УДК 342.1
Рощин Борис Евгеньевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСНОВНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ «СОВЕТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ» В УСЛОВИЯХ «ПРОЛЕТАРСКОЙ ДИКТАТУРЫ» (к 95-летию принятия первой российской конституции)
В предлагаемой статье рассмотрены основные принципы государственного и общественного строительства, закрепленные в первой конституции РСФСР 1918 года и определившие основные векторы развития советского государства и права.
Ключевые слова: конституция РСФСР 1918 г., основной закон государства, социалистическое государство, советская демократия, диктатура пролетариата, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире.
В.И. Ленин
Вначале 90-х годов прошлого века наша страна вступила в новый период своего развития. Начальный этап «постсоветской формации» ознаменовался не только известными радикальными экономическими реформами, но и живым интересом к отечественной истории.
В настоящее время данный интерес принял более спокойный и профессиональный характер. Однако крайне разнополярную интерпретацию получают знаковые события недавнего советского прошлого. Переоценка важных аспектов советского режима (экономических, политических, правовых, идеологических, культурных и др.); преодоление одностороннего подхода, предвзятости, схематизма в этих оценках; отказ от идеологических догм; уход от тенденциозности; попытки отыскать исторические аналогии и провести исторические параллели; стремление обнаружить в прошлом ориентиры в будущее, - всё это наблюдается сегодня в нашем обществе. Интервал оценок советского опыта достаточно широк - от идеализации до «демонизации».
Важными историческими источниками являются соответствующие правовые акты, поскольку в них нашла своё отражение (в концентрированном виде) политика государства (в рассматриваемый период). Становление и развитие советской национально-правовой системы изначально пошло по пути принятия конституций и кодификации законодательства. За последние 95 лет наша страна «прошла» через пять конституций. С одной стороны, этот опыт не слишком продолжительный (в историческом контексте), с другой - интересный, богатый и поучительный.
Целью работы является краткая характеристика основных принципов построения государственного и общественного строя, закрепленных в первой российской конституции, принятой 10 июля 1918 года.
25 октября 1917 года государственная власть в России «перешла в руки политических сил левой ориентации, среди которых лидирующее положение занимала партия большевиков» [6, с. 5]. Свои идеологические и политические установки новая власть стала активно формулировать в соответствующих нормах «революционного законодательства». В течение первых двух месяцев было принято множество нормативных актов, среди которых пристального внимания заслуживает документ под названием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (далее - Декларация), ставший не только предвестником первой отечественной конституции, но и её главной составной частью. Как писал О.И. Чистяков, «...Большевики решили создать краткий конституционный закон, закрепляющий наиболее важные победы Октябрьской революции» [11, с. 14]. Как известно, автором Декларации был В.И. Ленин.
Свою оценку (типично западную) факту написания Декларации дал Роберт Пейн - автор наиболее известной биографии В.И. Ленина за рубежом. «Ленин сочинил текст декларации за два дня до открытия Учредительного собрания. Ленин писал её в спешке, несколько раз переписывал. Документ получился нечетким, неясным, как многие, им созданные. Работая над текстом декларации, Ленин явно старался создать исторический документ, по своему значению равный Декларации прав человека и гражданина. Однако складывается впечатление, что писал он её, импровизируя на ходу, будто ещё не до конца продумав, какой тип государства собирается строить», - писал Р. Пейн [5, с. 442].
3 января 1918 года Декларация была принята ВЦИК, а 5 января 1918 года Я.М. Свердлов представил Декларацию при открытии Учредительного собрания. Предваряя оглашение данного документа, он, в частности, сказал: «В своё время французская буржуазная революция 1789 г. провозгла-
сила декларацию прав человека и гражданина. Наша российская социалистическая революция должна также выставить декларацию, но декларацию, провозглашающую уничтожение всякой эксплуатации человека человеком» [7, с. 37].
