Филологические науки
УДК 821.512.31
Найданова Виктория Аюшеевна Viktoriya Naydanova
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ В БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ ХХ в.
GENRE EVOLUTION OF BURYAT LITERARY CRITICISM OF THE XXth CENTURY
Выявлены закономерности в развитии жанров бурятской литературной критики ХХ в., раскрываются факторы, определяющие активное функционирование тех или иных жанров в литературном процессе эпохи. Анализируются первые рецензии, написанные в рамках первичного жанра литературной критики. Выявляется ощутимый сдвиг в сторону профессионализации критики как рода особой литературной деятельности. Таковы литературно-критические обзоры и проблемные статьи 1930-х гг. Обозначается новый этап в развитии критики в послевоенные годы вместе с освоением такого важного жанра как литературный портрет, где понимается целостный охват художественной деятельности писателя, поэта
Ключевые слова: жанр, критические жанры, рецензия, литературно-критическое обозрение, литературный портрет, критическая статья
The article identifies patterns in the genre development of Buryat literary criticism of the XX century, reveals the factors that determine the active functioning of various literary genres in the process of age. The first reviews of written primary genre of literary criticism are analyzed. Notable shift towards criticism professionalizing as a sort of special literary, critical reviews and problem articles of the 1930th is revealed. The new stage in criticism development during postwar years together with the development of such important genre as a literary portrait is designated. In such a genre complete coverage of art activity of a writer, a poet is understood
Key words: genre, critical genre, review, literary-critical review, literary portrait, critical article
Изучение закономерностей развития жанров бурятской литературной критики в ХХ в. является актуальной задачей бурятоведения, так как позволяет на данном этапе уточнить тезис об интенсивном развитии бурятской литературы в новом теоретическом аспекте, что должно способствовать разработке современной концепции литературного процесса Бурятии ХХ в. Как известно, критика является отражением литературы в широком социально-историческом контексте эпохи, это
самосознание литературы и показатель уровня ее развития. В теории литературной критики разработано множество различных способов классификации критических жанров. Так, М.Я Поляков, выделяя в качестве принципа классификации и группировки критических жанров структурно-композиционное соотношение факта и проблематики, определяет интерпретационный тип жанров (в основе статьи движение) от литературного факта к социальной и литературной проблеме; идеологический
тип жанров (в статье совершается переход от проблемных высказываний к литературным фактам, например, литературное обозрение); разновидность идеологического типа (статья с переходом от факта к факту, например, литературный портрет); рефлективные или полемические жанры (на главное место помещается личность критика с определенной идеологической позицией, поэтому движение совершается от проблемы к проблеме) [1, С. 52]. Данная классификация продуктивна в смысле выявления самого принципа критической мысли и может быть применена для объяснения закономерностей функционирования жанров в литературном процессе.
Говоря об этапе становления бурятской литературной критики, следует иметь в виду, что необходимым условием для ее развития является функционирование печатных изданий, газет и журналов, то есть этапом становления следует считать все-таки сложные послереволюционные годы строительства нового социалистического государства, то есть начало 20-х гг. ХХ в. Поле критики — живая современность, критика зарождается как непосредственный отклик на только что появившиеся произведения, это отклик на злобу дня, не случайно, таким образом, первичным ядром жанров литературной критики является рецензия. Нам представляется важным вычленить в критических работах, освещающих литературный процесс 20-х, а затем 30-х гг. именно рецензентское начало, проследить формирование эстетических взглядов в процессе развития самой литературы. На этапе становления закономерно, на наш взгляд, именно возникновение интерпретационного типа жанров, к которому относится рецензия.
Возникновение национальной печати и периодической литературы относится к 1923 г., когда образовалась Бурят-Монгольская Автономная республика. В тот период начинает оформляться бурят-монгольская письменность и появляются первые произведения письменной художественной литературы. Именно появление периодической печати дает толчок для ста-
новления литературной критики, так как возникает таким образом необходимый общественный фон и поле общественного сознания, готовое воспринимать как произведения литературы, так и их критическое осмысление. Следует сказать, что здесь только формируется у публики эстетическое восприятие литературы, только складываются первые принципы осознания, продолжая направление бурятской литературы 10-х гг., литература становится, прежде всего, трибуной для выражения актуальных общественных мыслей, имеющих целью воздействие — своеобразное продолжение просветительской идеологии.
