Научная статья на тему 'Развитие конституционного права на труд в РСФСР'

Развитие конституционного права на труд в РСФСР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5097
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД / ОБЯЗАННОСТЬ ТРУДИТЬСЯ / КОНСТИТУЦИИ РСФСР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпушкин Алексей Валентинович

В статье рассматриваются вопросы конституционного закрепления в РСФСР прав в сфере труда, степень его соответствия фактическому положению трудящихся в исследуемый период. Дается оценка причинам, обусловившим именно такое закрепление данных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие конституционного права на труд в РСФСР»

УДК 342.7

А. В. Карпушкин

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД В РСФСР

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конституционного закрепления в РСФСР прав в сфере труда, степень его соответствия фактическому положению трудящихся в исследуемый период. Дается оценка причинам, обусловившим именно такое закрепление данных прав.

Ключевые слова: конституционное право на труд, обязанность трудиться, Конституции РСФСР.

После Октябрьского переворота 1917 г. права в сфере труда в России получили закрепление на конституционном уровне. До появления первой конституции декретом СНК в 1917 г. был установлен восьмичасовой рабочий день. В этом же году правительственным сообщением провозглашалось право на социальное обеспечение лиц, потерявших трудоспособность [1].

Конституция РСФСР 1918 г., касаясь вопросов труда, вместе с тем право на труд не закрепляла [2]. III Всероссийский съезд Советских рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ставя своей задачей подавление эксплуататоров, в ст. 3 гл. 2 Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа постановил: «в целях уничтожения паразитических слоев общества вводится всеобщая трудовая повинность», а ст. 18 гл. 5 закрепил, что «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "не трудящийся, да не ест!"». Таким образом, с первых же месяцев своего правления новая власть установила всеобщую трудовую повинность, закрепив не право (и тем более свободу труда), а обязанность трудиться.

Можно предположить, что тяжелое социально-экономическое положение, вызванное Первой мировой и последующей Гражданской войной, необходимость мобилизовать силы вынудили большевиков предпринять такие меры. При этом Конституция РСФСР 1918 г. не предусматривала какого-либо различия между видами труда - умственным или физическим, производящим материальные ценности или управленческим и т.д. По представлениям того времени домохозяйки, школьники, студенты, занимающиеся своим делом, также выполняли всеобщую трудовую повинность [3].

Из принципов всеобщей трудовой повинности исходил и первый Кодекс законов о труде [4] (КЗоТ РСФСР), принятый в декабре 1918 г. КЗоТ РСФСР был более прогрессивным документом по сравнению с Декретом СНК о восьмичасовом рабочем дне от 1917 г., регулировавшим только одну область условий труда. КЗоТ РСФСР запрещал сверхурочные работы, устанавливал отпуск за работу не менее одного года, предусматривал деятельность инспекции труда и др. Однако I раздел КЗоТ существенно ограничивал трудовые права, закрепляя трудовую повинность. От нее освобождались только лица, не достигшие 16 и старше 50 лет, или лица, утратившие трудоспособность.

Сам по себе КЗоТ РСФСР 1918 г. имел в основном только теоретическое значение. В условиях военного коммунизма, гражданской войны, разрухи большинство норм КЗоТ не применялись. Трудовые отношения регулировались в основном правительственными декретами.

В 1922 г. был принят новый КЗоТ РСФСР, появление которого напрямую связано с переходом от военного коммунизма к НЭПу. Кодексом временно вводились такие послабления, как замена принудительного привлечения к труду трудовым договором,

уравнительного распределения заработной платы - оплатой по ценам вольного рынка, ограничивалась трудовая повинность и др.

Весьма своеобразным был трудовой налог. Так, в СССР в 1922-1923 гг. существовал трудгужналог - обязанность граждан (главным образом сельского населения) по выполнению в пределах установленной законом нормы определенных массовых работ для государственных нужд (заготовка и вывоз топлива, перевозка продовольствия и др.). Трудгужналог был введен декретом от 22 ноября 1921 г. [5]. Вместо существовавшей до этого трудгужповинности, широкое применение которой объяснялось условиями гражданской войны, иностранной военной интервенции и хозяйственной разрухи, этот декрет установил трудгужналог с твердым размером обложения - шесть трудодней в год (пеших и конных вместе). По мере восстановления хозяйства трудгужналог постепенно заменялся денежным обложением и в 1923 г. влился в общую систему обложения единым сельхозналогом на селе и подоходно-имущественным налогом в городах [6].

Следующая Конституция РСФСР от 1925 г. [7], не имея отдельной главы о правах граждан, так же, как и Конституция 1918 г., закрепляла обязанность трудиться. Так, ст. 9 Конституции 1925 г. устанавливалось: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики».

