Гримаренко И. Е. *
Сравнительный анализ исламской и традиционной западн ой банковских моделей
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию малоизученному и в тоже время актуальному концепту исламской банковской модели. Основное внимание уделено изучению этических основ и эффективности функционирования исламских банковских продуктов и их западных аналогов. Сравнительный анализ опирается на официальные статистические данные отчётов и прогнозов МВФ, Standard and Poor's, Moody's и Ernst & Young. На основе проведенного исследования выявляются преимущества, недостатки исламской банковской модели на современном этапе. В заключении обозначается ряд предложений по поддержанию устойчивости мирового финансового рынка в рамках диалога исламской и классической банковских моделей. Ключевые слова: исламская банковская модель, ИФИ, AAOIFI, халяль, беспроцентная основа, мировой финансовый кризис, исламские окна, сукук
Исламская банковская модель успешно реализуется множеством организаций в различных государствах мира, как в мусульманских, так и в светских. Исламские банки привлекают клиентов своими этическими нормами в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков. Эти принципы позволили исламским банкам устоять во время глобального финансового кризиса 2008-2011 и явить пример высочайшей эффективности. Исламская финансовая модель интересна не только тем, что представляет собой альтернативный метод ведения банковской деятельности, но и тем, что она востребована за пределами мусульманского мира. Западные финансовые институты желают укрепить свои позиции перед лицом мировых финансовых кризисов, диверсифицируя свои продукты и услуги. Некоторые европейские и американские банки открывают специальные отделения, так называемые исламские окна, которые оказывают финансовые услуги согласно нормам шариата.
Следует подчеркнуть, что если в мусульманских странах исламская банковская система создается при поддержке правительства, то в немусульманских странах появление институтов исламской экономики продиктовано потребностями рынка. В тоже время исламские банковские услуги являются специфическим малоизученным продуктом. На фоне идей исламофобии, которые распространены в современном обществе и особенно обострены после террористических актов 11 сентября 2001 в США, высказываются мнения о связи деятельности исламских банков с террористическими организациями.
* Гримаренко Ирина Евгеньевна, кафедра мировой экономики и социально-экономических дисциплин Института Стран Востока
Исторический аспект сравнения
Чтобы в полном объеме оценить явление исламских финансов, необходимо понять историческую эволюцию основ мировой банковской системы. Традиционная банковская система зародилась в средние века в Европе в странах с христианской религией. В вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Амстердама, Гамбурга) создали специальные жиробанки для осуществления безналичных расчетов между своими клиентами. Деятельность коммерческих банков в современном понимании получила свое развитие с началом промышленной революции на Западе. Следует отметить, что ростовщичество — плата за пользование деньгами является запретным действием в христианской религии: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:34-35). В средние века известный теолог Фома Аквинский сравнивал взимание процента с продажей того, что не существует в природе.
Однако развитие торговли и реформаторского движения привело к узакони-ванию права кредитора на получение дохода от выданного денежного займа. В 1836 г. Святая палата инквизиции выпустила указ, в котором позволила взимание процента. С этого момента под ростовщичеством понимается чрезмерная процентная ставка, а под процентом — установленная законом процентная ставка.
В результате, протестантская Англия получила статус «мастерской мира», а английский учёный А. Смит — «отца экономики». В современном экономическом сообществе из 500 крупнейших компаний мира — более 400 размещаются в США, Англии, Германии, т. е. в странах с преимущественно протестантским вероисповедованием. По мнению многих ученых, протестантизм вообще создал капитализм, как общественную формацию.
Сегодня банки представляют собой учреждения, осуществляющие операции, связанные с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. Доходом банкиров является банковская прибыль, или процент. Традиционная банковская деятельность не связна с религиозными догмами и регулируется исключительно нормами национального законодательства, рядом международных конвенций, унифицированными правилами Международной палаты и уставом МВФ.