Первые рецензии, работы, написанн-ные в рамках первичного жанра литературной критики, появляются тогда, когда время требовало критического отбора ценностей фольклорного наследия, создания литературы с её новой поэтикой, выражающей современную жизнь. В 1922 г. в журнале «Сибирские огни» напечатана рецензия И. Смирнова, а в 1923 г. в журнале «Восток» опубликована рецензия В. Кот-вича о сборнике стихов Солбонэ Туя «Цве-тостепь». Эти рецензии были первыми из критических выступлений в печати о творчестве отдельных авторов [2, С. 18].
Литературная критика 1920-х гг. закономерным образом представлена отдельными субъективно-эмоциональными откликами, небольшими рецензиями, в которых сделана попытка выявить общую социальную направленность разбираемых ею первых художественных произведений Бурятии. В большинстве своем это первые опыты критического осмысления литературных явлений, где выражается субъективное отношение к прочитанному — типичная схема многих литературных рецензий, появлявшихся в печати. «Степная обстановка, бедная семья (две коровы, одна лошадь) , берут у богачей чай, муку с условием заплатить за это своей работой. Вьюга, снег, холод. Жалкое положение скота. В основном рассказ художественно и социально здоровый, читается без скуки» [3, С. 12]. Так написано о рассказе Ж.
Батоцыренова «Цасун шигурган» (Пурга). Появляется важный элемент жанра рецензии — оценочность, отражающая восприятие литературного произведения через призму индивидуального сознания. О другом заметном произведении 1920-х гг., о «Сэнгэ баабай» (Отец Сэнгэ) Б. Барадина тот же критик Гар пишет: «Повесть описывает быт бурятского ноена старого времени периода родового управления. Автор прекрасно, художественно, исторически и социально правдиво передал тип Цынге ба-абай, а также и его быт. Если бы в первой части немного больше красок и художественного оформления социальных основ жизни Цынге баабай, то было бы хорошо» [3, С. 14]. Наряду с пересказом в данной рецензии появляется взаимодействие критика с автором как отражение живого поля современности — это добродушное пожелание, вместе с тем, лишенное какого-либо эстетического обоснования.
Ключевой жанр литературной критики только оформляется в 20-е гг., однако в общих чертах уже содержит все необходимые элементы жанра: непосредственнный отклик на современность, анализ, который базировался чаще всего на пересказе произведения, и конечно же, субъективное мнение автора — оценку, которая была выражением и отношения к произведениям читателей современников.
В 30-е гг. наблюдается ощутимый сдвиг в сторону профессионализации критики как рода особой литературной деятельности. Критические статьи этих лет отличаются не только стремлением охватить всю литературу в целом или рассмотреть ее в конкретных, наиболее конкретных, наиболее характерных и показательных проявлениях, но и более зрелым идейным и аналитическим содержанием. Так осваивается идеологический тип критических жанров, а именно, литературного обозрения, активное функционирование которого в период 30-х гг. объяснимо самим временем, когда перед литературой ставились задачи объединения в рамках единого направления утверждающегося социалистического реализма. Таковы литературно-критичес-
кие обзоры и проблемные статьи 1930-х гг. Н. Занданова, С. Ширабона, Б.-Д. Тогми-това, А. Хамгашалова, Д. Чернинова, И. Болдогоева, И. Болдонова, выступления по актуальным вопросам молодой бурятской советской литературы ( поэзии, прозы и драматургии), художественного мастерства, использования фольклора и т.д. таких писателей, как Х. Намсараев, Ц. Дон, С. Туя, Ж. Балданжабон, С. Балдаев, Ц. Но-мтоев, Б. Базарон, а также доклады, прочитанные ведущими критиками республики на различных писательских конференциях, собраниях и съездах, на совещаниях творческих организаций Бурятии, Западной и Восточной Сибири (в Улан-Удэ, Иркутске, Новосибирске). Литературный процесс в советской литературе в целом приобретает упорядоченность в рамках ведущей идеологии времени. Так, создание Союз писателей в 1934 г. знаменует становление единой линии развития. Общие тенденции отразились и воплотились в литературе Бурятии. Задача становления единого метода социалистического реализма в литературе обуславливлала и развитие литературной критики, кторая становится рупором выражения партийной линии в вопросах культурного строительства.
