Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая грамотность / цифровая компетенция / цифровая педагогика / ИКТ-грамотность / digital literacy / digital competence / digital peda gogy / ICT literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Антонина Игоревна, Чекалина Татьяна Александровна

На протяжении последних лет в публичном научном дискурсе цифровой дидактики на различных уровнях образования активно обсуждается категориальный аппарат цифровой грамотности и цифровой компетенции, включающий в себя множество терминов и понятий. Проблема определения первич ности использования цифровых технологий рассматривалась, как правило, с двух позиций: их эффективности применения в различных контекстах, представленных как цифровая грамотность, и важности цифровой компетенции непосредственно педагогов, что необходимо для обучения использованию цифровых технологий. Авторами рассматриваются определения «цифровой грамотности» ряда исследователей, акцентируется быстрое развития цифровых технологий в различных социальных сферах. В этой связи актуальность представленной статьи обосновывается необходимостью стандартизации и концептуализации цифровой грамотности для обеспечения ее эффективного внедрения в образовательные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE “DIGITAL LITERACY” CONCEPT IN THE NATIONAL AND FOREIGN PEDAGOGICAL SCIENCE

Over the last twenty years, special attention in the public academic discourse devoted to digital didactics in the system of different educational levels has been paid to the primacy of effective use of digital technologies (digital literacy) as well as the importance for pedagogues to be in command of a set of skills, knowledge and attitudes for being able to use digital technologies in different contexts (digital competence). The study addresses the issue of multiple concepts and defi nitions of “digital literacy,” which is associated with the rapid development of digital technologies and changes in the social and political spheres. This emphasizes the need for standardization and conceptualization of digital literacy to ensure its effective integration into educational processes.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

УДК /ШС 001.891.34 БйМ ZWHHSE

Полякова Антонина Игоревна

аспирант Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

Чекалина Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, заместитель начальника операционного управления дополнительного профессионального образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

идан

Polyakova Antonina I.

Graduate Student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, Kemerovo State University, Novokuznetsk

Chekalina Tat'yana A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Operations Department of Additional Professional Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

EVOLUTION OF THE "DIGITAL LITERACY" CONCEPT IN THE NATIONAL AND FOREIGN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация. На протяжении последних лет в публичном научном дискурсе цифровой дидактики на различных уровнях образования активно обсуждается категориальный аппарат цифровой грамотности и цифровой компетенции, включающий в себя множество терминов и понятий. Проблема определения первичности использования цифровых технологий рассматривалась, как правило, с двух позиций: их эффективности применения в различных контекстах, представленных как цифровая грамотность, и важности цифровой компетенции непосредственно педагогов, что необходимо для обучения использованию цифровых технологий.

Авторами рассматриваются определения «цифровой грамотности» ряда исследователей, акцентируется быстрое развития цифровых технологий в различных социальных сферах. В этой связи актуальность представленной статьи обосновывается необходимостью стандартизации и концептуализации цифровой грамотности для обеспечения ее эффективного внедрения в образовательные процессы.

Abstract. Over the last twenty years, special attention in the public academic discourse devoted to digital didactics in the system of different educational levels has been paid to the primacy of effective use of digital technologies (digital literacy) as well as the importance for pedagogues to be in command of a set of skills, knowledge and attitudes for being able to use digital technologies in different contexts (digital competence).

The study addresses the issue of multiple concepts and definitions of "digital literacy," which is associated with the rapid development of digital technologies and changes in the social and political spheres. This emphasizes the need for standardization and conceptualization of digital literacy to ensure its effective integration into educational processes.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая компетенция, цифровая педагогика, ИКТ-грамотность.

Keywords: digital literacy, digital competence, digital pedagogy, ICT literacy.

