Научная статья на тему 'История развития конституционного права наследования'

История развития конституционного права наследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1230
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / КОНСТИТУЦИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / НАСЛЕДНИКИ / INHERITANCE LAW / CONSTITUTION / PROPERTY / HEIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходырева Екатерина Александровна

В статье раскрываются вопросы становления и развития конституционного права наследования. Не все права, регулируемые отраслевым законодательством, получают закрепление в Основном Законе страны. Однако, согласно части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. К числу основных прав, нашедших отражение в Конституции Российской Федерации, относится право наследования. В связи с этим интересно проследить становление права наследования как конституционного института, проанализировать влияние социально-экономических процессов на вопросы правового регулирования избранного права. Исследованы нормы Конституций СССР и РСФСР в части избранного права. Проведен сравнительный анализ положений указанных актов с существующими правовыми нормами. Без внимания не оставлены вопросы отраслевого закрепления права наследования. По итогам исследования сделан вывод об исторической преемственности конституционных положений о праве наследования и его гарантированности по законодательству Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL LAW OF INHERITANCE

The article covers the formation and development of the constitutional rights of inheritance. Not all rights that are regulated by the sector-specific laws are provided for in the basic Law. However, according to part 1 of article 55 of the Constitution, the enumeration of fundamental rights and freedoms in the Constitution shall not be construed to deny or disparage other universally recognized human and civil rights and freedoms. The fundamental rights embodied in the Constitution of the Russian Federation include the right of inheritance. In this regard, it is interesting to trace the origins of establishment of inheritance rights as a constitutional institution, to analyze the impact of socio-economic processes on the issues of legal regulation of the right favourites. The article presents the list, content and analysis of legal norms on the constitutional law of inheritance. Analysis is made of provisions of the Constitutions of the USSR and the Russian Federation regarding the elected law. A comparison is made of the provisions of those acts with the provisions of the current law. Attention is also given to issues of industry consolidation of the right of inheritance. A conclusion is drawn about the historical continuity of the constitutional provisions on the right of inheritance and its warranty under the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «История развития конституционного права наследования»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

111

УДК 347.65 Е.А. Ходырева

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрываются вопросы становления и развития конституционного права наследования. Не все права, регулируемые отраслевым законодательством, получают закрепление в Основном Законе страны. Однако, согласно части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. К числу основных прав, нашедших отражение в Конституции Российской Федерации, относится право наследования. В связи с этим интересно проследить становление права наследования как конституционного института, проанализировать влияние социально-экономических процессов на вопросы правового регулирования избранного права. Исследованы нормы Конституций СССР и РСФСР в части избранного права. Проведен сравнительный анализ положений указанных актов с существующими правовыми нормами. Без внимания не оставлены вопросы отраслевого закрепления права наследования. По итогам исследования сделан вывод об исторической преемственности конституционных положений о праве наследования и его гарантированности по законодательству Российской Федерации.

Ключевые слова: право наследования, правовые нормы, конституция, собственность, наследники.

В настоящее время в ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) закреплено: «Право наследования гарантируется». Установлению данного положения предшествовал длительный период становления и развития российского законодательства.

В истории развития отечественного законодательства конституционное закрепление права наследования получило не сразу. Это было обусловлено становлением государственности, развитием правовых конструкций. По общепринятому суждению первое изложение обычаев как источников древнейшего права, дошедшее до нас, содержится в Русской Правде. Однако первым по времени памятником, с которого ведет начало история русского наследования, как верно утверждал П.П. Цито-вич, является договор русских с греками (911 г.)1. Русско-византийский договор 911 г. действительно считался древнейшим письменным источником, упоминание о котором содержалось в «Повести временных лет». В основу договоров Руси с Византией были положены законы и обычаи Древней Руси 2, согласно которым жена имела свою, отличную от мужа часть наследства, а родственник умершего приобретал право на часть имущества убийцы. Уже позже более детально и последовательно отношения наследования как основанные на отношениях собственности были отражены в Пространной редакции Русской правды. С течением времени число правовых норм увеличивалось. Развитие наследственного и иного законодательства происходило скачкообразно и связывалось с комплексом разрозненных правовых актов. И вот к началу XIX в. перед государством встала задача по кодификации огромного массива нормативных актов. Деятельность М.М. Сперанского привела к созданию Свода законов Российской империи, просуществовавшего до последних дней Российского имперского государства.

