Научная статья на тему 'Реализация модели эвристического обучения в начальной школе'

Реализация модели эвристического обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТАЗАДАЧА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Елена Александровна

Автор рассматривает способ построения индивидуально-ориентированной системы обучения на основе построения модели эвристического образовательного продукта. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели эвристического обучения в начальной школе»

Инновации в школе

Автор рассматривает способ построения индивидуально-ориентированной системы обучения на основе построения модели эвристического образовательного продукта. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы.

Гаврилова Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории МОУ Школы №174 г. Самара leka0912@mail.ru

Реализация модели эвристического обучения в начальной школе

Какие методы эвристического образовательного продукта можно использовать в построение метазадачи индивидуально-ориентированной системы обучения?

Ключевые слова: эвристическое обучение, метазадача, педагогическое кредо, воспитательная работа.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, который ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали не только прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися, но и формированию когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся. Это возможно только в процессе эвристического обучения.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Особое внимание уделяется нестандартным суждениям и работам.

Я считаю, что учение нельзя сводить к совокупности действий и операций. Надо помнить о том, что в ходе активной деятельности ученик превращается в ее субъекта, а это означает, что у него складываются новые особенности психического развития. Ученье -это не только и не столько техника учебной работы, но, главное, воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из его индивидуального неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни. В ходе учебного процесса

учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся в ходе учения личность. Если по каким-то причинам этого нет, то учение из сложного воспитывающего процесса может превратиться в «натаскивание» на некоторый набор приемов и навыков учебной работы, никак не затрагивающий внутреннюю сущность человека.

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся не любят и не умеют решать задачи. И если на эту проблему не обратить внимание в начальной школе, то она перерастет в среднее звено. Работая над этой проблемой, я стала чаще включать в уроки математики различные формы и методы эвристического обучения. Это широкая группа дидактических средств, направленных не только на создание образовательной продукции, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу. Открытые эвристические знания - не имеют однозначных результатов их выполнения, позволяют учащимся не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания.

Наиболее эффективным методом в моей работе стало составление учащимися математических задач.

Составление учащимися математических задач способствует углубленному пониманию их смысла. Составить задачу - значит решить своеобразную метазадачу: определить идею, тип и структуру задачи, применить способ построения условия, заложить основы для ее решения, решить ее.

Сочетание различных форм эвристического обучения на уроках математического творчества (см.при-ложение №1) и на внеклассных занятиях приводит к созданию детьми эвристического образовательного продукта. Так с первого класса мы работаем над созданием «Сборника задач по математике», который с каждым таким уроком пополняется. Задачи в сборнике объединены по темам: «В гостях у сказки», «Школа», «В мире животных» и др. (см.Приложение №3-сборник задач). Уже готова первая часть «Сборника тематических задач по математике». Мы предлагаем ее для использования в работе учителями в других классах.

В первом классе я задавала вопросы учащимся с целью выявления склонностей и интересов (методика «Палитра интересов» по Савенкову). Так на вопрос «Нравится ли тебе решать, придумывать свои задачи?» положительно ответили только 36% опрошенных учащихся; во втором классе на тот же самый вопрос утвердительно ответили уже 52% учащихся (см. диаграмму №1). Из них 7% учащихся обозначили свой ответ двумя плюсами. Это означает, что у детей возрос интерес к составлению и решению математических задач. Качество создаваемых задач стало более высоким и задачи стали более интересными для детей.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

25

Инновации в школе

Диаграмма №1

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

1 класс 2 класс

Систематическая работа над составлением и решением задач повлияла, также на мотивацию учащихся к учению. Для оценки школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» Н.Г.Лускановой. Год от года растёт количество учащихся с высокой и хорошей школьной мотивацией (см. диаграмму №2).

Большую роль в этом сыграла творческая работа над задачами на уроках математики и на внеклассных занятиях.

Диаграмма №2

Использование технологии эвристического образования (по методике А. В. Хуторского) позволило мне повысить когнитивные и оргдеятельностные качества учащихся. Самостоятельные суждения, исследования, выводы детей на эвристических уроках, высокая степень активности, мотивации свидетельствуют об эффективности подобных уроков.

На основе исследований, проведённых психологической службой школы в середине 2008-2009 учебного года, можно сделать вывод, что у учащихся, участвующих в эксперименте. (2 «Б»), уровень воображения выше, чем в классе, не участвующем в эксперименте (2 «А»).

Кроме того, только в моём классе есть дети, обладающие очень высоким уровнем образно-логического мышления.

С каждым годом работа над метапредметом «Задача» углубляется и расширяется, приобретая более глобальный и даже философский характер, т.е. уча-

щиеся, решают не только математические, но учатся разрешать любые проблемные ситуации.

С целью повышения эффективности работы ежегодно я планирую ряд внеклассных занятий по математике по программе «Метапредмет «Задача». На этих занятиях дети учатся:

- правильно формулировать условие задачи;

- различать задачи по темам;

- составлять задачи различных видов;

- решать и составлять задачи на смекалку;

- решать задачи повышенной сложности;

- решать задачи разными способами;

- использовать чертежи и блок-схемы при решении составных задач.

В настоящее время мы работаем над созданием сборника сказок «В мире фантазий». Дети с удовольствием придумывают сказки на различные темы, в том числе с экологической направленностью. Ребята уже читали свои сказки учащимся 1-2-х классов в группе продлённого дня. Малышам очень понравились наши сказки.

Еще одним важным методом моей практики является дифференцированный подход при проведении самостоятельной работы. Это не тот подход, когда учитель сам раздает учащимся задания с учетом их подготовленности. Он несет в себе некоторый этически неоправданный момент. Ведь тем самым как бы подчеркивается некоторая ограниченность слабых учащихся. У сильных же учащихся такая форма способствует формированию чувства собственного превосходства, некоторой элитарности. Для меня же важно использовать внутреннюю дифференциацию; когда я объявляю детям о разной сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то

26

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Инновации в школе

упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится лучше.

Конечно, такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам. Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов, кто работает энергично, активно, творчески, на пределе своих возможностей.

Мое педагогическое кредо

Я считаю, что учитель должен быть личностью с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть творческой личностью, гуманистически ориентированным педагогом.

Приложение №1

Приложение №2

Календарно-тематическое планирование внеклассных занятий по математике во 2 классе по программе «Метапредмет «Задача»

№ заня- тия Тема занятия Месяц

1 Что такое задача? Формирование представления о мате-

матической задаче. Сентябрь

2 Составление задач по картинке на тему «В гостях у сказки».

3 Решение «задач-вопросов». Октябрь

4 Составление задач по краткой записи на тему «Школа»

5 Решение задач на смекалку. Ноябрь

6 Составление задач по решению на тему «В мире животных»

7 Решение задач повышенной сложности. Декабрь

8 Составление задач по схеме на тему «Школа»

9 Решение задач с недостающими и лишними данными.

10 Составление задач по данному вопросу или условию на тему «В гостях у сказки». Январь

11 Решение задач с неопределенными данными. Февраль

12 Составление задач по картинке на тему «Школа»

13 Классификация задач. Март

14 Составление обратных задач на тему «Школа».

15 Решение задач в сравнении. Апрель

16 Составление обратных задач на тему «В мире животных».

17 Обучение решению задач путем составления выражения. Май

18 Составление задач на движение.

Литература

1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №1.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №4.

3. Грищенко В.Н. Воспитание в условиях профессионального самоопределения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.

4. Новиков А.Е. Сетевое обучение как перспективное направление в системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.