Но существует и другой тип банковской модели, основанный на религиозных принципах ислама. Со времен появления исламской цивилизации существовали такие операции, как обмен валюты, денежные переводы и использование чеков. В результате колониальной экспансии мусульманские страны ассимилировали западную банковскую модель, а исламское банковское дело, появившееся в ранний период развития ислама, прекратило свое существование. Существенные изменения произошли лишь в начале ХХ века. На тот момент насчитывалось около 1/5 населения мира, исповедующего ислам. Все исламские страны являлись развивающимися, и для них была характерна высокая степень расслоения общества с большой долей бедного населения. С одной стороны, традиционная западная банковская модель не смогла завоевать полное доверие мусульманских предпринимателей и граждан. С другой стороны накопление сбережений было
невозможно не только из-за низких доходов большинства населения, но и оценивалось отрицательно общими нормами исламской этики. Тем не менее, резервы «на черный день», который старается создать даже самый бедный, по некоторым оценкам, насчитывали сотни миллиардов долларов. Пытаясь вовлечь эти средства в экономический оборот, исламские ученые экономисты предложили создать новую финансовую систему, соответствующую нормам ислама. Настоящие исламские банки, у которых весь набор услуг не противоречил шариату, стали появляться в 1970 годы в рамках роста арабского самосознания, нефтяного обогащения монархий Аравийского полуострова, исламской революции в Иране, процессов модернизации и исламизации экономики в ряде стран Азии и Африки.
Новые финансовые учреждения по организационной структуре и по характеру своих сделок существенно отличаются от классических банков, в силу того, что они осуществляют все операции на беспроцентной основе.
Возникновение исламских банков зиждется на второй суре Корана «Корова» где говорится о том, что тому, кто взимает «рибу» (плату за пользование деньгами) будет объявлена война Аллахом (Коран 2: 278-279)
Исламская финансовая система включает в себя следующие институты (ИФИ):
1. Исламские банки: Исламский Центральный Банк, коммерческие исламские банки и исламские окна в традиционных западных банках.
2. Исламские финансовые институты, не являющиеся банками: лизинговые и факторинговые компании, жилищно-строительные кооперативы, частные инвестиционные венчурные фонды, институты, связанные с исполнением религиозных обрядов и благотворительностью.
3. Исламское страхование — такафул.
4. Исламский рынок капитала и его участники.
5. Исламская финансовая инфраструктура, включающая в себя: платежную, скрининговые системы, интернет-бизнес, органы контроля над соблюдением стандартов финансовой отчетности, рейтинговые агентства, образовательные и научно-исследовательские учреждения.
2. Различия в инструментарии исламской и традиционной банковских моделей
Очевидно, что за период своего существования ИФИ успешно развились из просто концепта в полноценные финансовые учреждения, всё больше обращая на себя внимание международного финансового сообщества. В исламской финансовой модели банки выполняют те же функции, что и в традиционной западной модели: привлекают финансовые ресурсы от частных лиц и учреждений и направляют их коммерческим фирмам, которым необходимо внешнее финансирование. Основное различие между исламскими банками и классическими банками в том, как эти функции выполняются. В исламском банке все кредиты беспроцентные, так же как и вклады. Ближе всего к этому методу работы подходит понятие проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков
и долевым участием. Исламский банк не может застраховать свои вложения и наряду с заемщиками несет убытки по проектам, в которые инвестировались средства. Банк внимательно изучает своего будущего клиента, знакомится с его бизнес-планом, он заинтересован в успехе начатого дела не меньше, чем человек, который обратился в банк за помощью. Таким образом, исламский банк ориентирован на реальное производство, а не на спекулятивные операции.
Согласно нормам мусульманского права, указанным в Коране и Сунне существует ряд религиозных запретов (харам), касающихся экономической жизни общества:
1. Риба (араб. «излишек») — запрет ставки процента и ростовщичества в целом: процентные займы (кредиты), облигации, депозиты с фиксированной доходностью. В исламе не проводится формального разграничения между процентами и ростовщичеством. Оба явления называются «риба» и находятся под запретом в Коране: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:275). Деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать, покупать как товар. В итоге, запрет на использование ссудного процента приводит к тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль либо являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнера, либо, занимаясь торговой деятельностью, извлекая наценку с перепродажи.
2. Гарар («неопределенность») — запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте, чреватая большими убытками. Речь идет о производных финансовых инструментах, таких как форварды, фьючерсы, свопы, классическое страхование. Гарар представляет собой результат информационной асимметрии применительно к одной из сторон договора, а мусульманским правом, осуждается получение односторонних преимуществ более информированной стороной договора за счет другой (Коран 4:29-30).
3. Мейсир (араб. «азарт») — запрет на спекуляцию, использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах: азартные игры, сделки пари, классическое страхование. Исламские банки не могут участвовать в лотерее и прочих подобных операциях.
