Научная статья на тему 'Евразийскому форуму традиционного искусства и спорта быть!'

Евразийскому форуму традиционного искусства и спорта быть! Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийскому форуму традиционного искусства и спорта быть!»

Обратная связь

Евразийскому форуму традиционного искусства и спорта быть!

В журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков»* было опубликовано письмо-обращение доктора исторических наук, члена Геральдического совета при Президенте Республики Татарстан Д. Р. Шарафутдинова и доктора исторических наук, президента Международной гуманитарной академии «Европа-Азия» Э. Р. Тагирова председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Р. И. Валееву об организации Евразийского форума традиционного искусства и спорта. Вниманию читателей мы предлагаем отклики ученых на это обращение, стенограмму заседания и постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам по поднятой журналом проблеме.

11 января 2012 г. г. Казань.

Уважаемый Дамир Рауфович!

В ответ на Ваше обращение по вопросу проведения Евразийских игр традиционного искусства и спорта направляю письмо заместителя министра культуры Г. А. Нигматуллиной. Приложение: на 3 л.

Председатель комитета Р. И. Валеев (подпись).

* Текст письма см.: Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2011. - № 3/4. - С. 305-308.

Председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Р. И. Валееву

Уважаемый Разиль Исмагилович!

Рассмотрев совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Исполкомом Всемирного конгресса татар, Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Республиканским центром развития традиционной культуры обращение доктора исторических наук Д. Р. Ша-рафутдинова по вопросу организации и проведения Евразийских игр традиционного искусства и спорта, Министерство культуры Республики Татарстан сообщает следующее.

Идея организации Евразийских игр как диалога культур с конкурсами национального искусства и спорта уже реализуется в ряде регионов Российской Федерации.

В Республике Татарстан с 4 по 11 сентября 2010 года состоялись II Евразийские спортивные игры среди юношей и девушек, организованные Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. В соревнованиях участвовали спортсмены из 9 стран Евразийского экономического сообщества (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Молдова) по 14 видам спорта (бокс, водное поло (девушки), волейбол, греко-римская борьба, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, синхронное плавание, спортивная гимнастика, фехтование, футбол (юноши) и художественная гимнастика).

В предлагаемом Д. Р. Шарафутдиновым формате проведения соревнований нечетко прослеживается граница между Евразийскими играми и традиционным народным праздником «Сабантуй», поскольку практически все компоненты Сабантуя (спортивные, творческие, обрядовые, развлекательно-игровые) включены в программу Игр.

Кроме того, Сабантуй уже давно вышел за пределы празднования в масштабах республики и проводится в регионах Российской Федерации и в странах дальнего и ближнего зарубежья: в 2011 году праздник прошел в 139 населенных пунктах 55 регионов России и 60 — в 23 странах дальнего и ближнего зарубежья. 2 июля 2011 г. состоялся Федеральный Сабантуй в г. Екатеринбурге Свердловской области, в котором приняли участие гости из 34 регионов России.

Безусловно, расширение культурных и спортивных связей между народами Евразии занимает значимое место в политической и культурной жизни страны. Вместе с тем, учитывая имеющийся опыт проведения Министерством культуры Республики Татарстан национальных праздников, в том числе на федеральном уровне и за пределами страны, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан — Евразийских спортивных игр и иных соревнований, а также насыщенную культурную и спортивную программу мероприятий на 2012-2013 годы в преддверии Всемирной летней универсиады-2013, их дублирование в настоящее время считаем нецелесообразным.

С уважением, заместитель министра Г. А. Нигматуллина.

Сравним с Олимпийскими играми

Недавнее обращение в адрес Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ по поводу организации в республике один раз в четыре года новой разновидности праздников — «Евразийского форума национального искусства и спорта» заслуживает внимания по ряду причин.

Во-первых, реализация такого масштабного проекта, охватывающего все евразийское пространство, явно способствовало бы дальнейшему повышению авторитета Республики Татарстан и развитию интеграционных процессов в рамках Евразии в интересах всей Российской Федерации.

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

Во-вторых, проведение Евразийского форума по традиционным видам искусства и спорта будет содействовать сохранению традиционных культур и укреплению дружеских связей между всеми народами этого суперрегиона.

В-третьих, это означало бы выход базирующихся на национальных традициях республиканских праздников на новый — международный уровень, чем-то сходный по масштабам с Олимпийскими играми.

Со своей стороны могу отметить, что в ходе состоявшейся в прошлом году в г. Анкаре в штаб-квартире «ТиК^ОУ» встречи руководства этой международной организации с большой группой историков из Татарстана нами была представлена инициатива, связанная с организацией Евразийских игр, и высказано предложение о ее поддержке. Думается, что в процессе реализации рассматриваемого проекта контакты с этой авторитетной организацией были бы не лишними.

В целом, учитывая важность для Республики Татарстан, всей Российской Федерации предлагаемого мероприятия в геополитическом и общекультурном отношениях, считаю необходимым поддержать данную инициативу на государственном уровне.

В последнем номере научно-документального журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков» (№ 3/4 2011 г.) опубликовано письмо-обращение к председателю Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан Р. И. Валееву об организации Евразийского форума по традиционным видам искусства и спорта.

Инициатива двух известных ученых республики, докторов исторических наук, члена правления Татарстанского отделения Российского общества историков-архивистов Дамира Шарафутдинова и президента Международной гуманитарной академии «Европа-Азия» Энгеля Тагирова мне, как специалисту, близкому к этим вопросам, представляется и в культурно-идеологическом, и практическом плане весьма актуальной.

Идея евразийства, сформулированная прогрессивной частью ученых России еще столетие назад, нашла свое развитие в трудах ученого-историка Л. Н. Гумилева, чей памятник справедливо установлен в самом центре Казани. В наши дни она воплащается в жизнь лидерами трех крупных государств — Российской Федерации, Казахстана и Беларуси. 18 ноября 2011 г. в Москве ими была подписана декларация о создании Евразийского союза. Это решение нуждается в подкреплении в культурно-идеологических, спортивных и других областях.

