Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОРМ / РЕАЛИЗАЦИЯ / TRANSPORT / TRANSPORT SECURITY / EFFICIENCY OF NORM / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна

Транспортная безопасность - это сравнительно новый административно-правовой институт, возникновение которого связывается с принятием постановления Правительства РФ, определяющего вопросы Минтранса России. Проблема обеспечения транспортной безопасности выходит на новый уровень. Вектор ее развития определяют положения нормативно-правовых актов РФ. В статье определены структурные проблемы, решение которых позволит усовершенствовать систему и процесс транспортной безопасности. В числе главных проблем актуальными остаются определение полномочий субъектов транспортной безопасности и межведомственное взаимодействие. В статье рассмотрены также вопросы эффективности применения норм Федерального закона «О транспортной безопасности», обосновывается выделение транспортной безопасности как средства достижения социально-экономических и внешнеполитических целей нашей страны, рассматривается ее сущность и содержание как одного из предметов административно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Евгений Александрович, Штырхунова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF APPLICATION OF THE FEDERAL LAW "ON TRANSPORT SECURITY"

Transport security is a relatively new administrative-legal Institute, the occurrence of which is associated with the adoption of RF Government decree defining the issues of the Ministry of transport. The problem of ensuring transport security is reaching a new level. The vector of its development is determined by the provisions of normative legal acts of the Russian Federation. The article identifies structural problems that can be solved to improve the system and process of transport security. Defining the powers of transport security entities and interagency cooperation remain among the main issues of concern. The article considers the issues of effective application of the Federal law «On transport security», justifies the allocation of transport security as a means of achieving socio-economic and foreign policy goals of our country, considers its essence and content as one of the subjects of administrative and legal regulation.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"»

УДК 342

DOI 10.23672/c4283-6037-6749-d

Попов Евгений Александрович

кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Evgeny A. Popov

Candidate of Legal Sciences,

Professor of the Department of

Civil Department and International Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

abrsyuzanna@yandex.ru

Natalya Al. Shtyrkhunova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Department and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru

Эффективность

применения норм федерального закона «о транспортной безопасности»

Effectiveness of application

of the federal law «on transport security»

Аннотация. Транспортная безопасность - это сравнительно новый административно-правовой институт, возникновение которого связывается с принятием постановления Правительства РФ, определяющего вопросы Минтранса России. Проблема обеспечения транспортной безопасности выходит на новый уровень. Вектор ее развития определяют положения нормативно-правовых актов РФ. В статье определены структурные проблемы, решение которых позволит усовершенствовать систему и процесс транспортной безопасности. В числе главных проблем актуальными остаются определение полномочий субъектов транспортной безопасности и межведомственное взаимодействие. В статье рассмотрены также вопросы эффективности применения норм Федерального закона «О транспортной безопасности», обосновывается выделение транспортной безопасности как средства достижения социально-экономических и внешнеполитических целей нашей страны, рассматривается ее сущность и содержание как одного из предметов административно-правового регулирования.

Ключевые слова: транспорт, транспортная безопасность, эффективность норм, реализация.

Annotation. Transport security is a relatively new administrative-legal Institute, the occurrence of which is associated with the adoption of RF Government decree defining the issues of the Ministry of transport. The problem of ensuring transport security is reaching a new level. The vector of its development is determined by the provisions of normative legal acts of the Russian Federation. The article identifies structural problems that can be solved to improve the system and process of transport security. Defining the powers of transport security entities and interagency cooperation remain among the main issues of concern. The article considers the issues of effective application of the Federal law «On transport security», justifies the allocation of transport security as a means of achieving socio-economic and foreign policy goals of our country, considers its essence and content as one of the subjects of administrative and legal regulation.

Keywords: transport, transport security, efficiency of norm, implementation.

Степень эффективности применения норм Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также, мера их совершенства, равно как и результаты их оптимизации, в первую очередь - со стороны компетентных органов и организаций, как организующих, так и непосредственно осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры [2, с. 109].

В связи с этим, окончательный вывод о целесообразности отмены категорирования транспортных средств, а также ее эффективности, можно будет сделать только после практической реализации новых требований по транспортной безопасности.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «О транспортной безопасности», вместо планов обеспечения транспортной безопасности

транспортного средства субъект транспортной инфраструктуры должен разрабатывать и утверждать паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, типовые формы которых будут установлены в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Он должен содержать меры, принимаемые субъектом транспортной инфраструктуры в целях выполнения соответствующих требований, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности, а также устанавливает срок его разработки и утверждения [1, с. 47].

