Научная статья на тему 'Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса'

Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / США / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОНАЛЬД ТРАМП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокошев Сергей Владимирович

В исторической ретроспективе анализируется трансформация концепций НАТО. Показано, что выступления Д. Трампа в СМИ ни в коей степени не свидетельствуют об отказе США от ставки на НАТО как ключевой военной силы в противостоянии с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Donald Trump and the prospects of the North Atlantic Alliance

An analysis of possible changes in strategic guidelines and activities of the NATO with the new US Administration in power.

Текст научной работы на тему «Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса»

УДК 327.51(73-41)

Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса

Сергей ПРОКОШЕВ

За свою 67-летнюю историю Организация Североатлантического договора претерпела значительные изменения. Они касались её количественного состава - с 12 стран-участниц до современных 28. Менялся и качественный состав - если все страны-учредители в 1949 г., за исключением Люксембурга, имели выход в северную часть Атлантического океана либо прямо либо опосредованно через Средиземное море, то в настоящее время ряд стран, вошедших в альянс за последние два десятилетия, выхода к морю не имеют.

Не менее важно и то, что стратегические установки НАТО также менялись. Справедливости ради следует отметить, что в тексте договора, подписанного в Вашингтоне в апреле и вошедшего в силу в августе 1949 г., ни слова не говорилось о направленности против СССР ни в целях обороны именно от советского нападения, ни в плане подготовки нападения на Советский Союз [1]. Ссылки на «советскую военную угрозу» появились в документах руководящих органов НАТО в последующие десятилетия.

Вопреки высказываемому иногда мнению, что НАТО якобы маскировала свои агрессивные замыслы в отношении СССР заявлением о намерении не допустить возрождения военной угрозы со стороны Германии, эта страна в учредительном документе также нигде не упоминалась. Его составители пунктуально ссылались лишь на положения Устава Организации

ПРОКОШЕВ Сергей Владимирович - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: psergeyvladimirovich@gmail.com

Ключевые слова: НАТО, США, Россия, европейская безопасность, Дональд Трамп.

1 The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949. Last updated: 09 Dec. 2008 13:01 // North Atlantic Treaty Organization // URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_ 17120.htm

14

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

6/2017

Объединённых Наций о праве наций на индивидуальную и коллективную самооборону [1].

Примечательно также, что ст. 5 договора первый и пока единственный раз была введена в действие лишь спустя 52 года после создания НАТО в качестве реакции на теракты в США (сентябрь 2001 г.). Французский президент Ф. Олланд, хоть и назвал очередной теракт во Франции в 2015 г. войной террористов против его страны, не стал взывать к этой статье, будучи уверен, что не найдёт поддержки у партнёров, не горящих желанием посылать войска в Сирию воевать с террористами [2].

Официальные стратегические концепции НАТО на протяжении свыше полувека неоднократно обновлялись, наибольшее влияние на это оказывала эволюция военных доктрин и стратегий национальной безопасности США [3]. Разумеется, в первую очередь и американские, и натовские стратегические установки подстраивались под неоднократно менявшееся восприятие «советской военной угрозы». Опять же следует подчеркнуть, что эта эволюция не происходила всегда и неизменно по линии нарастающей воинственности. Полузабытая détente (разрядка) в советско-американских отношениях на время, впрочем довольно короткое, сделала эти установки менее воинственными. Второй такой эпизод - несравнимо более существенный и продолжительный -произошёл после роспуска Организации Варшавского договора (1955-1990 гг.), а затем и развала Советского Союза, после чего все бывшие участники ОВД и республики СССР кто более, кто менее активно принялись встраиваться в «цивилизованное мировое сообщество».

Однако в дальнейшем их пути разошлись. Одни уже в середине 90-х годов стали добиваться приёма в НАТО, которая к тому же всё больше стала выглядеть как необходимое, хотя нигде официально не закреплённое условие членства в Европейском союзе с его реальными и мнимыми благами. Другие заняли иную позицию. В их числе главной, естественно, стала Российская Федерация. Её негативное отношение к расширению НАТО на Восток объяснялось, разумеется, не столько тем, что она юридически стала правопреемником СССР - государства с совершенно иной социально-экономической системой и идеологией, сколько реальными фактами.