Современные соревнования по классическим видам спорта далеки от народных масс и мало соответствуют идеям евразийства. Это зрелище богатых, часто они напоминают бои гладиаторов в Древнем Риме. Вокруг этих игр крутятся баснословные финансовые средства.

Сближают народы в новом экономическом пространстве традиционные народные виды искусства и спорта, неразрывно связанные с традиционными национальными праздниками, например, как наш Сабантуй.

Д. Шарафутдинов и Э. Тагиров приводят примеры подобного рода соревнований в Литве, Чувашии. Но их идея намного уже, чем идея евразийства. И не только. Авторы письма-обращения предлагают воедино связать не только пространство (Азия и Европа), но и время (традиции и современность), сделать традиционное искусство и спорт более массовым, зрелищным, воспитательным. Не только Сабантуй татарский, но и евразийский. Можно назвать и по-другому. Но он будет напоминать по духу именно наш Сабантуй, играющий, как справедливо пишут авторы, «важную роль в укреплении физического и нравственного здоровья народа, способствующий развитию народной музыки, песни, танца, поэтического творчества».

Центром игр должна стать Казань. Она с древних времен была духовным, культурным,

Дамир Исхаков,

доктор исторических наук

Связь Пространства и Времени

торгово-экономическим мостом между Европой и Азией. Таким образом, Казань станет не только спортивной столицей РФ, но и центром традиционных видов искусства и спорта Евразии. На мой взгляд, форум должен бы завершиться экскурсией его участников в Булгары.

Гамирзан Давлетшин,

доктор исторических наук

Уйланган эзгэ тешэр, куз алдыбызда усэр

«Гасырлар авазы - Эхо веков» Ьэм «Вестник архивиста» журналларыныц бергэ чы-гарылган санында (2011 ел, № 3/4) «Милли сэнгатенец Ьэм спортныц традицион терлэре буенча Евразия форумы оештыру турындагы» язмада мэгълум шэхеслэребез Дамир Шэрэфетдинов белэн Энгель ТаЬиров хэзерге заманыбыз Ьэм килэчэк ечен бик тэ меЬим мэсьэлэ кутэрэлэр. Алар гащэеп куп цивилизацияле иллэрне Ьэм дэулэтлэрне, дистэлэгэн, йезлэгэн халыкларны берлэштергэн Европа Ьэм Азиядэ эз калдырган, яшэугэ хокук яула-ган традицион халык бэйрэмнэрен истэ тотып, файдаланып Евразия форумын деньяга чы-гару проблемасын ачып салалар Ьэм аны чишунец ихтимал булган юлларын курсэтэлэр.

Суз рухи деньябызныц кояшы булган Сабан туебызны бутэн-терле куцел ачу чарала-ры белэн алмаштыру хакында бармый. Чынында суз Евразия форумына тормыш биреп, татар Ьэм башка терки кавемнэрнец борынгыдан килгэн сэнгать Ьэм спорт терлэрен торгызу ниятен гамэлгэ кую турында бара.

Тулы тормыш белэн яшэу эштэн генэ тормый. Кешелек деньясында бер-берецне ях-шырак ацлау, кубрэк белу ечен узара аралашу кирок булган. Мондый аралашу эшкэ дэрт-дэрман биргэн, рухи деньябызга щан ергэн, уй-фикерлэрне берлэштергэн, кечесен дэ, олы-сын да герлэштергэн. Иц мекатдэс нэрсэ эш икэнлекне Ьэркем белэ. Эш беткэч, уйнар-га ярау мэкальлэргэ ицгэн. Ягъни уеннан уймак чыгармаска, э аны бэйрвм итэргэ кирэк. Моныц ечен инде уйнап тугел, уйлап эш иту зарур.

Без ускэндэ узебезне чолгап алган табигатьтэн аерылмыйча яши идек. Ел фасылларын бэйрэм белэн башлап, бэйрэм белэн озаталар иде. Чэчугэ, уракка тешулэр бетен авыл хал-кы ечен куанычлы вакыйга булды. Инеш-су буйларында ускэн таллар, якындагы эрэмэлэр, болын-кырлар, яшел узэннэр, зэцгэр таулар кенкурешебездэн аерылгысыз булдылар. Алар-дан башка яшэуне берэу дэ куз алдына китермэгэндер.

Ындыр артларында узган, элмисактан* килгэн «Тугэрэк» уеннарында авылныц бетен бала-чагасы, яшусмере катнашкан, тора-бара елкэннэр дэ щыелган. Андагы щыр-бию, уен-келке, балаларныц сикерулэре, мэтэлчэк атулары, егетлэрнец гармун сузулары, тау буен-нан щайдакларныц узулары, коры чыбык щыеп учак ягулар, яшеренгэн эйберне эзлэп табу-лар — гомерлеккэ истэ калганнар.

Талчыбыклардан нилэр генэ ясамыйлар да, нилэр генэ эшлэмилэр иде: кечкенэ чемодан-сандыклар, шкатулкалар узлэре сэнгать щэуЬэрлэре. Беек Тукай да бит узенец талчыбык чемоданы белэн Идел-Урал араларында, казах далаларында, Эстерхан якларын-да, Санкт-Петербургта йергэн. Шунда узенец шигырьлэрен, китапларын саклаган... Бала бишеклэре, кеймэле, бэлэкэй арбалар, пешкэн бэрвцгене казаннан сезеп ала торган чулпы-лар, ипи тэлинкэлэре, щилэк кэрщиннэре, урдэк-каз-куркэ оялары — барсы да талчыбык-тан уреп эшлэнде. Э шау-гер килеп торган базарлар шул талчыбыктан ясалган эйберлэр кургэзмэсенэ эверелгэн вакытлар аз булмады. Эле андагы балчык чулмэклэр, терле савыт-лар — чын сувенирлар! Гади генэ узле кызыл балчыктан сайраучы кошларны тудыручылар щандагы сагыш-моцнарны кудыручы могщиза иялэре булып искэ тешэ.

Саламнан исэ оста куллар эллэ нилэр тудыра: купме рэсем-картинкалар, купме фигура-лар эшлэнэ иде аннан. Эйтик, Эйфель, Сеембикэ манараларын сурэт итеп тэ, кечерэйтелгэн фигураларын да ясау ечен табигать биргэн кадерле чимал иде ул. Саламнан тау куренешлэре, терле кошларныц «рэсем»нэре теп-тере булып гэудэлэнде.

