Научная статья на тему 'Эволюция исламской финансовой системы и особенности ее развития на современном этапе'

Эволюция исламской финансовой системы и особенности ее развития на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИП "КАРД" (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКОВ / ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM / DEVELOPMENT STAGES / PRINCIPLE OF "KARD" (RESPONSIBILITY) / DEVELOPMENT BARRIERS / IDENTIFICATION OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королькова Наталия Андреевна, Гулиева Нармин Забит Кызы

В статье проведен обзор становления и развития исламской финансовой системы, который разделен на три этапа. Выявлено доминирование принципа «ответственности», а не «доверия» в основе функционирования исламской модели. Определены некоторые сходства и особенности функционирования исламской и западной финансовых моделей на современном этапе развития. Выявлен ряд барьеров развития исламской финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM AND FEATURE OF HER DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

In article the review of formation and development of an Islamic financial system which is divided into three stages is carried out. Domination of the principle of «responsibility», but not «trust» at the heart of functioning of Islamic model is revealed. Some similarities and features of functioning of Islamic and western financial models at the present stage of development are defined. A number of barriers of development of an Islamic financial system is revealed.

Текст научной работы на тему «Эволюция исламской финансовой системы и особенности ее развития на современном этапе»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru УДК 339.7

ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Королькова Наталия Андреевна

старший преподаватель Гулиева Нармин Забит кызы

студент

Российский государственный социальный университет, Москва Аннотация. В статье проведен обзор становления и развития исламской финансовой системы, который разделен на три этапа. Выявлено доминирование принципа «ответственности», а не «доверия» в основе функционирования исламской модели. Определены некоторые сходства и особенности функционирования исламской и западной финансовых моделей на современном этапе развития. Выявлен ряд барьеров развития исламской финансовой системы.

Ключевые слова: исламская финансовая система, этапы развития, принцип «кард» (ответственность), барьеры развития, идентификация рисков.

EVOLUTION OF THE ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM AND FEATURE OF HER DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE Korolkova Nataliya Andreevna

senior lecturer Guliyeva Narmin Zabit kyzy

student

Russian state social university, Moscow Abstract. In article the review of formation and development of an Islamic

financial system which is divided into three stages is carried out. Domination of the principle of «responsibility», but not «trust» at the heart of functioning of Islamic model is revealed. Some similarities and features of functioning of Islamic and western financial models at the present stage of development are defined. A number of barriers of development of an Islamic financial system is revealed.

Key words: Islamic financial system, development stages, principle of «kard» (responsibility), development barriers, identification of risks.

Развитие исламской финансовой модели все чаще называют одной из современных тенденций развития современной мировой финансовой системы, особенно после проявления ее устойчивости и эффективности в условиях мирового кризиса. При этом отмечается существенный рост данного сегмента: с одной стороны, с постоянным высоким темпом растет количество исламских банков в мире, с другой - если даже открываются не полноценные банки, то можно увидеть, как быстро распространяются на мировом финансовом рынке исламские финансовые инструменты в традиционных банках, таких как «исламские окна», сукук и т.д. При этом многие в процессе внедрения исламских финансовых инструментов субъекты сталкиваются с рядом проблем и барьеров, обусловленных нехваткой общих знаний, отсутствием стандартизированных исламских финансовых продуктов, сложностью в управление рисками и т.п. Все это обуславливает, во-первых, опасение, связанные с развитие данного сегмента, во-вторых - необходимость более глубокого и точечного исследования сущности указанных процессов.

Началом изучения целесообразно определить историю становления и развитию как исламской финансовой системы в целом, так ее инструментов в частности. Следует сразу отметить тот факт, что рассматриваемая модель в основе своей имела элементы, которые существуют в традиционной финансовой системе, в том числе банковской, а также обладала существенным (иногда даже превосходящем) потенциалом развития по сравнению с традиционной западной моделью, при этом на современном этапе существенно уступает ей по масштабам и проработанности инструментария.

Кроме того, следует сделать существенную оговорку: исламская финансовая система не ограничивается только деятельностью получившей название «исламский банкинг» на основе внешних сходств с традиционной банковской деятельностью.

