Научная статья на тему 'Эволюция форм доходов коммерческого банка на современном этапе'

Эволюция форм доходов коммерческого банка на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция форм доходов коммерческого банка на современном этапе»

РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.М. ЖЕЛТОНОСОЕ, кандидат экономических наук, профессор Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

На современном этапе рынок финансовых услуг в основном отождествляют с функционированием банковской системы. Это положение можно считать достаточно верным, если рассматривать банки как чисто кредитные учреждения. Но в отечественной и зарубежной литературе сложилось совершенно новое представление о роли и месте банков в финансовой системе. Так, Сар-чев A.M. отмечает, что современные коммерческие банки, особенно крупные, представляют собой фабрики финансовых услуг'.

Хотелось бы обратить внимание на объективные предпосылки расширения сферы непроцентных доходов за счет внедрения новых услуг. В настоящее время происходит эволюция банковской системы в направлении преодоления архаичного подхода, абсолютизирующего ссудно-де-позитную составляющую деятельность коммерческих банков. Новая реальность состоит в том, что банки действуют в качественно иной сфере финансовых услуг. «Технологические изменения сделают еще более сложным и динамичным мир финансовых услуг. Будущую форму финансовых услуг определяет взаимодействие новых технологий с финансовыми инновациями и процессом распространения новых продуктов. Банки утрачивают позиции в деле оказания традиционных услуг — привлечения депозитов и предоставления кредитов, они должны найти опору в других областях, в комплексном сбыте финансовых услуг»2.

' Сарчев A.M. Ведущие коммерческие банки в мировой экономике.,М.: Финансы и статистика, 1992, с. 4.

2 Синкли Дж. мл. Управление финансами в коммерческих банках / Пер. с англ. 4-е перераб. изд. / Под ред. Р. Я. Пинскера.-М.: 1994, с. 51.

М.К. СПРУЖЕВНИКОВА, кандидат экономических наук, специалист ОАО "Альфа-Банк"

Банковские услуги по своей природе являются экономическим продуктом, который может выступать не только в натурально-вещественной, но и в информационной форме. Современной тенденцией банковской системы является их продуктовая диверсификация, вызванная изменениями финансовой среды.

В этой связи меняется концепция коммерческого банка как «портфеля» доходных активов информационного процессора, действующего на рынке финансовых услуг и подвергаемого интенсивному регулированию, он все больше становится регулируемой фирмой финансовых услуг. Будущую форму финансовых услуг будет определять взаимодействие новых технологий с финансовыми инновациями и процессом распространения новых продуктов.

Сегодня для мирового сообщества характерен процесс глобализации и активизации хозяйственной деятельности. Увеличение объема продажи услуг, технологий и интеллектуальной собственности в развитых странах оказало прямое воздействие на развитие банковских услуг. В частности, тенденции глобализации мирового хозяйства стимулировали рост слияний и поглощений крупнейших транснациональных банков. Увеличение объема продажи услуг способствовало дифференциации пакетов банковских услуг для сегментированных групп корпоративных клиентов, реализации идеи комплексности их продажи. Постепенно возрастает значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастает роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции, присущие финансовому рынку развитых стран.

Во-первых, особое внимание уделяется развитию банковских услуг при помощи различных средств телекоммуникации. При этом банки тратят огромные суммы денег на развитие банковских услуг в Интернете.

Во-вторых, возрастает потребность в оказании клиентам различных консультационных услуг по управлению активами, страхованию, наследованию права.

В-третьих, банковские клиенты предъявляют повышенный спрос на качество услуг.

Большое влияние на развитие новых банковских услуг оказывает международная конкуренция, особенно между однотипными банковскими учреждениями. Актуален вопрос внутринациональной конкуренции между банками и страховыми компаниями. Сфера деятельности страховых компаний кроме присущих им классических функций распространяется на торговлю ценными бумагами, управление активами, то есть банковские операции и услуги. Коммерческие банки, в свою очередь, расширяют деятельность в страховом бизнесе.

Изменения потребностей клиентов и возможностей банковских услуг ведут к определенной реорганизации каналов их сбыта. Общение банка с клиентом в стационарном помещении теряет свою актуальность, так как последний получает возможность это делать при помощи электронных систем связи: телефона, факса, компьютера. Важное значение имеет переход от бумажных носителей финансовой информации к электронным, комплексность и быстрота предоставления услуг. Большое внимание уделяется созданию новых консультационных структур и мини-расчетных центров-отделений розничных продаж для клиентов и мелких вкладчиков. Очевидной стала перспектива перевода большей части клиентов на самообслуживание с сохранением института персональных менеджеров для крупных корпоративных клиентов.

