Научная статья на тему 'Эволюция стратегии национальной безопасности России. Часть 1. Национальная безопасность в эпоху глобализации'

Эволюция стратегии национальной безопасности России. Часть 1. Национальная безопасность в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
645
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / США / РОССИЯ / "ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бартош Александр Александрович

Автором проанализирована эволюция основополагающих документов России, определяющих стратегию обеспечения национальной безопасности; рассматриваются содержание и взаимовлияние стратегий обеспечения национальной безопасности России и США, а также стратегии и концепции НАТО в период после окончания холодной войны. Анализируется соотношение «жёсткой» и «мягкой» силы в современных конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Russian National Security Strategy National Security at the epoch of globalization Part 1

The article is dedicated to the evolution of fundamental documents of Russia, which determined role of the National Security Strategy, the author studies the substance and mutual influence of the strategies national security of Russia, US and NATO at the different stages after the end of cold war. He gives the analysis of correlation between the “brute force” and “soft power” in modern conflicts. Author studies the adaptive approach to the development of National Security Strategy.

Текст научной работы на тему «Эволюция стратегии национальной безопасности России. Часть 1. Национальная безопасность в эпоху глобализации»

УДК 355/359 (470+571)

Эволюция стратегии национальной безопасности

России

Часть 1

Национальная безопасность в эпоху глобализации

Александр БАРТОШ

Распад Советского Союза, переформатирование постсоветского пространства, становление независимости Российской Федерации придало качественно новое содержание решению задач обеспечения национальной безопасности. Государство и общество были дестабилизированы и столкнулись с комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей, ослаблением базовых государственных начал, трансформационными процессами в международной сфере. Активизировались внешние и внутренние враждебные России силы.

Разработка стратегии национальной безопасности требовала обоснованных прогнозов развития обстановки, тщательного учёта ресурсов, планирования и организации системной работы, направленной на укрепление политических, экономических, идейных, духовных основ российской государственности. Нужно было определить место России в системе международных отношений, выработать адекватный политическим реалиям комплекс внешнеполитических приоритетов, проанализировать опыт истории.

По мнению Л. Г. Ивашова, «полноценно обобщая опыт истории, можно овладевать её тенденциями и не просто его прогнозировать, но определять, моделировать, захватывать историческую инициативу. Недопустима бес-

БАРТОШ Александр Александрович - кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук РФ, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при Московском государственном лингвистическом университете. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, США, Россия, «цветная революция», гибридная война, информационная война, НАТО.

системность, запаздывание, утрата исторической перспективы. Важна системность своего исторического знания и своей стратегии» [1].

Анализ эволюции стратегии национальной безопасности России позволит создать модель, отражающую важнейшие факторы, влияющие на процесс формирования стратегии, прогнозировать и планировать деятельность по обеспечению национальных интересов государства.

Национальная безопасность как императив государственной политики

Понятие «национальная безопасность» в России стало использоваться сравнительно недавно, хотя этот термин появился в международной практике с 1947 г., когда в США приняли Закон «О национальной безопасности». В последующие годы базовое понятие «национальная безопасность», изначально воспринимавшееся в основном как безопасность военно-политическая, нацеленная главным образом на контроль над вооружениями, стало приобретать мощный интегративный контекст и рассматриваться через призму национальных интересов. В результате понятие «национальная безопасность» сегодня включает в себя широкий комплекс проблем внутреннего и внешнего порядка.

Общая структура национальной безопасности, включающая «физическую и социальную часть», достаточно подробно разработана в работе А. А. Прохожева «Национальная идеология и национальная безопасность России» [2].

Развитие процессов глобализации, охвативших многообразие ми-

ровых экономических, политических, культурных и других отношений, породило ряд факторов неопределённости, оказывающих прямое воздействие на обеспечение национальной безопасности России.

К числу внутренних факторов, определяющих эволюцию взглядов российского руководства на вопросы обеспечения национальной безопасности, следует отнести:

- развал существовавшей в СССР системы обеспечения безопасности и экстренная необходимость формирования новых институтов;

- появление новых вызовов, рисков, опасностей и угроз (далее - ВРОУ) национальной безопасности страны;

- временное резкое экономическое и военное ослабление России как ядра нового многонационального государства;

- необходимость создания нормативно-правовой базы, определяющей статус России как федеративного государства - преемника СССР;

- приход к власти в России элит, в большинстве своём не обладающих опытом руководства страной

1 Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2015. С. 287.