Чэчэннэрнец, акыннарныц щыру эйтешлэре тормышныц искитмэле бизэге булып щанга уелган. Суз уцаенда дуртьюллыкларны уйлап чыгару щыру эйтешендэ катнашучылар ечен

* Элмисактан — денья яратылганнан бирле. Бу урында тэцрилек чорыннан мэгънэсендэ.

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

берни тормый иде. Чынлап та, нигэ бетенденья бэйрэме (форумы) итеп уткэрмэскэ мон-дый тамашаны?..

Менэ боларньщ барсын да Евразия дигэн олуг тэсбихка берэм-берэм тезелерлек игу — тормышньщ бик куп елкэлэрен усешкэ китерер иде. Юл адымнан башлана, дилэр. Э бит бу юнэлештэ тэуге адымнар ясалган инде. Шактый мирас та тупланган. Шуларны ейрэнеп, бетен Евразия кешелэрен дуслыкка, татулыкка, бердэмлеккэ илтуче эзгэ тешэргэ мемкин булачак.

Бу уцайдан кутэрелгэн мэсьэлэ буенча уен уйдырып салган, яца фикерлэр кузгаткан, офык пэрдэлэрен кутэргэн «Гасырлар авазы - Эхо веков» журналына, аныц баш мехэррире Дамир Шэрэфетдиновка рэхмэт эйтэсе килэ.

Д. Шэрэфетдинов — ярты гасырга якын татарча керэш мэсьэлэсен кутэреп Ьэм яктыр-тып килгэн кеше. Хэзер ул Евразия форумы мэсьэлэлэрен кен тэртибенэ куя, моны хэл итуне, бик куп терки Ьэм башка халыкларныц рухи деньясын бетен щаны белэн тоя.

* * *

Халык талантын уятыр Замана щиткэн инде.

Евразия двнья квткэн Форумга уткэн инде.

Туар ул, туар барыбер,

Тумыйча кала алмас.

Ансыз кешелек двньясы Алга юл сала алмас.

Кайда да бербвтен булып Ул кирэк яшэу вчен.

Кирэкул усеш кичереп Кукрэп яшьнэу вчен.

Дамир Гарифуллин,

язучы

РЕЗЮМЕ

Отклик писателя Д. Гарифуллина на письмо-обращение Д. Шарафутдинова и Э. Тагирова к председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Р. Валееву об организации Евразийского форума традиционного искусства и спорта. Автор посвятил этой теме и свое стихотворение.

«Мунйат ал-гузат»*

(В помощь борцам за веру)

В этом кипчакско-мамлюкском письменном трактате средневековья, переданном генеральным директором Генерального управления государственных архивов Турции Юсуфом Сарынаем Национальному архиву Республики Татарстан**, описаны следующие игры и виды спорта наших предков:

Игра в човган (чэугэн). Это бросок мяча в ворота соперника при помощи клюшки верхом на лошадях. Игра была широко распространена в Поволжье и Приуралье, Средней Азии, Ираке, на Кавказе и в арабских странах.

Этой игре посвящены специальные пособия. Например, в кипчакско-мамлюкском письменном трактате средневековья «Мунйат ал-гузат» («В помощь борцам за веру») имеется целая глава, в которой подробно описаны приемы, количество участников, особенности клюшек и др.

* Ugurlu, M. Munyetu’l-guzat. - Ankara, 1987. - 333 s.

** Шерефетдинов Д. Р. Татар барда — Сабан туе бар. - Казан, 2003. - Б. 24; Исламов Р. Фарислыкньщ олуг менфегателек эшлереннен // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. - № 3/4. - С. 284-286.

и

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

У татар раньше игра в хоккей называлась «Чэкэн уйнау». Слово «чэкэн» в данном случае не означает ли «човган», т. е. отголосок из глубины истории?

Езда верхом на коне. Этому искусству наездничества посвящена первая глава указанного трактата. В ней дана полная инструкция о том, как вести себя верхом на коне, описаны езда без седла, способы оседлания коня и управление конем во время скачек.

Стрельба из лука. Этому искусству также посвящена актуальная глава в «Мунйат ал-гузат». В ней подробно изложены упражнения наших предков по стрельбе из лука, виды лука и стрел, виды деревьев, из которых делают луки и стрелы, способы стрельбы стоя, с колена и верхом на коне и т. д.

Бросок копья. В трактате описаны виды, способы броска и переходы из одного способа к другому, броски копья в пешем порядке и во время езды верхом на коне.

При подготовке спортивных мероприятий было бы целесообразно обратить внимание и на источники прошлых веков и, по возможности, усваивать изложенные в них сведения для успешного применения их в современных условиях.

Рамиль Исламов,

доктор филологических наук

25 гыйнвар 2012 ел.

Казан.

Хермэтле Дамир Рэуф улы!

2012 елныц 7 февралендэ 14.00 сэгатьтэ Татарстан Республикасы Дэулэт Советыныц 219 булмэсендэ Мэдэният, фэн, мэгариф Ьэм милли мэсьэлэлэр комитетыныц чираттагы утырышы була. Кен тэртибендэ «Терки халыкларныц сэнгать Ьэм спорт ярышлары (Евразия уеннары) турында» мэсьэлэ дэ каралачак.

Сезне Комитет утырышында катнашырга чакырам Ьэм элеге мэсьэлэ буенча чыгыш ясавыгызны сорыйм.

Комитет рэисе Р. И. Вэлиев (имза).

РЕЗЮМЕ

Письмо председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Р. И. Валеева Д. Р. Шарафутдинову о проведении заседания, на повестке дня которого рассмотрение вопроса «О Евразийских играх традиционного искусства и спорта».

Из повестки дня заседания Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам

7 февраля 2012 г.

Государственный Совет РТ ауд. 219 14.00 часов

[...] 3. О Евразийских играх традиционного искусства и спорта.

Докладчик: Шарафутдинов Д. Р., главный редактор журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков».