Введение

Важным аспектом анализа в исследовании цифровой грамотности педагога является определение категориального аппарата. Широта и зачастую неоднозначность использования понятия «цифровая грамотность» в отечественной и зарубежной литературе привели к тому, что сегодня насчитывается не менее 34 терминов, которые описывают навыки и компетенции, связанные с цифровыми технологиями [1, c. 32]. Каждый из терминов цифровой педагогики зачастую пересекается между собой по разным направлениям: от базовых навыков в использовании информационно-коммуникационных технологий до формирования навыков критического мышления, этики и творческого потенциала.

Цель исследования - сформулировать категориальный аппарат для определения структурного содержания цифровой грамотности педагога, учитывая множество терминов и пересечение понятий в области цифровой педагогики, а также сложности стандартизации и изменения категориального аппарата под влиянием социальных и политических изменений.

Методология

Сегодня построение научного аппарата в изуче -нии концепции цифровизации образования обусловлено рядом трудностей: во-первых, цифровая грамотность не имеет стандартизированной концептуализации и структуры, что объясняется быстрым развитием цифровых технологий; во-вторых, категориальный аппарат изменяется под влиянием социальных и политических изменений. Описывая данную проблематику, Y. Law называет это «запутанным клубком компетенций» [1, с. 32], который хоть и дает размытость границ в понятиях, но позволяет проявить универсальность для адаптации и междисциплинарного сотрудничества [1, с. 32].

В качестве рабочего определения цифровой грамотности мы возьмем за основу трактовку, предложенную ООН, а именно: «Цифровая грамотность - это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [2, с. 2]. В отчете аналитического центра исследований НАФИ уточняется, что данное широкое понимание цифровой грамотности относительно педагогов объясняется универсальностью категории для представителей всех профессий [3, с. 10].

Проблема содержательного компонента понятия «цифровой грамотности педагога» на современном этапе обусловлена тем, что ни в России, ни в других странах не сформулировано его четкого понимания [4, с. 156].

Обсуждение термина «цифровая грамотность» в научном поле началось после публикации книги P. Gilster в 1997 году. По его мнению, говоря о цифровой грамотности необходимо понимать «освоение идеи, а не нажатой клавиши», что значительно отличалось от предыдущих концепций компьютерной грамотности. Данный период, Web 2.0, выделяет пользовательский контент и связан с возникновением сетевого мышления, которое характеризуется высокой степенью информационно-коммуникационной активности.

По мнению P. Gilster [5], цифровая грамотность представляет собой возможность создания информационного хранилища, обладания навыками критического

мышления при работе с источниками информации, использования социальных сетей и возможность передачи информации. В 2004 году У. ЕвН^-Мка^ [6] вводит критерии измерений цифровой грамотности: технические, когнитивные и социологические навыки, а также предлагает пять видов грамотности: фотовизуальные навыки (сюда относится чтение инструкций с графических дисплеев); навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых материалов), навыки ветвления (гипертекстовая навигация); информационные навыки (оценка качества и достоверности информации); социально-экономические навыки (понимание правил в кибер-пространстве и применение этого понимания в онлайн-коммуникации). Ученый сравнивает цифровую грамотность с «навыком выживания в цифровую эпоху» и дает следующее определение: «Цифровая грамотность представляет собой систему навыков и стратегий, используемых учащимися и пользователями в цифровой среде».

Результаты

В России научный интерес к категории «цифровая грамотность» возник с 2010 года, и трактовалась она как «грамотность в использовании современных технических цифровых сред» [7, с. 99]. В отечественных диссертационных исследованиях за период 2019-2021 гг. категориальный аппарат выстраивается вокруг таких понятий как «цифровая культура», «цифровая компетентность», «информационная компетентность», «ИКТ-компетентность», тогда как «цифровая грамотность» описывается как один из элементов системы. Проблема множества концепций и определений объясняется большим научным интересом к процессу цифровой трансформации всех ступеней образования.

