Научная статья на тему 'Эволюция понимания национальной экономической безопасности'

Эволюция понимания национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / УГРОЗЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC SECURITY / FOOD SECURITY / INSTITUTIONAL SYSTEM / THREATS / NORMATIVE AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агарков Андрей Викторович

Статья посвящена исследованию институциональных основ обеспечения экономической безопасности. Актуальными научными задачами являются: выявление и диагностика внутренних и внешних угроз и разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of understanding of national economic security

The article investigates the institutional foundations of economic security. Current research objectives are: detection and diagnosis of internal and external threats, and developing tools to ensure the appropriate forces and means of measures to address existing and potential threats, and on this basis, the formation of an adaptive policy in the sphere of economic security.

Текст научной работы на тему «Эволюция понимания национальной экономической безопасности»

о

о

г

о

с

о

<0

VO

IF— □

У

о

(0

1~

X

о

г

о

У

гт\

54

ется важным принципом эффективности организации экономической системы (наличие у логистических провайдеров специального опыта, инфраструктуры (склады, транспортный парки т. д.) позволяет им выполнять логистические функции эффективнее и на значительно более высоком уровне качества); одной из важнейших функций логистических операторов является возможность передачи им ответственности за форс-мажор, т. е. все убытки, связанные с утерей товаров в результате криминального воздействия, несчастных случаев, стихийных бедствий и т. п., несет провайдер.

Однако найти хорошего логистического партнера на российском рынке - задача не из легких. Некоторые крупные компании используют практику развития собственной логистической инфраструктуры с последующей ее передачей в доверительное управление. Развитию логистических услуг препятствует отсутствие современной инфраструктуры в необходимом объеме. У предприятий, которые могли бы стать клиентами логистических провайдеров, суще-

ствуют определенные предубеждения, многие не доверяют качеству предлагаемых услуг, сомневаются в надежности поставок и т. д. Другим фактором является хаотичность бизнес-процессов на самих предприятиях-клиентах. Из-за этого компании не могут объективно оценить свои логистические затраты.

Российскому рынку логистики требуются специалисты в различныхтоварных категориях, так как не каждая компания-клиент в состоянии обучить сотрудника аутсорсинговой компании работе с его товаром.

Развитию рынка логистических услуг будет способствовать увеличение объемов экспортно-импортных операций, развитие розничной торговли, положительная динамика промышленного производства, экономический подъем в стране.

Примечания:

1. Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом :

учебное пособие / Г.А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2007. -224 с.

2. Модели и методы теории логистики: учебное пособие / под ред.

B.C. Лукинского. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

THE EVOLUTION OF UNDERSTANDING OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY Agarkov Andrey Viktorovich, Post-graduate Student, Stavropol State University, Stavropol

The article investigates the institutional foundations of economic security. Current research objectives are: detection and diagnosis of internal and external threats, and developing tools to ensure the appropriate forces and means of measures to address existing and potential threats, and on this basis, the formation of an adaptive policy in the sphere of economic security.

Keywords: economic security; food security; institutional system; threats; normative and legal regulation.

УДК 338.26+364.2:613.2

© Агарков А.В., 2012

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена исследованию институциональных основ обеспечения экономической безопасности. Актуальными научными задачами являются: выявление и диагностика внутренних и внешних угроз и разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности. Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; институциональная система; угрозы; нормативно-правовое регулирование.

АГАРКОВ

Андрей Викторович,

аспирант,

Ставропольский

государственный

университет,

Ставрополь

Институциональными императивами современного этапа формирования системы обеспечения экономической безопасности России, на наш взгляд, являются: идентификация экономических приоритетов на основе ментально сложившихся потребностей граждан; выявление и диагностика внутренних и внешних угроз; разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности; реализация планов и решений с учетом их тактической корректировки в зависимости от ситуации.

Миссия системы национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной

жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах. Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства являются: камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности; кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз и институциональная концепция защиты от административных барьеров (табл. 1).

Таблица 1 - Эволюция понимания национальной экономической безопасности

Камералистика являет собой совокупность научных теорий, посвященных проблемам государственного хозяйствования, ее основателем принято считать Фридриха Листа, который доказывал, что свободная торговля выгодна, прежде всего, передовым государствам, а развивающиеся страны обречены на экономическое отставание.

