УДК 342
Голубкина Ксения Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Ksenia V. Golubkina
Candidate of legal Sciences, docent of Department of theory and history of state and law of the «State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov» [email protected]
Syuzanna K. Abramyan
Candidate of legal Sciences, docent of Department of theory and history of state and law of the «State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov» [email protected]
Проблемы в сфере
реализации транспортной безопасности
Problems in
the implementation of transport security
Аннотация. Транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, в этой связи неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Ведущее место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 77,9 % общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного), а также 41,0 % пассажирооборота. В данной статье рассматриваются проблемы в сфере реализации транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: транспорт, транспортная деятельность, правовое регулирование, безопасность, транспортная безопасность.
Annotation. Transportation plays a huge role in economic activities of any state, in this connection, an essential requirement for transport infrastructure is the ability to resist all types of criminal attacks. The leading place in the transportation system is a railway. Rail transport performs 77.9 % of the total turnover of all modes of transport (excluding pipelines) and 41,0 % of passenger traffic. This article discusses problems in the implementation of transport safety in railway transport.
Keywords: transport, transport activities, legal regulation, security, transport security.
В последние годы в России и за рубежом особую остроту приобрели вопросы обеспечения транспортной безопасности. В первую очередь это вызвано увеличением количества актов незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспорта, в том числе тер,
их последствий (количество жертв и пострадав, .)
расширением набора способов, с использованием которых совершаются подобные противоправные деяния.
Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят
новые задачи в вопросах транспортной безопас-
.
человечеством, увеличиваются скорости передвижения, пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходиться решать в обла-
сти обеспечения транспортной безопасности. Большую опасность представляют рост аварийности, травматизма, высокая степень износа , -
става, растущая угроза актов незаконного вмешательства, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, всплеск экстремистских проявлений. Условия и факторы, которые обусловливают понижение уровня транс, -
ональной безопасности Российской Федерации, общенациональные экономические потери, нарушение устойчивости транспортной деятельности, причинению вреда здоровью и жизни людей многогранны [1, с. 22]. Среди них угрозы техногенного, экологического, террористического, информационного характера, а также человеческий фактор в системе «человек-машина-среда». На начало XXI века для Российской Федерации приоритетное значение приобрели
внутренние угрозы транспортной безопасности. При этом целый комплекс процессов выступает в качестве причин или условий возникновения угроз транспортной безопасности в виде потенциальной или реальной угрозы. Анализ национальных интересов России, включая интересы её национальной безопасности, указывает на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта
роль обусловлена наличием задач государ, -
шения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее по сравнению с другими отраслями экономики развитие.
Понятие «транспортной безопасности» уже закреплено Федеральным законом Российской « ». соответствии с этим законом под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Любой организацией необходимо управлять, тж. именно от грамотного управления зависят ее успех и дальнейшее существование. Управление организациями железнодорожного транспорта имеет ряд отличительных
особенностей: территориальная разрозненность
,
трудностям, связанным с контролем их деятельности; удаленность подразделений от центрального аппарата управления, что вызывает увеличение количества промежуточных звеньев
управления, имеющих сходные функции, и, как
,
распоряжений руководства и повышение затрат на содержание управленческого персонала; непрерывность производственного процесса; высокие требования к безопасности.
На сегодняшний день открытое акционерной « » -
ется единоличным владельцем всей инфраструктуры железнодорожного транспорта путей общего пользования. По данным, опубликованным на официальном сайте компании, ОАО « » -
лезнодорожных компаний. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы России составляет 43,2 % , а в пассажирообороте - 39 %. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,2 тыс. км.
В ОАО «РЖД» формируется система менедж-
,
подсистем системы менеджмента качества. Система менеджмента безопасности включает: систему менеджмента безопасности движения; систему менеджмента профессионального здоровья и безопасности персонала; систему менеджмента воздействия на окружающую среду.
В основе менеджмента безопасности лежат сле-:
« -», -
ваний потребителей услуг ОАО «РЖД». С точки
,
потребителей. Первая категория - это грузоотправители, грузополучатели и пассажиры. Вторая категория - это линейные предприятия, связанные технологическими процессами. Принцип « »,
который заключается в координации действий для принятия управленческих решений на сетевом и дорожном уровнях управления [2, с. 136].
« »
предназначен для обязательной формализации научно-технической документации, что в свою очередь позволит использовать формализованную документацию в информационных технологиях. Принцип «качество подготовки персонала» заключается в обеспечении работников всех уровней необходимыми знаниями в вопросах
безопасности на железнодорожном транспорте.
