Научная статья на тему 'Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, произошедших с 1994 по 2006 гг. , и выполняемой работы АСФ(н) по ликвидации ЧС(н) и реабилитации территорий и акваторий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами'

Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, произошедших с 1994 по 2006 гг. , и выполняемой работы АСФ(н) по ликвидации ЧС(н) и реабилитации территорий и акваторий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
674
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Пикалов М. А., Баринов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, произошедших с 1994 по 2006 гг. , и выполняемой работы АСФ(н) по ликвидации ЧС(н) и реабилитации территорий и акваторий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами»

Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, произошедших с 1994 по 2006 гг., и выполняемой работы АСФ(Н) по ликвидации ЧС(Н) и реабилитации территорий и акваторий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами

Пикалов М.А., Южный РЦ, под ред. Баринова А.М., ЦСИ ГЗ МЧС России

Учитывая важность проводимой аварийно-спасательными формированиями работы по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), связанных с этими разливами, было предусмотрено планом научно-практической работы МЧС России на 2007 год, провести анализ и обобщить опыт работы подразделений МЧС России по данной проблеме.

В этой статье будет представлен опыт работы по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края Южного федерального округа.

Этот материал не вошел в «Аналитический обзор научно-практических работ МЧС России за 2007 год», но представляет, по нашему мнению, определенный интерес для специалистов главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

В последние годы в Российской Федерации продолжается рост ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов. Данные статистики показывают, что размеры зон этих ЧС могут быть различны как по площади, так и по месту происшествия. Однако, даже при относительно малых размерах разливов нефти и нефтепродуктов, последствия могут быть весьма значительными, а главное, могут носить долговременный характер и привести к серьезному ущербу.

Учитывая тяжесть последствий от разливов нефти и нефтепродуктов, а также необходимость принятия неотложных мер по предупреждению разливов и ликвидации последствий в короткие сроки, был принят целый ряд правовых нормативных и методических документов:

- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»;

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- нормативные акты, устанавливающие комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (включая аварийные разливы нефти и нефтепродуктов), в том числе по планированию

операций по их ликвидации, осуществляемых компаниями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, во взаимодействии с другими элементами РСЧС.

Специалистами Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю на основе статистических данных за период 1994-2006 годы был проведен анализ ЧС(Н), произошедших на территории края за указанные годы (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сравнения ЧС(Н) по плотности, частоте и масштабу за 1994-2006 гг.

Муници- пальные образования (город, район) К-во ЧС (Н) Сведения по плотности ЧС (Н) Масштаб (категория) ЧС (Н) (макс.) Сведения по частоте ЧС(Н)

Площадь, км.кв. СЗ о мщ а И О'—1 * Р Уровень плот- ности За сколько лет зарег. 1 ЧС(Н) К-во ЧС (Н) в среднем за год ь н е м о £

Абинский р-н 6 1624,1 3,7 Сред- ний Муници- пальная 2 0,5 Сред- ний

г. Анапа 2 982,0 2,0 Сред- ний Муници- пальная 7 0,2 Низ- кий

Апшерон-ский р-н 1 2443,2 0,4 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

г.Армавир 1 293,2 3,4 Сред- ний Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Белоглин-ский р-н 1 1494,1 0,7 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Белореченский район 1 1340 0,8 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Брюховецкий р-н 0 1376,1 0

Выселков-ский р-н 5 1730,0 3,0 Сред- ний Муници- пальная 3 0,4 Сред- ний

г. Геленджик 2 1300,0 1,4 Низкий Террито- риальная 7 0,2 Низ- кий

г. Горячий Ключ 4 1718,3 2,4 Сред- ний Муници- Пальная 3 0,3 Сред- ний

Гулькевич-ский р-н 5 1395,6 3,6 Сред- ний Локаль- ная 3 0,4 Сред- ний

Динской р-н 0 1383,0 0

г. Ейск 0 144,1 0

Ейский р-н 1 1979,6 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Кавказский р-н 2 1142,0 1,8 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий

Калининский р-н 0 1516,1 0

Каневский р-н 0 2483,7 0

Кореновский р-н 2 1433,1 1,4 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий

