ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)
УДК 82.0
ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФАТИХА КАРИМА 1930-Х ГОДОВ
© Т.Н.Галиуллин, Р.Ш.Сарчин
В статье на примере анализа поэм, созданных татарским поэтом Фатихом Каримом в 1930-е годы, исследуется ход и логика развития его поэмного творчества. В качестве главного вектора этого процесса усматривается переход от поэм с внешнеописательным сюжетом, в центре которого пер-сонаж-«схема» с изначально заданными характеристиками, к произведениям сложной сюжетно-композиционной структуры, с углублением в психологию противоречивого внутренне и в отношениях с окружающим миром героя. Это, в свою очередь, обогащало художественно-эстетические возможности творчества Фатиха Карма.
Ключевые слова: Фатих Карим, поэма, психологизм, традиция.
К поэмному жанру талант Фатиха Карима эволюционировал, отталкиваясь от сюжетного, повествовательного стиха. Так, уже в ранних стихотворениях «Бригадиры», «Последняя красота», «Закон» поэт заявил о себе как тонкий наблюдатель, способный затронуть сложные задачи современности. Однако в большинстве его лирических произведений, написанных с конца 1920-х по 1937 год, чувствуется недостаточно глубокое проникновение в духовный мир человека. И первое эпическое произведение - поэма «Кысыр чэчэклэр» («Бесплодные цветы»), написанная в 1929 году, потерпела неудачу. Однако с точки зрения биографии ее автора, его творческой эволюции поэма представляет определенный интерес [1-4] .
Расклад сил и сюжет поэмы таковы: с одной стороны - комсомолец Хайбуш и его возлюбленная Зухра, с другой, полярной, - секретарь комсомольской ячейки завода со своими приятелями. Идет собрание, на котором слушается дело Хай-буша, вина которого в том, что он уже на протяжении четырех месяцев не приходил на заседания ячейки. Причина этого - болезнь матери Хайбу-ша, уход за ней и сестренкой, оставшейся на его попечении. Хайбуш свою «вину» полностью сознает, но все-таки надеется на милость собрания, на то, что его не исключат из комсомола. Цель же секретаря прямо противоположна. Его намерения мотивированы тем, что он положил глаз на Зухру. Но Зухра к нему абсолютно равнодушна. Уязвленный ее решительным отказом, секретарь мстит Хайбушу, пытаясь свои личные дела решить силами коллектива, и ему это в полной мере удается: согласно решению «сфабрикованного» собрания, Хайбуша выгоняют с заводской работы и исключают из комсомола.
Публикация поэмы в местной газете «Кызыл яшьлэр» («Красная молодежь») (номера от 15, 22, 29 июня и 5 июля 1929 года) была снабжена таким примечанием: «Эта поэма предлагается к
обсуждению. Правильно ли высказаны проблемы, имеющие быть среди комсомольцев? На самом ли деле изображенные в поэме бесплодные цветы бесплодные? Или нет? Вот об этом ждем мнения комсомольцев» (пер. наш - Т.Г., Р.С.) [5: 325]. На эти вопросы Фатих Карим в произведении дает однозначный ответ: морально-нравственные проблемы, поставленные в поэме, существуют; «бесплодные цветы» приспособленчества, карьеризма, бездушия «бесплодные» потому, что обрекают общественное служение, любое дело на благо людям на вымирание.
Главная же проблема поэмы, которая исподволь высвечивается в ней, но остается художественно нереализованной, заключается во взаимоотношениях человека и общества и в неизбежно прорастающей из нее общегуманистической проблеме человечности. Однако в суматохе той эпохи она была просто не замечена, и в этом проявляются не только «бесплодность» отдельных героев поэмы, но и характер того времени. Да и пока еще не вполне зрелому - ни «жизненно», ни творчески - поэту реализация данной проблемы оказалась не по силам, хотя поэма «Бесплодные цветы» уже обещала рождение на поэтической почве Фатиха Карима жизнестойких плодов. Пока же поэту пришлось разделить участь своего героя Хайбуша: он тоже был исключен из комсомольской ячейки за связь со своей будущей женой - Кадрией Ишуковой, имевшей, как и он, не «пролетарское» происхождение.
