Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, произошедших с 1994 по 2006 гг., и выполняемой работы АСФ(Н) по ликвидации ЧС(Н) и реабилитации территорий и акваторий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами
Пикалов М.А., Южный РЦ, под ред. Баринова А.М., ЦСИ ГЗ МЧС России
Учитывая важность проводимой аварийно-спасательными формированиями работы по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), связанных с этими разливами, было предусмотрено планом научно-практической работы МЧС России на 2007 год, провести анализ и обобщить опыт работы подразделений МЧС России по данной проблеме.
В этой статье будет представлен опыт работы по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края Южного федерального округа.
Этот материал не вошел в «Аналитический обзор научно-практических работ МЧС России за 2007 год», но представляет, по нашему мнению, определенный интерес для специалистов главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
В последние годы в Российской Федерации продолжается рост ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов. Данные статистики показывают, что размеры зон этих ЧС могут быть различны как по площади, так и по месту происшествия. Однако, даже при относительно малых размерах разливов нефти и нефтепродуктов, последствия могут быть весьма значительными, а главное, могут носить долговременный характер и привести к серьезному ущербу.
Учитывая тяжесть последствий от разливов нефти и нефтепродуктов, а также необходимость принятия неотложных мер по предупреждению разливов и ликвидации последствий в короткие сроки, был принят целый ряд правовых нормативных и методических документов:
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»;
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- нормативные акты, устанавливающие комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (включая аварийные разливы нефти и нефтепродуктов), в том числе по планированию
операций по их ликвидации, осуществляемых компаниями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, во взаимодействии с другими элементами РСЧС.
Специалистами Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю на основе статистических данных за период 1994-2006 годы был проведен анализ ЧС(Н), произошедших на территории края за указанные годы (табл. 1).
Таблица 1
Результаты сравнения ЧС(Н) по плотности, частоте и масштабу за 1994-2006 гг.
Муници- пальные образования (город, район) К-во ЧС (Н) Сведения по плотности ЧС (Н) Масштаб (категория) ЧС (Н) (макс.) Сведения по частоте ЧС(Н)
Площадь, км.кв. СЗ о мщ а И О'—1 * Р Уровень плот- ности За сколько лет зарег. 1 ЧС(Н) К-во ЧС (Н) в среднем за год ь н е м о £
Абинский р-н 6 1624,1 3,7 Сред- ний Муници- пальная 2 0,5 Сред- ний
г. Анапа 2 982,0 2,0 Сред- ний Муници- пальная 7 0,2 Низ- кий
Апшерон-ский р-н 1 2443,2 0,4 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
г.Армавир 1 293,2 3,4 Сред- ний Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Белоглин-ский р-н 1 1494,1 0,7 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Белореченский район 1 1340 0,8 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Брюховецкий р-н 0 1376,1 0
Выселков-ский р-н 5 1730,0 3,0 Сред- ний Муници- пальная 3 0,4 Сред- ний
г. Геленджик 2 1300,0 1,4 Низкий Террито- риальная 7 0,2 Низ- кий
г. Горячий Ключ 4 1718,3 2,4 Сред- ний Муници- Пальная 3 0,3 Сред- ний
Гулькевич-ский р-н 5 1395,6 3,6 Сред- ний Локаль- ная 3 0,4 Сред- ний
Динской р-н 0 1383,0 0
г. Ейск 0 144,1 0
Ейский р-н 1 1979,6 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Кавказский р-н 2 1142,0 1,8 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий
Калининский р-н 0 1516,1 0
Каневский р-н 0 2483,7 0
Кореновский р-н 2 1433,1 1,4 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий
Красноармейский р-н 2 1899,0 1,1 Низкий Муници- пальная 7 0,2 Низ- кий
г. Краснодар 1 690,6 1,4 Низкий Муници- пальная 13 0,1 Низ- кий
г. Кропоткин 1 86,0 11,6 Высо- кий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Крыловский р-н 0 1363,1 0
Крымский р-н 6 1558,1 3,8 Сред- ний Муници- пальная 2 0,5 Сред- ний
Курганин-ский р-н 0 1538,5 0
Кущевский р-н 2 2400,0 0,8 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий
Лабинский р-н 1 1821,3 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Ленинградский р-н 0 1403,1 0