Конституция СССР 1936 г., ставшая основой Конституции РСФСР 1937 г. [8], принималась, как известно, в условиях безраздельной власти И. В. Сталина, уничтожившего к этому времени практически всех своих политических противников.

Конституцией РСФСР 1937 г. вместе с обязанностью трудиться закреплялось и право на труд. При этом труд не являлся личным делом, а имел общественное значение, о чем свидетельствует упоминание обязанности трудиться в первой главе «Общественное устройство». Так, ст. 12 первой главы закрепляла: «Труд в РСФСР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест". В РСФСР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду"».

Право же на труд закреплялось в одиннадцатой главе «Основные права и обязанности граждан». Статья 122 гласила: «Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы».

Таким образом, под правом на труд понимался не выбор работать или нет, а государственная гарантия обеспечения работой людей, обязанных трудиться.

Более демократичными выглядят положения ст. 123 Конституции: «Граждане РСФСР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих семичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов» - и ст. 134: «Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности».

Регулирование труда основывалось на экономическом строе, который в соответствии со ст. 4 Конституции составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Однако ст. 10 Конституции допускалось, что «право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на

предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом».

Важным является и общее расширение прав человека в основных сферах жизнедеятельности, что свидетельствует о внешне демократическом характере «сталинской» Конституции.

Но видимое изменение подхода к правам человека (в частности к праву на труд) в новой Конституции не соответствовало реальности. Такое расхождение провозглашаемого и фактически существующего связано с установившимся тоталитарным политическим режимом. Можно привести мнение С. А. Авакьяна о том, что Конституция принималась в ситуации, когда сформировался режим личной власти, построенный на жесткой централизации всех линий управления, строгой иерархии в системе государственных органов и негосударственных структур (чему благоприятствовало полное огосударствление экономики), беспрекословном выполнении указаний сверху, отсутствии любой возможности публичных критических оценок сложившихся политических отношений. В этом плане принятие новой Конституции было триумфом победителя, который и содержанием Конституции, и самим фактом ее принятия «освятил» свое торжество [9].

Тоталитарный режим Сталина, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, подчинением граждан политической власти и идеологии, доминирующими методами управления в виде принуждения, насилия, террора, нуждался в создании видимости заботы о гражданах, а также эффективности системы, благодаря которой человеку даруется столько прав и свобод. При этом для сталинского режима конституционное закрепление основных прав и свобод было весьма полезным и вместе с тем неопасным, так как никто не собирался обеспечивать эти права, а люди и не помышляли о возможности требовать их полной реализации.

Таким образом, провозглашенные Конституциями СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. права и свободы во многом не могли быть реализованы (для этого просто не существовало механизма) и оставались только «на бумаге». Настоящей, реально действовавшей, а не написанной «конституцией» являлась только воля диктатора. В реальной жизни предусмотренные трудовым законодательством гарантии прав зачастую игнорировались правоприменителем (что со временем сформировало устойчивое пренебрежительное отношение к законам и у самих граждан), широко применялся рабский труд многочисленных заключенных, практически вручную возводивших грандиозные сооружения (каналы, железные дороги и др.). Введенной паспортизацией крестьяне «закреплялись» на земле, а насильственная коллективизация и раскулачивание лишали их большей части имущества и трудовой инициативы.

Объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы проводилось с 1928 по 1933 г. по решению, принятому на XV съезде ВКП(б) в 1927 г. [10]. Существовавшие до этого кооперативы не обеспечивали необходимую заготовку товарного хлеба. Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» провозглашались сплошная коллективизация и ликвидация кулачества как класса [11]. Раскулачивание стало не только уничтожением инициативных хозяйственников, препятствовавших полному утверждению тоталитарного режима, но и средством принуждения крестьян к вступлению в колхозы.

Выработанная в условиях плановой экономики обязанность трудиться сохранилась и в Конституции СССР 1977 г. [12], а также принятой на ее основе Конституции РСФСР 1978 г. [13].

Статьей 38 Конституции РСФСР 1978 г. закреплялось, что «граждане РСФСР имеют право на труд - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответ-

ствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей».

Одновременно с этим ст. 58 Конституции гласила: «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Нахождение в нормативном единстве права на труд и обязанности трудиться указывает на несвободу человека в вопросе занятости. Следовательно, под правом на труд продолжало устойчиво пониматься не само право человека, т.е. мера его возможного поведения, а только обязанность государства создать условия (дать работу) для выполнения гражданами конституционной обязанности трудиться в выбранной сфере.

Закрепленная обязанность трудиться обеспечивалась применением наказания за уклонение от нее. Так, Уголовный кодекс РСФСР [14] разными редакциями ст. 209, 209.1 [15] в период с 1961 по 1991 г. предусматривал уголовную ответственность за паразитический образ жизни, т.е. так называемое «тунеядство». Немало людей, в том числе и известных (например, поэт Иосиф Бродский), были осуждены по ст. 209 УК РСФСР.