Но самый существенный шаг вперед критики 1930-х гг. в сравнении с предшествующим этапом ее развития заключается в том, что именно она впервые дает правдивое освещение своеобразия литературной жизни 1910-1930-х гг. в Бурятии, верную в целом картину расстановки сил в бурятской литературе этого периода, резкой дифференциации ее идейно-художественных направлений и свою ясно выраженную принципиальную, партийную оценку противоречивым художественным явлениям этой сложной эпохи. Это был этап первого обобщения уже пройденного пути, поэтому закономерности его наиболее четко прослеживаются при рассмотрении критического жанра обозрения или обзора. В 30-е гг. можно выделить функционирование проблемного обзора. Так, например, критик Ширабон, проводя типологию литературного процесса, делит писателей на
буржуазно-националистических и революционных в духе времени. Предметно-циклический же принцип построения представлен в литературно-критическом обзоре Н. Занданова «Растет литературная Бурятия» (1935), опубликованном в альманахе «Весна республики» в 1935 г. Критик обращает внимание на развитие писательского мастерства в области поэзии, прозы, драмы и обобщает, систематизирует состояние литературы на данный период. Жанр обзора в литературной критике 30-х гг. связан и с освоением программных партийных документов и претворением провозглашаемых идеологических принципов в искусство и жизнь. Таким образом, выявляется закономерность в активном функционировании идеологического типа жанра именно в 30-е гг., когда разрабатывается магистральная линия развития будущей литературы.
Качественно новый этап в развитии критики происходит в послевоенные годы вместе с освоением такого важного жанра критики как литературный портрет.
Как известно, под литературным портретом в искусствоведении могут толковаться самые различные явления. Под ним понимается и «жанр мемуарно-автобио-графической литературы ( особый раздел мемуарной литературы — воспоминания писателей о писателях; документально-биографическое повествование о каком-либо деятеле с использованием документов (писем, свидетельств современников и т.д.), и жанр критики (нередко под названием «творческий портрет»), и жанр научно-монографического исследования о творчестве известного деятеля литературы» [4, С. 150].
Под литературным портретом как жанром критики принято понимать целостный охват художественной деятельности писателя, поэта. Целью такой характеристики является определение творческой индивидуальности художника, создание его образа. Диапазон жанра литературного портрета очень широк: от заметок до монографии. Все жанровые разновидности портрета освещают как биографию писателя, так и созданный им художественный мир, а также все многообразие социально-исторического
контекста. Жанровая доминанта зависит от задач, принципов критика. Литературный портрет совмещает названные компоненты при преобладании интереса к одному из них. Так, критики, имеющие интерес к психологии писателя, больше обращаются к биографии художника, отыскивая в ней истоки образов и мотивов творчества.
Критика в силу оперативности задач не всегда может оперировать биографическими документами. Наиболее распространенный жанр — это очерк творчества, в котором хронологически последовательно рассматриваются произведения художника, затем — факты биографии, объясняющие их — все объединяется воссоздаваемой жизненной реальностью. Творческий портрет — это попытка выразить впечатление, дать суммарную характеристику личности художника через его творчество, рассматриваемого в контексте времени. Характеристика может тяготеть к научной строгости композиции, может стремиться к эссеистской свободе.
Освоение этого жанра бурятской литературной критикой имело важное значение в осознании не только факторов развития литературы, но и для выхода на уровень осознания эстетических проблем, таких, как формирование индивидуального мастерства писателя, вопросов стиля, освоения художественности. Для развития этого жанра были нужны свои факторы. Истоки жанра творческого портрета наметились еще в критике 20-30-х гг., но для целостного осознания специфики творческой личности писателя критику необходимо видеть весь контекст творчества, эпохи, литературного процесса. Создание литературных портретов значительно обогащает литературно-критический процесс, и жанр начинает активно развиваться. Внимание к вопросам индивидуального своеобразия, стиля, языка художника в полной мере реализуется в одном из главных жанров критики — литературном портрете. Умение передать целостное впечатление от того или иного художника, уловить слитность его творческого облика с создаваемыми им произведениями, требовали писательского чутья
и дара изображения. Важная особенность развития бурятской литературной критики в 50-80-е гг. — это тесное взаимодействие и даже переплетение с литературоведческой наукой. В этом смысле поучительным не только для истории, но и для теории литературной критики Бурятии предстает литературно-критическое творчество В. Най-дакова. Именно ему принадлежит заслуга в развитии литературного портрета, как литературно-критического жанра. Каждый из литературных очерков В.Ц. Найдакова выявляет объект и предмет литературной критики, которые, с одной стороны, включают ее в состав литературоведения, а с другой — демонстрируют ее особое место среди литературоведческих дисциплин. В каждом из литературных портретов ученый аналитически раскрывает творчество писателя и его произведения.
