УДК 355/359 (470+571)
Эволюция стратегии национальной безопасности
России
Часть 1
Национальная безопасность в эпоху глобализации
Александр БАРТОШ
Распад Советского Союза, переформатирование постсоветского пространства, становление независимости Российской Федерации придало качественно новое содержание решению задач обеспечения национальной безопасности. Государство и общество были дестабилизированы и столкнулись с комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей, ослаблением базовых государственных начал, трансформационными процессами в международной сфере. Активизировались внешние и внутренние враждебные России силы.
Разработка стратегии национальной безопасности требовала обоснованных прогнозов развития обстановки, тщательного учёта ресурсов, планирования и организации системной работы, направленной на укрепление политических, экономических, идейных, духовных основ российской государственности. Нужно было определить место России в системе международных отношений, выработать адекватный политическим реалиям комплекс внешнеполитических приоритетов, проанализировать опыт истории.
По мнению Л. Г. Ивашова, «полноценно обобщая опыт истории, можно овладевать её тенденциями и не просто его прогнозировать, но определять, моделировать, захватывать историческую инициативу. Недопустима бес-
БАРТОШ Александр Александрович - кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук РФ, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при Московском государственном лингвистическом университете. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, США, Россия, «цветная революция», гибридная война, информационная война, НАТО.
системность, запаздывание, утрата исторической перспективы. Важна системность своего исторического знания и своей стратегии» [1].
Анализ эволюции стратегии национальной безопасности России позволит создать модель, отражающую важнейшие факторы, влияющие на процесс формирования стратегии, прогнозировать и планировать деятельность по обеспечению национальных интересов государства.
Национальная безопасность как императив государственной политики
Понятие «национальная безопасность» в России стало использоваться сравнительно недавно, хотя этот термин появился в международной практике с 1947 г., когда в США приняли Закон «О национальной безопасности». В последующие годы базовое понятие «национальная безопасность», изначально воспринимавшееся в основном как безопасность военно-политическая, нацеленная главным образом на контроль над вооружениями, стало приобретать мощный интегративный контекст и рассматриваться через призму национальных интересов. В результате понятие «национальная безопасность» сегодня включает в себя широкий комплекс проблем внутреннего и внешнего порядка.
Общая структура национальной безопасности, включающая «физическую и социальную часть», достаточно подробно разработана в работе А. А. Прохожева «Национальная идеология и национальная безопасность России» [2].
Развитие процессов глобализации, охвативших многообразие ми-
ровых экономических, политических, культурных и других отношений, породило ряд факторов неопределённости, оказывающих прямое воздействие на обеспечение национальной безопасности России.
К числу внутренних факторов, определяющих эволюцию взглядов российского руководства на вопросы обеспечения национальной безопасности, следует отнести:
- развал существовавшей в СССР системы обеспечения безопасности и экстренная необходимость формирования новых институтов;
- появление новых вызовов, рисков, опасностей и угроз (далее - ВРОУ) национальной безопасности страны;
- временное резкое экономическое и военное ослабление России как ядра нового многонационального государства;
- необходимость создания нормативно-правовой базы, определяющей статус России как федеративного государства - преемника СССР;
- приход к власти в России элит, в большинстве своём не обладающих опытом руководства страной
1 Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2015. С. 287.
2 Прохожее А. А. Национальная идеология и национальная безопасность России. М.: ОАО МПК, 2013. С. 26.
и в частности опытом разработки базовых доктринальных документов в сфере обеспечения национальной безопасности.
С другой стороны, мощный импульс разработке концептуальных документов национальной безопасности страны придал ряд внешнеполитических факторов, в их числе:
- исчезновение СЭВ и ОВД как экономических и военно-политических институтов, вносивших вклад в обеспечение безопасности СССР/ России;
- распад биполярной системы и формирование многополярного мира на фоне решимости США и НАТО добиться мирового доминирования;
- эволюция стратегий национальной безопасности США и стратегических концепций НАТО, имеющих традиционную антироссийскую направленность;
- обостряющиеся противоречия между Россией и государствами Запада по широкому спектру международных проблем, таких как расширение НАТО, создание системы стратегической ПРО и др.;
- резкая интенсификация процессов глобализации;
- рост числа международных организаций, действующих в сфере обеспечения международной безопасности;
- формирование на постсоветском пространстве СНГ и ОДКБ, в функцию которых входит обес-
печение региональной безопасности.
