Научная статья на тему 'Эволюция татарской детской поэзии 1920-1960-х годов'

Эволюция татарской детской поэзии 1920-1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

154
61
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ / ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / CHILDREN'S POETRY

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Мингазова Ляйля Ихсановна

В статье рассматриваются тенденции развития татарской детской поэзии в 1920-1960-е гг. Определяется влияние культурно-исторического контекста на содержание и форму детской поэзии. Исследуется жанровый состав, стилистические особенности поэзии для детей ряда известных татарских поэтов. Устанавливается связь детской поэзии 1920-1960-х гг. с произведениями для детей начала XX века, влияние фольклора на творчество детских поэтов.

The evolution of the Tatar childrens poetry of the 1920-1960s

The paper examines the tendencies in development of the Tatar childrens poetry of the 1920-1960s. The author defines the influence of a cultural-historical context on the content and the form of children's poetry. The genre structure and stylistic features of poetry for children of some well-known Tatar poets are investigated. A connection is established between the children's poetry of the 1920-1960s and products for children written at the beginning of the 20th century. The influence of folklore on creativity of children's poets is identified.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Эволюция татарской детской поэзии 1920-1960-х годов»

УДК 82(091)(821.512.145)

ББК 83.3(2=Тата)

М 61

Мингазова Л.И. Эволюция татарской детской поэзии 1920-1960-х годов Аннотация:

В статье рассматриваются тенденции развития татарской детской поэзии в 1920-1960-е гг. Определяется влияние культурно-исторического контекста на содержание и форму детской поэзии. Исследуется жанровый состав, стилистические особенности поэзии для детей ряда известных татарских поэтов. Устанавливается связь детской поэзии 1920-1960-х гг. с произведениями для детей начала XX века, влияние фольклора на творчество детских поэтов.

Ключевые слова:

Детская поэзия, направления, идейно-философское содержание, эволюция.

Mingazova L.I.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Tatar Literature and Thechnique of its Teaching, the Tatar State Pedagogical University of Humanities, e-mail: leila69@inbox.ru

The evolution of the Tatar children’s poetry of the 1920-1960s

Abstract:

The paper examines the tendencies in development of the Tatar children’s poetry of the 1920-1960s. The author defines the influence of a cultural-historical context on the content and the form of children's poetry. The genre structure and stylistic features of poetry for children of some well-known Tatar poets are investigated. A connection is established between the children's poetry of the 1920-1960s and products for children written at the beginning of the 20th century. The influence of folklore on creativity of children's poets is identified.

Keywords:

Children's poetry, directions, the ideological-philosophical content, evolution.

Татарскую детскую поэзию 1920-60-х годов можно назвать новым этапом в истории развития детской литературы. В целом детская поэзия этих лет, наполненная гражданским пафосом, идейно-философским содержанием, была направлена на духовное воспитание молодежи и служила для утверждения идеологического канона. С другой стороны, были и художественные поиски, выходящие за рамки этого канона. Эти художественные поиски были ориентированы на диалогическое постижение детской идентичности в ее когнитивном и эстетическом проявлениях.

Содержание и поэтика татарской детской литературы 1920-1960-х гг. во многом определялись социально-политическим контекстом. В рамках указанного периода в истории татарской детской литературы можно выделить несколько этапов: 1) 1920 - 1930-е гг; 2) 1940 (период Великой Отечественной войны); 3) 1950 - 1960-ые годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие детской литературы в 1920-1930-е гг. определялось общими тенденциями развития татарской литературы. Идеи создания нового мира, нового человека и, в конечном итоге, новой культуры составляли основу большинства произведений, написанных в этот период. Это определяло содержание и поэтику детской поэзии, в которой на смену лиризму приходят публицистичность и декламационность.