Как известно, руководители США и некоторых других западных держав действительно если и давали обещания советскому руководству не расширять НАТО, то лишь в устной и самой общей форме. Первым шагом к расширению НАТО, по сути, стало поглощение ФРГ Германской Демократической Республики. В июне 1990 г. президент Дж. Буш официально заявил: «Мы выступаем

2 Олланд назвал теракт войной «Исламского государства» против Франции // РБК. 2015. 14 ноября // URL: http://www.rbc.ru/politics/14/11/2015/564708659a7947615dde0485

3 Иванов О. П., Копылов А. В. Современные военно-политические концепции США: вперёд в прошлое // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2015. № 4.

6/2017

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

15

за членство объединённой Германии в НАТО... НАТО - это якорь стабильности». И советская сторона с этим согласилась [4]. Шаги по приёму в НАТО Польши, Чехии и Венгрии во второй половине 1990-х годов вызвали у руководства России уже явно негативную реакцию, частично нейтрализованную Основополагающим актом - всего лишь актом, а не юридически обязывающим документом наподобие договора - о взаимоотношениях Россия - НАТО 1997 г.

Момент истины наступил, когда страны НАТО развернули военные действия против уже во многом расчленённой Югославии, с бомбардировками Белграда и оккупацией находившихся под его юрисдикцией территорий. При этом первое после Второй мировой войны использование немецких вооружённых сил за пределами Германии [5], а также отрыв от Сербии её исторической части - Косово также наводили на определённые мысли. Эти события в условиях, когда на юге России сохранялся очаг вооружённого сепаратизма, больше, чем любые иные, послужили окончательным подтверждением опасений, что НАТО во главе с США не намерена считаться с Россией как с равным партнёром, а, напротив, рассматривает её как помеху своим региональным и глобальным планам.

Разумеется, в НАТО после 1991 г.

уже не воспринимали Россию как потенциального противника, как ранее воспринимали Советский Союз. В официальные сферы блока интересов вошли некоторые новые «вызовы и угрозы», причём и невоенного характера. Не лишены оснований утверждения о росте в 90-е годы невоенной составляющей его деятельности [6]. Одновременно получило довольно заметное распространение участие вооружённых сил под эгидой НАТО в миротворческих операциях за пределами Европы. Эти изменения нашли своё отражение в решениях Вашингтонского саммита НАТО (1999 г.). Спустя пару лет в список угроз, естественно, вошёл международный терроризм.

Следует добавить, что стратегия НАТО формировалась на протяжении прошедших десятилетий под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов, в частности противоречий между участниками. Наиболее долговременный характер приобрела перманентная напряжённость в отношениях между Грецией и Турцией на почве территориальных споров, неоднократно выливавшаяся в вооружённые столкновения и не изжитая до сих пор.

Одномоментным, но существенно более впечатляющим стал выход в 1966 г. на четыре десятилетия

4 Полынов М. Ф. Объединение Германии и политика М. С. Горбачёва // Aussiedlerbote. 6 октября 2016 г. // URL: https://www.aussiedlerbote.de/main/971-obedinenie-germanli-i-politika-ms-gorbacheva.html; Андреев Е. Объединение Германии и российско-германские отношения // Обозревагель-Observer. 2006. № 5.; Фалин В. Без скидок и обстоятельства. Политические вос-поминия. М.: Центрполиграф, 2016.

5 Андреев Н. И. Бундесвер шагает по планете // Независимое военное обозрение. 7 апреля 2006 г. // URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-07/2_germany.html

6 Качалова Т. Г. Невоенные аспекты деятельности НАТО. Дис. ... канд. полит. наук. М., 2002.

16

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

6/2017

Франции из военной организации НАТО.

Можно вспомнить и «тресковую войну», вылившуюся в незначительный, но всё же вооружённый инцидент на море в 1969 г. между Великобританией и Исландией, которая, пусть и в особом статусе, тоже участвует в НАТО.

Проявлением усиления стремления Европы к большей самостоятельности стала активизация деятельности европейских стран по формированию альтернативного Соединённым Штатам центра военной силы, немыслимая во времена существования СССР. Впрочем, дальше принятия, по сути, декларативных документов Европейского союза о «европейской оборонной идентичности», общеевропейской политике в области обороны и безопасности создания крайне немногочисленных формирований на уровне, например, франко-германского батальона дело не пошло. К тому же военная операция против Югославии показала, что европейцы мало на что способны без американцев с их гораздо более широкими возможностями, в частности, в области воздушно-космической разведки и т. п. [7]. Призывы таких лидеров ЕС, как Жан-Клод Юнкер, к созданию «европейской армии» с нескрываемой целью выйти из-под гегемонии США, остаются гласом вопиющего в пустыне, особенно в условиях

роста числа евроскептиков в руководстве и среди населения европейских стран и «брексита».

