17.3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Агарков Андрей Викторович, аспирант, Ставропольский государственный университет, Ставрополь.
Аннотация: Статья посвящена исследованию институциональных основ обеспечения экономической безопасности. Актуальными научными задачами являются: выявление и диагностика внутренних и внешних угроз и разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, институциональная система, угрозы, нормативно-правовое регулирование.
THE INSTITUTIONAL IMPERATIVES OF THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY: NATIONAL AND INTERNATIONAL EXPERIENCE
Agarkov Andrei Viktorovich, Postgraduate student, Stavropol State University.
The article investigates the institutional foundations of economic security. Current research objectives are: detection and diagnosis of internal and external threats, and developing tools to ensure the appropriate forces and means of measures to address existing and potential threats, and on this basis, the formation of an adaptive policy in the sphere of economic security.
Keywords: economic security, food security, institutional system, threats, normative and legal regulation.
Миссия системы национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах. Институциональными императивами современного этапа формирования системы обеспечения экономической безопасности России, на наш взгляд, являются: идентификация экономических приоритетов на основе ментально сложившихся потребностей граждан; выявление и диагностика внутренних и внешних угроз; разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности; реализация планов и решений с учетом их тактической корректировки в зависимости от ситуации.
Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства служат: камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности; кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз и институциональная концепция защиты от административных барьеров.
Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.
Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией.
В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов.
Расстановка приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Сото. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга.
В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует1.
Формирование целостной системы обеспечения экономической безопасности России - сложный и длительный процесс, что связано с внутриполитической обстановкой в стране, динамикой ее геополитического положения, многоаспектностью проблемы безопасности. Кроме того, создание адекватной институциональной модели обеспечения безопасности обновленной России осложнялась недостаточной развитостью теории отечественной безопасности.
Система обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, представляет собой совокупность экономико-правовых отношений между структурными элементами - международными экономическими организациями, министерствами, ведомствами,
1 Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография. - М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2008. - 383 с.
Агарков А. В.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
общественными объединениями, гражданами, направленных на принятие и реализацию стратегических решений на основе координации деятельности в рамках действующего законодательства. Как следует из приведенного определения, институты, принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в сфере экономической безопасности, делятся на две категории - формальную, к которой относятся юридические и физические лица, наделенные относящимися к данной сфере полномочиями, и неформальную, включающую средства массовой информации, общественные объединения, а также граждане, способные в силу своих личностных качеств влиять на политику безопасности.
Система направлена на преобразование принятой государственной стратегии экономической безопасности в скоординированную деятельность соответствующих институциональных структур. Фактором повышения эффективности функционирования системы выступает действенный механизм принятия и реализации стратегических альтернатив. Это предполагает в том числе и создание соответствующих межведомственных структур, в компетенцию которых входило бы решение стратегических задач, связанных с реализацией и защитой экономических интересов России.
Эффективно функционирующая система обеспечения национальной безопасности в своей формальной части должна включать иерархически стройную, сбалансированную структуру исполнительной власти и парламент, а именно:
- аппарат Президента;
- Правительство;
- федеральные министерства и ведомства;
- организационный механизм взаимодействия участников процесса принятия и реализации решений в области национальной экономической безопасности;
- экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
Интересы безопасности мировой макроэкономической системы требуют формирования императивов, способствующих институциональному прогрессу. Весомой составляющей обеспечения экономической безопасности государства является система экономического сотрудничества с зарубежными странами. Инвестирование капитала в национальное хозяйство другой страны или других стран, как правило, является взаимовыгодным, с точки зрения укрепления экономической безопасности государства, процессом. В этой связи в качестве формы экономического сотрудничества с зарубежными странами выступает инвестирование в экономику других государств2.
Экономическое сотрудничество с зарубежными странами влияет на конкурентоспособность национального хозяйства через показатели открытости экономики и способствует укреплению экономической безопасности государства. Современной проблемой российской экономики, тормозящей ее развитие, по-прежнему остается экспортно-сырьевая направленность.
Рычагами государственно-правовой подсистемы институционального механизма обеспечения экономической безопасности являются нормативно-законодательные акты. Административно-организационные рычаги системы безопасности государство реализует через институциональные структуры, подробно описанные выше. Ре-
2 Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций : учебно-методическое пособие. - М. : Финансы и статистика; ИНФРА -М, 2009. - 224 с.
гулирование системы экономической безопасности осуществляется на основе значительного числа нормативно-правовых актов.
Государством на основе нормативно-законодательной базы создана институциональная среда, характеризующаяся наличием определенных взаимосвязей между структурами власти и субъектами рынка. В нормативно-правовую базу входят систематизированные кодексы, законы, указы, ведомственные акты, а также установки государства, направленные на обеспечение и укрепление экономической безопасности.
