Научная статья на тему 'Жанр литературного портрета в литературной критике Бурятии хх В. : закономерности возникновения и пути развития'

Жанр литературного портрета в литературной критике Бурятии хх В. : закономерности возникновения и пути развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
811
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / КРИТИКА / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / GENRE / LITERARY PORTRAIT / ANALYSIS / EVALUATION / LITERARY CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдонова Ирина Сергеевна, Найданова Виктория Аюшеевна

Выявляются закономерности зарождения и становления жанра литературного портрета в истории бурятской литературной критики ХХ в. У истоков формирования жанра литературного портрета находится богатая устоявшаяся литература. Анализируются публикации, посвященные жизни и творчеству Х. Намсараева. Дальнейшее развитие жанра литературного портрета показано на примере творчества В.Ц. Найдакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genre of Literary Portrait in Buryatiya's Literary Criticism of the XX Century: the Ways of its Formation and Development

The article reveals the ways of formation and further development of literary portrait as a genre in the Buryat literary criticism of the XX century. The very foundation of this genre is classical established literature. The article analyzes publications devoted to the life and creative activity of Kh. Namsaraev. The further development of the literary portrait as a genre is demonstrated on the example of V.Ts. Naydakovs literary criticism

Текст научной работы на тему «Жанр литературного портрета в литературной критике Бурятии хх В. : закономерности возникновения и пути развития»

Филологические науки

УДК 82-1/-9

Болдонова Ирина Сергеевна Irina Boldonova

Найданова Виктория Аюшеевна Viktoriya Naydanova

ЖАНР ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ ХХ в.: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

THE GENRE OF LITERARY PORTRAIT IN BURYATIYA'S LITERARY CRITICISM OF THE XX CENTURY: THE WAYS OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Выявляются закономерности зарождения и становления жанра литературного портрета в истории бурятской литературной критики ХХ в. У истоков формирования жанра литературного портрета находится богатая устоявшаяся литература. Анализируются публикации, посвященные жизни и творчеству Х. Намсараева. Дальнейшее развитие жанра литературного портрета показано на примере творчества В.Ц. Найдакова

Ключевые слова: жанр, литературный портрет, критика, анализ, оценка

The article reveals the ways of formation and further development of literary portrait as a genre in the Buryat literary criticism of the XX century. The very foundation of this genre is classical established literature. The article analyzes publications devoted to the life and creative activity of Kh. Namsaraev. The further development of the literary portrait as a genre is demonstrated on the example of V.Ts. Naydakov's literary criticism

Key words: genre, literary portrait, literary criticism, analysis, evaluation

Цели и задачи критика — анализ художественных достоинств произведения, выявление существующих закономерностей в произведении, его идейной значимости для современников. Предназначение литературной критики заключается в оперативной оценке опубликованных произведений с точки зрения духовной полезности и актуальности художественной формы. Деление критических жанров по объекту и объему исследования соотносится с произведением, автором и процессом. Соответственно, творческая личность писателя изучается в жанре литературного портрета. По значи-

мости и глубине анализа художественного творчества с жанром литературного портрета может поспорить далеко не всякий жанр литературной критики. Неслучайно один из первых исследователей жанровой теории литературной критики Л. П. Гроссман из семнадцати жанров на первое место поставил литературный портрет (2). Все же жанровые разновидности портрета освещают как биографию писателя, так и созданный им художественный мир, а также все многообразие социально-исторического контекста. Жанровая доминанта зависит от задач, принципов критика. Литературный

портрет совмещает перечисленные компоненты при преобладании интереса к одному из них. Так, критики, имеющие интерес к психологии писателя, больше обращаются к биографии художника, отыскивая в ней истоки образов и мотивов творчества.

Применительно к бурятской литературной критике следует сказать, что освоение первых жанровых основ литературного портрета начинается в 50-60-е гг. ХХ в. В центре внимания бурятских критиков оказывается, прежде всего, художественный мир писателя, раскрываемый в соответствии с хронологическим принципом. Биография писателя предстает в портрете именно через хронологию творчества.