Литературный текст, его облик — основное наполнение работ Найдако-ва — критика. В то же время его разборы проясняют и своеобразие рассмотрения художественного произведения в литературной критике, специфичность ее предмета. Это творчество писателя или отдельное его произведение, принадлежащее современности, т.е. взятое в его живых, еще не остывших связях с историческим процессом — социальным, литературным, общекультурным. Литературные портреты В.Ц. Найдакова наглядно раскрывают специфический предмет литературно-критического исследования: литература, взятая в ее коротких контактах с действительностью. Это и факты личной судьбы художника — детали биографии, штрихи его жизненного пути. В фокусе внимания В. Найдакова и материал реальности, который лег в основу произведения, творчества, и атмосфера времени. В силу постоянной включенности рассматриваемых литературных явлений в контекст времени в портретах В. Най-дакова вырисовываются основные функции литературно-критического анализа: исследование литературы и одновременно активное воздействие на нее и на все сферы жизни, с нею связанные. Сюда входит своеобразная «строящая», организующая
роль литературной критики, обращенной к широкому адресату: писателю, читателю, общественному мнению эпохи. Очерки В.Ц. Найдакова отнюдь не избирательны в своем подходе к творчеству писателя. Они многоаспектны: в сфере внимания критика — и жизненный материал, и его художественное отражение, и личность художника, и его идейная позиция, его путь, его соотнесенность с литературой. Единство литературных портретов В.Ц. Найдакова складывается благодаря его постоянной сосредоточенности на художественной форме анализируемого произведения, какую бы из его сторон он ни раскрывал.
Таким образом, можно отметить, что в развитии бурятской литературной профессиональной критики как научного, так и художественного познания литературных явлений, в послевоенный период большую роль сыграло освоение жанра монографической характеристики творческой деятельности писателя. Этот процесс имеет свои закономерности, которые проявляются в одновременном развитии и совмещении литературоведческих и критических подходов к творчеству писателя. В истории бурятской литературы развитие критики и литературоведения идет одномоментно, присходит не только тесное взаимодействие этих сфер, но и совмещение задач. Развитие жанра творческого портрета вело к пониманию истоков художественного творчества, факторов его формирования, позволяло выявлять художественные открытия писателей, вскрывать закономерности работы в индивидуальной творческой лаборатории писателя, исследовать вопросы и проблемы стиля, то есть осваивать собственно эстетический смысл смысл литературных явлений.
В 1970-е гг. литературная критика Бурятии вступила в новый этап, который характеризуется более углубленным анализом как общих проблем литературного процесса, так и творчества отдельных писателей и произведений всех родов и жанров национальной литературы и их сравнительное изучение в контексте прошлых традиций (С.Ш. Чагдуров, Б.Д. Баяртуев, С.Ж. Балданов и др.) и настоящих достижений
(С.С. Имихелова, Т.М. Дугаржапова, Э.А. Уланов и др.) . В различных жанровых разновидностях критической статьи: про-
о о о о
блемной, полемической, юбилейной и т.д. продолжено исследование главных черт и особенностей формирования, становления и развития социалистического реализма, тенденции, художественные достижения бурятской литературы на современном этапе, раскрывается эволюция творчества и рост писательского мастерства. Своеобразием литературного развития является то, что в критическая мысль развивается и в рамках собственно литературоведческих работ, которые не лишены элементов публицистичности, открытой оценочности, такое явление вполне объяснимо в русле общей идеологизированности искусства эпохи социалистического реализма.