Цель такой поэзии - воспитание ребенка в соответствии с новыми идеалами человека:

борца со старым миром, труженика, работающего на благо Родины и народа. Такое понимание детской поэзии определяет содержание и форму стихотворений Сирина, М.Крыймова, З.Гали, Й.Гусманова и др. В качестве примера можно привести стихотворение «Весенние капельки» Сирина:

Капай,

Капля,

Капай,

Капля,

Давай хоть вместе капать!

Буду и я каплями Капать:

Пусть в борьбе проливается кровь (подстр. перевод) [1:72].

Целый ряд поэтов, среди которых А.Турай, Г.Гумар, К.Амири, Ш.Фидаи и др., выдвигают идею создания пролетарской детской литературы. В их произведениях, написанных для детей, идеологическое превалирует над эстетическим.

Ряд деятелей татарской литературы 1920-х гг. высказывали мнение о необходимости изучения поэтического творчества самих детей: они призывали брать его за основу стихотворений для детей [2:2].

Вместе с тем, в татарской поэзии 1920-30-х гг. существовали поэты, которые в новых социально-политических условиях стремились в написанных для детей произведениях сохранить традиции предшествующей литературы. К их числу относятся М.Гафури, Х.Такташ, М.Джалиль, Ф.Карим, К.Наджми, Г.Тулумбай. В их произведениях, как правило, находят отражение понятные ребенку общечеловеческие темы: природы, родного дома, семейных отношений.

Так, в поэзии большое место занимает пейзажная лирика: «В саду цветочном», «Прощание птиц», «Лес», «Весна» М.Гафури, «Метель» Г.Тулумбая, «Дикие гуси» Х.Такташа, «Бабочка», «Приход весны» Ф.Карима, «Родник», «Давайте, друзья» М.Джалиля: Не гони, дочка, бабочку,

Пусть летает в нашем саду,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Садится на твои мягкие волосы,

Будет вместо бантика (подстр. перевод) [3:27].

В то же время творчеству этих и других (Н.Исанбет, Б.Рахмат, А.Файзи, Ш.Маннур, А.Ерикей, А.Алиш) поэтов были не чужды образы и мотивы, обусловленные новой, послеоктябрьской, эпохой.

Наиболее показательно в этом плане творчество Х.Такташа и М.Джалиля. С одной стороны, среди их произведений немало таких, в которых выражаются характерные для 1920х гг. идеалы: «Марш пионеров», «Лейла» Х. Такташа, «В яслях», «В совхозе», «Кукушка» М.Джалиля, с другой, значительная часть стихотворений ориентирована на эстетическое восприятие. Так, в целом ряде стихотворений Х.Такташа «Маленький разбойник», «Мокамай», «Дикие гуси» лирический герой совмещает в себе две пространственновременные точки зрения: точку зрения ребенка и точку зрения взрослого. В ценностном измерении автор утверждает ценности прошлого (мир беззаботного детства), в какой-то степени противопоставляя их настоящему. Изображение мира детства становится для Х.Такташа своего рода способом утверждения общечеловеческих ценностей.

Другая особенность «детской» поэзии Х.Такташа и М.Джалиля - юмор, который определяет пафос большого количества стихотворений поэтов: «Сказка Кави», «Старик Камали и его сын Ахмет», «Благочестивый кот» Х.Такташа, «Непутевые пионеры», «Кошкина шутка - мышкина смерть», «Часы», «Кот-воришка» и др. М.Джалиля. Юмористические стихотворения привлекают детей простотой сюжета, отсутствием назидательности, игровыми элементами.

Сюжет «Благочестивого кота», небольшой пьесы в стихах, прост. Кот искусно пользуется доверием бабушки: и за разбитой горшок, и за пролитую сметану должен отвечать

невиновный пес Акбай:

Бабушка:

Мой кот воспитан, и красив,

И как мулла благочестив:

Сметану, сливки и бульон -

Сам никогда не тронет он!

Кот:

Бабулечка, душа моя, иди скорее, ну а я

Пойду проведаю горшок - ... [1:109].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сюжет стихотворения «Кот - воришка» М.Джалиля и вышеназванной пьесы Х.Такташа схож. Автор с теплым юмором, используя приемы легкой сатиры, изобразил, как кот берется охранять масло, которое сам же впоследствии и съедает. В основе обоих произведений лежит воспитательный момент.

