Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В РСФСР И РОССИИ '

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В РСФСР И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт назначения административного наказания / периодизация / эволюция правовых норм / становление / развитие / institute of administrative punishment / periodization / evolution of legal norms / formation / development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варакосов Дмитрий Викторович

В настоящей статье представляется уникальное исследование, посвященное актуальным аспектам становления института назначения административного наказания. Автор осуществляет всесторонний анализ, охватывающий как исторический, так и современный контекст данного института. Более того, автор предлагает оригинальную периодизацию, способствующую более глубокому исследованию динамики развития норм и принципов данного института в разные временные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR REGULATING THE INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT IN THE RSFSR AND RUSSIA

This article presents a unique study devoted to topical aspects of the formation of the institution of administrative punishment. The author catries out a comprehensive analysis covering both the historical and modern context of this institution. Moreover, the author offers an original periodization that contributes to a deeper study of the dynamics of the development of norms and principles of this institution in different time periods.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В РСФСР И РОССИИ »

DOI 10.47643/1 B15-1337_2023_11 _275 УДК 342.951

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В РСФСР И РОССИИ EVOLUTION OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR REGULATING THE INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT IN THE RSFSR AND RUSSIA

ВАРАКОСОВ Дмитрий Викторович,

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений центра командно-штабных учений Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, B. E-mail: dvarakosov@yandex.ru;

Varakosov Dmitry Viktorovich,

Post-graduate student of the Department of Management of the activities of the units

of the Center for command and staff Exercises

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., B.

E-mail: dvarakosov@yandex.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье представляется уникальное исследование, посвященное актуальным аспектам становления института назначения административного наказания. Автор осуществляет всесторонний анализ, охватывающий как исторический, так и современный контекст данного института. Более того, автор предлагает оригинальную периодизацию, способствующую более глубокому исследованию динамики развития норм и принципов данного института в разные временные периоды.

Abstract: this article presents a unique study devoted to topical aspects of the formation of the institution of administrative punishment. The author carries out a comprehensive analysis covering both the historical and modern context of this institution. Moreover, the author offers an original periodi-zation that contributes to a deeper study of the dynamics of the development of norms and principles of this institution in different time periods.

Ключевые слова: институт назначения административного наказания, периодизация, эволюция правовых норм, становление,

развитие.

Keywords: institute of administrative punishment, periodization, evolution of legal norms, formation, development.

Для цитирования: Варакосов Д.В. Эволюция правовых основ регулирования института назначения административного наказания в РСФСР и России //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 275-278. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_275.

For citation: Varakosov D. V. Evolution of the legal framework for regulating the institution of administrative punishment in the RSFSR and Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 275-278. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_275.

Статья поступила в редакцию: 30.10.2023

Институт назначения административного наказания является одним из инструментов государственного контроля за деятельностью граждан, организаций и предпринимателей, предназначенным для обеспечения соблюдения законодательства и защиты прав и интересов граждан и государства.

С давнего времени в науке административного права исследуются проблемы теоретических положений о целях этой отрасли права, о пробелах законодательного урегулирования административной ответственности за совершение тех или иных деяний, административных наказаний за совершенные административные правонарушения.

Очевидно, что «с развитием однотипных общественных отношений начинается длительный процесс упорядочения правовых норм и институтов, их смыкания в единое целое» [5, с. 168].

Научное исследование развития института назначения административного наказания важно для понимания истории правовой системы России и ее эволюции. Это позволяет увидеть, какие изменения произошли в законодательстве и как они отразились на обществе и государстве. Исследование также может помочь в определении тенденций и проблем в современной системе административной ответственности и административных наказаний в разработке предложений по ее совершенствованию.

Прежде всего, необходимо начать с основ правовой регламентации института назначения административных наказаний. Рассмотрение истории развитии этого института позволяет понять, как формировалась система административной юстиции и какие принципы лежат в ее основе. Это помогает уяснить, какие изменения произошли в законодательстве и практике назначения административных наказаний на протяжении длительного времени и как эти изменения отразились на правах и свободах граждан.

С принятием Уголовного кодекса в 1922 году1 впервые были разграничены уголовная и административная ответственности. Первое разграничение административной ответственности от уголовной является важным этапом для обеспечения справедливости и эффективности правосудия.

Административное правонарушение, антиобщественное поведение, аморальный поступок, а также уголовные преступления и дисциплинарные проступки разграничиваются по степени общественной опасности. Например, административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности, нежели преступление.

Разграничение уголовной и административной ответственности позволяет избежать ситуаций, когда за незначительные нарушения

1 Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/ugkod_22

применяется слишком тяжелое наказание, что может привести к несоответствию принципу пропорциональности наказания.

В период с 1930-х до 1950-х годов институт административного наказания использовался для подавления политических оппонентов.