Несмотря на то что попервоначалу лироэпи-ческий жанр не дался Ф.Кариму, он с завидным упорством не оставляет попыток овладеть поэмой, берясь за новый сюжет - и за очень короткий срок завершает «Седьмую печь» [5: 143-148], которой суждено было ввести поэта в большую литературу. А поэма «Шумное утро» [5: 189203], созданная позднее, ставит его в ряд признанных мастеров эпического жанра.
Опираясь на богатые традиции татарской поэмы, на открытия Г.Тукая, Х.Такташа, Х.Туфана, черпая в них вдохновение и силу, Ф.Карим продолжает свои поиски в области поэмного жанра. В процессе работы над «Седьмой печью» поэт опирается на те моменты своего опыта в лирике, которые могли получить дальнейшее развитие в эпосе. И что очень важно: поэт все отчетливее начинает ощущать, что для создания значительного произведения явно недостаточно прежних критериев его поэтической практики. Ф.Карим побывал на Бондюжском химическом заводе, посетил уральские металлургические комбинаты. Знакомство с жизнью рабочих значительно раздвинуло творческий горизонт поэта.
Оставаясь верным творческим задачам начала 1930-х годов, в поэме «Седьмая печь» Ф. Карим с документальной точностью описывает трудовой процесс, концентрируя внимание на трудностях восстановления жизни после переломных в судьбе страны событий революции и гражданской войны. Однако поэма не превращается в документальный очерк. Ф. Карим не ограничивается правдивым поэтическим воспроизведением фактов и событий, а стремится прийти к социальным обобщениям, донести до читателя пафос времени. По своим художественным особенностям «Седьмая печь» - не столько даже поэма, сколько повесть в стихах, своеобразный переходный этап от сюжетной лирики к масштабному эпосу. Некоторые ее отрывки еще напоминают поэтические эскизы. В ней чувствуется также типичное для поэзии 1930-х стремление отобразить широкую панораму действительности через конкретные факты.
Однако, при всей внимательности Ф.Карима к определенным чертам времени и при относительных достижениях в художественном воплощении величия эпохи, поэту предстояло серьезно и вдумчиво подойти к разработке принципов изображения внутреннего мира человека. Пока же неплохо задуманные образы Ширнина, Митрофанова, Сафина остаются почти нераскрытыми.
Небезупречной оказалась и композиция поэмы. Поэт разветвляет конфликт в нескольких направлениях (что и сближает поэму с повестью в стихах), порой отдает дань ложному пафосу. Несмотря на это, поэма захватывает, заставляет думать - благодаря динамичному сюжету, драматизму, обеспечивающему художественную целостность произведения, не дающему ему распасться на отдельные фрагменты.
Вслед за «Седьмой печью» Ф.Карим публикует одну за другой поэмы «Свет молнии» (1932) [5: 185-188] и «Шумное утро» (1933).
Фабульная канва последней весьма проста. Бедняк-единоличник Зиганша с трудом приходит к осознанию необходимости бережного отношения к колхозному имуществу. Поэт не останавливается на подробностях событийного конфликта, а дает лишь развязку его. Такое развитие сюжета открывает новые возможности для более выпуклого изображения лирико-психологичес-ких, индивидуальных начал, сложного внутреннего мира человека переломной эпохи. Эти особенности поэмы выгодно отличают «Шумное утро» от «Седьмой печи».
«Седьмая печь» - прежде всего эпическое произведение, основанное на «внешнем» конфликте с усложненным сюжетом, на столкновении характеров. Главный же герой поэмы «Шумное утро», Зиганша, запечатлен в момент крутого перелома в его характере. Его отношение к жизни, к труду формируется на глазах читателя. Основой движения сюжетной линии произведения является эволюция героя, которая изображается поэтом в тончайших оттенках, психологических подробностях.
