Научная статья на тему 'Татарская детская проза 1920-60-х годов: тематика, проблемы, тенденции'

Татарская детская проза 1920-60-х годов: тематика, проблемы, тенденции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОЗА 1920-60-Х ГОДОВ / ТЕМАТИКА / ДЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ / СВОЕОБРАЗИЕ / ПРОБЛЕМЫ / CHILDREN'S LITERATURE / PROSE OF 1920-60S / ISSUES / DEVELOPMENT TENDENCY / ORIGINALITY / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мингазова Ляйля Ихсановна

Татарская детская литература 1920-60-х годов ХХ века стала периодом особого осмысления преобразований, происходивших в стране. Тенденция передачи действительности посредством новых литературных форм обозначилась в литературе 1920-30-х годов, и в центре внимания литературы был новый герой и происходившие события. Литература же 1940-45-х годов посвящена Отечественной войне, раскрывает такие темы, как подвиг детей на войне, их патриотизм. Послевоенная детская литература также в основном отвечала идеологическим требованиям и целям. Все эти этапы объединяло обращение авторов, вслед за просветителями конца Х1Х-начала ХХ века к проблемам нравственности, просвещения, воспитания и стремление раскрыть их на основе актуальных для этого периода тем и событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tatar children's prose of 1920-60s: issues, PROBLEMS, tendencies

The Tatar children's literature of 1920-60s became the period of special judgment of the transformations in the country. The tendency of reality transfer by means of the new literary forms designated in the literature in 1920-30s, and there was a new character and events in the centre of attention of the literature. The literature of 1940-45s is devoted to the Patriotic war, reveals such topics as heroism of children in the war, their patriotism. The post-war children's literature also met ideological requirements and purposes. All these stages were united by the authors' reference, following the educators of the end of Х1Х and beginning of the XX century, to the problems of moral, education, upbringing and desire to reveal them on the basis of actual events of this period.

Текст научной работы на тему «Татарская детская проза 1920-60-х годов: тематика, проблемы, тенденции»

УДК 821.512.145 ББК 83.8

Мингазова Ляйля Ихсановна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра татарской литературы и методики ее преподавания Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Казань

Mingazova Lyailya Ikhsanovna Candidate of Philology,

Assistant Professor

Chair of the Tatar Literature and Methods of Teaching the Tatar Literature Tartar State Humanitarian and Pedagogical University

Kazan

Татарская детская проза 1920-60-х годов: тематика, проблемы, тенденции

The Tatar Children’s Prose of 1920-60s: Issues, Problems, Tendencies

Татарская детская литература 1920-60-х годов ХХ века стала периодом особого осмысления преобразований, происходивших в стране. Тенденция передачи действительности посредством новых литературных форм обозначилась в литературе 1920-30-х годов, и в центре внимания литературы был новый герой и происходившие события. Литература же 1940-45-х годов посвящена Отечественной войне, раскрывает такие темы, как подвиг детей на войне, их патриотизм. Послевоенная детская литература также в основном отвечала идеологическим требованиям и целям. Все эти этапы объединяло обращение авторов, вслед за просветителями конца Х1Х-начала ХХ века к проблемам нравственности, просвещения, воспитания и стремление раскрыть их на основе актуальных для этого периода тем и событий.

The Tatar children's literature of 1920-60s became the period of special judgment of the transformations in the country. The tendency of reality transfer by means of the new literary forms designated in the literature in 1920-30s, and there was a new character and events in the centre of attention of the literature. The literature of 1940-45s is devoted to the Patriotic war, reveals such topics as heroism of children in the war, their patriotism. The post-war children's literature also met ideological requirements and purposes. All these stages were united by the authors’ reference, following the educators of the end of Х1Х and beginning of the XX century, to the problems of moral, education, upbringing and desire to reveal them on the basis of actual events of this period.

Ключевые слова: детская литература, проза 1920-60-х годов, тематика, денденция развития, своеобразие, проблемы.

Key words: children's literature, prose of 1920-60s, issues, development tendency, originality, problems.

Татарская детская литература 1920-60-х годов ХХ века стала периодом особого, своеобразного осмысления и интерпретации преобразований, происходивших в стране. Тенденция передачи действительности посредством новых литературных форм обозначилась в литературе 1920-х годов, и в центре внимания литературы был новый герой и происходившие события. Если для

начального этапа были характерны поиски, обмен опытам, то в дальнейшем, в 1930-е годы, в целом, определились основные направления развития. Литература же 1940-45-х годов посвящена Великой Отечественной войне, раскрывает такие темы, как подвиг детей на войне, их патриотизм, преданность Родине. Послевоенная детская литература также в основном отвечала идеологическим требованиям и целям. Все эти этапы развития детской литературы объединяло обращение авторов, вслед за татарскими просветителями конца Х1Х-начала ХХ века к проблемам нравственности, просвещения, воспитания и стремление раскрыть их на основе актуальных для этого периода тем и событий.

