Борисов А.М. *
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ
Аннотация. Взаимовлияние базисных и надстроечных элементов общественно-экономических формаций приводит к их эволюционным, революционным или контрреволюционным преображениям. Выраженная в Манифесте коммунистической партии 1848 года прогрессивная идеология справедливого переустройства общества как элемент надстройки предусматривала коренное преобразование базиса капиталистической формации, содержанием которого являлась смена частной на общественную форму собственности. Большинство населения России в 1917 году поддержало эти идеи. В статье раскрываются вопросы юридического оформления экономических отношений первого в мире социалистического государства в конституционных актах. Автор анализирует особенности конституционных текстов и делает вывод о том, что основные элементы социально-экономического устройства оставались неизменными в конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов до 1990 года, что в целом обеспечивало прогрессивное развитие российской социалистической государственности.
Ключевые слова: Манифест коммунистической партии, конституционные основы экономики, конституция, общественная собственность, право, социализм, частная собственность, экономическая конституция.
От Манифеста коммунистической партии к Конституции 1918 года
III Всероссийский съезд Советов (далее - Съезд), проходивший 18 января 1918 года определил вектор развития не только отдельной страны -России - в направлении формирования советской власти1, но и всего человечества в направлении строительства системы новых общественно-экономических формационных отношений в мире. Съезд заложил конституционные основы новой модели жизнеустройства человеческой цивилизации, ставшей альтернативой частнособственническим моделям развития.
Делегаты Съезда приняли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (далее - Декларация 1918 года), которую отказались принимать депутаты Учредительного Собрания. Этот политико-правовой акт, написанный лично В.И. Лениным, стал первым в мировой истории конституционным актом, воплощающим в социальную жизнь России призывы Манифеста коммунистической партии (далее - Манифест)
* Борисов Андрей Марксович, кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, [email protected]
1 Шуберт Т.Э. Этапы развития советской государственности 1917-1940 гг. и их оценка в трудах советских учёных-государствоведов // Журнал российского права, 2014. № 7. С. 117-126. С. 117.
К. Маркса2 и Ф. Энгельса, разработанного и изданного за семь десятилетий3 до рассматриваемого эпохального события.
В Манифесте 170 лет назад, после основных политических задач (формирование пролетариата как класса, ниспровержение господства буржуазии и завоевание пролетариатом политической власти4) ставились экономические задачи уничтожения частной собственности, кроме собственности, добытой своим трудом5, упразднения условий порабощения чужого труда и эксплуатации одного индивида другим6, централизации всех орудий производства государством7, что достигалось (кроме политических и организационно-воспитательных мер):
- экспроприацией земельной собственности и обращением земельной ренты на покрытие государственных расходов, увеличением числа государственных фабрик, орудий производства и соединением земледелия с промышленностью;
- одинаковой обязательностью труда для всех;
- централизацией в руках государства кредита (посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией) и всего транспорта;
- высоким прогрессивным налогом8.
Начало практическому воплощению мер, определяемых Манифестом, положил Декрет о земле, принятый на II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября по новому стилю), выразивший требования крестьянских наказов, «сформулированных Советами и земельными комитетами ещё в августе 1917 года»9, и всколыхнувший крестьянскую Россию.
Материальный смысл и жизненное значение данного акта для крестьян Курской губернии раскрывает Г.И. Шмелёв: курское крестьянство было избавлено Декретом о земле «от ежегодных арендных платежей помещикам, составлявшим 14 млн рублей в год»10.
У-й Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 года принял Конституцию Советской Республики, которая вступила в силу 19 июля и стала первой в мире конституцией социалистического уклада общества, давшей абрис модели государственного развития нового формационного типа, основанной на общественной собственности на средства производства
2 Весь текст написан рукой Маркса, первые две строчки рукой Женни Маркс. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. Гос. изд-во полит. лит., 1955. 623 с. С. 441-442.
3 Там же. С. 419.
4 Там же. С. 437-438.
5 Там же. С. 438.
6 Там же. С. 440, 445.
7 Там же. С. 446.
8 Там же. С. 446-447.
9 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2002. - 768 с. С. 543.
10 Шмелёв Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в ХХ веке / Г.И. Шмелёв. М.: Наука, 2000. 255 с. С. 50.
- полной противоположности довлеющему над человечеством буржуазно -феодальному устройству с абсолютным доминированием частной собственности.