Важным направлением в развитии банковских услуг является концентрация банковского капитала и стремление крупнейших банков к комплексности и универсальности их предоставления. Универсальность банковского учреждения подразумевает возможность предоставления комплексного портфеля услуг независимо от географического положения филиала или отделения банка. Большое значение для универсализации деятельности банка играют создание глобальной филиальной сети и развитие корреспондентских отношений.

Развитие информационных и компьютерных технологий, в частности в банковской деятельности, вызвало обострение межбанковской конкуренции на рынке электронных услуг, предусматривающих использование персональных компьютеров и других электронных коммуникационных систем. Появление Интернета стимулировало развитие рынка электронных банковских услуг, отличающихся новыми стандартами проведения финансовых операций и качеством обслуживания. Большая роль в определении перспективности продажи банковской услуги или продукта в Интернете отводится системе автоматизации банка, которая обеспечивает разработку и внедрение новых услуг (расчеты по пластиковым картам, системы «банк-клиент»), повышает качество и быстроту обслуживания, способствует снижению затрат и операционных расходов.

Рынок банковских услуг в Интернете имеет значительные перспективы в странах ЕС. Введение евровалюты и унификация рынка банковских услуг в 15 европейских странах и пяти странах-лидерах: Германии, Франции, Италии, Великобритании и Испании, на которые приходится 79% (116 из 146 млн домашних хозяйств Европы), представляет широкое поле деятельности для их банков. Согласно проведенным опросам, в 2001 году 4 млн клиентов рассматривали Интернет как основной способ проведения банковских операций.

В настоящее время из 400 кредитно-финансовых институтов, представленных в Интернете, банки США и Канады составляют 47%, Европы — 35%, Южной и Центральной Америки - 6%. Из них 90% оказывают информационные и консультационные услуги при помощи электронной почты. 10% банков предлагают своим клиентам услуги, предшествующие самой сделке, — открытие счета, заполнение специальных бланков для получения кредита, расчет его доходности. Одиннадцать банков предлагают клиентам реальные сделки в Интернете: платежи внутри банка и выписки по счетам, платежи в пользу третьих лиц, услуги на дому, в том числе депозитные и инвестиционные3.

Таким образом, подводя итог сказанному выше, необходимо отметить следующие объективные предпосылки расширения сферы непроцентных доходов:

• глобализация и активизация хозяйственной деятельности;

• развитие информационных и компьютерных технологий;

3 Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. -М.: Финансы и статистика, 2002, с. 44.

• возрастающее значение инвестиционных, консультационных и информационных услуг;

• повышенный спрос клиентов на качество предоставляемых услуг;

• международная и внутринациональная межбанковская конкуренция, особенно между банками, предоставляющими однотипный набор услуг;

• конкуренция между банками и страховыми компаниями в силу явной конвергенции их услуг. Многообразие факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности коммерческих банков, определяет необходимость их рассмотрения как многофункциональной и многоцелевой экономической системы4. Поэтому и описание результатов деятельности банков производится с помощью системы экономических показателей.

Основное назначение системы показателей финансовых результатов коммерческих структур состоит во всесторонней, комплексной оценке

4 Система банков края на основании отчетности ГУ ЦБ по Краснодасркому краю выглядит следующим образом: по состоянию на 01.01.2002 на территории края действовало 134 кредитных организации, в том числе 28 самостоятельных банков, имеющих 28 действующих филиалов в крае и 6 - в других регионах РФ; 41 филиал иннорегиональных банков, 37 филиалов Сбербанка РФ; 10 представительств кредитных организаций; 84 дополнительных офиса кредитных организаций и филиалов. За 2001 год величина пассивов банковской системы края увеличилась с 26 до 35,5 млрд, 22% ресурсов приходилось на самостоятельные банки, 62% ресурсов приходилось на региональную сеть филиалов Сбербанка. 16% - на др. инорегиональ-ные банки. Доля ресурсов в иностранной валюте сократилась с 40 до 35%. В структуре пассивов — 92% привлеченные средства (20,9 млрд - Сбербанк РФ; 6,6 млрд - самостоятельные банки; 5,3 млрд - филиалы инорегиональных банков); 60,5% привлеченных ресурсов банковской системы приходится на вклады населения. Доминирующее положение на рынке частных вкладов населения продолжает оставаться за филиалами Сбербанка (86% общего объема остатков вкладов). Активы банковской системы в реальном исчислении увеличились на 18%. В их структуре 44% занимают ресурсы, направленные филиалами инорегиональных банков головным организациям (за 2001 год эта сумма увеличилась на 70% и достигла 15,7 млрд руб.)