Для развития этого жанра нужны были свои факторы. Истоки жанра творческого портрета наметились еще в критике 20-30-х гг. ХХ в., но для целостного осознания специфики творческой личности писателя критику необходимо было видеть весь контекст творчества, эпохи, литературного процесса, поэтому в последующие периоды первые ростки жанра литературного портрета неминуемо дополнялись новыми характеристиками.

Можно проследить генезис формирования жанра литературного портрета в литературной критике Бурятии на примере обращения к творческому гению Х. На-мсараеву. В послевоенные годы издается полное собрание сочинений выдающегося бурятского классика Х. Намсараева в пяти томах (1957-1959), что позволило всесторонне изучить литературно-художественную деятельность писателя и составить более полное научно аргументированное представление об огромном вкладе Х. На-мсараева в становление и развитие бурятской национальной литературы.

В 1930-е гг. о Х. Намсараеве писали преимущественно небольшие газетные и журнальные заметки. В статьях Н. За-нданова, А. Хамгашалова, С. Туя, С. Ши-рабона, Д. Чернинова, И. Болдогоева, С. Балдаева и Г. Санжеева рассматривались частные стороны творчества писателя, рецензировались по мере выхода в свет отдельные его произведения, но в то же время и

делались попытки выявить своеобразие художественного почерка Х. Намсараева. В те годы критика занимается истолкованием и оценкой произведений выдающегося писателя с точки зрения современности и насущных проблем общественной и духовной жизни периода коллективизации, первых побед в области индустриализации, преображения бытия в недавнем прошлом кочевников, скотоводов.

В 1950-1960-х гг. в средствах массовой информации, а именно на страницах «Бурят-монгольской правды», «Буряад-

о Х"1 Т"1 ° /л

монголой Yнэн», «Байкал», «Байгал», «Свет над Байкалом» находят своего массового читателя многочисленные рецензии, отзывы, литературные обзоры к творчеству и жизнедеятельности любимого народного писателя Х. Намсараева: Э. Бальжинимаев «Убгэн гэлэнэй Yгэ тухай» (О слове старика гэлэна), Г. Туденов «Х. Намсараев — бэлиг-тэй прозаик» (Х. Намсараев — талантливый прозаик), В. Найдаков «Больше хороших книг для детей» (О книге Х. Намсараева «Резвый жеребенок»), Ц.-А. Дугар-Нимаев «Сила смеха», Н. Шаракшинова «Две повести Х. Намсараева», В. Найдакова «Хоца Намсараев» (портрет) и т.д.

Применительно к творчеству Х. На-мсараева следует сказать, что в работах разных исследователей наметились тенденции портретирования писателя, воссоздание же целостного облика, создающего единое впечатление, на наш взгляд, еще предстоит. Жанр литературного портрета в литературной критике разных лет демонстрирует формирование типологических разновидностей жанра портрета.

Поучительным не только для истории, но и для теории литературной критики Бурятии предстает литературно-критическое творчество В. Найдакова. Именно ему принадлежит заслуга в развитии литературного портрета как литературно-критического жанра. Каждый из литературных очерков В.Ц. Найдакова выявляет объект и предмет литературной критики. В каждом из литературных портретов ученый аналитически раскрывает творчество писателя и его произведения. Его точный анализ про-

ясняет и своеобразие рассмотрения художественного произведения в литературной критике, обосновывает специфичность ее предмета. В жанре литературного портрета представлено творчество писателя или отдельное его произведение, принадлежащее современности, т.е. взятое в его живых, еще не остывших связях с историческим процессом — социальным, литературным, общекультурным.

Так, в статье «Арад зонтоёо хамта яба-ха» (Идти вместе с народом) в журнале «Байгалай толон» (1958), В.Ц. Найдаков раскрывает литературный портрет драматурга Ц. Шагжина. В статье «Рост» на страницах центральной газеты «Бурят-Монгольская правда» (1958) останавливается на портрете классика бурятской литературы Д. Батожабая. Портрет Н.Г. Балдано написан в статье «Дулэтэ бэлиг» в республиканском журнале «Байгал» (1977), А. Бальбуров предстает на страницах журнала «Байкал» (1989) в статье с одноименным названием и т.д.