Декларация провозгласила ряд основных положений государственного и общественного устройства, среди которых: 1) переход всей полноты государственной власти (как в центре, так и на местах) в ведение Советов депутатов (рабочих, солдатских, крестьянских). Следует напомнить, что переход местной власти к Советам (которые были призваны «обеспечить подлинный революционный порядок») провозгласил II Всероссийский съезд Советов (26 октября 1917 г.); 2) отмена частной собственности на землю, объявление всех земель «общенародным достоянием» и передача трудящимся. Лозунг: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда» также был провозглашен вышеупомянутым съездом; 3) введение всеобщей трудовой повинности; 4) создание Красной Армии;
5) запрет «эксплуататорам» на занятие должностей в органах власти.
Кроме того, подтверждался декрет о рабочем контроле (от 14.11.1917 г.) и декрет о национализации банков (от 14.12.1917 г.). По форме государственного устройства «Республика Советов» учреждалась как «федерация советских национальных республик».
Как известно, большевики предложили поставить Декларацию первым пунктом повестки дня работы Учредительного собрания, но представители правого большинства в Учредительном собрании отвергли это предложение. Окончательное принятие декларации состоялось в период работы III Всероссийского съезда Советов. Любопытно отметить тот факт, что сначала Декларация была принята 12 января 1918 г. (на третьем заседании съезда), а затем ещё раз 18 января (на заключительном заседании), поскольку 18 января «собралось почти вдвое больше представителей от трудящихся масс» [2, с. 343].
Очевидно, что в январе 1918 года большевики объективно не могли принять конституцию, поскольку им не принадлежала власть на всей территории страны. Кроме того, система нового государственного механизма (и система советского права) находилась в зачаточном состоянии. По мнению
О.И. Чистякова, «декларация явилась по существу малой Конституцией Советского государства» [11, с. 15]. В то же время данный документ нельзя считать полноценным нормативно-правовым актом (в современном понимании), к тому же название документа говорит само за себя. Можно сказать, что это была декларация о намерениях - об основных целях, дальнейших мероприятиях и перспективах.
1 апреля 1918 года ВЦИК принял решение о создании специальной комиссии для разработки про-
екта первой российской конституции. 16 апреля был опубликован полный и окончательный список данной комиссии. В её состав вошли: И.В. Сталин, М.Н. Покровский, Н.И. Бухарин, В.А. Аванесов, М.А. Рейснер, Э.М. Склянский, М.И. Лацис и др. Возглавил комиссию Я.М. Свердлов - председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (далее - ВЦИК). Результатом трехмесячной работы комиссии стал проект будущей конституции, который 3.07.1918 года поступил на утверждение ЦК РКП (б), до дальнейшего обсуждения на предстоявшем V Всероссийском съезде Советов (работал 4-10 июля 1918 г.).
Я.М. Свердлов (6 июля 1918 г.) в отчете вышеупомянутому съезду Советов особенно подчеркнул: «У нас в порядке дня стоит вопрос о конституции. Я считаю лишним останавливаться здесь на том, насколько такая конституция является необходимой для нас в настоящее время. насколько необходимо внести полную планомерность, организованность, стройность во всё наше советское строительство...» [7, с. 91].
Конституционные принципы (как основополагающие и руководящие начала, господствующие идеи) нашли свое отражение в нормах основного закона. Анализ конституции позволяет выявить и сформулировать данные идеи.
1. Принцип единства государственной власти. Ст. 1 Конституции провозглашала переход всей полноты государственной власти (как в центре, так и на местах) в ведение Советов депутатов (рабочих, солдатских, крестьянских). Ст. 10 содержала несколько другую, более чёткую идеологическую формулировку, согласно которой вся власть в пределах РСФСР «принадлежит всему рабочему населению страны, объединённому в городских и сельских Советах».
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов (далее ВСС) провозглашался конституцией в качестве высшего органа государственной власти. В состав съезда входили избранные полномочные представители (депутаты) городских Советов (один депутат на 25 тыс. избирателей) и депутаты от губернских съездов Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Съезд избирал ВЦИК, численностью не более 200 человек. ВЦИК нёс полную ответственность перед ВСС.