Мостовской р-н 0 3700,0 0
Новокубанский р-н 1 1883,0 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Новопокров-ский р-н 1 2155,6 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
г. Новороссийск 12 834,9 14,5 Высо- кий Террито- риальная 1 0,9 Высо- кий
Отраднен-ский р-н 0 2455,2 0
Павловский р-н 1 1788,8 0,6 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Приморско- Ахтарский р-н 0 2504,0 0
Северский р-н 7 2122,1 3,3 Сред- ний Террито- риальная 2 0,5 Сред- ний
Славянский р-н 2 2200,0 0,9 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий
г. Сочи 1 3497,1 0,3 Низкий Муници- пальная 13 0,1 Низ- кий
Староминский р-н 0 1060,3 0
Тбилисский район 1 991,7 1,0 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Темрюкский р-н 0 1956,7 0
Тимашев-ский р-н 0 1506,4 0
г. Тихорецк 0 86,0 0
Тихорецкий р-н 5 1779,4 2,8 Сред- ний Муници- пальная 3 0,4 Сред- ний
г. Туапсе 1 33,0 30,3 Высо- кий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий
Туапсинский р-н 0 2366,2 0
Успенский р-н 3 1130,0 2,7 Сред- ний Муници- пальная 4 0,2 Низ- кий
Усть- Лабинский р-н 0 1956,7 0
Щербинов-ский р-н 0 1377,1 0
Примечание к таблице:
1. При определении плотности и частоты учитывались как ЧС(Н), так и разливы, не попадающие по критериям, установленным приказом МПР России 2003 года № 156 к ЧС(Н).
2. Для проведения сравнительного анализа распределения территорий муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа) по плотности и частоте возникновения ЧС (Н) установлены условно три уровня: низкий, средний и высокий.
При определении уровня отнесения территории муниципального образования по плотности распределения ЧС (Н) установлены следующие критерии по количеству ЧС(Н) на 1 тыс. кв. км территории:
- низкий - больше 0, но меньше 2;
- средний - от 2 до 4;
- высокий - больше 4.
При определения уровня отнесения территории муниципального образования по частоте распределения ЧС(Н) установлены следующие критерии по количеству лет, за которое в среднем происходила 1 ЧС(Н):
- низкий - реже, чем 1 раз в 3 года;
- средний - 1 раз в 2-3 года;
- высокий - чаще, чем 1 раз в 2 года.
Из табл. 1 следует, что за учитываемый период ЧС(Н) и разливы нефти и нефтепродуктов, по своим параметрам не попадающие под критерии ЧС(Н), зарегистрированы на территории 30 из 48 муниципальных образований (62,%), имеющих статус муниципальных районов и городских округов. В соответствии с установленными критериями (диаграмма 1):
- по плотности распределения ЧС(Н) высокий уровень имеют 3 (6,3% от общего количества муниципальных образований) муниципальных образования, средний - 10 (20,8%); низкий - 17 (35,4%);
- по масштабу ЧС(Н) территориального значения зарегистрированы на территории 3-х муниципальных образований (6,3%), муниципального значения - 10 (20,8%), локального значения - 17 (35,4%);
- частоте возникновения ЧС(Н) высокий уровень имеет одно муниципальное образование (2,1%), средний - 7 (14,6%), низкий - 22 (45,9%).
Наиболее высокий уровень по плотности, масштабу и частоте имеет г. Новороссийск.
Диаграмма 1
Статистический анализ ЧС(Н) и происшествий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на территории муниципальных образований Краснодарского края
□ ЧС(Н) и происшествия (Н) не зарегистрированы
□ Низкий уровень
□ Средний уровень
□ Высокий уровень
а) по плотности распределения ЧС (Н)
□ ЧС(Н) не зарегистрированы
□ ЧС(Н) локального значения
□ ЧС(Н) муниципального значения
□ ЧС(Н) территориального значения
б) по масштабу ЧС(Н)
□ ЧС(Н) и происшествия (Н) не зарегистрированы
□ Низкий уровень
□ Средний уровень
□ Высокий уровень
в) по частоте возникновения ЧС(Н)
Анализ произошедших ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов также позволяет выявить причины их возникновения, которые распределились следующим образом (диаграмма 2):
- отказ оборудования - 25,3%;
- ошибки персонала (ошибки операторов, ремонтных бригад, нарушения правил дорожного движения, управления морскими судами) - 19,0%;
- вмешательство извне (в подавляющем большинстве случаев несанкционированные врезки в магистральные и промысловые нефтепроводы, а также столкновение морских судов) - 45,5%;
- несанкционированные действия организаций по размещению (сбросу) отходов, содержащих нефть и нефтепродукты - 5,1%;
- воздействие неблагоприятных факторов природного характера - 5,1%.