4. Халяль — запрет на инвестиции в производство и потребление товаров, которые ислам определяет как нечистые: свинина, алкоголь, табак, вооружение, а также запрет на финансирование откровенно преступного бизнеса: проституция, колдовство, распространение наркотиков, порнографии и т. д. (Коран 2:188, 3:130, 5:42, 90)
Проблема заключается в том, что среди мусульманских правоведов нет единства по многим ключевым вопросам. В результате чего деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Например, риба истолковывается по-разному. Современные исламские мыслители, приспосабливаясь к западной экономической теории, подразделяют риба на проценты и ростовщичество и полагают, что Коран запрещает ростовщичество, но не проценты. Проценты считаются законными, когда они берутся правительством для создания фонда накопления, наказания должников и производительного финансирования. Индексирование как защита от инфляции также разрешается. Консервативные
мыслители отвергают любую форму увеличения первоначального размера ссуды. Согласно исламу, было бы не справедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы вынуждено платить проценты независимо от того, принес ли капитал прибыль или нет, в то время как заимодавцу гарантировалась бы прибыль вне зависимости от личного вклада и степени напряженности работы.
Как это было обозначено выше, один из главных принципов и задач исламских банков — обойти ссудный процент и тем самым реализовать истинное партнерство между банком и клиентом. С этой целью Организация по Бухгалтерии и Аудиту исламских финансовых учреждений АА0Ш1 разрабатывает стандарты продуктов исламской финансовой деятельности, а шариатский совет, являющийся отличительным структурным подразделением каждого исламского банка, соотносит деятельность банка с мусульманским правом. Большинство банковских операций с учетом принципов ислама являются аналогами определенных действий классических коммерческих банков [3]:
Таблица 1
Основные исламские банковские продукты и их западные аналоги
Стандарт АА01И аналог классического банка
Мушарака товарищество
Мудараба доверительное финансирование
Мурабаха перепродажа с торговой наценкой
Иджара лизинг
Истисна фьючерсы
Сукук облигации
Кард-аль-хасан беспроцентная ссуда, не имеет аналога
Закят добровольный налог, не имеет аналога
Рассмотрим более подробно принципы функционирования исламских финансовых инструментов и их отличия от классических банковских услуг:
Мушарака — совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. При этом заключается особый договор, в соответствии с которым клиенту банка отчисляется часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования. Потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Преимущество продукта мушарака заключается в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли прибыли и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами.
Мудараба — это доверительное финансирование, участие в прибылях и убытках. Исламский банк, владелец денежных средств, доверяет предпри-
нимателю с возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для эффективного использования. Доход от средств, запущенных в оборот, распределяется между банком и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях, обычно в отношении 60:40. Какая-либо абсолютная сумма не может быть оговорена. Убытки несет банк, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения.
Мурабаха — перепродажа с торговой наценкой сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по завышенной стоимости. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, в виде частичных платежей.
Иджара — лизинг. Предусматривает соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами. Собственность на оборудование остается у банка. Другими словами, банк продает право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба своему клиенту для среднесрочных и долгосрочных операций. Данный банковский продукт используется при финансировании производства и строительных работ.
Истисна — соглашения на срок, фьючерсы. Банковский продукт, специально созданный для финансирования значительных и продолжительных проектов, таких как создание отраслей хозяйства, строительство капиталоёмких объектов и т. д. Расчеты производятся по цене, установленной на дату заключения соглашения. Выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу и окончанию проекта. Одной из особенностей данного финансирования является составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т. д.) и неукоснительное его осуществление.
Сукук (араб. «квитанция») — исламские ценные бумаги, обеспеченные активами. Эмитент должен определить объем активов, продаваемых при помощи сукук, инвесторы делят с эмитентом риски и получают доход пропорционально участию в проекте. Фундаментальная разница заключается в том, что облигация представляет собой чистый долг выпускающего, а сукук представляет, в дополнение к риску кредитоспособности выпускающего, ставку собственности в существующем или чётко определённом активе. Также если облигация создаёт взаимоотношения кредитора/заёмщика, то взаимоотношения в сукук зависят от характера договора. Например, если лизинговое соглашение (иджара) лежит в основе сукук, тогда он создаёт отношения арендатора/арендодателя, которые отличаются от типичных отношений кредитора/заёмщика. Сукук является наиболее востребованным инструментом исламских финансов. Рынок сукук сконцентрирован в Малайзии и странах Персидского залива.
Кард-аль-Хасан (араб. «хорошая ссуда») — беспроцентная ссуда. Это означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой
в согласованный срок. Клиент, возвращая основной долг, может выплатить банку определенную сумму в виде добровольных премиальных (Хиба). Сам банк никогда не требует премиальных. Этот вид финансирования — возвратная материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам или беспроцентная ссуда на конкретную хозяйственную деятельность фирмы. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности. С другой стороны, состоятельный член общества может беспроцентно ссудить правительство или организацию на осуществление общественных проектов: строительство дорог, водоочистных сооружений и т. п.
