УДК 342
Попов Евгений Александрович
кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru
Штырхунова Наталья Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru
Проблемы организации
правового развития и функционирования системы транспорта в россии
Evgeny A. Popov
Candidate of Legal Sciences,
Professor, Department of civil
and international law,
State sea university of a name of
the Admiral F.F. Ushakov
Milena.555@mail.ru
Natalya A. Shtyrkhunova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the civil and international law department, State sea university of a name of the Admiral F.F. Ushakov Milena.555@mail.ru
Problems of legal
development and functioning of transport system in russia
Аннотация. Анализ основных показателей развития транспортной инфраструктуры позволил сделать ряд значимых выводов о существенном отставании формирования и совершенствования нормативно-правовой базы государственного регулирования в сфере транспорта от существующих потребностей общества, о диспропорции развития отде-льных отраслей инфраструктуры и существенной градации уровней развития объектов трансп-ортной инфраструктуры по отде-льным регионам и Рос-си-йской Федерации, в це-лом. В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие в процессе осуществления государственного управления транспортной инфраструктурой в Российской Федерации.
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, государственное регулирование, государство
Annotation. Аnalysis of the main indicators of development of transport infrastructure has allowed us to draw some important conclusions about the significant lag in the formation and improvement of normativelegal base of state regulation in the sphere of transport current needs of society, the imbalance of development otdelnyh industries infrastructure and significant gradatie levels razvitiya objects transportnoi infrastructure otdelnym regions and Rossiyskoy Federation in celom. The article deals with the main problems arising in the process of state management of transport infrastructure in the Russian Federation
Keywords: transport, transport infrastructure, state regulation, state.
В условиях сложившихся экономических особенностей развития страны особое значение приобретает государственное регулирование вопросов функционирования и развития транспортной инфраструктуры, формирования целостного, взаимосвязанного транспортного комплекса.
При этом транспортная система представляет собой функционально-адаптированную систему, направленную на формирование единого распределительного и регулируемого механизма, в том числе обеспечивающего и обратную связь в цепочке «центр» - «регионы».
Основой транспортной системы, ее основными элементами являются различные виды транспорта, транспортные устройства и сооружения, а также автомобильные и железные дороги, речные судоходные и морские пути, нефте - и газо -трубопроводы, воздушные авиалинии.
Именно сложность, разветвленная структура системы, и в тоже время необходимость целостного регулирования всех происходящих процессов порождает ряд проблем как правового, так и функционального характера.
Невозможность своевременного полного и всестороннего решения возникающих проблем в
транспортной сфере, оказывает непосредственное воздействие на эффективность функционирования всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации. К таким проблемам следует отнести:
1. Проблему формирования стабильного уровня материальной заинтересованности участия государственных органов в обновлении основных фондов различных видов транспорта, в целом способствует увеличению процента износа технических средств и снижению темпов работы всей системы транспорта страны.
Роль государства как инвестора в транспортную отрасль является основной, однако анализ реализованных проектов инвестирования в развитие транспортного комплекса показывает, что традиционно сложившиеся формы государственной поддержки и адресные инвестиционные программы не позволяют добиться максимального эффекта от вложенных средств и субсидий. Действующая система бюджетного инвестирования не является гарантом стабильного развития транспортной инфраструктуры, даже в условиях применения нескольких инструментов государственной поддержки.
В рассматриваемом аспекте развитие механизма государственной инвестиционной политики возможно только на основе государственно-частного партнерства. Анализируя положения Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, следует отметить, что: «существует целый ряд направлений развития в сфере транспорта, позволяющий максимально полно решить проблему участия государственных органов в формировании и обновлении транспорта страны:
- обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики, в целях уравнивания развития регионов и улучшения качества транспортных и социальных услуг для населения.
- реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, связанных с финансированием транспортных проектов;
- привлечение частных инвесторов для развития транспортной инфраструктуры и концентрация бюджетных средств на решении приоритетных задач развития транспорта;
- скоординированное развитие различных видов транспорта, направленное на реализацию объективных преимуществ каждого из них;
- создание экономических условий, стимулирующих ускоренное развитие и обновление парка транспортных средств;
- формирование правовых основ, направленных на обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и частных инвесторов в устойчивой работе транспортного комплекса».
2. Проблема отсутствия нормативно-правовой
базы, регулирующей вопросы должного материально-технического, научно-технического и информационного обеспечения в сфере транспорта, вопросы координации и взаимодействия органов государственного транспортного контроля.
Проблема правового регулирования порождается в первую очередь сложностью, многогранностью и специфичностью регулирования транспортного комплекса, необходимостью претворения в жизнь различных федеральных и региональных программ развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.
Особенности разрешения существующей проблемы тесно взаимосвязаны с поступательным достижением целей и задач Транспортной стратегии, при этом к основным направлениями совершенствования нормативно-правовой базы в сфере регулирования транспортной инфраструктуры Российской Федерации следует отнести:
«- повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, посредством совершенствования нормативно-правовой базы, введения методов и механизмов государственного регулирования, включая государственно-частное партнерство;
- формирование законодательно-правовой базы конкурентного рынка транспортных услуг, в том числе путем разработки и совершенствования методов и механизмов государственного регулирования и мотивации развития структур транспортной деятельности в целях обеспечения качества транспортных услуг, в том числе мотивирование создания и развития национальных и интернациональных транспортных компаний, способных обеспечить инновационное развитие и повышение качества транспортных услуг, конкурентоспособных с мировыми компаниями, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;
- регулирование уровня удельных транспортных издержек в цене продукции, достигаемое посредством разработки и ввода в действие методов государственного регулирования, стимулирующих снижение совокупных удельных транспортных издержек, а также путем разработки и внедрения механизмов государственного мониторинга совокупных удельных транспортных издержек в цене конечной продукции;
- формирование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения, достигаемых непосредственной разработкой и внедрением в нормативно-правовую базу минимальных социальных транспортных стандартов по возможности перемещения населения по территории страны;
- формирование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение такой задачи возможно путем совершенствования законода-
тельно-правовой базы обеспечения безопасности в транспортной отрасли, в том числе и совершенствования законодательно-правовой базы по развитию транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, а также гармонизацией международного и национального нормативно-правового обеспечения транспортной системы».
3. Проблема правового регулирования обмена информацией и информатизации процессов в сфере транспорта, обеспечивающее эффективность взаимодействия и согласованность функционирования всех видов транспорта.
Возможные направления решения данной проблемы представлены в трудах Шуравиной Е.Н., по мнению автора: «Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного
характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается научное обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы. Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта и развитие экспорта транспортных услуг»[1, с. 59.]. Рассмотрев ряд проблем в сфере государственного регулирования транспортной инфраструктуры РФ, следует сделать вывод, что развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации тесно связано с осуществлением государственного регулирования деятельности транспортных предприятий страны, что говорит о необходимости решения большого количества сложных правовых и функциональных задач, разрешение которых, в свою очередь, обеспечит функционирование транспортной инфраструктуры на совершенно новом уровне.
Литература:
1. Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник СамГУ. 2011. № 90. С. 58-62.
Literature:
1. Shuravina E.N. Problems of the modern transport system of Russia // Messenger of SAMGU. 2011. № 90. P. 58-62.