Председатель комитета Р. И. Валеев.

Татарстан Республикасы Дэулэт Советыныц Мэдэният, фэн, мэгариф Ьэм милли мэсьэлэлэр комитеты рэисе Р. И. Вэлиев чыгышы

Сезнец кайберэулэрегезгэ, бэлки, бу мэсьэлэ бераз гына сэер дэ тоеладыр, кайберэулэр, бэлки, каян килеп чыкты бу тэкъдим, дип уйлап та куйгандыр. Э чынлыкта бу без буген генэ уйлап тапкан нэрсэ тугел. Аны инде куптэн — дистэ еллар буена щэмэгать эшлеклелэребез дэ, язучыларыбыз да, галимнэребез дэ кутэреп килэлэр.

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ьэрбер халыкныкы булган шикелле, безнец дэ милли уеннарыбыз, милли сэнгатебез бар Ьэм, ни кызганыч, аларныц кубесе экрен-экрен онытыла бара. Менэ без соцгы еллар-да, заманында онытыла башлаган Сабан туйларын зурлап уткэрэ башладык. Авылларда да уткэрэбез, шэЬэрлэрдэ дэ, чит иллэрдэ дэ — бу бик яхшы. Эмма Сабан туйларыныц эчтэлеге безне Ьич кенэ дэ канэгатьлэндерерлек дэрвщэдэ тугел.

Соцгы вакытта кайбер Сабан туйларыбыз партхозактив щыелышларына, гап-гади спорт уеннарына охшап кала башлады. ^ыелалар, мэсэлэн, район Сабан туена. Башта бер сэгать буена алдынгы эшчелэрне котлыйлар, аннан соц су буе сузлэр сейлилэр, сейлэучелэре, гадэттэ, ел саен бер ук кешелэр була. Кызганычка каршы, бездэ эле бик куп сабантуйлары-быз формаль тестэ оештырыла. Дерес, бик матур, бик узенчэлекле Сабан туйларыбыз да юк тугел. Бигрэк тэ авыл Сабан туйлары шактый эчтэлекле утэ.

Сабан туе хэзер чит иллэрдэ дэ уткэрелэ башлады. Уткэн елны мин Кытай татарлары Сабан туенда булдым. Эмма Кытайда уткэн бу Сабантуйны мин Ьич тэ без белгэн тради-цион Сабан туе дип эйтмэс идем, дересроге ул кубрэк узешчэн Ьэм профессиональ артист-лар концертына охшаш иде. Шуца да Сабан туйларын уткэрер алдыннан оештыручыларны щыеп, тэфсиллэп ацлатып, аларга ниндидер кулланмалар, ярдэмлеклэр чыгарып, бу эшне тэртипкэ салырга иде.

Аннан игътибарыгызны тагын бер мэсьэлэгэ юнэлтэсем килэ. Без, терки халыклар бер-беребезгэ бик нык охшаган да Ьэм шактый узенчэлеклэребез дэ бар. Моннан еч ел элек мин Таулы Алтайда аларныц Ил-уен дигэн милли бэйрвмнэрендэ катнашкан идем. Ул безнец Сабан туебызга охшаганрак гащэеп кызыклы бэйрэм-уен. Элегрэк безнец Сабан туйлары да шундыйрак булгандыр. Анда нинди генэ милли спорт терлэре юк! Э бездэ инде аларныц кубесе онытылып килэ. Эгэр без, кардэш халыклар, бер-беребез белэн аралашып, бер-беребездэн ейрэнеп, уртак уеннар оештырсак, терле халыкларныц бу тарихи хэзинэлэре иш янына куш булып, яцарыр, яца усеш алыр иде. Терле миллэтлэрнец милли сэнгать Ьэм спорт уеннарындагы узенчэлеклэрне бергэ туплап, бер-беребезнец узенчэлеклэрен ейрэнеп, килэчэктэ Евразия кулэмендэ милли сэнгать Ьэм спорт бэйрвме оештырсак, минемчэ, бу бик тэ кызыклы зур чара булыр иде.

Дэулэт Советына шундый мервщэгать килгэннэн соц, без аны Мэдэният министрлы-гына Ьэм Яшьлэр эшлэре, спорт Ьэм туризм министрлыгына щибэрдек. Эмма алар аны бик хуплап, кутэреп алмадылар, ченки бу естэмэ, артык эш, спорт чаралары республикабызда болай да хэттин ашкан. Универсиаданы да, башкасын да уткэрвсе бар. Лэкин Универсиада булыр да утэр, э халык калачак. Халык милли йезен саклап яшэсен ечен, безнец милли бэйрэмнэребез, милли уеннарыбыз сакланып калырга тиеш.

Казан каласында, Татарстан щирендэ Евразия халыкларыныц милли спорт Ьэм сэнгать форумын уткэру, Ьичшиксез, безнец халкыбызныц рухи куэтен арттырыр, аныц гомерен озайтыр иде.

Открывая заседание Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, его председатель Р. И. Валеев обосновал насущность организации Евразийского форума традиционного искусства и спорта. При этом он отметил, что Министерство культуры РТ и Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, куда было направлено опубликованное на страницах журнала обращение, его не поддержали.

Уважаемые депутаты!

Рассматриваемая сегодня проблема особенно актуальна в свете Указа Президента Российской Федерации Д. А. Медведева «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» и Указа Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова «Об объявлении 2012 года Годом историко-культурного наследия Республики Татарстан».

Обращаясь в адрес Вашего Комитета о необходимости организации Евразийского форума национального искусства и спорта, которое было опубликовано в последнем номере

РЕЗЮМЕ

Выступление Д. Р. Шарафутдинова — главного редактора журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков»

журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков» (2011, 3/4), мы с моим коллегой Э. Р. Тагировым, соавтором книги «Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве», не в коей мере не полагали придумать что-то вместо Сабантуя и не вели речь о каком-то разовом мероприятии. Наоборот, составленная при содействии Центра развития традиционной культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан наша Рекомендация по подготовке и проведению Евразийского форума традиционного искусства и спорта, все основные моменты которого включены в проект постановления Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам «О Евразийском форуме традиционного искусства и спорта», предполагает комплексное решение, я прямо скажу, не очень простых проблем и отмахнуться от них очень легко. А решать поднятые нами вопросы нужны годы. Ведь здесь речь идет о необходимости возрождения и дальнейшего развития многовековых жемчужин народа — образцов его традиционного искусства и спорта.