В раскрытии основной идеи «Шумного утра» изложение события не играет определяющей роли. Следуя цели дать образ героя «изнутри», событийный сюжет поэмы «вытесняется» психологическим, используются возможности лирического постижения действительности. Конфликт строится и разрешается в плане обнажения противоречий характера, духовного мира человека. Фактически это было продолжением традиций Так-таша в жанре социально-психологической поэмы.
Различие между «Седьмой печью» и «Шумным утром» становится наглядным при сравнении принципов развертывания динамики сюжета и воплощения характеров. Не уяснив этого момента, трудно понять структуру и новизну поэм Карима. Мировоззрение, характеры, человеческие качества героев (положительные и отрицательные) сформировались до событий, легших в основу «Седьмой печи». Поэтому и нет необходимости обращаться к полутонам и вдаваться в психологические нюансы. Характер динамически не развертывается.
Опираясь на приемы психологического анализа, социально-психологическая поэма в 1930-е годы обогатила татарскую литературу галереей неповторимых образов. В первых рядах стоит образ, созданный Такташем, - старик Мухтар со своими сомнениями, суетой, заблуждениями (поэма «Письма в грядущее»). В 1930-е годы к нему присоединяются Зиганша («Шумное утро» Ф.Карима) и лирический герой А.Файзи (поэма «Флейты»), пришедший к пониманию правды жизни через трагедию и потрясения.
Композиция «Шумного утра» весьма своеобразна: она подчинена раскрытию характера человека, остановившегося на полпути в развитии общественного сознания. Начинается поэма круто, с описания самого решающего момента в судьбе Зиганши: за «злодеяния» его изгоняют из колхоза. С этого момента все внимание сосредоточивается на состоянии внутреннего мира Зи-ганши. Кажется весьма странным, что Зиганша, который еще недавно храбро наскакивал на бригадира, вдруг сник, опустил руки. В его душе -горечь раскаяния.
Разрабатывая приемы психологического анализа, поэт предметно воплотил сложный мир человека, обобщив перемены, происходящие в сознании людей. Поэт «разматывает клубок» заплутавшей в исторических лабиринтах души при помощи разнообразных сюжетно-композицион-ных приемов: в монологах, в спорах, в общении героя с природой, с семьей. Прибегая к разнообразным средствам изображения души человека, поэт вновь и вновь обращается к непосредственному изображению внутреннего мира человека, так как в нем и начало, и разрешение конфликта героя - и с людьми, и с самим собой. Приемы диалогов и внутренних монологов, являющихся психологической разновидностью все того же монолога, - основные в структурно-композиционном массиве поэмы.
Углубление в характер и его усложнение не только психологически усилило образ, по и позволило по-новому решить сам конфликт через возросшее самосознание героя. Таким образом, эпос полноправно закрепил эмоциональное проявление лирического начала.
«Шумное утро» не свободно от известных недостатков, прежде всего от длиннот, многословия. В то же время в поэме ясно видно стремление отразить жизнь в многообразии ее противоречий и неожиданных поворотов, создать сложный, противоречивый образ человека, что был несомненным творческим обретением автора.
После публикации поэм «Седьмая печь» и «Шумное утро» Ф.Карим продолжает поиски по созданию образа, способного выразить собой целую эпоху - время становления нового строя. В этом смысле он шел «в ногу» с рядом своих современников - М.Джалилем, А.Файзи, Х.Туфа-ном, Ш.Маннуром, С.Батталом. Созданная в 1936 году поэма «Аникин», сыгравшая трагическую роль в судьбе поэта, стала в определенной степени шагом в осуществлении этих творческих устремлений.
В новой поэме, как и в ряде стихов этих лет («Песня конников», «Пулеметчик» и др.) поэт
продолжает размышлять о социальных корнях подвига, стремится через эпическое событие показать человека своего времени.