ВЦИК, созданный 2.11.1917 г., провозглашался конституцией в качестве высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа РСФСР. В обязанности данного органа входило: разработка основных направлений деятельности всех органов государственной власти; контроль за «проведением в жизнь Советской Конституции» и других актов «центральных органов Советской власти»; рассмотрение и утверждение проектов декретов СНК; самостоятельное принятие соответ-
ствующих декретов и распоряжений; созыв ВСС (не реже двух раз в год) и предоставление съезду отчета о своей работе; формирование СНК.
К предметам совместного ведения ВСС и ВЦИК относились ключевые направления внутренней и внешней политики: утверждение, изменение, дополнение Конституции РСФСР; общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение государственных границ; принятие в состав РСФСР новых субъектов; объявление войны и заключение мира и др.
СНК, созданный 26.10.1917 г. декретом II ВСС («до созыва Учредительного собрания»), провозглашался конституцией в качестве органа, которому «принадлежит общее управление делами» РСФСР. СНК состоял из народных комиссаров, возглавлявших соответствующие народные комиссариаты (по иностранным делам, по военным делам, внутренних дел, юстиции, труда, социального обеспечения, народного просвещения, по национальным делам, государственного контроля, здравоохранения и др.). В обязанности СНК входило принятие соответствующих декретов, распоряжений, инструкций и других мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». О всех принятых СНК решениях следовало незамедлительно сообщать ВЦИК, последний имел право «отменить или приостановить» любое решение СНК. Народный комиссар имел право единоличного принятия решений «по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата». Подобное решение могло быть обжаловано в СНК или Президиуме ВЦИК. Кроме того, провозглашалась полная ответственность СНК перед ВСС и ВЦИК. Разумеется, многие из установленных норм имели на практике сугубо декларативный характер.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, которые провозглашались (в границах своего ведения и территории) высшей властью. Данные съезды формировали свои исполнительные комитеты, которые провозглашались высшей властью в периоды между работой съездов. В городах и селениях формировались Советы депутатов (в городах один депутат на тыс. человек, но не менее 50 и не более тыс. членов; в селениях один депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50). Срок депутатских полномочий составлял 3 месяца.
В задачи местных органов советской власти входило: проведение в жизнь решений вышестоящих органов власти; урегулирование вопросов местного значения; решение местных хозяйственных и культурных проблем.
Следует отметить, что к моменту принятия Конституции вопрос правового урегулирования статуса местных Советов был достаточно сложным и противоречивым, поскольку местные Советы, в большинстве случаев, считали себя независимы-
ми рабочими организациями, рожденными стихийным порывом трудящихся масс. Многие местные советы проявляли своего рода местный «синдикализм» (местечковые интересы) и восприняли исходный лозунг «Вся власть советам» (как в центре, так и на местах) явно децентрализаторски, что, разумеется, создавало реальную угрозу эффективному управлению страной.
До принятия Конституции предпринимались попытки определить и указать место и функции местных Советов. Так, в декрете НКВД говорилось, что местные советы «должны подчинить себе все учреждения, как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения. Каждая из этих организаций. вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти. Таким путём создаётся связный, во всех своих частях однородный организм - Республика Советов» [9, ст. 179]. Однако исполнить подобные нормативные акты было крайне сложно.
Таким образом, специфика организации государственной власти заключалась в следующем:
а) государственную власть осуществляли одновременно три центральных органа: ВСС, ВЦИК, СНК;
б) отвергался принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную);
в) чрезвычайно широкие законодательные и исполнительные полномочия были предоставлены СНК;
г) в основном законе совершенно не упоминалась судебная функция государства, хотя основные вопросы советского судоустройства (и судопроизводства) регулировались декретом СНК «О суде № 1» (от 22.11.1917 г.); декретом ВЦИК «О направлении неоконченных дел упразднённых судебных установлений» (от 29.12.1917г.); декретом «О суде № 2» (от 15.02.1918 г.; д) внедрялся принцип «демократического централизма», при реализации которого местные советы обязывались жестко подчиняться вышестоящим государственным органам (то есть создавалась некая «вертикаль власти») -с одной стороны, а с другой стороны - местные советы (в пределах своей территории) наделялись достаточно широкими полномочиями.