Невозможно недооценивать экономический фактор. Четверть века назад, после того как ушла в прошлое холодная война, не раз грозившая перейти в военное столкновение, во всех странах НАТО стало наблюдаться относительное, как доля в валовом внутреннем продукте, а нередко и абсолютное снижение военных расходов. В итоге к середине второго десятилетия нового века лишь у пяти стран НАТО (США, Великобритания, Греция, Эстония и Польша) из 28 военные расходы составили более 2% их ВВП [8]. И это при том, что данная установка была принята руководством НАТО уже по следам кризиса на Украине, что лишний раз свидетельствует об «искренности» опасений натовцев относительно «российской агрессии».

В этих условиях совершенно неожиданная для европейцев победа республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США вызвала почти панику в руководящих кругах НАТО. И в Брюсселе, и в столицах европейских стран НАТО на протяжении всего 2016 г. успели допустить множество критических, пренебрежительных и даже оскорбительных высказываний в его адрес. Уверенность в неизбежной победе Х. Клинтон оказалась столь велика, что из Брюсселя даже поторопились пригласить её на запла-

7 Цыкало В. В. Военная политика Европейского союза. Монография. М.: ДА МИД России, 2007.

8 Naftali B. Just Five of 28 NATO Members Meet Defense Spending Goal, Report Says // The Wall Street Journal. 2015. June 22 // URL: http://www.wsj.com/articles/nato-calls-for-rise-in-defence-spending-by-alliance-members-1434978193

6/2017

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

17

нированный на начало 2017 г. очередной саммит альянса, который пришлось перенести на лето. Разумеется, натовцы постарались исправить ситуацию. Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг поздравил Трампа с победой и в телефонном разговоре с ним частично сгладил обстановку.

Следует подробнее остановиться на перспективах взаимоотношений США с европейскими партнёрами по НАТО. К сожалению, ранее, летом 2016 г., СМИ цитировали позицию Трампа в отношении НАТО пусть точно, но не полностью. Сообщалась правда, но не вся. Он действительно весной 2016 г. охарактеризовал НАТО как «устаревшую» организацию. Однако уже летом генерал-лейтенант М. Флинн, с которым Трамп консультировался по этим вопросам ещё с 2015 г., разъяснил: «НАТО - модель XX века, а её надо приспособить к угрозам XXI века, с которыми мы все вместе сталкиваемся» [9]. При этом в конце ноября Трамп уже определил, что М. Флинн станет его советником по национальной безопасности.

Приведённая «расшифровка» звучит отнюдь не миролюбиво вкупе с пунктом программы Трампа уже не как кандидата, а как избранного президента - об увеличении воен-

ных ассигнований для усиления и модернизации американского военно-промышленного комплекса, что также поспособствует - ещё один пункт трамповской программы - «созданию новых рабочих мест в США». Это старый проверенный тезис сторонников милитаризации экономики как средства борьбы с безработицей, упорно игнорирующих давно сделанные подсчёты, что, например, миллион долларов инвестиций в мирные отрасли экономики создаст во много раз больше рабочих мест, чем тот же миллион, потраченный на производство вооружений.

Настораживает и предварительный круг назначенцев на ключевые посты в политико-силовом блоке

[10]. Это во многом либо старые, ещё чуть ли не рейгановской поры «ястребы» типа Н. Гингрича, либо неоконы наподобие Дж. Болтона, постпреда США в ООН при Буше-мл., активного сторонника операции 2003 г. против Ирака, или М. Ромни, в ходе президентской кампании 2012 г. публично назвавшего президента России thug (разбойник, головорез), а также уже определённого на место директора ЦРУ М. Помпео, считающего, что реакция США на российскую политику в отношении Украины до сих пор была «крайне слабой»

[11]. Предвыборные фразы Трампа,

9 Fishel J. Mike Flynn Says He Helped Shape Trump's Views on NATO // ABC News. 2016 Nov. 18 // URL: http://abcnews.go.com/Politics/mike-flynn-helped-shape-trumps-views-nato/ story?id=43642585

10 ПономареваЕ. Г. Экспансионализм, изоляционизм или «Новое Средневековье». Америка в поисках выхода из глобального тупика // Обозреватель-Observer. 2017. № 4.