Литературные портреты В.Ц. Найда-кова наглядно раскрывают специфический предмет литературно-критического исследования — литературу, взятую в ее коротких контактах с действительностью. Это и факты личной судьбы художника, т.е. детали биографии, штрихи его жизненного пути. В фокусе внимания В. Найдакова находится и материал реальности, который лег в основу произведения, и его творчество, и атмосфера времени. В силу постоянной включенности рассматриваемых литературных явлений в контекст времени в портретах В. Найдакова вырисовываются основные функции литературно-критического анализа: исследование литературы и одновременно активное воздействие на нее и на все сферы жизни. Сюда входит своеобразная «строящая», организующая роль литературной критики, обращенной к широкому адресату: писателю, читателю, общественному мнению эпохи.

Серия очерков В. Найдакова о Х. На-мсараеве, Ц. Доне, Ч. Цыдендамбаеве, Ц. Шагжине, Д. Батожабае, Д. Улзытуеве предстает в сборнике «Выдающиеся деяте-

ли-выходцы из хори-бурят» (составитель Ш.Б. Чимитдоржиев), в авторском сборнике «Современные писатели Бурятии», «Непроторенными путями» и т.д. В сборнике «Жизнь в труде» дан обстоятельный очерк о жизни и творчестве Х. Намсараева «Это творчество!». Очерки В.Ц. Найдакова отнюдь не избирательны в своем подходе к творчеству писателя. Они многоаспектны: в сфере внимания критика — и жизненный материал, и его художественное отражение, и личность художника, и его идейная позиция, его путь, его соотнесенность с литературой. Единство литературных портретов В.Ц. Найдакова складывается благодаря его постоянной сосредоточенности на художественной форме анализируемого произведения, какую бы из его сторон он ни раскрывал.

Совпадая с литературоведческими работами в этом подходе к литературному явлению, портреты критика и литературоведа В.Ц. Найдакова обнаруживают и особенность эстетического, в частности стилевого ключа, анализа, осуществляемого в русле литературной критики. Литературный критик выявляет стиль как закономерность в сфере формы, но не исследует ее детально, а набрасывает аспекты, сферы «действия» этой стилевой закономерности. Тем самым он определяет направление дальнейшего, научного литературоведческого изучения стиля. Литературно-критические очерки В.Ц. Найдакова как раз и явились изначально тем «зерном» анализа стиля Д. Ба-тожабая, Ч. Цыдендамбаева, Д. Улзытуева, Н. Балдано, Ц. Шагжина, Н. Дамдинова, А. Бальбурова, В. Митыпова, К. Балкова и др., из которого выросло последующее, более пристальное и детализированное рассмотрение творческого своеобразия каждого.

Как отмечают исследователи, главное в работе критика — умение обобщать. Своей принципиальной, квалифицированной и в то же время тактичной критикой В.Ц. Найдаков оказывал большую помощь бурятским писателям, оперативно намечая верные пути в определении тематики, в выявлении характеров действующих лиц, их взаимоотношений, в повышении мастерс-

тва художественного слова. Во всем этом сказывается правильное понимание автором задач литературного творчества, долга литературного критика. Критика Найда-кова имела своим адресатом как читателя, так и автора произведений. Как справедливо считает Б.Ф. Егоров, литературный критик не может не выступить в качестве личности, на которую художественное произведение воздействовало эстетически и эмоционально, поскольку личное понимание и сопереживание находит свое отражение в критической работе (1). Поэтому в статьях Найдакова читатель находит индивидуальное выражение личности самого критика.

Филологической манере В.Ц. Найда-кова свойственно постоянное чувство благодарности, с которым он всегда говорит о писателях, стоявших у истоков бурятской литературы. Об этом свидетельствуют страницы, посвященные первым прозаикам молодой литературы — Б. Барадину, И. Да-дуеву, Ц. Дону, Х. Намсараеву и другим. Говоря об их творческой деятельности в первые годы Советской власти, автор аргументированно выявляет их сильные и слабые стороны, демонстрируя большой такт, филологическую тонкость, объективность.