2. Принцип федерализма. Конституцией устанавливалась федеративная форма государственного устройства, субъектами федерации были объявлены советские национальные республики. Предусматривалось также создание автономных областных союзов, образованных путём объединения Советов областей (с «особым бытом и национальным составом»), входящих на началах федерации в РСФСР. Во главе таких областных союзов должны были стоять областные съезды Советов и их исполнительные органы.
В конкретных условиях перед большевиками стояла дилемма: провозгласить свободу «народам
Российской империи», предоставить им национальную независимость и самостоятельность и в то же время включить эти народы в состав государства и руководить ими. Федерализм подвергался довольно негативным оценкам со стороны новой власти, поскольку между федерализмом и децентрализацией ставился знак равенства. Так, ещё в марте 1917 года И.В. Сталин написал статью под характерным названием «Против федерализма», в которой резюмировал: «Не ясно ли, что федерализм в России не решает и не может решить национального вопроса, что он только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад колесо истории?» [8, с. 27].
Таким образом, в конкретно-исторических условиях провозглашение федеративной формы государственного устройства было вынужденным шагом новой власти, поскольку сама идея федерализма противоречила большевистской идеологии. Конституция ограничилась установлением лишь «коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своём собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном строительстве и в остальных федеральных советских учреждениях» (ст. 8 Конституции). В данной статье, в несколько завуалированном виде, просматривается принцип самоопределения наций (провозглашенный 2.11.1917 г. в Декларации прав народов России), который неразрывно связан с принципом федерализма.
3. Принцип диктатуры пролетариата. Следует сразу заметить, что в конституции отсутствовала легальная дефиниция такого понятия, как «диктатура пролетариата». Данный «феномен» определял «господствующий класс, а не форму правления, с помощью которой этот класс осуществлял власть» [3, с. 134].
Наиболее наглядно классовая сущность пролетарской диктатуры была сформулирована в ст. 23, согласно которой РСФСР, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом . лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции». Данная норма на практике по существу узаконила произвол, подаваемый под «соусом» «революционного творчества масс».
Известный английский писатель Герберт Уэллс, посетивший Россию в сентябре 1920 года, дал свою субъективную оценку политике большевиков: «Марксистская теория довела их воображение до “диктатуры классово сознательного пролетариата” и затем намекала. что там их ожидают новые небеса и новая земля. Если б это сбылось, это действительно означало бы переворот в судьбах человечества» [10, с. 32].
Конечной целью пролетарской диктатуры стало решительное подавление и уничтожение классовых врагов, применение насилия к классово чуждым субъектам - эксплуататорам, нетрудовым элементам, тунеядцам, «деклассированной» интеллигенции и т.п. «Азбука коммунизма» наглядно и доходчиво объясняла суть диктатуры пролетариата: «Классы нельзя помирить, как нельзя помирить волков и овец . Можно ли установить овечье-вол-чью волю? Всякий разумный человек скажет, что это бессмыслица.» [1, с. 21-22].
В то же время идеологи большевизма напоминали о временном (переходном) характере данной диктатуры: «.Раз эти эксплуататоры будут подавлены, обузданы, приручены; раз они перевоспитаются и превратятся в таких же трудящихся, как и все остальные, то. мало-помалу будет исчезать и диктатура пролетариата» [1, с. 25].
4. Принцип всеобщей трудовой повинности. В ряде работ В.И. Ленина, написанных как до Октябрьской революции, так и после, говорится о неизбежности установления всеобщей трудовой повинности. Так, в известной работе «Удержат ли большевики государственную власть» (сентябрь
1917 года), он писал: «“Кто не работает, тот не должен есть” - вот основное. Первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» [4, с. 184].