11 Crowley M. A Russia Reset? Maybe not yet // Politico. 2016. November 28 // URL: http:// www.politico.eu/article/a-russia-reset-maybe-not-yet-donald-trump-vladimir-putin-america-foreign-policy/

18

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

6/2017

что он «улучшит» отношения с Россией, тоже не столь просты, как кажется. В конце концов, способствуя и даже организуя и финансируя «цветные революции» в Грузии и на Украине, администрация Дж. Бу-ша-мл. тоже хотела «улучшить» отношения США с этими странами. Но по-своему, на своих условиях, в ущерб интересам и России и самих этих стран.

США, как совершенно верно отметил российский президент В. В. Путин, отнюдь «не банановая страна» [12]. Помимо Белого дома в Соединённых Штатах Америки есть конгресс. Пусть даже большинство в его палатах у республиканцев, но вряд ли многие из них горят желанием поскорее «порвать» с европейцами, а «исключение из партии» за несогласие с лидером им не грозит. Есть огромные интересы того же американского ВПК, за хорошие деньги вооружающего армии стран НАТО. Есть широкие, разветвлённые и наработанные годами связи между соответствующими чиновниками, включая силовой блок, представителями экспертного академического сообщества, журналистами. Что касается последних, то американские СМИ в определённых ситуациях способны развернуть весьма эффективную кампанию по «дискредитации» уже не кандидата в президенты, который пока только декларировал намерения, а именно президента, принимающего, точнее, предлагающего конгрессу конкретные решения и предпринимающего конкретные

действия. Не стоит забывать печальный финал попытки «имперского президентства» Ричарда Никсона в 1974 г.

Возникают вопросы и насчёт многократно цитировавшихся угроз Трампа отказать в «защите» тем странам НАТО, которые не вносят должный финансовый вклад в общие усилия. Действительно, на США приходится примерно три четверти расходов всех членов альянса. Однако вряд ли следует оптимистично ожидать, что США при республиканцах просто сократят численность американских военнослужащих в Европе. Вполне возможно, что новая администрация пойдёт на сокращение числа джи-ай в Великобритании, Германии и (или) Италии, одновременно формируя и наращивая своё военное присутствие в странах альянса, расположенных ближе к России. Нет определённости и относительно позиции Трампа по европейской ПРО.

Совершенно очевидно, что, в отличие от времён СССР в современных условиях, когда вооружённые силы стран НАТО многократно превосходят российские и по численности военнослужащих, и по количеству обычных вооружений, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе никто в здравом уме не опасается танкового «блицкрига» с восточного направления. Механизированные и танковые части армии США вполне могут быть заменены меньшими по численности частями спецназначения, официально предназначенными для

12 Путин В. Выступление на итоговой пленарной сессии XIII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». 27 октября 2016 г., г. Сочи // URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/53151

6/2017

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

19

противодействия «гибридной войне» со стороны России, но в действительности на проведение самими такой войны против неё и её немногочисленных союзников в Европе (Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия). Уже в США некоторые бригады (прежде всего танковые) не только уменьшаются до маневренных батальонных групп, но часть из них полностью сокращается.

Одновременно можно ожидать, что не прекратятся неафишируемые усилия по вовлечению в НАТО или в более активное сотрудничество с НАТО таких «небедных» стран, как Швеция и Финляндия. Это было бы вполне в духе широко разрекламированного «бизнес-подхода» 45-го президента США к вопросам финансирования коллективной безопасности участников НАТО.

Резюмируя, следует отметить, что все заявления нового президента США лишь подтверждают, что отношения внутри НАТО и деятельность альянса на мировой арене не уходят с повестки дня американской администрации.

Критика «устаревших» методов работы НАТО, призывы к странам-участницам вносить финансовый вклад в развитие военного потенциала организации в целом свидетельствуют, что США не намерены разрушать военный блок и стремятся сделать его более эффективным инструментом своей политики.

Россия воспринимает как угрозу именно дальнейшее расширение НАТО. Как гласит самый последний российский основополагающий документ, «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности» [13].

Если, пусть даже в интересах «экономии средств», при американском президенте-бизнесмене дальнейшее расширение альянса на Восток прекратится, это само по себе можно было бы считать поводом для осторожного оптимизма.

Библиография • References

Андреев Е. Объединение Германии и российско-германские отношения // Обозреватель-Observer. 2006. № . 5. С. 18-26.