Объем кредитов реальному сектору составил составил 11,5 млдр руб., в том числе Сбербанк - 5,5 млрд руб., самостоятельные банки - 3,3 млрд руб., филиалы иннорегиональных банков - 2,7 млрд руб. Доля кредитов в совокупных активах действующих кредитных организаций и филиалов достигла 32%(на 01.01.01 - 22%). Удельный вес кредитов реальному сектору в общем объеме размещенных средств в целов по банковской системе составил 35% против 24% в 2001 году. Доля долгосрочных кредитов в совокупных активах выросла с 7,1 до 7,9%. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитов реальному сектору экономики остался на прежнем уровне - 1%. В течение 2001 года остатки ссудной и приравненной к ней задолженности краевых самостоятельных банков увеличили в полтора раза и достигли 4 млдр руб. Доля сомнительных безнадежных ссуд снизилась с 2,95 до 2,1 %. Доля стандартных ссуд составила 96 против 91,8% в 2001 году: безнадежных ссуд — 1,8 против 3,1%.

На 01.01.02 3 самостоятельных банка (КБ «Одус» (320 тыс. руб.), «Инвестиционный Банк Кубани»(809 тыс.р. ),Банк Новороссийска (2 715 тыс. руб.) и 10 филиалов инорегиональных банков (без Сбербанка) являлись убыточными. Убытки филиалов инорегиональных банков в 2001 году составили 109 млн руб. против 13 млн руб. в 2000 году.

итогов их деятельности, адекватно отражающей происходящие в них экономические процессы.

Алгоритм формирования показателей финансовых результатов коммерческих банков определяется принятой системой бухгалтерского учета и используемыми формами официальной финансовой отчетности, которые различаются как по содержанию, так и по срокам представления их в соответствующие инстанции.Одним из основных видов финансовой отчетности (которая, тем не менее, не называется финансовой) является традиционная бухгалтерская отчетность, включающая в себя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

На основе учетных данных формируется финансовый результат деятельности не только в бухгалтерском балансе, но и в периодической отчетности о прибылях и убытках банка по ф. 102. Безусловными достоинствами этой формы периодической отчетности являются четкая систематизация и структуризация доходов и расходов банка. Группировка доходных и расходных статей по признакам их однородности дает возможность выводить промежуточные результаты от выполнения отдельных видов банковских операций. Все доходы и расходы банка в ней сгруппированы по подразделам, в которых отражаются финансовые результаты от проведения однородных операций. Это делает форму отчетности 102 более аналитичной.

Вместе с тем нужно отметить, что она по-прежнему не отражает ни экономической последовательности формирования конечных финансовых результатов коммерческого банка, ни реального итога его деятельности.

Вторым видом финансовой отчетности, которая предназначена для контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, а также для заинтересованных в результатах деятельности банков лиц, является общая финансовая отчетность. В части формирования финансовых результатов она, как и традиционная отчетность, включает две формы: агрегированный балансовый отчет (ф. 113) и агрегированный отчет о прибылях и убытках (ф. 114). Однако в отличие от традиционного бухгалтерского баланса банка, представляющего по сути ведомость остатков по счетам первого порядка, в основе построения балансового отчета в соответствии с Инструкцией № 17 лежит группировка статей отчета по их экономическому содержанию, осуществляемая в следующем разрезе: активы, обязательства и собственные средства. При этом активы группируются по степени убывания их ликвидности, а пассивы — по мере их востребования, что соответствует принятым в банках западных стран принципам составления отчетности. Построение баланса осу-

ществляется на основе группировки и систематизации балансовых счетов действующего Плана счетов с учетом специальных корректировок.

Финансовый результат, формирующийся по методологии данной формы отчетности, называется чистой прибылью (убытком) отчетного года (то есть очищенной от проведенных операций по уплате налогов, отчислений в фонды, покрытия различных общебанковских расходов).

