Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД 60-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД 60-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / ИСТОРИЯ / ПРОГРАММЫ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мирзоева Фарзона Зайналобудиновна

Авторы статьи анализируют роль и место таджикского телевидения на современном этапе, процесс возникновения и функционирования телевидения и телевизионной журналистики в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION PROGRAMS OF THE TAJIK TELEVISION DURING THE PERIOD OF 60-80S OF THE XX CENTURY

The authors analyze the role and place of the Tajik television at the present stage, the emergence and operation of television and television journalism in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД 60-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА»

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА «ШАБАКАИ ЯКУМ»

В статье рассматриваются и анализируются информационные программы на «Шабакаи якум» Таджикского телевидения. Подвергнуты анализу программы аналитические, информационные, экономические, информационные, выходившие в настоящее время.

Ключевые слова: программа, глобализация, цифровое телевидение, информационные передачи.

THE CHARACTERISTIC OF INFORMATION PROGRAMS ON «SHABAKAI YAKUM»

In article information programs on "Shabakai yakum" of the Tajik television are considered and analyzed. Are subjected to the analysis of the program analytical, information, economic, information, leaving now.

Keywords: program, globalization, digital television, information transfers.

Сведения об авторах: Муллоев Шариф Бокиевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой печатных СМИ и PR Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: mulloev_sharif@mail.ru

Аминов Азим Содикович, кандидат филологических наук, доцент кафедры печатных СМИ и PR Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: azim.aminov@mail.ru

About authors: Mulloev Sharif, doctor of philological Sciences, head of the Department of print media and PR Russian-Tajik (Slavic) University

Aminov Azim, PhD in Philology, Associate Professor of the Department of print media and PR Russian-Tajik (Slavic) University

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД 60-80-х гг. ХХ века

Мирзоева Ф. З.

Российско-Таджикский (славянский) университет

Телевидение стало сегодня одним из главных средств социального управления, могучим инструментом воздействия на сознание широких масс, на их взгляды, убеждения, ценные ориентации. Влияние, оказываемое им на жизнь современного общества велико и многообразно. В связи с этим, как отмечает Н.А. Голядкин в своей истории становления и развития телевидение прошло четыре этапа: «первый -экспериментальный; второй - появление и становление регулярного вещания на стандартах; третье - превращение телевидения в главное СМИ и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ; четвертое -внедрение спутникового и кабельного ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора» [3, c. 3].

До сегодняшнего дня в таджикской журналистской науке история и эволюция программ таджикского телевидения не стали объектом отдельного исследования, которая по постановке вопроса относится ко второму этапу сформулированным Н.А. Голядкиным, т.е. «становлению регулярного вещания на стандартах». Цель настоящей статьи является анализ данной проблемы на примере процесса становления регулярного вещания таджикского телевидения 60-80-х годов прошлого века.

Как известно, процесс возникновения и функционирования телевидения и телевизионной журналистики в Республике Таджикистан происходил в русле развития всесоюзной системы электронных средств массовой коммуникации. В период существования Советского Союза таджикское телевидение ничем не отличалась от своих аналогов в любой другой союзной республики, оно являлось одним из составных элементов советского телевидения, представляющего собой совокупность многочисленных телестудий по всей стране, подчиненных Всесоюзному комитету по радиоинформации. Следует отметить, что каждая республика имела свои особенности в отношении природных условий, традиций, уровня развития культуры, в составе населения и т.д. Все это находило отражение на деятельности телестудий этих районов, налагало на них некоторые специфические особенности.Телевидению принадлежало особое место, поскольку электронные СМИ имели для республики приоритетное

значение вследствие труднодоступного горного ландшафта местности, затрудняющего оперативное получение информации населением.3 октября 1959 год принято считать годом образования таджикского телевидения. В этот день в 18 часов по местному времени диктор Рафоат Абдусаломова впервые появилась на телеэкранах жителей столицы и обратилась к первым телезрителям: «Ассалому аллейкум, тамошобинони азиз! Студияи телевизионии Сталинобод намоиши аввалини худро cap мекунад». Диктор Валентина Исаева, которая сидела рядом приветствовала телезрителей: «Здравствуйте, дорогие телезрители! Сталинабадская студия телевидения начинает первую свою передачу» [4, с. 34-55]. Безусловно, для первых лет существования Таджикское телевидение было характерно, во-первых, нехватка квалифицированных специалистов, во-вторых, отсутствие опыта у первых тележурналистов, что, конечно же, негативно сказывалось на качестве и содержании телевизионных передач. Однако находясь под попечительством советских партийных структур, придавших важное значение новому виду электронных СМИ, телевизионная отрасль динамично развивалась, постепенно пополняясь кадрами, которые быстро набирали опыт, совершенствовали навыки работы с оборудованием.