В эволюции исламской финансовой системы можно выделить следующие этапы:

I. формирование основ исламской финансовой системы (до конца VII века н.э.);

II. становление основ исламского банкинга (VIII-XIX вв.);

III. современный период исламской финансовой системы (XX век - н.в.).

1. Формирование основ исламской финансовой системы

(до конца VII века н.э.)

Становление исламских финансовых инструментов началось еще до появления Ислама. Хотя многие связывают возникновение исламских инструментов со становлением исламских банков, приходящийся на 1960 год, что на взгляд авторов ошибочно и влечет за собой неточности в понимании сущности концепции исламской системы как таковой (ее основных принципов, основ).

Первый период можно условно разделить на два подпериода: предыстория (до возникновения Ислама) и раннее развития принципов исламской модели (с 610 года до конца VII века).

Во время до возникновения Ислама можно отметить, что Мекка считалась торговым городом, где в числе банковских операций были и хранение денежных средств и ценностей (депозит), то есть деньги отдавались третьим доверенным лицам, где в последствие порученные денежные средства возвращались. Основой проведения операций был принцип «вадиа» - «доверие». Здесь кроется тот факт, что изначально исламская и западная модели финансовых систем зарождались на единых началах. В современной экономической литераторе «доверии» полноправно воспринимается уже не просто как принцип, а уже как институт, который содействует развитию инвестиционных процессов, уменьшению транзакционных издержек, в результате чего нивелируются негативные

эффекты, препятствующие экономическому развитию. Доверие - один из ключевых принципов всей современной банковской системы.

Истоки систем схожи, однако далее мы можем видит принципиальное изменение системы: дополнение принципа «вадиа» -«доверие» использованием принципа «кард» - «заем», то есть ответственности.

Первым документарным подтверждение применения обоих принципов является описание деятельности Аззубаир ибн Аль-Аввам (VII век н.э.). Он предпочитал принимать вклады по доминированию принципа «кард» («заем», ответственности), отдавая принципу «вадиа» («доверие») не основополагающую роль, а дополняющую. Он не принимал деньги, если те давались ему на сбережение, объясняя это тем, что, если люди приходят к отцу и отдают ему деньги на хранение, то он может утверждать, что деньги были ему одолжены, так как он боялся, что деньги, полученные в качестве депозита, могут быть потеряны. Таким образом, Аззубаир принципом «кард» достигал сразу двух целей: получал право распоряжаться деньгами так, как считал правильным и давал гарантию владельцам, что денежные средства будут возвращены, так как заемщик обязан вернуть денежные средства. А по принципу «вадиа» на принимающую сторону не возложено обязательство возврата имущества, если оно было использовано по веской причине.

Таким образом, еще в VII веке н.э. было заложено принципиальное отличие двух систем: западная финансовая модель основана на доминировании принципа «доверия», исламская модель - отдает предпочтение принципу «ответственности» и закладывает в основу функционирования именно его. Данный принцип проявляется как основополагающий для всех исламских финансовых инструментов, в том числе за рамками исламского банкинга.

2. Становление основ исламского банкинга

(У!!!-Х!Х вв.)

Данный весьма продолжительный период раскрывает особенности развития инструментов исламского банкинга еще до общепризнанного его формирования как полноценной системы в 40-60-е годы XX века.

Одним из основных выводов по итогом изучения данного периода является тот факт, что несмотря на то, что исламские банки появились позже, чем традиционные банки - освоение различных принципов и инструментов в Исламе происходило гораздо быстрее и раньше других. Самый яркий пример: использование безналичного расчета еще до становления банковского дела.

Мусульманские торговцы, которые начиная с X века путешествовали между странами, так как рынки находились в разных местах, пользовались элементами безналичного расчета. Если у кого-то из них был какой-либо товар, то он сдавал этот товар меняле, а тот в свою очередь отдавал ему расписку (некоторые считают это прообразом современного чека). Затем торговец покупал все, что ему было необходимо, при этом при уплате отдавал тот же самый чек, который ему выдал меняла. Таким образом, в течение всего дня торговец пользовался только указанным документом, без наличных денежных средств.

