Научная статья на тему 'Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе'

Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Желтоносов В. М., Спружевникова М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе»

РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ

В.М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансов Кубанского государственного университета

М.К. СПРУЖЕВНИКОВА, специалист Краснодарского филиала "Альфа-банк"

Изменения экономических отношений, произошедшие в последние годы, отразились на содержании и формах реализации экономических интересов. Результатом разграничения собственности и становления регионов как самостоятельных субъектов экономических отношений явилось проявление качественно обособленных интересов - интересов региона.

Различия интересов субъектов региональной экономики бывают настолько сильны, что входят в противоречие с управлением общественным воспроизводством, а их разрешение должны представлять новые формы и методы реализации интересов.

Возможность наибольшей реализации экономических интересов региона дает рынок финансовых услуг. Сущность финансовой услуги состоит в том, что она отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово - кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещной формы, поскольку ее субстанцией на рынке финансовых услуг являются право-имущественные отношения.

Рынок финансовых услуг включает в себя рынки ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг и является формой движения выводящей финансовые ресурсы общества из потенциального состояния (рис. 1). И рынок ценных бумаг, страховых и банковских услуг - все это рынки финансовых услуг с различным продуктом - услугой, предоставляемой на конкретном сегменте рынка.

Согласно Федеральному закону от 23.06.99 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" субъектами регулируемых отно-

Рис.1. Финансовая услуга в системе распределения стоимости ВВП

шений выступают, прежде всего, финансовые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании соответствующей лицензии сделки и операции на рынке финансовых услуг (включая банки, страховые, инвестиционные и лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды).

В основе их экономической деятельности лежит предоставление финансовых услуг - привлечение и использование денежных средств (в рублях или иностранной валюте) юридических и физических лиц. В абз. 2 ст. 3 упомянутого закона нет исчерпывающего перечня услуг такого рода, также как и закрепленного перечня финансовых организаций.

На наш взгляд, исходя из сущности денег, не всякий ресурс представляет собой реальные деньги, тем более, когда бумажные деньги имеют принудительный курс, задаваемый государством. Поэтому финансовый ресурс может быть в виде реальных денег или выступать в форме товарного или производительного капитала, отсюда возможно расширительное толкование финансового ресурса и, как следствие, услуг. Хотя есть противоположное мнение, товарная форма финансового ресурса также имеет денежную оценку, но в части функции меры стоимости, и обладает определенной ликвидностью. Поэтому движение этих видов ресурсов при помощи финансовых услуг также является составляющей финансового рынка.

Так, например, кредиторская задолженность во многих случаях погашается материальными ресурсами, выплатой заработной платы товаром, взаимозачетами. Таким образом, финансовые услуги в части взаимных долгов оказываются хозяйствующими субъектами, далекими от рынка финансовых услуг. Расчеты в различных формах взаимозачетов вне денежной формы экономики составляют 70 %, в том числе по бартеру 41 %. Это привело к возникновению различных суррогатных инструментов, не подвластных денежным властям, которые заняли одно из основных мест на рынке финансовых услуг, адаптировавшись к банковской системе.

В настоящее время происходит эволюция банковской системы в направлении преодоления архаичного подхода абсолютизирующего ссудно-де-позитную составляющую деятельности коммерческих банков. Новая реальность состоит в том, что банки действуют в качественно иной сфере финансовых услуг. "Технологические изменения сделают еще более сложным и динамичным мир финансовых услуг. Будущую форму финансовых услуг определяет взаимодействие новых технологий с финансовыми инновациями и процессом рас-

пространения новых продуктов. Банки утрачивают позиции в деле оказания традиционных услуг -привлечения депозитов и предоставления кредитов, они должны найти опору в других областях в комплексном сбыте финансовых услуг"1.

Приведенный выше вывод Дж. Синки мл., сделан на основе исследования изменений, произошедших в финансовой среде, окружающей коммерческие банки. При этом автор определяет сферу финансовых услуг как совокупность финансовых фирм, предоставляющих финансовые услуги, называя коммерческие банки, как регулируемые фирмы финансовых услуг, так как они действуют в сфере финансовых услуг и подвергаются интенсивному регулированию2.