Диаграмма 2
Распределение причин возникновения ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов
□ Отказ оборудования
□ Ошибки персонала
□ Вмешательство извне (врезки)
□ Несанкционированные действия организаций по размещению (сбросу) отходов
□ Воздействие неблагоприятных факторов природного характера
Таким образом, большая часть всех ЧС(Н) и 70% происшествий связана с человеческим фактором.
Объекты, явившиеся источниками (виновниками) возникновения ЧС(Н) и происшествий распределились следующим образом (диаграмма 3):
- магистральные нефтепроводы (в подавляющем большинстве случаев, эксплуатируемые ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы») - 57,0 %;
- промысловые нефтепроводы (ОАО «Краснодарнефтегаз») - 11,4%;
- нефтебазы, ТЭЦ, котельные - 8,9 %;
- буровые - 1,3 %;
- железнодорожный транспорт - 1,3 %;
- автомобильный транспорт - 6,2 %;
-морские суда - 10,1%;
- виновник не выявлен - 3,8 %.
Диаграмма 3
Распределение ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов по источникам (объектам) возникновения
□ магистральные нефтепроводы
□ промысловые нефтепроводы
□ нефтебазы, ТЭЦ, котельные
□ буровые
□ железнодорожный транспорт
□ автомобильный транспорт
□ морские суда
□ виновник не выявлен
Основной «вклад» (почти 70%) в произошедших ЧС(Н) и других разливах нефти и нефтепродуктов принадлежит магистральным и промысловым нефтепроводам.
3. Проведен анализ территорий Краснодарского края, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Для проведения анализа использовались отчетные и справочноаналитические материалы:
- управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю;
- департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края;
- ООО «Институт геолого-экологических технологий и исследований»;
- органов ГО ЧС муниципальных образований.
Источниками загрязнения территорий и водных акваторий являются нефтепромыслы, трубопроводный транспорт, нефтеперерабатывающие заводы, склады ГСМ, автозаправочные станции, принадлежащие различным ведомствам, а также предприятия и организации, использующие в своей деятельности нефть и продукты ее переработки. Потребление нефтепродуктов в крае сегодня превышает 4 млн. т.
Основными причинами загрязнения почвы, грунтовых вод, поверхностных водных акваторий являются:
- отсутствие очистных сооружений почти на всех предприятиях, а те нефтеловушки и отстойники, которые имеются на некоторых базах, практически не очищают стоки и сбрасывают их в близлежащие реки и водоемы;
- стороннее вмешательство (врезка), старение материала, из которого изготовлены трубы, износ оборудования;
- нарушение герметичности подземных и наземных коммуникаций объектов нефтепродуктообеспечения и как результат - косвенный сброс загрязняющих веществ в подземные воды;
- потребление нефтегазодобывающими производствами большого количества воды в технологических целях. С помощью заводнения сейчас добывается более 86 % всей нефти. При этом пластовые воды откачиваются из коллекторов вместе с нефтью. Сброс в водоем единицы объема такой воды делает 40-60 объемов воды непригодной для употребления;
- ликвидация (или законсервирование) нескольких тысяч скважин в послевоенные годы. Многие из них сегодня не удовлетворяют требованиям экологической безо-
пасности: в результате перетоков по таким скважинам нефти углеводороды поднимаясь к верхним горизонтам, загрязняют подземные воды и даже истекают на земную поверхность;
- аварии на морском, автомобильном и железнодорожном транспорте, перевозящем нефть и нефтепродукты, которые приводят к загрязнению почвы, внутренних водоемов и морской среды.