Закят — налог с богатства, установленный не государством, а шариатом. Выплата закята является для мусульманина актом поклонения — третьим столпом ислама. Он призван очистить сердце от жадности и одновременно является средством социального перераспределения средств. Благотворительные взносы закята поступают на банковские счета и далее направляются на нужды несостоятельных граждан или на благие мероприятия.
3. Источники формирования доходов
Рассмотрев механизмы осуществления банковской деятельности можно увидеть существенную разницу в формировании дохода исламского и западного банков. Доход классического коммерческого банка формируется в основном по следующим статьям:
1) процентные доходы, которые являются стабильным источником доходов банка и могут достигать 80% общего объема доходов
2) комиссионные вознаграждения — доходы, полученные от оказания клиентам банковских услуг не кредитного характера: операции со счетами, предоставление банковских гарантий, банковское обслуживание валютных контрактных клиентов, брокерские и депозитарные услуги, лизинговые операции и др.
3) прочие виды доходов: штрафы, пени, неустойки, доходы по реализации ценных бумаг и др.
Бизнес с ценными бумагами предполагает выпуск банком ценных бумаг, их реализацию на рынке, вложение в ценные бумаги других эмитентов для получения постоянного дохода или перепродажи. Доход банка от этого вида бизнеса складывается из курсовой разницы при продаже ценных бумаг, дивидендов, процентного дохода по долговым обязательствам, дохода от перепродажи ценных бумаг (спекулятивный доход).
Иное дело формирование дохода исламского банка, действующего в рамках халяльной индустрии, исключающий спекулятивные операции и взимание процента, который строится основным образом за счет комиссионного дохода:
1. Участие в капитале финансируемого проекта за определенную долю в прибыли: мушарака, мудараба и кард-аль-хасан.
2. Перепродажа недвижимости в рассрочку — иджара.
3. Купля-продажа — мурабаха.
4. Выпуск сукук.
А также за счет налога на богатство закят, которого можно отнести к прочим доходам.
Несмотря на фундаментальные различия, продукты, предлагаемые западной и исламской моделями, обладают аналогичными свойствами. Это объясняется тем, что при создании альтернативной банковской модели, исламские экономисты с одной стороны опирались на опыт, накопленный Западом, а с другой стороны преследовали цель — обойти ссудный процент. В результате чего аналогичные по своей логике банковские продукты демонстрируют существенную разницу в формировании доходов: для западного классического банка основным доходом является — процентный доход, а для исламского банка — комиссионный доход.
4. Сравнение показателей финансовой деятельности исламских и западных коммерческих банков
На следующем этапе анализа обратимся к сравнению показателей финансовой деятельности исламских и западных коммерческих банков:
4.1. Рейтинг крупнейших банков мира
Таблица 2
Рэнкинг крупнейших банков мира в млрд. долларов США на сентябрь 2013 [7, 11, 13]
Ранг Банк Страна Активы
1 ICBC Китай 3067,57
2 HSBC Holdings Великобритания 2723,36
3 Credit Agricole Group Франция 2623,74
4 BNP Paribas Франция 2504,25
5 Mitsubishi UFJ Financial Япония 2476,03
8 Deutsche Bank Германия 2412,95
Список 50 крупнейших банков мира основывается на суммарных активах кредитных организаций и служит индикатором эффективности финансовых институтов и их рыночной позиции. Согласно годовым отчётам банков по итогам 2013 года исламские банки не вошли в данный рэнкинг. С другой
стороны в списке лидеров находятся именно те европейские банки, которые успешно внедряют проект исламские окна: HSBC, BNP Paribas, Deutsche Bank.
На региональном уровне исламские банки вошли в рэнкинг 50 крупнейших банков Азии, хотя и на закрывающих позициях. Для молодой халяльной индустрии это очень хорошие показатели, ведь впервые появившись 30-40 лет тому назад, исламские банки уверенно демонстрируют прирост годовых активов и конкурируют с крупнейшими банками мира.