Красноармейский р-н 2 1899,0 1,1 Низкий Муници- пальная 7 0,2 Низ- кий

г. Краснодар 1 690,6 1,4 Низкий Муници- пальная 13 0,1 Низ- кий

г. Кропоткин 1 86,0 11,6 Высо- кий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Крыловский р-н 0 1363,1 0

Крымский р-н 6 1558,1 3,8 Сред- ний Муници- пальная 2 0,5 Сред- ний

Курганин-ский р-н 0 1538,5 0

Кущевский р-н 2 2400,0 0,8 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий

Лабинский р-н 1 1821,3 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Ленинградский р-н 0 1403,1 0

Мостовской р-н 0 3700,0 0

Новокубанский р-н 1 1883,0 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Новопокров-ский р-н 1 2155,6 0,5 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

г. Новороссийск 12 834,9 14,5 Высо- кий Террито- риальная 1 0,9 Высо- кий

Отраднен-ский р-н 0 2455,2 0

Павловский р-н 1 1788,8 0,6 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Приморско- Ахтарский р-н 0 2504,0 0

Северский р-н 7 2122,1 3,3 Сред- ний Террито- риальная 2 0,5 Сред- ний

Славянский р-н 2 2200,0 0,9 Низкий Локаль- ная 7 0,2 Низ- кий

г. Сочи 1 3497,1 0,3 Низкий Муници- пальная 13 0,1 Низ- кий

Староминский р-н 0 1060,3 0

Тбилисский район 1 991,7 1,0 Низкий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Темрюкский р-н 0 1956,7 0

Тимашев-ский р-н 0 1506,4 0

г. Тихорецк 0 86,0 0

Тихорецкий р-н 5 1779,4 2,8 Сред- ний Муници- пальная 3 0,4 Сред- ний

г. Туапсе 1 33,0 30,3 Высо- кий Локаль- ная 13 0,1 Низ- кий

Туапсинский р-н 0 2366,2 0

Успенский р-н 3 1130,0 2,7 Сред- ний Муници- пальная 4 0,2 Низ- кий

Усть- Лабинский р-н 0 1956,7 0

Щербинов-ский р-н 0 1377,1 0

Примечание к таблице:

1. При определении плотности и частоты учитывались как ЧС(Н), так и разливы, не попадающие по критериям, установленным приказом МПР России 2003 года № 156 к ЧС(Н).

2. Для проведения сравнительного анализа распределения территорий муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа) по плотности и частоте возникновения ЧС (Н) установлены условно три уровня: низкий, средний и высокий.

При определении уровня отнесения территории муниципального образования по плотности распределения ЧС (Н) установлены следующие критерии по количеству ЧС(Н) на 1 тыс. кв. км территории:

- низкий - больше 0, но меньше 2;

- средний - от 2 до 4;

- высокий - больше 4.

При определения уровня отнесения территории муниципального образования по частоте распределения ЧС(Н) установлены следующие критерии по количеству лет, за которое в среднем происходила 1 ЧС(Н):

- низкий - реже, чем 1 раз в 3 года;

- средний - 1 раз в 2-3 года;

- высокий - чаще, чем 1 раз в 2 года.

Из табл. 1 следует, что за учитываемый период ЧС(Н) и разливы нефти и нефтепродуктов, по своим параметрам не попадающие под критерии ЧС(Н), зарегистрированы на территории 30 из 48 муниципальных образований (62,%), имеющих статус муниципальных районов и городских округов. В соответствии с установленными критериями (диаграмма 1):

- по плотности распределения ЧС(Н) высокий уровень имеют 3 (6,3% от общего количества муниципальных образований) муниципальных образования, средний - 10 (20,8%); низкий - 17 (35,4%);

- по масштабу ЧС(Н) территориального значения зарегистрированы на территории 3-х муниципальных образований (6,3%), муниципального значения - 10 (20,8%), локального значения - 17 (35,4%);

- частоте возникновения ЧС(Н) высокий уровень имеет одно муниципальное образование (2,1%), средний - 7 (14,6%), низкий - 22 (45,9%).

Наиболее высокий уровень по плотности, масштабу и частоте имеет г. Новороссийск.

