УДК 372.882
МРНТИ 14.85.09
DOI 10.56525/UWQF3910
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ С ПОМОЩЬЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
*САМЕТОВА Ф.Т.
НАО Каспийский университет
технологий и инжиниринга
имени Ш. Есенова
Актау, Казахстан
fauziya.sametova@yu.edu.kz
УЗБЕКОВА Г.И.
НАО Каспийский университет
технологий и инжиниринга
имени Ш. Есенова
Актау, Казахстан
*Корреспондент авторы: fauziya.sametova @yu.edu.kz
Аннотация. Цифровые технологии внесли большие изменения в повседневный уклад жизни общества. В современном мире уследить за потоком постоянно обновляющейся информации становится очень трудно: человеку необходимо каждый день обрабатывать и фильтровать большое количество информации, отбирая лишь достоверные из них. Цифровизация информации порождает потребность в навыках работы с цифровыми технологиями. На сегодняшний день формирование цифровой компетентности становится одной из актуальных тем.
В данной статье рассматривается вопрос формирования цифровой компетентности у учащихся на уроках литературы. Целью нашего исследования является определение способов формирования цифровой компетентности на уроках литературы в старших классах посредством использования цифровых технологий. Объектом исследования являются ИКТ на уроках литературы. Предмет исследования: цифровые компетенции, формируемые посредством ИКТ на уроке литературы.
Определяя суть понятия «цифровая компетентность», авторы выделяют некоторые компетенции, формирующие «цифровую грамотность». В работе также представлен анализ результатов анкетирования учащихся старших классов (15-17 лет). Выявляя проблему, авторы предлагают несколько платформ и видов заданий, которые могут помочь при решении дидактической задачи. Главными помощниками учителя в формировании цифровых компетенций являются информационно-коммуникационные технологии. В статье приводятся в качестве примера несколько образовательных сайтов (платформ), ИКТ, которые могут быть использованы на уроке русской литературы, анализируются способы формирования цифровой компетентности.
Ключевые слова: цифровая компетентность; урок литературы; цифровые технологии; старшие классы; ИКТ.
Введение. Жизнь современного человека в стремительно меняющемся техногенном мире сложно представить без цифровых технологий. XXI век считается веком цифровизации и он, несомненно, внёс большие изменения в повседневный уклад жизни каждого. В наше время основным ресурсом в жизни человека является информация, однако важно отметить, что уследить за потоком информации с каждым днем становится всё сложнее и сложнее. Основной причиной возникновения данной проблемы является очень быстрое обновление информации, то есть «информационный взрыв».
Вследствие «информационного взрыва» в современном обществе актуализируются следующие проблемы: проблема избытка информации, что ведет за собой и проблему широкого распространения недостоверной информации. Всемирная паутина, что должна была стать верным помощником в создании единой и доступной информационной базы, превращается в информационный лабиринт, в развилках которого легко заблудиться. Так как основной платформой существования и распространения данных являются цифровые технологии, перед современным человеком стоит следующая важная задача: овладение цифровыми компетенциями.
Тема формирования цифровой компетентности является довольно актуальной, так как XXI век требует от каждого умения работать с источниками информации. В данной статье мы хотим рассмотреть проблему формирования цифровой компетентности учащихся в процессе обучения.
Целью нашего исследования является определение способов формирования цифровой компетентности на уроках литературы в старших классах посредством использования цифровых технологий. Для достижения поставленной цели в данной статье будут решены следующие задачи: выявление составляющих элементов информационной компетентности; определение роли информационных технологий в процессе обучения; выявление наиболее эффективной методики использования информационных технологий на уроках литературы для формирования информационной компетентности.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования были изучены работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как В. Б. Бондарева [1], С. В.Тришина [2], В. С. Чернышов [3], Дж. Равен [4], Г.А. Орынханова. Рассматривая их исследования, мы убедились, что вопрос формирования цифровой компетентности является очень актуальной. Формулируя трактовку понятия «цифровая компетентность» на основе изученных работ, можно выделить отдельные компетенций, которые очень важны в современном техногенном мире.
Для того чтобы определить, насколько учащиеся компетентны в вопросе цифровых технологий, нами был проведен опрос старшеклассников. Анализируя полученные данные, мы показали, как можно использовать некоторые цифровые платформы на уроках русской литературы, для формирования разных цифровых компетенций.
В исследовании мы использовали методы анализа, дедукции, анкетирования, измерения.