2 Прохожее А. А. Национальная идеология и национальная безопасность России. М.: ОАО МПК, 2013. С. 26.

и в частности опытом разработки базовых доктринальных документов в сфере обеспечения национальной безопасности.

С другой стороны, мощный импульс разработке концептуальных документов национальной безопасности страны придал ряд внешнеполитических факторов, в их числе:

- исчезновение СЭВ и ОВД как экономических и военно-политических институтов, вносивших вклад в обеспечение безопасности СССР/ России;

- распад биполярной системы и формирование многополярного мира на фоне решимости США и НАТО добиться мирового доминирования;

- эволюция стратегий национальной безопасности США и стратегических концепций НАТО, имеющих традиционную антироссийскую направленность;

- обостряющиеся противоречия между Россией и государствами Запада по широкому спектру международных проблем, таких как расширение НАТО, создание системы стратегической ПРО и др.;

- резкая интенсификация процессов глобализации;

- рост числа международных организаций, действующих в сфере обеспечения международной безопасности;

- формирование на постсоветском пространстве СНГ и ОДКБ, в функцию которых входит обес-

печение региональной безопасности.

Синергетическое влияние комплекса внутренних и внешних факторов поставило правящие элиты России перед необходимостью экстренной разработки комплекса доктринальных документов в сфере обеспечения национальной безопасности и последовательной их адаптации к изменяющимся политическим реалиям.

Основные этапы адаптации достаточно чётко просматриваются при анализе базовых документов по обеспечению национальной безопасности России, принятых в период 1992-2015 гг. Весьма показательным для анализа эволюции взглядов на национальную безопасность представляется сопоставление российских документов со стратегиями национальной безопасности США и стратегическими концепциями НАТО.

Одной их первых законодательных инициатив стало принятие Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [3], в котором безопасность определялась как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Закон готовился на основе действующей в то время Конституции РСФСР, что обусловило законодательную неопределённость [4], так как в процессе формирования находились механизмы

3 Закон РФ № 2446-I от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // URL: http://base.garant. ru/10136200

4 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // URL: http://constltutlon.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ red_1978/5478721

и государственные структуры Российской Федерации, призванные обеспечить выполнение закона. Нуждался в дополнительном уточнении понятийный аппарат, в частности, не была определена такая важная с точки зрения национальной безопасности категория, как «национальные интересы». Позитивным было определение в законе статуса Совета безопасности РФ. В 1993 г. была принята Конституция России, которая заложила конституционные основы обеспечения национальной безопасности на последующий период.

По мере изменения внутренней и международной обстановки, возникновения новых ВРОУ, трансформации действующих и появления новых международных организаций были приняты другие документы.

В их число входят:

- Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г. [5] и от 10 января 2000 г. [6];

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 19 мая 2009 г. [7];

- Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. [8];

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 31 декабря 2015 г. [9];

Существуют ещё документы, имеющие прямое отношение к обеспечению национальной безопасности:

- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. [10];

- военные доктрины, концепции внешней политики и ряд других документов.

В целом Закон 1992 г. принимался в период определённой эйфории, связанной, как вскоре оказалось, с иллюзорными надеждами на окончание холодной войны и переход к эпохе партнёрства с недавними соперниками. Это не могло не сказаться на полноте и адекватности отражения в законе вопросов, связанных с международным сотрудничеством, отношениями с бывшими соперниками, оценке ВРОУ в сфере национальной безопасности.

Действительность вскоре опровергла подобные подходы. Расширение НАТО и наращивание военного потенциала блока, агрессия против Югославии, ставка США на исключительность и военно-силовое доминирование, появление спектра новых

5 Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) // URL: https://www.lawmlx.ru/zkrf/36398

6 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnqje/yl-postanovlenija/u6n.htm

7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ukazl-prezldenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537

8 Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (Указ Президента от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html

9 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054

10 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Указ Президента от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2014/07/03/strategla-dok.html

вызовов и угроз потребовали кардинального пересмотра существовавших взглядов. К этому подталкивал переживаемый страной системный кризис, охвативший все стороны экономической, общественно-политической, духовной жизни, ослабление военной мощи, что поставило под угрозу национальную безопасность страны. Прежние соперники - США и НАТО -использовали фактор временного ослабления России для реализации собственных глобальных замыслов.

Направленная против национальных интересов России враж-

дебная стратегия Запада с течением времени превратилась в мощный стимул для переосмысливания политических реалий и выработки адекватного ответа. В этих условиях эволюция концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности России в решающей степени определялась как развитие соответствующих взглядов наших геополитических соперников - США и НАТО и исходящими от них вызовами и угрозами, так и внутренними факторами.