В этой связи я хочу сказать, что подготовленный Вашим Комитетом проект постановления носит концептуальный, программный и долгосрочный характер.

Это судьбоносный документ, и как он будет реализовываться, еще время покажет. Он направлен прежде всего на сохранение национального искусства и спорта, наиболее важным в нем, на мой взгляд, является постановка вопроса о законодательном закреплении проблем сохранения нематериального культурного наследия народов Татарстана, что рассматривается в русле включения Сабантуя в список ЮНЕСКО. В нем Кабинету Министров рекомендуется рассмотреть вопрос о мерах по восстановлению, развитию традиционных видов искусства и спорта в Республике Татарстан. Такого основательного постановления в республике в данном направлении еще ни разу не принималось.

И, наконец, поддержка вопроса возможного проведения первого Евразийского форума по традиционным видам искусства и спорта. В этой связи очень коротко хочу коснуться истории поднимаемого вопроса. Еще в начале 60-х гг. XX века мной на страницах газеты «Социалистик Татарстан» была опубликована статья о рачительном использовании древних средств духовного и физического воспитания, прежде всего на селе. На нее были написаны пространные отзывы такими известными писателями, как Наби Даули, Амирха-ном Еники, Нуриханом Фаттахом, публицистами Флоридом Агзамовым, Зайни Тухватом и другими. В те же годы нами с педагогом Ильдаром Садриевым был организован «Фестиваль дружбы» между молодежью сел Адав-Тулумбаево Буинского и Деушево Апастовско-го районов, в программу которого включались традиционные виды самодеятельного искусства и спорта. И он продолжался около десяти лет. А соревнования сельских батыров, организованные по моей инициативе редакцией газеты «Социалистик Татарстан» на приз героя-поэта М. Джалиля, продолжаются уже почти полвека. На этих состязаниях я из года в год встречал многих писателей — Роберта Ахметзяна, Мударриса Агляма, батыра сабантуев Рината Мухамадиева, Равиля Файзуллина, Зульфата, Нияза Акмала, Рашата Низами и других. Да и Вы, Разиль Исмагилович, были частым гостем этих народных состязаний.

В то же время, несмотря на то, что нами (совместно с Р. Азизовым) были разработаны и первые систематизированные правила по курэшу и правила по 8 видам конноспортивных игр (совместно с З. Хабибуллиным) и Положение о соревнованиях по бегу в гору (совместно с К. Мухтаровым), только татарская борьба курэш вписалась в календарь республиканских и всероссийских соревнований. Не вошла в практику и организация, как это делается в Башкортстане, республиканских конкурсов и праздников на национальных инструментах, к примеру, игре на курае. И потому в проекте постановления Вашего Комитета в первую очередь вынесены конкретные предложения по возрождению и дальнейшему развитию традиционных видов искусства и спорта и обогащение ими праздников Сабантуй самых различных уровней, что, несомненно, будет способствовать освобождению их содержания от неприсущих празднику «мероприятий».

Вопрос же организации Всемирных игр по национальным видам спорта с приглашением посланцев татарской диаспоры со всех континентов впервые был выдвинут мной в начале 90-х гг. на Втором съезде ТОЦ и выступлении на Всемирном конгрессе татар.

В эти годы редакция газеты «Социалистик Татарстан», Министерство культуры и

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

Спорткомитет ТАССР уже пытались практически осуществить эти насущные идеи. На Центральном стадионе г. Казани два года подряд были проведены масштабные праздники песни и национального спорта. В них приняли участие представители других республик, где выступления мастеров искусства чередовались с соревнованиями по отдельным национальным видам спорта. К сожалению, это начинание было организовано прежде всего без должного учета драматургии и режиссуры массового праздника и только с поверхностным использованием народных традиций, поэтому и не получило в тот период своего продолжения.

Сегодня же речь идет об организации Евразийского форума традиционного искусства и спорта с использованием многовекового опыта духовного и физического воспитания татар, других тюркских народов, сохранившихся в народных праздниках, играх, музыке, песнях, плясках, национальных видах спорта. И потому для реализации предложенного Вашему вниманию проекта постановления Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам у нас имеется достаточная научная база, основанная на исторических и документальных источниках (см. Приложение 1), подготовленные кадры и должная материальная база, созданная в связи с подготовкой к проведению XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани.

Считаем целесообразным в 2015 г. провести республиканский форум, а организацию Евразийского форума спланировать на 2016 г. в год XXXI летних Олимпийских игр (отобрав лучших участников по итогам предыдущего праздника), приурочив к Дню образования Республики Татарстан и празднику осеннего равноденствия (Сюнбелю).

Для участников по окончании форума можно было бы организовать поездку в Булгары.

Выступление Э. Р. Тагирова — президента Международной гуманитарной академии «Европа-Азия»

Предложенный Вашему вниманию научно-исследовательский, социально-культурный проект «Первый Евразийский форум традиционного искусства и спорта» является формой интеллектуального ответа на вызовы времени. Его актуальность измеряется в контексте как национально-региональных, так и глобальных проблем.

Одним из феноменов современности является обострение этнонационального фактора. «Восстание» этничности — явление общемировое, его признаки во всех социально-протестных движениях современности, начиная от «арабской весны», до событий на Манежной площади в Москве.

Идея проведения Евразийского форума актуализируется и в свете глобального феномена «возвращения к истокам, поворота к корням». Речь идет о важности возрождения и сохранения самобытности, уникальности национальных языков, культуры, традиций евразийских народов. Для татарского народа эта проблема имеет особое значение. Это проблема его выживания и будущего в интенсивно глобализующемся мире.

Значимость проекта проведения Евразийского форума связана и с феноменом бума, «взрыва» интереса всего человечества к проблеме усиления роли молодежи в условиях общецивилизационного кризиса. Формирование нового класса молодежи — креативного, здорового в нравственном и физическом смысле — это требование времени.

