УДК 656.07
Голубкина Ксения Вячеславовна
кандидат юридических наук, начальник кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru
Якушева Валерия Сергеевна
магистрант 2 курса.
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru
Проблемы
в сфере практической реализации требований фз «о транспортной безопасности»
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем реализации некоторых требований ФЗ «О транспортной безопасности». Авторы анализируют положения указанного закона, касающиеся субъектов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и предлагают корректировку отдельных статей с целью решения проблемы правоприменения.
Ключевые слова: транспортная безопасность; эксплуатация транспорта; субъекты транспортной инфраструктуры; обеспечение транспортной безопасности.
Kseniya V. Golubkina
candidate of law, Head of the Department of theory and history of state and law of the State marine University named after Admiral F.F. Ushakov, candidate of legal Sciences abrsyuzanna@yandex.ru
Valeriya S. Yakusheva
the 2-year student. State marine University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru
Problems in the field of
practical implementation of the requirements of the federal law «on transport security»
Annotation. The article investigates the problems of implementation of certain requirements of Federal Law «On transport security». The authors analyze the provisions of the Act relating to the subjects responsible for ensuring transport security, and suggest ways to correct certain provisions in order to solve the enforcement problem.
Keywords: Key words: transport security; operation of transport; transport infrastructure entities; provision of transport security.
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения
.
транспорта невозможно представить жизнедеятельность людей и функционирование хозяйствующих субъектов. Кроме того, транспортная
система обеспечивает занятость миллионов
.
сфере функционирования транспорта касаются
.
общества и личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное развитие Российской Федерации. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим данную сферу, является ФЗ «О транспорт», -
единить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по про-
тиводействию терроризму применительно к
транспортному комплексу с учетом его специфи-
.
Федерального закона «О транспортной безопас-
»
обширна, тж. зачастую возникают проблемы с применением отдельных норм, прописанных в Законе, поскольку механизм их реализации детально не разработан.
Фактически, ФЗ «О транспортной безопасности» и десятки сопровождающих его подзаконных актов не имеют никакого отношения собственно к транспортной безопасности как таковой, поскольку данное понятие прежде всего отражает состояние безаварийной (в широком смысле)
эксплуатации транспортных средств в процессе
,
грузов, а также перевозки пассажиров. За поспешно построенной в России системой «транс»
одна из частных сфер возможного приложения сил и средств антитеррористического комплекса страны либо нормативы, не имеющие отношения
к обеспечению «транспортной безопасности» в том смысле, как ее трактует указанный Закон.
Разумеется, любые хозяйствующие субъекты, занятые в сфере транспорта, не должны оставаться в стороне от решения проблемы преду, -
ствующим законодательством. Однако в последнее время во все большей степени проявляется стремление государства всемерно укрепить антитеррористический комплекс за счет юридических лиц - участников транспортного процесса , .
Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с утвержденным Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В нем
нет ни единой «транспортной» составляющей, - -
ствия вследствие применения портовых сооружений и морских судов по их прямому назначению, а отражены лишь следующие угрозы: захват объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств; установление над
ними контроля силой; разрушение объектов
; -
ба здоровью персонала, пассажирам и другим
лицам путем взрыва либо обстрела, поражения
,
биологическими веществами и т.п. То есть имеются в виду проявления исключительно террористической направленности [2]. При этом, не принимается во внимание тот факт, сотрудники транспортных предприятий не имеют ни соответствующей подготовки для того чтобы задер-, . меры по задержанию входят лишь в компетенцию правоохранительных структур, таких как органы внутренних дел, Следственный комитет и
др. Как известно, они полномочны не только рас, ,
в то время как субъекты транспортной инфраструктуры могут лишь следить за качественным оказанием услуг и безаварийной эксплуатацией оборудования. К слову, на морском транспорте и вовсе отсутствует реальная статистика инцидентов террористического характера. Напротив, чаще всего именно нарушения технических требований ведут к возникновению аварийных ситуаций. Банальное нарушение правил мореплавания, не, -
дование, неправильная эксплуатация в большинстве случаев являются причиной аварий. Представляется, что систему транспортной безопасности необходимо строить, исходя из объективной оценки существующего положения. Поскольку нет конкретных данных о терактах на транспорте, эта невероятно дорогостоящая система становится бесполезной. Совершенно очевидно, что ограничение обеспечения транспортной безопасности исключительно в пространстве угроз незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса не является обоснованным. Общество интересует абсолютная безопасность при пользовании транспортными услугами, а не только защищенность от терроризма.
