Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА "БАХОРИСТОН"'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА "БАХОРИСТОН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЖАНРЫ И ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шернаева Фарзона Элназаровна

В статье анализируется деятельность детского телевизионного канала «Бахористон» в современных условиях глобализации и высказываются суждения относительно его дальнейшего развития, предлагаются некоторые пути и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPT AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN TV CHANEL ‘BAKHORISTON'

The article is dealt with the activity of children TV channel "Bakhoriston" in the modern world. The arguments on the future channel development are analyzed as well as some ways and methods are offered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА "БАХОРИСТОН"»

ва мехост онро чун тасввури хеш ба арзи хонанда расонад. Барои ба мак;сад ноил шудан К. Чандар аз калимаву иборах,ои равону чаззоб истифода мекард.

Ба таври умум, доираи мавзуоти адиб доманадору фарох аст. Дар адабиёти урду низ мавк;еи Кришан Чандар назаррас мебошад.

Адабиёт:

1. Azimi Shahob Zafar. Urdu naval ke asalib.- Patna, 2005. - 201 с.

2. Bukhari Suhail. Navalnigarii Urdu, ta'rikhu tanqid. -Lahor: Meri laybrari,

1966. - 254 c.

3. Chandar Krishan. Shikast.-Dehli: Saqi book depo, 1943. - 187 c.

4. Huseini Ali Abbas. Naval ki ta'hbkh aur tanqid. -Lahor: Lahor academy, 1964. - 524 c.

5. Mazhar Hafiz Naim. Pakistani Urdu navalon men islami fikr ki akkasi. - Islamabad:

National University of Modern Languages, 2007. - 331c.

6. Rais Qamar. Tanqidi tanazzur. - Dehli: Educational book house, 1978. - 220 с.

7. Sarmat Yousaf. Bisvi sadi men urdu naval. Haydarabad: National book depo, 1973. -

398 с.

8. Сухочев А. С. От дастана к роману: из истории художественной прозы урду

XIX века. - М.: Наука,1971. - 245 с

ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В «ПОРАЖЕНИЕ» К. ЧАНДАРА

Аннотация. Кришан Чандар является выдающийся писатель современной литературы урду. В его произведениях отражена реальная жизнь индийского народа. Главным героем романа «Поражение» является Шиям. В статье в целом анализируется социальная жизнь простих народов Индии.

Ключевые слова: Кришан Чандар, развития прозы, рассказ, литературная деятельность.

DESCRIPTION OF SOCIAL LIFE IN K.CHANDER'S NOVEL - "DEFEAT"

Abstract. Krishan Chander is an outstanding writer of modern Urdu literature. His works reflected the real life of the Indian people. The main character of his novel "Defeat" is Shiam. The article examines the social life of modern Indian people as a whole.

Key words: Krishan Chander, prose development, literary activity.

Сведения об авторе: Холов Джовид Шодиевич - доцент кафедры таджикской филологии Таджикский педагогический институт в городе Пенджикент, e-mail: javeed@bk.ru

Information about the autor: Kholov Jovid Shodievich - docent of the chair of Tajik philology, Tajik Pedagogical Institute in Panjakent City

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА «БАХОРИСТОН»

Шернаева Ф. Э.

Российско-Таджикский (славянский) университет

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах умственного, психического и физического развития. Этот возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные

особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [2].

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [1].

В одной из своих работ А. Я. Юровский писал: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» [3].

Необходимость изучения поднятой в настоящей статье проблемы связана с тем, что на современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.

Необходимо отметить, что телеканал «Бахористон» был создан 4 сентября 2006 года с учетом возрастающей роли электронных СМИ в формировании общественных ценностей и мировоззрения людей, особенно детей с учетом проявляемого ими интереса к познанию окружающего мира изучению современных информационных технологий и иностранных языков и в целях создания благоприятных и культурных потребностей детей.