Таблица 3
Крупнейшие банки Азии
в млрд. долларов США на апрель 2010 [7, 11, 13]
Ранг Банк Страна Активы
1 Mitsubishi UF Япония 2 674,6
2 Mizhuho financial group Япония 2 551,3
3 ICBC Китай 2 454,7
35 Turkiye is Bankasi Турция 86,34
41 Emirates NBD ОАЭ 76,66
47 CIMB Group Holdings Малайзия 70,14
50 Public Bank Малайзия 63,27
Как видно появившись в 70 годы, исламские банки смогли привлечь значительные денежные средства религиозных мусульман, сформировать значительные пассивы и эффективно задействовать эти ресурсы. Однако им тяжело конкурировать с транснациональными банками, которые обладают более крупной капитальной базой, опытными специалистами, хорошо развитой сетью и связями. Благодаря этим факторам классические банки более активны в организации инвестиционных проектов, в том числе по эмиссии сукук. Согласно отчету международной аудиторской компании Ernst & Young [4], за всю историю выпусков сукук восемью из десяти крупнейших организаторов являлись классические банки или их исламские окна.
4.2. Рейтинг самых надёжных банков мира
Список 50 самых надежных и стабильных банков является стандартом для всего финансового мира. Банки отбираются через сравнение долгосрочных кредитных рейтингов и совокупных активов среди 500 крупнейших банков мира. В список 2010 вошли банки, которые смогли увеличить капитал и сократить объемы просроченных долгов. Первая пятерка лидеров полностью состоит из европейских банков. В список вошли два исламских банка, заняв тридцать восьмую и пятидесятую позиции.
Таблица 4
50 самых надежных банков мира по итогам 2010 [11]
Рейтинг Название банка Страна
1 KfW Германия
2 Caisse des Depots et Consignations Франция
3 Bank Nederlandse Gemeenten Нидерланды
4 Zuercher Kantonalbank Швейцария
5 Landwirtschaftliche Rentenbank Германия
38 National Bank of Kuwait Кувейт
50 National Bank of Abu Dhabi ОАЭ
Как известно оценка надежности финансовой деятельности банка — процесс сложный и долгий, включающий в себя анализ ряда критериев, таких как динамика активов, ликвидность банка, рентабельность. Немаловажную роль играет также связь банка с государством или транснациональной корпорацией, так как такой банк естественно не останется без поддержки на кризисном этапе. И если в список 50 крупнейших банков мира исламские банки не вошли, то в рейтинге надежности они заняли две позиции. Оба банка National Bank of Kuwait и National Bank of Abu Dhabi являются государственными, но это не является единственным гарантом их надежности. Дело в том, что исламским банкам помимо общепринятого в мировой практике наивысшего рейтинга надежности ААА, прежде всего, следует отвечать требованиям рейтинга качества соответствия шариату SQR. А шариат исключает ведение спекулятивной деятельности, заключение сделок, не подтвержденных активами. Также учитывая, что во время кризиса исламские банки продемонстрировали большую устойчивость по сравнению с классическими банками, то рейтинг надежности исламских банков будет увеличиваться.
4.3. Сравнение динамики глобальных индексов
Первый исламский индекс Dow Jones Islamic Market World Index (DJIM) был зарегистрирован в 1999 году в Бахрейне, в то время как западный индекс появился ещё в 1884 году. DJIM был разработан согласно стандартам AAOIFI, отвечает всем требованиям халяльной индустрии и включает в себя те же отрасли народного хозяйства, что и Dow Jones Global Index (WIDOW). Он на 95% охватывает рынок ценных бумаг компаний, которые занимаются разрешенной шариатом деятельностью и имеют определенные финансовые коэффициенты в более 40 стран.
Рисунок 1
Динамика индекса DJIM на май 2014 [6]
При сравнении пятилетней динамики фондового индекса Ш1ЭОШ и шариатского индекса ЭЛМ видно, что оба индекса торгуются примерно синхронно, но во втором случае можно заметить, что кризис 2011 имел меньшее влияние на исламские продукты.
Рисунок 2
Динамика индекса WIDOW на май 2014 [6]
5. Экономические показатели стран мира
Таблица 5
Рейтинг благосостояния стран мира
с самым высоким ВНП на душу населения в долларах США [9]
страна 2011 2012 2013
1 Катар 97987,01 102211 105091,42
2 Люксембург 79777,99 79785,04 79593,91
3 Сингапур 59594,79 60409,98 61567,28
8 Саудовская Аравия 47728,78 49011,59 49883,58
Показатель ВВП на душу населения дает возможность оценить уровень благосостояния страны, но к результатам банковской деятельности он не имеет прямого отношения. Тем не менее, проанализировав данные ВНП совместно с предыдущими показателями, можно констатировать, что исламский банковский сектор конкурентоспособен и обладает большим потенциалом развития, так как основные страны-поставщики исламских финансовых продуктов имеют обеспеченную клиентскую базу и реальные финансовые возможности для дальнейшего развития сектора.
