Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ'

ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / РАЗВИТИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЯ / НЕЗАВИСИМОСТИ / ТЕЛЕКАНАЛ / ПРОГРАММА / ЗРИТЕЛЬ / ЭФИР / ФОРМАТ / ТРАНСЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муминджонов Зулфиддин

Данная статья посвящена исследованию эволюция и развития Таджикского телевидения в годы независимости Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION AND DEVELOPMENT OF THE TAJIK TELEVISION IN THE YEARS OF INDEPENDENCE

This article is devoted to the study of the evolution and development of Tajik television in the years of independence of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ»

The author comes to the conclusion that Kaen devoted his entire life to education and eventually wrote five ten seven literary and religious works.

S. N. Kayony wrote in the genres of prose and poetry, especially scientific works, S. N. Cain was wrote poetry. These works are still published in Iran, Afghanistan, India.

Keywords: Said Nader shah Kayani, poetry and prose, cultural and religious, personality.

Сведения об авторе:

Мирзо Мухаммад Рустои - аспирант кафедры теории и истории литература Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни About the author:

Mirzo Muhammad Rustoi — post-graduate in the Department of Theory and History Literature of the Tajik State Pedagogical University named after S.Ayni.

ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Муминджонов З.

Таджикского государственного института культуры и искусств

им. М. Турсунзаде

Самым ответственным и судьбоносным периодом в истории развития телевидения Таджикистана считается временной отрезок, с 1991 года, со дня независимости Республики Таджикистан (9 сентября 1991 г.) до 1997 года ( 27 июня 1997 г.) - подписания Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.

С первых дней обретения Республикой Таджикистан государственной независимости началась непримиримая политическая борьба между старыми и новыми силами общества.

"9 сентябри 1991 года Таджикистан провозгласил о своей государственной независимости и стал суверенной республикой. Начиная с этого периода и в последующие годы в политической, экономической и культурной системе Таджикистана произошли великие изменения, которые по сути были выражением реальной независимости. В области журналистики свидетельством этих изменений явилось полное исчезновение безраздельной партийно-советской системы таджикской печати" [129,253]. Неблагоприятная политическая атмосфера оказывала негативное влияние на деятельность сотрудников таджикского телевидения. В такой сложной атмосфере было очень трудно создавать соответствующие новым условиям программы. "Таджикистан обрел независимость, но через некаторе время на земле таджиков вспыхнула гражданская война. В результате хаос и беспорядок охватили не только государственное управление, но и стали править во всех сферах общественной жизни. Средства массовой информации также не были исключением. Печатались газеты, но они не доходили до читателей в полном объеме. Единственными средствами информации, благодаря которым граждане могли получать новости были радио и телевидение "[46, 18].

На самом деле именно телевидение, которое посредством съемок с места событий и происшествий оперативно информировало граждан, больше всех других средств информации притягивало внимание зрителей к себе. "... величайшая сила кадра заключается в том, что делает человека непосредственным свидетелем происходящих событий на местах" [27, 47]. Возможно, именно по этой причине в годы гражданской войны (90-е годы ХХ века) определенные группы направляли все свои силы именно на захват телевидения.

"Сентябрь 1991- декабрь 1992 годов просторы свободы слова стали настолько широкими, что даже доходило до анархии. Причиной тому были бессилие правительства, начавшееся политическое противостояние и гражданская война. В этот период даже государственная печать выступала против государства. В 1991 году было трудно определить, что является государственным и что является противогосударственным. Но как бы то не было, всё же приходится придерживаться таких норм, что до 5 мая 1992 года государственной печатью были те издания, которые защищали правительство Рахмона Набиева и в отношении оппозиции, по крайней мере, придерживались нейтральности. Ибо в то время не существовало такого печатного органа, которое бы решительно выступало против оппозиции" [129, 256 ].

5-го мая 1992 года Государственная компания телевидения и радио Таджикистана перешла в руки оппозиции. Так называемое "Народное телевидение" ("Телевизиони мардуми") каждодневно показывало новостные программы телевидения Ирана, таджикское радио начинало свою работу с чтения азана (призыва к молитве).

