Научная статья на тему 'Конституционные права в сфере труда и их законодательное регулирование (1917-1940 гг. )'

Конституционные права в сфере труда и их законодательное регулирование (1917-1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1756
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА В СФЕРЕ ТРУДА / CONSTITUTIONAL LAWS RIGHTS IN SPHERE OF LABOR / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 Г / КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г / THE CONSTITUTION OF THE USSR 1924 / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1925 Г / THE CONSTITUTION OF RSFSR 1925 / КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 Г / THE CONSTITUTION OF THE USSR 1936 / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1937 Г / THE CONSTITUTION OF RSFSR 1937 / КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ 1918 Г / КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РСФСР 1922 Г / ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ / MILITARY COMMUNISM / ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ / LABOR SERVICE / НЭП / NEW ECONOMIC POLICY / ПРАВО НА ТРУД / RIGHT TO WORK / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / EMPLOYMENT CONTRACT / THE CONSTITUTION OF RSFSR 1918 / THE LABOR CODE OF 1918 / THE LABOR CODE OF RSFSR 1922Г

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзарасов Марат Эльбрусович

Статья посвящена исследованию конституционных прав в сфере труда и их законодательному регулированию в 1917-1940 гг., значительное внимание уделено конституционно-правовым позициям и идеям ученых в рассматриваемой сфере. Анализируются положения Конституции РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г., Кодекс законов о труде 1918 г., Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г., а также принятое в их развитие законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional rights in sphere of labor and their legislative adjustment (1917-1940)

The article is devoted research of constitutional laws in sphere of work and to their legislative adjustment in 1917-1940, the considerable attention is given constitutionally-legal positions and ideas of scientists in considered sphere. Studied the Constitution of the RSFSR 1918, USSR Constitution of 1924, Constitution of the RSFSR 1925, USSR Constitution of 1936, Constitution of the RSFSR 1937, the Labour Code of 1918, Labor Code of the RSFSR 1922, adopted in their development legislation and other legal acts.

Текст научной работы на тему «Конституционные права в сфере труда и их законодательное регулирование (1917-1940 гг. )»

М.Э. Дзарасов*

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА В СФЕРЕ ТРУДА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (1917-1940 гг.)**

Конституция как нормативный правовой акт высшей юридической силы государства, закладывающий основу всего национального законодательства, содержит ряд принципов, прав и свобод, имеющих важнейшее значение для различных видов общественных отношений, в том числе отношений в сфере труда.

В России в 1917-1940 гг. правовое регулирование отношений в данной сфере формировалось под влиянием не только экономических, но в значительной мере политико-идеологических причин, что и предопределило содержание настоящей статьи.

Механизм системы государственного воздействия на трудовые правоотношения в рассматриваемый период, как пишет И.А. Гордеев, интересен тем, что в Советском Союзе отношения между работником и работодателем базировались на административно-командной системе в течение достаточно длительного времени1. З.Р. Теттенборн еще вначале 1920-х гг. писала: «Главная и самая поразительная особенность организации труда в советском строе - это то, что труд перестал быть наемным. Советская Россия не знает ни свободного договора найма, ни всех взаимосвязанных с этим понятием правоотношений... Рабочие и служащие работают не потому, что они наняты, но потому, что государство обязывает их трудиться»2. Даже в период нэпа трудовые отношения на частных предприятиях, основанные на до-

Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 10-03-00031а «Конституционно-правовые позиции, идеи периода социализма (1945-1991 гг.)».

1 См.: Гордеев И.А. История становления и развития советского трудового права (1917-1941 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2002. С. 11.

2 Теттенборн З. Советское законодательство о труде. М., 1920. С. 32.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 3/2011

говорных началах, рассматривались как пережиток отмирающих капиталистических отношений.