Раздел первый (четыре главы, статьи 1 -8) первой российской республиканской конституции повторял основные положения Декларации 1918 года. Какими в этом документе закладывались основы экономики социалистического общества?
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики11 (РСФСР) предусматривала уничтожение эксплуатационных отношений, что обеспечивалось комплексом мер, кардинально изменившим экономические отношения:
- социализация земли путём отмены частной собственности, объявление всего земельного фонда общенародным достоянием, передача земли трудящимся на началах уравнительного землепользования;
- объявление национальным состоянием всех лесов, недр и вод общегосударственного значения, а также всего инвентаря, поместий и сельскохозяйственных предприятий;
- последующий полный переход фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики, организация рабочего контроля в целях обеспечения реальной власти трудящихся;
- переход банков в собственность государства;
- введение трудовой повинности.
Важнейшее значение имели положения о рабочем контроле как элементе формы управления предприятиями.
Политико-экономическое значение имели отказ от признания займов царского правительства и введение всеобщей трудовой повинности12. В частности, были прекращены платежи по внешним государственным займам,
13
«что предотвратило утечку за границу огромных сумм народных средств»13.
Все вышеуказанные положения соответствовали предначертаниям К. Маркса и Ф. Энгельса, за исключением прогрессивного налогообложения.
Особое значение придавалось такой экономической категории как труд: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики.. ,»14.
11 Принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 // Собрание узаконений (СУ) РСФСР, 1918, № 51. Ст. 582 (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).
12 См.: Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 18.02.2018).
13 См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2008. - 720 с. С. 150.
14 Статья 18, глава 5, раздел второй «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 18.02.2018).
Для руководства отдельными отраслями образовывались народные комиссариаты, в том числе Труда, по Финансовым Делам, Торговли и Промышленности, Продовольствия, Государственного Контроля, Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ; на правах народного комиссариата), руководители которых становились членами Совета народных комиссаров (СНК).
К правовым основам конституционной экономики следует отнести положения главы девятой о предметах ведения субъектов осуществления верховной власти - Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК):
- общее руководство всей внешней и внутренней политикой;
- установление и изменение системы мер, весов и денег;
- заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений;
- установление основ и общего плана народного хозяйства, его отраслей;
- утверждение государственного бюджета;
- установление общегосударственных налогов и повинностей.
Предметы ведения областных, губернских, уездных и волостных
органов Советской власти, Советов депутатов определялись самым общим образом с приоритетом проведения в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти (глава двенадцатая).
Предпоследний раздел получил необычное название - «Бюджетное право», и определял задачей финансовой политики предоставление в распоряжение органов Советской власти всех необходимых средств для удовлетворения местных и общегосударственных нужд, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.
Здесь же устанавливалось, что:
- государственные доходы и расходы объединялись в общегосударственном бюджете;
- Всероссийский съезд Советов или ВЦИК Советов устанавливают пределы обложения и определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, которые устанавливают налоги и сборы исключительно на нужды местного хозяйства;
- потребности государства удовлетворяются за счёт средств, отпускаемых из государственного казначейства и ни один расход не может быть произведён без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путём издания особого постановления центральной власти;
- потребности общегосударственного значения на местах также удовлетворяются кредитами из государственного казначейства с участием народных комиссариатов;
- все вышеуказанные кредиты расходуются в пределах смет, составляемых и утверждаемых уполномоченными органами в установленном порядке, по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления ВЦИК и СНК;
- на расходы, не предусмотренные сметами и в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов, а при недостаточности местных средств необходимые пособия или ссуды из средств государственного казначейства разрешаются во ВЦИК и СНК.
Столь детальную регламентацию бюджетных отношений Г.Н. Андреева объясняет тем, что определяемая «схема бюджетного регулирования предполагала значительную централизацию финансов и отражала опасения законодателя относительно правомерности расходования государственных средств»15.
Обращая внимание на некоторую необычность раздела пятого «Бюджетное право» Конституции РСФСР 1918 года, Г.Н. Андреева указывает, что «выделение такого специального раздела... впоследствии в советских конституциях не встречалось»16. В действительности менялось название и содержание аналогичных глав: Конституция 1925 года - Глава седьмая «О бюджетном праве»; Конституция 1937 года - Глава IX «Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; Конституция 1978 года - Глава 20 «Государственный бюджет РСФСР». Таким образом термин «бюджетное право» использован в названиях структурных частей советских конституций дважды - в 1918 и 1925 годах.