Банковские услуги по своей природе являются экономическим продуктом, который может выступать не только в натурально-вещественной, но и в информационной форме3. Современной тенденцией банковской системы является их продуктовая диверсификация, вызванная изменениями финансовой среды. В этой среде действуют фирмы финансовых услуг, к которым следует относить и банки. Отсюда само существование рынка финансовых услуг неизбежно в силу того, что фирмы финансовых услуг не только реализуют свою продукцию, но и создают ее для рыночных целей. Это, прежде всего, связано с секьюритизацией деятельности банков, выраженной в продаже ссуд оформленных в виде ценных бумаг и в таком качестве проданных инвесторам.

По прогнозам зарубежных исследователей, реальная мощь на рынке финансовых услуг перейдет к секьюритизаторам активов, а именно к тем банкам, которые традиционную специализацию заменят универсализацией, слиянием финансовых институтов и рынков. Сейчас процесс секьюрити-зации охватывает такие виды ссуд, как приобретение автомобилей и кредитные карточки. При этом их круг расширяется, банки все больше превращаются в фирмы финансовых услуг, предлагая нетрадиционные для них виды услуг: трансакцион-ные, портфельные (займы путем депозитов), сбор и обработка информации и др.

В этой связи меняется концепция коммерческого банка как "портфеля" доходных активов и информационного процессора действующего на рынке финансовых услуг и подвергаемого интенсивному регулированию, он все больше становится регулируемой фирмой финансовых услуг. Будущую форму финансовых услуг будет определять взаимодействие новых технологий с финансовы-

1 Дж. Синки мл. Управление финансами в коммерческих банках / Пер. с англ. 4-го

переработанного издания // Под ред. Р.Я. Левиты, Б.С. Пискера. М.: 1994, с. 151. : Там же, с. 33.

3 Современный экономический словарь. - 2 изд. испр. - М.: ИНФРА-М, 1999, 479 с.

ми инновациями и процессом распространения новых продуктов, комплексном сбытом финансовых услуг. Согласно мнению Дж. Синки мл., существующее множество технических устройств, применяемых в сфере финансовых услуг, можно свести к одному емкому понятию - "электронные системы передачи фондов", превращающие мир финансовых услуг в более сложный и динамичный4.

Подтверждением этому является ускоренное развитие финансовых Интернет-услуг: управление банковскими счетами, торговля ценными бумагами, осуществление платежей по пластиковым картам. Согласно исследованиям компании "Интернет Маркетинг", 40 % опрошенных банков предлагают своим клиентам управление банковским счетом, 24 % - торговля ценными бумагами, 13 % - платежи по пластиковым кар-

там. Среди банковских специалистов, принявших участие в опросе, 36 % считают, что после внедрения системы Интернет - банкинг сумма среднемесячного остатка на счетах клиента остается прежней, 19 % - сумма остатков возросла, 7 % - уменьшилась. При этом 47 % отметили, что оборот клиентов на их счетах возрастает5.

Очевидно, на рынке финансовых услуг появляются ключевые новшества, ускоряющие внедрение финансовых инноваций. Электронные и информационные услуги, оказываемые на платной основе, становятся важной частью банковских доходов при фиксированной капитальной базе, не связанных с процентными доходами. Общепринято определять чистый процентный доход как разницу между процентными доходами и расходами. Чистый доход, не связанный с процентами, равен

Таблица 1

Эффективность деятельности региональных банков Краснодарского края

на 01.01.2001

№ Наименование банка Собственные средства (капитал) Прибыль (убыток) отчетного года Валюта баланса МК ПНА пнк