На евразийском «майдане» накоплен универсальный опыт межкультурного взаимодействия многих народов человеческого сообщества, в том числе и совместного проведения природно-календарных, исторических праздников и спортивных соревнований.

Проведение Евразийского форума традиционных форм искусства и спорта могло бы стать важным шагом на пути к возрождению национальных традиций и консолидации тюрко-татарского мира.

Татарстан Республикасы Мэдэният министрлыгы каршындагы «Республика традицион мэдэниятне устеру Узэге» директоры, филология фэннэре кандидаты Ф. Х. Завгарова чыгышы

Алда суз алган Дамир Рэуфович Шэрэфетдинов терки-татар халкыныц традици-он сэнгатен Ьэм спорт уеннарын барлау, аларны кабаттан торгызу юнэлешендэ система-

-<292>

V

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

лы эш оештыру кирэклеге турында тэфсилле чыгыш ясады. Аныц бу фикерлэренэ естэмэ рэвешендэ, сезнец игътибарны бик озакка щэлеп итмичэ генэ, бер-ике суз эйтергэ те-лим. Минем сузем татар халык сэнгатенэ бэйле берничэ мэсьэлэне уз эченэ ала. Бугенге сейлэшудэ без халыкныц ярыш-бэйгелэренэ тукталдык. Элеге халык бэйгелэренец спорт уеннары дэрэщэсенэ кутэрелугэ лаек булып, деньякулэм булмаса да, терки халыклар форумы дэрэщэсенэ кутэруне кирэклеген ассызыкладык. Бу очракта халык спорт уеннарыныц берничек тэ халык сэнгатеннэн аермалы карала алмавын да билгелэргэ кирэк. Татар халкы яшэешендэ алар бербетенлекле булып, бер-берсен тулыландырып, халык кенкурешендэ уз вазифаларын бердэм башкарып килгэннэр. Шуца курэ мин бугенге суземдэ теп басымны татар халкы сэнгатенец бугенге торышына, бу елкэгэ мэнэсэбэтле кадрлар эзерлэу систе-масына ясауны кирэк дип исэплим Ьэм суземне теп еч мэсьэлэгэ юнэлтмэкче булам.

Бугенге кендэ киц масштаблы 24 сэгать буе Рэсэй территориясен тулаем каплый алырлык татар телле ТНВ-планета телевидение каналы эшлэтеп щибэрэбез, дибез. Лэкин шушы сузне ишетугэ, минем алга бер сорау килеп басты. Ул каналда эшлэрлек татар сэнгатен, этнографиясен белуче кадрларыбыз бармы соц? Ул кадрларны эзерлэрлек бе-лем биру системабыз корылганмы? Бу сорауларга, минемчэ, беркем дэ уцай щавап бирэ ал-мый. Ни ечен дигэндэ, Татарстанныц бер генэ уку йортында, шул исэптэн вузында да, татар этнографиясенэ кагылышлы бер сэгать кулэмендэ булса да бер генэ лекция дэ укыл-мый. Шулай булгач, без татар сэнгате турында эле тепле суз алып бара да алмыйбыздыр, минемчэ. Татар этнографиясе кафедрасы ачу телэге бу очракта мэгънэсез, тормышка аш-мас хыял кебек кенэ чамалана башлый. Димэк, без ул тапшыруларныц эчтэлек сыйфаты, мэгълуматилеге турында да суз кузгата алмыйбыз тугелме соц? Соцгы елларда Универсиа-дага бэйле Татарстан Милли музеенда татар этнографиясен чагылдырылган экспозициялэр кору турында куп кенэ планнар корыла. Э аларны оештыру эшен щитэклэп, башкарып чы-гучы этнографларыбыз бармы соц? Аларны кайда, кем эзерли? Кызганычка каршы, беркай-да да, беркем эзерлэми. Бу беренче щитди мэсьэлэ.

Татар халык хореографиясе белэн дэ ситуация шундыйрак. Дересрэге, тагы да аяныч-рак. Ничэ еллар дэвамында Татар фольклоры дэулэт узэге бу мэсьэлэнец ни дэрэщэдэ щитди икэнлеген ассызыклап, берничэ тугэрэк естэл, конференциялэр уткэрде. Аларда кутэрелген мэсьэлэлэр вакытлы матбугат битлэрендэ яктыртылды. Бу хэлдэн беркадэр уцай чыгу юлы буларак, Казан дэулэт мэдэният Ьэм сэнгать университетыныц хореография факультетында татар халык биюе кафедрасы ачу мэсьэлэсе куелган иде. Лэкин бу чара хэзер дэ хэл ителми кала бирэ. Шуны ацларга кирэк, татар халык биюе кафедрасы булмый торып, студентларны елга бер мэртэбэ булса да кыр фольклор практикаларына алып чы-гып, халыктан, аныц терле этник теркемнэренэ хас бию урнэклэрен щыйдырмый торып, без бию сэнгатебез узенчэлеге, аныц узенэ генэ хас бизэклэре турында авыз ачып бер суз дэ эйтэ алмаячакбыз. Элегэ хэтта узебезгэ хас ничэ терле биюебез барлыгын да белми-без. Иц кызганычы, белергэ тиешлегебезне дэ ацламыйбыз. Ул гына да тугел, буген татар кешесенец кендэлек яшэешеннэн бию сэнгате тавыш-тынсыз гына китеп бара. Без — бу хэлнец тере шаЬитлэре. Сабантуйларда халыкныц уз куцелен узе куреп, рэхэтлэнеп биюен соцгы вакытларда кайчан, кайда кургэнебез бар? Гаилэ бэйрэме, мэщлеслэрендэ дэ татарча биемибез диярлек. Туйларда да кырыктан естэ булган кунаклар куп булса гына татарча бию оешып ала. Яшь буынныц бию телэге юк кына тугел, аныц биерлек ситуациясе дэ юк, ул биюлэрне курми дэ. ТНВ-планета каналы экраннарга теге яисэ бу тебэк татарын нэрсэ белэн щэлеп итэр соц? Себер татары бу яца каналны узенеке итсен ечен, тапшыруларда себерчэ тейдерешлэрне, аларга хас аяк уеннарны курергэ тиештер бит! Э Эстерхан татарла-ры узлэренец искиткеч матур шурэнге, кияу сый Ьэм башка узгэ кейлэрен узлэре генэ ише-теп калмыйча, бетен татарга ишетелуен телилэр булыр. Лэкин болар турында сейлэу ечен эзерлекле кадрлар кирэк. Бу да алда аталган проблемаларныц тагын бер канаты. 1939 елда Гай Гадщи улы ТаЬиров чыгарган «100 татар биюе» китабы белэн генэ утырырга тиеш тугелдер бит инде татар. Димэк, бу елкэдэ дэ щитди проблемалар бар. Алар да ниндидер гамэллэрнец системалы утэлуен кетеп торалар. Заманында кечле фэнни мэктэплэре бул-ган вузларга, сэнгатьне ейрэну институтларына Казаннан максатчан аспирантураларга сту-дентлар щибэру системасы бар иде. Совет иле бету белэн бу система да эшлэми башла-