Владимир Ильич Ленин, который тщательно просматривал, поправлял и проверял весь текст Конституции 1918 года17, так охарактеризовал её в своём выступлении на VI Всероссийском чрезвычайном съезде Советов: «В мире не бывало таких конституций, как наша»18. Вслед за ним различными авторами неоднократно подчёркивалось, что социалистическая Конституция 1918 года была первой в мире, а потому имеющей всемирное историческое
19
значение19.
Полагаем, что в «активном отрицании и ниспровержении буржуазных ценностей» и «воспроизведении некоторых внешних характерных черт
15 Андреева Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах: Монография / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отд. правоведения; Отв. ред. Садовникова Г.Д. - М., 2015. 210 с. - (Сер. Правоведение). С. 83.
16 Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 82.
17 Румянцева А.С. V Всероссийский Съезд Советов и принятие первой Советской Конституции. Изд-во «Знание». М., 1958. 40 с. С. 23.
18 В.И. Ленин. Соч. Издание четвёртое, т. 28. Июль 1918-март 1919. Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б). Государственное издательство политической литературы, 1950. 510 с. С. 126.
19 Румянцева А.С. Указ. соч. С. 3.
западных конституций»20 заключается не своеобразие рассматриваемого первого акта советского конституционализма, что ставит его в один ряд с иными зарубежными конституциями, а его исключительность в связи с конституированием общественных отношений нового типа, объясняемая последовательным проведением в жизнь программных документов партии победившего большинства и рациональным заимствованием элементов конституционного правотворчества.
Проведение в жизнь новой государственно-экономической организации затруднялось отсутствием опыта в управлении крупными хозяйствами, недостатком кадров хозяйственных руководителей и поэтому, как отмечают Ш.М. Мунчаев и В.М. Устинов, создание социалистического уклада хозяйства потребовало централизованного руководства им со стороны органов советской власти, для чего был создан Высший Совет Народного Хозяйства - первый в истории орган по планированию и ведению социалистического хозяйствования21. «ВСНХ и его органы на местах сыграли огромную роль в проведении национализации промышленности; упорядочения хозяйственной жизни страны; в насаждении и укреплении
новой государственной и трудовой дисциплины; в повышении
22
производительности труда»22.
ВСНХ, действующий в ряду народных комиссариатов и являющийся конституционным элементом организационного обеспечения социалистической экономики, - пример практической реализации конституционного полномочия высших органов государственного управления устанавливать основы и общий план народного хозяйства и его отраслей.
Таким образом можно выделить политико-экономические меры (например, аннулирование займов), организационные установления (формирование управленческой структуры и подходов к государственному управлению экономикой, основанных на планировании), экономические положения (в том числе, установление общественно-государственной собственности на ресурсы и средства производства), финансово-бюджетные принципы (деньги, кредиты, налоги), составившие элементы конституирования экономики Советской России или первую экономическую конституцию социализма.
До июля 1918 года ВЦИК и СНК приняли около 700 правовых актов по
23
различным вопросам внешней и внутренней политики23.
Новые правовые основы конституирования общественно-экономических отношений, провозглашённые в первых декретах (например, о земле, о национализации банков и др.) и в Декларации 1918 года получили правовой механизм реализации в актах ВЦИК и СНК: Декрет СНК «О
20 Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 81.
21 См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Указ. соч. С. 150-151.
22 Там же. С. 151.
23 Исаев И.А. Указ. соч. С. 549.
переходе Невского судостроительного и механического завода в собственность Российской Республики», 12 (25) января; Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов, 21 января (3 февраля); Декрет СНК о конфискации акционерных капиталов бывших частных банков, 23 января (5 февраля); Декрет СНК о национализации торгового флота, 23 января (5 февраля); Основной закон о социализации земли, 19 февраля; Декрет СНК о национализации внешней торговли, 22 апреля; Постановление СНК «О национализации Третьяковской галереи», 3 июня; Декрет СНК «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта», 28 июня; Декрет СНК «О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома, 13 июля и др.24 К маю 1918 года в стране было национализировано около 300 крупных предприятий25.
Так последовательно и без промедлений юридизировалось общенародное достояние (национальное состояние) - природные ресурсы и иное имущество, проходило огосударствление собственности - средства производства, транспорт и банки становились собственностью Советской Республики, придавалось конституционное значение труду.
Важное значение отводилось организации рабочего контроля как форме управления предприятиями.