Результаты исследования. Смена приоритетов в новой цифровой эпохе оказала большое влияние на платформу образования: мы можем заметить, что изменился характер взаимоотношений и роль участников образовательного процесса. Вследствие этих изменений формируется новая система, где новые информационно-коммуникационные технологии, разные источники информации становятся неотъемлемыми компонентами новой нелинейной образовательной среды. В новой образовательной среде на первый план выходит проблема формирования определённых навыков, то есть меняется и профиль компетенций.
В сфере педагогики на сегодняшний день актуализировались проблемы грамотности или шире компетентности. В стремительно развивающемся мире становится намного больше компетенций, которыми нужно овладеть, чтобы соответствовать требованиям современности. С пятой революцией, появлением интернета, формируется концепция «новой грамотности», которая предполагает не только академическую компетентность, но и цифровую.
Понятие «цифровая грамотность» было введено в научный оборот в 1997 году известным американским писателем Полом Гилстером. Исследователь интерпретирует «цифровую компетентность» как умение критического понимания и использование данных, получаемых посредством цифровых технологий [5]. Данный термин очень быстро становится популярным вследствие «оцифровизации» информации. Современному человеку для систематизации знаний необходимо уметь пользоваться цифровыми технологиями, а также фильтровать, обрабатывать, анализировать и синтезировать сведения, полученные из интернета. Все эти умения можно назвать составляющими компотнентами «цифровой компетенции», хотя концепция данного понятия в современном мире активно меняется.
Рассмотрим некоторые определения понятия «цифровая компетентность».
Исследователи Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова интерпретируют «цифровую компетентность» как «основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [6, с. 30]. Иными словами, цифровая компетентность – это не только сумма обще пользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ-компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности [6, с. 30].
По мнению других исследователей, цифровая компетентность – это «способность эффективно и ответственно использовать цифровые технологии, медиа и другие цифровые ресурсы для решения практических задач, поиска информации, создания цифровых продуктов и коммуникативного контента» [7]. Также встречается следующая трактовка данного понятия: «навыки, знания, творческий подход и отношение, необходимые для использования цифровых средств массовой информации для обучения и понимания в обществе знаний» [8].
Необходимость цифровой компетентности для человека XXI века является аксиомой. Особенно 2020-2021 годы, период обострения короновируса, когда наша деятельность стремительно перешла из режима оффлайн в онлайн режим, заставили общество пересмотреть приоритеты. Эпидемиологические условия показали, что в новых условиях адаптироваться намного легче тем, у кого уже имеются некоторые цифровые навыки, акцентируя внимание общества на проблеме формирования «цифровой грамотности».
Возникает вопрос: как и когда начать формирование «цифровой компетентности»? Формирование «цифровых компетенций» должно начаться ещё в раннем возрасте. Обучение детей цифровой грамотности – это не только вопрос воспитания и задача родителей, но и одна из основных задач школы.
Формирование разных компетенций у учащихся на сегоднящний день является одним из основных элементов общего среднего образования. Поэтому сейчас каждый педагог при составлении конспекта урока старается акцентировать внимание на метапредметных задачах, которые позволят ученикам освоить универсальные навыки, применимые в разных жизненных ситуациях.
Формирование цифровой грамотности является важнейшей метапредметной задачей, однако мы не должны забывать об условиях, способствующих достижению этой цели.
Можно выделить несколько педагогических условий, которые способствуют эффективности в формировании цифровых компетенции учащихся:
– создание положительной мотивации школьников посредством организации рефлексивной деятельности относительно наличного уровня сформированности цифровых компетенций;
– обогащение содержания урока элементами, способствующими развитию цифровых компетенций;
– вовлечение школьников в процесс развития цифровых компетенций, повышение её уровня в условиях технологии смешанного обучения в образовательном пространстве школы.
Формирование цифровой компетентности должно осуществляться поэтапно, и для этого важно определить из каких компонентов состоит цифровая компетентность.
Солдатова Г.У. и Рассказова Е.И. выделяют 4 компонента цифровой компетентности:
1) знания о цифровом контенте, технических особенностях цифровых устройств, а также о том, как решать различные жизненные ситуации с помощью компьютера;
2) способность обеспечивать эффективность работы за счет использования ИКТ;
3) мотивация - значительная потребность в цифровой компетентности в качестве основы адекватной цифровой деятельности, которая дополняет человеческую жизнь в современную эпоху;
4) ответственность и безопасность – навыки и умения находить безопасные и надежные источники информации [6].