«В г. Душанбе на площади у памятника С. Айни ( у здания Республиканского музея им. К. Бехзода) проходил митинг в поддержку митингующих на плошади «Шахидон» и с целью дополнительного прессинга на митингующих на площади «Озоди» и парламента страны. Несмотря на то, что его

участники требовали освобождения центральных площадей страны - «Шахидон» и «Озоди», которые были заняты митингующими с 4 мая, этот митинг привел к появлению в городе еще одного палаточного городка.

Основными участниками митинга были молодежь района Шохмансур и Каратегинской улицы города Душанбе. Они требовали, чтобы участники митингов на площадях «Шахидон» и «Озоди» разошлись по домам и не мешали нормальному ритму городской жизни. Примерно в 15 часов участники митинга на площади Айни переместились на улицу Бехзод, ближе к зданию Республиканского телевидения. Здесь они продолжали свой митинг. К вечеру несколько молодых людей из числа митингующих, захватили здание телевидения. Примерно в 21 час по Республиканскому телевидению выступили журналисты из состава оппозиции. Таким образом, митинг завершился захватом Республиканского телевидения сторонниками оппозиции. Начиная с 5 мая, Таджикское телевидение стало называться «Народным телевидением Таджикистана» («Телевизиони мардумии Точикистон»)» [85, 151].

Лица, назначенные руководителями новой государственной компании телевидение и радиовещание республики, в период Правительства Национального Примирения Таджикистана, именуя его "народным телевидением", на первых порах стремились превратить его в свободную трибуну всех слоев общества. Однако, постепенно это мощное средство массовой информации стало оружием пропаганды против Правительства Национального Примирения. Обвинение противоположной стороны, умаление авторитета Президента республики и его сторонников стали постоянными темами новообразованной Компании телевидение и радиовещание. Основная часть телевизионных программ, насыщенных политическим и религиозным содержанием, изобиловала царящими в обществе картинами убийств и грабежей, насилий и бесчеловечности.

"Начиная с 5 мая, некоторые средства массовой информации, в особенности радио и телевидение, государственного характера, стали освещать только мнение оппозиции, вошедшей в состав правительства, принижая при этом авторитет Президента. Ближе к октябрю - ноябрю это средство массовой информации став полностью независимым, уже ни к чьему мнению не прислушивалось" [129, 256 ]. Большая часть средств массовой информации Таджикистана в 1992 году в основном были заняты критикой и унижением правительства и законных органов власти.

21 октября 1992 года Государственная Компания телевидения и радиовещание республики была упразднена и вновь переименована в Государственный Комитет телевидения и радиовещание Таджикистана.

С 16 ноября до 2 декабря 1992 года во Дворце Арбоб колхоза имени С.Урунходжаева района Худжанда Согдийской области состоялась XVI Сессия Верховного Совета Республики Таджикистан, двенадцатого созыва. 19 ноября депутатами Верховного Совета республики Эмомали Рахмонов был избран Председателем Верховного Совета Республики Таджикистан. Начиная с этого дня были сделаны первые шаги по восстановлению конституционного Правительства Таджикистана. 2 декабря 1992 года, на ряду с утверждением структуры Правительства Таджикистана, председателем Государственного Комитета телевидение и радиовещание Республики Таджикистан был назначен Бободжон Икромов, а его первым заместителем Ибрагим Усманов. С этого момента начался новый этап по восстановлению таджикского телевидения.

Наряду с укреплением ключевых составляющих структуры госуправления, в тот период, огромное внимание уделялось также и основному средству массовой информации - телевидению и радио. 24 декабря 1994 года Государственный Комитете телевидения и радиовещания был ликвидирован и на его основе был создан Управление телевидения и радиовещание в структуре Министерства культуры и информации Республики Таджикистан. Зрителям предлагались программы "Сарконуни мо" ("Наша Конституция"), "Хукумат" ("Правительство"), "Самараи вахдат" ("Плоды единства"), "Вахдат" ("Единство"), "Вахдат начоти миллат" ("Единство - спасение нации"), "Муколама" ("Беседа"), "Изтироб" ("Тревога"), "Минбар" ("Трибуна") и "Марзи мукаддас" ("Священная граница") посвященные теме мира и национального единства.