Один из аспектов строительства экономики был связан с денежным обращением в различных формах, чему уделялось самое серьёзное внимание. В числе первых соответствующих актов - декрет СНК об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций (1921)26, декрет СНК о чеканке золотых червонцев (1922)27, декрет ВЦИК и СНК о валютных операциях (1923)28, постановление СНК о выпуске банковых билетов (1922)29 и др.
Целями вышеуказанных мер признавались устранение стесняющих хозяйственный оборот ограничений, создание устойчивых денег, увеличение оборотных средств Государственного Банка для его коммерческих операций
24 См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Указ. соч. С. 156-158; Библиотека нормативных правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: http://www.libussr.ru/ (дата обращения: 23.02.2018 г.).
25 Румянцева А.С. Указ. соч. С. 8.
26 См.: Законы о деньгах и валютных операциях. Сборник декретов, инструкций, циркуляров и других постановлений / под ред. проф. А.М. Винавера. Изд-во «Право и Жизнь». Москва, 1924. 114 с. С. 3.
27 Там же. С. 7.
28 Там же. С. 14, 51-53.
29 Там же. С. 15-16.
без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков и в интересах оздоровления и урегулирования денежного обращения30.
Некоторые вопросы, освещённые в Конституции 1918 года, вполне могли бы найти отражение в иных нормативных правовых актах - декретах и постановлениях ВЦИК и СНК. Однако на волне формационных преобразований достоинством состоявшегося подхода к организации государственного управления экономикой и финансами является ясность их решения, открытость намерений новой Советской власти и основательность их проработки, а также убедительное декларирование долговременности нового правопорядка.
По мнению Т.Н. Ильиной, основной целью всех вышеуказанных актов «было донести до населения информацию о победе социалистической революции, а также выполнить программные обещания»31. Как отмечает В.М. Сырых, «Положение о ликвидации капиталистических отношений и переводе России на социалистические рельсы полностью соответствовало программным положениям большевиков и легализовывало уже проведенные в этом направлении меры по национализации (социализации) земли и её недр, банков, значительной части заводов и фабрик, отмене сословий и связанных с ними привилегий, отделении церкви от государства. Не осталось конституционной декларацией это положение и в дальнейшем. Через 18 лет Советское государство в новой Конституции торжественно констатировала факт создания социалистического государства рабочих и крестьян, базирующегося на социалистической системе хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства»32.
Принцип прогрессивного налогообложения как одна из мер решения экономических задач, предложенная в Манифесте коммунистической партии, вообще не упоминается в Конституции 1918 года. В стране, при общей затруднённости обложения и за некоторым исключением, продолжалось взимание дореволюционных налогов и сборов, декретировались таможенные сборы, допускались конфискации и чрезвычайные сборы на местах33.
30 Там же. С. 3, 8, 15.
31 Ильина Т.Н. Нормотворчество органов власти Советского государства в первые послереволюционные годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 121.
32 Сырых В.М. Становление основ советского законодательства в 1918-1920-е годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: [Текст]: сб. науч. работ: Вып. 6. 1918 год: Рождение традиции / отв. ред. В.В. Захаров. - Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2013. - 224 с. 181-198 с. С. 182-183.
33 См.: № 71. Декрет о взимании прямых налогов. URL: http://istmat.info/ node/28041 (дата обращения: 12.03.2018); Декрет СНК о таможенных сборах и учреждениях 29 мая 1918 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ DEKRET/ (дата обращения: 13.03.2018); Налоги и налогообложение. 3-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской - СПб: Питер, 2002. - 576 с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»). С. 77; Борисов А.М. Налоговый аппарат Курской губернии после 1917 года // Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики. (Сб. науч. статей межрегион. науч.-практ. конф., 4-й и 5-й сессий пост. действ. науч.-практ. сем).
28
Таким образом, Конституция 1918 года, в отличие от Манифеста, утверждающего прогрессивность налогов, исключала вопросы особенностей практического налогообложения и сборов из сферы конституционного регулирования, относя их к компетенции верховных органов государственной власти, а в случае удовлетворения нужд местного хозяйства, местным Советам.
