УДК 82.02
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ТЕОРИИ ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА
© Юлия Владимировна ВЕДИЩЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, e-mail: [email protected]
В статье речь идет о существующих в современном литературоведении основных терминологических определениях «литературного портрета» как жанра литературной критики. Внимание уделено теории жанровых разновидностей литературного портрета. Намечены основные черты литературного портрета писательской критики русского зарубежья.
Ключевые слова: литературный портрет; жанры литературной критики ХХ в.; писательская критика.
Литературный процесс XX в., и в особенности первой его половины, характеризуется интенсивностью возникновения новых и активным развитием традиционных жанровых форм, которые отразили культурные и общественные преобразования в жизни России.
Одним из таких литературно-критических жанров, переживших расцвет в первой половине XX в., явился жанр литературного портрета.
Литературный портрет как жанр русской литературной критики имеет давние традиции. Первым русским практиком и теоретиком этого жанра принято считать Н.А. Полевого. Именно он стал активно обращаться к биографическим материалам при анализе писательского творчества. Его статьи о Г.Р. Державине, В.А. Жуковском, А.С. Пушкине и других были собраны в книгу «Очерки русской литературы». В своих очерках Н.А. Полевой доказывал, что любой поэт -сын своего времени, которое обязательно сказывается на его характере, творческом и личном пути. Ценность творчества писателей
Н.А. Полевой поставил в прямую зависимость от степени народности их произведений, характера выражения в них духа народа. Именно Полевой утвердил в критике жанр критико-биографической статьи, в которой творчество писателя рассматривается в тесном единстве с его жизнью, личностью, эпохой. В дальнейшем такой жанр получил название литературного портрета.
У истоков жанра литературного портрета стоит и французский критик Ш.О. Сент-Бев, поэт первой половины XIX в. В 1830-х гг. он опубликовал в журнале «Revue des deux Mondes» («Обозрение двух миров») критические этюды о французских писателях XVII-
XIX вв., которые впоследствии были включены в сборник «Литературно-критические портреты». В них критик на примере жизни и творчества Б. Паскаля, К. Севиньи, братьев Р. и А. Арно и других показал сложное взаимодействие художника и общества, искусства и общественного движения, указал зависимость степени популярности произведения от правдивости его автора. Ш.О. Сент-Бев
настаивал на использовании в анализе творчества всего материала, способного пополнить представление о писателе. Это и письма, и свидетельства современников. Только соединение творческого, личного начал позволяет создать целостное представление о художнике.
Родоначальники теории жанра литературного портрета показали, что сущностью литературного портрета является целостный анализ творчества писателя в связи с его личностью. Как правило, работа в жанре литературного портрета озаглавлена, что традиционно и для живописных портретов, именем портретируемого - писателя, которому посвящена работа. Одним из основных непременных условий отнесения критической работы к жанру литературного портрета является личное знакомство автора с героем работы. В.С. Барахов в качестве важнейшей черты жанра литературного портрета выделяет необходимость «дать по ряду выданных автором индивидуальных черт представление о целом, обобщить разнообразные впечатления в нечто художественно завершенное» [1, с. 45].
Определенную сложность и терминологическую двойственность представляет само название «литературный портрет». С одной стороны, так обозначается описание персонажа в художественном творении, портрет выступает как способ воплощения визуального впечатления о человеке, передающий особенности созданного в произведении характера. В данном случае определение легко трансформируется в синонимичную конструкцию «портрет в литературном произведении» и в таком виде не может вызывать разночтений. И такое значение указано первым в словарной статье «Литературный портрет» в литературоведческих словарях и энциклопедиях: «Изображение наружности человека (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, иногда - одежды) как одно из средств его характеристики» [2, т. 5, ст. 895].
Исследование функционирования литературного портрета в основных жанрах художественной литературы - романе, повести, очерке, рассказе, а также в произведениях мемуарной литературы - ведется отечественными учеными в трех основных направлениях.
Во-первых, портрет рассматривается как важнейшая составляющая художественного образа, способ характеристики персонажа. Например, в книгах Б.Е. Галанова «Искусство портрета», С.М. Соловьева «Воспоминания об Ал. Блоке», «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция» [3-5] основное внимание уделяется портретным зарисовкам личностей, раскрытию их творчества через образные характеристики.
Во-вторых, ведется активное изучение литературного портрета как части знаковой системы (Р. О. Якобсон, Ю.М. Лотман, В.Е. Хализев). Так, в понятие «портрет» В.Е. Хализев включает не только «описание наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств...», но и фиксацию того, что сформировано в человеке социальной средой, культурной традицией, его индивидуальностью и находит выражение в характерных формах поведения [6].
В-третьих, портрет рассматривают как одну из форм психологического анализа, связывают его с характеристикой метода, индивидуального стиля писателя (Е.Ю. Сидоров) [7].
Таким образом, в отечественной науке намечены подходы к изучению взаимосвязи портрета как части художественного целого с литературным жанром.