Одним словом, начиная с декабря 1992 года до 27 июня 1997 года, то есть времени подписания Всеобщего Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, основными темами телевизионных программ были мир и единство. Телевидение в сотрудничестве с таджикским народом сыграло значимую роль в установлении мира и единства.

Второй период развития телевидения Таджикистана в годы независимости Республики Таджикистан начавшись с 27 июня 1997 года, продолжался до конца 2004 года.

На этом этапе развития наблюдается большая концентрация внимания руководства на кадровых и структурных преобразованиях телевидения, невзирая на то, что это средство массовой информации прежде всего нуждалось в техническом переоснащении. В этот временной отрезок новшествами таджикского телевидения явились создание Продюсерского центра, аналитической группы, новой программы "Субх" ("Утро"), дубляж документальных и мультипликационных фильмов, а также доведение объема передач программ до 9 часов в день. Первым шагом ломки форм телепередач

советской эпохи стало создание 12 августа 1998 года программа "Субх", которая шла в эфире с 6.00 до 8.00 часов. Свободная манера ведущих этой новой телепрограммы, в сравнении с ведущими официальных и серьёзных телепередач, краткие, но информационно насыщенные новостные программы, отвечающие запросам телезрителей, использование музыкальных отечественных и зарубежных клипов способствовали довольно быстрому росту количества её зрителей. Это было новым культурным явлением в жизни народов Таджикистана.

В конце рассматриваемого периода развития телевидения Таджикистана были созданы и представлены зрителям такие интересные и содержательные программы, как "Тадкикоти журналисти"-("Журналистское расследование") "Гирех"- ("Узел"), "Русто"- ("Село"), "Лахзахои гуворо" - ("Приятные мгновения"), "Созхои рангин"- ("Радужные мелодии") "Дурри маъни"- "Жемчужины мысли" и др.

Новый этап развития телевидения Таджикистана, который можно назвать периодом его технического совершенствования, начавшийся в 2005 году, продолжается и по сей день. Данный период развития телевидения Таджикистана характеризуется как техническим совершенствованием, так и охватом его программ большинства регионов республики, улучшением качества телевизионных передач, идущих в эфир.

Государственное учреждение телевидения "Сафина" было создано Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 22 августа 2005 года № 308 и преступило к трансляции своих программ с 3 сентября 2005 года. Этот телевизионный канал, являясь культурно-просветительским, транслирует свои программы на таджикском и русском языке 18 часов в сутки. В числе его ключевых программ можно назвать такие, как информационная программа "Навид"("Новости"), културно-развлекательная программа "Файзи сахар"("Благо утра") "Эчод"(Творчество"), "Оханги дил" ("Мелодия души"), авторские программы "Анохито"("Анахита"), "Муошират"("Общение"), "Нози хаёл"("Блаженство фантазии"), "Сафинаи дидор" ("Парустник встречи"), "Сафои рух" "("Зеркало души"), "Варзиш, часорат, зебои" (Спорт, отвага, красота") и др.

С целью эстетического развития, обогащения духовного мира и расширения кругозора детей и подростков было создано Государственное учреждение телевидения "Бахористон", которое начало трансляции своих программ с 4 сентября 2006 года. Объём трансляции программ этого телеканала составляет 12 часов, основная часть которых идет на таджикском, а также, частично, на русском и английском языках.

Программы "Хабар" ("Новость"), "Ассалом" ("Здравствуйте"), "Махбуб" ("Любимый") "Калидчаи заррин" ("Золотой ключик"), "Офарин" ("Браво"),"Нушин", "Танаффуси калон" ("Большая перемена"), "Як соат" ("Один час"), "Се духтаракон" ("Три девицы"), "Овози тиллои" ("Золотой голос") и другие пользуются большим спросом у таджикской детворы.