После установления советской власти постановлением Наркомтруда от 29 октября 1917 г. о восьмичасовом рабочем дне были узаконены право граждан на труд, а также их обязанность трудиться3. 11 декабря 1917 г. было принято Положение о страховании на случай безработицы4. 31 декабря 1917 г. была введена обязательная трудовая повинность по очистке железнодорожных путей и улиц городов от снежных заносов для населения, проживавшего на расстоянии не далее 10 верст от железной дороги. Однако никаких санкций за уклонение от этой повинности не предусматривалось5. В соответствии с Декретом СНК от 31 января 1918 г. «О биржах труда»6 создавались местные и областные биржи труда. Их целями являлись: учет и планомерное распределение рабочей силы во всех отраслях народного хозяйства; упорядочение спроса и предложения труда; контроль безработных, получающих пособия. Эти и другие аналогичные нормативные правовые акты имели конституционное значение.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 г.7, стала важнейшим конституционным законом Советского государства, а впоследствии вошла в Конституцию РСФСР 1918 г. как ее неотъемлемая составная часть. Принятие Декларации знаменовало собой особый этап развития конституционного законодательства Советской России. Декларация подтвердила наиболее важные декреты советской власти, принятые до января 1918 г., отразила такие основополагающие вопросы, как национализация земли, промышленности, переход банков в собственность государства, всеобщая трудовая повинность.

3 СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.

4 СУ РСФСР. 1917. № 8. Ст. 111.

5 См.: Сборник законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. Вып. 1. М., 1918. С. 115.

6 СУ РСФСР. 1918. № 21. Ст. 319.

7 СУ РСФСР. 1918. № 15. Ст. 215.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР8. 26 июля 1918 г. на митинге в Пресненском районе Москвы В.И. Ленин охарактеризовал ее так: «Все существовавшие до сих пор конституции стояли на страже интересов господствующих классов. И только одна Советская Конституция служит и будет постоянно служить трудящимся и является могучим орудием в борьбе за осуществление социализ-ма»9. П. Стучка, отвечая на вопрос о характере Конституции РСФСР, писал, что это конституция диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, конституция Гражданской войны, которая призывает к борьбе за социалистическую Республику, и лозунг ее: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»10.

Конституция РСФСР 1918 г. впервые на конституционном уровне закрепила обязанность всех граждан трудиться: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг «Не трудящийся да не ест» (ст. 18). Содержание Конституции отражало особенности социального и экономического состояния общества и соответствовало программным установкам большевиков. Основная задача первой советской Конституции, рассчитанной на переходный от капитализма к социализму период, как отмечал И.В. Сталин, состоит «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализ-ма...»11.

Более подробно права и обязанности в сфере труда регламентировались в Кодексе законов о труде 1918 г., устанавливавшем, что трудовая повинность - это обязанность трудоспособных граждан России в возрасте от 16 до 50 лет заниматься

8 СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

9 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 535.

10 См.: Стучка П. Конституция РСФСРеспублики. М.; Пг., 1919. С. 17.

11 Цит. по: Конституция и конституционные акты РСФСР (1918-1938). Сб. документов / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1940. С. 5.

общественно-полезным трудом12. Считалось, что рабочие как самый сознательный общественный класс должны сознательно и добровольно трудиться для построения социализма. Однако расчет на сознательность рабочего класса не оправдался, и в апреле 1919 г. СНК утвердил декрет о запрещении приема на службу при переходе в другое учреждение без согласия руководителя ведомства прежней службы13.

В условиях экономического кризиса, переживаемого страной, и широкомасштабной борьбы с капиталом требовалось принятие чрезвычайных мер. Эти цели преследовало введение в 1918 г. «военного коммунизма». Характерными чертами политики «военного коммунизма» являлись: национализация всей промышленности; сверхцентрализация управления экономикой; запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений; продразверстка; натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатность коммунальных услуг; уравнительная оплата труда рабочих и служащих; всеобщая трудовая повин-

14

ность .

И.С. Войтинский выделял четыре характерные черты правового регулирования труда в этот период:

«а) полное господство принуждения в области привлечения к труду и распределения рабочей силы (трудовая повинность);

б) централизованное регулирование условий труда (закрепление в законодательном порядке единообразия условий труда);

в) признание за профсоюзами самостоятельной роли в регулировании труда (тенденция к огосударствлению профсоюзов);

г) широкое допущение в условиях гражданской войны отступлений от основных норм охраны труда, закрепленных в КЗоТ 1918 г.»15.

Таким образом, политика «военного коммунизма» заключалась в том, что вводились: трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а с 1919 г. для всего

12 СУ РСФСР. 1918. № 87-88. Ст. 905.

13 См.: ГА РФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 35. Л. 1.

14 См.: Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М., 2008. С. 439-440.

15 Войтинский И.С. Трудовое право. М.; Л., 1925. С. 31.