В исследовании Р. А. Шаухаловой представлены уровни информационной подготовки, где цифровая грамотность занимает место первого когнитивного уровня, основанного на базовом наборе знаний и умений в цифровой среде, на второй ступени - цифровые компетенции, понимаемые как критическая оценка информации, а также умение создавать авторские цифровые материалы. Итоговая ступень представляет собой цифровую культуру: мировоззренческий и аксиологический уровень восприятия цифровой среды [8, с. 42-43]. Автор полагает, что наличие базовой цифровой грамотности не приведет к созданию авторского контента, а лишь поспособствует развитию репродуктивного подхода к чужому материалу.

В монографии Е. В. Гнатышиной цифровая культура представлена как культурологический и технологиче-

Рис. 1. Популярность поисковых запросов в Google Trends по словосочетаниям «digital literacy» и «digital competence»

ский феномен. Основное внимание обращено на работу с цифровыми устройствами и реализацию новых видов коммуникации ^Ьобщение) [9]. Иную точку зрения излагают Л. Г. Гаврилова и Я. В. Топольник, полагая, что цифровая культура и цифровая грамотность входят в структуру формирования цифровой компетентности [10, с. 9].

Точки зрения, что «информационная грамотность является основой для формирования информационной компетентности», придерживается Н. Н. Максютова. Согласно подходу исследователя в основу процесса цифрового развития закладывается база информационной грамотности (понимается как комплекс умений обработки цифровой информации), которая развивается до уровня информационной культуры (понимается как комплекс внутренних регуляторов и навыков владения ИКТ), далее осуществляется переход в информационную компетентность [11, с. 32]. Подобного подхода придерживается Д. В. Голубин, А. Л. Миллер, Т. Е. Пахо-мова, рассматривая «цифровую грамотность» как один из базовых элементов информационной и ИКТ-компе-тентности. При этом само понятие «цифровой грамотности» в данном подходе не представляет собой какого-либо концептуального начала и встраивается в общую логику внедрения инновационных технологий или аппаратных средств.

В отечественных диссертационных исследованиях цифровая грамотность понимается как первый этап в построении компетенций высшего порядка и опре-

деляется как способность использовать цифровые технологии и сети для поиска, оценки, использования и создания информации, а также предоставляет возможность человеку успешно выполнять задачи в цифровой среде.

С целью выявления интересов пользователей поисковых систем к понятиям «цифровая грамотность» и «цифровая компетентность» были проанализированы запросы в англоязычном и русскоязычном сегментах с использованием инструментов Google Trends (словосочетание «digital literacy» и «digital competence», рис. 1) и Яндекс Wordstat («цифровая грамотность» и «цифровая компетентность», рис. 2).

Пользовательские запросы являются отражением интересов и потребностей пользователей. Если понятие «цифровая грамотность» является наиболее популярным среди пользователей, это говорит о том, что они интересуются и ищут информацию и ресурсы по этой теме. Независимо от того, как исследователи определяют и различают цифровую грамотность и цифровую компетентность, важно учитывать, что пользователи их воспринимают как взаимозаменяемые понятия или имеют определенные представления о том, что они означают.

Популярность понятия «цифровая грамотность» в пользовательских запросах говорит о том, что пользователи интересуются и ищут информацию о базовых навыках использования цифровых технологий, ресурсов и информационных источников.

В научном поле сегодня принято рассматривать цифровую грамотность с точки зрения субъектов обра-

а)

Рис. 2. Популярность поисковых запросов в Яндекс Wordstat по словосочетаниям (а) «цифровая грамотность» и (б) «цифровая компетенция»

зовательного процесса: воспитателей, учителей, преподавателей, школьников и студентов. В зависимости от уровня образования меняется рассмотрение содержания цифровых знаний и навыков.