Таким образом, представленные в ФЗ «О транс»
необоснованно завышенными и не отражают
,
обеспечения безопасности на транспорте. Необходимо также отметить, что в ФЗ «О транспорт»
координация компетенции между федеральными органами исполнительной власти, а также между органами государственной власти и хозяйству. -просе ощущается необходимость внесения соответствующих норм в Федеральный закон «О транспортной безопасности» для того, чтобы он, с одной стороны, разграничил компетенцию государственных органов между собой, а с другой -разделил полномочия в области обеспечения транспортной безопасности хозяйствующих субъектов и государства.
О сложности сложившейся ситуации свидетельствует и практика. В частности, на примере статистических данных транспортной прокуратуры города Новороссийска наглядно видно, насколько часты нарушения со стороны субъектов транспортной инфраструктуры требований ФЗ «О транспортной безопасности». В частности, за 2015 году транспортной прокуратурой г. Новороссийска было зафиксировано 3309 нарушений требований Федерального закона «О транспортной безопасности» на водном, 437 на железнодорожном и 60 на воздушном транспорте. Для сравнения - в 2014 году их было почти в 2 раза меньше, соответственно, их количество постоянно растет. Многими предприятиями в 2015 году были не проведены категориро-вание и оценка уязвимости, а также не выполнены планы обеспечения транспортной безопасности.
, 2015 « -
ские скоростные линии» не был выполнен план обеспечения транспортной безопасности. Те же
2015
при проведении проверки ЗАО «Геленджикский морской порт». В июле 2015 года в ходе проверки железнодорожного вокзала станции «Кавказ» выяснилось, что в срок не были проведены кате-горирование и оценка уязвимости. В сентябре
2015 года Обществом с ограниченной ответ-
« »
требований законодательства о безопасности эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. В период с октября по ноябрь 2015 г. на железнодорожном пути Открытого акционерного общества «Новошип» и в Обществе с ограниченной ответственностью «Новоморснаб» повторно были зафиксированы нарушения, а именно, не выполнен план обеспечения транспортной безопасности. ПАО «НМТП» в январе
2016 -ний безопасности эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. В феврале 2016 года Новороссийской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южного транспортного прокурора была проведена проверка исполнения в ООО «Новоросметалл» требований законодательства о транспортной безопасности. В ходе надзорных мероприятий было установлено, что предприятие в установленный срок действий, направленных на обеспечение транспорт-
, ,
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не была своевременно произведена. Весной 2016 года Новороссийской транспортной прокуратурой были проведены надзорные мероприятия по вопросу соответствия уровня технической оснащенности железнодорожного вокзала станции Кавказ требованиям, направленным на обеспечение безопасности пассажиров при использовании объектов транспортной .
установлено следующее: железнодорожный вокзал станции Кавказ задействован в обеспечении организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом через паромную переправу Кавказ-Керчь. В нарушение требований « » -
рирование и оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного -
Кавказ не были проведены, а план обеспечения транспортной безопасности не разработан. В июле 2016 года Новороссийской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры была проведена проверка исполнения в ОАО «Новоросцемент» требований законодательства о транспортной безопасности, обеспечении антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В ходе проведенных надзорных
мероприятий было установлено, что «Новорос-» -
фраструктуры, осуществляющим погрузочно-
разгрузочную деятельность с использованием железнодорожных путей необщего пользования. Проведенной проверкой установлено, что в
нарушение требований закона «О транспортной »
безопасности эксплуатируемых предприятием объектов транспортной инфраструктуры-желе-знодорожных путей необщего пользования не был своевременно разработан, утвержден и соответственно не реализован [5].
И этот список можно продолжать бесконечно, ведь нарушений с каждым годом становится все больше. Это свидетельствует о том, что некоторые требования закона «О транспортной без» -
тике, что порождает проблему правоприменения.
В связи с этим очевидно, что требуется корректировка части 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», а именно: следует разделить обязанности по обеспечению
транспортной безопасности между субъектами
,
возложена ответственность за обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и право,
отвечать за обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры. Ведь именно они имеют достаточные полномочия для борьбы с терроризмом на транспорте, которому уделено немалое внимание в Перечне потенциальных угроз актов незаконного вмешательства.
Литература:
1. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ред. от 06.07.2016» Собрание законодательства РФ», 12.02.2007, N 7, ст. 837.
2. Дмитриев С.Н. Проблемы обеспечения транспортной безопасности портовой инфраструктуры // Транспортное право.2014. № 1. С. 2-6
3.
портовых средств-ISPS Code. СПБ. : ЦНИИМФ, 2003.
4. -.
Literature:
1. Federal Law of 09.02.2007 N 16-FZ «On transport security», Ed. from 06/07/2016. «Collection of the legislation of the Russian Federation», 12.02.2007, N 7, Art. 837.
2. Dmitriev S.N. The problems of transport security of port infrastructure // Transport pravo.2014. № 1. P. 2-6.
3. International Ship and Port Facility Security-ISPS Code. SPB. : CNIIMF 2003.
4. Archive Novorossiisk transport prosecutor's office.