130

населения в возрасте с 16 до 50 лет труд стал обязательным и принудительным; трудовые книжки для избежания текучести кадров; принудительная мобилизация трудовых ресурсов в форме трудовых армий, направляемых для восстановления транспорта, на строительные работы и др. (милитаризация труда); уравнительная система оплаты труда рабочих, что порождало у них иллюзию социального равенства; вместо денег выдавались продукты и другие предметы потребления (натурализация оплаты труда); бесплатное предоставление населению жилья, топлива, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

Обязанность трудиться нередко порождала возможность реализации других конституционных прав граждан. Так, в соответствии с Декретом от 5 октября 1918 г. вводились трудовые книжки, в которых ежемесячно делались отметки о выполняемой работе. Трудовая книжка была признана единственным документом, удостоверяющим личность. Только она давала право на получение продовольственных карточек. Кроме того, только при наличии трудовой книжки граждане имели право переезда как по территории России, так и в пределах каждого отдельного поселения. Декретом СНК от 31 октября 1918 г. было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», предусматривавшее распространение социального обеспечения на случаи: а) оказания всех видов врачебной, лекарственной и т.п. помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам; б) временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности независимо от причины, ее вызвавшей (общие заболевания, увечья и т.п.); в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.п.; г) утраты средств к существованию вследствие безработицы, происшедшей не по вине безработного16.

К весне 1921 г. большевики утратили надежду на скорую мировую революцию и помощь европейского пролетариата. Кроме того, стало очевидным, что политика «военного комму-

16 СУ РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906.

низма» 1918-1920 гг. не способна обеспечить решение экономических проблем, порожденных Первой мировой и Гражданской войнами, восстановление промышленности. Новые условия требовали пересмотра экономической политики советского государства.

Как отмечал В.И. Ленин, только удовлетворение требований народа может спасти власть большевиков. Он подчеркивал, что «военный коммунизм» не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой»17. В ноябре 1920 г., выступая на Московской губернской конференции РКП(б), В.И. Ленин заявлял: «Мы отвоевали себе условия, при которых можем существовать рядом с капиталистическими державами, вынужденными теперь вступить в торговые отношения с нами»18.

На X съезде РКП(б) было принято решение о переходе от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике - нэпу. Это означало переосмысление самой концепции перехода страны от капитализма к социализму, смену формы, модели социалистического строительства.

В соответствии с решениями съезда были разработаны и приняты законодательные акты, которые определили правовые основы новой политики. С переходом к нэпу стало меняться отношение советской власти и к праву, так как без укрепления законности немыслимо стабильное развитие экономики и установление внешнеэкономических связей. Характерной чертой нового этапа, как отмечал В.М. Курицын, было значительное расширение рамок правового регулирования общественных отношений. В новых условиях основным методом проведения политики партии и советского государства становится законодательство. Поэтому возникла необходимость в детальном правовом регулировании и кодификации права19. Для укрепления законности требовалось не только реформирование соответству-

17 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 220.

18 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 22.

19 См.: Курицын В.М. Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972. С. 17.

132

ющих государственных органов, но и прежде всего совершенствование действующего и создание нового законодательства.

В решении XI конференции РКП (б), состоявшейся в декабре 1921 г., об очередных задачах партии в связи с восстановлением хозяйства указывалось, что необходимо установить во всех областях жизни строгие начала революционной законности, выразить в законе и защитить в судебном порядке новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, поднять на соответствующий уровень работу судебных учреждений Советской Рес-публики20. Эта идея была закреплена в постановлении о предварительных итогах новой экономической политики в промышленности от 31 декабря 1921 г., принятом IX Всероссийском съездом Советов21.

Переход к нэпу требовал также изменения трудового законодательства, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость и возможность привлечения населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Был взят курс на добровольное привлечение рабочей силы в народное хозяйство. В соответствии с идеей господства пролетариата в социальной системе непрерывно расширялся комплекс льгот для рабочих государственных предприятий, большое значение придавалось производственным соревнованиям, ставшим важным фактором мотивации труда. Декрет СНК РСФСР от 3 ноября 1921 г. «Об освобождении работников

государственных учреждений, предприятий и хозяйств от при-

22

влечения к периодическим повинностям» допускал использование трудовой повинности лишь в случае стихийного бедствия. Тем же Декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях.