Стратегии США и НАТО как угроза национальной безопасности России

Окончание холодной войны временно привело к некоторому снижению остроты противостояния между США, НАТО и СССР/Россией, однако антироссийская направленность сохранилась в качестве стержня стратегий национальной безопасности США и стратегических концепций альянса.

Антироссийский вектор был характерен для всех стратегий национальной безопасности США.

Однако наиболее чётко цели США по отношению к России были сформулированы в октябре 1997 г. в одном из выступлений президента Б. Клинтона: «Организовав Ельцину пост президента на второй срок, мы тем самым создадим полигон, с которого никогда уже не уйдём... На ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие госу-

дарства путём межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволим России быть державой, но империей будет только одна страна - США» [11].

Для всех без исключения стратегий национальной безопасности США угроза силой с акцентом на непревзойдённую «военную мощь» всегда была и остаётся в арсенале официального Вашингтона, а реальное использование силы стало нормой поведения США на международной арене.

Отношения с Россией планировалось строить на принципах «избирательного сотрудничества» и «избирательной оппозиции» при опоре на

11 Переверзев В. И. «Перезагрузка» или «перегрузка»? М.: Русская разведка, 2019. С. 56.

вооружённые силы и разведывательное сообщество страны, а определяющим элементом национальной мощи считались стратегические ядерные силы.

Указанные принципы получили развитие в принятой Администрацией Б. Обамы Стратегии национальной безопасности - 2015. В документе закреплён существующий внутри американской политической элиты консенсус относительно мирового лидерства США по ключевым аспектам, отражающим цели лидерства, или национальные интересы:

- безопасность Соединённых Штатов, их граждан, а также американских союзников и партнёров;

- функционирующая в рамках открытой международной экономической системы прочная, инновационная и растущая национальная экономика, способствующая процветанию государства;

- уважение универсальных ценностей внутри страны и за рубежом;

- основанный на верховенстве закона миропорядок, обеспечиваемый лидирующей ролью США и направленный на поддержание безопасности, наращивание возможностей по реагированию на глобальные вызовы посредством более тесного международного сотрудничества [12].

При этом подчёркивается, что американское лидерство должно подкрепляться силой, опирающейся на экономическое могущество и вооружённые силы, которые не имеют себе равных во всём мире.

Анализ стратегии показывает, что в документе сохранена и усилена ан-

тироссийская направленность, продолжено формирование негативного облика нашей страны. Стратегия разработана на основе самопровозглашённого принципа американской исключительности и права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире.

Американские стратегии национальной безопасности и военные доктрины являются решающим фактором, определяющим содержание и общую антироссийскую направленность стратегических концепций Организации Североатлантического договора.

В ноябре 1991 г. в Риме на саммите НАТО была принята Стратегическая концепция альянса, в которой отмечались беспрецедентные изменения в Европе. В документе говорилось о решимости строить политику альянса в области безопасности на трёх взаимодополняющих элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. Появление концепции формально зафиксировало переход от времён холодной войны к очередному этапу развития НАТО, получившему в документах блока название «Партнёрство и сотрудничество».

Однако вместо партнёрства и сотрудничества Россия вскоре была поставлена перед фактом реализации альянсом новой стратегии, имеющей глобальный характер и распространяющей зону ответственности военно-политического блока на регионы особых интересов Российской Федерации.

12 The National Military Strategy of the United States of America 2015 // URL: https://www. whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf

Формально решение о формировании расширяющейся системы коллективной безопасности было зафиксировано в стратегической концепции, принятой на саммите НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. Документ определил цели, задачи и приоритеты военного строительства блока в новом столетии.

Появлению этой концепции предшествовали решения о расширении НАТО на Восток, агрессия альянса против суверенной Югославии. Таким образом, угрозы со стороны альянса приняли вполне осязаемый характер. Наряду с необходимостью укрепления нашего государства и его Вооружённых Сил требовалось в экстренном порядке формировать законодательную базу, которая обеспечила бы создание основ для обеспечения национальных интересов России в хаотизирующемся мире, построенном на жёсткой конкуренции и военно-силовых подходах.

Анализ эволюции взглядов НАТО на роль и место альянса в мире в контексте влияния на национальную безопасность России проведён рядом отечественных и зарубежных специалистов [13].