Главные герои поэмы - Аникин и Галим -глубоко любят Родину, делят пополам все радости и трудности солдатской жизни. В поэме в полную мощь звучит характерный для Фатиха Карима интернациональный мотив дружбы людей разных наций. Эти герои во многом напоминают воспетых в литературе героев революции и гражданской войны. Близки они и к персонажам «Седьмой печи», живущим едиными стремлениями и помыслами, хотя и отличны от них - поэту на этот раз удалось избежать готовых схем и повторения своих предшественников.
В образе Аникина Ф.Карим сумел художественно убедительно показать расцвет новой личности, ее внутреннюю красоту. Если в быту и в любви Аникин - обыкновенный человек, то в своем подвиге и в любви он вырастает в историческую личность, так сказать, в «государственного» человека. Таким образом, слияние личного и общественного начал порождает философскую концепцию человека иной эпохи.
Фатих Карим упорно работает над композицией поэмы, при этом делает основной акцент на многогранное раскрытие человека, на освоение новых возможностей психологического анализа, совершенствование изобразительно-выразительных средств.
В поэтической палитре важное место начинает занимать пейзаж. Изображая картины действительности, природы, поэт обращается к внутреннему миру человека, показывает живую непосредственность переживаний своих героев, часто прибегая для этого к приему то психологического, то антитетического параллелизма. Лиза тоскует о муже - защитнике Родины, пишет ему письмо, а за окном, в унисон ее переживаниям, шумит листвой сирень. Скоро осень начнет осыпать желтые листья, улетят перелетные птицы, а Лиза будет неустанно ждать друга и тосковать по нему. Стремясь раскрыть глубину переживаний молодой женщины, противоречивых чувств, ее томящих, поэт прибегает к иным картинам природы: скоро земля покроется снегом, зима припорошит сомнения, смятенность души. Почему средь лета поэт вспомнил вдруг снежную зиму? Думается, прежде всего потому, что со снегами, возможно, вернется домой и возлюбленный. Зима наступит, но вернется ли Миша? Неужели Лизе так и придется тосковать по нему? Так, на первый план выступает драматизм личной судьбы, тягостная тоска, щемящая душу боль.
Поэт часто прибегает к лирическим отступлениям, монологам, сгущению событий, неожи-
данным смысловым и стилистическим поворотам. Внутренним монологом, как мы писали выше, он уже свободно оперировал в «Шумном утре». Этот экспрессивный прием в поэме «Аникин» наиболее ярко проступает там, где изображаются отношения Лизы к мужу: любовь и ревность, тоска и глубоко скрываемое желание ласки. Тон поэмы оживляется также благодаря композиционному приему - умело, органично введенным в сюжет письмам Лизы.
Отметим и следующую особенность письма Фатиха Карима: в отличие от некоторых поэтов-современников, он не дает детального портрета человека, но никогда не забывает про глаза. Например, образ женщины-матери, у которой ребенок остался в горящем доме, Ф.Карим передает посредством сравнения ее глаз с мокрыми ягодами смородины. Не «унаследована» ли эта смородина Фатихом Каримом у Л.Н.Толстого, в «Воскресении» которого глаза Катюши Масло-вой уподобляются смородине, облитой дождем.
Ф.Кариму по душе сочные детали, с их помощью он воссоздает характер, проникает в его внутренний мир. Однако устойчивость поэтических пристрастий поэта не создает однообразия. Ф.Карим непрерывно меняет ритмику (богато использует различные размеры: 10-9, 8-7, 10-5, 85) в соответствии с развитием фабулы. Это, в свою очередь, позволяет проводить в пределах одного поэтического текста эксперименты с использованием различных видов рифм, иных
средств ритмико-интонационной организации художественного материала.