Прообразом конституционных положений можно считать т. 1 гл. 8 «О правахъ и обязанностяхъ россшскихъ подданныхъ» Свода законов Российской империи, где устанавливались основные положения, определяющие (как в современный период) правовой статус российского подданого. Среди них можно было увидеть право на неприкосновенность жилища, право на проведение собраний, свободу вероисповедания и др. В ст. 77 этого же акта устанавливались положения о неприкосновенности собственности. «Принудительное отчуждеше недвижимыхъ имуществъ, когда ше необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, какъ за справедливое и приличное вознаграждеше». Можно увидеть определенное сходство этого положения со ст. 35 Конституции РФ, за исключением п. 4 о гарантированности права наследования. Положения, регламентирующие порядок принятия наследства, основания наследования, отношения раздела и некоторые другие, содер-

1 Цитович П.П. Исходные моменты в истории русского права наследования. Харьков: Университетская типография, 1870. С. 9.

2 Памятники русского права. Вып. 1: Памятники права Киевского государства, Х-Х11в.в. / сост. А.А. Зимин; под ред. С.В. Юшкова. М.: Юрид.лит, 1952 С. 3.

жались в томе X Свода законов Российской империи. В нем был установлен общий порядок наследования и специальный применительно к отдельным объектам или субъектам: при наследовании авторского права, заповедных имений, после монашествующих, ссыльных и т.п. В целом можно отметить, что немаловажное значение в вопросах владения и наследования имели объекты недвижимости.

После революции 1917 г. регулирование наследственных и иных отношений осуществлялось декретами и иными актами, не имеющими централизованного характера. «Значительная часть пробелов советского законодательства преодолевалась с помощью законодательства, принятого до Октябрьского переворота» 3. Но изменение политической ситуации, стремление государства подчинить частную инициативу государственным интересам повлекло издание декрета ВЦИК РСФСР «Об отмене наследования» от 27.04.1918 г. В ст. 1 декрета определялось: «Наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как движимое, так и недвижимое), становится государственным достоянием РСФСР». Согласно положениям декрета, переходить по наследству (как указывалось - в управление и распоряжение) пережившему супругу и ближайшим родственникам могло имущество, движимое и недвижимое стоимостью не свыше 10 тысяч рублей. При превышении установленного минимума имущество переходило в собственность государства, а нуждающиеся нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также супруг умершего мог-

4

ли получать из оставшегося имущества содержание . С помощью этой меры законодатель пытался «разрешать вопросы социального обеспечения»5. «Однако скорее всего декрет не был проведен в жизнь. По крайней мере в бюджетах за 1918-1922 гг. отсутствовал параграф, отражающий доходы, полученные государством от наследования имущества» 6.

Издание 27 апреля 1918 г. декрета во много объясняет отсутствие положений о праве наследования в первой Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. В разд. II гл. 5 «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» нашли отражение некоторые основные права (свободы) и обязанности граждан Республики: свобода вероисповедания, право на выражения своего мнения, право на собрания, шествия и митинги, право на образование и др. Среди них не было права наследования и права собственности, так как основной задачей государства на данном этапе было обращение в государственную собственность ряда объектов права частной собственности. Собственностью государства были признаны значительная часть предприятий. В частной собственности оставались мелкие заводы и фабрики, торговые предприятия, средства производства кустарных промыслов.

Правовое регулирование экономических отношений в этот период заключалось в выработке мер по национализации промышленности, финансов и транспорта. Ускоренными темпами стала проводиться дальнейшая национализация промышленных предприятий. Самостоятельность по-прежнему сохраняли лишь мелкое кустарное и ремесленное производства7.

Годы НЭП привнесли определенное оживление в экономическую жизнь страны. По декрету ВЦИК РСФСР от 22.05.1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» предоставлялось право граждан организовывать промышленные, торговые предприятия, заниматься разрешенными законом профессиями и промыслом. В собственности граждан могло находиться движимое имущество в виде фабрично-заводских, торговых и промышленных предприятий, всякого рода орудия и средства производства, продукты сельскохозяйственного производства и промышленности, товары, не изъятых из частного оборота специальными узаконениями, денежные капиталы, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления (п. 3 декрета). Разрешалось право наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками в пределах общей стоимости наследства 10 тыс. золотых рублей (п. 6).

Период НЭП ознаменовался принятием ГК РСФСР 1922 г. Круг лиц, призываемых к наследованию по закону и завещанию, был ограничен. Ими могли быть только физические лица, круг кото-

3 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: учеб. пос. М., 1999. С. 45.