Конституция РСФСР 1925 года
Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждённая постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года с изменениями и дополнениями от 18 ноября 1926 года34 (шесть редакций), устанавливала следующее:
- труд признаётся обязанностью всех граждан (статья 9);
- вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства (статья 15);
- ведению Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством; установление плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; утверждение бюджета РСФСР, как части единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик (СССР); установление государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, а также заключение внешних и внутренних займов; верховный контроль над государственными доходами и расходами (статья 17);
- непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения СНК, осуществляют, в том числе ВСНХ и народные комиссариаты (статья 37), состав которых претерпел некоторые изменения, как и названия отдельных народных комиссариатов;
- республиканские и местные органы Советской власти имеют своими задачами принятие мер, в том числе к поднятию своих территорий в культурном и хозяйственном отношениях, составлению и утверждению местных бюджетов, проведению в жизнь постановлений соответствующих высших органов Советской власти (статьи 44-48, 64);
- вопросы бюджетного права предполагали объединение всех государственных доходов и расходов в общегосударственном бюджете
КРО РАЮН, КРО РСЮ, филиал НОУ «МИП» в г. Курске, Курск. фил. ОРАГС, ГОУ ВПО ВЗФЭИ Курск. филиал / Под ред. д.п.н. Бондырева В.Е., к.э.н. Дремовой Л.А., к.с.н. Сев-рюковой Г.А., - Курск: ОАО ИПП «Курск», ООО «Учитель», 2006. 252 с. С. 26-37.
34 Сайт Конституции Российской Федерации. Конституции СССР и РСФСР (1918-1978). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 18.02.2018).
29
(статья 76), который входил в единый государственный бюджет СССР (статья 77), рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета в установленном законодательством порядке (статьи 78-82), формирование местных бюджетов (статьи 83-84, 86), утверждение ВЦИКом отчёта по исполнению бюджета (статья 85).
Преемственно заявлялось о том, что новая конституция исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 года.
Сравнивая текст новой конституции, отражающей факты образования Союза Советских Социалистических Республик и принятие в 1924 году Конституции СССР, с Конституцией 1918 года, отметим, что если в первой говорилось о «последующем полном переходе» средств производства в собственность государства, то во второй (статья 15) произошло конституционное оформление этого перехода, обеспеченного правовыми актами ВЦИК и СНК. Обозначался плановый характер экономики и получил дальнейшее развитие бюджетный механизм распределения произведённого в стране общественного продукта.
При неизменности базовых принципов экономической конституции, к её особенностям можно отнести предоставлении местным бюджетам налоговых и неналоговых доходных источников (статья 86), что соответствовало изначальному подходу, выраженному в Конституции 1918 года и обеспечивающему финансовую самостоятельность и развитие местного самоуправления. Впервые появляется ещё один источник государственного и местных бюджетов - неналоговые доходы, что, несомненно, явилось свидетельством развития теории государственных доходов в условиях социалистического уклада хозяйствования и тесной связи между представителями науки (экономической, юридической) и практиками государственного управления.
Эффективность денежного хозяйства союзного государства обеспечивалась напряжённой и оперативной работой по принятию нормативных правовых актов и проведению их в жизнь. Например, Постановление СНК СССР о порядке выкупа советских знаков, стоимость которых не обозначена в твёрдой валюте (1924) имел целями внедрение в оборот твёрдой валюты и минимизацию потерь, которые несут трудящиеся массы и народное хозяйство от обесценивающихся совдензнаков35. В 1924 году была организована скупка серебряных монет старого дореволюционного образца и прекращено их обращение36. Декрет ЦИК и СНК Союза ССР о выпуске государственных казначейских билетов (1924) определял, что, исходя из несомненного роста народного хозяйства необходимо приступить к ряду мер, направленных к созданию устойчивых денег достоинством менее одного червонца, сообразуя размеры выпуска их с
35 Законы о деньгах и валютных операциях. Указ. соч. С. 5.
36 Там же. С. 14-15.
потребностями торгового оборота37. В обращение вводились различные монеты и денежные знаки, золото, серебро, платина, драгоценные камни и иностранная валюта, чеки Государственного Банка и платёжные обязательства Центральной кассы Наркомфина, транспортные сертификаты (заёмные обязательства для увеличения оборотных средств Народного Комиссариата Путей Сообщения), вексели38, что в целом обеспечивало развитие экономики расчётными средствами на всех уровнях хозяйствования.
Нормы Конституции РСФСР 1937 года об основах экономических
отношений
В Конституции РСФСР 1937 года39 (двадцать девять редакций) устанавливалось видоизменённое название государства - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (слова «Советская» и «Социалистическая» поменялись местами), констатировалась ликвидация капиталистической системы хозяйства и уничтожение эксплуатации человека человеком.