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

ды. Нигэ бертекле генэ булса да галимнэр эзерлэунец бу тер чарасына кабат кайтмаска?! Татарстан хекумэтенэ бер-ике кечле студентны максатчан магистратураларга щибэру юл-ларын булдырмаска?! Казахстан буген узенец мецэрлэгэн кызларын, егетлэрен уз акчасы-на деньяныц иц кечле белем биру уку йортларында укыта. Без элегэ мецнэр димибез, без ике-еч турында суз алып барабыз.

Тукталырга кирэкле еченче мэсьэлэ — халык уен коралларын популярлаштыру, кайберлэрен кабат торгызу. Халыкка кайтару, торгызу, дигэндэ, без еш кына уйланып бетмэгэн, анда бер — монда бер уткэрелэ торган республикакулэм фестивальлэр белэн узебезне канэгатьлэндерэбез. Лэкин алар теге яисэ бу уен коралын халык арасында попу-лярлаштыруда эллэ ни утемле чара тугел. Бугенге кендэ утэ торган уен коралларына ка-гылышлы фестивальлэргэ, гадэттэ, совет чорындагы чиксез смотр-конкурсларда кулын шактый чарлаган елкэн яшьтэге агайлар катнаша. Кайвакыт теге, яисэ бу музыка, сэнгать мэктэбе каршында оешкан ансамбльлэр килеп керэ. Лэкин алар да системалы рэвештэ тугел.

Уен кораллары турында суз кузгалдымы, тагын бер еш кутэрелэ торган сорау куера башлый. Ул—татар халык музыка уен кораллары фабрикасын торгызу. Бу ике мэсьэлэ бер-берсенэ бик нык бэйлэнгэн. Ни ечен, дигэндэ, фабриканыц тиешле эшлэп, щитештергэн уен коралларын сату мемкинлеге булсын ечен, ул коралларда уйнаучыларныц, уйнарга ейрэнергэ телэге булганнарныц бик куп булуы кирэк. Э алар булсын ечен, музыка, сэнгать мэктэплэрендэ татар халык уен кораллары белэн бэйле предметларныц теп уку планна-рында булуы мэщбури. Бугенге кендэ Татарстанныц музыка мэктэплэрендэ классик европа уен кораллары теп предмет исэплэнэ. Халык уен кораллары аларда факультатив буларак кына куелган. Элбэттэ, бала теп предмет буларак флейта сайлаган икэн, аныц естэмэ тагын бер предмет белэн шегыльлэнеп вакытын эрэм итэсе килми. Казан музыка училищесын-да да, Казан дэулэт консерваториясендэ дэ, Казан дэулэт мэдэният Ьэм сэнгать универси-тетында да шушы ук хэл. Башкортстанда курайны республиканыц йезек кашы дэрэщэсенэ кутэру ихтыящы тугач, беренче эшне музыка Ьэм сэнгать мэктэплэренец укыту планнары-на, программаларына мэщбури курайны теп предмет буларак кертудэн башладылар. Шу-лай эшлэмэгэн мэктэплэргэ лицензия бирелмэгэн дип тэ сейлилэр. Буген Башкортстаннан килгэн, алар ечен урта кул исэплэнгэн курайчылар ансамбльлэренэ Татарстанда тицнэр бетенлэй юк.

Хермэтле депутатлар! Утырышка чакырылган кунаклар! Кургэнегезчэ, халык сэнгатен саклау, устеругэ бэйле кайсы гына тармакны алма, берсендэ дэ алга китеш тугел, э бетугэ таба йез тотуны курэбез. Буген бик еш кына Татарстанда татарлар деньяга терле яклап интеграциялэнэ, татарны денья таный башлады дигэн сузлэрне шактый ишетэбез. Лэкин шул ук вакытта татар халык сэнгатен саклау, шуныц нигезендэ милли профессиональ сэнгатьне устеру елкэсендэ берни дэ эшлэмибез. Мин исэ, бу эшлэрне щайга салу ечен Дэулэтнец махсус карары, яисэ законы, шуныц нигезендэ тезелгэн программасы булырга тиеш дип исэплим. Шулай булмаганда, безнец татарлыгыбыз бик чамалы калыр. Игьтиба-рыгыз ечен бик зур рэхмэт.

Директор «Республиканского центра развития традиционной культуры» при Министерстве культуры Республики Татарстан Ф. Х. Завгарова в своем выступлении поднимает три важные проблемы: о подготовке кадров, знающих традиционное искусство и этнографию; о развитии татарской народной хореографии; о возрождении игр на народных музыкальных инструментах.

Уважаемый Дамир Рауфович!

Направляем Вам для сведения и использования в работе постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам «О Евразийском форуме традиционного искусства и спорта».

РЕЗЮМЕ

17.02.2012 г.

г. Казань. № 13-7-864

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Председатель комитета Р. И. Валеев (подпись).

Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам «О Евразийском форуме традиционного искусства и спорта»

Заслушав и обсудив информацию главного редактора журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков», доктора исторических наук Д. Р. Шарафутдинова о Евразийском форуме традиционного искусства и спорта, выступления депутатов Государственного Совета Республики Татарстан и других участников заседания, Комитет постановляет:

1. Информацию о Евразийском форуме традиционного искусства и спорта принять к сведению.