Напомним, что это происходило в X веке, хотя общепризнано, что в Европе чеки появились в обращении лишь в XVI-XVII вв. одновременно в Голландии и Великобритании. Голландские банкиры выдавали своим клиентам, сдавшим на хранение деньги, особые квитанции на предъявителя, которыми можно было расплачиваться по своим долгам. Английские банки предоставляли в распоряжение своих вкладчиков специальные книжки с приказными бланками (прообраз чековой книжки), которые можно было использовать для расчетов. Чековое обращение долгое время регулировалось не законодательством, а исключительно банковской и коммерче-

ской практикой. Юридический статус чек приобрел только во второй половине XIX в. с изданием в европейских странах первых чековых законов.

В данный период также использовались различные способы перевода денег, которые стали обычной практикой, также начали появляться новые разработки в истории исламского банкинга, такие как: платежные поручения, чеки в качестве денежного документа, в том числе зафиксирована разработка нормативов для чеков для решения вопросов печатей и свидетелей.

3. Современный период исламской финансовой системы

(XX век - н.в.)

Данный период является наиболее насыщенным и исследованным. Основные вехи развития исламской финансовой системы в этот период представлены в Таблице 1.

Первые попытки по созданию беспроцентного банка возникали еще в середине 1940-х годов в Малайзии, но тогда успеха в данной сфере не было, так же, как и во второй раз, когда был создан Исламский банк, который не начислял процентов на выдаваемые кредиты, в конце 1950-х годов в Пакистане.

Считается, что развитие исламской банковской системы началось с создания сберегательного банка в 1963 году Mit Ghamr в Египте, где предоставлялись такие услуги, как: сберегательные и кредитные счета, социальные услуги, прямые инвестиции, долевое участие в акционерном капитале. Одним из самых главных вкладов Mit Ghamr в историю исламского банкинга стало то, что он доказал, что существует альтернатива традиционной банковской системе, которая действительно работает. Однако неблагоприятная политическая ситуация сказалась на деятельности банка, и в 1967 году работу банка приняли на себя Национальный банк Египта и Центральный банк, которые отказались от беспроцентного принципа.

Таблица 1

История современного периода исламской финансовой системы

Годы Основные вехи развития исламской финансовой системы

к ^ ГО м С ГО 1950-е Исламские ученые и экономисты начали представлять модели исламской банковской и финансовой систем как альтернативу традиционному банкингу, основанному на проценте В качестве основного инструмента исламского банкинга была предложена двойная концепция «мудараба»

£1 о е 1960-е Формализация механизмов работы исламских финансовых учреждений Взлет и падение сберегательного банка Мит Гамбр (1963-1967 года) 1963: Создание Лембага Табун Хадж в Малайзии

1970-е Формирование исламских банковских и исламских небанковских институтов разворачивается полноценная научно-исследовательская и научно-практическая деятельность по изучению исламского финансирования (в том числе создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде) Утверждается финансовый механизм «мудараба» Охватываются такие вопросы как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг. 1975: Открытие Дубайского Исламского банка 1975: Открытие Исламского банка развития 1976: Проведение Первой Международной Исламской экономической конференции в Мекке 1979: Появление первых страховых исламских компаний в ОАЭ и Судане

Распространение 1980-е Начало государственного вмешательства (содействия) в продвижение исламских банков Создание большего количества частных банков Представление различных исламских банковских продуктов, в том числе на Западе (Великобритания, Швейцария, США) Повышение интереса западных ученых и финансовых групп к принципам исламского финансирования Традиционные банки начинают предоставлять исламские продукты посредством «исламских окон». начало процесса обучения и подготовки квалифицированных кадров под работу с исламскими финансовыми инструментами Создание и развитие исламского индекса и доверительных фондов (по всему миру) Пакистан, Судан, Иран, Малайзия и другие страны пытаются изменить свои банковские системы или начинают внедрять исламскую финансовую систему. МВФ начинает публиковать рабочие документы и статьи по исламскому банкингу. Расцвет исследований и публикаций на тему исламской экономики. Создание академии Фикха при ОИС и других Советов Фикха. Основание при ИБР Исламского института исследования и обучения