6. География развития и интеграции исламских банковских услуг в мировую банковскую систему
Первые исламские банки появились на Ближнем Востоке чуть более 40 лет назад. Сейчас они присутствуют в 75 странах мира, где действует около 300 исламских банков. Общая сумма активов исламских банков составляет почти 450 млрд $. Объём операций международной системы исламских банков ежегодно увеличивается на 15-20%. По прогнозам Standard & Poor's к 2013 году исламский финансовый рынок достигнет 1 трлн $ [13]. Хотя совокупный капитал исламских финансовых учреждений составляет только 1% от всех банковских активов мира, этот рынок будет расти, так как численность мусульманского населения постоянно увеличивается. Согласно демографическим прогнозам исследовательского центра «Pew» [12], ислам — самая быстрорастущая по числу адептов мировая религия. Численность мусульманского населения, по сравнению с представителями других религий, растет в два раза быстрее. Основными клиентами ИФИ являются этнические мусульмане, которые по численности составляют около четверти всего населения Земли. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,5 до 2 миллиардов человек. Только 18% мусульман живут в арабских странах. Однако эти государства отличаются по культурным традициям, менталитету. Основные экономические отличия связаны с разной специализацией во внутренней и внешнеэкономической политике,
степенью открытости рынка, влиянием религии на дела государства, уровнем развития финансовой системы, а также вовлеченностью в мировую экономику. Исламское банковское дело развивается в нескольких направлениях:
6.1. Мусульманские страны в Юго-Восточной Азии и Африки, где сконцентрирована большая часть потенциальных клиентов
На данный момент только в четырех государствах — Пакистане, Иране, Судане и Малайзии — существует банковская модель, работающая полностью на принципах шариата. В остальных странах Востока исламские финансы внедрены в отдельных учреждениях. При этом наблюдается тенденция поглощения исламскими банками банков работающие по традиционной схеме. В Иране банковские активы составляют 235 млрд $, Саудовская Аравия — 92 млрд $ и Малайзия — 67 млрд $. [4]. На статус глобального центра исламских финансов претендует Бахрейн, обладающий самой крупной банковской группой Аль-Бара-ка, имеющей филиалы в 40 странах. Малайзия уже несколько лет позиционирует себя как глобальный центр сукук.
6.2. Освоение рынка Западной Европы,
США и Средней Азии крупными исламскими банками
Исламские банки уверенно выходят на мировой финансовый рынок, где устанавливают партнерские отношения с крупнейшими мировыми банками. Только в странах ЕС проживает более 16 млн. последователей ислама. На долю мусульман в развитых странах Европы приходится 50% от сбережений мусульманского среднего класса в мире. Наиболее активно исламское банковское дело развивается в Великобритании, а Лондон в свою очередь претендует на статус европейского центра исламских финансов. Первый в Европе исламский банк «Исламский Банк Великобритании» открылся в Лондоне в 2002 г. Его акционерами являются представители банков Ближнего Востока и Великобритании.
6.3. Открытие исламских окон классическими банками
Осознав, что на финансовом рынке появился новый сегмент активных потребителей крупнейшие банки мира, среди которых BNP Paribas, HSBC, Société Générale, Deutsche bank и Citibank, открывают специальные «исламские окна» и предоставляют своим клиентам услуги в соответствии с нормами шариата. Появление исламского банковского продукта в западных банках позволило привлечь не только новых клиентов мусульман, которые ранее не могли пользоваться необходимыми им базовыми банковскими продуктами — вкладами, платежами, ипотекой в соответствии с нормами шариата, но и клиентов немусульман. Распространение исламских финансовых продуктов в западном мире сдерживается только национальным законодательством стран. Такие государства, как Великобритания, Италия, Франция, Люксембург уже пошли на адаптацию своего законодательства для обеспечения налогового нейтралитета.
6.4. Инициативные попытки внедрения исламских банковских стандартов в РФ
В России имеется большой потенциал для развития исламских финансов. В 1991 г. в Москве дагестанская диаспора взяла на себя инициативу по созданию банка, работающего на основе шариата «Бадр-Форте Банк», однако в декабре 2006 года лицензия у него была отозвана. В российском законодательстве деятельность подобных учреждений наталкивается на противоречия. В России на шариатских принципах основана деятельность казанского финансового дома «Амаль», уфимского «Восток-Капитал».