Камералистская концепция национальной экономической безопасности предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.

Фридрих Лист, будучи сторонником протекционистской политики, считал,что государство должно брать под защиту отечественное предпринимательство, обеспечивая ему защиту посредством установления высокихтаможенных пошлин на ввозимые товары.

Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безра- О ботица и экономический спад производства. ^ Методы предотвращения угроз, в соответ- п ствии с рекомендациями Кейнса, - активное ^

государственное регулирование хозяйственной &_____

деятельности на основе оказания финансовой И поддержки и административного контроля над ^ конкуренцией. —)

В соответствии с институциональной точкой -3^ зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные ^ барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения должно стать принятие адекватных |--------

развитию рыночных отношений законов. ^ ^

Расстановка приори- <А тетов в защите национальной экономической

"■т 'гх / ' .

безопасности определяется, прежде всего, сте- КЯ ^ пенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в 55

наибольшей степени ак- 55

туален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Сото. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности, рассмотренных в таблице 1, подходы взаимодополняют друг друга.

В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует [1].

В СССР существовала институциональная система безопасности, которая обеспечивала выработку и принятие стратегических решений.

Ее ключевым элементом являлся ЦК партии и его структуры. Центральный Комитет определял стратегию и тактику, устанавливал ориентиры, координировал действия министерств и ве-

Концепции Характеристики и трактовки

осново- положник год возникно- вения главная угроза цель борьбы методы защиты

Камералистская Фридрих Лист 1840 Конкуренция или иные действия иностранных государств Экономическая независимость Протекционистская торговая политика

Кейнсианс- кая Джон М. Кейнс 1930 «Провалы рынка» - нестабильность экономического роста, безработица, инфляция Экономическая и социальная стабильность Государственное регулирование производства, занятости и денежного обращения

Институциональная Эрнандо де Сото 1980 «Провалы государства» -административны е барьеры, действия экономических субъектов, направленные на присвоение ренты Становление правового государства, защита прав собственности Снижение регистрационных процедур и платежей, борьба с бюрократизмом и коррупцией

о

о

г

о

с

о

<0

мэ

С7— □

У

о

(0

1~

X

о

г

о

У

гг\

56

домств. С распадом Союза и ликвидацией КПСС развалилась и сложившаяся система.

Формирование целостной системы обеспечения экономической безопасности России -сложный и длительный процесс, что связано с внутриполитической обстановкой в стране, динамикой ее геополитического положения, мно-гоаспектностью проблемы безопасности. Кроме того, создание адекватной институциональной модели обеспечения безопасности обновленной России осложнялась недостаточной развитостью теории отечественной безопасности.

Система обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, представляет собой совокупность экономико-правовых отношений между структурными элементами -международными экономическими организациями, министерствами, ведомствами, общественными объединениями, гражданами, направленных на принятие и реализацию стратегических решений на основе координации деятельности в рамках действующего законодательства. Как следует из приведенного определения, институты, принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в сфере экономической безопасности, делятся на две категории: формальную, к которой относятся юридические и физические лица, наделенные относящимися к данной сфере полномочиями, и неформальную, включающую средства массовой информации, общественные объединения, а также граждане, способные в силу своих личностных качеств влиять на политику безопасности.

Система направлена на преобразование принятой государственной стратегии экономической безопасности в скоординированную деятельность соответствующих институциональных структур. Фактором повышения эффективности функционирования системы выступает действенный механизм принятия и реализации стратегических альтернатив. Это предполагает в том числе и создание соответствующих межведомственных структур, в компетенцию которых входило бы решение стратегических задач, связанных с реализацией и защитой экономических интересов России.

Эффективно функционирующая система обеспечения национальной безопасности в своей формальной части должна включать иерархически стройную, сбалансированную структуру исполнительной власти и парламент, а именно: аппарат Президента; Правительство; федеральные министерства и ведомства; организационный механизм взаимодействия участников процесса принятия и реализации решений в области национальной экономической безопасности; экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

Конституционное положение Президента определяет его позиции как главного действующего лица в принятии решений в области национальной безопасности. Аппарат Президента

включает консультационные органы и администрацию. Ключевым элементом аппарата Президента является Совет Безопасности, возглавляемый Президентом России.