При употреблении термина «литературный портрет» во втором его значении почти всегда требуется дополнительное уточнение, подчеркивающее, что речь идет не о части литературного произведения, а о самостоятельном жанре литературной критики. Именно поэтому проблема определения как самого жанра литературного портрета, так и классификация разновидностей жанра вызывает огромный интерес среди отечественных литературоведов.
«Краткая литературная энциклопедия» определяет литературный портрет как «документальный очерк о писателе, художнике, выдающемся общественном деятеле и т. д., созданный на основе собеседования с «героем», или краткий мемуарный очерк о таком герое. Литературный портрет стремится к воссозданию целостного - физического, духовного, творческого - облика героя или к раскрытию лейтмотива, пафоса его жизни, иногда - в определенный отрезок времени» [2, ст. 895].
Исследователи критики вносят коррективы в традиционное определение. Значительно расширяет сложившиеся представления о литературном портрете В.С. Барахов, посвятивший монографию анализу истоков, особенностей поэтики данного критического жанра. Его определение звучит следующим образом: «Литературный портрет - это художественная целостная характеристика конкретного реального человека в форме мемуарного очерка, создающего представление о его индивидуально-неповторимом, живом облике, о его характере» [1, с. 49]. В сложной взаимосвязи с другими жанровыми образованиями рассматривает литературный портрет О.В. Маркова, определяя его как «сложное синтетичное образование, развивающееся на границе художественных и документальных жанров, в тесном взаимодействии с собственно критическими жанрами (статья, рецензия, обзор, эссе), обнаруживающее генетическое родство с литературными портретами иного ряда (биографическими, мемуарными, очерковыми)» [8, с. 212].
«В литературно-критическом портрете, -уточняет В.В. Перхин, - дается оценка не только произведений писателя, но и его личностных, человеческих, житейских качеств. Можно сказать, что в портрете оцениваются как элементы искусства, так и элементы жизни писателя» [9, с. 121].
Литературно-критический, художест-
венный отечественный опыт ХХ в. дал богатый материал для исследователей. Помимо уже упомянутых, к проблематике литературного портрета в разное время обращались Л.Б. Бар, В.Я. Гречнев, М.Т. Мезенцев [1012].
В настоящее время о теории и истории жанра литературного портрета написано не так много. Активно занимается проблемой жанра литературного портрета В. В. Перхин. Санкт-петербургским исследователем были организованы научные конференции «Русский литературный портрет и рецензия в ХХ веке». По итогам этих конференций вышли солидные сборники научных статей и материалов «Русский литературный портрет и рецензия в XX в. Концепции и поэтика» [13], где рассматривались особенности поэтики основных литературно-критических жанров (портрета и рецензии) в творчестве И.Ф. Анненского, Г. В. Адамовича, А. А. Блока,
А.К. Воронского, Б.К. Зайцева, Д.П. Свято-полк-Мирского и др.
В настоящее время в отечественном литературоведении изучение генезиса жанра является одним из актуальных направлений в историко-литературных и теоретических исследованиях. Введение генетического аспекта в изучение литературного портрета способствует уточнению направления его эволюции, характера творческой переработки поэтических приемов его жанровых источников, к числу которых, кроме мемуарного очерка, относятся роман, рассказ, повесть. Обнаружение внутренних схождений литературного портрета и жанров художественной литературы на уровне структуры повествования, особенностей поэтики может рассматриваться как аргумент в обосновании жанровых разновидностей литературного портрета, создании его типологии.
Типологическая парадигма жанра основана на дифференциации структурно-тематических особенностей ряда работ данного жанра. Очевидно, что в зависимости от разновидности литературного портрета может преобладать творческий или биографический анализ. Однако главная особенность литературного портрета - оценка не только произведений писателя, но и его личностных, человеческих, житейских качеств - присуща всем видам литературного портрета.
Среди основных разновидностей жанра литературного портрета, согласно предложенной В.В. Перхиным классификации, можно выделить очерк творчества, силуэт, мемуарный очерк. «В очерке творчества главное внимание уделяется «мыслям», оценке элементов искусства, творческой биографии писателя. В силуэте - на первом плане «облик» писателя, элементы его жизни, оценка внешности, личной манеры поведения, житейская биография. В мемуарном очерке критик стремится достичь некоего равновесия, пропорционального соотношения в воздании «мыслей» и «облика» писателя, показывает их внутреннее единство» [9, с. 121]. Подобная классификация достаточно аргументированно представлена в одной из работ исследователя и на данный момент представляется одной из наиболее удачных научных попыток систематизации опыта создания и изучения жанра литературного портрета ХХ в.
Литературный портрет как жанр литературной критики - не только часть наследия отдельных писателей, но и важная составляющая литературного процесса в целом и литературной критики первой половины XX в. Особенностью литературных портретов этого периода является то, что в указанном жанре литературной критики преуспели не столько критики, сколько писатели, что позволяет говорить об активном развитии одной из разновидностей критики - писательской. Писатели находили в жанре литературного портрета все необходимое для воспроизведения окружающей их действительности. Интерес именно художников пера к жанру портрета может объясняться синтетическим характером жанра, который подразумевает не только профессиональную оценку художественного наследия портретируемого, но и общий взгляд на личность художника. А это мнение может сформироваться в результате личных встреч и ярко, образно описано именно писателями. Поэты и прозаики способны создать неповторимый облик интересного человека, ведь они обращаются к исследованию психологии человека при создании художественных творений. Поэтому их взгляд воплощается наиболее продуктивно, нежели в портрете «чистого» критика.