В.Ц. Найдакову как критику повезло в том, что он застал основоположников бурятской литературы, работал рядом с выдающимися поэтами и писателями второй половины ХХ в. Одна из специфических сторон работы В.Ц. Найдакова — вдумчивое стремление выявить существенные стороны художественного явления, а не

Литература_

1. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиции, стиль. Л.: Советский писатель. 1980. 320 с.

2. Гроссман Л. П. Жанры литературной критики. М.: Искусство. 1925. С. 61-81.

3. Найдаков В.Ц. Современные писатели Бурятии (Литературные портреты и очерки). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд. 1969. 182 с.

просто высказать суждение. Литературно-критическое наследие В. Найдакова является существенным вкладом в осмысление бурятской литературы на страницах периодических изданий, он сыграл значительную роль в освоении литературно-критического жанра портрета. Своеобразием же жанра литературного портрета позже становится научная доминанта, поэтому освоение данного жанра впоследствии внесло большой вклад в развитие научной литературоведческой мысли.

Следует отметить, что многие ведущие бурятские литературоведы начинали свой путь исследователя в качестве литературного критика, что помогло им выражать своими журнальными статьями формирующиеся художественно-эстетические взгляды общества, содействовать становлению в качестве серьезных, основательных специалистов в области изучения художественной литературы. К такой славной плеяде можно отнести Ц.-А. Дугар-Нимаева, В.Ц. Найдакова, В.Б. Махатова, А.Б. Соктоева, И. А. Кима и многих других. Литературная критика стала своего рода полигоном для обкатки стиля, осмысления основ своей дальнейшей научной деятельности, оценки постоянно меняющегося читательского вкуса, тенденций общественно-политического развития общества. Литературный портрет как ведущий жанр литературной критики помог литературоведам отшлифовать мастерство, расширить публицистический и научный кругозор, обрести профессиональный опыт общения с подлинным искусством.

_References

1. Egorov B.F. O masterstve literaturnoy kritiki. Zhanry, kompozitsii, stil [On the skill of literary criticism. Genres, composition , style]. Leningrad Soviet writer. 1980. 320 р.

2. Grossman L.P. Zhanry literaturnoy kritiki [Genres of literary criticism]. Moscow: Art. 1925. Pp. 61-81 p.

3. Naydakov V.C. Sovremennye pisateli Burya-tii (Literaturnye portrety i ocherki) [Contemporary writers of Buryatiya (Literary portraits and essays)]. Ulan-Ude: Buryat. book. ed. 1969. 182 p.

4. Найдаков В.Ц. Путь к роману. Новосибирск: Наука. 1985. 260 с.

5. Туденов Г.О. Об основных направлениях бурятской советской литературы // Советская литература и фольклор Бурятии. Вып. 2. Улан-Удэ, 1962. С.158.

6. Туя С. Литературные заметки (О бурят-монгольских пьесах) // Бурят-Монгольская правда. 1926. 12 нояб.

7. Туденов Г.О. О пятнах белых и темных // Байкал. 1989. № 3. С. 83.

8. Озеров В. Литературно-художественная критика и современность // Литература и современность. М. 1972. С. 53.

4. Naydakov V.C. Put k romanu [A way to the novel]. Novosibirsk: Nauka. 1985. 260 p.

5. Tudenov G.O. Sovetskaya literatura i folklor Buryatii (Soviet literature and folklore of Buryatiya). MY. 2. Ulan-Ude, 1962. P. 158.

6. Tuya S. Buryat-Mongolskaya pravda (Buryat-Mongolian truth). 1926. Nov 12.

7. Tudenov G.O. Baikal (Baikal). 1989. No. 3. P. 83.

8. Ozerov V. Literatura i sovremennost (Literature and up-to-dateness). Moscow, 1972. P. 53.

Коротко об авторах_

Болдонова И.С., д-р филос. наук, доцент, зав. каф. «Зарубежная литература», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия

Научные интересы: филология и педагогика

_Briefly about the authors

I. Boldonova, doctor of philosophical sciences, associate professor, Foreign Literature department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: philology, pedagogic activities

Найданова В.А., аспирантка, ассистент каф. «Бурятская литература», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия

Научные интересы: филология и педагогика

V. Naydanova, postgraduate, assistant, Buryat Literature department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: philology, pedagogic activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.