Как известно, литературе нового времени отводилась ведущая роль в деле воспитания молодой революционной смены [1, с.194]. Решение этой задачи, в свою очередь, способствовало формированию литературы, полностью отвечающей партийным требованиям.

Исследователь Ф.Ибрагимова, рассматривая произведения, опубликованные в журнале «Юные товарищи» (1924-1928гг.), подчеркивала, что в них преобладает безобразное восхваление социализма [2, с.59]. И это, безусловно, верное замечание, которое можно отнести к большей части произведений для детей, созданных в этот период. Отдельные материалы свидетельствуют о том, что в результате тесной взаимосвязи государства и детской литературы эстетическое развитие последней значительно приостанавливается. Преобладают методы и формы романтизма и социалистического реализма.

Необходимо отметить, что и в это сложное время многими авторами создавались высокохудожественные произведения. К примеру, А. Алиш, выдающаяся личность в литературе 1930-х годов. Его сказки написаны с учетом возраста читателей, тонкостей детской психологии, богаты образами и легко читаются. Произведения А. Алиша, привлекают внимание такой особенностью: главные герои в них - неопытные птицы, насекомые или детеныши животных, такие же, как юные читатели. В отдельных сказках («Два петуха», «Гусенок и лебеденок», «Скворцы и старый воробей», «Болтливая

утка», «Нечкебиль», «Хвосты», «Кто самый сильный» и др.) маленькие герои противопоставляются друг-другу или в конце произведения раскрывается их отношение к какому-либо событию, подчеркивается, что такое хорошо, что такое плохо. Человеческие качества писатель раскрывает в образах птиц, животных, насекомых, но в то же время сохраняет характерные для них повадки, тип поведения. Если соловьи известны своим красивым пением, пчелы - сбором меда, трудолюбием, то петухи - драчливостью. Именно поэтому неудивительно, что дети, читая сказки А.Алиша, радуются и переживают вместе с их героями, а иногда и спорят с ними.

Такие авторы, как М.Гафури, Г.Ибрагимов, в этот период в своих произведениях разоблачают социальную несправедливость, выступают со смелыми общественными идеями. В творчестве М.Гафури поднимаются темы дружбы между народами, патриотизма, дореволюционной жизни трудящихся. В рассказах «Когда продавались наши вещи», «Батрак» созданы образы добрых, трудолюбивых отзывчивых детей. Среди произведений, в которых запечатлен образ живой природы, можно отметить «Дикий гусь», «Потерянная собака», «Старик-охотник» и др. Обращение автора к природе, а также нередко к художественной условности помогает ему по-детски передать психологическое состояние героев. В произведении «Дикий гусь» изображены гармоничные взаимоотношения между ребенком и природой, что, безусловно, важно, т.к. связано с вечной проблемой - представлениями о добре и зле. В этом случае природа не только фон для изображаемых событий, а значимый эстетический элемент в общей структуре произведения. Именно поэтому в рассказе «Чубарый» Г.Ибрагимова особенно важно отношение главного героя к природе. Герои обоих произведений удачно раскрыты в духовно-нравственном плане, авторы сумели создать образ подростка, достойный подражания. Реалистично изображены волнения, переживания и внутренняя борьба чувств героев. Впечатляет то, как авторы передали искреннее чувство любви к природе родной деревне, людям. В целом, эти рассказы вошли в историю литературы как образцы классических произведений, созданные в новых условиях.

Тяжелая жизнь до революционных преобразований, критический взгляд на прошлое отразились в произведениях «Старый батрак» Г.Ибрагимова, «Батрак» М.Гафури, «Рассказ о кровавых днях» Й.Гусманова, «Маленький Габбас» Г.Мухтарова, «Пастух» К.Зайдуллина, «Он забыл про него», «Красный галстук», «Друг Черномордого» Х.Такташа. Тема сиротства, место детей сирот в новом обществе изображена в рассказах «Сироты», «Дедушка Андар» Г.Толымбая. Авторы, противопоставляя прошлое и настоящее через отрицание старого, двигались к утверждению нового.