2. Комитету Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам рассмотреть вопрос о законодательном закреплении вопросов сохранения нематериального культурного наследия народов Татарстана.

3. Рекомендовать:

3.1. Кабинету Министров Республики Татарстан:

— рассмотреть вопрос о мерах по восстановлению и развитию традиционных видов искусства и спорта в Республике Татарстан;

— рассмотреть возможность проведения первого Евразийского форума по традиционным видам искусства и спорта;

— рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности Казанской фабрики музыкальных инструментов.

3.2. Министерству культуры Республики Татарстан:

— рассмотреть возможность создания системы обучающих курсов по татарскому народному танцу, игре на традиционных музыкальных инструментах;

— совместно с Казанским государственным университетом культуры и искусств рассмотреть возможность создания кафедры татарского народного танца в Казанском государственном университете культуры и искусств;

— рассмотреть возможность организации ежегодных республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах (гармонь, курай, кубыз, домбра и др.).

3.3. Министерству образования и науки Республики Татарстан совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:

— по согласованию с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации рассмотреть вопрос о преобразовании в Набережночелнинском филиале ФГОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» кафедры национальной борьбы курэш в кафедру по национальным видам спорта;

— рассмотреть возможность подготовки тренеров по национальной борьбе курэш и конному спорту в ГАОУ СПУ «Альметьевский колледж физической культуры».

3.4. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:

— подготовить правила организации и проведения соревнований по основным традиционным видам спорта.

3.5. Академии наук Республики Татарстан совместно с Главным архивным управлением Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан:

— разработать научную концепцию «Народный праздник Сабантуй: возрождение многовековых компонентов традиционной культуры».

Председатель комитета Р. И. Валеев (подпись).

7 февраля 2012 г.

№ 187

ЕВРАЗИИСКОМУ ФОРУМУ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

И СПОРТА БЫТЬ!

1. Исанбат Н. С. Татар халык макальларе: 3 т. - Казан, 1959-1967. - 1 т. - 915 б.; 2 т. - 960 б.; 3 т.1000 б.

2. Аль-Холи А. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. - М., 1962. - 40 с.

3. Занятия и быт народов Средней Азии: Среднеазиатский этнографический сборник. - Л., 1971. -Вып. III. - 284 с.

4. Этнографическое изучение быта и культуры узбеков / Отв. ред. Х. З. Зияев, Б. В. Лунин. - Ташкент, 1972. - 160 с.

5. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975. - 340 с.

6. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1978. - 216 с.

7. Баласагуни Ю. Х. Благодатное знание. («Котадгу билиг», 1069/70). - М., 1983. - 557 с.

8. Кул Гали. Сказание о Йусуфе. - Казань, 1985. - 232 с.

9. Ugurlu, M. Munyetu’l-guzat. - Ankara, 1987. - 333 s.

10. Идегей. Татарский народный эпос. - Казань, 1990. - 256 с.

11. Гумилев А. И. Древние тюрки. - М., 1993. - 512 с.

12. Сулейменов О. О. Язык письма. - Алматы-Рим, 1998. - 500 с.

13. Сейф С. Гелестан. Лирика. Дастан / Тез. Х. И. Мицнегулов. - Казан, 1999. - 296 б.

14. Табаков Д. Хоризонтът на познанията. Българите през вековете. - София, 1999. - 295 с.

15. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. - М., 2000. - Т. 1. - 672 с.; Т. 2. - 720 с.

16. Рассоха И. Н. Языческие религии и мифы народов мира. - Харьков, 2002. - 144 с.

17. Сулейменов О. О. Тюрки в доистории. О происхождении древнетюркских языков и письменностей. - Алматы-Атамура, 2002. - 318 с.

18. Паркер Э. Х. Тысяча лет из истории татар / Пер. с англ. В. Мирзаянова. - Казань, 2003. - 287 с.

19. Бэмбер Г. Великие моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана / Пер. с англ. Б. Гаскойн. -М., 2003. - 270 с.

20. Мурад А. Э. Тюрки и мир: Сокровенная история. - М., 2004. - 649 с.

21. Кашгари М. Диван лугат ат-турк (Словарь тюркских наречий) / Пер. предисловие и комментарии З.-А. Ауэзовой. - Алматы, 2005. - 1288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Шарафутдинов Д., Гаффарова Г. Письменные источники о космологических воззрениях, верованиях, обычаях и обрядах древних тюрок // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2005. - № 2. -С. 312-319.

23. Пикен С. Д. Синто. - Ростов-на-Дону, 2005. - 173 с.

24. Шарафутдинов Д., Шириязданова И. Письменные источники о космологических воззрениях, верованиях, обычаях и обрядах древних тюрок // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2008. - № 2. -С. 311-317; 2009. - № 1. - С. 310-317; 2009. - № 2. - С. 308-317.

25. Витсен Н. Северная и Восточная Тартария / Пер. с голландского В. Г. Трисмана. - Амстердам, 2010. - Т. I, II. - 1225 с.; Т. III. - 579 с.

26. Отто Дж. Маенхен-Гельфен. Мир гуннов: исследования истории и культуры / Пер. с англ. В. С. Мирзаянова. - Казань, 2010. - 526 с.

27. Чаляби Мустафа бин Абдаллаха Катиба. Трактат «Подарок борцам, соревнующимся на майдане» (XIII в.) // «Кашф уз-зунун». (Труд хранится в ОРРК К(П)ФУ, в 7 книгах, в переводе на немецкий язык Густава Флюгеля: Fluegel, G. Lexicon Bibliographicum et Encyclopaedicum a Mustafa ben Abdallah Katib Jelebi dicto et Haji Khalifa celebrato compositum. - London Printed for the Orientale Translation fund of Great Brition and Ireland).

28. Шерифи. Диван (Отдел Хаджи Махмуд Эфенди библиотеки Сулеймания, г. Стамбул).

29. Книга о науке по стрельбе из лука (Отделе Велиюддина Эфенди библиотеки Баязида, г. Стамбул).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.