С 5 ноября 2008 года к своей деятельности в Республике Таджикистан приступил первый информационный канал "Чахоннамо" ("Зеркало мира"). Этот телевизионный канал днем и ночью транслирует свои информационные программы каждые полчаса на таджикском, русском и английском языках. Самые свежие новости внутри страны и зарубежья становятся достоянием телезрителей благодаря собственным телекорреспондентам, а также отечественным и зарубежным информационным агентствам посредством Интернет - сетей.

26 июня 2006 года Телевидения "Таджикистан" был оснащен цифровой техникой. Эти коренные технические изменения телеканала создали благоприятные возможности увеличения объема трансляции программ с 9 до 18 часов в сутки и его соединения к спутнику. В результате этого сегодня программы ТВ "Таджикистан" могут смотреть в более 50 государствах мира.

На этом канале созданы творческие группы "Симо" и "Фаросу", а также такие новые программы, как "Нигохи комил" ("Совершенный взгляд"), "Сарнавишт" ("Судьба"), "Симо" (Портрет), "Ёдрас" ("Напоминание"), "Тазод" ("Конфликт"), "Пешору" ("Лицом к лицу"), "Хамоиш" ("Симпозиум"), "Олиха", которые пользуются повышенным интересом у зрителей.

1 марта 2016 года к своей деятельности приступили Государственное телевизионное учреждение "Варзиш", "Синамо" и Академия средств массовой информации, которые, как отметил в своей речи Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: "Должны направлять своих зрителей на добрые созидательные поступки, быть способными пробуждать в их сердцах чувство патриотизма, любовь к своему отечеству, пропагандировать высокую нравственность, добрые человеческие качества.

Со дня создания и формирования этого средства массовой информации я всегда подчеркиваю, что телевидение должно иметь национальное лицо и в своей деятельности не допускать подражания или копирования чужых идей и взглядов. Тележурналисты обязаны соблюдать этику своей профессии, беспристрастно и честно отображать все происходящие в обществе события, придерживаться мировых норм этой отрасли" [231].

С первого дня своей деятельности - 1 марта 2016 года Телевидение "Варзиш" среди всех других телевизионных каналов Республики Таджикистан отличалось тем, что предоставляло своим зрителям

программы в цифровом формате ОО. С начала 2017 года Телевидение "Пойтахт", сегодняшнее "Душанбе" и Телевидение "Футбол", через год телевизионные каналы "Таджикистан", "Сафина", "ДЖахоннамо", "Бахористон" и "Синамо" тоже перешли на высококачественный цифровой формат НО, что способствовало предоставлению зрителям высококачественных отечественных телевизионных программ, как на территории Таджикистана, так и за его пределами.

Одним словом, телевидение постепенно заняв своё подобающее место среди других средств массовой информации, превратилось в одно из основных составляющих средств массовой информации республики. Сегодня трудно назвать семью, которая бы не смотрела программы отечественного телевидения. Это средство массовой информации, став зеркалом повседневной реальной жизни общества, оказывая воздействие на массовое сознание, формирует и изменяет мировоззрение народа.

В первые годы независимости Таджикистана таджикское телевидение многократно меняло свои позиции. Так, вначале оно приняло сторону законной власти, затем встало на поддержку идеологии оппозиции. В силу этого программы обрели политический и оскорбительный характер. На телевидении стали преобладать призывы к противостоянию, такие негативные явления, как оскорбление, грубость, местничество и отчуждённость. Телевидение как основное средство влияния использовалось в интересах отдельных групп.

В Таджикистане наряду с государственным телевидением свободно функционируют негосударственные - общественные и частные - телевизионные каналы, что благоприятно отражается на свободном волеизъявление и плюрализме мнений. Человек воспринимает окружающий мир посредством зрения, и это не только окружающие его люди, животные и вещи, но и созданные его воображением, образы, план, схема, формула, текст и графика. Поэтому телевидение приковывает к себе больше внимания, чем другие СМИ - печать и радио. «Согласно данным ОБСЕ, в Таджикистане 97 % домовладельцев имеют телевизоры, а около 80 % постоянно смотрят различные телепрограммы» [401].