В те годы были созданы специальные органы - НКВД и ГУЛАГ, которые занимались преследованием и заключением в лагеря тех, кто был признан врагами народа или подозревался в противоречии с политической линией партии.

Административное наказание использовалось как инструмент политического преследования и репрессий. Люди могли быть арестованы и приговорены к административному наказанию за незначительные нарушения, например, за курение в общественном месте или за несоблюдение порядка на улице. Такие наказания могли быть очень жестокими, например, заключение в лагерях ГУЛАГа или ссылка в отдаленные районы СССР.

Этот период истории показывает, как важно правильно использовать институт административного наказания и не допускать его злоупотреблений.

Примечательно, что в 1931 году отдельным постановлением ВЦИК на законодательном уровне было закреплено предупреждение, которое регулировало вопросы полномочий местных исполнительных комитетов в сфере юридической ответственности. Это был первый случай, когда предупреждение было упомянуто в законодательстве [2, с. 653-655].

По этому поводу А.Б. Агапов отмечает следующее: «в отличие от суровых репрессивных мер сталинского режима, применяемых к немногим реальным политическим противникам и множеству мнимых врагов народа из активной и образованной части советского общества, для остального большинства абсолютно аполитичных и идеологически апатичных малограмотных обывателей тогдашней власти понадобилась превентивная мера одновременно и профилактики нарушений и устрашения нарушителей порядка и общественного спокойствия в сфере социалистического общежития и в коммунальном быту» [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 289].

20 июня 1984 года был утвержден Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР)1, который установил систему административных правонарушений и наказаний. В структуру КоАП РСФСР вошла глава 4 «Наложение административного взыскания», включающую в себя нормы 6 статей: об общих правилах наложения взыскания за административное правонарушение; об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение; о наложении административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений; о порядке исчисления сроков административного взыскания; а также закреплял обязанность возмещения причиненного ущерба.

В дальнейшем кодекс неоднократно изменялся и совершенствовался, вплоть до принятия в конце 2001 года ныне действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)2.

Как верно отмечает В.И. Сальный, «формирование правовой системы России после распада СССР привело к кардинальным изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности отечественного общества. В новых условиях был необходим такой федеральный законодательный акт об административной ответственности, который бы соответствовал Конституции РФ, в том числе в части обеспечении приоритета прав и свобод человека и гражданина, защиты в равной степени безопасности личности, общества, государства, всех видов собственности. Кроме того, данный документ должен был объединить множество разрозненных, порой противоречивых законов и подзаконных актов, содержащих нормы об административной ответственности. Им стал Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу 1 июля 2002 года» [4, с. 99-101].

И КоАП РСФСР и КоАП РФ закрепили общее правило назначения административного наказания, что размер наказания должен соответствовать установленным законом нормам. При этом в первом кодифицированном акте было закреплено, что при назначении административного наказания учитываются не только характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и его имущественное положение.

В частности, с 1984 года в перечне обстоятельств, смягчающих административную ответственность, присутствуют такие обстоятельства как раскаяние, предотвращение вредных последствий и совершение правонарушения под влиянием душевного волнения или тяжелых обстоятельств.

В КоАП РФ добавлены новые обстоятельства, такие как добровольное прекращение противоправного поведения, добровольное сообщение о совершенном правонарушении, оказание содействия в установлении обстоятельств, предотвращение вредных последствий и добровольное исполнение предписания об устранении нарушения до вынесения постановления. В действующем перечне более подробно уточнены обстоятельства, смягчающие ответственность, такие как совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной/женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в новом законе об административных правонарушениях более подробно и точно определены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, добавлены новые гарантии защиты прав граждан.

Помимо этого, КоАП РФ содержит регламентацию процедур, которые впервые получили законодательное закрепление. В частности, закон содержит правила назначения отдельных административных наказаний. Например, ч. 2.1 ст. 4.1 устанавливает, что при нарушении законодательства о наркотических средствах, лицу, признанному больным наркоманией или потребляющему наркотики без назначения врача, могут назначить обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию. Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 в случае исключи-

1 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

тельных обстоятельств, суд может снизить размер административного штрафа для граждан и должностных лиц, но не менее половины минимального размера.

В силу ч. 3 ст. 4.1 при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер правонарушения, его имущественное положение и обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Данный пункт содержит конкретные правила назначения административного штрафа (в частности, в каких случаях может быть назначен размер ниже минимально предусмотренного в законе1; когда он не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа2 и когда назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа3).

В настоящее время известны два пункта законов об административных правонарушениях применительно к коллективным хозяйствующим структурам учреждений и другим организациям.

Необходимо уметь отличать основания освобождения от административной ответственности от обстоятельств, не противоречащих закону. Здесь мы видим вынужденную потребность и необходимую защиту.