Педагоги дошкольного образования отмечают, если практика внедрения цифровых технологий в образовательные процессы школы имеет уже двадцатилетнюю историю, то в дошкольном образовательном учреждении она до сих пор не получила должного рассмотрения [12]. Объективным условием использования педагогами информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях является формирование новой образовательной среды с использованием таких средств обучения, как цифровые аппараты, компьютеры, мультимедийные проекторы, сенсорные интерактивные доски и др. Внедрение новых технических средств обучения детей предъявляет необходимость к уровню профессиональных знаний и умений педагогов. Л. К. Гутова и О. Л. Гизатулина используют понятие «ИКТ-компетенции педагога», понимаемое как технические умения педагога в работе с ИКТ и медиаресур-сами избирательно применять различные цифровые

образовательные продукты в зависимости от педагогической целесообразности [13, с. 103]. В исследовании А. С. Богдановой используется понятие «информационно-коммуникационной компетентности», куда входит навык педагогов в создании сайтов, профессиональных страниц в социальных сетях, базы цифровых образовательных ресурсов, участие педагогов в конкурсах и форумах в онлайн-режиме [14, с. 179-180]. Системный подход к определению проблемного поля цифровых знаний воспитателей представлен в работе К. П. Зайцевой. В работе разделяются понятия «ИКТ-гра-мотность», «ИКТ-умелость», «профессиональная ИКТ-компетентность». Рассмотрим составные части каждого из понятий (см. табл. 1).

Мы видим, что термин «ИКТ-грамотность» выстроен сугубо как прикладная способность воспитателя знать, что представляет собой техническое средство, которое можно продуктивно и безопасно использовать в профессиональной деятельности.

Полноправное использование понятия «цифровая грамотность» применительно к педагогам дошкольного образования предпринимается словацким профессо-

Таблица 1

Разделение понятий «ИКТ-грамотность», «ИКТ-умелость» и «профессиональная ИКТ-компетентность» (по К. П. Зайцевой)

«ИКТ-грамотность» «ИКТ-умелость» «ИКТ-компетентность»

• Знание основ работы с ИКТ-устройствами; • работа в информационной среде; • соблюдение техники безопасности при работе с ресурсами ИКТ • Методическое обоснование использования ИКТ в образовательном процессе; • знание основ цифровой дидактики (создание, анализ, корректировка электронных образовательных материалов) Компетенции: • общепользовательские; • предметно-педагогические; • общепедагогические

ром университета Комениуса И. Калаш. В исследовании ЦГ понимается как комплекс знаний, навыков и понимания, необходимых для надлежащего, безопасного и эффективного использования цифровых технологий для обучения и в повседневной личной жизни [15]. Примечательным моментом в данном подходе является тот факт, что цифровая грамотность должна строиться как внутренняя потребность педагога для достижения учебных целей и источник для формирования подобных знаний у детей. Исследователь обосновывает свою позицию тем, что педагог должен учитывать запросы современных детей, родившихся в эпоху цифровых технологий, и адаптировать свои профессиональные компетенции под современные тенденции. Проблема также заключается и в том, что родители детей зачастую проявляют свою неграмотность относительно использования цифровых технологий, в связи с чем педагог должен не только сам обладать знаниями в использовании новых технологий, но и обучать детей безопасному поведению в цифровой среде.

Согласно приказу «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» [16] в отечественной системе образования уделяется большое внимание цифровым навыкам педагогов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Учителям необходимо владеть общепользовательскими ИКТ-компетентностями (работать с цифровой информацией, соблюдать правила защиты информации); общепедагогической ИКТ-компетентностью (уметь организовывать свою деятельность, используя при этом ресурсы информационной среды и цифрового коммуникационного оборудования). По утверждению А. П. Глухова, О. С. Камневой, у учителей зачастую превалирует несистемное понимание цифровой грамотности, которое понимается как сугубо технические навыки и умения без понимания их имплементации в учебный процесс. Задачей сегодня в системе повышения квалификации учителей является комплексный подход, предполагающий интерпретацию цифровой грамотности как элемента цифровой культуры, куда входят навыки

для поиска информации, общения, производства и распространения контента [17, с. 41].