В связи с распространением загрязнения нефтепродуктами окружающей природной среды на территории края происходит накопление углеводородов в верхней части геологического разреза (породы зоны аэрации, грунтовые воды, подземные воды первого водоносного горизонта).
Выявление участков территорий Краснодарского края загрязненных нефтью и нефтепродуктами организовано на основании:
- постановления главы администрации края от 9 декабря 1996 г. №514 «Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края»;
- постановления главы администрации Краснодарского края от 15 мая 2000 г. №355 «О выполнении постановления главы администрации края от 9 декабря 1996 г. №514 "Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.).
Общее количество обследованных действующих объектов хозяйственной и иной деятельности не превышает 15 %. Причем геоэкологическая оценка выполнена главным образом на мелких объектах, которые формируют лишь локальные очаги загрязнения геологической среды. Крупные источники загрязнения (военные и железнодорожные объекты, аэродромы, порты, нефтедобывающие предприятия и т.д.) эти работы или не выполнили совсем, или выполняют далеко не в полном объеме.
Из всего количества обследованных объектов (около 300) загрязнение нефтепродуктами геологической среды выше предельно допустимых концентраций установлено: в почвенном слое около 70 %, в породах зоны аэрации около 55 %, в грунтовых водах - в 30 %.
На территории Краснодарского края установлены места чрезвычайной экологической ситуации, это:
- район г. Ейска (из-за выходов нефтепродуктов в Азовское море в результате подземных разливов с территории хранилищ ГСМ воинской части);
- водоносный горизонт рыхлых отложений реки Туапсинка и акватория порта г. Туапсе (из-за потерь и слива нефти и нефтепродуктов близ лежащих предприятий);
- территория западного питьевого водозабора г. Краснодара (в связи с обнаружением углеводородов на глубине 20 м в подземных водах вблизи аэродрома авиационного училища);
- районы старых нефтепромыслов, находящихся в лицензии предприятий нефтедобычи, а также многие другие объекты хозяйственной деятельности человека, связанные с использованием нефти и нефтепродуктов.
Отсутствие краевого государственного реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов, включая подземные водные объекты (п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2002 г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»), систематизированных данных о состоянии подземных вод первого водоносного горизонта (геоэкологическая паспортизация, геоэкологический мониторинг) не позволяет оценить реальную картину экологической безопасности подземных вод.
Автором научно-практической работы составлен перечень участков загрязненных нефтью и нефтепродуктами. В него вошли 64 загрязненные территории и аквато-
рии Краснодарского края, в том числе: в городах - 34 територии, из них в краевом центре - 6 территорий; в районах, станциях и поселках - 30 территорий.
Площади загрязнения колеблются в различных территориальных образованиях от 25 га до 0,1 га, с глубиной залегания от поверхностного слоя до 22 м.
Сводная информация о степени загрязнения участков территории приведена в
табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная оценка по степени загрязнения участков по уровням
Глубина (вид) загрязнения Степень (уровни) загрязнения
1 2 3
Подземные воды первого водоносного горизонта (в ПДК, 1 ПДК - 0,1 мг/л) 0-50 50-100 100-1000
Породы зоны аэрации (в мг/кг) 0-1500 1500-5000 5000-10000
Поверхностный слой почвы (в мг/кг) 0-1500 1500-5000 5000-10000
4. Проведен прогноз ЧС(Н) на основе анализа произошедших чрезвычайных ситуаций и происшествий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также анализа степени опасности организаций (объектов), производственная деятельность которых связана с эксплуатацией нефти и нефтепродуктов.
Основными источниками возникновения ЧС(Н) на территории Краснодарского края являются аварии, связанные с производственной деятельностью следующих объектов (организаций).
Магистральные нефтепроводы, включая нефтепроводную систему КТК-Р (Каспийский Трубопроводный Консорциум) и 7 магистральных нефтепроводов ОАО «Черномортранснефть».
Общая протяженность магистральных нефтепроводов ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» (ЗАО «КТК - Р») на территории Краснодарского края составляет 299,5 км, протяженность подводного перехода под руслом р. Кубань составляет 1,8 км, протяженность трубопровода по рисовым системам 37,7 км, из них: под рисовыми чеками - 33,2 км, под каналами и дорогами - 4,5 км. Нефтепроводная система КТК-Р проходит по территории 10 муниципальных образований, в том числе Кавказского, Тбилисского, Усть-Лабинского, Кореновского, Динского, Красноармейского Абинского, Крымского районов и городов Кропоткин и Новороссийск.