Результаты анализа приводят к следующим выводам:

- практические шаги по внутренней и внешней трансформации НАТО в решающей степени определяются приоритетами национальной безопасности США;

- в предстоящие годы главные усилия альянса планируется сосре-

доточить на обеспечении задач коллективной обороны, урегулировании кризисов и обеспечении безопасности посредством партнёрства;

- США и НАТО рассматривают нашу страну в качестве главной угрозы и ориентируют значительную часть военных и других возможностей на сдерживание России;

- НАТО проводит курс на глобализацию интересов альянса и придание ему способности осуществлять оперативное вмешательство на стратегически удалённых театрах;

- решение указанного комплекса стратегических задач опирается на высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс стран-союзниц, позволяющий реализовы-вать комплексные программы по созданию современных боеготовых вооружённых сил, способных осуществлять оперативное развёртывание в сжатые сроки;

- альянс продолжает мероприятия по наращиванию военного присутствия у границ России, создаёт стратегическую систему ПРО;

- США и НАТО ведут против России информационную войну, главной целью которой является разрушение культурно-мировоззренческой сферы страны и переформатирование сознания населения, прежде всего правящих элит, военнослужащих и молодёжи, и последующий развал России как единого государства.

Стратегия глобального доминирования США и НАТО базируется на

13 Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002. Он же. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозреватель-Observer. 2015. № 10; № 11; Ефремова О. Политика НАТО и США в Косово // Обозреватель-Observer. 2015. № 11; Essay: NATO's essential modern role // URL: http://armedforcesjournal.com/essay-natos-essential-modern-role

военно-научных исследованиях по прогнозированию вызовов и угроз и планированию действий по их нейтрализации [14]. Налажена оперативная трансформация полученных результатов в практические меры по реформированию вооружённых сил, их боевой подготовке и оснащению.

Подготовленные в НАТО прогнозы развития международной обстановки на среднесрочный период объединяет вывод о наличии серьёзных предпосылок для дальнейшего усиления глобальной нестабильности и непредсказуемости [15]. Пытаясь обосновать наращивание военных приготовлений альянса, западные аналитики ссылаются на действие совокупности следующих факторов:

- мощным фактором влияния на международную обстановку считается «напористое и непредсказуемое в военном отношении» поведение России на Украине и в Сирии;

- возрастание роли негосударственных субъектов при одновременном росте количества возможных политико-военных комбинаций, включающих государственных и негосударственных участников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рост насильственного экстремизма и нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, что привело к усугублению гуманитарного кризиса в Сирии, Ираке,

Ливии и возникновению потока беженцев в Европу;

- расширение географии и рост количества жертв международного терроризма;

- диффузия мощи в многополярном мире на фоне распространения информационных и военных технологий;

- расширяющееся использование в конфликтах локального и регионального масштабов методов «цветной революции» и гибридной войны;

- демографические изменения, включая ускоренную урбанизацию, неконтролируемую миграцию;

- усиление соперничества по доступу к глобальным ресурсам.

Для национальной безопасности нашего государства существенное значение приобретает вытекающая из приведённых оценок ориентация США и НАТО на сдерживание России, подготовку к ведению широкого спектра конфликтов современности с конечной целью ослабления и развала России. В историческом контексте, по признанию Г. Киссинджера, «американская стратегия „сдерживания" состояла в том, чтобы создать внутреннюю трансформацию в Советском Союзе» [16].

Действия по сдерживанию России предусматривают создание потенциала для ведения боевых действий в обычной или ядерной войне при одновременном использовании

14 Multiple Futures Project. // URL: http://www.nato.int; NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement; Анализ и рекомендации группы экспертов по новой Стратегической концепции НАТО, 17 мая 2010 г. // URL: http://www.nato.int; Мир после кризиса. Глобальные тенденции -2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США - 2008 // URL: http://lib.rus.ec/b/188098/read

15 Годовой отчёт генерального секретаря НАТО за 2015 г. // URL: http://www.nato.int/nato_ static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_2015_ru.pdf

16 Киссинджер Г. История США. М., 1987. Т. 4. 1945-1980. С. 86.

против нашей страны различных подрывных гибридных методов.

Особую опасность для России представляет разработанная и реализуемая США концепция быстрого глобального удара.

По мнению начальника Генерального штаба ВС России генерала В. Герасимова, «американские вооружённые силы рассчитывают на достижение возможностей по нанесению в течение нескольких часов поражения войскам и объектам противника в любой точке земного шара. Предусматривается внедрение перспективной формы ведения военных действий - глобально-интегрированной операции. Она предполагает создание в кратчайшие сроки в любом регионе межвидовых группировок войск, способных разгромить противника совместными действиями в различных операционных средах. По замыслу разработчиков, это должно стать своеобразным блицкригом XXI века» [17].