В 2016 году в ст. 4.1 КоАП РФ была введена ч. 3.5 следующего содержания: «Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба»4.

В 2022 году в указанную статью была введена ч. 3.4.-1, которая закрепила положение о том, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 настоящего Кодекса5.

Также вышеназванная статья содержит положения о том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса во время проведения официальных международных спортивных соревнований, может быть наказан административным арестом на срок до 15 суток и выдворением за пределы Российской Федерации.

В силу ст. 4.1.2 КоАП РФ социально ориентированным некоммерческим организациям и малым предприятиям может быть назначен административный штраф в размере, предусмотренном за соответствующее правонарушение, если они были зарегистрированы в реестрах на момент совершения правонарушения.

аким образом, КоАП РФ уточнил и расширил систему правил назначения административных наказаний и процесс совершенствования продолжается по настоящее время.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время институт назначения административного наказания в России существенно изменился по сравнению с редакцией в КоАП РСФСР 1984 года, в плане установления гарантий защиты прав и свобод граждан. Сегодня граждане России имеют больше возможностей для защиты своих прав и интересов, в случае нарушения административного законодательства.

аким образом, институт назначения административных наказаний является важным элементом государственного контроля за деятельностью физических и юридических лиц, который направлен на обеспечение соблюдения законодательства и защиту прав и интересов граждан, общества и государства.

Институт назначения административного наказания в РСФСР и России имеет свою историю и прошел несколько этапов развития:

1. Дореволюционный период до 1917 года. На данном этапе происходит заложение основ в институт назначения административного наказания, но сам институт еще как таковой отсутствует. Принимаются законы, регулирующие порядок назначения уголовной ответственности, нормы которых в последующем создали аналогию для административного права.

2. В советский период до 1985 года. В РСФСР административные взыскания не получили развитой формы. Они не были четко определены в законодательстве и слабо использовались для регулирования общественных отношений. В период с 1918 по 1984 годы было принято

1 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31.12.2014 № 515-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 05.04.2021 № 69-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3 Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СПС КонсультантПлюс.

4 Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС Консультант-Плюс.

5 Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс.

несколько законов, которые лишь частично регулировали общие правила назначения административных взысканий. Впервые был принят кодификационный акт, содержавший главу, посвященную правилам назначения административных наказаний.

3. Современный период. С 2002 года начался новый этап развития института назначения административного наказания в России. В 2001 году принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, который стал основным законодательным актом в этой области. В последующие годы были приняты ряд законов, которые уточняли общие правила назначения административных наказаний и расширяли круг лиц, которые могут их назначать.

КоАП РФ содержит регламентацию процедур, которые впервые были получили законодательное закрепление. В частности, закон содержит правила назначения отдельных административных наказаний.

В КоАП РФ более подробно и точно определены обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, а также добавлены новые обстоятельства. Также в законе определено, что при назначении административного наказания учитываются не только характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и его имущественное положение.

В целом, КоАП РФ более детально регулирует процедуру назначения и взыскания за административные правонарушения. Глава 4 КоАП РФ является важным регулятором порядка назначения и исполнения административных наказаний, который направлен на обеспечение соблюдения законодательства и защиту прав и интересов граждан и государства.

Проведя исследования можно сделать вывод о том, что институт назначения административных наказаний в России существенно изменился с 1984 года в плане установления гарантий защиты прав и свобод граждан, а также уточнения и расширения системы административных правонарушений и наказаний. Сегодня граждане России имеют больше возможностей защитить свои права и интересы в случае нарушения административного законодательства.

аким образом, институт назначения административных наказаний является важным элементом государственного контроля за деятельностью физических и юридических лиц, который направлен на обеспечение соблюдения законодательства и защиту прав и интересов граждан, общества и государства.

Библиография:

1. 2.

3.

4.

5.

Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 289 с.

Кудрявая А.А. Воспитательная роль административного наказания // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 653-655.

Мартышина Е.А. Понятие, сущность и виды административных наказаний. Тольятти, 2021. 69 с.

Сальный В.И. Административное наказание: понятие, цели и пути развития // Инновационная наука. 2023. №4-2. С. 99-101. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2019. 168 с.

References:

1.

2.

3.

4.

5.

Agapov A.B. Administrative law: Textbook. 9th ed., reprint. and additional M.: Yurayt, 2016. 289 p Kudryavaya A.A. The educational role of administrative punishment // Young scientist. 2014. No. 3. pp. 653-655. Martyshina E.A. The concept, essence and types of administrative penalties. Togliatti, 2021. 69 p

Salny V.I. Administrative punishment: concept, goals and ways of development // Innovative science. 2023. No.4-2. pp. 99-101.

Theoretical foundations of the formation of the branch of police law: monograph. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.