Диаграмма 1

Статистический анализ ЧС(Н) и происшествий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на территории муниципальных образований Краснодарского края

□ ЧС(Н) и происшествия (Н) не зарегистрированы

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

а) по плотности распределения ЧС (Н)

□ ЧС(Н) не зарегистрированы

□ ЧС(Н) локального значения

□ ЧС(Н) муниципального значения

□ ЧС(Н) территориального значения

б) по масштабу ЧС(Н)

□ ЧС(Н) и происшествия (Н) не зарегистрированы

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Высокий уровень

в) по частоте возникновения ЧС(Н)

Анализ произошедших ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов также позволяет выявить причины их возникновения, которые распределились следующим образом (диаграмма 2):

- отказ оборудования - 25,3%;

- ошибки персонала (ошибки операторов, ремонтных бригад, нарушения правил дорожного движения, управления морскими судами) - 19,0%;

- вмешательство извне (в подавляющем большинстве случаев несанкционированные врезки в магистральные и промысловые нефтепроводы, а также столкновение морских судов) - 45,5%;

- несанкционированные действия организаций по размещению (сбросу) отходов, содержащих нефть и нефтепродукты - 5,1%;

- воздействие неблагоприятных факторов природного характера - 5,1%.

Диаграмма 2

Распределение причин возникновения ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов

□ Отказ оборудования

□ Ошибки персонала

□ Вмешательство извне (врезки)

□ Несанкционированные действия организаций по размещению (сбросу) отходов

□ Воздействие неблагоприятных факторов природного характера

Таким образом, большая часть всех ЧС(Н) и 70% происшествий связана с человеческим фактором.

Объекты, явившиеся источниками (виновниками) возникновения ЧС(Н) и происшествий распределились следующим образом (диаграмма 3):

- магистральные нефтепроводы (в подавляющем большинстве случаев, эксплуатируемые ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы») - 57,0 %;

- промысловые нефтепроводы (ОАО «Краснодарнефтегаз») - 11,4%;

- нефтебазы, ТЭЦ, котельные - 8,9 %;

- буровые - 1,3 %;

- железнодорожный транспорт - 1,3 %;

- автомобильный транспорт - 6,2 %;

-морские суда - 10,1%;

- виновник не выявлен - 3,8 %.

Диаграмма 3

Распределение ЧС(Н) и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов по источникам (объектам) возникновения

□ магистральные нефтепроводы

□ промысловые нефтепроводы

□ нефтебазы, ТЭЦ, котельные

□ буровые

□ железнодорожный транспорт

□ автомобильный транспорт

□ морские суда

□ виновник не выявлен

Основной «вклад» (почти 70%) в произошедших ЧС(Н) и других разливах нефти и нефтепродуктов принадлежит магистральным и промысловым нефтепроводам.

3. Проведен анализ территорий Краснодарского края, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Для проведения анализа использовались отчетные и справочноаналитические материалы:

- управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю;

- департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края;

- ООО «Институт геолого-экологических технологий и исследований»;

- органов ГО ЧС муниципальных образований.

Источниками загрязнения территорий и водных акваторий являются нефтепромыслы, трубопроводный транспорт, нефтеперерабатывающие заводы, склады ГСМ, автозаправочные станции, принадлежащие различным ведомствам, а также предприятия и организации, использующие в своей деятельности нефть и продукты ее переработки. Потребление нефтепродуктов в крае сегодня превышает 4 млн. т.

Основными причинами загрязнения почвы, грунтовых вод, поверхностных водных акваторий являются:

- отсутствие очистных сооружений почти на всех предприятиях, а те нефтеловушки и отстойники, которые имеются на некоторых базах, практически не очищают стоки и сбрасывают их в близлежащие реки и водоемы;

- стороннее вмешательство (врезка), старение материала, из которого изготовлены трубы, износ оборудования;

- нарушение герметичности подземных и наземных коммуникаций объектов нефтепродуктообеспечения и как результат - косвенный сброс загрязняющих веществ в подземные воды;

- потребление нефтегазодобывающими производствами большого количества воды в технологических целях. С помощью заводнения сейчас добывается более 86 % всей нефти. При этом пластовые воды откачиваются из коллекторов вместе с нефтью. Сброс в водоем единицы объема такой воды делает 40-60 объемов воды непригодной для употребления;

- ликвидация (или законсервирование) нескольких тысяч скважин в послевоенные годы. Многие из них сегодня не удовлетворяют требованиям экологической безо-

пасности: в результате перетоков по таким скважинам нефти углеводороды поднимаясь к верхним горизонтам, загрязняют подземные воды и даже истекают на земную поверхность;

- аварии на морском, автомобильном и железнодорожном транспорте, перевозящем нефть и нефтепродукты, которые приводят к загрязнению почвы, внутренних водоемов и морской среды.

