Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ИСТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна, Абрамян Сюзанна Кароевна

В экономической деятельности и общественной жизни любого государства важную роль играет транспорт. В качестве неотъемлемого требования к транспортной инфраструктуре государства выступает способность противостояния массовым видам преступности. Для России этот аспект обладает особым значением. Статья посвящена исследованию исторических аспектов транспортной безопасности. Дается детальная оценка современному этапу развития данной деятельности. Анализ положений законов и мнений ученых позволил авторам установить, что единое мнение в отношении нормативного определения термина «безопасность» отсутствует. В статье делается попытка определить перспективные направления обеспечения транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна, Абрамян Сюзанна Кароевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF TRANSPORT SECURITY IN RUSSIA

Transport plays an important role in the economic activity and social life of any state. As an integral requirement for the transport infrastructure of the state is the ability to resist mass types of crime. For Russia, this aspect has a special significance. The article is devoted to the study of historical aspects of transport security. A detailed assessment of the current stage of development of this activity is given. An analysis of the provisions of the laws and the opinions of scientists allowed us to establish that there is no consensus on the normative definition of the term «safety». The article attempts to identify promising areas for ensuring transport security.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ»

УДК 342

DOI 10.23672/x7501 -1481 -8798-n

Попов Евгений Александрович

кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Evgeny A. Popov

Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

Candidate of Philology,

Associate Professor of the Department

of Civil and International law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakova

abrsyuzanna@yandex.ru

Susanna K. Abramyan

Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru

Эволюция транспортной

безопасности в россии

The evolution of transport

security in russia

Аннотация. В экономической деятельности и общественной жизни любого государства важную роль играет транспорт. В качестве неотъемлемого требования к транспортной инфраструктуре государства выступает способность противостояния массовым видам преступности. Для России этот аспект обладает особым значением. Статья посвящена исследованию исторических аспектов транспортной безопасности. Дается детальная оценка современному этапу развития данной деятельности. Анализ положений законов и мнений ученых позволил авторам установить, что единое мнение в отношении нормативного определения термина «безопасность» отсутствует. В статье делается попытка определить перспективные направления обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: транспортная безопасность, законодательство, нормативное определение, безопасность, обеспечение безопасности, угрозы безопасности, история безопасности.

Annotation. Transport plays an important role in the economic activity and social life of any state. As an integral requirement for the transport infrastructure of the state is the ability to resist mass types of crime. For Russia, this aspect has a special significance. The article is devoted to the study of historical aspects of transport security. A detailed assessment of the current stage of development of this activity is given. An analysis of the provisions of the laws and the opinions of scientists allowed us to establish that there is no consensus on the normative definition of the term «safety». The article attempts to identify promising areas for ensuring transport security.

Keywords: transport security, legislation, regulatory definition, security, security assurance, security threats, security history.

Протяженность территории нашего государства и необходимость в постоянном обеспечении высокого уровня безопасности транспортных коммуникаций - это основные факторы, которые обусловили необходимость формирования соответствующих правоохранительных органов. Кроме того, была разработана необходимая нормативная база, обеспечивающая безопасность

на транспорте. В начале XIX в. в Российской Империи существовала сельская и городская полиция, а также, органы полиции на транспорте, действовавшие независимо от сельской, городской полиции и местной администрации. Позднее, борьба с преступностью на транспорте перешла в сферу полномочий жандармских полицейский Управления железных дорог, функционировав-

шего при Отдельном корпусе жандармов. Актуальность вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности после Октябрьской революции 1917 г., повысилась.

Функции по обеспечению безопасности транспортной инфраструктуры и безопасности на транспорте исполняла Общероссийская комиссия по чрезвычайным ситуациям, при которой было создано несколько специальных подразделений. В течение времени подразделения транспортной безопасности не раз меняли ведомственную принадлежность, но исполняемые ими функции всегда обладали огромным значением в обеспечении безопасности и интересов государства. В период 1940-1950-х гг. ХХ века нормальное функционирование транспортной отрасли обеспечивалось сотрудниками подразделений органов государственной безопасности, и иными войсками и частными вооруженными формированиями Министерства Путей Сообщения.