Отсюда следует вывод о первостепенной необходимости укрепления Вооружённых Сил России. Док-тринальные документы должны чётко отразить характер современных угроз и вытекающие из них оборонные задачи, определить, какая военная организация необходима нашему государству, чтобы нейтрализовать потенциальные угрозы, а при необходимости и отразить их. Кроме того, определить возможные способы применения вооружённых сил.

Наряду с этим следует учесть, что в стратегиях США и НАТО получают развитие гибридные методы борьбы. Их содержание заключается

в достижении политических целей с минимальным вооружённым воздействием на противника. Упор делается на подрыв его военного и экономического потенциала, информационно-психологического давления, активной поддержки внутренней оппозиции, партизанских и диверсионных методов [18].

В доктринальных документах НАТО разрабатываются вопросы ведения гибридной войны, о которых на официальном уровне впервые зашла речь на саммите НАТО в Великобритании (2014 г.).

В годовом отчёте генерального секретаря НАТО за 2015 г. отмечается: «В целях борьбы с гибридной войной мы совершенствуем свою разведку и раннее предупреждение, ускоряем принятие решений и улучшаем кибернетическую защиту» [16].

Наряду с подготовкой к традиционным конфликтам продвижение гибридных методов в качестве важного компонента современных стратегий НАТО в среднесрочной перспективе предусматривает развитие возможностей альянса по следующим направлениям:

- совершенствование потенциала блока по решению трёх основополагающих задач: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества;

- подготовка Объединённых вооружённых сил альянса к ведению

17 Герасимов В. B. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9.

18 Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: РУДН, 2015; Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозреватель-ОЪвегтег. 2016. № 3; НеймаркМ. А. «Мягкая сила» в мировой политике. К уточнению проблемного поля // Обозреватель-ОЪэегуег. 2016. № 1; № 2.

крупномасштабных военных действий, прежде всего на европейском театре, на периферии России в Центральной Азии и на Кавказе. Особое место отводится наращиванию возможностей ПРО;

- совершенствование сил специальных операций;

- внедрение современных стратегий информационной войны при тесной координации с ЕС;

- дальнейшее расширение НАТО, углубление партнёрских отношений. Институционализация альянса осуществляется, главным образом за счёт развития отношений с ООН, ЕС и ОБСЕ.

Таким образом, стратегии США и НАТО нацелены на развёртывание широкомасштабной работы по наращиванию военных возможностей для участия в крупномасштабных военных действиях с технологически развитым противником с применением современных видов высокоточного оружия при сохранении роли ядерного оружия как средства сдерживания.

Россия рассматривается в качестве одного из возможных объектов такого нападения. В связи с этим альянс делает упор на антироссийскую (а до начала 90-х годов прошлого века направленную против СССР) стратегию сдерживания, которая была и остаётся центральным компонентом коллективной обороны НАТО. Стратегия построена на традиционном сочетании ядерных и обычных сил и средств, к которым добавились силы и средства противоракетной обороны.

При подготовке к саммиту блока в 8-9 июля с. г. в Варшаве на различных форумах вырабатывается совместная точка зрения на стратегические приоритеты развития военно-политического альянса в предстоящие годы. Это в первую очередь усиление военных приготовлений НАТО у границ России и создание системы ПРО.

Такой вектор развития альянса свидетельствует, что действия США и НАТО, направленные на достижение глобального доминирования, продолжают оставаться серьёзной угрозой национальной безопасности России. Осознание этого факта наряду с появлением новых вызовов и угроз привело к существенным изменениям в доктринальных документах нашей страны, отражающих вопросы прогнозирования и планирования деятельности по обеспечению международной и национальной безопасности.

Библиография • References

Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № Пр-2976 от 25 декабря 2014 г.) // URL: http://news.kremlin.ru/media/ events/files/41d527556bec8deb3530.pdf [Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii (Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № Pr-2976 ot 25 dekabrja 2014 g.) // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/ files/41d527556bec8deb3530.pdf] Герасимов В. B. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9. [Gerasimov V. B. Po opytu Sirii // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2016. № 9]

Годовой отчёт генерального секретаря НАТО за 2015 г. // URL: http://www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_ 2015_ru.pdf

[Godovoj otchjot general'nogo sekretarja NATO za 2015 g. // URL: http://www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_ 2015_ru.pdf]

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I // URL: http://base.garant. ru/10136200

[Zakon RF «O bezopasnosti» ot 5 marta 1992 g. № 2446-I // URL: http://base.garant. ru/10136200]

Ефремова О. Политика НАТО и США в Косово // Обозреватель-Observer. 2015. № 11. С. 36-48.