Большинство элементов нефтепроводной системы КТК-Р уязвимы при технологических авариях, природных стихийных бедствиях, умышленных разрушениях и повреждениях. К неблагоприятным факторам относятся также наличие по трассе нефтепровода и в месте расположения резервуарного парка зон повышенной сейсмичности (до 8-9 баллов) и высокая вероятность возникновения опасных природных атмосферных, геологических и гидрологических процессов (ураганов, смерчей, песчаных бурь, обвально-оползневых явлений, аномальных паводков и др.). Трасса нефтепровода пересекает более 100 водных преград (рек, оросительных каналов, прибойную зону Черноморского побережья).
В ОАО «Черномортранснефть» эксплуатируется 1538 км магистральных нефтепроводов, 194 нитки подводных переходов магистральных нефтепроводов общей протяженностью 112,5 км. Нефтепроводная система проходит по территории 24 муниципальных образований (50% от общего количества муниципальных образований в крае, имеющих статус муниципальных районов и городских округов), включая Кущев-ский, Новопокровский, Белоглиненский, Павловский, Выселковский, Тихорецкий, Ко-реновский, Динской, Красноармейский, Успенский, Кавказский, Новокубанский, Гуль-кевчский, Уст-Лабинский, Белореченский, Апшеронский, Туапсинскй, Северский, Абинский, Крымский районы и города Краснодар, Горячий Ключ, Новороссийск, Туапсе.
Три нефтеперерабатывающих завода: ЗАО «КНПЗ-Кранодар-эконефть» (г. Краснодар), ОАО «Роснефть-Туапсинский НПЗ» (г. Туапсе), ОАО «Афипский НПЗ» (Северский район).
Нефтебазы и хранилища нефтепродуктов. К наиболее крупным относятся перевалочные нефтебазы ОАО «Черномортранснефть» «Заречье» (г. Туапсе), «Грушовая» (г. Новороссийск), «Шесхарис» (г. Новороссийск), «Тихорецкая» (г. Тихорецк), ОАО "НК" Роснефть”- Туапсенефтепродукт ” (г. Туапсе).
Нефтегазодобывающие промыслы (нефтегазодобывающие производства (участки) ОАО «Краснодарнефтегаз».
На балансе ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» состоит 2900,6 км трубопроводов, относящихся к нефтегазосборным промысловым сетям. Нефтяные скважины и внутрипромысловые сети расположены в районах: Абинском, Апшеронском, Бело-глинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Красноармейском, Крыловском, Крымском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском, Староминском, Темрюкском, Успенском и городах Анапа и Горячий Ключ.
На территории Краснодарского края производится добыча нефти на 99 месторождениях из 3427 скважин. Нефтяные скважины и внутрипромысловые сети расположены в районах: Абинском, Апшеронском, Белоглинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Красноармейском, Крыловском, Крымском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском, Староминском, Темрюкском, Успенском и городах Анапа и Горячий Ключ. Всего в крае отрабатываются более 100 нефтяных и газовых месторождений общей площадью горных отводов около 176 тыс. га.
Морские порты, используемые для перевалки нефти и нефтепродуктов
(Новороссийский, Туапсинский, Ейский, порт «Кавказ» (Темрюкский район).
Кроме того, разливы нефти и нефтепродуктов возможны:
- при их транспортировке железнодорожным и автомобильным транспортом, авариях морских и речных судов;
- при несанкционированном размещении отходов нефтепродуктов;
- при естественных выходах нефти на земную поверхность (Северский район);
- при авариях на мелких хранилищах нефтепродуктов и АЗС.
Сведения о ЧС(Н) максимально прогнозируемых на территории края (с учетом объектов, размещаемых на территории соответствующих муниципальных образований) представлены в табл. 3. В качестве источников информации для составления таблицы использованы документы, представленные организациями (декларации безопасности, планы ЛРН).