В соответствии с указанной нормой Закона, разработке паспорта транспортной безопасности предшествует обследование транспортных средств субъектом транспортной инфраструктуры, а также исследование мер, принятых с целью противодействия угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе имеющих террористическую направленность, учитывая требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Результаты указанных мероприятий будут являться приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности. Законом также определено, что утвержденный субъектом транспортной инфраструктуры паспорт обеспечения транспортной безопасности, направляется в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности соответствующего вида транспорта в двух экземплярах. Компетентный орган установленным порядком в течение определенного времени возвращает первый экземпляр паспорта с отметкой о получении субъекту транспортной инфраструктуры. При определении указанного порядка и процедур особо выделяются такие транспортные средства, как ледокольные суда, которые применяются для проводки судов по морским маршрутам, и конвенционные суда. В отношении указанных транспортных средств применяются правила торгового мореплавания и требования по защите судов и портовых сооружений, установленные международными договорами РФ. В частности, в отношении этих судов и ледоколов сохраняются процедуры проведения оценки уязвимости (оценки охраны морского судна) и разработки плана обеспечения транспортной безопасности (плана охраны морского судна) [1, с. 48].

Необходимо отметить, что флот на морском транспорте предназначен не только для перевозки пассажиров и коммерческих грузов, в том числе, повышенной опасности. Также, существуют суда, которые используются для обеспечения дноуглубительных и навигационно-гидро-графических работ, буксировки и ледокольной проводки судов, оказания лоцманских, экологических и иных услуг в морских портах. Однако практически все эти суда, так как они используются в целях торгового мореплавания, согласно формулировке подп. «г» п. 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» являются транспортные средства, для которых требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными.

В соответствии с КТМ РФ, при определении торгового мореплавания используется методика системно-функционального анализа, т.е. в интересах типологизации субъектов деятельности в соответствующей сфере(торгового мореплавания) применяется подход, когда за основу берутся те функции, которые указанный субъект осуществляет. В данном случае принято расширительное толкование указанных функций, в результате чего при определении круга субъектов торгового мореплавания в их число включены субъекты, реализующие функции, связанные не только с эксплуатацией судов для транспортировки грузов, пассажиров и их багажа, но также - и с целью рыболовства, морских ресурсных исследований неживых ресурсов морского дна, а также других целей.

Такая формулировка КТМ РФ позволяет расширительно толковать понятие «транспортное средство морского транспорта» в целях исполнения законодательства о транспортной безопасности. При этом в новой редакции Федерального закона «О транспортной безопасности» из категории транспортных средств морского транспорта исключены суда, используемые для санитарного, карантинного и других видов контроля, как ранее были выведены из сферы действия законодательства о транспортной безопасности прогулочные и спортивные парусные суда.

Таким образом, складывается ситуация, когда требования по транспортной безопасности распространяются на суда портового флота исключительно морского транспорта, а на аналогичные по назначению суда внутреннего водного транспорта - нет. В связи с изложенным, очевидно, что распространение требований Федерального закона «О транспортной безопасности» практически на все суда, используемые в целях торгового мореплавания, представляется избыточным.

Законом также установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств являются обязательными для исполнения иностранными перевозчиками, осуществляющими каботажные перевозки в пределах Российской Федерации, а также, международные перевозки в/из Российской Федерации и через ее территорию, с учетом положений международных договоров РФ. На наш взгляд, необходимо уделить внимание гармонизации законодательства о транспортной безопасности, установить сроки реализации этапов обеспечения транспортной безопасности объекта транспорта или транспортного средства, предусматривающие вопросы закупочной деятельности, оснащения инженерно-техническими средствами и пр., конкретизировать перечни предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению для каждого вида транспорта с учетом объема пассажирских перевозок, технических и технологических особенностей типа транспорта.

С учетом изложенного, однозначно определить эффективность внесенных указанным законом поправок и оценить их влияние на состояние дел в сфере обеспечения транспортной безопасности, включая снижение или увеличение

финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры, в настоящее время представляется преждевременным, так как изменения обусловливают необходимость серьезной кор-

ректировки имеющихся и подготовки новых подзаконных нормативных правовых актов, что на значительное время отодвигает сроки их реализации.

Литература:

1. Голубкина К.В. Проблемы в сфере реализации транспортной безопасности / К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 5. С. 47-49.

2. Голубкина К.В. Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в России / К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 109-111.

Literature:

1. Golubkina K.V. Problems in the sphere of transport security implementation / K.V. Golubkina, S.K. Abramyan // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2017. № 5. P. 47-49.

2. Golubkina K.V. Legal regulation of transport security in Russia / K.V. Golubkina, S.K. Abramyan // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2017. № 6-7. P. 109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.