В связи с распространением загрязнения нефтепродуктами окружающей природной среды на территории края происходит накопление углеводородов в верхней части геологического разреза (породы зоны аэрации, грунтовые воды, подземные воды первого водоносного горизонта).

Выявление участков территорий Краснодарского края загрязненных нефтью и нефтепродуктами организовано на основании:

- постановления главы администрации края от 9 декабря 1996 г. №514 «Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края»;

- постановления главы администрации Краснодарского края от 15 мая 2000 г. №355 «О выполнении постановления главы администрации края от 9 декабря 1996 г. №514 "Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.).

Общее количество обследованных действующих объектов хозяйственной и иной деятельности не превышает 15 %. Причем геоэкологическая оценка выполнена главным образом на мелких объектах, которые формируют лишь локальные очаги загрязнения геологической среды. Крупные источники загрязнения (военные и железнодорожные объекты, аэродромы, порты, нефтедобывающие предприятия и т.д.) эти работы или не выполнили совсем, или выполняют далеко не в полном объеме.

Из всего количества обследованных объектов (около 300) загрязнение нефтепродуктами геологической среды выше предельно допустимых концентраций установлено: в почвенном слое около 70 %, в породах зоны аэрации около 55 %, в грунтовых водах - в 30 %.

На территории Краснодарского края установлены места чрезвычайной экологической ситуации, это:

- район г. Ейска (из-за выходов нефтепродуктов в Азовское море в результате подземных разливов с территории хранилищ ГСМ воинской части);

- водоносный горизонт рыхлых отложений реки Туапсинка и акватория порта г. Туапсе (из-за потерь и слива нефти и нефтепродуктов близ лежащих предприятий);

- территория западного питьевого водозабора г. Краснодара (в связи с обнаружением углеводородов на глубине 20 м в подземных водах вблизи аэродрома авиационного училища);

- районы старых нефтепромыслов, находящихся в лицензии предприятий нефтедобычи, а также многие другие объекты хозяйственной деятельности человека, связанные с использованием нефти и нефтепродуктов.

Отсутствие краевого государственного реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов, включая подземные водные объекты (п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2002 г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»), систематизированных данных о состоянии подземных вод первого водоносного горизонта (геоэкологическая паспортизация, геоэкологический мониторинг) не позволяет оценить реальную картину экологической безопасности подземных вод.

Автором научно-практической работы составлен перечень участков загрязненных нефтью и нефтепродуктами. В него вошли 64 загрязненные территории и аквато-

рии Краснодарского края, в том числе: в городах - 34 територии, из них в краевом центре - 6 территорий; в районах, станциях и поселках - 30 территорий.

Площади загрязнения колеблются в различных территориальных образованиях от 25 га до 0,1 га, с глубиной залегания от поверхностного слоя до 22 м.

Сводная информация о степени загрязнения участков территории приведена в

табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная оценка по степени загрязнения участков по уровням

Глубина (вид) загрязнения Степень (уровни) загрязнения

1 2 3

Подземные воды первого водоносного горизонта (в ПДК, 1 ПДК - 0,1 мг/л) 0-50 50-100 100-1000

Породы зоны аэрации (в мг/кг) 0-1500 1500-5000 5000-10000

Поверхностный слой почвы (в мг/кг) 0-1500 1500-5000 5000-10000

4. Проведен прогноз ЧС(Н) на основе анализа произошедших чрезвычайных ситуаций и происшествий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также анализа степени опасности организаций (объектов), производственная деятельность которых связана с эксплуатацией нефти и нефтепродуктов.

Основными источниками возникновения ЧС(Н) на территории Краснодарского края являются аварии, связанные с производственной деятельностью следующих объектов (организаций).

Магистральные нефтепроводы, включая нефтепроводную систему КТК-Р (Каспийский Трубопроводный Консорциум) и 7 магистральных нефтепроводов ОАО «Черномортранснефть».