Таблица 3
Сведения о ЧС(Н) максимально возможного значения, прогнозируемых на терри-
то рии муниципальных образований Краснодарского края
Муниципальные образования Максимально возможное значение прогнозируемой ЧС(Н) Сведения об объекте на территории муниципального образования, по которому проведено прогнозирование
Наименование объекта (организации) Объем нефти (нефте- продук- тов)/!
1 2 3 4
Абинский район региональное НефтебазаООО «Юг-Терминал», (п. Ахтырский) 1280
1 2 3 4
г. Анапа региональное Склад ГСМ ОАО «Аэропорт Анапа» (г. Анапа, п. Витязево) 2600
Апшерон-ский район региональное Линейная часть МП «Тихорецк - Туапсе» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918
г. Армавир федеральное Линейная производственнодиспетчерская станция «Армавир» ОАО «Северо-Кавказский транснефтепродукт» (пос. Нефтекачка) 37572
Белоглин-ский район федеральное Линейная часть МН «Самара-Тихорецк» ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11255
Белореченский район федеральное Нефтебаза Белореченский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт»(г. Белореченск) 14700
Брюховецкий район региональное Нефтебаза Тимашевский филиал Брюховецкий цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (ст. Брюховецкая) 4580
Выселков-ский район региональное Хранилище нефтепродуктовЗАО «Кристалл» ст. Выселки 2000
г. Геленджик локальное АЗС № 12 ООО «Ю-Кубань» (г. Геленджик) 100
г. Горячий Ключ региональное Насосная перекачивающая станция НПС «Псекупская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», (ст. Бакинская) 3573
Гулькевич-ский район региональное Нефтебаза п. КрасносельскийООО «Транспорт» 2320
Динской район федеральное Нефтебаза Краснодарский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт» (ст. Новотиторовская) 11900
г. Ейск территориаль- ное Склад ГСМ ООО «Вера» (г. Ейск) 752
Ейский район территориаль- ное Хранилище нефтепродуктов ООО «АФ Александровская», (с. Александровка) 980
Кавказский район федеральное ППН «Кавказская» ЗАО «Нафтатранс» (ст. Кавказская) 48000
Калининский район муниципаль- ное АЗС ОАО «Агрохимик» (ст. Калининская) 160
Каневский район федеральное Нефтебаза Каневский филиал Каневский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт», (ст. Каневская) 8840
Кореновский район региональное Нефтебаза Кореновский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», (г. Кореновск) 2940
Красноар- мейский район федеральное Линейная часть МП Тихорецк - Новороссийск ПКРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 12356
1 2 3 4
г. Краснодар федеральное Краснодарская ТЭЦ Филиал ОАО «Южная генерирующая компания ТГК-8» (г. Краснодар) 50000
г. Кропоткин региональное Нефтебаза Кропоткинский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Кропоткин) 4500
Крыловский район федеральное Линейная часть МН Лисичанск -Тихорецк I ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 10132
Крымский район федеральное Линейная перекачивающая диспетчерская станция (ЛПДС) «Крымская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», (г.Крымск) 25000
Курганин-ский район региональное Нефтебаза Курганинский филиал ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефте-продукт», (г. Курганинск) 3620
Кущевский район федеральное Нефтебаза Северный филиал Кущевский цех ОАО «НК «Роснефть -Кубаньнефтепродукт», (ст. Кущёвская) 7600
Лабинский район муниципаль- ное Резервуарный парк для хранения ГСМ ООО «Южная нефтяная компания» (г. Лабинск) 200
Ленинградский район региональное Нефтебаза Северный филиал Уманский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (ст. Ленинградская) 3600
Мостовской район муниципаль- ное АЗС ООО «Юг-сервис» (п. Мостовской) 320
Новокубанский район федеральное Линейная часть МП «Малгобек-ТихорецкТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11356
Новопокров-ский район федеральное Нефтебаза Ровненский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (п. Кубанский) 6550
г. Новороссийск федеральное Нефтебаза ООО МХО «Рассвет», (г. Новороссийск) 21360
Отраднен-ский район локальное АЗС ООО «Крокус» (ст. Отрадная) 30
Павловский район федеральное Нефтебаза ООО «Фортуна» (ст. Павловская) 6000
Приморско- Ахтарский район региональное Нефтебаза Ахтарский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Приморско-Ахтарск) 2040
Северский район региональное Насосная перекачивающая станция (НПС) «Карская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (х.? Карский, п. Черноморский) 3850
Славянский район федеральное Нефтебаза Протокский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт», (г. Славянск-на-Кубани) 14700