В результате последствий «арабской весны» и всеобщего недовольства традиционной финансовой системой после глобального долгового кризиса активы исламской финансовой отрасли во всем мире вырастут на 33% по сравнению с 2010 годом. Об этом сообщает последний отчет консалтинговой компании Ernst & Young. Наиболее динамичный рост будет отмечаться на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где активы, по прогнозам на 2015 год, достигнут 990 миллиардов долларов по сравнению с 416 миллиардами долларов в 2010 году [5], а также новых странах, открытых для исламских финансов.
Заключение
Очевидно, что в настоящее время в мире исламская финансовая система успешно развивается в исламских странах, но и в светских государствах в различных частях света, благодаря следующим преимуществам:
• Инвестирование в реальную экономику
Инвестиционные стратегии исламских банков определяются в зависимости от религиозной этики ислама. В этой связи исламские кредитные учреждения не инвестируют в предприятия, деятельность которых связана с производством и сбытом алкоголя, свинины или вооружений. В то же время крупные суммы направляются в реальный сектор экономики и научно-технические разработки.
• Исламская банковская модель менее рискованна
Сделки исламских банков в большей степени материальны, обеспечены активами, так как за каждой сделкой стоит какая-то материальная вещь — жилье, завод или просто группа людей. Процентные банки часто практически не участвуют в реальном производстве, поскольку законодательство обычно гарантирует им возврат кредита или хотя бы его части.
• Социальная направленность
Исламская финансовая модель не предусматривает применения механизмов спекуляции, таким образом, строит более справедливую экономическую модель общества.
• Процент невозврата кредитов близок к нулю
Правоверные мусульмане при любых обстоятельствах стараются вернуть долг, так как тяжесть долгового обязательства требует ответа перед
Всевышним. За долг умершего отвечают его близкие работоспособные родственники.
• Уверенное развитие и эффективность деятельности
Исламские банки развиваются очень быстро. Эффективная деятельность исламских банков, отражается в финансовых показателях и подтверждается исследованием МВФ 2008 г., в котором было рассмотрено финансовое состояние 77 исламских и 397 классических банков, с примерно одинаковым уровнем капитализаций, в различных странах за 12 лет. Исследование показало, что исламские банки на 1 /3 эффективнее классических банков с капиталом менее 1 млрд. долл. США и на 25% эффективнее банков, капитализация которых превышает 1 млрд. $. МВФ считает, что успешная деятельность заключается в индивидуальном подходе к клиентам и в более качественной оценке рисков. Средняя доходность исламских финансовых институтов за 2008 г. составила 10-12% в США, 12-15% в Западной Европе и 15-20% в Восточной Европе. [10].
• Устойчивость в период мирового кризиса
Исламская банковская модель продемонстрировала лучшую по сравнению с классическими банками устойчивость и сопротивляемость финансовому кризису 2008 года. Устойчивость исламских банков и компаний к воздействию мирового финансового кризиса объясняется тем, что Коран запрещает заниматься спекуляциями, инвестировать в потенциально опасные активы, включая деривативы и высокорисковую ипотеку. Именно в этой сфере занятые спекуляциями западные банки и финансовые компании понесли наибольшие потери.
• Создание альтернативного финансового рынка, отвечающего спросу мусульман
ИФИ привлекает финансовые средства приверженцев ислама, которые ранее не прибегали к банковским услугам в связи с религиозными убеждениями. Мусульмане не принимают западной банковской модели потому, что в нем банк часто не контролирует использование капитала, заемщик может употреблять его любым способом, например, заниматься производством алкоголя, что исламом категорически запрещается.
Однако наряду с явными плюсами выявляется проблематика в реализации продуктов ИФИ:
• Потребность в формировании единой системы и стандартов Контроль над соответствием продуктов исламских банков законам шариата осуществляется шариатской комиссией исламских ученых, которые, за неимением единой международной системы стандартов, выносят фетву и принимают решение самостоятельно в каждом случае. Мнения религиозных комиссий разных банков по поводу соответствия финансовых решений шариату могут не совпадать, что негативно сказывается на эффективности взаимодействия между финансовыми учреждениями. Хотя
AAOIFI оказывает поддержку в стандартизации исламских продуктов, но в тоже время имеет место быть индивидуальная интерпретация.
• Относительная дороговизна
В исламских банках плата за их услуги — выше, чем в обычных банках, когда они действуют на одних площадках. Одной из причин удорожания услуг исламских банков являются требования соответствия принципов их деятельности не только шариату, но и международным стандартам Sarbanes-Oxly и Basel II. Например, сукук может облагаться двойным и даже тройным налоговым обязательством. Поэтому исламские банки должны бороться за свою клиентуру и добиваться конкурентоспособности.