Еще одна особенность «детской» поэзии 1920-1930-х гг. - обращение татарских поэтов к фольклору. Фольклоризм как элемент поэтики произведений А.Алиша, Н.Исанбета, А.Айдара, Б.Рахмата, А.Бикчантаевой приобретает в этот период (особенно в 1930-е годы) функцию сохранения у детей национальной идентичности. Так, М.Джалиль творчески использовал прибаутки, сказки, народные песни в таких своих произведениях, как «Колыбельная песня», «Ястреб», «У колыбели», «Сказка рыболова», «Зайчик», «Щенок и петух» и др.

В детской поэзии периода Великой Отечественной войны можно выделить две тенденции. Первая определяется агитационными целями: вызвать чувство ненависти к врагу. Эта установка определяет пафос таких стихотворений, как «Мы победим!» А.Ерикея, «Мать и дитя» А.Файзи, «За отчизну» Ф.Карима, «Цветок и месть» А.Исхака, «Осенним вечером» К.Наджми, «Прощальная песня» А.Кутуя, «Накажите врага!» Н.Даули и др.

Вторая тенденция связана с изображением ребенка в условиях войны. С одной стороны, это стихотворения, в которых создается идеал для подражания: «Тепло Родины» Г.Кутуя, «Мастерица» А.Исхака, «Песня мастериц» Г.Насрыя, «Твой папа» Г.Хузина и др.

С другой - произведения, в которых образ ребенка выступает как универсалия, стоящая в одном ряду с такими универсалиями, как «мать», «дом», «родина». Эти стихотворения в большей степени предназначены для взрослых: «Чулпан» М.Джалиля, «Ребенку» Ш.Маннура, «Скажи, дитя, кто на улице?» А.Ерикея, «Два сына» А.Алиша, «Желание ребенка» М.Максуда и др.

В военном периоде творчества М.Джалиля наиболее явно проявились его жизненная философия, дух борьбы. Вошедший в литературу в годы Гражданской войны как певец героического духа, он стал поистине народным поэтом. Как известно, самой высокой точкой в его творчестве стали два блокнота «Моабитских тетрадей», созданные в заточении. В этом цикле автор поднимает темы любви к Родине, ответственности перед народом («Прости, Родина!», «Соловей и родник», «Мои песни», «Палачу»), разоблачения жестокости фашистов («Волки», «Варварство»), веры в победу над врагом («После войны», «Новогодние пожелания»), создает народный образ Родины («Праздник матери», «Один совет» (О человечности)), юмористические произведения, написанные поэтом перед лицом смерти («Соленая рыба», «Любовь и насморк», «Хадича» и др.), демонстрируют его несгибаемую силу воли.

Созданные Ф.Каримом в военные годы образы юных борцов являются яркими примерами воплощения любви к родине, героизма. В произведениях «Глубокое озеро», «Пляска смерти», «Жена партизана», «Письмо пионерке Гульчачак» момент совершения героического поступка изображен с романтическим подъемом, воодушевлением, поэтому события в них сродни подвигам из сказок и героических песен.

В 1950-е годы перед татарской детской литературой встают новые задачи, обусловленные новым культурно-историческим контекстом. Детям, пережившим тяготы войны и послевоенного времени, требовалась психологическая реабилитация. Татарские

поэты, пишущие в это время, стремятся «вернуть» детям детство. Отсюда - большое количество игровых, юмористических произведений: «Ленивец», «Гульюзум и муха», «Коза с горшком» Б.Рахмата, «Солнце и дитя», «Недотрога» А.Файзи, «Вишня», «Кто съел Волка?» Д.Тарджеманова, «Охотник», «Нафиса» А.Исхака и др. Например, при восприятии образа Халиды, которая испугалась сухого листа, упавшего с дерева, ощущается авторская насмешка и даже в некотором роде упрек:

... Наша Халида ревет!