В 20-е гг. XX в. происходит наиболее широкое развитие литературного портрета. Литературные деятели осознавали значимость происходивших событий и необходимость запечатлеть события глазами современников, через их мысли и поступки. Именно этот период характеризуются приоритетным развитием жанра литературного портрета в русской критике. Это объясняется «особым характером самого исторического становления литературы раннесоветского периода»: «В литературу входило тогда много новых талантливых имен, каждое из которых было ярким, самобытным, неповторимым, заслуживало <...> персонального внимания» [14, с. 121]. Это позволяет и сегодня говорить об этом времени как особом ярком периоде развития литературного портрета [15].
Признанными критиками-мастерами в области этого жанра в российской критике 1920-х гг. являются А.К. Воронский, М. Горький, В.П. Полонский, А. Лежнев. На одном из первых мест в ряду популярных
печатных выступлений и деятелей русского зарубежья, как утверждают, например, саратовские специалисты [16, с. 429] (и с ними трудно не согласиться), был литературный портрет. К созданию литературных портретов обращались Г.В. Адамович, З.Н. Гиппиус, Е.И. Замятин, Вяч. Иванов, И.А. Бунин и др.
Стоит отметить и еще одну немаловажную деталь. Для критики 1920-х гг. как в России, так и в русском зарубежье, характерно объединение нескольких литературных портретов в циклы, сборники. А.К. Ворон-ский издал два тома «Литературных портретов» (1928-1929). А. Лежнев выпустил книгу «Современники» (1927), в которой собраны работы о писателях. Изданные таким образом, серии литературных портретов представляли собой живую картину литературной жизни 1920-х гг. в лице видных ее участников. За границей Е. Замятин создает «Лица» (издаются посмертно), З. Гиппиус - цикл «Живые лица» (1925), Ф. Степун описывает «Встречи» (1962), М. Слоним пишет «Портреты советских писателей» (1933) и др. Циклы позволяли писателям описать не только отдельную личность, ее мысли и поступки, но показать связь человека и эпохи. Серии литературных портретов стоят на стыке художественных и публицистических жанров. Эта особенность дает возможность говорить о коллективном литературном портрете -оригинальной жанровой модификации, ставшей возможной именно в ХХ в.
Как отмечает Б.Ф. Егоров, «связь жанров критики (обзор, портрет, монографическая рецензия и т. п.) с господствующими критическими методами той или иной эпохи была весьма заметной: широкое распространение или, наоборот, увядание определенного жанра свидетельствует о соответствующих сменах доминирующих критических методов» [17].
Именно поэтому в настоящее время интерес к проблеме теории жанра литературного портрета определяется необходимостью комплексного изучения жанра, который в XX в. приобрел новый эстетический смысл и социальную функцию.
1. Барахов В.С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л., 1985.
2. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М., 1968.
3. ГалановБ.Е. Искусство портрета. М., 1967.
4. Соловьев С.М. Воспоминания об Ал. Блоке: в 2 т. М., 1980. Т. 1.
5. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция. М., 1997.
6. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009.
7. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль: о прозе и критике наших дней. М., 1983.
8. Маркова О. В. Литературный портрет как вид «писательской» критики // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. VIII. Томск, 1988.
9. Перхин В. В. «Открывать красоты и недостатки ...». Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. СПб., 2001.
10. Бар Л.Б. Литературный портрет в советской мемуарной прозе 60-70-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1982.
11. Гречнев В.Я. Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького. М., 1964.
12. Мезенцев М.Т. Литературный портрет как жанр критики // Филологические этюды. Сер. Журналистика. Ростов н/Д, 1971. Вып. 1.
13. Русский литературный портрет и рецензия в
ХХ веке. СПб., 2000; Русский литературный портрет и рецензия в ХХ веке. Вып. 2. СПб., 2002.
14. Муромский В.П. Из наблюдений над особенностями развития литературно-критических жанров (советский период) // Русский литературный портрет и рецензия: концепции и поэтика. СПб., 2000.
15. Сорокина Н.В. Жанр литературного портрета в русской критике 1920-х годов. Тамбов, 2007.
16. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. М., 2002.
17. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. Л., 1980.
Поступила в редакцию 9.09.2011 г.
UDC 82.02
ABOUT CURRENT STATE THEORY OF LITERARY PORTRAIT GENRE
Yuliya Vladimirovna VEDISHCHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Russian and Foreign Literature Department, e-mail: [email protected]
The article considers the basic terminological definitions existing in modern literary criticism of "a literary portrait» as genre of literary criticism. The attention is given to the theory of genre versions of a literary portrait. The basic lines of a literary portrait of literary criticism of Russian abroad are undertaken.
Key words: literary portrait; genres of literary criticism of 20th century; literary criticism.