Говоря о детской прозе 1920-30-х годов, необходимо отметить популярность таких тем, как чувство ответственности в период строительства социализма, сохранение народного богатства. В подобных произведениях образ доблестного пионера становится своеобразным агитационным лозунгам. В рассказах «Папа, не пей!». «Ледоход», «Когда жаворонки летают» А.Алиша, а также в произведениях Г.Губая, М. Амира, А. Айдара центральный конфликт -противостояние ребенка определенным взглядам. В повестях «Каланча» (1934), «Рассказ о мальчике Батыре» (1941), «Ташбай» (1932) главные персонажи ставятся в пример читателям, поэтому на юных героев взваливается неподъемная ноша, однако, все заканчивается благополучно. Безусловно, все это было обусловлено тем, что на первый план выдвигалась идеологическая направленность. Изображая проводящуюся в стране коллективизацию, детские писатели того времени наиболее часто раскрывали характеры своих юных героев в конфликтных, противоречивых ситуациях. Например, герой повести «Каланча» Г.Губая, 11-12 летний Салим, ставит свои идеи выше чувств к отцу, возникшее между отцом и сыном противостояние разрешается в пользу господствующей идеологии. Свою мысль автор развивает в кульминационном эпизоде: главный герой задерживает мужчин, совершивших преступление против колхоза, и передает их в сельский совет. Описываемые события неправдоподобны, но, они перекликаются с основными идеями того времени. В целом, в русле романтического реализма созданы и другие произведения Г.Губая. В повестях «Дочь бакенщика» (1938), «В одиноком доме» (1939), отражающем события Великой Отечественной войны «Дети нашего времени»

(1946), «Судьба Марата» (1955) и др. произведениях дух времени накладывает свой отпечаток и на свойственное детям чувство ответственности. В общем, события Великой Отечественной войны и герои того времени в военный и послевоенный периоды изображались в романтическом ключе. И хотя творческие трудности, возникшие в тяжелых военных условиях, повлияли на детскую прозу, эта эпоха открыла в образе ребенка и положительные качества. Живущие в детских душах стремление к борьбе, противостояние врагам и, наконец, желание быть командиром в произведениях «Костер» Ф.Хусни, «Душа матери» Г.Насыйри, «Явились» А.Алиша, «Наши дети» Г.Губая, «Мальчик с дедушкой» А.Ахмета, «Кузнец Юсуф» К.Наджми переданы через переживания юных героев. Здесь же поднимаются темы бдительности и храбрости детей в тылу, помощи фронту и др. Основная мысль в них подчинена цели - сделать из ребенка, внесшего вклад в приближение победы, пример для подражания. В рассказах удачно использован стиль, собранность и точность событий, большое внимание уделено чувствам детей. Смешение реалистических и романтических начал при создании образов еще более выпукло обнажает авторскую идею, помогает раскрыть главную мысль. Итак, дети 1940-х годов - это дети социалистического общества, пережившие тяготы войны, но не поддавшиеся пессимистическим настроениям, гуманные, трудолюбивые. В литературе военных лет происходит такие обновления художественных приемов, в результате которых голос автора воспринимается как общенародное мнение.

Среди объемных произведений для детей, созданных в годы Великой Отечественной войны, необходимо назвать повести «Приключения Рустема» (1944) Г.Кутуя и «Записки разведчика» (1942) Ф.Карима. В «Записках разведчика» автор через события, происходящие с главными героями повести, изображает всю трагедию, тяготы войны, жестокость фашизма. А в «Приключения Рустема» Г.Кутуй использует иной прием - обращается к бытовавшему в народе поверью о том, что человек увидевший цветение папоротника, становится невидимым и обретает счастье. 13-летний Рустем Асадуллин, являющийся воплощением всех надежд и мечтаний людей того

времени, отправляется на войну и совершает, будучи невидимым, многочисленные подвиги. То есть, безудержное желание освободить Родину от захватчиков, автор передал через вымышленный образ ребенка, его переживания. То, что примером героизма служит именно ребенок, особенно значимо. Ведь молодому поколению намного легче принять героизм сверстника, поступки которого им близки и понятны.

Хотя события военных лет вошли в произведения в виде героической и трагической реальности, есть все основания утверждать, что в детской литературе проблема «ребенок и война» не получила должного художественного решения, глубокого осмысления. Потому что в произведениях авторы стремились наиболее выпукло запечатлеть момент совершения героического поступка, нередко оставляя в тени эволюцию героя как личности.

Послевоенная проза также, в основном, синтезирует в себе элементы литературы и педагогики. «Педагогическая критика», удовлетворяя

государственный заказ, отбирает для детского чтения «воспитывающие», «полезные», «содержательные» произведения. Детская проза этих лет

развивается в нескольких направлениях. Первое из них связано, безусловно, с военными событиями, ролью детей в войне. Например, повести «Дети нашего времени» (1949), «Судьба Марата» (1956) Г.Губая, «Партизан» (1953) Г.Бакирова и сборник «Солдатские рассказы» (1952) А.Ахмета.