Синергетическое влияние комплекса внутренних и внешних факторов поставило правящие элиты России перед необходимостью экстренной разработки комплекса доктринальных документов в сфере обеспечения национальной безопасности и последовательной их адаптации к изменяющимся политическим реалиям.
Основные этапы адаптации достаточно чётко просматриваются при анализе базовых документов по обеспечению национальной безопасности России, принятых в период 1992-2015 гг. Весьма показательным для анализа эволюции взглядов на национальную безопасность представляется сопоставление российских документов со стратегиями национальной безопасности США и стратегическими концепциями НАТО.
Одной их первых законодательных инициатив стало принятие Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [3], в котором безопасность определялась как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Закон готовился на основе действующей в то время Конституции РСФСР, что обусловило законодательную неопределённость [4], так как в процессе формирования находились механизмы
3 Закон РФ № 2446-I от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // URL: http://base.garant. ru/10136200
4 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // URL: http://constltutlon.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ red_1978/5478721
и государственные структуры Российской Федерации, призванные обеспечить выполнение закона. Нуждался в дополнительном уточнении понятийный аппарат, в частности, не была определена такая важная с точки зрения национальной безопасности категория, как «национальные интересы». Позитивным было определение в законе статуса Совета безопасности РФ. В 1993 г. была принята Конституция России, которая заложила конституционные основы обеспечения национальной безопасности на последующий период.
По мере изменения внутренней и международной обстановки, возникновения новых ВРОУ, трансформации действующих и появления новых международных организаций были приняты другие документы.
В их число входят:
- Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г. [5] и от 10 января 2000 г. [6];
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 19 мая 2009 г. [7];
- Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. [8];
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 31 декабря 2015 г. [9];
Существуют ещё документы, имеющие прямое отношение к обеспечению национальной безопасности:
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. [10];
- военные доктрины, концепции внешней политики и ряд других документов.
В целом Закон 1992 г. принимался в период определённой эйфории, связанной, как вскоре оказалось, с иллюзорными надеждами на окончание холодной войны и переход к эпохе партнёрства с недавними соперниками. Это не могло не сказаться на полноте и адекватности отражения в законе вопросов, связанных с международным сотрудничеством, отношениями с бывшими соперниками, оценке ВРОУ в сфере национальной безопасности.
Действительность вскоре опровергла подобные подходы. Расширение НАТО и наращивание военного потенциала блока, агрессия против Югославии, ставка США на исключительность и военно-силовое доминирование, появление спектра новых
5 Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) // URL: https://www.lawmlx.ru/zkrf/36398
6 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnqje/yl-postanovlenija/u6n.htm
7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ukazl-prezldenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537
8 Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (Указ Президента от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html
9 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054
10 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Указ Президента от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2014/07/03/strategla-dok.html
вызовов и угроз потребовали кардинального пересмотра существовавших взглядов. К этому подталкивал переживаемый страной системный кризис, охвативший все стороны экономической, общественно-политической, духовной жизни, ослабление военной мощи, что поставило под угрозу национальную безопасность страны. Прежние соперники - США и НАТО -использовали фактор временного ослабления России для реализации собственных глобальных замыслов.
Направленная против национальных интересов России враж-
дебная стратегия Запада с течением времени превратилась в мощный стимул для переосмысливания политических реалий и выработки адекватного ответа. В этих условиях эволюция концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности России в решающей степени определялась как развитие соответствующих взглядов наших геополитических соперников - США и НАТО и исходящими от них вызовами и угрозами, так и внутренними факторами.
Стратегии США и НАТО как угроза национальной безопасности России
Окончание холодной войны временно привело к некоторому снижению остроты противостояния между США, НАТО и СССР/Россией, однако антироссийская направленность сохранилась в качестве стержня стратегий национальной безопасности США и стратегических концепций альянса.
Антироссийский вектор был характерен для всех стратегий национальной безопасности США.
Однако наиболее чётко цели США по отношению к России были сформулированы в октябре 1997 г. в одном из выступлений президента Б. Клинтона: «Организовав Ельцину пост президента на второй срок, мы тем самым создадим полигон, с которого никогда уже не уйдём... На ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие госу-
дарства путём межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволим России быть державой, но империей будет только одна страна - США» [11].