20 См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. М., 1967. С. 260.

21 См.: СУ РСФСР. 1922. № 4. Ст. 43.

22 СУ РСФСР. 1921. № 74. Ст. 607.

9 ноября 1922 г. ВЦИК принял новый Кодекс законов о труде РСФСР23. Законодателем была сделана попытка сформировать трудовое право, призванное функционировать в условиях государственного социализма с жестко регулируемой рыночной экономикой, трудовое право с оптимальным с точки зрения правящей партии сочетанием публично-правовых и частноправовых начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и по-

24

слереволюционный .

КЗоТ РСФСР состоял из общей части и 16 разделов, регулирующих весь комплекс отношений, связанных с реализацией трудовых прав граждан РСФСР: 1) о порядке найма и предоставления рабочей силы; 2) о порядке привлечения к трудовой повинности; 3 ) о коллективных договорах; 4) о трудовом договоре; 5) о правилах внутреннего трудового распорядка; 6) о нормах выработки; 7) вознаграждение за труд; 8) гарантии и компенсации; 9) рабочее время; 10) время отдыха; 11) об ученичестве; 12) труд женщин и несовершеннолетних; 13) охрана труда; 14) о профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах; 15) об органах по разрешению конфликтов по рассмотрению дел по нарушению законов о труде; 16) о социальном страховании.

В основу трудовых отношений был положен свободный наем рабочей силы. Условия найма рабочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем - органом управления предприятием, организацией, учреждением. При этом специально оговаривалось, что всякие условия договора, ухудшающие положение работника по сравнению с установленными законами о труде, а также коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, являются недействительными. КЗоТ РСФСР предусматривал возможность расторжения трудового договора по инициативе как работника, так и нанимателя и устанавливал исчер-

23 СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

24 См.: Гордеев ИА. Указ. соч. С. 106.

134

пывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе работодателя.

Именно Кодекс 1922 г., как указывал И.Я. Киселев, заложил основы действующего в настоящее время российского трудового права, стал отправной точкой дальнейшего развития трудового за-конодательства25.

В развитие положений КЗоТ РСФСР был принят ряд нормативных правовых актов об условиях труда отдельных категорий работников, отпусках, командировках, ученичестве и др. (в частности, постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 14 января 1927 г. «Об условиях труда временных рабочих и служащих»26, постановление СНК СССР от 11 марта 1933 г. «Об упорядочении совместительства»27 и др.).

Следует отметить и роль Наркомтруда, на который было возложено регулирование условий труда на территории страны. С введением нэпа к его компетенции были отнесены регулирование заработной платы, охрана и рынки труда, тарифно-конфликтные дела, распоряжение общесоюзными фондами социального страхования, наблюдение за единообразным применением законодательства о труде и др.

При исследовании прав в сфере труда весьма важными представляются положения Конституции СССР 1924 г. Как отмечал И.В. Сталин, она была утверждена в первый период нэпа, «когда советская власть допустила некоторое оживление капитализма при всемерном развитии социализма, когда она рассчитывала на то, чтобы в ходе соревнования двух систем хозяйства, капиталистической и социалистической, организовать перевес социалистической системы над капиталистической»28. А.Я. Вышинский считал, что Конституция полностью отражала экономику страны в тот период и должна была стать «мощным рычагом в борьбе пролетарской диктатуры за единую социалистическую систему хозяй-

25 См.: Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: Учеб. пособие. М., 2001. С. 171.

26 СЗ СССР. 1927. № 9. Ст. 80.

27 СЗ СССР. 1933. № 19. Ст. 110.

28 Сталин И.В. О проекте Конституции Союза ССР. М., 1936. С. 7.

ства»29. Он же отмечал, что основная задача заключалась в том, чтобы в ходе соревнования капитализма с социализмом добиться полной победы социалистической системы хозяйства и лик-

30

видации капиталистических элементов .

Следует отметить, что в основе образования СССР лежали объективные экономические причины. Согласно второй Программе РКП(б) экономические задачи государства в период перехода от войны к мирному строительству состояли в создании планового социалистического хозяйства на основе восстановления народного хозяйства, обеспечении роста благосостояния трудящихся. Без объединения в единое государство было трудно добиться единства экономической деятельности республик, так как отсутствовали общие планирующие и хозяйственные органы, невозможно было решать неотложные задачи восстановления и развития народного хозяйства без общегосударственного хозяйственного плана. В связи с этим важнейшее значение имели положения ст. 1 Конституции СССР 1924 г., согласно которой к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов относилось установление основных законов о труде.