Первое независимое телевидение в Таджикистане «Афшин» в городе Истаравшан вышло в эфир 16 ноября 1991 году. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Мавчи озод» (Свободный эфир) стало первой независимой телекомпанией в Кулябском регионе в районе Восеъ и впервые вышло в эфир 11 февраля 1992 году. Программы данной телестудии в целом носят информационный характер. Вещание ведется 4 часа в сутки в основном на таджикском языке. Зона покрытия носит региональный характер.

Основной задачей программ телестудии является формирование демократических настроений в обществе, представление многообразия взглядов и мнений, а также заполнение информационного пространства республики. В 1997 году телестудия получила официальную регистрацию в Комитете РТ по телевидению и радиовещанию.

В городе Пенджикенте с 20 марта 1992 года начало телевещание ТВ «Симо». В 2000 году она изменила свою регистрационную форму на ООО «Симо ТВ». Его телепередачи выходили в эфир ежедневно в течение четырех часов. А с 2007 года этот телеканал выходит в эфир по шесть часов в сутки на двух языках (80 % эфира - на таджикском и 20 % - на русском языке). Время работы телестудии - с 18:00 до 24:00 часов, зона охвата программ этого телеканала - город Пенджикент и его окрестности. В городе Куляб ТВ «Куляб» с 14 мая 1992 года выходит в эфир, как негосударственная телестанция. А с 7 сентября 2001 года ТВ «Куляб» стал государственным телеканалом. Независимое телевидение «Темурмалик» было образовано в июне 1992 года в городе Кайроккум Согдийской области. Студия осуществляла свое вещание, пять раз в неделю с 18:00 до 22:00, охватывая города Кайроккум и Худжанд. Тематический диапазон ее программ был достаточно разнообразен - это передачи информационного, социального, экономического, развлекательного, образовательного планов. Используемые жанры -новости, интервью, сообщение и комментарий, репортаж. Многие передачи направлены на повышение уровня национального самосознания у молодежи. Среди программ выделяется «Забони ман - ча^они ман» («Мой язык - мой мир»), которая выходит в эфир еженедельно. Она имеет формат бесед с учеными, писателями, обществоведами, которые затрагивали вопросы формирования нового мышления в обществе и путей укрепления престижа государственного языка. С 2001 года в связи с экономическими трудностями ТВ «Темурмалик» прекратило свою деятельность.

В городе Канибадаме 20 ноября 1992 начало выходить в эфир ТВ «Анис» и в том же году начиная с 23 декабря в городе Худжанде, приступило к своей деятельности ТВ «Джахоноро». ТВ «Джахоноро» выходило в эфир три раза в неделю (понедельник, среда, суббота) по три часа. После перемещения в город Чкаловск ТВ «Джахоноро» увеличило эфирное время до пяти часов в сутки (с 18:00 до 23:00). Основу телепрограмм «Джахоноро» составляют таджикоязычные передачи. Программы на русском языке выходят реже. Зона вещания охватывает города Чкаловск, Худжанд и их окрестности. Программы отвечают широкому кругу интересов зрительской аудитории - от различных видов новостей до аналитических передач: «Навид» («Новости»), «Мавзуи руз» («Тема дня»), «Саломат бошед» («Будьте здоровы»), «Демократия», «Сохибистеъдод» («Талант»), «Чавонон ва чомеа» («Молодежь и общество»),

«Гулшани адаб» («Цветник благонравиям»), «Оламафруз» («Светило мира»), «Рози дил» («Тайна сердца»), «Бозаргон» («Комерсант»), «Олами варзиш» («Мир спорта»).