Годы Основные вехи развития исламской финансовой системы

1990-е Концепция «исламских окон» расширяет перечень стран присутствия Увеличение финансовых инструментов, основанных на обеспечении активами, признание значения исламских финансовых институтов и банков Развитие процессов надзора и регулирования деятельности, связанной с ИФР Ставится задача создания вспомогательных учреждений (инфраструктуры исламского финансирования) 1990: Основание Международной организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI). В 1990 г. выпущен первый стандарт AAOIFI. 1990: в Малайзии был выпущен первый в истории Сукук компанией Shell MDS Sdn. 1999: в Бахрейне был установлен Индекс Доу Джонса (Dow Jones Islamic Index).

Международное признание 2000-2009 гг. Продолжительный рост и зрелость индустрии наряду с проблемами риска (рост внимания к процессам управления рисками и корпоративному контролю) Завершение построения архитектуры исламских финансов Капитализация исламских банков путем слияний (отказ от поглощений) Создание рынка ценных бумаг, обеспеченных активами 2002: учреждение Совета по исламским финансовым услугам (IFSB) в Малайзии 2004: Агентство финансового надзора Великобритании дает разрешение на открытие первого исламского банка в Англии - Исламского Банка Британии 2005: учреждение Международная Исламская рейтинговая организация в Бахрейне (IIRA) 2005: Начало деятельности Центра управления ликвидностью (LMC). Развивается Международный исламский финансовый рынок (II FM). 2006: Первый выпуск сукук американским заемщиком (East Cameron Gas Company)

Пост-кризисный период 2009 г. - н.в. Переоценка основ функционирования исламской финансовой системы, поиск новых перспектив развития Мировое признание факта, что глобальный кризис в наименьшей степени повлиял на исламские банки. Стабильный рост исламских активов по сравнению с динамикой снижения стоимости активов традиционных банков. 2010: открытие в Германии первого исламского банка Kuveyt Turk Participation Bank. 2011: Thomson Reuters установил первую исламскую межбанковскую (бенчмарк) ставку (IIBR) 2012: Саудовская Аравия, Турция выпустили свои первые сукук 2012: Bloomberg установил MYR корпоративный сукук индекс 2013: ЮАР выпустила свой первый суверенный Сукук 2013: 11 FM выпустил стандарт интербанковских транзакции 2013: Премьер-министр Великобритании заявил на Всемирном исламском экономическом форуме (WIEF) о развитии Лондона в качестве глобального исламского финансового центра

Источник: составлено авторами на основе работ Е.А. Байдаулет [2].

В 1971 году появился новый институт - Nasser Social Bank (Египет) на беспроцентной основе для возможности создания бизнеса, основанного на принципах Шариата. Далее (в 70-х и 80-х годах) стали бурно появляться исламские банки: Islamic Development Bank (Саудовская Аравия, 1975), Dubai Islamic Bank (ОАЭ, 1975), Faisal Islamic Bank of Egypt (Египет, 1977), Faisal Islamic Bank of Sudan (Судан, 1977), Kuwait Finance House (Кувейт, 1977) и т.д.

При всем при этом важно отметить, что процесс создания исламских банков отличался в разных странах. Например, в Иране, Пакистане, Судане вся финансовая система была преобразована в систему свободную от процентов. Другие страны стали использовать в традиционной банковской системе элементы исламской банковской системы: в Малайзии, Египте, Саудовской Аравии - предлагались банковские услуги, основанные на принципах Шариата, которые называются «исламские окна».

Таким образом, рассмотрение истории развития исламской финансовой модели показывает, что исламская модель развивалась наравне с западной моделью, но не получила своевременного признания и благоприятных условий развития. Это связано с рядом причин, основной из которых по мнению авторов является тот факт, что формирующиеся принципы, нормы и правила ведения деятельности в исламской модели своевременно не получили юридического статуса. С одной стороны, это объяснимо с учетом тесной связи экономической деятельности и норм Шариата, которые априори не могут быть нарушены, а, следовательно, не нуждались в формализации в виде законодательных актов. С другой стороны, это породило некоторые дополнительные трудности на современном этапе развития исламской финансовой системы. Некоторые исламские финансовые инструменты нельзя однозначно отнести к тем или иным аналогам западной системы, то есть они не могут найти своего места в действующем правовом поле большинства стран мира (помимо относительно развитых исламских государств). Это обуславливает необходи-

мость гармонизации основ ведения экономической деятельности в условиях функционирования различных финансовых моделей.