[Andreev E. Ob#edinenie Germanii i rossijsko-germanskie otnoshenija // Obozrevatel'-Observer. 2006. № . 5. S. 18-26]

Андреев Н. И. Бундесвер шагает по планете // Независимое военное обозрение. 7 апреля 2006 г. // URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-07/2_germany. html

13 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391

[Andreev N. I. Bundesver shagaet po planete // Nezavisimoe voennoe obozrenie.

7 aprelja 2006 g. // URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-07/2_germany.html| Иванов О. П., Копылов А. В. Современные военно-политические концепции США: вперёд в прошлое // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2015. № 4. C. 45-54. [Ivanov O. P., Kopylov A. V. Sovremennye voenno-politicheskie koncepcii SShA: vperjod v proshloe // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossija i mir. 2015. № 4. C. 45-54|

Качалова Т. Г. Невоенные аспекты деятельности НАТО. Дис. ... канд. полит. наук. М., 2002.

[KachalovaT. G. Nevoennye aspekty dejatel'nosti NATO. Dis. ... kand. polit. nauk. M., 2002|

Олланд назвал теракт войной «Исламского государства» против Франции // РБК.

2015. 14 ноября // URL: http://www.rbc.ru/politics/14/11/2015/56470865 9a7947615dde0485

[Olland nazval terakt vojnoj «Islamskogo gosudarstva» protiv Francii // RBK. 2015. 14 nojabrja // URL: http://www.rbc.ru/politics/14/11/2015/564708659a7947 615dde0485|

Полынов М. Ф. Объединение Германии и политика М. С. Горбачёва // Aussiedlerbote. 6 октября 2016 г. // URL: https://www.aussiedlerbote.de/ main/971-obedinenie-germanii-i-politika-ms-gorbacheva.html [Polynov M. F. Ob#edinenie Germanii i politika M. S. Gorbachjova // Aussiedlerbote. 6 oktjabrja 2016 g. // URL: https://www.aussiedlerbote.de/main/971-obedinenie-germanii-i-politika-ms-gorbacheva.html| Пономарева Е. Г. Экспансионализм, изоляционизм или «Новое Средневековье». Америка в поисках выхода из глобального тупика // Обозреватель-Observer. 2017. № 4. С. 15-32. [Ponomareva E. G. Jekspansionalizm, izoljacionizm ili «Novoe Srednevekov'e». Amerika v poiskah vyhoda iz global'nogo tupika // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 4. S. 15-32|

Путин В. Выступление на итоговой пленарной сессии XIII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». 27 октября 2016 г., г. Сочи // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53151 [Putin V. Vystuplenie na itogovoj plenarnoj sessii XIII ezhegodnogo zasedanija Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». 27 oktjabrja 2016 g., g. Sochi // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53151| Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/40391 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/40391|

Фалин В. Без скидок и обстоятельства. Политические воспоминия. М.:

Центрполиграф, 2016. - 447 с. [Falin V. Bez skidok i obstojatel'stva. Politicheskie vospominija. M.: Centrpoligraf,

2016. - 447 s.|

Цыкало В. В. Военная политика Европейского союза. Монография. М.: ДА МИД России, 2007.

[Cykalo V. V. Voennaja politika Evropejskogo sojuza. Monografija. M.: DA MID Rossii, 2007|

6/2017

GBGЗPЕВATЕЛЬ-OBSERVER

21

Crowley M. A Russia Reset? Maybe not yet // Politico. 2016. November 28 // URL: http://www.politico.eu/article/a-russia-reset-maybe-not-yet-donald-trump-vladimir-putin-america-foreign-policy/ Fishel J. Mike Flynn Says He Helped Shape Trump's Views on NATO // ABC News. 2016 Nov. 18 // URL: http://abcnews.go.com/Politics/mike-flynn-helped-shape-trumps-views-nato/story?id=43642585 Naftali B. Just Five of 28 NATO Members Meet Defense Spending Goal, Report Says // The Wall Street Journal. 2015. June 22 // URL: http://www.wsj.com/articles/ nato-calls-for-rise-in-defence-spending-by-alliance-members-1434978193 The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949. Last updated: 09 Dec. 2008 13:01 // North Atlantic Treaty Organization // URL: http://www.nato.int/ cps/en/natohq/official_texts_17120.htm

Л

Продолжается подписка на 2017 г. на журнал «Обозреватель-Observer» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.