ТВ «Регар» в городе Турсунзаде начало выходит в эфир с 20 февраля 1993 года. В городе Душанбе 9 сентября 1993 года, со своими телепередачами, начало выходить в эфир первое негосударственное телевидение «Сомониён». Эта телестудия была организована мерией города Душанбе, Союзом молодежи Таджикистана и творческим коллективом, но просуществовала недолго. Программы «Сомониён» носили в основном информационный и культурно-просветительский характер, время вещания - ежедневно с 9:00 до 17:00, язык вещания - таджикский, русский, охват - город Душанбе и его окрестности. Телевидение «Сомониен» выпускало ряд информационно-аналитических программ, в которых использовались такие жанры, как новость, интервью, репортаж, комментарий, беседа и корреспонденция. Наряду с постоянными программами «Паёми руз» («Послание дня»), «Инсон ва конун» («Человек и закон»»), в эфир выходило множество других разнонаправленных программ, а также осуществлялись показ концертов, мультфильмов, документальных и художественных кинофильмов. ТВ «Сомониён» функционировало до 24 февраля 1994 года. В дальнейшем его вещание сократилось, и программы стали выходить с перебоями, а с марта 2005 года, согласно постановлению комиссии Комитета по телевидению и радиовещанию, деятельность этого телеканала была окончательно приостановлена.

ТВ «Гулакандоз» в районе Дж. Расулова начало выходит в эфир 2 февраля 1994, а ТВ «Пойтахт» в городе Душанбе с 8 сентября 1996 года (о ТВ «Пойтахт»-е подробно остановимся ниже). В 23 января 1998 года в городе Канибадаме начало вещание ТВ «Гули бодом», 15 апреля 1998 года ТВ «Исфара» в городе Исфаре. Другое независимое телевидение ТВ «СМ-1» в городе Худжанде - вышло в эфир 16 апреля 1998 года. До 80 % его программ на таджикском языке, время вещания - 12 часов ежедневно. Среди его телепрограмм «Хабар» («Новость»), «Ташрех» («Коментарий»), «Хафта» («Неделя»), «Сухан» («Слово»), «Дунё» («Мир»), «Дирузу имруз" («День сегодняшний и завтрашний»), «Бонг («Тревога»), «Компас», «Иктисод ва замон» ("Экономика и время»), «Хамсолон» («Ровесники»), «Шабпарак»(«Мотылек»), «Парасту» («Ласточка»), «Устод» («Наставник»), «Ману ту» («Я и ты»), «Офтоби мехрубони» (Солнце внимания»), «Ганчина» («Кладезь»), «Навнихолони боги санъат» (Саженцы сада искусства»), «Созу суз» «Муза радости печали»), «Наво» («Мелодия») и т.д.

В Матчинском районе 15 мая 2000 году приступило к своей деятельности ТВ «Мастчо^», ТВ «К^ургонтеппа» 8 сентября 2000 году в городе Кургонтеппе, а ТВ «Азия», начало свое вещание в городе Худжанде 10 октября 2000 года, девятичасовым заполнением эфира на двух языках - таджикском и русском. Наряду с новостями в сетке вещания ТВ «Азия» можно встретить литературные и культурно-развлекательные передачи, рассказывающие о жизни простых людей. В Зафарабадском районе 10 октября 2002 года начало своёго телевещание ТВ «Парвиз».

ТВ «Симои мустакили Точикистон» ("Независимое телевидение Таджикистана", СМТ) в городе Душанбе вышло в эфир 26 июня 2006 года. Основными задачами ТВ «СМТ» являются содействие прогрессу в обществе, процессам демократизации общества, а также обеспечение население столицы важными сообщениями и новостями. Передачи СМТ ведутся на таджикском и русском языках, общее время в эфире - 8 часов в сутки. Наиболее популярными программа СМТ являются: «Сапедаи зиндаги» («Рассвет жизни»), «Бо шеъру шоир» («С поэзией и поэтом»), «Чашмахо ва решахо» («Родники и корни»), «Дарёи чон» («Река жизни»), «Фархангистон» («Обитель культуры»), «Баррасии матбуот» («Обозрение печати»), «Хамсолон» («Ровесники») и «Мулохиза» («Размышления»). Используются информационные и аналитические жанры как новости, интервью, комментарии, беседа. Ограниченные возможности телесигналов этого телеканала, малый охват информационного пространства, делает его менее конкурентоспособным на рынке телевизионной продукции по сравнению с государственными телеканалами.