Форма отчета о прибылях и убытках общей финансовой отчетности коммерческого банка (в соответствии с Инструкцией № 17) также принципиально отличается от традиционного отчета о прибылях и убытках. Эта форма отчетности является экономической моделью формирования показателей финансовых результатов банка. Она построена на принципах соотнесения групп полученных доходов, классифицированных в зависимости от их источников, и соответствующих им групп расходов (процентных, прочих операционных текущих доходов и расходов). Преимуществом данной формы отчета является наличие возможности осуществлять формирование финансовых результатов банка в определенной последовательности, поэтапно, с промежуточными результатами, что позволяет отслеживать этапы формирования прибыли и ее окончательную величину, активно управлять процессом формирования доходов и расходов банка. При этом результирующим показателем его деятельности в данной форме отчетности выступает показатель чистой прибыли.

Использование аналитических моделей, построенных на основе данных отчета о прибылях и убытках, является важным инструментом стратегического и оперативного управления доходами и расходами коммерческого банка. С его помощью банковские менеджеры смогут своевременно воздействовать на формирование финансовых результатов путем выбора из процентных и непроцентных операций тех, уровень доходов по которым выше, вести работу по диверсификации источников доходов, обеспечивать снижение рисков колебаний процентных ставок.

Схематически модель формирования чистой прибыли можно представить в следующем виде:

1. Процентный доход.

2. Процентный расход.

3. Процентная маржа.

4. Операционные доходы.

5. Валовой операционный доход.

6. Операционные расходы.

7. Чистый операционный доход (убыток).

8. Расходы на создание резервов на покрытие возможных убытков по ссудам.

9. Расходы по списанию безнадежных долгов.

10. Убыток (прибыль) от нестандартных событий.

11. Неоперационные доходы и расходы.

12. Чистый доход (убыток) до выплаты налогов.

13. Подоходный налог.

14. Чистый доход (убытки).

Такая группировка статей позволяет определять, в какой степени доходы и расходы банка зависят от проводимых им основных операций (процентных и непроцентных), а в какой степени — от других факторов (расходов по созданию резервов, списанию инвестиций, уплате налогов, прибылей и убытков, полученных от чрезвычайных обстоятельств).

Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества получаемых ими доходов, поскольку они в свою очередь являются главным фактором формирования прибыли кредитных организаций. К числу приоритетных задач анализа доходов банка следует отнести: определение и оценку объема и структуры доходов; изучение динамики доходных составляющих; выявление направлений деятельности и видов операций, приносящих наибольший доход; оценку уровня доходов, приходящихся на единицу активов; установление факторов, влияющих на общую величину доходов, а также доходов, полученных от отдельных видов операций; выявление резервов увеличения доходов.

При анализе структуры доходов последние подразделяются на процентные и непроцентные.

Исторически сложилось так, что наиболее значимыми для банка являются процентные доходы, однако мировая тенденция ведет к расширению сферы непроцентных доходов.

В состав процентных доходов входят:

• доходы от размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов, займов и на счетах в других банках;

• доходы от ссуд, предоставленных другим клиентам;

• доходы от средств, переданных в лизинг;

• доходы от ценных бумаг с фиксированным доходом;

• доходы от других источников.

Анализ процентных доходов банка позволяет выяснить, за счет каких факторов они в основном получены: изменения цены выдаваемых кредитов, использования средств, находящихся на расчетных счетах клиентов, или обоих факторов одновременно. Рост указанных показателей положительно влияет на рост доходов банка при условии соблюдения требований к ликвидности банковских активов.

К непроцентным доходам в коммерческом банке относятся:

• комиссионные доходы;

• доходы от операций с иностранной валютой (кроме процентных), валютными ценностями, курсовые разницы;

• доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества;

• доходы в форме дивидендов;

• другие текущие доходы.

При анализе непроцентных доходов необходимо определить удельный вес их в общем объеме доходов; выявить наиболее прибыльные виды услуг; изучить фактическую себестоимость предоставляемых услуг; оценить качество методического обеспечения, предназначенного для определения себестоимости отдельных видов некредитных услуг; определить эффективность существующей системы стимулирования персонала за качество и уровень стоимости оказываемых услуг.