Сразу обратим внимание на более высокий уровень научно-теоретической обработки текста Конституции 1937 года.
Из двенадцати статей главы I «Общественное устройство» девять посвящались материальной основе жизни общества, предполагающей различные формы собственности. Устанавливалось, что экономическую основу государства составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (статья 4), социалистическая собственность имеет формы государственной собственности (всенародное достояние), кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) (статья 5).
Государственную собственность (всенародное достояние) составляли земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах (статья 6). Общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций - соответствующие общественные предприятия с их живым и мёртвым инвентарём, постройками, а также производимая продукция.
Признавалась личная собственность в рамках колхозного хозяйства или социалистической системы хозяйства (статья 7), мелкого частного хозяйства
37 Там же. С. 23.
38 Там же. С. 31.
39 Сайт Конституции Российской Федерации. Конституции СССР и РСФСР (1918-1978). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения - 18.02.2018).
31
(статья 9). Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, наряду с правом наследования личной собственности граждан охранялось законом (статья 10).
Важное значение приобретала статья 8, в соответствии с которой земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование или навечно.
Государственный народнохозяйственный план определял хозяйственную жизнь в стране в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъёма материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности (статья 11). В этих положениях мы обнаруживаем целеполагание, связывающее интересы социалистического общества в целом и интересы членов этого общества.
Труд признавался обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина (статья 12).
Глава II «Государственное устройство» относила к ведению РСФСР в лице её высших органов власти и органов государственного управления утверждение народнохозяйственного плана и государственного бюджета, установление государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей, руководство страховым и сберегательным делом, управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населённых мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью, а также иные вопросы (статья 19).
В главе IV «Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» к полномочиям СНК были отнесены, в том числе, принятие мер по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного и местного бюджетов РСФСР (статья 45). Также увеличивалось количество наркоматов экономического блока управления (союзно-республиканские - Пищевой промышленности, Лёгкой промышленности, Лесной промышленности, Земледелия, Зерновых и животноводческих совхозов, Финансов, Внутренней торговли; республиканские - Местной промышленности, Коммунального хозяйства; статьи 54, 55), что определяло конституционные основы развития структуры нижестоящих органов управления и органов местного самоуправления.
В главе IX «Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» бюджетная организация раскрывалась с меньшей степенью конкретизации вопросов технического порядка.
В главе XI «Основные права и обязанности граждан» получили более полное представление экономические права граждан. Например, статья 122 устанавливала, что граждане имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, а также что «право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы». Каждый гражданин обязывался беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся (статья 135).
Таким образом, во-первых, в структуре Конституции 1937 года появилось название главы - «Общественное устройство», проявляющее новый уровень теоретического осмысления проблемы конституирования общественных отношений. Во-вторых, при неизменности исходных принципов социалистической экономики, мы наблюдаем чёткую декомпозицию форм собственности и, соответственно, конституционное закрепление принципа многоукладности экономики, что отражало интересы основной части населения Советской России. Этим же целям служило новое содержание концепта гражданина-хозяина.
Отраслевой подход к построению системы органов управления экономикой сочетался как с элементами централизации управления, так и с элементами союзной организации государства.
Экономическая система в Конституции 1978 года
Одна из констатаций преамбулы, а именно, «Объединение РСФСР с другими советскими республиками в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в осуществлении коренных социально-экономических преобразований»40, по прошествии сорока лет заставляет задуматься над общими итогами формационно-политического реверса России, приведшего к дезинтеграции союзной, ослаблению национальных экономик всех бывших советских республик на фоне глобализационных экономических процессов в мире, научно-технологической изоляции Российской Федерации.
Конституция 1978 года (десять редакций; рассматриваются тексты в редакциях до редакции от 15 декабря 1990 года) структурно и содержательно
40 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
отличается от первых советских конституций. В частности, раздел I получил название «Основы общественного строя и политики РСФСР» и его вторая глава «Экономическая система» закрепляла базовые установления экономических отношений.
Первооснова этих отношений - социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности (абзац 1 статьи 10), которая дополнялась ещё одной формной социалистической собственности - имуществом профсоюзных и иных общественных организаций, необходимым им для осуществления уставных задач (абзац 2 той же статьи), или собственностью общественных организаций. Здесь же обозначалась соответствующая правоохранительная функция государства, которое охраняет социалистическую собственность и создаёт условия для её преумножения (абзац 3), и всеадресное правило - никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях (абзац 4 той же статьи).