В городе Канибадаме 27 июня 2011 году начало выходить в эфир «ТВ-5», 1 сентября 2011 году в городе Худжанд ТВ «Диёр», 13 апреля 2013 году в Аштском районе ТВ «Ашт», а 27 декабря 2013 году в городе Худжанде ТВ «Танин».

С появлением негосударственных телестудий в городах и районах Таджикистана поменялось представление зрительской аудитории о телевидении, которое было сформировано при Советском Союзе. Если ранее телевидение рассматривалось зрителями как объект идеологического воздействия, то с появлением негосударственных телестанциях и использование телепередач музыкально-развлекательного формата представление зрителей о телевидении поменялся кардинально, телевидение теперь воспринималось как одна из форм развлечения.

Появление новой системы негосударственных телевизионных каналов в городах и районах республики стало мощным толчком в преобразованиях Телевидения "Таджикистана" ("Первого канала"). В результате "Первый канал" лишился своего единовластия. Это в свою очередь побудило сотрудников этого канала пересмотреть свои взгляды и с большей ответственностью относится к своим

профессиональным обязанностям. Этот мощный толчок также способствовал рождению нескольких новых государственных телевизионных каналов в республике, их оснащению цифровой техникой, приходу к спутниковой трансляции.

На протяжении 57 лет телевидение в Республике Таджикистан пройдя шесть стадий развития (три стадии до независимости), особенно в годы независимости превратилась в мощную идеологическую структуру и заняло ведущее место среди других средств массовой информации. Трудно представить сегодняшнюю жизнь без телевидения. Каналы государственного телевидения покрывают 99,7 процентов информационного пространства республики. Посредством спутника программы таджикского телевидения смотрят в 50 странах мира. В городах и районах республики население беспрепятственно может смотреть местные телевизионные каналы. Зрителям представлена возможность выбирать и смотреть программы тех телевизионных каналов, которые им по душе, сравнивать качество и профессионализм программ отечественного телевидения с телеканалами передовых стран мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давронов Д. Чахони муосир: мавкеи симо ва садо (Современный мир: место телевидение и радио). - Душанбе, 2007.

2. Муминджонов З. Жанровые особенности и структура программ Общественной телекомпании «Пойтахт» (1996-2006гг.).- Душанбе, 2010.- 187 с.

3. Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й (хроника событий). Том II. Душанбе, 2005. -732 с.

4. .Усмонов И. К. Журналистика. Кисми 1.- Душанбе, 2005. www.ozodi.uk.com. Прощание со старым телевидением,«Диджитал» стучит в дверь. (Худохофизи бо телевизорхои кухна, «дичитол» дар мекубад). 2012, 28.09.

5. www president. tj // Выступление на церемонии открытия государст -венных учреждений телевидений «Варзиш», «Синамо» и Академия средств массовой информации. 2016, 1.03.

ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Данная статья посвящена исследованию эволюция и развития Таджикского телевидения в годы независимости Республики Таджикистан.

Ключевые слова: история, эволюция, развития, телевидения, независимости, телеканал, программа, зритель, эфир, формат, трансляция.

EVOLUTION AND DEVELOPMENT OF THE TAJIK TELEVISION IN THE YEARS OF INDEPENDENCE

This article is devoted to the study of the evolution and development of Tajik television in the years of independence of the Republic of Tajikistan.

Keywords: history, evolution, development, television, independence, TV channel, program, viewer, broadcast, format, broadcast.

Сведения об авторе:

Муминджонов Зулфиддин - заведующий кафедрой телевизионной журналистики Таджикского государственного института культуры и искусств им. М. Турсунзаде, кандидат филологических наук, доцент. Телефон:(+992)935051463. E-mail: zulfiddin.m@mail.ru About the author:

Muminjonov Zulfiddin - Candidate of philological sciences, Associate Professor, Head of the Department of Television Journalism of the Tajik State Institute of Culture and Arts named after M. Tursunzade. Phone: (+ 992) 935051463. E-mail: zulfiddin. m@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.