Рассматривая прошлое таджикской тележурналистики через призму современного мышления, сформированного под воздействием демократических преобразований, тем не менее, нельзя не отметить важную роль советской партийной элиты в становлении таджикского телевидения. ЦК партия осознавало, что телевидения открывает новые возможности для повседневного политического, культурного и эстетического просвещения населения, и тех его слоев, которые менее всего охвачены массово-политической работой, становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта.

В этой связи Бюро ЦК КП Таджикистана неоднократно ставило перед Комитетом по радиовещанию и телевидению, а также дирекцией студии, конкретные задачи, направленные на улучшение идейно-художественного качества программ, увеличение производства хроникально-документальных и игровых фильмов, создание циклов специальных образовательных передач для молодого поколения, а также программ, пропагандирующих физкультуру и спорт. Руководствуясь указаниями центральных партийных структур, работники таджикского телевидения на протяжении всей истории развития теле индустрии вели упорную борьбу за повышение технического уровня телепередач, за углубление их смыслового и идейного содержания, разнообразие форм и жанров. Так, год за годом, накапливался опыт, совершенствовалась материально-техническая база, росло мастерство творческого коллектива республиканской телестудии. Посредством телевидения зрители не только получали оперативную информацию о происходящих событиях в стране и мире, но и узнавали об искусстве, литературе, культуре народов мира, нравственных и национальных традициях современной цивилизации, смотрели репортажи, телеочерки, документальные и художественные фильмы, знакомились с выдающимися деятелями культуры и спорта. Помимо этого заметно увеличивалось и число людей, смотрящих передачи. Если в 1960г. у населения республики имелось 200 телевизоров, то в 1970-128200, а в 1977г.-более 520 тыс., что свидетельствовало о том, что с каждым годом растет материальное благополучие трудящихся Таджикистана, повышаются их эстетические запросы. Улучшение материально-технической базы в совокупности с возрастающим творческим потенциалом работников таджикского телевидения отражался также на количестве новых телепрограмм и увеличении эфирного времени. Если в период 60-х - начала 70-х гг. в эфире республиканского ТВзначительное место отводилось трансляции передач из Москвы, с которых собственно и открывали вещание таджикской телестудии, то к концу 70-х гг. практически все эфирное время занимали программы, создаваемые коллективом отечественного телевидения. К примеру, таковой выглядела типичная для периода 60-х - начала 70-х гг. сетка передач в будничные дни. С 12.30 до 15. 30 -Передачи из Москвы. 17.30 - Экран - детям. 18. 05 - Показывает студия «Пионер». «Наш девиз - всегда готов» (на тадж. яз.). 18.20 - Новости (на рус. яз.). 18.35 - Х/ф «Случай в гостинице». 19.45 - Новости (на тадж. яз.). 20.00 - Передача из Москвы «Ленинский университет миллионов». Совершенствование системы управления экономикой на современном этапе. 20.30 - «Сельская жизнь» (на тадж. яз.). 21.00 - Вечерняя сказка. 21.10 - Тележурнал «Адвор» (на тадж. яз.) [6]. В воскресные и субботние дни вещание

обычно начиналось с 10.00 утра с образовательных молодежных программ «Показывает студия «Пионер», «Учись рисовать» и т.п. А так сетка передач стала выглядеть в конце 70-х - начале 80-х гг. 10.00 - «Ахбор». 10.25 - Х/ф «Отец солдата» (на тадж. яз.). 11.30 - Конец дневной программы. 18.00 - Программа передач. 18.05 -Выступает детский хор телевидения и радио. 18.25 - Программа мультфильмов. 19.00 -Новости (на рус. яз.). 19.30 - Теленовелла по пьесам Чехова (на тадж. яз.). 20.00 -«Ахбор» (на тадж. яз.). 20.25 - Концерт по заявкам работников кооперации. 20.45 -Кинозарисовка «Летний вечер». 20.55 - Концерт. 21.30 - Время. 22.05 - Уборка хлеба продолжается. 22.45 - Х/ф «Ах, любовь». 23.30 - Новости (на рус. яз.) [1, с. 5]. Из приведенных примеров видно, что эволюция программ таджикского телевидения в первую очередь отразилась на увеличении эфирного времени, которое заполнили дополнительные новостные блоки и художественные фильмы. Серьезные перемены в телевидении начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны в середине 80-х гг. Период перестройки открыл путь к плюрализму мнений и свободе выражения взглядов. Объявление гласности и перестройки стало причиной заметных изменений в общественной жизни Таджикистана. К концу 80-х гг. в Таджикистане начали появляться неформальные клубы и движения, которые были первыми признаками демократических изменений. Динамичность процессов, происходящих в общественно-политической жизни Республики Таджикистан, процессов, связанных с утверждением демократической государственности и ее институтов, активно воздействовали и на средства массовой информации, коренным образом меняя понимание их роли. Журналистика из средства идеологического давления преобразилась в мощное культурологическое средство, с широким внедрением в сознание масс многовековых духовных ценностей Таджикистана и народов, населявших его. Эти ценности, десятилетиями вытравливаемые из сознания масс, обрели, благодаря печати, телевидению и радио новую жизнь. Новые исторические условия жизни Республики Таджикистан стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в конце 80- х - начале 90-х гг., привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания. Более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации. Информационные процессы в стране в новых условиях дифференцировался, реорганизовался. Изменились и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики. Преобразования в общественно-политической и экономической сфере также нашли отражение в эволюции программ республиканского телевидения. Появление новых передач, обусловленных возросшими запросами аудитории, становилось характерной тенденцией для периода перестройки. Критическому осмыслению жизни страны в условиях рыночных отношений, были посвящены такие передачи, как «Общественное мнение», «Прямой телевизионный разговор», «Негатив», «Встреча», «Контакт» и ряд других, в которых с одной стороны принимали участие высокопоставленные лица государства, с другой - телеаудитория, которую интересовали те или иные актуальные вопросы современности. Примечательной особенностью стало появление передач, основанных на методе журналистского расследования, в которых предпринималась попытка правдивого освещения отдельно взятой проблемы. К примеру, в передаче под названием «Где же надои?», вышедшая в эфир 19 июля 1987 г., журналист республиканского ТВ С. Ситковский пытался выяснить, почему падает рентабельность животноводческой сферы на примере нескольких колхозов Курган-Тюбинской области [2]. Различным проблемам народного хозяйства, функционирующего в условиях рыночных отношений, также были посвящены другие журналистские расследования под такими названиями, как «В зеркале формализма», «Потерянные гектары», «Сколько же стоит вода» и т.п. Другой примечательной тенденцией стало появление новых молодежных программ, передач образовательного, культурно-просветительского характера, а также увеличение количества выхода их в течение недели. Наибольшей популярностью пользовались передачи «Изучаем язык Ильича», которая выходила два раза в месяц, а с 1987 г. стала еженедельной, «Планета детей - планета друзей», «Светофор», «Мир, в котором я живу», Телешкола «Знание», «Чашма», «Музыка и современность», «Пионерия на марше» и др. Таковой выглядела типичная для периода 80-х - начала 90-х гг. сетка