4 Янушкевич Е.А. Наследование по завещанию предприятия как имущественного комплекса в Российской Федерации: монография. Ижевск,2007. С. 15.

5 Новицкая Т. Отмена наследования в первый год Советской власти // Советская юстиция. 1989. №5. С. 29.

6 Сырых В.М. Указ. соч. С. 52.

7 Ходырева Е.А. Предприятие как объект наследственного правопреемства. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 192 с.

рых прямо устанавливался законом. Право наследовать приобретали дети, внуки, правнуки, переживший супруг, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Выморочное имущество поступало в собственность государства.

Особые правила перехода по наследству касались предметов обычной домашней обстановки и обихода и предприятий (торговых, промышленных, ремесленных заведений). Предметы обычной домашней обстановки и обихода (ст. 421 ГК РСФСР) переходили совместно проживающим наследникам без учета стоимости полученного ими наследственного имущества. В отношении предприятий «на ходу» (ст. 432 ГК РСФСР) при отсутствии наличных наследников суд назначал особо ответственного попечителя по представлению государственного органа, ведающего соответственными предприятиями и заведениями. Кроме того, положениями Декрета ВЦИК от 18.05.1923 г. предусматривалось проведение ряда мер, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования торговых и промышленных предприятий после смерти их владельца (п. 6066) 8. Обеспечить непрерывную деятельность предприятия в случае смерти его владельца должна была и ст.44 Кодекса законов о труде РСФСР, устанавливающая, что переход предприятия от одного владельца к другому не прекращает действия трудового договора9.

Несмотря на включение норм о наследовании в отраслевое законодательство, положений о га-рантированности данного права не содержалось и впоследствии принятых Конституции СССР 1923 г. и Конституции РСФСР 1925 г. В юридической литературе того времени «по государственному праву России проблема прав человека вообще не рассматривалась. Анализ же прав гражданина сопровождался многочисленными оговорками, что свидетельствовало о чисто декларативном характере этих Постановлений»10.

Тем не менее законодательство о наследовании продолжало развиваться. ЦИК СССР Постановлением от 29 января 1926 г. предложил ЦИК союзных республик отменить ограничение по стоимости наследственного имущества. На основании названного Постановления ЦИК и СНК союзных республик были изданы постановления, которыми были отменены или изменены соответствующие статьи гражданских кодексов п. Постановлением ВЦИК от 06.04.1928 г. были внесены изменения по кругу наследников, свободе завещания и ответственности наследников. Так, например, право наследовать и по закону и по завещанию наравне с ранее установленным кругом лиц получили усыновленные с их нисходящими родственниками. Наследниками по завещанию стали признаваться: 1) государство или отдельные его органы, государственные учреждения и предприятия; 2) партийные и профессиональные организации; 3) зарегистрированные в установленном порядке общественные и кооперативные организации при условии вхождения последних в союзную систему соответствующего вида кооперации12.

Принятие данных изменений свидетельствует, что посредством включения в число наследников разнообразных организаций государство осознало значимость получения ими имущества в порядке наследования и изменило отношение к наследованию как к чисто буржуазному, паразитическому для граждан институту.

Как результат, положения о праве собственности и наследовании нашли отражение сначала в Конституции СССР 1936г., а затем и во вновь принятой Конституции РСФСР 1937 г. Гарантирован-ность прав и свобод советского человека по Конституции СССР 1936 г. явилось важной характеристикой правового положения советских граждан. В этом и заключалась «одна из важнейших отличительных особенностей социалистической концепции прав и свобод человека и гражданина» 13.

8 Инструкция о наследственных пошлинах и о наследственных имуществах, переходящих государству. Утв. Декретом ВЦИК от 18.05.1923 г. // СУ РСФСР. 1923. №59. Ст.565.

9 Ходырева Е.А. Предприятие как объект наследственного правопреемства. М.: Норма; ИНФРА-М. 2010. С.21.

10 Киричек Е.В. Этапы конституционного развития прав и свобод человека и гражданина и механизма их обеспечения в России: историографический очерк // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7. С. 44-47 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М.: Статут, 2010. 736 с. // СПС «Консуль-тантПлюс».

12 Об утверждении принятых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, в период с 1 октября 1926 года по 1 марта 1928 года, постановлений об изменении и дополнении Кодексов Р.С.Ф.С.Р. // СУ РСФСР. 1928. № 47. Ст. 355.