Эффективности формирования цифровой грамотности способствует внедрение ИКТ в процесс обучения. Отечественные исследователи отмечают, что «использование новых информационных технологий позволяет создать на уроке естественную среду, помогает разбудить творческое начало в учениках, развивает их мышление и формирует у них навыки, необходимые для современного общества» [9]. Это приводит к трансформации образовательной парадигмы, так как в новой образовательной среде больше внимания уделяется именно формированию у учащихся умения приобретать знания самостоятельно посредством информационных технологий.
Чтобы решить данную педагогическую задачу и ответить на ранее заданный вопрос «Как сформировать цифровую компетентность?», мы должны сначала определить, насколько учащиеся компетентны в сфере цифровых технологий. Для этого мы решили провести анонимное анкетирование среди старшеклассников. Опрос проводился на казахском и русском языках. В анкетировании участвовали 77 респондентов. Нашим респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое цифровая компетентность? (да / нет)
2. Насколько хорошо вы владеете цифровыми технологиями? (очень хорошо / хорошо/ средне / плохо / очень плохо)
3. На скольких из нижеперечисленных цифровых платформ вы умеете работать? Microsoft Power Point; Canva; Prezi; joyteka; learningapps; Kahoot; Plickers; mindmeister; YouTube; Google Drive. (1 – 10)
4. Вы умеете делать буктрейлеры?
5. Вы умеете создавать интеллект-карту?
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
1-вопрос 2-вопрос
3-вопрос 4-вопрос
5-вопрос
1-рисунок / Результаты анкетирования
На вопрос «Знаете ли вы, что такое цифровая компетентность?» 47 анкетируемых ответили «да», а остальные 30 человек – «нет», то есть только 61% респондентов знакомы с понятием «цифровая компетентность». Анализируя результаты второго вопроса, мы можем заметить, что 2 школьника владеют цифровыми технологиями очень плохо, и только 5 участников опроса – очень хорошо. 54,5% опрашиваемых указали, что они владеют навыками работы с цифровыми технологиями на среднем уровне. В третьем вопросе были перечислены 10 цифровых программ (платформ), и учащиеся должны были указать на скольких из них они умеют работать. Мы получили следующие результаты:
Количество программ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество респондентов 13 8 5 6 14 10 6 1 13 1
Как мы видим, не всем знакомы многие программы. Обобщая результаты можно сказать, что каждый участник в среднем знает только 5 программ из предложенных (50%).
На последние вопросы «Умеют ли они создавать буктрейлеры и интеллект-карты?» 55 респондентов (71,4%) ответили, что «не умеют».
Анализируя результаты анкетирования, мы можем сказать, что современному школьнику понятие «цифровая компетентность» знакома, и они владеют некоторыми навыками работы с цифровыми технологиями, однако формирование многих цифровых компетенций еще предстоит. Поэтому очень важно вводить на каждом уроке задания, формирующие цифровые компетенции.
Дальше нам бы хотелось подробно рассмотреть вопрос формирования «цифровой компетентности» на уроках русской литературы в старших классах посредством использования ИКТ.
В качестве средств, обеспечивающих эффективность формирования перечисленных выше цифровых компетенций (т.е. знаний, умений и навыков) на уроках русской литературы, можно использовать разные презентации (Microsoft Power Point, Canva, Prezi), образовательные сайты (https://joyteka.com/ru, https://learningapps.org/, https://www.mindmeister.com/ru, https://myquiz.ru/), платформы (Google Forms, Google Drive (Диск)), приложения (Kahoot, Plickers), онлайн словари, виртуальные экскурсии по музеям писателей (http://yap.vm.culture.ru/main/, https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yu-lermontova/virtualnaya-ekskursiya/1279/, http://vm1.culture.ru/spasskoye_lutovinovo/virtual_tour/).
Презентации. Многими исследователями было доказано, что современное поколение школьников, поколение Z, легче воспринимают информацию визуально. Информация, которую мы не только слышим, но и видим запоминается легко. К.Д. Ушинский указывал, что предметы и явления, четко воспринимаемые на уроке, способствуют формированию представлений об окружающей действительности, способствуют реализации правильного представления объективной реальности, при этом воспринимаемые объекты и явления анализируются, обобщаются с учетом поставленных задач [10]. Опираясь на исследование К.Д. Ушинского, мы можем сделать вывод, что визуальное представление материала дает возможность решить ряд педагогических задач, как формирование познавательного интереса и вовлечение в процесс обучения всех учеников. Самым удобным и легким способом визуального представления информации является презентация. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Использование презентаций на уроке позволяет не только доступно и красочно представить материал, но и способствует формированию цифровых компетенций. Если учитель будет использовать для создания презентации не одну программу, а разные (Microsoft Power Point, Canva, Prezi), и будет давать учащимся задание подготовить презентацию на одной из них, то учащиеся смогут самостоятельно познакомиться с цифровым контентом и особенностями разных цифровых платформ, умение работать на которых, возможно, пригодится в будущем.