« -
» -
связанных процессов как единой системы для достижения эффективности предприятия в вопросах
безопасности. Принцип «требования к поставщи-
» ,
оценивать и выбирать поставщиков в зависимости от их способности продукцию в соответствии с корпоративными требованиями качества.
В ОАО «РЖД» используется ГОСТ Р ИСО 9000:2001, что способствует повышению качества технологических процессов, в том числе ремонта технических средств, что в свою очередь приводит к повышению безопасности перевозок. Другая стратегическая цель создания независимой структуры состоит в персонофикации ответственности за выявленные нарушения и их .
для выявления неблагоприятных изменений; оценки рисков и последствий; поддержки принятия оперативных и неоперативных решений; формирования оперативных и неоперативных .
- -
, -
вать варианты ее развития и последствия, вырабатывать адекватные управляющие решения для предотвращения возможного обострения чрезвычайной ситуации и минимизации степени риска. Помимо задач, которые можно отнести к
тактическим, центр помогает решать и некото:
процессов на магистрали; оптимизацию управ;
взаимодействия филиалов и дирекций в преде; -
гий, обеспечивающих использование новых технологических, инновационных решений для повышения конкурентоспособности компании. К инновационным функциям центра следует отнести моделирование последствий управленческих решений, их экспертную оценку и оптимизацию.
В соответствии с принятой в ОАО «РЖД» Программой повышения безопасности движения введены в эксплуатацию такие технические средства
, -
ческого управления торможением поезда (САУТ-ЦМ), микропроцессорные дешифраторы с функци-
ями безопасности движения (СТУБ-У), стационарные тормозные упоры повышенной мощности, ко-лесоотбрасывающие башмаки с электроприводом. Для предупреждения изломов колесных пар применяются системы технической диагностики подвижного состава и локомотивов в пути следования КТСМ-01Д и КГСМ-02. В путевом хозяйстве для повышения безопасности на железнодорожных переездах вводятся в эксплуатацию заградительные устройства [3, с. 100]. Спутниковые навигационные технологии позволяют решать следующие задачи в области повышения безопасности движения: определение местоположения железнодорожных транспортных средств, используемых для пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозки специальных и опасных грузов; определение местоположения железнодорожных транспортных средств для ввода координат в бортовые
локомотивные устройства безопасности в режиме
;
электронных карт железнодорожного пути и объектов инфраструктуры на основе спутниковых определений координат для использования в бортовых локомотивных устройствах безопасности. Применение данных спутниковых технологий обеспечи-:
- создание цифровой геоподосновы в целях
формирования электронных карт для центров
;
- -
ринга загруженности отдельных железнодорож-Литература:
1. Мотин ВВ. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры : монография. М. : ЮНИТИ-ДОНА: Закон и право, 2013. 79 с.
2. . . -
меры обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте // Актуальные вопросы российского права: сборник научных статей. М. : - . . - , 2013, . 27.
С. 135-139.
3. . .
безопасности. М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. 296 с.
ных станций, подходов к портам и местам муль-тимодальной перевалки грузов;
- контроль и анализ состояния полосы отвода и охранных зон железнодорожного транспорта, земляного полотна, верхнего строения пути, водоотводных и дренажных осушительных сооружений, мостовых переходов, пересечений с
транспортными коммуникациями, включая авто, -, -, -
проводы, линиями связи и электропередач;
-
природных и техногенных источников возникновения дефектов железнодорожного пути и искус,
природных и/или природно- техногенных явлений, воздействующих на объекты инфраструктуры ж.д. транспорта; -
участков возникновения чрезвычайных ситуаций с целью координации взаимодействия участников устранения последствий ЧС. -
точки зрения возникновения экологических ката,
;
- -
ющую среду и возможного ущерба при авариях (катастрофах) железнодорожного транспорта.
Literature:
1. Motin V. V. Bezopasnost on objects of transport infrastructure : monograph. M. : UNITY-DANA: Law and right, 2013. 79 p.
2. Motorina N.N. Administrative and legal security measures on railway transport//Topical issues of Russian law: collection of scientific articles. M. : Mosk publishing house. gumanit. un-that, 2013, Issue 27. P. 135-139.
3. Smirnova T.S. A course of lectures on transport safety. M. : FGBOU «The educational and methodical center by training on railway transport», 2013. 296 pages.