• Отсутствие законодательства и нормативно-правовой базы для создания полноценной банковской структуры
Налоговые и юридические пробелы в законодательстве западных стран не позволяют осуществлять финансовые операции на основе исламской банковской модели.
• Ограниченные инвестиционные возможности и нехватка квалифицированных специалистов
Благодаря более крупной капитальной базе, наличию опытных специалистов, хорошо развитой сети и связей с инвесторами классические банки более активны в организации инвестиционных проектов. Как это ни парадоксально, но именно классические банки занимают лидирующие позиции по эмиссии наиболее перспективного и доходного продукта ИФИ — сукук.
• Географическая ограниченность и неоднородность распространения исламских продуктов
Предложение финансовых продуктов, соответствующих нормам шариата, значительно ограничена. Основная часть исламских банков действует на территории исламских стран, с развитой экономикой, а именно в странах Персидского залива и Малайзии. При этом в странах Африки и Индонезии, где проживает большая часть верующих мусульман, банковский сектор в целом слабо развит. Что касается немусульманских стран, то большая часть финансовых операций осуществляется в Лондоне. Попытки создание халяльных финансовых продуктов в странах ЕС пока имеют незначительный успех.
• Разрыв между предложением и спросом
Диапазон соответствующих нормам шариата финансовых продуктов в настоящее время не достаточен для удовлетворения роста спроса. Основная часть финансовых продуктов, которые доступны за пределами исламских государств рассчитаны на частных и институциональных инвесторов. Средний класс мусульманского населения Европы не имеет возможности для финансирования покупки дома или для эффективного инвестирования своих активов в соответствии с нормами шариата.
• Отсутствие должной рекламы и информации о продукте
В сознании обывателя исламское банковское дело воспринимается как форма отправления религиозного культа, а не альтернативная форма ведения бизнеса. Например, малоизвестно, что исламские финансы нейтральны и доступны для всех, независимо от религиозных убеждений. Многих отпугивает формулировка «исламский», банкиров начинают подозревать в финансировании терроризма.
Проанализировав вышеизложенные факты можно обозначить ряд предложений по использованию положительного опыта исламской банковской модели совместно с классическими коммерческими банками с целью поддержания устойчивости мирового финансового рынка и создания более справедливой социально-экономической модели:
• Развитие халяльной индустрии в роли альтернативного источника финансирования для диверсификации мировой экономики и преодоления глобального финансового кризиса
• Реформирование правовой базы, регламентирующей правомочность использования альтернативных методов финансирования Законодательная база исламского финансирования может функционировать параллельно основному банковскому законодательству страны, распространяя свою силу лишь на исламские финансовые институты (исламские банки, исламские инвестиционные фонды, исламские страховые компании).
• Внедрение инноваций, отвечающих современному уровню развития высоких технологий.
Исламские финансы должны отойти от имитации классических банковских продуктов и разрабатывать оригинальные решения, предоставлять альтернативные возможности, позволяющие расширить ассортимент продукции. Например, широкое использование информационных технологий: программное обеспечение для ведения отчетности, банкоматы, услуги телефонного банкинга, внедрение соответствующих шариату кредитных карт.
• Информирование клиентской базы о методах и механизмах действия исламской банковской модели.
• Формирование квалифицированных кадров для развития исламского банковского дела
• Преодоление взаимоотчуждения Востока и Запада. Отказ от западоцен-тризма и востокофобии.
• Проведение семинаров, конференции, создание информационных интернет порталов для установления и развития контактов с международными специалистами и зарубежными исламскими финансовыми организациями. Разработка и внедрение образовательных программ по исламской экономике и финансам.
Литература
Исламские финансы и банковская система. Философия, принципы и практика — Линова-Медиа, Казань, 2012
Коран. И. Ю. Крачковский, 2004
Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI) http://www.aaoifi.com
Ernst & Young http://ey.com
Ernst & Young. Ежеквартальный бюллетень
http://www.capitalinsights.info/viewpoints/viewpoints-edition-2/ashar-nazim.aspx Financial Times http://www.ft.com Fitch http://www.fitchratings.com Forbes http://www.forbes.ru
IMF http://www.imf.org/external/russian/index.htm
IMF (2008). Global Financial Stability Report: Containing Systemic Risks and Restoring Financial Soundness. April 2008
Moody's http://moodys.com
Pew Research Center
http://www.pewresearch.org/fact-tank/2013/06/07/worlds-muslim-population-more-widespread-than-you-might-think/
Standard & Poor's http://www.standardandpoors.com
The Banker http://www.thebanker.com