Данный принцип сначала был провозглашен в Декларации, затем дополнен Конституцией. Так, Декларация (п. е. ст. 3) гласила, что всеобщая трудовая повинность вводится в «целях уничтожения паразитических слоёв общества и организации хозяйства». Конституция (ст. 18) провозглашала лозунг: «Не трудящийся да не ест!»
Первый КЗоТ РСФСР, принятый в декабре
1918 года, легализовал трудовую повинность в качестве одной из приоритетных мер. Раздел I «О трудовой повинности» наиболее решительно и последовательно применялся на практике в период «военного коммунизма».
Можно утверждать, что введение трудовой повинности было обусловлено не только (и не столько) хозяйственной разрухой. Трудовая повинность -важный и неотъемлемый сегмент большевистской идеологии, нацеленной с помощью труда воспитать человека «нового типа». Всеобщая «трудовая повинность - это нечто новое, такое, что составляет часть социалистического целого.» [4, с. 157].
5. Принцип всеобщей воинской повинности. Защита «социалистического отечества», согласно ст. 19 Конституции, признавалась всеобщей обязанностью «граждан Республики», при этом «почётное право» защищать «революцию с оружием в руках» предоставлялось исключительно трудящимся.
Изначально формирование Красной Армии предполагалась осуществлять исключительно на
добровольных началах. Согласно декрету СНК «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (от 15.01.1918 г.) право стать красноармейцем имел российский гражданин, достигший совершеннолетия (18 лет), готовый «отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции» [2, с. 356]. Кроме того, для вступления в ряды красноармейцев требовались соответствующие рекомендации (войсковых комитетов, партийных организаций, профсоюзов). Добровольное вступление в ряды РККА, провозглашенное данным декретом, в кратчайшие сроки сменилось на принудительную повинность.
В заключение следует отметить, что своим появлением конституция подвела некий промежуточный итог первоначальному периоду советского строительства и ознаменовала переходный этап к новому строю, провозгласив основные магистральные направления «Великого Октября». Основной закон стал правовым фундаментом, на основе которого осуществлялись формирование и эволюция советского права и государства.
На первый взгляд, нет ничего общего между Конституцией РСФСР 1918 г. и современной Конституцией РФ 1993 г. Однако это не так. Первая советская Конституция (как и нынешняя Конституция РФ 1993 г.) принималась в обстановке системного кризиса. Обе конституции принимались на фоне жёсткой борьбы идеологий, классов, интересов. Так, разрешение политического кризиса 1993 года вылилось в трагические события 3-4 октября у «Белого дома» в Москве. Кроме того, первая и последняя конституции установили основные принципы строительства нового государства.
Просматривается определенная историческая преемственность и в распределении предметов ведения между центральными и местными органа-
ми государственной власти. Первая конституция посвятила самостоятельную главу (глава 9) предметам исключительного ведения ВСС и ВЦИК, а современная определила предметы исключительного ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ; предметы регионального ведения.
Принцип равноправия и самоопределения народов, провозглашенный в первые месяцы становления советской власти, закреплён и в нынешней Конституции РФ (п. 3. ст. 5). Самоопределение наций современной России исключает возможность самовольного выхода из состава РФ (или иное изменение субъектами своего статуса), поскольку подобные решения представляют угрозу целостности государства.
В 2013 году первой Конституции РСФСР - 95 лет.
Библиографический список
1. Бухарин Н.И., Преображенский Е. Азбука коммунизма. - М., 1919.
2. Декреты Советской власти. Т. I. - М., 1957.
3. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. - L., 1952.
4. Ленин В.И. О трудовом законодательстве. -М., 1959.
5. Пейн Р. Ленин: жизнь и смерть. - М., 2008.
6. ПлотниковА.А. Конституция РСФСР 1918 г. (Историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003.
7. Свердлов Я.М. Избранные статьи и речи 1917-1919. - М., 1939.
8. Сталин И.В. Сочинения. Т. 3. - М., 1954.
9. СУ РСФСР. 1917-1918. - № 12. - Ст. 179.
10. Уэллс Г.Д. Россия во мгле. - М., 1959.
11. Чистяков О.И. Конституция РСФСР
1918 года. - М., 2003.