г. Сочи региональное Нефтебаза Сочинский филиал 3030
1 2 3 4
ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Сочи, Адлеровский район)
Староминский район региональное Нефтебаза Каневский филиал Староминский цех ОАО «НК «Роснефть-Ку-баньнефтепродукт» (ст. Староминская) 4560
Тбилисский район региональное Линейная часть МП Тихорецк - Туапсе КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918
Темрюкский район федеральное База перегрузочнаяООО «СТЛ Трейтинг» (п. Коса Чушка) 5000
Тимашев-ский район региональное Нефтебаза Тимашевский филиал Тимашевский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», (г. Тимашевск) 4600
г. Тихорецк федеральное НефтебазаТихорецкий филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», г. Тихорецк 11000
Тихорецкий район федеральное Перевалочная нефтебаза «Тихорецкая» ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (п. Парковый) 17000
г. Туапсе федеральное Нефтебаза ООО «РН-Туапсенефтепродукт», (г. Туапсе) 20000
Туапсинский район региональное Линейная часть МП «Тихорецк - Туапсе» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918
Успенский район федеральное Линейная часть МП Малгобек-Тихорецк ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11356
Усть- Лабинский район региональное Линейная часть МП Тихорецк - Туапсе КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918
Щербинов-ский район региональное Нефтебаза Азовский филиал Старощербиновский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (ст. Старощербиновская) 3457
Из анализа табл. 1 следует, что в соответствии с требованиями постановления
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изм. постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240) прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций:
- федерального значения на территории 21 муниципального образования;
- регионального значения на территории 20 муниципальных образований;
- территориального значения на территории 2 муниципальных образований;
- муниципального значения на территории 3 муниципальных образований;
- локального значения на территории 2 муниципальных образований. Значительное количество муниципальных образований (85%) на территории
которых возможно возникновение ЧС(Н) высокой категории (федерального и регионального значения) связано:
- с прохождением по территории 24 муниципальных образований магистральных нефтепроводов, относящимися к категории объектов с прогнозируемыми ЧС(Н) федерального и регионального значения;
- со значительным количеством на территории края нефтебаз, которые по своим характеристикам относятся к объектам с категорией прогнозируемых ЧС(Н) регионального и федерального значения (всего таких баз и хранилищ нефтепродуктов, включенных в перечень - 51, размещенных на территории 30 муниципальных образований).
5. Проведен анализ состава, наличия сил, технической оснащенности профессиональных и нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований (АСФ(Н) и АВФ(Н)), действующих на территории края.
Анализируя состав группировки АСФ(Н) и АВФ(Н), дислоцированных на территории края, их техническую оснащенность, можно сделать вывод, что имеющихся сил и средств достаточно для ликвидации ЧС(Н) и разливов нефти нефтепродуктов, развивающихся по наиболее вероятным сценариям развития ситуаций. Данный вывод базируется на оценке действий АСФ(Н) и АВФ(Н) при ликвидации ЧС(Н) и разливов (Н) за рассматриваемый период 1994-2006 годы.
Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов:
- из 1164 организаций (объектов), включенных в перечень, 660 (56,7%) не имеют собственных аттестованных АСФ(Н) или не заключили договора с профессиональными АСФ(Н). В основном это объекты, на которых возможны разливы нефти и нефтепродуктов локального значения (507, т.е. 43,5%);
- исходя из дислокации АСФ(Н) и АВФ(Н) в отдельных случаях (по месту возникновения разлива нефти и нефтепродуктов) вызывает сомнение возможность локализации разлива нефти за время не превышающее нормативное, установленное Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 (4 часа при разливе в акватории и 6 часов при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе);
- не вошло в практику заключение договоров органами местного самоуправления муниципальных образований с профессиональными АСФ(Н) на выполнение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В тоже время АСФ, содержащиеся за счет местных бюджетов не аттестованы на проведение данного вида работ и не имеют соответствующего технического оборудования.