На современном этапе в законодательство РФ не употребляет в практическом обороте термин «безопасность». Закон № 390-ФЗ «О безопасности» не дает интерпретации термина «безопасность». Вместе с тем, законодатель определяет такие виды безопасности, как экологическую, личную, общественную и государственную. Среди исследователей проблем права содержание термина «транспортная безопасность» ассоциируется с правовыми гарантиями защиты социальных и государственных интересов личности в сфере транспорта и его инфраструктурного комплекса от потенциальных возможных угроз. Интересно, что в ранее действовавшем законодательстве безопасность ассоциировалась с защищенностью жизненно важных государственных и общественных интересов. Немного иное по содержанию определение термина «безопасность» находит свое отражение в Законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании», сформулированное в контексте сферы технического регулирования.

Дефиниция «безопасность» определяется в качестве такого состояния, когда недопустимый риск еще не наступил, но при этом его потенциально возможное наступление создает риски причинения разного рода ущерба и вреда. Необходимо признать, что в законодательстве о техническом регулировании дефиниция «безопасность» раскрыта наиболее полно по сравнению с другими законами, так как в своей основе учитывает риски, определяющие опасность причинения ущерба. В нормативно-правовых актах угрозы безопасности и риски классифицируются на социогенные, техногенные и риски (угрозы) природного характера. Немного иное содержание термина «безопасность» находит свое отражение в Федеральном законе «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ. Безопасность связывается с противодействием незаконному вмешательству в работу транспорта.

Следует подчеркнуть, такое определение в сильной степени ориентировано на транспортную специфику, и позволяет проектировать пути и способы обеспечения безопасности и в указанной

сфере. Определенные черты сходства дефиниция «безопасность» имеет в положениях Воздушного кодекса № 60-ФЗ, в котором представлен термин «авиационная безопасность» аналогично состоянию транспортной безопасности определяется как состояние авиационной безопасности, при котором отсутствуют любые возможные виды незаконного вмешательства. Теоретический анализ юридической литературы позволяет заключить, что представленные в двух последних источниках права содержание терминов «транспортная безопасность» и «авиационная безопасность» трактуются излишне одноаспектно. Важно учитывать тот факт, что безопасность в сфере транспорта - это комплекс мероприятий, необходимость в обеспечении которых определяется видами потенциально возможных угроз для нормального функционирования отрасли транспорта, представленной непосредственно транспортом и обслуживающей его транспортной инфраструктурой поддержки.

Полагаем, именно такой подход к безопасности должен учитывать законодатель в процессе конструирования норм права, способных обеспечить комплексную защиту от возможных угроз.

Сказанное позволяет подчеркнуть, что транспортную безопасность не следует ассоциировать лишь с актами незаконного вмешательства, этого мало. Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить и другие критерии, например: критерии охраняемого объекта или охраняемой области, что позволяет шире смотреть на проблемы обеспечения безопасности и связать ее с категорией «общественная безопасность». Анализ юридической литературы позволяет заметить, что термин «безопасность» находит свое отражение и в других правовых актах (например, Указ Президента РФ № 403). Выделяют следующие виды транспортной безопасности: непосредственно транспортная безопасность, техническая безопасность и безопасное эксплуатирование, а также обеспечение безопасного движения транспортного средства [1, с. 260]. Перечисленные виды обеспечения безопасности имеют принципиальные отличия. В Федеральном Законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» используются другие категории безопасности. В данном случае закон устанавливает связь безопасности с защищённостью участников дорожного движения от опасных происшествий. Статья 11 и 21 этого закона устанавливает стандарты обеспечения качества дорожной инфраструктуры; статья 22 повышает требования к организации движения. В статье 15 определяет нормативы достаточности качества транспортных средств, запчастей к ним и принадлежностей к ним при их производстве и продаже. Статья 18 этого закона повышает требования к качеству ремонта и технического обслуживания. Положения статей 16, 17, 20 и 23 определяют необходимость соблюдения соответствующих правил.

Отмечая положительные моменты этого закона, следует признать и определенные его ограничения и недостатки. Так, установлено, что законодатель не регулирует отношения, появляющиеся в связи с защитой автотранспорта и его

инфраструктуры против незаконного вмешательства. В частности, нормы Воздушного кодекса в статьях 28 и 241 дифференцируют содержание терминов «безопасность полетов» и «безопасность воздушного движения». Принципиально по-другому устроены нормы Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ (пункт 2 статьи 20) происходит большая дифференциация видов безопасности на железнодорожном транспорте: в сфере экологии, в сфере безопасной эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, в сфере, характеризующей условия проезда, безопасные для жизни и здоровья, в сфере безопасных грузоперевозок и транспортировки багажа.