Подготовка информационно грамотного преподавателя профессионального образования является одним из главных условий в развитии показателей цифровых навыков у студентов как будущих специалистов и, как следствие, окажет влияние на развитие цифровой экономики. Согласно стратегической программе Global Education Futures «спрос на междисциплинарных специалистов широкого профиля будет выше, чем на узкопрофильных специалистов. Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, автоматизация, сокращение рабочих мест и структурные изменения в области трудоустройства входят в число факторов, которые будут способствовать увеличению доли многофункциональных специалистов» [18, с. 7]. Особые требования в отечественных, так и в европейских программах стратегического развития относятся именно к преподавателям профессионального образования, в частности, необходимость «приобретения ими новых знаний и навыков для технологий будущего; освоение инструментов цифрового обучения и методик смешанного обучения; участие в программах профессиональной подготовки, в том числе в массовых открытых онлайн-курсах (МООК)» [18, с. 210].

В силу основных требований, предъявляемых сегодня педагогу профессионального образования в овладении базовыми цифровыми знаниями, концепция цифровой грамотности становится крайне актуальной. В. С. Зябрева полагает, что цифровая грамотность несет в себе практический навык, поскольку дает возможность для комфортной жизнедеятельности индивидуума в цифровом обществе, также оговаривая, что формирование цифровой грамотности происходит посредством цифровой среды какой-либо образовательной организации [19, с. 113]. Д. А. Мезенцева, Е. С. Джавлах, О. В. Елисеева и А. Ш. Багаутдинова полагают, что педагогическая цифровая грамотность - это комплекс знаний, навыков и установок, которые позволяют преподавателю принимать обоснованные реше-

ния в выборе цифровых инструментов, а также методов и стратегий обучения в определенном образовательном контексте, что приводит к улучшению образовательного процесса и удовлетворению потребностей преподавателей и обучающихся [20].

Заключение

На основании анализа современной научной литературы, учитывая при этом, что цифровая грамотность педагога в большей степени представляет собой комплекс знаний и применений цифровых средств в обучении, выделим основные аспекты в определении цифровой грамотности педагогов:

- использование электронных инструментов, формирование умений и навыков работы с «цифрой» [19];

- цифровое творчество, сотрудничество, развитие и благополучие; умение интерпретировать, оценивать и определять достоверность информации извне; возможность внедрения инновационных педагогических практик [20];

- знание основ цифровой безопасности и ответственности [4];

- умение оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и подбирать их в зависимости от педагогических задач [8];

- понимание нехватки имеющихся компетенций для успешного функционирования в цифровом пространстве и наличие мотивации к дополнительному профессиональному обучению [2].

На основании проведенного тематического анализа научных исследований мы пришли к выводу, что системообразующим фактором развития современного образования являются цифровые технологии, направленные как на технологические изменения в организации учебного процесса, так и на пересмотр требований к профессиональной компетенции педагогов.

Мы согласны с мнениями В. С. Зябревой [18], Д. А. Мезенцевой [19] и И. Калаш [15], которые утверждают, что цифровая грамотность педагогов различных уровней образования сопряжена не только с технологией использования цифровых ресурсов, но и дает возможность для комфортной жизнедеятельности индивидуума в цифровом обществе.

Проблемное поле в понимании структуры, содержания и требований к цифровой грамотности педагогов заключается в отсутствии унифицированного подхода как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Однако это не согласуется с теоретическими представлениями Y. Law [1], который видит в этом возможность для организации междисциплинарного сотрудничества.

Проблема множества концепций и определений ключевых понятий объясняется большим научным интересом к процессу цифровой трансформации образования. Сегодня построение научного аппарата в изучении концепции цифровизации образования обусловлено тем, что категориальный аппарат изменяется под влиянием социальных и политических изменений. Исследование показало, что понятие «цифровая грамотность» продолжает вызывать интерес в научном дискурсе, в частности, изучение этого понятия необходимо для описания технологизации этапов цифрового обучения.