Совет Безопасности РФ - конституционный орган, координирующий деятельность по обеспечению национальной безопасности страны. Его обязанность - подготовка решений по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, формирование единой государственной политики в области национальной безопасности. Постоянными членами Совета, назначаемыми Президентом, являются: Председатель Правительства, Секретарь Совета, министры иностранныхдел, обороны, руководители федеральных министерств и ведомств. Председателем Совета Безопасности РФ является Президент Российской Федерации.

В качестве рабочих органов Совета Безопасности РФ выступают межведомственные комиссии по отдельным аспектам национальной безопасности, в персональный состав которых входят руководители министерств и ведомств Российской Федерации, другие должностные лица. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, политику в области обеспечения продовольственной безопасности. Кроме того, в организационную структуру системы обеспечения экономической безопасности входят: управление экономической безопасности, межведомственная комиссия по безопасности в области экономики, секция научного совета по экономической и социальной безопасности, федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность (министерство экономического развития, министерство сельского хозяйства), региональные органы исполнительной власти.

Интересы безопасности мировой макроэкономической системы требуют формирования императивов, способствующих институциональному прогрессу. Весомой составляющей обеспечения экономической безопасности государства является система экономического сотрудничества с зарубежными странами. Инвестирование капитала в национальное хозяйство другой страны или других стран, как правило, является взаимовыгодным, с точки зрения укрепления экономической безопасности государства, процессом. В этой связи в качестве формы экономического сотрудничества с зарубежными странами выступает инвестирование в экономику других государств [2]. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами влияет на конкурентоспособность национального хозяйства через показатели открытости экономики и способствует укреплению экономической безопасности государства. Современной проблемой российской экономики, тормозящей ее развитие, по-прежнему остается экспортно-сырьевая направленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рычагами государственно-правовой подсистемы институционального механизма обеспечения экономической безопасности являются нормативно-законодательные акты. Административно-организационные рычаги системы безопасности государство реализует через институциональные структуры, подробно описанные выше. Регулирование системы экономической безопасности осуществляется на основе значительного числа нормативно-правовых актов (табл. 2).

Таблица 2 - Нормативно-законодательная база обеспечения экономической безопасности государства

Характеристика нормативноправового акта Год утверж- дения Направление регулирования

тип наименование

1 2 3 4

Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997 определение основных направлений государственного воздействия на АПК

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка

Закон «О защите конкуренции» 2006 определение организационноправовых основ защиты конкуренции

Закон «О безопасности» 2010 трактовка системы безопасности РФ и ее функций, определение правовых основ обеспечения безопасности личности, общества и государства, основных принципов и содержания деятельности по обеспечению безопасности государства

Указ Президента «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» 1992 обеспечение реализации функций Президента по управлению государством, формированию политики в области безопасности; утверждение Положения о Совете безопасности

Указ Президента «О либерализации зернового рынка в России» 1993 снижение государственного контроля и административных ограничений производителей

Указ Президента Государственная стратегия экономической безопасности 1996 развитие положений концепции национальной безопасности РФ с учетом национальных интересов в области экономики

Указ Президента Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 2009 направленность национальных интересов государства на повышение конкурентоспособности экономики, поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира

Указ Президента Доктрина продовольственной безопасности 2010 определение понятий продовольственной независимости и продовольственной безопасности

Постановление правительства «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» 2007 определение социальных гарантий, экономической безопасности, ответственности государства перед отраслью

Государством на основе нормативно-законодательной базы создана институциональная сре-

да, характеризующаяся наличием определенных взаимосвязей между структурами власти и субъектами рынка. В нормативно-правовую базу входят систематизированные кодексы, законы, указы, ведомственные акты, а также установки государства, направленные на обеспечение и укрепление экономической безопасности.

Закон РФ "О безопасности" вводит понятие "система безопасности РФ", содержание которого близко к используемому в настоящей работе соответствующему понятию институциональной системы обеспечения национальной безопасности. Эту систему образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламенти- рующее отношения в сфере безопасности.