Вглядываясь в периодику 70-80-х гг., следует отметить, что критика активизировалась, особенно это заметно на страницах журнала «Байкал» на примере проблемной статьи, причем охват проблем очень широк. Значение деятельности этого журнала в том, что он предоставлял площадку для формирования жанра собственно критической статьи, отличной от научной. Само функционирование «Байкала» литературно-художественного и общественно-политического журнала обуславливало и стилистику критических работ. Так, статья А. и Ю. Серебряковых «Проблема положительного героя в современной бурятской прозе» (Байкал. 1985. № 5) примечательна обращением к вопросу, широко освещавшемуся в советской критике, проблема положительного героя в бурятской литературе имела свою давнюю историю, основной упрек критики сводился к тому, что героические типы усматривались писателями в истории народа. Проблема положительного героя активно ставилась советской критикой, так как на этом этапе развития социализма возникла настоятельная потребность в новых идеалах соответственно развитию времени.
По мнению И.З. Ярневского, критика на страницах журнала «Байкал» была представлена достаточно широко. В статье «На верном направлении» он пишет: «В респуб-
лике трудится большой отряд литературных критиков, способный решать серьезные вопросы литературоведения. Активно работают в этом жанре и часто выступают со статьями А. Белоусов, В. Найдаков, А. Соктоев, С. Чагдуров, С. Балданов, А. Серебряков, В. Махатов и многие другие». [5, С. 136]. Таким образом, наблюдение за функционированием жанра критической статьи в литературном процессе 70-80-х гг., выявляет общие закономерности развития критики в целом, например, ее диалектическую связь с литературоведением. В литературном процессе этого периода заметным явлением становится оформление проблемной статьи, что отражало социально-исторические процессы 70-80-х гг., которые впоследствии осознаны как проявление застоя общественно-политической жизни. Критика же, осознавая закономерности меняющегося времени, через осознание литературного материала предъявляла высокие требования к живой современности. Проблемы, поставленные в жанре критической статьи, касались как собственно эстетического развития литературы, так и насущных проблем развития общества. Следует сделать вывод, что именно публицистический материал становится главным отличием критической статьи от научной, и именно его осознание активизировало и питало текущий литературный процесс.
Таким образом, в литературной критике Бурятии ХХ в. на протяжении нескольких десятилетий осваиваются литературно-критические жанры с разными типами структурно-композиционного соотношения факта и проблематики, а активное функционирование жанров в те или иные периоды имеет свои художественные и эстетические закономерности. Закономерно на раннем этапе оформление рецензии как жанра интерпретационного типа, логикой становления литературного процесса объясняется развитие жанра литературного обозрения в 30-е гг., в функционировании жанров критики в 50-80-е гг. прослеживаются потребности эстетического осознания литературы. Для всего же периода развития бурятской литературной критики характерно форми-
рование и осознание эстетического смысла художественных явлений через призму идеологии, диалектика же развития бурятской критики еще и в тесном взаимодейс-
твии с литературоведческой наукой, другим же полюсом становится движение к публицистичности.
Литература_
1. Барахов В.С. Искусство литературного портрета: К постановке проблемы // Литература и живопись: сб. статей, Л., 1982, С. 150.
2. Гар. Первый вклад в литературу Бурятии // Семь дней. 1927. № 5.
3. Котвич В. Солбонэ Туя. Цветостепь // Восток, № 3, 1923.
4. Поляков М.Я. Поэзия критической мысли. М., 1968.
5. Ярневский И.З. На верном направлении // Современная литература Бурятии. Улан-Удэ, 1980.
References
1. Barahov V.S. Literatura i zhivopis: sb. statey. (Literature and painting), L., 1982. P. 150.
2. Gar. Sem dney. (7 days) 1927. № 5.
3. Kotvich V. Vostok. (The East). № 3. 1923.
4. Polyakov M.Ya. Poeziya kriticheskoy mysli. Poetry of critical thought). Moscow, 1968.
5. Yarnevskiy I.Z. Sovremennaya literatura Buryatii. (Modern literature of Buryatia). Ulan-Ude, 1980.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Найданова В.А., аспирант, ассистент, каф. «Бурятская литература», Национально-гуманитарный институт Бурятского госуниверситета, г. Улан-Удэ, Россия
V. Naydanova, postgraduate, Buryat State University
Научные интересы: филология, педагогика
Scientific interests: philology, pedagogic activities