Так ревет!

Как будто

Волка она повстречала! (подстр. перевод) [1:131].

Расширяется и жанровый диапазон детской поэзии. Она обогащается такими формами, как головоломки, загадки в стихах, скороговорки (Ш.Маннур, Д.Тарджеманов, Б.Рахмат, З.Туфайлова, Н.Гайсин), развивающие мыслительные способности детей, шутливые эпиграммы, басни, песни (А.Исхак), игры для малышей (А.Файзи, Н.Исанбет, А.Бикчантаева).

С другой стороны, поэты стремятся постигнуть психологию ребенка. Значительный интерес с этой точки зрения представляет творчество Д.Тарджеманова «Песня о маме», «Праздничная песня», «Я - пионер» и др., Б.Рахмата («Книга для детей», 1953), «Наше лето», 1955), Ш.Маннура («Прекрасное лето», 1950). Н.Гайсина («Таза-Муртаза», 1958),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Исанбета («Зайчонок», 1956) и др. Например, Б.Рахмат находит особый путь сближения с духовным миром ребенка - поэт видит в нем не частичку коллектива, а самодостаточную личность. что само по себе чуждо для поэзии этого периода и выходит за рамки общей тенденции, образуя совершенно иное направление в детской поэзии.

Главное качество этого направления - своеобразный юмор, который в дальнейшем получит развитие в творчестве Ш.Галиева, Р.Миннуллина, Р.Газизова, Ф.Яруллина. Также стихотворения и веселят читателей, и дают им пищу для размышлений, а нередко и «пощипывают».

Итак, для татарской детской поэзии 1920-60-х годов характерно тематическое, жанровое, стилевое многообразие. В целом детская поэзия этих лет, наполненная гражданским пафосом, идейно-философским содержанием, была направлена на духовное воспитание молодежи. Этот период можно назвать новым этапом в истории развития детской литературы. Хотя создавалось достаточное количество произведений, в которых идеалы эпохи, коммунистические идеи изображались наравне с детской психологией, однако их значение, безусловно, должно оцениваться с учетом критериев той исторической эпохи. «Переосмысление истории и теории литературы ХХ века, этой сложной по содержанию эпохи, является сегодня чрезвычайно актуальной научной проблемой», - пишет по этому поводу УМ.Панеш [4:54].

Таким образом, период 1920 - 1960-х гг. в истории татарской детской поэзии характеризуется, с одной стороны, утверждением идеологического канона, во многом определявшего содержание и поэтику стихотворений для детей, с другой - художественными поисками, выходящими за рамки этого канона. Эти художественные поиски были ориентированы на диалогическое постижение детской идентичности в ее когнитивном и эстетическом проявлениях.

Примечания:

1. Антология татарской детской поэзии / сост. Н. Исанбет, Г. Рахим, Р. Кукушкин.

Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. 368 с.

2. Бакиров Г. Балалар эдэбияты фронтында // Кызыл Татарстан. 1929. 24 дек.

3. Вернемся мы на родину...: учеб. издание: в 15 т. Т. 5 / сост. Л.И. Мингазова. Казань:

Хэтер, 2010. 350 с.

4. Панеш УМ. Об эволюции метода и особенностях реализма ХХ века // Вестник

Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2010. Вып. 4. С. 54-57.

References:

1. The anthology of the Tatar children's poetry / comp. by N. Isanbet, G. Rakhim, R. Kukushkin. Kazan: Tatar Publishing house, 1980. 368 pp.

2. Bakirov G. Balalar agaGHATbi ^poHTbrnga // Kyzyl Tatarstan. 1929. December, 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. We will return to our Motherland...: manual: in 15 vol. V 5 / comp. by L.I. Mingazova. Kazan: Khatter, 2010. 350 pp.

4. Panesh U.M. On the method evolution and special features of the XX century realism // genre 2010. Issue 3. P. 54-57.