При проведении анализа совокупных расходов, как и доходов банка, необходимо исходить из деления их на процентные и непроцентные. Процентные расходы составляют, как правило, большую часть расходов. Они включают в свой состав затраты по привлечению средств банков в депозиты, средств клиентов и займы и депозиты; выпуску долговых ценных бумаг; арендной плате; а также другие аналогичные расходы.

В ходе анализа процентных расходов следует оценить удельный вес их в общем объеме расходов банка; определить влияние на их величину изменений в остатках на счетах клиентов по оплачиваемым привлекаемым средствам и среднего уровня процентной ставки по ним (как по ресурсной базе в целом, так и по отдельным ее видам); выявить соответствие динамики процентных ставок по пассивам общей процентной политике банка.

Структура и динамика доходов и

К непроцентным (операционным) расходам в банках относятся:

• комиссионные расходы;

• расходы по оплате труда;

• эксплуатационные расходы;

• расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями;

• курсовые разницы;

• расходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества;

• отрицательные результаты переоценки драгоценных металлов и другие текущие расходы. Операционные расходы банка легче поддаются контролю и анализу, поскольку большая их часть (расходы по оплате труда, эксплуатационные расходы) является относительно постоянной и вполне прогнозируемой величиной. Проанализируем основные формы доходов и

расходов крупнейшего банка Краснодарского края АКБ «Югбанк» в сравнении с ОАО «Альфа-Банк», имеющего на территории края свой филиал.

Данные табл. I и 2 показывают рост доходов обоих банков. Общий доход АКБ «Югбанк» в 2001 году вырос на 10,32%, или на 85 757 тыс. руб., по сравнению с 1999 годом и на 5,08%, или на 44 324 тыс. руб., по сравнению с 2000 годом. Данный рост общих доходов был достигнут за счет резкого увеличения процентных доходов, которые возросли более чем в 2 раза по отношению к 1999 году и почти в 1,5 раза по отношению к 2000 году. Наблюдается и заметное увеличение их доли в общих доходах, которая возросла с 23,90% в 1999 году до 48,54% в 2001 году. Динамика же непроцентных доходов указывает на тенденцию к их снижению. Непроцентные доходы снизились на 25,40%, или на 160 580 тыс. руб., по сравнению с 1999 годом и на 16,40%, или на 92 525 тыс. руб., по

Таблица 1

расходов АКБ «Югбанк», тыс. руб. '

1999 год 2000 год 2001 год динамика

Показатели Абсолютные % Абсолютные % Абсолютные % Абсолютное от- Темп

к итогу к итогу к итогу клонение от базового периода роста

Доходы всего, из них: 830 912,00 100,00 872 345,00 100,00 916 669,00 100,00 85 757,00 110,32

процентные доходы 198 618,00 23,90 308 106,00 35,32 444 955,00 48,54 246 337,00 224,03

непроцентные доходы 632 294,00 76,10 564 239,00 64,68 471 714,00 51,46 -160 580,00 74,60

Расходы всего, из них: 769 833,00 100,00 816 971,00 100,00 810 279,00 100,00 40 446,00 105,25

процентные расходы 121 878,00 15,83 100 096,00 12,25 145 420,00 17,95 23 542,00 119,32

непроцентные расходы 647 955,00 84,17 716 875,00 87,75 664 859,00 82,05 16 904,00 102,61

в т.ч. з/пл и эксплуатационные .94 175,00 12,23 213 374,00 26,12 316 956,00 39,12 222 781,00 336.56

расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистый доход, в том числе: 61 079,00 100,00 55 374,00 100.00 106 390,00 100,00 45 311,00 174,18

чистый процентный доход 76 740,00 125,64 208 010,00 375,65 299 535,00 281,54 222 795,00 390,32

чистый непроцентный доход. -15 661,00 -25,64 -152 636,00 -275.65 -193 145,00 -181,54 -177 484,00 -1 233,29

в т.ч. без учета з/пл и эксплуата- 78 514,00 128.54 60 738,00 109.69 123 811,00 116,37 45 297,00 157.69

ционных расходов

Таблица 2

Характеристика доходов и расходов ОАО «Альфа-Банк» за 2000-2001 годы, тыс. руб.