[Efremova O. Politika NATO i SSHA v Kosovo // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 11. S. 36-48]

Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 800 с.

[IvashovL. G. Geopolitika Russkoj civilizacii. M.: Institut russkoj civilizacii, 2015. -800 s.]

Киссинджер Г. История США. М., 1987. Т. 4. 1945-1980. - 450 с.

[Kissindzher G. Istorija SSHA. M., 1987. T. 4. 1945-1980. - 450 s.]

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // URL: http://constitution.garant. ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721

[Konstitucija (Osnovnoj zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki ot 12 aprelja 1978 g. // URL: http://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721]

Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) // URL: https://www.lawmix.ru/zkrf/36398

[Koncepcija nacional'noj bezopasnosti RF (Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. № 1300) // URL: https://www.lawmix.ru/zkrf/36398]

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnoje/yi-postanovlenija/u6n.htm

[Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (Ukaz Prezidenta RF ot 10 janvarja 2000 g. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnoje/yi-postanovlenija/ u6n.htm]

Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. - 2008 // URL: http://lib.rus. ec/b/188098/read

[Mir posle krizisa. Global'nye tendencii - 2025: menjajushhijsja mir. Doklad Nacional'nogo razvedyvatel'nogo soveta SSHA. - 2008 // URL: http://lib.rus. ec/b/188098/read]

НеймаркМ. А. «Мягкая сила» в мировой политике. К уточнению проблемного поля // Обозреватель-Observer. 2016. № 1. С. 31-42; № 2. С. 67-77.

[Nejmark M. A. «Mjagkaja sila» v mirovoj politike. K utochneniju problemnogo polja // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 1. S. 31-42; № 2. S. 67-77]

Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозрева-тель-Observer. 2016. № 3. С. 19-30.

[Ogneva V. «Mjagkaja sila» - instrument vneshnej politiki Rossii // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 3. S. 19-30]

Переверзев В. И. «Перезагрузка» или «перегрузка»? М.: Русская разведка, 2015. - 112 с.

[Pereverzev V. I. «Perezagruzka» ili «peregruzka»? M.: Russkaja razvedka, 2015. - 112 s.]

Прохожев А. А. Национальная идеология и национальная безопасность России.

М.: ОАО МПК, 2013. - 168 с. [Prohozhev A. A. Nacional'naja ideologija i nacional'naja bezopasnost' Rossii. M.: OAO MPK, 2013. - 168 s.]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. (Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ ukazi-prezidenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537 [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. (Ukaz Prezidenta RF № 537 ot 12 maja 2009 g.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ukazi-prezidenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054 [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. (Ukaz Prezidenta RF ot 31

dekabrja 2015 g. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054] Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (Указ Президента от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html

[Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O bezopasnosti» (Ukaz Prezidenta ot 28 dekabrja 2010 g. № 390-FZ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok. html]

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Указ Президента от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ) // URL: http://rg.ru/ 2014/07/03/strategia-dok.html [Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» (Ukaz Prezidenta ot 28 ijunja 2014 g. № 172-FZ) // URL: http://rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html]

Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: РУДН, 2015. - 582 с. [Filimonov G. JU, Karpovich O. G, Manojlo A. V. Tehnologii «mjagkoj» sily na vooruzhenii

SSHA: otvet Rossii. M.: RUDN, 2015. - 582 s.] Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002. - 416 с. [Shtol' V. V. NATO: dinamika jevoljucii. M.: Nauchnaja kniga, 2002. - 416 s.] Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию //

Обозреватель-Observer. 2015. № 10. С. 5-24; № 11. С. 21-36. [Shtol' V. V. NATO: ot regional'nogo bloka k global'nomu dominirovaniju //

Obozrevatel'-Observer. 2015. № 10. S. 5-24; № 11. S. 21-36] Essay: NATO's essential modern role // URL: http://armedforcesjournal.com/essay-

natos-essential-modern-role Multiple Futures Project. // URL: http://www.nato.int

NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement // URL: http://www.nato.int NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement. Анализ и рекомендации Группы экспертов по новой Стратегической концепции НАТО, 17 мая 2010 г. // URL: http://www.nato.int The National Military Strategy of the United States of America 2015 // URL: https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.