В указанных нормах взаимообусловленно устанавливались полномочия представителей власти и постулировались обязывания-запреты для всех граждан, определяющие содержание социалистического правосознания. Анализируемая статья контекстно указывала на то, что общественно-экономический интерес по поводу социалистической собственности служит скрепой народного государства с каждым его гражданином, обеспечивая логически-правовую связь основы экономической системы с правоохранительной и организационно-координационной функциями государства, а также с поведением каждого члена социалистического общества.
Подчёркивалось, что государственная собственность (исключительная - земля, недра, воды, леса; основные средства производства, имущество государственных учреждений и организаций, в том числе банков, основной городской жилищный фонд) - общее достояние всего советского народа и основная форма социалистической собственности (статья 11).
Собственности колхозов, других кооперативных организаций и их объединений посвящалась статья 12, в которой оговаривалось, что:
1) земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование;
2) государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и её сближению с государственной;
3) колхозы и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать её плодородие.
В статье 13 определялось, что основу личной собственности граждан РСФСР (предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения) составляют трудовые доходы, в их пользовании могут находиться участки земли для
ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.
В отношении личной собственности и предметов пользования устанавливались как обязанности государства и колхозов (охрана, содействие), так и обязанности граждан (рационально использовать земельные участки и не использовать имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании, для извлечения нетрудовых доходов, в ущерб интересам общества.
Конституционно-экономическая категория «труд» получила более развёрнутое представление в статье 14: свободный от эксплуатации труд советских людей является источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека, а положение человека в обществе определяется общественно-полезным трудом и его результатами. Задачами государства признавались осуществление контроля за мерой труда и потребления, определение размера налога на доходы, подлежащие налогообложению, и применение комплекса стимулирующих мер для превращения труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
В унисон предшествующим конституциям было сформулировано имеющее доктринально-идеологическое значение положение статьи 15, в котором высшей целью общественного производства при социализме признавалось наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Здесь же обозначалась государственная задача обеспечивать рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Экономика РСФСР признавалась составной частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, руководство ею строилось на плановой основе при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой субъектов хозяйствования (статья 16).
Допускалась в интересах общества индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей (статья 17).
Перспективно-стратегическое наполнение характеризует статью 18: «В интересах настоящего и будущих поколений в РСФСР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и её недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения
воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека
41
среды»41.
Вопросы экономического содержания раскрывались в главе 3 «Социальное развитие и культура» в логической связи с экономической системой, социальной основой и социальными целями РСФСР: стирание различий между умственным и физическим трудом (статья 19), улучшение условий и охраны труда, сокращение, а в дальнейшем и полное вытеснение тяжёлого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства (статья 21), превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального (статья 22), повышение уровня оплаты труда и реальных доходов трудящихся на основе роста производительности труда, создание общественных фондов потребления и справедливое распределение этих фондов (статья 23), развитие системы кооперативных организаций в сфере обслуживания населения (статья 24), внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство в другие сферы жизни (статья 26).
Определённое отражение эти вопросы получили в разделе II «Государство и личность» (статьи 32, статьи 33, 37-39, 41, 42, 44-46, 58, 59, 65). Например, в статье 33 «Женщина и мужчина имеют в РСФСР равные права» указывалось, что соответствующие права женщин обеспечиваются, в том числе специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством. Статья 38 устанавливала, что право на труд обеспечивается социалистической системой хозяйства.
Раздел III «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» содержал нормы, определяющие предметы ведения РСФСР, в том числе:
- проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой РСФСР;
- обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
- разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и утверждение отчётов об их выполнении;
- руководство осуществлением государственных бюджетов автономных республик, бюджетов краёв, областей и городов республиканского подчинения;
- установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета РСФСР;
41 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Там же.
- руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского и республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;
- установление порядка пользования землёй, недрами, лесами и водами;
- руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населённых пунктов, дорожным строительством и транспортом (статья 72).
Создание системы народного контроля в 1965 году предопределило придание его органам, создаваемым Советами народных депутатов, конституционного статуса в Конституции СССР 1977 года и в Конституции РСФСР 1978 года. Последняя в разделе IV «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания» устанавливала соответствующие полномочия советов, в том числе по созданию органов народного контроля, которые сочетали государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях (статья 88).