Конституция СССР явилась «законодательным закреплением новых общественных отношений», нового реального соотношения сил в нашей стране и новых взаимоотношений между народами Советского Союза31. Характерной чертой развития союзного государства после ее принятия явилось усиление централизации, расширение компетенции союзных органов власти.

Изменения в экономической и общественно-политической жизни и во взаимоотношениях народов Союза ССР обусловили необходимость изменения Конституции СССР 1924 г. и конституций союзных республик, принятых в 1925-1927 гг. Грандиозные изменения произошли, как отмечал В.М. Молотов, и в классовом составе населения страны. Так, численность рабочих и служащих в 1928 г. составляла 26 млн 343 тыс., в 1934 г. -47 млн 118 тыс.; колхозников в 1928 г. - 4 млн 406 тыс.,

29 Вышинский А.Я. К истории советской конституции. М., 1937. С. 24.

30 См.: там же. С. 24.

31 См.: Советское государство и право. 1956. № 10. С. 33.

136

в 1934 г. - 77 млн 37 тыс.; численность буржуазии, крупной и мелкой, включая так называемых кулаков, снизилась с 6 млн 801 тыс. в 1928 г. до 174 тыс. в 1934 г. (что составляло 0,1% всего населения). Производственные фонды социалистического сектора за этот период изменились с 48 до 95,8%, фонды капиталистического сектора, наоборот, упали с 6,5 до 0,09%, а мелкого частного производства - с 44,7 до 4,1%32.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. Ее текст в значительной степени был аналогичен тексту Конституции РСФСР 1918 г., но имелись и определенные новеллы. Применительно к рассматриваемым вопросам, например, вместо прежних раздела первого (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа) и раздела второго (Общие положения) она имела один раздел (разд. I «Общие положения»), представленный главой первой. В ст. 1 закреплялось, что Конституция исходит из Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма.

При подготовке текста новой Конституции наиболее сложным оказался вопрос о Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Как отмечал А. Турубинер, при всем своем исключительном значении она уже «совершенно не соответствовала почти во всех статьях современному положению. Целый ряд пунктов ее, начиная с того же рабочего контроля, продолжая всеобщей трудовой повинностью и кончая аннулированием всех займов и переходом в собственность всех банков -

33

устарел» .

Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. предусматривали право автономных республик иметь свои конституции. Анализ проектов конституций автономных республик позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемой нами ча-

32 См.: Отчетный доклад В.М. Молотова на VII Всесоюзном съезде Советов // Правда. 1935. 29 янв.

33 Турубинер А. Конституция РССР 1925 года // Советское право. 1925. № 6. С. 16.

сти они содержали положения, сходные с конституциями СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. Так, в проекте Конституции Автономной Татарской Социалистической Советской Республики, принятом на совещании представителей автономных республик в комиссии ВЦИК 9 января 1926 г.34, указывалось, что Конституция исходила из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском съезде Советов, и основных начал Конституции РСФСР и имела своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти (ст. 2 проекта Конституции Автономной Татарской Социалистической Советской Республики). В ст. 8 говорилось, что Татарская Социалистическая Советская Республика признавала труд обязанностью всех граждан Республики.

К 1936 г. многоукладность советской экономики была ликвидирована. Удельный вес социалистического хозяйства составлял в валовой продукции всей промышленности 99,8%, сельского хозяйства 97,7% и 100% в розничном обороте торговых предприятий.

Значительные изменения в социальном составе населения страны, рост общественной социалистической собственности, рост международного авторитета и влияния нашего государства - все это требовалось зафиксировать в конституционном законодательстве.

Конституция СССР 1936 г. представляла собой правовую основу всей государственной и общественной жизни. Она регулировала важнейшие общественные отношения, которые, в свою очередь, предопределили производные от них отношения, что не исключало, более того, предполагало конкретизацию и развитие положений Конституции в текущем законодательстве. Применительно к правовому регулированию социальных и экономических отношений в нашей стране того периода следует отметить,

34 См.: Проект Конституции Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Казань, 1926. 138

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что конституционные положения были в значительной степени развиты и дополнены действовавшим в то время отраслевым законодательством.