Для всех без исключения стратегий национальной безопасности США угроза силой с акцентом на непревзойдённую «военную мощь» всегда была и остаётся в арсенале официального Вашингтона, а реальное использование силы стало нормой поведения США на международной арене.
Отношения с Россией планировалось строить на принципах «избирательного сотрудничества» и «избирательной оппозиции» при опоре на
11 Переверзев В. И. «Перезагрузка» или «перегрузка»? М.: Русская разведка, 2019. С. 56.
вооружённые силы и разведывательное сообщество страны, а определяющим элементом национальной мощи считались стратегические ядерные силы.
Указанные принципы получили развитие в принятой Администрацией Б. Обамы Стратегии национальной безопасности - 2015. В документе закреплён существующий внутри американской политической элиты консенсус относительно мирового лидерства США по ключевым аспектам, отражающим цели лидерства, или национальные интересы:
- безопасность Соединённых Штатов, их граждан, а также американских союзников и партнёров;
- функционирующая в рамках открытой международной экономической системы прочная, инновационная и растущая национальная экономика, способствующая процветанию государства;
- уважение универсальных ценностей внутри страны и за рубежом;
- основанный на верховенстве закона миропорядок, обеспечиваемый лидирующей ролью США и направленный на поддержание безопасности, наращивание возможностей по реагированию на глобальные вызовы посредством более тесного международного сотрудничества [12].
При этом подчёркивается, что американское лидерство должно подкрепляться силой, опирающейся на экономическое могущество и вооружённые силы, которые не имеют себе равных во всём мире.
Анализ стратегии показывает, что в документе сохранена и усилена ан-
тироссийская направленность, продолжено формирование негативного облика нашей страны. Стратегия разработана на основе самопровозглашённого принципа американской исключительности и права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире.
Американские стратегии национальной безопасности и военные доктрины являются решающим фактором, определяющим содержание и общую антироссийскую направленность стратегических концепций Организации Североатлантического договора.
В ноябре 1991 г. в Риме на саммите НАТО была принята Стратегическая концепция альянса, в которой отмечались беспрецедентные изменения в Европе. В документе говорилось о решимости строить политику альянса в области безопасности на трёх взаимодополняющих элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. Появление концепции формально зафиксировало переход от времён холодной войны к очередному этапу развития НАТО, получившему в документах блока название «Партнёрство и сотрудничество».
Однако вместо партнёрства и сотрудничества Россия вскоре была поставлена перед фактом реализации альянсом новой стратегии, имеющей глобальный характер и распространяющей зону ответственности военно-политического блока на регионы особых интересов Российской Федерации.
12 The National Military Strategy of the United States of America 2015 // URL: https://www. whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf
Формально решение о формировании расширяющейся системы коллективной безопасности было зафиксировано в стратегической концепции, принятой на саммите НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. Документ определил цели, задачи и приоритеты военного строительства блока в новом столетии.
Появлению этой концепции предшествовали решения о расширении НАТО на Восток, агрессия альянса против суверенной Югославии. Таким образом, угрозы со стороны альянса приняли вполне осязаемый характер. Наряду с необходимостью укрепления нашего государства и его Вооружённых Сил требовалось в экстренном порядке формировать законодательную базу, которая обеспечила бы создание основ для обеспечения национальных интересов России в хаотизирующемся мире, построенном на жёсткой конкуренции и военно-силовых подходах.
Анализ эволюции взглядов НАТО на роль и место альянса в мире в контексте влияния на национальную безопасность России проведён рядом отечественных и зарубежных специалистов [13].
Результаты анализа приводят к следующим выводам:
- практические шаги по внутренней и внешней трансформации НАТО в решающей степени определяются приоритетами национальной безопасности США;
- в предстоящие годы главные усилия альянса планируется сосре-
доточить на обеспечении задач коллективной обороны, урегулировании кризисов и обеспечении безопасности посредством партнёрства;
- США и НАТО рассматривают нашу страну в качестве главной угрозы и ориентируют значительную часть военных и других возможностей на сдерживание России;
- НАТО проводит курс на глобализацию интересов альянса и придание ему способности осуществлять оперативное вмешательство на стратегически удалённых театрах;
- решение указанного комплекса стратегических задач опирается на высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс стран-союзниц, позволяющий реализовы-вать комплексные программы по созданию современных боеготовых вооружённых сил, способных осуществлять оперативное развёртывание в сжатые сроки;
- альянс продолжает мероприятия по наращиванию военного присутствия у границ России, создаёт стратегическую систему ПРО;
- США и НАТО ведут против России информационную войну, главной целью которой является разрушение культурно-мировоззренческой сферы страны и переформатирование сознания населения, прежде всего правящих элит, военнослужащих и молодёжи, и последующий развал России как единого государства.