Образовательные платформы. Существуют огромное количество образовательных платформ и приложений, которые помогут педагогу сделать процесс обучения интересным. Объяснение и закрепление нового материала на уроке с помощью таких образовательных сайтов способствуют легкому восприятию учащимися новых знаний. Мы должны помнить, что задача педагога в образовательном процессе – формирование не только теоретических знаний, но и разных компетенций, в том числе и цифровой грамотности. Данную задачу можно выполнить посредством использования следующих платформ.
Joyteka.com. Данная платформа позволяет учителю создавать презентации, викторины, тесты, игру с терминами. Игру с терминами в данной платформе можно применить на уроках русской литературы при фронтальном опросе групп. Учащиеся выбирают одну из нескольких тем, заранее загруженных учителем в игру, и за одну минуту должны объяснить больше терминов и понятий чем участники других групп. Я считаю, что данный игровой метод будет намного интереснее учащимся чем метод традиционного устного опроса. В образовательной платформе Joyteka.com можно также создать образовательный квест. Применение квест-игр в учебном процессе позволяет расширить предметные знания учащихся, видеть межпредметные связи и уметь переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач. Выполняя эти задачи, учащиеся закрепляют навык работы с сайтами, где нужна авторизация. Каждый учащийся, проходя квест, где нужно поэтапно ответить на вопросы или решить задачи по теме урока, применяя полученные знания, формирует у себя навык систематизации информаций.
Learningapps. Образовательная платформа learningapps предоставляет возможность учителю разрабатывать электронные листы с домашними заданиями. В сайте можно создать такие виды заданий, как «найти пару», «классификация», «заполнить пробелы», «хронологическая линейка», «сортировка картинок». Я считаю, что сам формат таких заданий пробудит интерес учащихся. Школьники научатся работать с электронными заданиями на телефонах и компьютерах. Результаты таких заданий выводятся на экран сразу же после завершения работы, и это помогает экономить время и учителя, и учеников.
Проведение фронтального опроса. Быстро проверить знания учащихся можно с помощью таких приложений и сайтов, как Kahoot и myquiz.ru. Ограниченное время на каждый вопрос развивает у учащихся скорость мышления и способность выделить основную информацию в тексте за короткий промежуток времени. Одним из интереснейших приложений для проведения фронтального опроса является Plickers. Данная интерактивная система знакомит учащихся с QR-кодом.
Самостоятельная работа и индивидуальный проект. Формирование цифровых компетентностей можно осуществить не только в классе на протяжении урока, но и дома с помощью индивидуальных работ. Написание рефератов, докладов с правильным структурным и техническим оформлением помогает учащимся лучше разобраться во многих функциях текстового процессора Microsoft Word.
В качестве домашней работы по литературе можно дать задание создать интеллект-карты по биографии писателя, по содержанию произведения или же по теме литературных типов и конкретных примеров. Для создания интеллект-карты можно предложить онлайн-программу Mindmeister. В процессе создания ментальной карты, у учащихся формируются навыки систематизации данных, работы с изображениями и инструментами в онлайн-программе (стрелки, указки, разные фигуры).
Одним из интереснейших индивидуальных проектов, формирующим одновременно несколько цифровых компетенций, является создание буктрейлера. Буктрейлер – это короткий видео-ролик, который представляет собой свободное художественное повествование о любой книге. Цель таких роликов – рекламирование и популяризация новых книг, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств, характерных для трейлеров к фильмам. Результат данного задания, то есть буктрейлер можно публиковать в личном канале You Tube и поделиться ссылкой с другими. Создавая буктрейлеры учащиеся смогут формировать и развить в себе следующие цифровые компетенции:
- поиск информации в интернете (ищут сведения о выбранной книге, ищут видеоматериалы и картинки для видео);
- редактирование видеоматериала (обрезка нужного фрагмента, соединение нескольких фрагментов, редактирование скорости, перехода и т.п.);
- редактирование аудиофайлов (убавление звука, добавление фоновой музыки и своего голоса);
- загрузка собственных материалов в интернет (You Tube или Google Forms);
- работа с ссылками.