1 Кубань (Тимашевск) 4 536 903 23 913 5,272 0,038 0,199

2 Сочигазпромбанк 25 511 3 191 127 218 4,987 0,025 0,125

3 Кубаньбанк 31 163 -506 380 764 12,218 -0,001 -0,016

4 Крыловский 7 020 842 35 583 5,069 0,024 0,120

5 Югбанк 195 220 56 046 4 504 504 23,074 0,012 0,287

6 Новопокровский 3 618 242 13 941 3,853 0,017 0,067

7 Кубаньвнешторгбанк 5 814 3 620 27 106 4,662 0,134 0,623

8 Кавказский с/х банк 8 863 924 44 616 5,034 0,021 0,104

9 Первомайский (Краснодар) 54 093 849 164 619 3,043 0,005 0,016

10 Исток (Гулькевичи) 2 519 451 22 268 8,840 0,020 0,179

11 Новокубанский 1 750 417 14 786 8,449 0,028 0,238

12 ПромФинСервис (Новороссийск) 36 870 13 574 302 825 8,213 0,045 0,368

13 Агрорыбпромбанк (Новороссийск) 2 894 171 20 467 7,072 0,008 0,059

14 Геленджик-банк 29 670 9 161 278 563 9,389 0,033 0,309

15 Сочиинкомбанк 2 531 685 32 454 12,823 0,021 0,271

16 Сочи 46 147 5 537 12 9874 2,814 0,043 0,120

17 Анапа-Инвест 3 600 366 49 669 13,797 0,007 0,102

18 Банк Новороссийска 29 942 -4 471 111 431 3,722 -0,040 -0,149

19 Тимашевск-Номадбанк 2 192 85 7 427 3,388 0,011 0,039

20 Казакбанк (Армавир) 55 182 1 059 172 637 3,129 0,006 0,019

21 Кубань кредит (Краснодар) 23 149 12 422 212 530 9,181 0,058 0,537

22 Кубаньпромбургазбанк (Армавир) 868 13 2 375 2,736 0,005 0,015

23 Юг-Инвестбанк 72 814 18 487 607 181 8,339 0,030 0,254

24 Кубанский универсальный банк 28 378 3 552 106 951 3,769 0,033 0,125

25 Арвеста (Армавир) 1 506 192 И 247 7,468 0,017 0,127

26 Стройбанк (Краснодар) 6 955 845 36 490 5,247 0,023 0,121

27 Югпищебанк (Краснодар) 2 415 137 19 395 8,031 0,007 0,057

28 Инвестиционный Банк Кубани 69 123 -1 210 115 202 1,667 -0,011 -0,018

ИТОГО 754 343 127 584 7 576 036 10,043 0,017 0,169

* Дж. Синки мл., с. 151. 1 Финансовая Россия, 2001, N2 27.

Таблица 2

Группировка коммерческих банков Краснодарского края относительно ставки рефинансирования

по критерию ПНК на 01.01.2001

№ Наименование банка МК ПНА ПНК

А - высокоэффективные

7 Кубаньвнешторгбанк 4,662 0,134 0,623

21 Кубань кредит (Краснодар) 9,181 0,058 0,537

12 ПромФинСервис (Новороссийск) 8,213 0,045 0,368

14 Геленджик-банк 9,389 0,033 0,309

5 Югбанк 23,074 0,012 0,287

15 Сочиинкомбанк 12,823 0,021 0,271

23 Юг-Инвестбанк 8,339 0,030 0,254

В — низкоэффективные

11 Новокубанский 8,449 0,028 0,238

1 Кубань (Тимашевск) 5,272 0,038 0,199

10 Исток (Гулькевичи) 8,840 0,020 0,179

25 Арвеста (Армавир) 7,468 0,017 0,127

2 Сочигазпромбанк 4,987 0,025 0,125

24 Кубанский универсальный банк 3,769 0,033 0,125

26 Стройбанк (Краснодар) 5,247 0,023 0,121

4 Крыловский 5,069 0,024 0,120

16 Сочи 2,814 0,043 0,120

8 Кавказский с/х банк 5,034 0,021 0,104

17 Анапа-Инвест 13,797 0,007 0,102

6 Новопокровский 3,853 0,017 0,067

13 Агрорыбпромбанк (Новороссийск) 7,072 0,008 0,059

27 Югпшцебанк (Краснодар) 8,031 0,007 0,057

19 Тимашевск- Номадбанк 3,388 0,011 0,039

20 Казакбанк (Армавир) 3,129 0,006 0,019

9 Первомайский (Краснодар) 3,043 0,005 0,016

22 Кубаньпромбургазбанк (Армавир) 2,736 0,005 0,015

3 Кубаньбанк 12,218 -0,001 -0,016

28 Инвестиционный Банк Кубани 1,667 -0,011 -0,018

18 Банк Новороссийска 3,722 -0,040 -0,149

ИТОГО 10.043 0.017 0.169

разности между непроцентным доходом (комиссионными) и накладными расходами. Таким образом, происходит модификация основных показателей эффективности банковской деятельности.

К ним относятся общие критерии деятельности банков: прибыль на собственный капитал (ПНК) и прибыль на активы (ПНА). Преобразуя основное банковское уравнение: Активы (А) = Пассивы (П) + Собственный капитал (СК), получим уравнение: СК=А - П, то есть сумма собственного капитала является разностью между суммарными банковскими активами и суммой банковских обязательств.