Стратегия глобального доминирования США и НАТО базируется на
13 Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002. Он же. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозреватель-Observer. 2015. № 10; № 11; Ефремова О. Политика НАТО и США в Косово // Обозреватель-Observer. 2015. № 11; Essay: NATO's essential modern role // URL: http://armedforcesjournal.com/essay-natos-essential-modern-role
военно-научных исследованиях по прогнозированию вызовов и угроз и планированию действий по их нейтрализации [14]. Налажена оперативная трансформация полученных результатов в практические меры по реформированию вооружённых сил, их боевой подготовке и оснащению.
Подготовленные в НАТО прогнозы развития международной обстановки на среднесрочный период объединяет вывод о наличии серьёзных предпосылок для дальнейшего усиления глобальной нестабильности и непредсказуемости [15]. Пытаясь обосновать наращивание военных приготовлений альянса, западные аналитики ссылаются на действие совокупности следующих факторов:
- мощным фактором влияния на международную обстановку считается «напористое и непредсказуемое в военном отношении» поведение России на Украине и в Сирии;
- возрастание роли негосударственных субъектов при одновременном росте количества возможных политико-военных комбинаций, включающих государственных и негосударственных участников;
- рост насильственного экстремизма и нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, что привело к усугублению гуманитарного кризиса в Сирии, Ираке,
Ливии и возникновению потока беженцев в Европу;
- расширение географии и рост количества жертв международного терроризма;
- диффузия мощи в многополярном мире на фоне распространения информационных и военных технологий;
- расширяющееся использование в конфликтах локального и регионального масштабов методов «цветной революции» и гибридной войны;
- демографические изменения, включая ускоренную урбанизацию, неконтролируемую миграцию;
- усиление соперничества по доступу к глобальным ресурсам.
Для национальной безопасности нашего государства существенное значение приобретает вытекающая из приведённых оценок ориентация США и НАТО на сдерживание России, подготовку к ведению широкого спектра конфликтов современности с конечной целью ослабления и развала России. В историческом контексте, по признанию Г. Киссинджера, «американская стратегия „сдерживания" состояла в том, чтобы создать внутреннюю трансформацию в Советском Союзе» [16].
Действия по сдерживанию России предусматривают создание потенциала для ведения боевых действий в обычной или ядерной войне при одновременном использовании
14 Multiple Futures Project. // URL: http://www.nato.int; NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement; Анализ и рекомендации группы экспертов по новой Стратегической концепции НАТО, 17 мая 2010 г. // URL: http://www.nato.int; Мир после кризиса. Глобальные тенденции -2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США - 2008 // URL: http://lib.rus.ec/b/188098/read
15 Годовой отчёт генерального секретаря НАТО за 2015 г. // URL: http://www.nato.int/nato_ static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_2015_ru.pdf
16 Киссинджер Г. История США. М., 1987. Т. 4. 1945-1980. С. 86.
против нашей страны различных подрывных гибридных методов.
Особую опасность для России представляет разработанная и реализуемая США концепция быстрого глобального удара.
По мнению начальника Генерального штаба ВС России генерала В. Герасимова, «американские вооружённые силы рассчитывают на достижение возможностей по нанесению в течение нескольких часов поражения войскам и объектам противника в любой точке земного шара. Предусматривается внедрение перспективной формы ведения военных действий - глобально-интегрированной операции. Она предполагает создание в кратчайшие сроки в любом регионе межвидовых группировок войск, способных разгромить противника совместными действиями в различных операционных средах. По замыслу разработчиков, это должно стать своеобразным блицкригом XXI века» [17].
Отсюда следует вывод о первостепенной необходимости укрепления Вооружённых Сил России. Док-тринальные документы должны чётко отразить характер современных угроз и вытекающие из них оборонные задачи, определить, какая военная организация необходима нашему государству, чтобы нейтрализовать потенциальные угрозы, а при необходимости и отразить их. Кроме того, определить возможные способы применения вооружённых сил.
