Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии'

Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4382
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО / ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / ИСТОЧНИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА / ЗАКОНЫ / ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна

Транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций. От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом. В статье раскрываются основные положения правового регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии»

УДК 342

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

candidate of philological sciences,

associate professor of

the civil and international law department,

Admiral F.F. Ushakov Maritime State

abrsyuzanna@yandex.ru

Особенности

правового регулирования транспортной деятельности в россии

Аннотация. Транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций. От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом. В статье раскрываются основные положения правового регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: транспорт, транспортное право, транспортная деятельность, источники права, Конституция России, источники транспортного права, законы, подзаконные акты.

Principles of

transport legal regulation in russia

Annotation. Transport represents an entire and complex system comprising such elements as the specialized transport infrastructure, transportation management and facilities, vehicles, etc., as well as transport organizations. The well-coordinated work of transport organizations has an important role to play in the effective functioning of other sectors of the economy as well as it has the greatest influence on both state and society activity as a whole. In the present paper the basic principles of the legally regulated transport activities in the Russian Federation have been considered.

Keywords: transport, transport law, transport activity, sources of law, the Constitution of Russia, sources of transport law, laws, regulation.

В системе российского права существует целый блок специальных правовых норм, которые непосредственно регулируют организацию и деятельность транспортных организа-. -

вых норм объединяется специалистами в понятие транспортного права. Конституционные основы формирования правового регулирования рассматриваемой экономической отрасли заложены Конституцией РФ в ст. 71, согласно которой в ведении Российской Федерации находятся: федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе. Вопросы создания и деятельности транспортных организаций, регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в следующем объеме:

- организуется осуществление транспортной деятельности в виде транспортного обслуживания населения такими видами транспорта как,

воздушный, водный, автомобильный (в том чис-), -

ного и пригородного сообщения, а также и железнодорожным транспортом (далее ж/д транс) ;

-

регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также в виде осуществления регионального государственного надзора за сохранностью

автомобильных дорог регионального и межму-;

-

осуществления дорожных работ в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивается безопасность дорожного движения на них.

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отрас-, -

го, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказа-, -

портных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов ( , ), -

ного права включаются: - общественные отношения между транспортными организациями и

их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа; - общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры; - общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы). Также необходимо учитывать отношения, регулируемые гражданским правом, а именно обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг.

, -

модействуют с нормами административного права (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транс, -

), (

преступлений на транспорте, уголовная ответ),

(федеральный транспорт и т.д.).

В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Важнейшими источниками транспортного права являются федераль-.

транспортного права занимают специализированные транспортные уставы и кодексы, основанные на положениях гл. 40 ГК РФ, принятые в

форме федеральных законов и детально регла-

, -

, ,

при обеспечении транспортной деятельности и деятельности транспортных организаций. К числу названных источников транспортного права

относят: Воздушный кодекс Российской Федера-

;

Федерации; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Особенностью перечисленных документов является то, что они носят комплексный характер и воздействуют на определенные виды публичных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.

Весьма интересной представляется позиция В.А. Дозорцева [1, с. 25], полагающего, что в подобных комплексных кодифицированных актах не удается выделить общие правовые положения, характерные для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты необходимы для достаточно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для обширной сферы

.

транспортные кодексы и уставы не образуют

самостоятельно отраслевой юридической си.

,

и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транс. -

,

акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается иссле-.

По нашему мнению, принятие единого кодифицированного акта о транспорте (Транспортного ), -

ним. Нецелесообразность обусловлена тем, что в транспортном праве объем регулируемых отношений столь велик, что, несмотря на их очевидную предметную обособленность и целый ряд единых признаков, объединение в один законодательный акт важнейших из общих положений представляется одновременно и бесперспективным, и лишенным всякого смысла.

Исторически процесс кодификации транспортного законодательства идет по пути подготовки целого ряда законов, регламентирующих специфику отдельных, сложных, межотраслевых функциональных правовых институтов, а именно: железнодорожного, морского, автотранспортного и воздушного права в структуре отрасли транспортного права.

Для законодателя, теоретически возможно, осуществить разработку проекта и последующее принятие такого единого акта о транспорте, однако в такой ситуации управление рассматриваемым массивом законодательства будет сведено всего лишь к установлению только самых общих принципов транспортного права и закреплению перечня законов, которые регламентируют отдельные блоки транспортного права. В конечном итоге это сделало бы единый для транспортного права закон малоэффективным.

Преждевременность такого шага очевидна ввиду того, что, во-первых, регулятивные возможности применения действующих в настоящее время в системе транспортного законодательства кодексов и уставов не исчерпаны; во-вторых, еще не завершено проведение различных государственных экономических реформ, без итоговых результатов которых нецелесообразно проводить работу по кодификации всего транспортного законодательства; в-третьих, в некоторых транспортных отраслях остаются не урегулированными на законодательном уровне многие существенные вопросы организации и функционирования транспортных организаций, а это первоочередная задача для законодателя. Помимо Конституции РФ, Кодексов и Уставов систему источников транспортного права составляют и подзаконные нормативные акты. В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической

силой обладают указы Президента Российской

,

положения по важнейшим вопросам транспорт.

Подзаконными нормативными актами, входящими в систему транспортного права, являются в

частности, Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и др.

В сфере формирования системы источников транспортного права существенную роль выполняет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным по-

30

2004 . 395, -

тельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, относительно вопросов регулирования правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и приме,

транспорта: правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов и пр..

,

транспортного права и его систему необходимо, в качестве вывода, обозначить следующие основные особенности транспортного законода-

Литература:

1. Дозорцев В А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. 2008. № 4. С. 23-28.

тельства: стабильность отрасли транспортного законодательства; наиболее систематизированная (кодифицированная) отрасль права в российском законодательстве.

Основными задачами в сфере совершенствова-- -

дарственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются:

- повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, в том числе и за счет

государственно-частного партнерства и совер-

- ;

- формирование нормативно-правовой базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области грузовых пере,

среднего предпринимательства в транспортном деле, создание и развитие национальных и интернациональных транспортных компаний;

- -

ных транспортных издержек в цене продукции; - -

- -

.

Literature:

1. Dozortsev V.A. Code One or two? (Do I need a Commercial Code, along with the Civil?) // Journal of civil law. Number 4. 2008. P. 23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.