Закон РФ «О безопасности» вводит понятие «система безопасности РФ», содержание которого близко к используемому в настоящей работе соответствующему понятию институциональной системы обеспечения национальной безопасности. Эту систему образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
В сферу деятельности по обеспечению безопасности входят:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработка и применение комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности ;
- организация научной деятельности в области обеспечения безопасности ;
- координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности и другие.
Содержание государственной стратегии экономической безопасности РФ включает обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как одно из главных направлений национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе и фактор сохранения ее государственности и суверенитета. Продовольственная безопасность - есть необходимое условие реали-
зации стратегического национального приоритета -повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов,
- необходимых для активного и здорового образа жизни; обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что экономическая политика государства включает меры институционального характера, направленные на повышение обеспечение экономической и продовольственной безопасности на основе создания благоприятного предпринимательского климата. К основным организационным условиям обеспечения безопасности рыночной экономики относятся следующие группы институтов:
1. Политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских прав и свобод граждан. Функционирование этих институтов обеспечивается органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями и партиями.
2. Институты социальной инфраструктуры, т. е. отрасли, производящие социальные блага. К ним относятся структурные элементы систем здравоохранения, образования, жилищно-коммунального комплекса, общественного транспорта, социальной защиты и пенсионной системы. Главная функция этих институтов обеспечение равных возможностей удовлетворения растущих материальных и духовных жизненных потребностей личности и сглаживание социального неравенства.
3. Собственно экономические институты, т.е. законы, определяющие правила игры в рыночной экономике. Наибольшее влияние на формирование среды жизнедеятельности человека, по нашему мнению, оказывает налоговое, таможенное и антимонопольное законодательство и косвенное денежно-кредитная, внешнеэкономическая, инвестиционная политика. Приоритетными законами, определяющими качество системы жиз-
необеспечения, являются законы, касающиеся обеспечения продовольственной безопасности и регулирования продовольственного рынка.
4. Социально-психологические установки населения, которые включают в себя: культурные, религиозные ценности, степень доверия населения проводимой федеральной и региональной политике, предпринимательскую этику, отношение к теневому бизнесу, готовность к инновациям.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и
экономическая стратегия государства: монография. -М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2008. - 383 с.
2. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности
государства. Курс лекций: учебно -методическое пособие. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА -М, 2009. -224 с.
Reference list:
1. Kuznetsova E.I. The development of competitive relations, and economic strategy of the State: a monograph. - Moscow: Unity -Dana, Law and Order, 2008. - 383 p.
2. Gordienko D.V. Fundamentals of economic security. Lec-
ture Course: Training Manual. - Moscow: Finances and Statistics, INFRA -M, 2009. - 224 p.
РЕЦЕНЗИЯ
В работе исследуются актуальные проблемы обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Автор совершенно справедливо считает, что технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах.
Особый интерес с точки зрения формирования моделей экономической безопасности представляет исследование эволюции подходов к пониманию этого термина.
В работе систематизированы основные концепции эволюционного развития национальной экономической безопасности, угрозы, цели борьбы и методы защиты. Отмечается, что создание адекватной институциональной модели обеспечения безопасности обновленной России осложняется недостаточной развитостью теории отечественной безопасности. Между тем, интересы безопасности мировой макроэкономической системы требуют формирования императивов, способствующих институциональному прогрессу.
Обосновано, что система обеспечения экономической безопасности государства представляет собой совокупность экономико-правовых отношений между структурными элементами - международными экономическими организациями, министерствами, ведомствами, общественными объединениями, гражданами, направленных на принятие и реализацию стратегических решений на основе координации деятельности в рамках действующего законодательства. Сделан вывод о необходимости создания соответствующих межведомственных структур, в компетенцию которых входило бы решение стратегических задач, связанных с реализацией и защитой экономических интересов России.
Классифицированы основные организационные условия обеспечения безопасности рыночной экономики по группам политико-правовых, социальных, экономических институтов и установок.
Вместе с тем, автору следовало уделить внимание исследованию критериальных индикаторов экономической безопасности.
Учитывая вышеизложенное, а также соответствие работы всем предъявленным требованиям, считаю возможным рекомендовать к публикации в научном журнале «Бизнес в законе» научную статью А.В. Агаркова «Институциональные императивы в системе обеспечения экономической безопасности: отечественный и зарубежный опыт».
Доктор экономических наук,
Профессор, зав. Кафедрой
«Информационные системы в экономике»
ФГБОУ ВПО «Ставропольский
Государственный университет»
Торопцев Е. Л.