Общая протяженность магистральных нефтепроводов ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» (ЗАО «КТК - Р») на территории Краснодарского края составляет 299,5 км, протяженность подводного перехода под руслом р. Кубань составляет 1,8 км, протяженность трубопровода по рисовым системам 37,7 км, из них: под рисовыми чеками - 33,2 км, под каналами и дорогами - 4,5 км. Нефтепроводная система КТК-Р проходит по территории 10 муниципальных образований, в том числе Кавказского, Тбилисского, Усть-Лабинского, Кореновского, Динского, Красноармейского Абинского, Крымского районов и городов Кропоткин и Новороссийск.

Большинство элементов нефтепроводной системы КТК-Р уязвимы при технологических авариях, природных стихийных бедствиях, умышленных разрушениях и повреждениях. К неблагоприятным факторам относятся также наличие по трассе нефтепровода и в месте расположения резервуарного парка зон повышенной сейсмичности (до 8-9 баллов) и высокая вероятность возникновения опасных природных атмосферных, геологических и гидрологических процессов (ураганов, смерчей, песчаных бурь, обвально-оползневых явлений, аномальных паводков и др.). Трасса нефтепровода пересекает более 100 водных преград (рек, оросительных каналов, прибойную зону Черноморского побережья).

В ОАО «Черномортранснефть» эксплуатируется 1538 км магистральных нефтепроводов, 194 нитки подводных переходов магистральных нефтепроводов общей протяженностью 112,5 км. Нефтепроводная система проходит по территории 24 муниципальных образований (50% от общего количества муниципальных образований в крае, имеющих статус муниципальных районов и городских округов), включая Кущев-ский, Новопокровский, Белоглиненский, Павловский, Выселковский, Тихорецкий, Ко-реновский, Динской, Красноармейский, Успенский, Кавказский, Новокубанский, Гуль-кевчский, Уст-Лабинский, Белореченский, Апшеронский, Туапсинскй, Северский, Абинский, Крымский районы и города Краснодар, Горячий Ключ, Новороссийск, Туапсе.

Три нефтеперерабатывающих завода: ЗАО «КНПЗ-Кранодар-эконефть» (г. Краснодар), ОАО «Роснефть-Туапсинский НПЗ» (г. Туапсе), ОАО «Афипский НПЗ» (Северский район).

Нефтебазы и хранилища нефтепродуктов. К наиболее крупным относятся перевалочные нефтебазы ОАО «Черномортранснефть» «Заречье» (г. Туапсе), «Грушовая» (г. Новороссийск), «Шесхарис» (г. Новороссийск), «Тихорецкая» (г. Тихорецк), ОАО "НК" Роснефть”- Туапсенефтепродукт ” (г. Туапсе).

Нефтегазодобывающие промыслы (нефтегазодобывающие производства (участки) ОАО «Краснодарнефтегаз».

На балансе ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» состоит 2900,6 км трубопроводов, относящихся к нефтегазосборным промысловым сетям. Нефтяные скважины и внутрипромысловые сети расположены в районах: Абинском, Апшеронском, Бело-глинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Красноармейском, Крыловском, Крымском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском, Староминском, Темрюкском, Успенском и городах Анапа и Горячий Ключ.

На территории Краснодарского края производится добыча нефти на 99 месторождениях из 3427 скважин. Нефтяные скважины и внутрипромысловые сети расположены в районах: Абинском, Апшеронском, Белоглинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Красноармейском, Крыловском, Крымском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском, Староминском, Темрюкском, Успенском и городах Анапа и Горячий Ключ. Всего в крае отрабатываются более 100 нефтяных и газовых месторождений общей площадью горных отводов около 176 тыс. га.

Морские порты, используемые для перевалки нефти и нефтепродуктов

(Новороссийский, Туапсинский, Ейский, порт «Кавказ» (Темрюкский район).

Кроме того, разливы нефти и нефтепродуктов возможны:

- при их транспортировке железнодорожным и автомобильным транспортом, авариях морских и речных судов;

- при несанкционированном размещении отходов нефтепродуктов;

- при естественных выходах нефти на земную поверхность (Северский район);

- при авариях на мелких хранилищах нефтепродуктов и АЗС.

Сведения о ЧС(Н) максимально прогнозируемых на территории края (с учетом объектов, размещаемых на территории соответствующих муниципальных образований) представлены в табл. 3. В качестве источников информации для составления таблицы использованы документы, представленные организациями (декларации безопасности, планы ЛРН).

