубликованы статья Ивонтьевой Т. В. в материалах научно-практической конференции СамГУ и в международном электронном журнале, и статья Е. Н. Устюжа-ниной и А. И. Сидоршиной в «Журнале практического психолога» № 6, 2009 г., Москва;

• подготовлены к печати статьи Кондрашовой Н. В., Гавриловой, Беляковой.

Эксперимент проходит аналитико-диагностический, проектировочный этапы и часть практического этапа.

Экспериментальные классы -3 «Б», 3 «В», 4 «Б»,

7 «А», 7 «Б», 8 «Б», контрольные - 3 «А», 4 «А», 7 «В»,

8 «А».

Образовательная продукция школьного коллектива

Наиме- нование Название Педагог Издание

Сборник Сборник задач Е.А.Гаврилова Самиздат

Сборник Сборник задач Е.А.Гаврилова Самиздат

Сборник Сборник сказок В.С.Капишникова Самиздат

Сборник Сборник сказок А.Н.Белякова Самиздат

Статья Эвристический метод обучения информатике в школе, как одно из направлений инновационных технологий Т.В.Ивонтьева Материалы научно-практической конференции СамГУ

Статья Эффективность внедрения эвристического обучения (Из опыта работы МОУ Школы № 174 г.о. Самара) Е.Н.Устюжанинова, А. И. Сидоршина «Журнал практического психолога» № 6, 2009г, Москва.

Статьи, подготовленные к печати

Статья Первые результаты по применению в преподавании эвристических образовательных технологий А.Н.Белякова

Статья Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников А.Н.Белякова

Статья Эвристическое образование: проблемы, перспективы развития. Н.В.Кондрашова, А. И. Сидоршина

Статья Первые успехи (из опыта работы учителя начальной школы). Е.А.Гаврилова

Статья Реализация модели эвристического обучения на уроках математики в начальной школе. Е.А.Гаврилова

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Гглавный результат эксперимента - это пробуждение интереса к предмету, к исследованию и радость открытия, как у учеников, так и у педагогов. А это многого стоит!

В перспективе - расширение эксперимента и вширь (привлечение новых учителей) и вглубь (создание методических пособий, разработки циклов уроков, проведение семинаров по обмену опытом, выступления в СМИ, совершенствование преподавания по методике эвристического обучения).

Литература

1. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.6-8.

2. Воровщиков С. Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «Бритве Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.29-37.

3. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 1. С.32-36.

4. Гаврилова Е. А. Реализация модели эвристического обучения в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.25-28.

5. Гэрт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Образование и наука. 2011. № 1. С.4-17.

6. Горинский А. С. Ценностные основания развития современных эвристических технологий обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С.9-15.

7. Ефимов В. Н. ЕГЭ и цели образовательной системы // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.53-56.

8. Ефимов В. Н., Рыжков В. И. ЕГЭ и система дидактического контроля // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С.26-29.

9. Ефимов В. Н., Рыжков В. И. ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результаты // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С.28-33.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С.7-13.

11. Золотарюк А. В., Ниматулаев М. М. Проблемы ЕГЭ: новый подход к формированию итоговой оценки школьни-

ков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.29-31.

12. Карташева А. А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности // Образование и наука. 2012. № 8. С.25-36.

13. Ковылева Ю. Э. Задания, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся в курсе химии // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.41-45.

14. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.70-74.

15. Колтышев В. А., Мухина С. С., Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.31-35.

16. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.53-56.

17. Новикова Е. И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С.62-64.

18. Новоселов С. А., Иванова Н. П. Применение средств компьютерной графики при реализации методов эвристического комбинирования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.63-67.

19. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Турнир юных изобретателей и рационализаторов как средство комплексного развития творческих способностей // Образование и наука. 2011. № 10 (89). С.83-92.

20. Пацкалева М. В. Развитие познавательной мотивации учащихся посредством поисковой деятельности как элемента технологической интеграции на уроках истории и обществознания // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.56-62.

21. Пашкевич А. В. Создание мониторинга уровня сформи-рованности ключевых компетенций учащихся школы // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.20-24.

22. Фомичева Т. Л., Рыжук М. Ю., Ниматулаев М. М. ЕГЭ в современной российской системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.32-33.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№6, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.