Согласно точке зрения Дж. Синки мл., прибыль на активы является исчерпывающим показателем эффективности работы банка и измеряется прибылью, приходящейся на 1 денежную единицу активов. "В современной конкурентной среде банки, которые могут получать ПНА в 1 % или более, яв-

' Дж. Синки мл., с. 49.

ляются вполне эффективными. Если мы умножим ПНА на мультипликатор чистой стоимости собственного капитала (МК), то получим прибыль на собственный капитал (ПНК)"6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПНК=ПНА х МК

МК - это рычаг воздействия, делающий ПНК составной частью ПНА, и определяется отношением всех активов ко всему собственному капиталу.

На основе данных о рейтинге банков Главного управления Центрального Банка России нами рассчитаны основные критериальные показатели эффективности деятельности банков Краснодарского края и инорегиональных филиалов, расположенных на его территории. Расчеты показали, что в целом региональные банки имеют ПНА в 1,7 %, что говорит об их эффективной работе (см. табл. 1.). В ней порядковые номера показывают место банка в краевой системе, определенное ГУ ЦБ по Краснодарскому краю.

На основе сравнения ПНК отдельных банков с действующей ставкой рефинансирования (25 %) выполнена группировка банков края на низко- и высокодоходные (табл. 2). В итоге отдача капитала у 21 банка ниже ставки рефинансирования, что говорит о необходимости повышения эффективности управления их активами.

В табл. 3 рассчитана эффективность деятельности инорегиональных банков, расположенных на

территории Краснодарского края. Даже с учетом Сбербанка РФ система филиалов неэффективна и не соответствует региональным интересам. Без учета Сбербанка РФ инорегиональные банки имеют отрицательные значения ПНА и ПНК, и в целом эта подсистема банков убыточна. Но все же, ранжирование инорегиональных банков по признаку ПНА дает нам 18 филиалов, работающих эффективно (без учета Сбербанка РФ).

Таблица 3

Эффективность деятельности инорегиональных банков в Краснодарском крае на 01.01.2001

№ Наименование банка Собственные средства (капитал) Прибыль (убыток) отчетного года Валюта баланса МК ПНА ПНК

1 Автобанк (Краснодар) 53 681 -2 022 57 691 1,075 -0,03505 -0,038

2 СБС-Агро (Краснодар) 1 012 246 -2 878 1 012 246 1,000 -0,00284 -0,003

3 Российский кредит (Анапа) 450 494 -4 491 450 497 1,000 -0,00997 -0,010

4 Российский кредит (Краснодар) 519 523 -2 840 520 439 1,002 -0,00546 -0,005

5 Газпромбанк (Краснодар) 137 376 1 854 160 730 1,170 0,01153 0,013

6 Юганскнефтебанк (Анапа) 5 605 387 5 609 1,001 0,06900 0,069

7 Краснодарский ОАО СПБ 89 761 6 050 115 819 1,290 0,05224 0,067

8 9 Внешторгбанк (Новороссийск) Внешторгбанк (Сочи) 292 929 234 320 -22 652 -9 330 430 757 276 050 1,471 1,178 -0,05259 -0,03380 -0,077 -0,040