13 Киричек Е.В. Указ. соч.

Конституция РСФСР 1937г. закрепила исчерпывающий перечень объектов права собственности, в отношении которых допускалось наследование: трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления и удобства (ст. 10). Интересно отметить три момента: 1) законодатель говорил не о гаран-тированности, а об охране права наследования; 2) право собственности и основанное на нем право наследования было включено не в гл. XI «Основные права и обязанности граждан», а в гл. I «Общественное устройство», так как именно в этой главе отражались положения об экономической основе РСФСР, которую составляли социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства; 3) формулировка ст.10 Конституции «Право личной собственности граждан..., равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом» означала обеспечение государством перехода имущества частного собственника в порядке наследования к его наследникам. Такая смысловая нагрузка не позволяла включать в понятие «право наследования» право наследодателя распорядиться имуществом на случай смерти. Если о праве наследования законодатель упоминал в главе «Общественное устройство», то остальные основные права граждан, а также обязанности получили отражение в гл. IX Конституции. К основным правам были отнесены право на труд, право на отдых, образование, неприкосновенность жилища и др. О гарантированности прав упоминалось применительно не ко всем правам, а лишь к свободе слова, свободе печати, свободе собраний и митингов, свободе уличных шествий и демонстраций.

Отраслевое законодательство о наследовании продолжало совершенствоваться. Ряд изменений были вызваны особыми условиями военного времени (1941-1945 гг.) и «назревшей еще в предшествующий период необходимостью снятия ряда ограничений в наследственном правопреемстве»14. Среди принимаемых в это время нормативных актов наибольшую известность приобретает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.1945г. «О наследниках по закону и по завещанию», который «кардинальным образом изменил институт наследования в советском праве и стал основой для изменения норм наследственного права в союзных республиках, в том числе и РСФСР»15. Этим актом по сути были установлены три очереди наследников. При отсутствии детей, супруга, нетрудоспособных родителей и нетрудоспособных иждивенцев или непринятия ими наследства право наследования приобретали трудоспособные родители, а при их отсутствии - братья и сестры умершего. Впервые была предоставлена свобода завещания в пользу любых лиц, но она могла быть реализована лишь при отсутствии ранее обозначенных наследников.

В дальнейшем Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (далее - Основы) устанавливают основные направления регулирования гражданско-правовых отношений, в том числе наследственных. Они сыграли важную роль в попытке кодификации норм советского гражданского права. Законодательству союзных республик разрешалось установление последующих (после первой) очередей наследников по закону (ст.118 Основ). На базе Основ вскоре принимается ГК РСФСР 1964 г., просуществовавший с некоторыми изменениями до введения в действие ч. 3 ГК РФ (до 01.03.2002 г.). Количество статей с девятнадцати (ст. 416-435 ГК РСФСР 1922 г.) увеличилось до тридцати четырех (ст. 527-561 ГК РСФСР 1964 г.) Некоторые положения о наследовании по ГК РСФСР 1964 г. носили преемственный характер (например, нормы об основаниях наследования, нотариальном оформлении завещания, исполнении завещания, ответственности наследников), другие были существенно изменены (например, по кругу наследников как по закону, так и по завещанию, по способам принятия наследства, по делению наследников на присутствующих и отсутствующих), а некоторые появились вновь (в частности, нормы о недостойных наследниках, праве на обязательную долю, завещаниях, приравненных к нотариально удостоверенным).

Вслед за Конституцией РСФСР 1937 г. положения о праве собственности и наследовании получают отражение в Конституции РСФСР 1978 г. Принятию Конституции РСФСР предшествовало принятие Конституции СССР 1977 г. С ее принятием «понятие прав человека вошло в советское государственное право» 16. В ст. 11 Конституции СССР устанавливалось: «Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом». В первоначальной редакции Конституции РСФСР 1978 г. по-прежнему перечислялись объекты личной собственности граждан, образованные

14 Демичев А.А., Моисеев А.Б. Развитие советского наследственного права в период Великой Отечественной войны // История государства и права. 2010. № 9. С. 36-41. СПС «КонсультантПлюс».

15 Демичев А.А., Моисеев А.Б. Указ.соч.

16 Киричек Е.В. Указ.соч.

