Научная статья на тему 'Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в России'

Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна, Абрамян Сюзанна Кароевна

Одной из основных отраслей национальной экономики, обеспечивающей территориальную целостность регионов и единство экономического пространства страны в целом, являются транспорт и обслуживающая его эффективную работу транспортная инфраструктура, которая является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации. В статье дана характеристика транспортной инфраструктуры в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна, Абрамян Сюзанна Кароевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в России»

УДК 342

Попов Евгений Александрович

кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru

Evgeny A. Popov

Candidate of Legal Sciences, Professor,

Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov Milena.555@mail.ru

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

Candidate of Philological Sciences,

Associate Professor,

Civil and International Law Department,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

Milena.555@mail.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в россии

SYuzanna K. Abramyan

Candidate of Legal Sciences, Docent of Department of theory and History of State and Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru

Legal and administrative

characteristics of the transport infrastructure in russia

Аннотация. Одной из основных отраслей национальной экономики, обеспечивающей территориальную целостность регионов и единство экономического пространства страны в целом, являются транспорт и обслуживающая его эффективную работу транспортная инфраструктура, которая является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации. В статье дана характеристика транспортной инфраструктуры в Российской Федерации.

Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, государственное регулирование, государство.

Annotation. Оne of the main branches of the national economy, which ensures the territorial integrity of the regions and the unity of the economic space of the country as a whole, is transport and its efficient operation of the transport infrastructure. The latter is a necessary condition for implementing an innovative model of economic growth and improving the quality of life of the population of the Russian Federation. The article describes the transport infrastructure in the Russian Federation.

Keywords: transport, transport infrastructure, state regulation, state.

Необходимость изучения проблем транспортной инфраструктуры в указанной связи обуславливается потребностями эффективной нормативно-правовой ее регламентации для целей осуществления государственного управления и обеспечения безопасного ее функционирования. Следует признать, что в настоящее время нет единства подходов к определению данной категории как на легальном уровне, так и на научно-теоретическом, что вызывает проблемы правового понимания данного явления в кон-

тексте практического государственно-управленческого правоприменения. Анализ действующего российского законодательства позволяет признать, что в настоящее время отсутствует единство в легальном определении понятия «транспортная инфраструктура». Так, п. 10 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ (с изм. и доп.) «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [1] дается следующее легальное определение рассматриваемого понятия как

«сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств». Данный подход подтверждается и в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

В свою очередь, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм. и доп.) «О транспортной безопасности» [3] определяет «объект транспортной инфраструктуры» как «технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б) метрополитены;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;

ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (с изм. и доп.) «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяется специфика транспортной инфраструктуры, предопределяемая видом транспорта. В этой связи законодатель понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» определяет как «технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование».

Приведенные законодательные подходы свидетельствуют, во-первых, об индивидуализации в определении термина «транспортная инфраструктура» в зависимости от вида транспорта или специфики объекта инфраструктуры, во-вторых, о различной интерпретации содержания этого явления. Данное обстоятельство не может признано нормально для эффективного нормативно-правового регулирования.

В современной науке сформированы следующие теоретические подходы к определению понятия «транспортной инфраструктуры».

Во-первых, высказывается идея о том, что: «транспортная инфраструктура понимается как разновидность инженерно-технической инфраструктуры определенной территории, представляющая собой технологический комплекс, основной функцией которого является быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса перевозки» [4, с. 207]. В приведенном случае «транспортная инфраструктура» рассматривается как часть инженерной инфраструктуры, комплекс коммуникаций и устройств, обеспечивающих транспортные грузовые и пассажирские перевозки.

Второй подход раскрывает понятие «транспортная инфраструктура» как совокупности определенных функций, направленных на обеспечение условий беспрепятственного и быстрого выполнения перевозочного процесса.

В третьем научном подходе транспортная инфраструктура рассматривается как вид инфраструктурного капитала, носящего специфический общественный характер, направленный на развитие способности инфраструктуры приносить экономическую и социальную выгоду соответствующему региону.

В целом, для формирования определения «транспортная инфраструктура» ученые признают, что категория «транспортная инфраструктура» понимается как сочетание двух его характеристик - функционального и стоимостного, что обусловлено совокупностью организационной, производственной и социальной функций транспортной инфраструктуры.

Анализ приведенных легальных и теоретических подходов позволяет признать, что «транспортная инфраструктура» определяется в контексте:

1) производственно-технологическом;

2) содержательном;

3) сочетании технологического и содержательного;

4) функциональном;

5) экономико-стоимостном.

Учитывая вышеуказанное, следует сделать вывод о том, что юридическая интерпретация понятия «транспортная инфраструктура» позволяет определить ее как производственно-техноло-

гически взаимосвязанные комплексы сооружений, предназначенные для обслуживания наземных, водных, воздушных путей и сообщений, трубопроводов, морских и речных портов, аэропортов, транспортных терминалов, метрополи-

Литература:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. - 04.06.2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4191.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4346.

3. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016). // Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. № 26 (Ч. I). Ст. 3870.

4. Серебряков Л.Г. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход. // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. СПб., 2011. С. 206-215.

тенов, систем скоростного транспорта, автомобильных транспортных развязок как внутри, так и за пределами крупных городов, ледокольного и иного вспомогательного флота.

Literature:

1. Federal law of 08.11.2007 № 259-FZ (ed.of 03.07.2016) «Charter of road transport and urban land electric transport» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 04.06.2016. № 27 (part I). St. 4191.

2. Federal law № 220-FZ of 13.07.2015 «On the organization of regular transportation of passengers and baggage by road and urban land electric transport in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 20.07.2015. № 29 (part I). St. 4346.

3. Federal law of 09.02.2007 № 16-FZ (ed. from 06.07.2016) «On transport security» (Rev. and EXT., joined. in force from 21.12.2016). // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 27.06.2016. № 26 (part I). St. 3870.

4. Serebryakov L.G. Problems of strategic planning of transport infrastructure in the region-an innovative approach // Scientific works of the North-Western Academy of public service. SPb., 2011. P. 206-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.