Особе внимание следует обратить на нормы, изложенные в статье 221 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ. В данном случае особое внимание уделяется вопросам пожарной и промышленной безопасности. Интересно, но, вместе с тем, тревожно от осознания того факта, что данный закон абсолютно не определяет необходимость защиты железнодорожного транспорта от актов незаконного внешнего вмешательства. На определенную специфику обеспечения транспортной безопасности указывают нормы, изложенные в «Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации» № 81 -ФЗ. Статья 76 данного закона определяет необходимость обеспечения таких видов транспортной безопасности как безопасность морского судоходства, мореплавания, транспортную безопасность акватории морских портов. Полагаем, лишь последний вид безопасности тесно связан с проблематикой незаконного вмешательства. Большими отличиями по видам безопасности характеризуются положения, изложенные в «Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации» № 24-ФЗ, определяющего потребность в обеспечении следующих видов безопасности: безопасная эксплуатация судов, безопасное судоходство, безопасность водных внутренних путей, безопасность судоходных и портовых путей.

Таким образом, анализ целого ряда документов указывает на необходимость соблюдения правил в ходе обеспечения транспортной безопасности (требований) пользования (эксплуатации) транспортных средств и правил (требований) к движению транспортных средств. Первое направление обеспечивается нейтрализацией угроз внутреннего характера, и требует классификации внутренних транспортных угроз. Второе же направление учитывает необходимость противодействия

Литература:

1. Дмитриев С.Н. Новации в правовом регулировании транспортной безопасности / С.Н. Дмитриев // Общество и право. 2014. № 2. С. 259-264.

2. Назаркин М.В. Понятие «Акт незаконного вмешательства»: теоретические и прикладные аспекты / М.В. Назаркин // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2. С. 23-27.

внешним социальным угрозам незаконного вмешательства в нормальную работу транспорта.

Анализ положений транспортных уставов и кодексов РФ показывает, что второму направлению обеспечения безопасности уделяется недостаточно внимания, что частично компенсируют нормы законодательства о транспортной безопасности: в юридический оборот веден термин «акт незаконного транспортного вмешательства». Полагаем, нет необходимости его цитировать, так как термин представлен законодателем и изложен в полном объеме. Дополняет представления об исторических аспектах современного периода изучения проблем транспортной безопасности результаты теоретического анализа научной литературы. Большинство исследователей признает, что термин «безопасность», и непосредственно связанные с ним зависимые категории нуждается в большем уточнении и конкретизации [2, с. 24].

Следует особо подчеркнуть, что принципиально нельзя относить к таковым нарушения правил безопасности движения или причиненный работниками ущерб по неосторожности - для этих целей законодатель предусмотрел отдельные составы (статьи 263, 264, 2641, 266, 268, 269, 271, 2711 Уголовного кодекса РФ). Работа по реализации Закона «О безопасности на транспорте» необоснованно затягивается, в первую очередь из-за затянувшейся межведомственной координации между правоохранительными органами РФ. Немаловажную роль играет также отсутствия централизованного и налаженного управления практическим осуществлением всей совокупности мер и мероприятий по разработке и принятию соответствующих нормативно-правовых документов. Значительная часть актов, регулирующих рассматриваемую сферу, была разработана и принята в 2009-2010 гг. (после взрыва «Невского экспресса»). Второй толчок, поспособствовавший ускорению законотворческого процесса, имел место в 2011 г. - теракт в Домодедово. После этого события был принят Закон «О транспортной безопасности». В результате такого ускоренного и форсированного процесса разработки и утверждения нормативной базы в сфере обеспечения транспортной безопасности сложилась ситуация, когда выполнение установленных требований сопряжено с определенными трудностями, а иногда и вовсе невозможно. Во многом это объясняется наличием в законодательных актах большого количества изъянов и противоречий.

Literature:

1. Dmitriev S.N. Novatsii v pravovom regulirovanii transportnoy bezopasnosti / S.N. Dmitriev // Ob-shchestvo i pravo. 2014. № 2. P. 259-264.

2. Nazarkin M. V. The concept of «Act of illegal interference»: theoretical and applied aspects / M.V. Nazarkin // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. P. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.