Литература

1. Law P. Y. Teacher professional development of digital competence: thesis. ... M.E: 04.21. Tampere: Tampere University, 2021. 109 p.

2. Karpati А. Digital literacy: content, structure and development of a life skill // UNESCO Institute for Information Technologies in Education. М.: 2011. 12 p.

3. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Има-ева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

4. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 155-161.

5. Gilster P. Digital literacy. New York : Wiley Computer Pub., 1997. 276 р.

6. Eshet-Alkalai Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2004. № 13 (1). P. 93-106.

7. Шариков А. А. Концепция цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96-112.

8. Шаухалова Р. А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2021. 216 с.

9. Гнатышина Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога : автореф. дис. ... док. пед. наук. Грозный, 2019. 46 с.

10. Гаврилова Л. Г, Топольник Я. В. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т. 61. № 5. С. 1-14.

11. Максютова Н. Н. Формирование информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2020. 222 с.

12. Зайцева К. П. Система подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках развития современных информационно-коммуникативных технологий // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. Т. 7. 11 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-podgotovki-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-ramkah-razvitiya-sovremennyh-informatsionnokommunikativnyh (дата обращения: 25.03.2023).

13. Гутова Л. К., Гизатулина О. Л. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 26. С. 101-105.

14. Богданова А. С. Организация процесса формирования цифровой компетентности педагога в системе дошкольного образования // Вестник науки. 2022. № 12 (57). C. 175-182.

15. Калаш И. Развитие цифровой грамотности педагогов сферы дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-gramotnosti-pedagogov-sfery-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2023).

16. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710?ysclid=lkjh4yk ciq310601030 (дата обращения: 11.05.2023).

17. Глухов А. П., Камнева О. С., Соломина И. Г Цифровая грамотность педагогов: концептуализация и мониторинг // Ped. Rev. 2022. № 5 (45). С. 39-47.

18. Зябрева В. С. Факторный анализ значимости цифровой грамотности в профессиональном развитии студентов-психологов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 2А. С. 110-121.

19. Мезенцева Д. А., Джавлах Е. С., Елисеева О. В., Багаутди-нова А. К. К вопросу о цифровой компетентности преподавателя // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 88-97.

20. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.

References

1. Law P. Y. Teacher professional development of digital competence. M.E. thesis. Tampere, Tampere University, 2021. 109 p. (In English).

2. Karpati А. Digital literacy: content, structure and development of a life skill. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, Moscow, 2011. 12 p. (In English).

3. Aimaletdinov T. A., Baimuratova L. R., Zaitseva O. A., Imaeva G. R., Spiridonova L. V. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologij v uchebnom processe. Analiticheskij centr NAFI [Digital literacy of Russian teachers. Willingness to use digital technologies in the educational process. Analytical center NAFI]. Moscow, NAFI Publishing House, 2019, 84 p. (In Russian).

4. Yeltsova O. V., Emelyanova M. V. K voprosu o ponyatii cifrovoj gramotnosti [On the issue of the concept of digital literacy]. Vest-nik ChSPU im. I. Ya. Yakovlev, 2020, no. 1 (106), pp. 155-161. (In Russian).

5. Gilster P. Digital literature. New York, Wiley Computer Pub., 1997, 156 p. (In English).

6. Eshet-Alkalai Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 2004, № 13 (1), pp. 93-106. (In English).

7. Sharikov A. A. Koncepciya cifrovoj gramotnosti: rossijskij opyt [The concept of digital literacy: Russian experience]. Communications. Media. Design, 2018, vol. 3, no. 3, pp. 96-112. (In Russian).

8. Shaukhalova R. A. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya cifrovoj kul'tury studentov bakalavriata v informacionno-obrazovatel'noj srede universiteta. Avtoref. dis. ... cand. ped. nauk [Pedagogical system for the formation of digital culture of undergraduate students in the information and educational environment of the university. Extended Abstract of Ph. D. Thesis]. Grozny, 2021, 216 p. (In Russian).