10 Внешторгбанк (Краснодар) 60 512 -9 748 104 813 1,732 -0,09300 -0,161

11 МАК-банк (Краснодар) 0 0 0 0 0 0

12 Империал (Новороссийск) 0 0 0 0 0 0

13 Собинбанк (Новороссийск) 42 627 151 44 164 1,036 0,00342 0,004

14 Альфа-банк (Краснодар) 163 994 -2 308 203 454 1,241 -0,01134 -0,014

15 Интурбанк (Сочи) 14 590 616 20 950 1,436 0,02940 0,042

16 Возрождение (Новороссийск) 37 317 -228 61 820 1,657 -0,00369 -0,006

17 Возрождение (Краснодар) 31 624 -343 41 103 1,300 -0,00834 -0,011

18 Олимпийский (пос. Лазаревский) 4 765 93 5 051 1,060 0,01841 0,020

19 Петрокоммерцбанк (Новороссийск) 163 921 2 785 177 942 1,086 0,01565 0,017

20 Глобэксбанк (Краснодар) 0 0 0 0 0 0

21 Метрокомбанк (Кропоткин) 3 666 -516 8 539 2,329 -0,06043 -0,141

22 Метрокомбанк (Туапсе) 5 583 542 17 073 3,058 0,03175 0,097

23 Метрокомбанк (Белореченск) 6 160 420 6 859 1,113 0,06123 0,068

24 Промышленный (Сочи) 4 889 142 30 4 891 575 1,000 0,00001 0,000

25 Нефтепромбанк (Краснодар) 213 833 7 362 272 037 1,272 0,02706 0,034

26 Росбанк (Краснодар) 91 644 2 510 101 029 1,102 0,02484 0,027

27 Импэксбанк (Краснодар) 50 249 122 54 402 1,083 0,00224 0,002

28 Импэксбанк (Анапа) 73 950 1 250 81 642 1,104 0,01531 0,017

29 Российский капитал (Краснодар) 24 653 319 26 953 1,093 0,01184 0,013

30 Газбанк (Ейск) 39 787 2 829 41 617 1,046 0,06798 0,071

31 Новикомбанк (Краснодар) 36 576 728 37 487 1,025 0,01942 0,020

32 Банк Москвы (Краснодар) 120 323 7 060 158 377 1,316 0,04458 0,059

33 Банк Москвы (Сочи) -16 565 1 018 39 948 -2,412 0,02548 -0,061

34 Москомприватбанк (Сочи) 44 139 -3 863 49 338 1,118 -0,07830 -0,088

35 Москомприватбанк (Краснодар) 0 0 0 0 0 0

36 Менатеп СПБ (Новороссийск) 9 726 50 11 301 1,162 0,00442 0,005

37 Менатеп СПБ (Сочи) 250 722 888 262 559 1,047 0,00338 0,004

38 Менатеп СПБ (Краснодар) 14 251 321 19 689 1,382 0,01630 0,023

39 Россельхозбанк (Краснодар) 53 609 10 778 53 609 1,000 0,20105 0,201

ИТО ГО по филиалам 9 226 735 -13 053 98 231 73 1,065 -0,00133 -0,001

40 Сбербанк РФ 16 990 875 340 523 29 355 557 1,728 0,01160 0,020

Всего со Сбербанком 26 257 556 327 467 39 178 726 1,492 0,00836 0,012

Данные табл. 3 и 4 показывают, что инорегио-нальные банки (кроме Сбербанка РФ) неэффективны по показателям ПНА и ПНК, имеют низкие МК. В силу того, что основную массу процентного дохода получают региональные банки и краевой Сбербанк, инорегиональным банкам для повышения ПНА в ближайшей перспективе предстоит наращивать непроцентные виды доходов. Для этого предстоит большая работа в области корпоративного управления, бизнес - планирования, риск - менеджмента в целях преодоления существующих нерыночных принципов функционирования систе-

мы в виде потребительского отношения собственников и руководства банков к ресурсам.

Одним из путей увеличения прибыли на активы (ПНА) является создание дочерних предприятий, ведущих обработку информации и сопровождение сделок на оптовом уровне. К такому предприятию (или службе филиала) следует относиться, как к одному из источников прибыли и как к самоокупающейся организации. Комиссионные окажутся важной частью банковских непроцентных доходов, так как процентная прибыль большинства банков останется небольшой не только в силу

Таблица 4

Эффективность деятельности инорегиональных банков (группировка по критерию ПНА)