В качестве еще одного не маловажного барьера на пути развития исламской финансовой системе выделяют сложность в использовании исламских инструментов. Она обусловлена трудностями в измерении, мониторинге и контроле рисков, так как эти финансовые институты подвержены большому количеству специфичных рисков, каждый из которых многогранен по своей структуре и вносит большую неопределенность в оценку финансового состояния организации, в том числе традиционного банка, работающего с исламскими финансовыми инструментами.

В современных условиях любые исламские финансовые инструменты идентифицируются как высокорисковые по сравнению с традиционными инструментами. Эта проблема носит скорее системный характер: вопрос в угле зрения, то есть доминировании финансового или реального секторов в ходе анализа, что определяет условия проведения анализа рисков.

Таблица 2

Распределение рисков при доминировании финансового сектора

Финансовые инструменты

Критерии риска (под финансовый сектор)

Традиционные [ЗАПАД] Исламские [ВОСТОК]

Быстрота вывода капитала НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

Прогнозируемость дохода НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

Цена «входного билета» НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

Затраты времени НИЗКИЙ НИЗКИЙ

Наличие специальных навыков и качеств НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

Польза для общества ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

«Диагноз» сводный уровень риска

НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

Источник: составлено авторами.

Если распределить риски между данными системами и взять в фокус именно интересы финансового рынка, тогда действительно традиционная система будет менее рисковой (Табл. 2).

При этом в качестве основных групп рисков традиционных финансовых инструментов выделяются: риски, обусловленные человеческим фактором, а также рыночные риски. Исламские финансовые инструменты в этом отношении сталкиваются с более многочисленными группами: риски ликвидности капитала, риски вложений в акционерный капитал, перемещенные коммерческие риски, риски несоответствия Шариату, а также рыночные риски.

Таблица 3

Распределение рисков при доминировании реального сектора

Финансовые инструменты

Критерии риска (под финансовый сектор)

Традиционные [ЗАПАД] Исламские [ВОСТОК]

Обеспечение длинных денег в экономике ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

Прогнозируемость улучшения отраслей или структуры производства ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

Состояние национального дохода ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

Затраты времени НИЗКИЙ НИЗКИЙ

Использование факторов производства НИЗКИЙ НИЗКИЙ

Экономическое благосостояние ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

«Диагноз»: сводный уровень риска

ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

Источник: составлено авторами.

Если анализ рисков производить в условиях доминирования реального сектора экономики, но отчетливо видна обратная картина. Ислам-

ская финансовая система обеспечивает минимизацию рисков, направлена на обеспечение не просто доходности за счет развития финансового сектора, а на эффективность вложений и получение прироста капитала за счет подъема реальной сектора (Табл. 3).

В этом случае большие риски вызывает применение традиционных финансовых инструментов: риски изъятия капитала, риски, обусловленные человеческим фактором, нормативные риски, риски потери доходности. При этом наиболее существенными при работе с исламскими финансовыми инструментами становятся правовые риски и социально-экологические риски.

В связи с этим, можно сделать вывод, что исламская финансовая система является более привлекательной с точки зрения обеспечения развития реального сектора экономики по сравнению с традиционной системой. Однако, с учетом действующей закономерности развития мировой системы хозяйства, заключающейся в усилении и преобладании роли финансового сектора над реальным, исламские финансовые инструменты ограничены в возможности раскрытие своего потенциала. При этом устойчивость и эффективность исламской финансовой системы подтверждены в условиях мирового кризиса и признаны экспертным сообществом.

Список используемых источников

1. Харон С., Азиз З.А. Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. 526 с.

2. Байдаулет Е.А. Основы этических (исламских) финансов: учебное пособие / под ред. Е.А. Байдаулет. Павлодар: Типография Сытина, 2014. 326 с.

3. Абгарян А.А., Мготлов А.Т. Специфические риски исламских банков // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.