Отличительной особенностью Конституции СССР 1936 г. стало включение в нее гл. X «Основные права и обязанности граждан», которая содержала новые по сравнению с ранее действовавшими конституциями демократические нормы. В данной главе, содержавшей 16 статей, закреплялась система социально-экономических, политических и личных прав и свобод, а также обязанности граждан.

В Конституцию СССР 1936 г. были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Однако это не было простым воспроизведением: в условиях построения социалистического общества эти права и свободы наполнялись более богатым материальным содержанием. Прежде всего следует сказать о праве на труд. Согласно ст. 118 Конституции граждане имели право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Это право было зафиксировано также и в конституциях союзных республик, в частности в Конституции РСФСР 1937 г. Граждане РСФСР имели право на труд, под которым понималось право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством (ч. 1 ст. 122 Конституции РСФСР). В ч. 2 указанной статьи говорилось о гарантиях этого права; оно обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Особо следует отметить, что согласно ст. 12 Конституции РСФСР труд являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Интересна в связи с этим точка зрения И.В. Сталина, который говорил: «Основным принципом этой фазы коммунизма является, как известно, формула: «от каждого по его способностям, каждому по его труду». Должна ли наша Конституция отразить этот факт, факт завоевания социализма? Должна ли она базироваться на этом завоевании? Без-

условно должна. Должна, так как социализм для СССР есть то, что уже добыто и завоевано»35. Как отмечал А.Я. Вышинский, право на труд есть основа основ прав и свобод советского гражданина, закрепленное в Конституции СССР право на труд гарантирует работу - источник зажиточного и культурного существования - всем рабочим, крестьянам и интеллигенции36. Установление права на труд - это «громадный шаг вперед по сравнению с Конституцией 1918 г., которая не могла гарантировать право на труд в связи с войной, хозяйственной разрухой, безра-ботицей»37. Ничего не говорилось об этом и в Конституции СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г. провозглашала в ст. 119 право на отдых, которое неразрывно связано с правом на труд. Оно обеспечивалось для рабочих и служащих установлением семичасового рабочего дня и ежегодных отпусков с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. В Основной закон СССР была включена ст. 120, которая гласила: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Это обеспечивалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением им в пользование широкой сети курортов. Так, с 1936 г. профсоюзными домами отдыха и санаториями было охвачено 1 млн 957 тыс. человек (в 1930 - 601 тыс. человек). Кроме того, по сети Наркомздрава этими видами учреждений отдыха и профилактического лечения охватывалось 900 тыс. человек38.

Как отмечает Е.А. Лукашева, закреплялась система социально-экономических прав граждан с соответствующими гаран-

35 Сталин И.В. Доклад о проекте Конституции СССР. М., 1936. С. 17.

36 См.: Советское государственное право: Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 508, 511.

37 Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской конституции. М., 1982. С. 183.

38 См.: Шверник Н. Социализм и право на труд // Большевик. 1936. № 16. С. 44.

тиями: на труд с обеспечением работой (ст. 118), на отдых с установлением семичасового рабочего дня (ст. 119), на материальное обеспечение в старости и болезни с бесплатной медицинской помощью (ст. 120) и т.д. Установление таких гарантий оказало большое влияние на дальнейшее становление прав «второго поколения» в других государствах. Получили развитие тенденции к выравниванию социального положения разных слоев населения, перспективные идеи, связанные с возрастанием социальной функции государства (буржуазная теория государства всеобщего благоденствия), с расширением социальных программ, устранением несправедливости, порождаемой рыночными отношениями39. Следует подчеркнуть и то, что СССР в то время являлся единственной страной в мире, в которой все рабочие и служащие были охвачены социальным страхованием за счет государства.

Отметим, что в конституциях (основных законах) республик в составе РСФСР положения, регулирующие экономические и социальные отношения соответствовали закрепленным в Конституции РСФСР, причем идентичными были не только содержание, но и формулировки. Например, в ст. 85 Конституции Бурят-Монгольской АССР40 провозглашалось, что граждане республики имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, которое обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

39 См.: ЛукашеваЕ.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 17.

40 См.: Конституция (Основной закон) РСФСР. Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР. М., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.