Подводя итоги анализа поэм Фатиха Карима 1930-х годов, отметим, что открытия, привнесенные им в татарскую поэзию, в последующем ее развитии обернулись особой традицией, повлиявшей на ее ход, открывают пути новым поколениям поэтов. Достойными продолжателями традиций поэмы Ф.Карима воспринимаются нами такие ставшие событиями в эволюции татарской поэмы произведения, как «Дуга», «Заповеди» С.Хакима, «Последняя ночь», «Ненаписанная поэма» И.Юзеева, «Письмо отцу» Ш.Галие-ва, «Нужны борцы» Р.Файзуллина.
1. Мэщитов З.М. Фатих Кэрим: Тормыш hэм ижат юлы турында очерк / З.Мэжитов. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1963. - 177 б
2. Татар эдэбияты тарихы: алты томда / Редкол.: Н.Г.Юзиев, Н.Ш.Хисамов (жаваплы редакторлар), Г.М.Халитов. - 4 т.: Татар совет эдэбияты (19171941). - Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. - 568 б.
3. Фатих Кэрим - шагыйр hэм яугир: Фатих Кэримнец тууына 100 ел тулуга тебэкара фэнни-гамэли конференция материаллары (19 май, 2009). - Казан, 2009. - 240 б.
4. Хисмэтуллин Г. Фатих Кэрим (1909-1945) // Татар совет эдэбияты тарихы. Очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1960. - Б. 530 - 558.
5. Фатих Кэрим. Эсэрлэр. 3 томда. - 2 нче том. По-эмалар, балладалар hэм драма. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1980. - 328 б.
EPIC-LYRICAL HERITAGE OF FATIH KARIM: THE 1930s
T.N.Galiullin, R.Sh.Sarchin
The article analyzes the poems created by the Tatar poet Fatih Karim in the 1930s and explores the process and logic of his poemic creativity development. The main vector of this process is the transition from his poems with an outwardly-descriptive subject, centered around a schematic character with originally specified characteristics, to the works of a complex narrative structure with a character who is psychologically internally inconsistent in his relations with himself and the outside world. This, in its turn, enriched artistic and aesthetic possibilities of the poet's creative work.
Key words: Fatih Karim, poem, psychology, tradition.
1. Ma^itov Z.M. Fatix Karim: Tormysh ham i^at yuly turynda ocherk / Z.Ma^itov. - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1963. - 177 b (in Tatar)
2. Tatar adabiyaty tarixy: alty tomda / Redkol.: N.G.Yuziev, N.Sh.Xisamov ^vaply redaktorlar), G.M.Xalitov. - 4 t.: Tatar sovet adabiyaty (1917-194l). - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1989. - 568 b. (in Tatar)
3. Fatix Karim - shagyjr ham yaugir: Fatix KarimneH tuuyna 100 el tuluga tebakara fanni-gamali konferen-
ciya materiallary (19 maj, 2009). - Kazan, 2009. -240 b. (in Tatar)
4. Xismatullin G. Fatix Karim (1909-1945) // Tatar sovet adabiyaty tarixy. Ocherklar. - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1960. - B. 530 - 558. (in Tatar)
5. Fatix Karim. Osarlar. 3 tomda. - 2 nche tom. Poe'ma-lar, balladalar ham drama. - Kazan: Tatarstan kitap nashriyaty, 1980. - 328 b. (in Tatar)
Галиуллин Талгат Набиевич - доктор филологических наук, профессор кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ifmk@kpfu.ru
Galiullin Talgat Nabievich - Doctor of Philology, Professor, Department of Tatar Literature and Instruction, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: ifmk@kpfu.ru
Сарчин Рамиль Шавкетович - кандидат филологических наук, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани.
420029, Россия, Казань, ул.Попова, 16. E-mail: rsarchin@yandex.ru
Sarchin Ramil Shavketovich - PhD in Philology, Deputy Director for Academic Affairs, High School No 110, Kazan.
16 Popov Str., tozan, 420029, Russia E-mail: rsarchin@yandex.ru
Поступила в редакцию 20.03.2015