Полномочиями в сфере экономических отношений наделялись Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР (раздел V «Высшие органы государственной власти и управления РСФСР»), а также высшие органы государственной власти и управления автономных республик, местные органы (разделы VI «Высшие органы государственной власти и управления автономной республики» и VII «Местные органы государственной власти и управления в РСФСР»). В разделе VIII «Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР» более полное раскрытие получили вопросы государственного планирования, тогда как аспекты бюджетных отношений представлялись без прежней конкретики.
Раздел IX «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор» содержал статью 175, в которой устанавливалось, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража.
Конституция 1978 года разрабатывалась на нормативной базе предшествующих конституций, но с учётом достигнутых рубежей социально-экономического развития и международных отношений, как высший политико-правовой акт состоявшейся и самодостаточной социальной системы отношений без акцента на формационном антагонизме.
Одной из особенностей Конституции 1978 года являлось то, что в ней выражалась прочная и развёрнутая во всех социальных аспектах материалистически-правовая основа социалистического общежития. Другая особенность - полномочия государства конкретизировались применительно к каждому элементу конституционной экономической системы. Третья -наличие положений, уточняющих содержание того или иного установления, разъясняющих их значение, обозначающих их связанность с другими
основами общественного строя и выражающих социальные принципы, что делало конституционный текст ясным и понятным для целей формирования социалистического правосознания граждан.
Возвращаясь к Манифесту коммунистической партии 1848 года, отметим, что требование высокого прогрессивного налога было переоценено исходя из реалий и особенностей общественных отношений. Одна из них -доля налогов с населения в государственном бюджете при росте фонда заработной платы не была значительной: 1940 г. - 5,2%, 1960 - 7,3%, 1970 -8,1%, 1980 - 8,1%, 1985 - 7,7%42. Основную долю доходов обеспечивали государственные доходы (преимущественно отчисления от прибыли, налог с оборота и обязательные страховые взносы предприятий). Тем не менее в РСФСР устанавливались необлагаемый минимум и прогрессивная ставка подоходного налога.
В целом, основные элементы общественного устройства экономического содержания в конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов оставались неизменными до конца 1990 года, что обеспечивало экономически-прогрессивное развитие российской социалистической государственности.
Библиографический список:
1. Андреева Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах: Монография / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отд. правоведения; Отв. ред. Садовникова Г.Д. - М., 2015. 210 с. - (Сер. Правоведение).
2. Борисов А.М. Налоговый аппарат Курской губернии после 1917 года // Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики. (Сб. науч. статей межрегион. науч.-практ. конф., 4-й и 5-й сессий пост. действ. науч.-практ. сем). КРО РАЮН, КРО РСЮ, филиал НОУ «МИП» в г. Курске, Курск. фил. ОРАГС, ГОУ ВПО ВЗФЭИ Курск. филиал / Под ред. д.п.н. Бондырева В.Е., к.э.н. Дремовой Л.А., к.с.н. Севрюковой Г.А., - Курск: ОАО ИПП «Курск», ООО «Учитель», 2006. - 252 с.
3. В.И. Ленин. Соч. Издание четвёртое, т. 28. Июль 1918-март 1919. Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б). Государственное издательство политической литературы, 1950. - 510 с.
4. Законы о деньгах и валютных операциях. Сборник декретов, инструкций, циркуляров и других постановлений / под ред. проф. А.М. Винавера. Изд-во «Право и Жизнь». Москва, 1924. - 114 с.
5. Ильина Т.Н. Нормотворчество органов власти Советского государства в первые послереволюционные годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 121-134.
6. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 768 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. Гос. изд-во полит. лит., 1955. - 623 с.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2008. - 720 с.
42 Налоги и налогообложение. 3-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской СПб: Питер, 2002. - 576 с.: ил. (Серия «Учебники для вузов»). С. 83-84.
38
9. Налоги и налогообложение. 3-е изд. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской СПб: Питер, 2002. - 576 с.
10. Румянцева А.С. V Всероссийский Съезд Советов и принятие первой Советской Конституции. М.: Изд-во «Знание», 1958. - 40 с.
11. Сырых В.М. Становление основ советского законодательства в 1918-1920-е годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 181-198.
12. Шмелёв Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в ХХ веке / Г.И. Шмелёв. М.: Наука, 2000. - 255 с.
13. Шуберт Т.Э. Этапы развития советской государственности 1917-1940 гг. и их оценка в трудах советских учёных-государствоведов // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 117-126.