№ Наименование банка МК ПНА ПНК

39 Россельхозбанк (Краснодар) 1,000 0,20105 0,201

6 Юганскнефтебанк (Анапа) 1,001 0,06900 0,069

30 Газбанк Ейск 1,046 0,06798 0,071

23 Метрокомбанк (Белореченск) 1,113 0,06123 0,068

7 Краснодарский ОАО СПБ 1,290 0,05224 0,067

32 Банк Москвы (Краснодар) 1,316 0,04458 0,059

22 Метрокомбанк (Туапсе) 3,058 0,03175 0,097

15 Интурбанк (Сочи) 1,436 0,02940 0,042

25 Нефтепромбанк (Краснодар) 1,272 0,02706 0,034

33 Банк Москвы (Сочи) -2,412 0,02548 -0,061

26 Росбанк (Краснодар) 1,102 0,02484 0,027

31 Новикомбанк (Краснодар) 1,025 0,01942 0,020

18 Олимпийский (пос. Лазаревский) 1,060 0,01841 0,020

38 Менатеп СПБ (Краснодар) 1,382 0,01630 0,023

19 Петрокоммерцбанк (Новороссийск) 1,086 0,01565 0,017

28 Импэксбанк (Анапа) 1,104 0,01531 0,017

29 Российский капитал (Краснодар) 1,093 0,01184 0,013

5 Газпромбанк (Краснодар) 1,170 0,01153 0,013

36 Менатеп СПБ (Новороссийск) 1,162 0,00442 0,005

13 Собинбанк (Новороссийск) 1,036 0,00342 0,004

37 Менатеп СПБ (Сочи) 1,047 0,00338 0,004

27 Импэксбанк (Краснодар) 1,083 0,00224 0,002

24 Промышленный (Сочи) 1,000 0,00001 0,000

11 МАК-банк (Краснодар) 0 0 0

12 Империал (Новороссийск) 0 0 0

20 Глобэксбанк (Краснодар) 0 0 0

35 Москомприватбанк (Краснодар) 0 0 0

2 СБС-Агро (Краснодар) 1,000 -0,00284 -0,003

16 Возрождение (Новороссийск) 1,657 -0,00369 -0,006

4 Российский кредит (Краснодар) 1,002 -0,00546 -0,005

17 Возрождение (Краснодар) 1,300 -0,00834 -0,011

3 Российский кредит (Анапа) 1,000 -0,00997 -0,010

14 Альфа-банк (Краснодар) 1,241 -0,01134 -0,014

9 Внешторгбанк (Сочи) 1,178 -0,03380 -0,040

1 Автобанк (Краснодар) 1,075 -0,03505 -0,038

8 Внешторгбанк (Новороссийск) 1,471 -0,05259 -0,077

21 Метрокомбанк (Кропоткин) 2,329 -0,06043 -0,141

34 Москомприватбанк (Сочи) 1,118 -0,07830 -0,088

10 Внешторгбанк (Краснодар) 1,732 -0,09300 -0,161

ИТОГО 1,065 -0,00133 -0,001

конкуренции, но и отношения держателей сбережений к банкам России.

В этой связи нами рассмотрено внедрение нового вида банковского продукта в системе "Альфа - банка" - бензиновых пластиковых карточек, эмитируемых Автобанком.

Одним из высококачественных продуктов кредитной организации является пластиковая карта. Банки сегодня выпускают множество различных карт, например VISA, Eurocard, Mastercard и др. Однако не все банки, а практически только некоторые из них могут оказать весь спектр услуг держателям карт и торговым агентам. Например, такой вид банковской услуги, как отоваривание водителей горюче-смазочными материалами (ГСМ). Бензиновые пластиковые карточки AVTO SHIP, выпущенные кредитным учреждением для безналичной оплаты ГСМ, обычно работают в пределах одного города или района, и крупные фирмы по продаже нефтепродуктов (например, Роснефть) заключают договоры об обслуживании по пластиковым картам в основном с юридическими лицами, что негативно влияет на расширение сотрудничества банка с нефтебазами.

На наш взгляд, необходимы условия сотрудничества, выгодные и нефтебазам, и клиенту -держателю карты, и коммерческому банку, то есть расширение рынка обслуживания по бензиновым пластиковым картам и клиентской базы по потреблению этого вида услуг - привлечение к сотрудничеству физических лиц. Бензиновые пластиковые карты могут быть оформлены не только на определенное физическое лицо, но и на конкретный автомобиль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерческий банк заключает такой договор с оптовиками по продаже нефтепродуктов, чтобы держатель карты мог обслуживаться по всей стране. В основном договора заключают юридические лица, но мы считаем, что физическим лицам это так же удобно, как и предприятиям. К счету пластиковой карты могут быть открыты Основная и Дополнительная карты. Дополнительные карты открываются как на самого клиента, так и на физическое лицо, которому клиент доверяет пользование денежными средствами счета: для физического лица это могут быть родственники, имеющие право пользования его автомобилем по доверенности, для юридического лица -сотрудник организации - водитель, работающий на том же автомобиле.