за счет трудовых доходов граждан РСФСР. Собственность граждан и право ее наследования охранялись государством (ст. 13 Конституции). Как и в Конституции РСФСР 1937 г., в понятие «право наследования» включалось не право наследодателя распорядиться имуществом на случай смерти, а возможность получить объекты личной собственности гражданина в порядке наследования. Положения о праве собственности и праве наследования закреплялись в главе об экономической системе РСФСР. Остальные права, свободы и обязанности граждан были определены в гл. 6 (вместо имевшейся в ранее принятой Конституции РСФСР 1937 г. гл. IX). Структурное перемещение главы об основных правах подчеркивает их значимость. Определяется законодателем правовая природа обозначенных прав: социально-экономические, политические, личные (ст. 37 Конституции РСФСР 1978 г.). Права человека, их виды и содержание все чаще становятся предметом теоретических исследований.

В результате экономических преобразований в начале 90-х гг.ХХ в. у граждан появляется гарантированная Основным Законом возможность обладать имуществом, приобретенным не только за счет трудовых доходов от участия в общественном производстве, но и от ведения собственного хозяйства, иных доходов, полученных в порядке и на условиях, не противоречащих закону (ст. 13 Конституции). К этому же времени можно приурочить изменение концептуальной политики государства. Положения о праве граждан на имущество и о гарантированности перехода имущества по наследству содержались не только в разд. 1 «Основы общественного строя и политики Российской Федерации», но и впервые были включены в разд. II «Государство и личность» гл. 5 «Права и свободы человека и гражданина»17.

Но раздел «Государство и личность» не остается неизменным. Он существенно изменяется после принятия Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека, а затем и принятия Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина. Однако можно заметить некую текстуальную разницу. Если в ст. 13 Конституции использовалась формулировка «собственность граждан (выделено мною. - Е.Х.) и право ее наследования охраняются государством», то в ст. 52 Конституции устанавливалось право каждого (а не только гражданина) быть собственником, равно как и право наследования гарантировалось законом безотносительно к субъектному составу. Если в качестве возражения принять довод о том, что гл. 5 разд. II Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина, а не каких-либо иных субъектов права, то предложенное нами смысловое расхождение ст. 13 и ст. 52 Конституции не значимо. Однако заметим, что в ст. 52 Конституции содержится немаловажная фраза: «каждый имеет

право быть собственником......как индивидуально, так и совместно с другими лицами». В этом же

абзаце содержится фраза «право наследования гарантируется законом». Значит, гарантируется оно как индивидуальному, так и иному собственнику. Тем самым содержание данного права охватывает собой не правомочия собственника по определению судьбы имущества на случай смерти, а право лица унаследовать имущество, получить его в порядке универсального наследственного правопреемства.

Дальнейшие экономические и политические преобразования стали основой для принятия в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации. Часть 4 ст. 35 Конституции, устанавливающая «Право наследования гарантируется», размещена в разд. 1 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и структурно привязана к праву частной собственности.

Таким образом, право наследования впервые получило закрепление на конституционном уровне в Основном Законе СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г. Существующие положения ч. 4 ст. 35 Конституции России являются исторически преемственными, закрепляют связь права наследования с отношениями собственности. Выяснению вопросов современного правового регулирования конституционного права наследования будет посвящена уже другая работа.

Поступила в редакцию 12.08.16

17 Закон РФ от 21.04.1992 № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183094/ (дата обращения: 10.08.2016).

E.A. Khodyreva

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL LAW OF INHERITANCE

The article covers the formation and development of the constitutional rights of inheritance. Not all rights that are regulated by the sector-specific laws are provided for in the basic Law. However, according to part 1 of article 55 of the Constitution, the enumeration of fundamental rights and freedoms in the Constitution shall not be construed to deny or disparage other universally recognized human and civil rights and freedoms. The fundamental rights embodied in the Constitution of the Russian Federation include the right of inheritance. In this regard, it is interesting to trace the origins of establishment of inheritance rights as a constitutional institution, to analyze the impact of socio-economic processes on the issues of legal regulation of the right favourites. The article presents the list, content and analysis of legal norms on the constitutional law of inheritance. Analysis is made of provisions of the Constitutions of the USSR and the Russian Federation regarding the elected law. A comparison is made of the provisions of those acts with the provisions of the current law. Attention is also given to issues of industry consolidation of the right of inheritance. A conclusion is drawn about the historical continuity of the constitutional provisions on the right of inheritance and its warranty under the legislation of the Russian Federation.

Keywords: inheritance law, Constitution, property, heirs.

Ходырева Екатерина Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Khodyreva E.A.,

Candidate of Law, Associate Professor

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.