Наряду с этим следует учесть, что в стратегиях США и НАТО получают развитие гибридные методы борьбы. Их содержание заключается
в достижении политических целей с минимальным вооружённым воздействием на противника. Упор делается на подрыв его военного и экономического потенциала, информационно-психологического давления, активной поддержки внутренней оппозиции, партизанских и диверсионных методов [18].
В доктринальных документах НАТО разрабатываются вопросы ведения гибридной войны, о которых на официальном уровне впервые зашла речь на саммите НАТО в Великобритании (2014 г.).
В годовом отчёте генерального секретаря НАТО за 2015 г. отмечается: «В целях борьбы с гибридной войной мы совершенствуем свою разведку и раннее предупреждение, ускоряем принятие решений и улучшаем кибернетическую защиту» [16].
Наряду с подготовкой к традиционным конфликтам продвижение гибридных методов в качестве важного компонента современных стратегий НАТО в среднесрочной перспективе предусматривает развитие возможностей альянса по следующим направлениям:
- совершенствование потенциала блока по решению трёх основополагающих задач: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества;
- подготовка Объединённых вооружённых сил альянса к ведению
17 Герасимов В. B. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9.
18 Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: РУДН, 2015; Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозреватель-ОЪвегтег. 2016. № 3; НеймаркМ. А. «Мягкая сила» в мировой политике. К уточнению проблемного поля // Обозреватель-ОЪэегуег. 2016. № 1; № 2.
крупномасштабных военных действий, прежде всего на европейском театре, на периферии России в Центральной Азии и на Кавказе. Особое место отводится наращиванию возможностей ПРО;
- совершенствование сил специальных операций;
- внедрение современных стратегий информационной войны при тесной координации с ЕС;
- дальнейшее расширение НАТО, углубление партнёрских отношений. Институционализация альянса осуществляется, главным образом за счёт развития отношений с ООН, ЕС и ОБСЕ.
Таким образом, стратегии США и НАТО нацелены на развёртывание широкомасштабной работы по наращиванию военных возможностей для участия в крупномасштабных военных действиях с технологически развитым противником с применением современных видов высокоточного оружия при сохранении роли ядерного оружия как средства сдерживания.
Россия рассматривается в качестве одного из возможных объектов такого нападения. В связи с этим альянс делает упор на антироссийскую (а до начала 90-х годов прошлого века направленную против СССР) стратегию сдерживания, которая была и остаётся центральным компонентом коллективной обороны НАТО. Стратегия построена на традиционном сочетании ядерных и обычных сил и средств, к которым добавились силы и средства противоракетной обороны.
При подготовке к саммиту блока в 8-9 июля с. г. в Варшаве на различных форумах вырабатывается совместная точка зрения на стратегические приоритеты развития военно-политического альянса в предстоящие годы. Это в первую очередь усиление военных приготовлений НАТО у границ России и создание системы ПРО.
Такой вектор развития альянса свидетельствует, что действия США и НАТО, направленные на достижение глобального доминирования, продолжают оставаться серьёзной угрозой национальной безопасности России. Осознание этого факта наряду с появлением новых вызовов и угроз привело к существенным изменениям в доктринальных документах нашей страны, отражающих вопросы прогнозирования и планирования деятельности по обеспечению международной и национальной безопасности.
Библиография • References
Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № Пр-2976 от 25 декабря 2014 г.) // URL: http://news.kremlin.ru/media/ events/files/41d527556bec8deb3530.pdf [Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii (Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № Pr-2976 ot 25 dekabrja 2014 g.) // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/ files/41d527556bec8deb3530.pdf] Герасимов В. B. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9. [Gerasimov V. B. Po opytu Sirii // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2016. № 9]
Годовой отчёт генерального секретаря НАТО за 2015 г. // URL: http://www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_ 2015_ru.pdf
[Godovoj otchjot general'nogo sekretarja NATO za 2015 g. // URL: http://www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160205_SG_AnnualReport_ 2015_ru.pdf]
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I // URL: http://base.garant. ru/10136200
[Zakon RF «O bezopasnosti» ot 5 marta 1992 g. № 2446-I // URL: http://base.garant. ru/10136200]
Ефремова О. Политика НАТО и США в Косово // Обозреватель-Observer. 2015. № 11. С. 36-48.
[Efremova O. Politika NATO i SSHA v Kosovo // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 11. S. 36-48]
Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 800 с.