В произведениях Г.Губая судьба страны всегда переплетается с детскими судьбами, причем они одинаково важны для автора. Поднимаемые в повести «Судьба Марата» (состоит из 3-х частей) идеи созвучны требованиям времени. Главный герой Халим - «советский ребенок» - романтический персонаж, воплотивший в себе представления автора об идеальном молодом поколении [3, с.17]. Схожий с ним персонаж есть и в творчестве Г.Бакирова. Герой повести «Партизан» (1953), написанный на основе фронтовых воспоминаний, как и Халим, совершает подвиг: приговаривает немецкого солдата к смерти. Оба авторы при изображении военных событий, роли детей в них использовали романтический стиль и наделили героев идеальными, на их взгляд, качествами.

Второе направление, возникшее в послевоенной прозе, связано с

описанием жизни детей в мирное время: школьные события, внешкольная

251 Вестник ЧГПУ42011

работа, сюда же относится и произведения автобиографического характера: «На реке Серебрянке» (1948), «Семь дней под землёй» (1949) Л.Ихсановой, «Серебристый кролик» (1955) Г.Лотфи, «Маленький Апуш» (1957) А.Файзи, «Детства Каюма» (1958) М.Гали и др.

Государственная поддержка послевоенной детской литературы, проведение Народным комиссариатом просвещения Татарстана и Союзом писателей различных конкурсов на лучшие произведения во многом способствовали развитию этой сферы [4, с.126]. Создаются удачные литературные образцы для детей разных возрастов. Известные авторы сочинений для взрослых начали писать детские произведения, среди них Д.Аппакова, Н.Исанбет, Г.Бакиров, И.Туктаров, М.Амир, А.Ахмет, Ф.Хусни и др. В своем творчестве они учитывали желания, возрастные особенности детей, использовали материалы татарского устного народного творчества, простой и образный язык. Произведения этих авторов являются образцами в плане нравственного воспитания: они учат быть справедливыми, смелыми,

отзывчивыми и воспитанными. У их героев разные черты характера - они сожалеют о совершенных ошибках и стремятся измениться в лучшую сторону. Вместе с тем события развиваются жизненно достоверно и изображаются в связи с психологическим состоянием детей.

Таким образом, детская литература 1920-60-х годов стала периодом нового героя и событий. Творчество таких талантливых писателей, как М.Гафури, Х.Такташ, М.Джалиль,А.Алиш, Г.Кутуй, Б.Рахмет, Ш.Маннур, А.Файзи, Л.Ихсанова, Д.Аппакова, выделялось многообразием и широтой охвата поднимаемых ими тем и проблем. Их деятельность, эстетические идеи, творческое отношение к образцам фольклора стали благодатной почвой для появления многочисленных высокохудожественных произведений в разных жанрах детской литературы. В эти годы они обеспечили творческое развитие этой области. Основы для успешного развития детской литературы были, безусловно, заложены еще дореволюционном литературном наследии. Ведь авторы, использовавшие в своем творчестве достижения предыдущих периодов литературы, всегда добивались успеха. Произведения же, в которых новое

провозглашалось на фоне полного отрицания старого, состоявшие из декларативных, риторических заявлений, остались в прошлом. В то же время мастерски созданные образы сильных духом, стойких героев, готовых к подвигам, и сегодня привлекают внимание юных читателей.

Именно поэтому при характеристике литературы 1920-60-х годов, отмечая ее идеологическую направленность, стремление авторов представлять юным читателям идеи и героев, достойных подражания, внимание необходимо обратить и на творческие достижения писателей этого периода.

Библиографический список

1. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: Сборник документов и материалов. - М.:Наука, 1972. - 340 с.

2. ИбраЬимова Ф. Яна тормыш янд эдэбият сорый // Ф.ИбраЬимова Сабыйларны уз итеп. - Казан: Иман маркэзе нэшр., 1998.- 224 б.

3. Гобэй Г. Замана балалары. Повесть. Казан: Таткнигоиздат.,1953.- 396 б.

4. Контюков Г. Балалар эдэбияты конкурсынын икенче туры йомгаклары //Совет эдэбияты. - 1946. - №11-12. - Б. 126-129.

Bibliography

1. About the Party and the Soviet Press, Radio and Television: Collection of Documents and Materials. - Moscow: Science, 1972. - 340 p.

2. Gobey, G. Children of Our Time: Short Novel / G. Gobey. - Kazan: Tatknigoizdat, 1953 . - 396 p.

3. Ibragimova, F. New Life Demands of the New Literature / F.Ibragimova. Love of children. - Kazan: Iman Publishing House, 1998. - 224 p.

4. Kontyukov, G. Results of the Competition Second Round on the Tatar Literature: Soviet Literature. - 1946. - № 11-12. - P. 126-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.