Любая операция по одной карте автоматически будет списываться и по другой, так как суммарный платежный лимит Основной и Дополнительной карт равен платежному лимиту Основной

карты. Итак, физическое лицо при открытии карты кладет на счет пластиковой карты определенную сумму денежных средств и периодически пополняет ее либо сам, либо дает распоряжение бухгалтеру у себя на работе удерживать и перечислять часть денежных средств и своей заработной платы на счет AVTO SHIP. Если такой услугой пользуется юридическое лицо, то организация перечисляет денежные средства на счет нефтебазы в течение определенного периода, например месяца. Держатель карты при заправке автомобиля на АЗС предъявляет кредитную карточку оператору АЗС, который в свою очередь проводит ее через POS-терминал. В качестве подтверждения клиент получает слип, в котором указаны сумма списанных денежных средств, количество литров выданного бензина и стоимость 1 литра бензина.

В любой момент держатель карты может запросить сводную ведомость о полученном им ГСМ и сверить слипы с ведомостью. Если такой услугой пользуется юридическое лицо, то за расчетный месяц или 10 дней нефтебаза предоставляет ведомость в бухгалтерию предприятия клиента, где идет сверка и списание сумм предоплаты ГСМ со счета дебиторской задолженности на счет расходов.

Данные о списании ГСМ со счета карты поступают из АЗС в маркетинговую службу оптовика.

Например: предприятие заключило договор с нефтебазой об обслуживании своих машин по безналичному расчету пластиковой картой. После этого предприятие покупает каждому водителю (либо на каждую машину) пластиковую карту, выпущенную конкретным коммерческим банком, имеющим также договор с нефтебазой об эмиссии AVTO SHIP. На картах пробивается кодовый номер, присвоенный держателю карты. Все операции

Рис 2. Схема расчетов по бензиновой карте юридического лица

проходят и группируются именно по данному коду. В начале следующего месяца нефтебаза предоставляет ведомость выбранных нефтепродуктов в бухгалтерию организации, где сверяются слипы с ведомостью, и идет разноска по счетам бухгалтерского учета.

Если коммерческий банк является клиентом оптовика, то он работает с предприятием по продаже нефтепродуктов через свой отдел пластиковых карт (ОПК). Если клиент не является кредитной организацией, то отношения клиент - поставщик строятся через маркетинговую службу банка.

Все изложенное выше отображено на рис. 2, где также в качестве юридического лица, пользующегося услугами по пластиковой карте, может выступать коммерческий банк.

Чем же выгодно развитие такой схемы финансовых услуг ее участникам?

Первое: коммерческий банк заинтересован в эмиссии бензиновых карт и их обслуживании, так как при выпуске он получает оплату эмиссии, при обслуживании - ежегодную плату за обслуживание. При этом, зачастую, банки-эк-вайреры заключают с нефтебазой договор о том, что расчетный счет нефтебаза открывает в этой кредитной организации. Следовательно, все денежные средства, которые поступают от клиентов за нефтепродукты, остаются на счете в коммерческом банке-эквайрере, что увеличивает секьюритезацию. Также банк повышает свой имидж на финансовом рынке.

Для АЗС такой проект интересен тем, что идет безналичное списание со счета, а также предприя-

тие платит авансы, следовательно, у АЗС имеются свободные денежные средства, которые можно пустить в оборот, при этом у оптовика трехсторонний договор АЗС - банк - клиент, поэтому в случае возникновения претензий есть к кому их предъявить.

Клиенту (юридическому лицу) выгодно тем, что денежные средства перечисляются безналично, нет отвлечения наличных денежных средств. А также не надо выдавать под отчет денежные средства и отслеживать сроки их погашения. Это приводит к уменьшению объемов работы бухгалтера и подотчетного лица.

Клиенту (физическому лицу) удобна такая заправка ГСМ тем, что при отсутствии наличных денежных средств всегда можно заправиться по карте на любой АЗС.

Государство может отслеживать поток денежных средств и быть уверенным в том, что нет скрытой наличности.

Однако есть один момент, сдерживающий внедрение финансовой инновации: нет единой сети АЗС по всей стране, информационно интегрированной. Ведь самое главное, чтобы каждый водитель мог оплачивать бензин на любой АЗС в стране при помощи кредитной карточки. Сегодня такую возможность могут дать только крупные оптовые предприятия по сбыту нефтепродуктов: Роснефть, Лукойл или Юкос.

Развитие такой схемы банковской услуги приведет к резкому росту и расширению рынка финансовых услуг в части реализации нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.