[IvashovL. G. Geopolitika Russkoj civilizacii. M.: Institut russkoj civilizacii, 2015. -800 s.]
Киссинджер Г. История США. М., 1987. Т. 4. 1945-1980. - 450 с.
[Kissindzher G. Istorija SSHA. M., 1987. T. 4. 1945-1980. - 450 s.]
Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // URL: http://constitution.garant. ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721
[Konstitucija (Osnovnoj zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki ot 12 aprelja 1978 g. // URL: http://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721]
Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) // URL: https://www.lawmix.ru/zkrf/36398
[Koncepcija nacional'noj bezopasnosti RF (Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. № 1300) // URL: https://www.lawmix.ru/zkrf/36398]
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnoje/yi-postanovlenija/u6n.htm
[Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (Ukaz Prezidenta RF ot 10 janvarja 2000 g. № 24) // URL: http://bestpravo.ru/federalnoje/yi-postanovlenija/ u6n.htm]
Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. - 2008 // URL: http://lib.rus. ec/b/188098/read
[Mir posle krizisa. Global'nye tendencii - 2025: menjajushhijsja mir. Doklad Nacional'nogo razvedyvatel'nogo soveta SSHA. - 2008 // URL: http://lib.rus. ec/b/188098/read]
НеймаркМ. А. «Мягкая сила» в мировой политике. К уточнению проблемного поля // Обозреватель-Observer. 2016. № 1. С. 31-42; № 2. С. 67-77.
[Nejmark M. A. «Mjagkaja sila» v mirovoj politike. K utochneniju problemnogo polja // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 1. S. 31-42; № 2. S. 67-77]
Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозрева-тель-Observer. 2016. № 3. С. 19-30.
[Ogneva V. «Mjagkaja sila» - instrument vneshnej politiki Rossii // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 3. S. 19-30]
Переверзев В. И. «Перезагрузка» или «перегрузка»? М.: Русская разведка, 2015. - 112 с.
[Pereverzev V. I. «Perezagruzka» ili «peregruzka»? M.: Russkaja razvedka, 2015. - 112 s.]
Прохожев А. А. Национальная идеология и национальная безопасность России.
М.: ОАО МПК, 2013. - 168 с. [Prohozhev A. A. Nacional'naja ideologija i nacional'naja bezopasnost' Rossii. M.: OAO MPK, 2013. - 168 s.]
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. (Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ ukazi-prezidenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537 [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. (Ukaz Prezidenta RF № 537 ot 12 maja 2009 g.) // URL: http://www.fpa.su/zakon/ukazi-prezidenta-rf/13189-ukaz-prezidenta-rf-ot-12-maya-2009-g-n-537] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054 [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. (Ukaz Prezidenta RF ot 31
dekabrja 2015 g. № 683) // URL: http://base.garant.ru/71296054] Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (Указ Президента от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html
[Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O bezopasnosti» (Ukaz Prezidenta ot 28 dekabrja 2010 g. № 390-FZ) // URL: http://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok. html]
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Указ Президента от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ) // URL: http://rg.ru/ 2014/07/03/strategia-dok.html [Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» (Ukaz Prezidenta ot 28 ijunja 2014 g. № 172-FZ) // URL: http://rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html]
Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: РУДН, 2015. - 582 с. [Filimonov G. JU, Karpovich O. G, Manojlo A. V. Tehnologii «mjagkoj» sily na vooruzhenii
SSHA: otvet Rossii. M.: RUDN, 2015. - 582 s.] Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002. - 416 с. [Shtol' V. V. NATO: dinamika jevoljucii. M.: Nauchnaja kniga, 2002. - 416 s.] Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию //
Обозреватель-Observer. 2015. № 10. С. 5-24; № 11. С. 21-36. [Shtol' V. V. NATO: ot regional'nogo bloka k global'nomu dominirovaniju //
Obozrevatel'-Observer. 2015. № 10. S. 5-24; № 11. S. 21-36] Essay: NATO's essential modern role // URL: http://armedforcesjournal.com/essay-
natos-essential-modern-role Multiple Futures Project. // URL: http://www.nato.int
NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement // URL: http://www.nato.int NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement. Анализ и рекомендации Группы экспертов по новой Стратегической концепции НАТО, 17 мая 2010 г. // URL: http://www.nato.int The National Military Strategy of the United States of America 2015 // URL: https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy. pdf