Основными задачами и направлениями деятельности нового телеканала определены:

- подготовка и показ познавательных и интеллектуально развивающих телевизионных программ, детских художественных и мультипликационных фильмов, направленных на становление и формирование у ребенка мироощущения окружающего мира, воспитание доброты и справедливости в его детском понимании на примере историй национальных героев и персонажей дастанов, таджикских народных сказок и эпосов других народов мира;

- развитие любознательности, интеллектуальной и творческой активности детей, формирование у них начальных умений, навыков и культуры умственного и физического труда посредством показа обучающих и развлекательно- познавательных телевизионных передач, интеллектуальных игр и викторин, предназначенных для детей дошкольного возраста;

- развитие любознательности, интеллектуальной и творческой активности детей, формирование у них начальных умений, навыков и культуры умственного и физического труда посредством показа обучающих и развлекательно- познавательных для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- поддержка стремления детей к познанию окружающего мира, открытию нового и интересного вокруг себя с использованием современных интерактивных форм и способов трансляции, возможностей цифровых и мультимедийных технологий с учетом возрастных особенностей юных телезрителей;

развитие интереса детей к изучению иностранных языков путем подготовки специальных обучающих телепередач и трансляции иностранных детских художественных, мультипликационных и развлекательно-познавательных фильмов, в том числе субтитрами на таджикском языке;

- формирование у детей познавательного интереса и любви к природе, бережного отношения к окружающей среды, обучение их правильному содержанию и уходу за прирученными домашними птицами и животными, обитателями аквариумов, а также комнатными растениями;

- привитие детям основ физической культуры и интереса к занятию спортом, формированию у детей духа соревновательности, бережного отношения к своему здоровью, овладение необходимыми санитарно-гигиеническими навыками.

Телеканал «Бахористон» включается в состав общедоступного социального пакета цифрового вещание, распространяемого по всей территории республики.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на других каналах телевидения РТ, в сетке вещания неправительственных телестудий и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы.

В наше время это огромное количество специальных программ и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. Приведем примеры некоторых из них.

Телеканал «Бахористон — первый и пока, что единственный детский телеканал. В первые годы вещания на телеканале были представлены обучающие, познавательные передачи и развлекательные шоу. В данный период на канале транслируются: мультфильмы отечественного и зарубежного производства, детские фильмы, сказки. Канал способствует эмоциональному развитию детей.

Этот телеканал — современный телеканал для детей. Универсальный, современный, безопасный, увлекательный, образовательный. Наполнен анимационными фильмами, сказками и мультфильмами отечественного и зарубежного производства, а так же передачами собственного производства «Се духтаракон», «Калидчаи зарин», «Бозёфт», предназначеные для детей от 6-12 лет и их родителей.

Следует отметить, что этот телеканал можно отнести и к разряду детского семейного образовательного телеканал. Он наполнен культурно-просветительскими, образовательными и детскими программами собственного производства. На канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность многих программ — приверженность национальным традициям и ориентация на детей и подростков в возрасте от 3до 16лет. Преимущество передач на данном телеканале посвящено именно изучению и приобщению подрастающего поколения, национальным и общечеловеческим традициям, что, на наш взгляд, способствует не только умственному, эмоциональному, но и духовному развитию детей [4].

Многие передачи на канале созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует успешной социализации ребенка в обществе, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни. Примечательно то, что все это представлено в игровой форме. Для подтверждения высказанной мысли, перечислим некоторые из них: «Махбуб» (Любимый)- первая передача канала ТВ Бахористон в прямом эфире. «Мехри сухан», «Эхсоси дилхо», и т. д.

Увлекательные и доступные мировосприятию детей и подростков передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучающие юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. Программная сетка канала сформирована с учётом особенностей детского телесмотрения .

Основные передачи телеканала «Бахористон»:

1. «Хабар» — единственная информационная программа с актуальными новостями.

2. «Калидчаи зарин (золотой ключик)» — развлекательная передача в форме игры. Участвуют воспитанники детских учреждений и школьники начальных классов.