Искажение всеми советскими Конституциями права на труд, понимаемого только как право на работу, но не отказ от нее, обусловлено самой системой общественного устройства, и прежде всего существованием государственной плановой экономики. Однако конституционно-правовое регулирование права на труд постепенно перестало соответствовать реальным потребностям жизни, определявшимся изменением экономических основ государственного строя в силу перехода к рыночным отношениям. Поэтому с провозглашением в России демократического пути развития возникла потребность в пересмотре подхода к праву на труд.

Следует отметить, что в дореволюционный период развивавшиеся правоведами либеральные идеи в основном касались гражданских и политических прав. Теория социально-экономических прав (в частности идеи свободы труда) только начинала формироваться, не успев воплотиться в жизнь из-за Октябрьского переворота. Поэтому всеобщая трудовая повинность, дальнейшее конституционное закрепление обязанности трудиться в советский период не вызвали резкого отторжения со стороны большинства граждан России, не знакомых со свободой труда.

Несомненна связь между плановой экономикой государства и обязанностью трудиться, от чего напрямую зависит благосостояние людей. При этом энтузиазм рабочих масс в первые годы после Октябрьского переворота 1917 г., способствовавший улучшению положения некоторых обездоленных слоев населения (происходившему в основном за счет «уравниловки» и ухудшения положения других), не в состоянии был обеспечить нормальный уровень жизни всем в долгосрочной перспективе, так как этот уровень обеспечивался за счет снижения потенциала развития общества. Провозглашение социально-трудовых гарантий в конституционном законодательстве РСФСР не обеспечивало должного роста благосостояния населения, потому что первичным являлся государственный интерес, а не условия жизни народа. В то же время согласимся с В. В. Кирико-вой в том, что метод «человеческих отношений», как это доказал опыт капиталистических предприятий, значительно повышает производительность труда, а следовательно, и доходы собственников. Лучшие условия жизни порождают более высокую покупательную способность населения, способствуют в целом общественному прогрессу. Стимулирующие методы дают лучшие результаты, чем неуемная эксплуатация рабочей силы [16].

Огосударствление всех сфер жизни, доведение до абсурда государственной опеки являются тормозом общественного развития, приводят к дальнейшему упадку экономической системы и разорению полностью зависимых от государства, создающего рабочие

места, работников. Но абсолютная свобода экономических отношений невозможна. Государственное регулирование социально-трудовых отношений является необходимой гарантией ограничения произвола работодателя. В этой связи необходимо нахождение баланса вмешательства государства в трудовые права и свободы труда.

Список литературы

1. СУ РСФСР. - 1917. - № 5. - Ст. 56.

2. СУ РСФСР. - 1918. - № 51. - Ст. 582.

3. Борисов, О. В. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Борисов О. В. - М., 2006.

4. Кодекс законов о труде и декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Изд. народного комиссариата труда. - М., 1920.

5. СУ РСФСР. - 1921. - № 78. - Ст. 658.

6. Трудовое право : энциклопедический справочник / гл. ред. С. А. Иванов. - М., 1979.

7. СУ РСФСР. - 1925. - № 30. - Ст. 218.

8. СУ РСФСР. - 1937. - № 2. - Ст. 11.

9. Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. - М. : РЮИД «Сашко», 2000. - 528 с.

10. XV съезд ВКП(б) : стенографический отчет. - М. ; Л. : ГИЗ, 1928.

11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1984. - Т. 5.

12. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1977. - 12 окт. -№ 41. - Ст. 617.

13. Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1978. - № 15. - Ст. 407 ; 1989. - №44. - Ст. 1303 ; 1990. - № 2. - Ст. 14 ; № 3. - Ст. 25 ; № 29. - Ст. 395 ; 1991. - № 22. - Ст. 776, 778 ; № 45. -Ст. 1497 ; 1992. - № 20. - Ст. 1084 ; № 52. - Ст. 3051 ; 1993. - № 2. - Ст. 55.

14. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.

15. Указ Президиума ВС РСФСР от 25 февраля 1970 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1970. - 2 апр. - № 14. - Ст. 256.

16. Кирикова, В. В. Проблемы реализации конституционной свободы труда в условиях становления рыночной экономики в России : дис. . канд. юрид. наук / Кирикова В. В. - М., 2001.

Карпушкин Алексей Валентинович

доцент,

кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет E-mail: karpuschckin@yandex.ru

Karpushkin Aleksey Valentinovich

associate professor, sub-department of state-law disciplinies, Penza State University

УДК 342.7 Карпушкин, А. В.

Развитие конституционного права на труд в РСФСР / А. В. Карпушкин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.