В соответствии с данным законом основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государствен- ных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в це-ляхобеспечения безопасности.

ГЧ

О

ГЧ

с;

©

с

■ ом

I—

Зт

"Гт ‘гт У -

ІТ'-

57

о

о

г

о

с

о

<0

мэ

С7— □

У

о

(0

1~

X

о

г

о

У

гг\

58

В сферу деятельности по обеспечению безопасности входят: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработка и применение комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности; организация научной деятельности в области обеспечения безопасности; координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности и другие.

Содержание государственной стратегии экономической безопасности РФ включает обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как одно из главных направлений национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе и фактор сохранения ее государственности и суверенитета. Продовольственная безопасность есть необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной

продукцией, рыбной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов; устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны; достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что экономическая политика государства включает меры институционального характера, направленные на повышение обеспечение экономической и продовольственной безопасности на основе создания благоприятного предпринимательского климата. К основным организационным условиям обеспечения безопасности рыночной экономики относятся следующие группы институтов:

1. Политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских прав и свобод граждан. Функционирование этих институтов обеспечивается органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями и партиями.

2. Институты социальной инфраструктуры, т. е. отрасли, производящие социальные блага. К ним относятся структурные элементы систем здравоохранения, образования, жилищно-коммунального комплекса, общественного транспорта, социальной защиты и пенсионной системы. Главная функция этих институтов -обеспечение равных возможностей удовлетворения растущих материальных и духовных жизненных потребностей личности и сглаживание социального неравенства.

3. Собственно экономические институты, т.е. законы, определяющие правила игры в рыночной экономике. Наибольшее влияние на формирование среды жизнедеятельности человека, по нашему мнению, оказывает налоговое, таможенное и антимонопольное законодательство и косвенное денежно-кредитная, внешнеэкономическая, инвестиционная политика. Приоритетными законами, определяю-

щими качество системы жизнеобеспечения, являются законы, касающиеся обеспечения продовольственной безопасности и регулирования продовольственного рынка.

4. Социально-психологические установки населения, которые включают в себя: культурные, религиозные ценности, степень доверия населения проводимой федеральной и региональной политике, предпринимательскую этику,

отношение к теневому бизнесу, готовность к инновациям.

Примечания:

1. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. - 383 с.

2. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства : курс лекций; учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 224 с.

гч

о

ГЧ

_¿Э

©

REGION DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE PROCESSES Larionova Natalia Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management, North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]

Innovative development of economy of the region is considered within the new competition of management and information technologies, strengthening of a role of immaterial assets: human, information and organizational capital.

Keywords: new competition; immaterial assets; human capital; information capital; organizational capital.

С

РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Инновационное развитие экономики региона рассматривается в рамках новой конкуренции менеджмента и информационных технологий, усиления роли нематериальных активов: человеческого, информационного и организационного капитала.

Ключевые слова: новая конкуренция; нематериальные активы; человеческий капитал; информационный капитал; организационный капитал.

УДК 332.05

© Ларионова Н.А., 2012

у

59

Формирование рыночной модели инновационного развития экономики региона предполагает поиск нововведений, способных создать новые рынки наукоемкой продукции и услуг и расширить традиционные рынки на основе модернизации, реконструкции, развития производства на новыхтехнических и технологических основах. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становится ключевым фактором роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в регионе.

Регион при этом необходимо рассматривать в рамках новой конкуренции менеджмента и информационныхтехнологий, на основе использования и дальнейшего развития конкурентных преимуществ. Новая конкуренция проявляется в разнообразных формах внутрирегиональных и межрегиональных отношений, на уровне организаций, применяющих новые производственные стратегии, методы управления и производства, направленные на непрерывное совершенствование. Новая конкуренция означает необходимость постоянного реформирования в соответствии со стратегией, характеризуется наличием механизмов реализации стратегии на основе использования концепции сбалансированного развития. В результате должна сложиться региональная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынок, платежеспособному спросу.

ЛАРИОНОВА

Наталья

Александровна,

кандидат

экономических наук,

доцент, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственный

технический

университет,

Ставрополь

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.