Анализируя предложенные варианты работ, заданий с использованием ИКТ на уроке литературы, можно утверждать, что цифровую компетентность можно формировать не только на уроке информатики, но и литературы.
Заключение. В данной работе мы исследовали вопрос формирования цифровой компетентности на уроках литературы посредством использования цифровых технологий. Урок литературы предоставляет учителю возможность внедрения в образовательный процесс разнообразных информационных платформ и технологий. Умело и грамотно применяя возможности информационно-коммуникационных технологий, педагог может не просто интересно провести занятие, но выполнить дидактическую задачу формирования разных компетенций.
Анализируя результаты анкетирования учеников старших классов, мы выявили, что не у всех учащихся сформированы навыки работы с цифровыми технологиями. В работе были предложены несколько вариантов применения образовательных платформ и программ для того, чтобы решить данную проблему.
Использование ИКТ на уроках литературы способствует формированию у учащихся, не только базовых теоретических знаний и философско-нравственных представлений, но и цифровой компетентноси, что является одной из фундаментальных для современного общества компетентностей. Посредством информационных технологий ученики развивают способность самостоятельно обрабатывать информацию, работать с ней в группах и индивидуально, принимать решения по различным темам и успешно ориентироваться в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бондарева В.Б. Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников. Управленец. № 3-4 – 2011
[2] Тришина С. В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. С. В. Тришина. – Оренбург – 2005. – 188 с.
[3] Чернышов В.С. Информационная компетентность как феномен современной науки образования. Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. № 2.
[4] Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация М.: «Когито-Центр» – 2002. 280 c.
[5] Gilster P. Digital Literacy. New York : Wiley – 1997. 276 p.
[6] Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей. Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). – С. 27-35.
[7] Engen, T.K, Giæver, T.H., Gurmundsdóttir, G.B., Hatlevik, O.E., Mifsud, L.M., Tоmte, K. (2014). Digital natives: digitally competent? Conference paper Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. Dans M. Searson et M. Ochoa (dir.). Chesapeake, VA: AACE. – pp. 2110–2116.
[8] Forsknings-og kompetansenettverk for IT i utdanning (ITU). [Network for IT Research and Competence in Education]. Digital Skole Hver Dag [Digital school every day; in Norwegian]. – 2005.
[9] Орынханова Г.А., Киынова Ж.К., Оналбаева А.Т. Проблемы формирования цифровой грамотности учителей сельских школ. «Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан». №5 (399). – 2022. – С. 113-124.
[10] Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. – Т. 2. – М: 1988.
REFERENСES
[1] Bondareva V.B. Informacionnaya kompetentnost' kak innovacionno znachimyj element sistemy obrazovatel'nogo prostranstva starsheklassnikov. Upravlenec. № 3-4 – 2011[in Russian]
[2] Trishina S. V. Tekhnologiya razvitiya informacionnoj kompetentnosti starsheklassnika: dis. kand. ped. nauk: 13.00.01. S. V. Trishina. – Orenburg – 2005. – 188 s. [in Russian]
[3] CHernyshov V.S. Informacionnaya kompetentnost' kak fenomen sovremennoj nauki obrazovaniya. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. – 2013. № 2. [in Russian]
[4] Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya M.: «Kogito-Centr» – 2002. – 280 c. [in Russian]
[5] Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley – 1997. 276 p. [in English]
[6] Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psihologicheskie modeli cifrovoj kompetentnosti rossijskih podrostkov i roditelej. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2014. № 2 (14). – S. 27-35. [in Russian]
[7] Engen, T.K, Giæver, T.H., Gurmundsdóttir, G.B., Hatlevik, O.E., Mifsud, L.M., Tomte, K. (2014). Digital natives: digitally competent? Conference paper Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. Dans M. Searson et M. Ochoa (dir.). Chesapeake, VA: AACE. – pp. 2110–2116. [in English]
[8] Forsknings-og kompetansenettverk for IT i utdanning (ITU). [Network for IT Research and Competence in Education]. Digital Skole Hver Dag [Digital school every day; in Norwegian]. – 2005. [in English]
[9] Orynhanova G.A., Kiynova ZH.K., Onalbaeva A.T. Problemy formirovaniya cifrovoj gramotnosti uchitelej sel'skih shkol. «Vestnik Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan». №5 (399). – 2022. – S. 113-124. [in Russian]
[10] Ushinskij K. D. Pedagogicheskie soch. v 6-ti t. – T. 2. – M: 1988. [in Russian]
Узбекова Г.И., Саметова Ф.Т.
«Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті», Ақтау, Қазақстан
АКТ ҚОЛДАНУ АРҚЫЛЫ ӘДЕБИЕТ САБАҚТАРЫНДА ЦИФРЛЫҚ ҚҰЗЫРЕТТІЛІКТІ ҚАЛЫПТАСТЫРУ
Аңдатпа. Цифрлық технологиялар қоғамның күнделікті өмір салтына үлкен өзгерістер енгізді. Қазіргі таңда үнемі жаңарып отыратын ақпараттың ағынын бақылау өте қиын, сол себепті адамға күн сайын көптеген ақпаратты ой елегінен өткізіп, олардың ішінен тек сенімділерін таңдай білу керек. Ақпаратты цифрландыру цифрлық технологиялармен жұмыс істей білу дағдыларына деген қажеттілікті тудырады. Бүгінгі таңда цифрлық құзыреттілікті қалыптастыру өзекті тақырыптардың біріне айналуда.
Бұл мақалада әдебиет сабақтарында оқушылардың цифрлық құзыреттілігін қалыптастыру мәселесі қарастырылады. Біздің зерттеуіміздің мақсаты – цифрлық технологияларды қолдану арқылы жоғары сыныптардағы әдебиет сабақтарында цифрлық құзыреттілікті қалыптастыру жолдарын анықтау. Қойылған мақсатқа сүйене отырып, біз зерттеу нысаны мен пәнін анықтадық. Зерттеу нысаны – әдебиет сабақтарындағы ақпараттық коммуникациялық технологиялар. Зерттеу пәні – әдебиет сабағында ИКИ арқылы қалыптасатын цифрлық құзыреттер.
"Цифрлық құзыреттілік" ұғымының мәнін анықтай отырып, біз "цифрлық сауаттылықты" қалыптастыратын кейбір құзыреттерді бөліп көрсетеміз. Зерттеу жұмысында сонымен қатар жоғары сынып оқушыларынан (15-17 жас) алынған сауалнама нәтижелеріне талдау жасалды. Мәселені анықтай отырып, біз дидактикалық мәселені шешуге көмектесетін бірнеше платформалар мен тапсырмаларды ұсындық. Цифрлық құзыреттілікті қалыптастыруда мұғалімнің негізгі көмекшілері ақпараттық-коммуникациялық технологиялар болып табылады. Зерттеу жұмысында мысал ретінде орыс әдебиеті сабағында қолдануға болатын бірнеше білім беру сайттары (платформалары) көрсетіліп, "цифрлық құзыреттілікті"қалыптастыру әдістері талданады.
Түйін сөздер: цифрлық құзыреттілік; әдебиет сабағы; цифрлық технологиялар; жоғары сыныптар; АКТ; әдістеме.
Uzbekova G.I., Sametova F.T.
«Caspian University of Technology and Engineering named after Sh. Yessenov»,
Aktau, Kazakhstan
FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE IN LITERATURE LESSONS THROUGH THE USE OF ICT
Abstract.
Digital technologies have made great changes in the daily way of life of society. In the modern world, it becomes very difficult to keep track of the flow of constantly updated information: a person needs to process and filter a large amount of information every day, selecting only reliable ones. Digitalization of information generates a need for skills to work with digital technologies. Today, the formation of digital competence is becoming one of the relevant topics.
This article discusses the issue of the formation of digital competence among students in literature lessons. The purpose of our research is to identify ways to form digital competence in literature lessons in high school through the use of digital technologies. Based on the set goal, we have identified the object and subject of the study. The object of the study is ICT in literature lessons. Subject of research: digital competencies formed through ICI in a literature lesson.
Defining the essence of the concept of "digital competence", we identify some competencies that form "digital literacy". The paper also presents an analysis of the results of a survey of high school students (15-17 years old). Identifying the problem, we have proposed several platforms and types of tasks that can help in solving a didactic task. The main assistants of the teacher in the formation of digital competencies are information and communication technologies. The paper provides as an example several educational websites (platforms), ICT that can be used in the lesson of Russian literature, analyzes the ways of forming "digital competence".
Key words: digital competence; literature lesson; digital technologies; senior classes; ICT; methodology.