Показатели Абсолютные % к итогу Абсолютный % к итогу Абсолютное отклонение Относительное отклонение

Доходы, в т.ч.: 19 592 562 100 27 560 295 100 7 967 733 0

процентные 2 689 755 13,73 6 503 382 23,60 3 813 627 9,87

непроцентные 16 902 807 86,27 21 056 913 76.40 4 154 106 -9,87

Расходы, в т.ч.: 19 580 718 100 27 065 538 100 7 484 820 0

процентные 6 349 715 32,43 2 611 070 9,65 -3 738 645 -22.78

нспроцентные 13 231 003 67,57 24 454 468 90,35 11 223 465 -22,78

Чистый доход, в т.ч.: 11 844 100 494 757 100 482 913 0

процентный - 3 659 960 -30901 3 892 312 786,71 7 552 272 31 687,71

непроцентный 3 671 804 31001 - 3 397 555 686,31 -7 069 359 -30 314,69

Таблица 3

Сравнительная характеристика доходов и расходов АКБ «Югбанк» и ФК «Альфа-Банк» за 2001 год, тыс.руб.

Показатели Абсолютный показатель АКБ "Югбанк" % к итогу Абсолютный показатель ОАО "Альфа-банк" % к итогу Отклонение удельных весов, %

Доходов - всего, в т. ч.: 916 669 100 244 682 100 0

процентный 444 955 48,54 88 824 36.30 12,24

непроцентный 471 714 51,46 155 858 63,70 - 12,24

Расходы - всего, в т. ч.: 810 279 100 177 730 100 0

процентные 145 420 17,95 12 400 6.98 10,97

нспроцентные, в т. ч.: 664 859 82,05 165 330 93,02 - 10,97

зарплата и эксплуатационные расходы 316 956 47.67 26 036 15,74 31,93

Чистый доход, в т.ч.: 106 39(1 100 66 952 100 0

процентный 299 535 281,54 76 424 114,15 167,39

непроцентный, в т. ч.: - 193 145 - 181,54 -9 472 - 14,15 - 167,39

без учета зарплаты и эксплутациопнмх расходов 123 811 116.37 16 564 24,47 91,90

сравнению с 2000 годом, резко снизилась и их доля в общих доходах (с 76,10% в 1999 году до 51,46% в 2001 году).

Таким образом, подводя итог проведенному анализу доходов и расходов АКБ «Югбанк», необходимо отметить, что в 2001 году наблюдается рост доходов и расходов. При этом темп роста доходов опережает темп роста расходов, что говорит об эффективности вложенных средств. Структура доходов и расходов АКБ «Югбанк» такова, что непроцентные доходы занимают больший удельный вес, однако в силу большей своей эффективности процентные доходы играют ведущую роль в формировании чистого дохода. При этом следует отметить положительную динамику чистого непроцентного дохода (без учета накладных расходов), расширение сферы и объема непроцентных доходов и, как следствие, постепенное увеличение его доли в чистом доходе.

Согласно данным табл. 2 доход ОАО «Альфа-банк» в 2001 году по сравнению с 2000 годом вырос на 7 967 733 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения доли процентных расходов. Произошло резкое увеличение доли непроцентных расходов на 11 223 465 тыс.руб.

Чистый доход ОАО «Альфа-банк» вырос в 2001 году по сравнению с предыдущим годом на 482 913 тыс. руб. за счет увеличения доли процентных доходов на 7 552 272 тыс. руб., что говорит о

политике «Алфа-банка», направленной на увеличение удельного веса процентных доходов в общем объеме чистого дохода.

Проанализируем динамику роста доходов и расходов крупного банка г. Краснодара АКБ «Юг-банк» и краснодарского филиала иннорегиональ-ного банка — ОАО «Альфа-банк» на уровне региона — Краснодарского края.

Из табл. 3 видно, что наибольший удельный вес в общей сумме доходов «Югбанка» и «Альфа-банка» занимали непроцентные доходы, которые перекрывались накладными непроцентными расходами (непроцентные расходы «Югбанка» больше процентных в 4,5 раза, в филиале «Альфа-бан-ка» — в 13 раз, за счет эксплутационных расходов и расходов на заработную плату).

Рост доходов и расходов показывает положительную динамику чистого непроцентного дохода (без учета накладных расходов) и увеличение его доли в чистом доходе, в основном за счет продажи иностранной валюты в АКБ «Югбанк».

Следовательно, политика «Югбанка» была направлена на увеличение доли непроцентных доходов в общем объеме чистого дохода по сравнению с ОАО «Альфа-банк» на 91,90%.

Таким образом, в банковской системе региона происходят проявления общемировых тенденций развития банковской системы и эволюция форм доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.