9. Gnatyshina E. V. Cennostno-smyslovye orientiry formirovaniya cifrovoj kul'tury budushchego pedagoga. Avtoref. dis. ... dok. ped. nauk [Value-semantic guidelines for the formation of the digital

culture of the future teacher. Abstract of Dr. Ped. Sci. Diss.]. Grozny, 2019. 48 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gavrilova L. G., Topolnik Ya. V. Cifrovaya kul'tura, cifrovaya gramotnost', cifrovaya kompetentnost' [Digital culture, digital literacy, digital competence]. Information technologies and teaching aids, 2017, vol. 61, no. 5, pp. 1-14. (In Russian).

11. Maksyutova N. N. Formirovanie informacionno-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej SPO. Diss. cand. ped. nauk [Formation of information and pedagogical competence of teachers of secondary vocational education: author. Ph. D. Ped. Sci. Thesis]. Volgograd, 2020. 222 p. (In Russian).

12. Zaitseva K. P. Sistema podgotovki pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v ramkah razvitiya sovremennyh informacionno-kommunikativnyh tekhnologij [The system of training teachers of preschool educational institutions in the framework of the development of modern information and communication technologies]. World of Science. Pedagogy and psychology, 2019, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sistema-podgotovki-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-ramkah- razvitiya-sovremennyh- informatsionnokommunikativnyh (accessed 25 February 2023). (In Russian).

13. Gutova L. K., Gizatulina O. L. Ispol'zovanie IKT v rabote pedagogov DOU v usloviyah realizacii FGOS [The use of ICT in the work of preschool teachers in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard]. Prospects for the development of information technologies, 2015, no. 26, pp. 101-105. (In Russian).

14. Bogdanova A. S. Organizaciya processa formirovaniya cifrovoj kompetentnosti pedagoga v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya [Organization of the process of formation of digital competence of a teacher in the system of preschool education]. Vestnik nauki, 2022, no. 12 (57), pp. 175-182. (In Russian).

15. Kalash I. Razvitie cifrovoj gramotnosti pedagogov sfery doshkol'nogo obrazovaniya [The development of digital literacy of teachers in the field of preschool education]. Collection of materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "Education and Education of Young Children", 2012, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-gramotnosti- pedagogov-sfery- doshkolnogo-obrazovaniya (accessed 25 February 2023). (In Russian).

16. Order of the Ministry of Labor of Russia dated October 18, 2013 N 544n (as amended on August 5, 2016) "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general) education) (educator, teacher)". URL: https://docs.cntd.ru/doc ument/499053710?ysclid=lkjh4ykciq310601030 (accessed 11 November 2023). (In Russian).

17. Glukhov A. P., Kamneva O. S., Solomina I. G. Digital literacy of teachers: conceptualization and monitoring [Digital literacy of teachers: conceptualization and monitoring]. Ped. Rev, 2022, no. 5 (45), pp. 39-47. (In Russian).

18. Zyabreva V. S. Faktornyj analiz znachimosti cifrovoj gramotnosti v professional'nom razvitii studentov-psihologov [Factor analysis of the significance of digital literacy in the professional development of psychology students]. Psychology. Historical and critical reviews and modern research, 2018, vol. 7, no. 2A, pp. 110-121. (In Russian).

19. Mezentseva D. A., Javlakh E. S., Eliseeva O. V., Bagautdinova A. K. K voprosu o cifrovoj kompetentnosti prepodavatelya [On the issue of a teacher's digital competence]. Higher education in Russia, 2020, no. 11, pp 88-97. (In Russian).

20. Boronenko T. A., Kaisina A. V., Fedotova V. S. Razvitie cifro-voj gramotnosti shkol'nikov v usloviyah sozdaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy [The development of digital literacy of schoolchildren in the conditions of creating a digital educational environment]. Perspectives of science and education, 2019, no. 2 (38), pp. 167-193. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.