передач таджикского телевидения в будничные дни. 10.00 - «Ахбор». Информационная программа. 10.20 - Х/ф «Белое солнце пустыни». 17.45 - Телешкола «Знание». 18.20 -«Цвети, мой край». Выступление коллективов художественной самодеятельности школьников республики. 19.30 - «Новости». Информационная программа. 19.50 -«Чашма». О таджикско-афганских фольклорных связях. (на тадж. яз.) 20.30 - «Ахбор». Информационная программа. 20.50 - Камерный концерт. Выступление камерного оркестра Минской госфилормонии. 21.30 - Москва. ВРЕМЯ. 22.05 - Х/ф «Вокзал для двоих». 1- серия. 23.15 - Новости дня [2]. Как мы видим, дальнейшая эволюция программ отечественного телевидения нашла отражение в увеличении эфирного времени (17.30 -17.45 начало вечернего эфира по сравнению с 18.00 в период 70-х гг.) и появлении новых программ и передач широкого профиля.

Таким образом, об эволюции программ таджикского телевидения в период 60-80-х гг. можно говорить как о процессе, обусловленным совокупностью ряда объективных факторов. Совершенствование материально-технической базы, увеличение числа квалифицированных сотрудников, накопление профессионального опыта позволяло создавать новые передачи, расширять эфирное время. С другой стороны, трансформация общественно-политической жизни и перемены в социокультурной сфере формировали новые формы осмысления реальности, что, конечно же, диктовало для тележурналистов необходимость поиска адекватных методов реализации возрастающих запросов аудитории.

Литература:

1. Говорит и показывает Душанбе // №23.-1987, 29 мая.

2. Говорит и показывает Душанбе // №30.- 1987, 17 июля.

3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Аспект Пресс,

2014. - 191 с.

4. Джураев А. Телевидение. - Душанбе,1978.

5. Коммунист Таджикистана» // №150. - 1983, 1 июля.

6. Ленинабадская правда // №8.- 1972, 12 января.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ ТАДЖИКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД

60-80-х гг. ХХ века

Авторы статьи анализируют роль и место таджикского телевидения на современном этапе, процесс возникновения и функционирования телевидения и телевизионной журналистики в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: телевидение, тележурналистика, история, программы, эволюция, роль, журналистика.

EVOLUTION PROGRAMS OF THE TAJIK TELEVISION DURING THE PERIOD

OF 60-80s OF THE XX CENTURY

The authors analyze the role and place of the Tajik television at the present stage, the emergence and operation of television and television journalism in the Republic of Tajikistan.

Keywords: television, TV journalism, history, programs, evolution, the role of journalism.

Сведения об авторе: Мирзоева Фарзона Зайналобудиновна, аспирант кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ Российско- Таджикского (славянского) университета, e-mail: farzon-88@mail.ru

АЬо^ author: Mirzoeva Farzona, post-graduate student of the chair of History and Theory of Journalism and Electronic Media, Russian-Tajik (Slavic) University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.