3. «Се духтаракон (Трое девочек)» — маленькая десятиминутная программка где участвуют трое девчат и рассказывают интересные сказки на ночь.

4. «Бозёфт» (Находка) — проект для молодых и талантливых детей школьников. Цель найти и раскрыть различные таланты и показать их широкой публике. Новинки в мире музыки -программа на русском языке, для тех кто хочет узнать что нового произошло в мире музыки за прошедшую неделю.

5. «Интихоби ман» (Мой выбор) — В специально декорированную студию в виде школьного класса приглашают гостей различных профессий и форм деятельности. Ни в свою очередь рассказывают о своей работе, мотивируя их к выбору той или иной профессии.

Новинки кино- передача на русском языке. Дается краткий обзор новинок в мире кино. Передача для любителей кино.

6. «Омадем бубинем» (Пришли увидеть)-это передача о людях кто служит искусству. Участники и герои программы -поэты и артисты- все кто самоотверженно и с большой любовью трудится в области искусства и литературы.

7. «Дарди дил» - авторская программа З. Давлятовой (Крик души)-передача очень интересная и жизненная. В специально оформленную студию приглашается дети из спецшкол, где ведущей программы беседует с ними на различные темы.

Это далеко не весь перечень программ, транслирующихся на канале «Бахористон», есть и программы о спорте («Субхи худро бо варзиш огоз знамо» (Начни свое утро со спорта), « 7 рузи варзиш» (Семь дней спорта), «Ситорахои варзиш» (Звезды спорта), «Аз таърихи варзиш»(Из истории спорта) «Офарин», «Тахамтан», «Гурдофарид»; о творчестве («Хунар омуз» («Учиь труду»), «Сайри олами театр» («Путешествие в театральный мир»), «Ахтарони экран» («Звезды экрана») и др.

Таким образом, в эфире канала «Бахористон» представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. Передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей, т. е. целевая аудитория это младший школьный возраст.

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что среди разнообразия телевизионных каналов, существуют такие, которые по праву могут называться детскими телеканалами, они способствуют всестороннему развитию детей, их аудитория это дети в возрасте от 0 до 12 лет. Каждый из перечисленных выше

телеканалов постарался разнообразить список передач, которые были бы направлены на удовлетворение детских потребностей (интеллектуальных, эмоциональных). С помощью них дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Все передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей.

Программы для детей и подростков можно встретить на «Первом канале» («ТВТ»); на канале «Сомониён» они помимо отдельных программ, транслируют достаточно большой объем мультфильмов преимущественно зарубежного производства). Данные программы больше рассчитаны на аудитории в возрасте от 12 лет.

Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна.

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать. В заключении хотелось бы отметить следующее, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку.

Литература:

1. Колосов А.А., Сапунов В.И., Тулупов В.В., Цуканова М.И. Техника и технология

СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет.- М.: Издательство Михайлова

В.А.,2008.С.127.

2. Мальцева Л.В.Возрастная психология.- М.: Высшее образование, 2005. С.330

3. Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации /

Телевизионная журналистика.- М.: Высшая школа,2002.с 367

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА «БАХОРИСТОН»

Аннотация. В статье анализируется деятельность детского телевизионного канала «Бахористон» в современных условиях глобализации и высказываются суждения относительно его дальнейшего развития, предлагаются некоторые пути и методы.

Ключевые слова: детское телевидение; информация; образование; жанры и программы.

MODERN CONCEPT AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN

TV CHANEL 'BAKHORISTON'

Abstract. The article is dealt with the activity of children TV channel "Bakhoriston" in the modern world. The arguments on the future channel development are analyzed as well as some ways and methods are offered.

Key words: children TV, information; education; genres and programs.

Сведения об авторе: Шернаева Фарзона Элназаровна - соискатель кафедры история и теория журналистики и электронных СМИ Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: sattori1990@mail.ru

Information about the author: Shernaeva Farzona - researcher of the chair of history and theory of journalism and electronic media, Russian and Tajik (Slovanic) University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.