Таблица 3

Сведения о ЧС(Н) максимально возможного значения, прогнозируемых на терри-

то рии муниципальных образований Краснодарского края

Муниципальные образования Максимально возможное значение прогнозируемой ЧС(Н) Сведения об объекте на территории муниципального образования, по которому проведено прогнозирование

Наименование объекта (организации) Объем нефти (нефте- продук- тов)/!

1 2 3 4

Абинский район региональное НефтебазаООО «Юг-Терминал», (п. Ахтырский) 1280

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

г. Анапа региональное Склад ГСМ ОАО «Аэропорт Анапа» (г. Анапа, п. Витязево) 2600

Апшерон-ский район региональное Линейная часть МП «Тихорецк - Туапсе» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918

г. Армавир федеральное Линейная производственнодиспетчерская станция «Армавир» ОАО «Северо-Кавказский транснефтепродукт» (пос. Нефтекачка) 37572

Белоглин-ский район федеральное Линейная часть МН «Самара-Тихорецк» ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11255

Белореченский район федеральное Нефтебаза Белореченский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт»(г. Белореченск) 14700

Брюховецкий район региональное Нефтебаза Тимашевский филиал Брюховецкий цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (ст. Брюховецкая) 4580

Выселков-ский район региональное Хранилище нефтепродуктовЗАО «Кристалл» ст. Выселки 2000

г. Геленджик локальное АЗС № 12 ООО «Ю-Кубань» (г. Геленджик) 100

г. Горячий Ключ региональное Насосная перекачивающая станция НПС «Псекупская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», (ст. Бакинская) 3573

Гулькевич-ский район региональное Нефтебаза п. КрасносельскийООО «Транспорт» 2320

Динской район федеральное Нефтебаза Краснодарский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт» (ст. Новотиторовская) 11900

г. Ейск территориаль- ное Склад ГСМ ООО «Вера» (г. Ейск) 752

Ейский район территориаль- ное Хранилище нефтепродуктов ООО «АФ Александровская», (с. Александровка) 980

Кавказский район федеральное ППН «Кавказская» ЗАО «Нафтатранс» (ст. Кавказская) 48000

Калининский район муниципаль- ное АЗС ОАО «Агрохимик» (ст. Калининская) 160

Каневский район федеральное Нефтебаза Каневский филиал Каневский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубань-нефтепродукт», (ст. Каневская) 8840

Кореновский район региональное Нефтебаза Кореновский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», (г. Кореновск) 2940

Красноар- мейский район федеральное Линейная часть МП Тихорецк - Новороссийск ПКРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 12356

1 2 3 4

г. Краснодар федеральное Краснодарская ТЭЦ Филиал ОАО «Южная генерирующая компания ТГК-8» (г. Краснодар) 50000

г. Кропоткин региональное Нефтебаза Кропоткинский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Кропоткин) 4500

Крыловский район федеральное Линейная часть МН Лисичанск -Тихорецк I ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 10132

Крымский район федеральное Линейная перекачивающая диспетчерская станция (ЛПДС) «Крымская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», (г.Крымск) 25000

Курганин-ский район региональное Нефтебаза Курганинский филиал ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефте-продукт», (г. Курганинск) 3620

Кущевский район федеральное Нефтебаза Северный филиал Кущевский цех ОАО «НК «Роснефть -Кубаньнефтепродукт», (ст. Кущёвская) 7600

Лабинский район муниципаль- ное Резервуарный парк для хранения ГСМ ООО «Южная нефтяная компания» (г. Лабинск) 200

Ленинградский район региональное Нефтебаза Северный филиал Уманский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (ст. Ленинградская) 3600

Мостовской район муниципаль- ное АЗС ООО «Юг-сервис» (п. Мостовской) 320

Новокубанский район федеральное Линейная часть МП «Малгобек-ТихорецкТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11356

Новопокров-ский район федеральное Нефтебаза Ровненский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (п. Кубанский) 6550

г. Новороссийск федеральное Нефтебаза ООО МХО «Рассвет», (г. Новороссийск) 21360

Отраднен-ский район локальное АЗС ООО «Крокус» (ст. Отрадная) 30

Павловский район федеральное Нефтебаза ООО «Фортуна» (ст. Павловская) 6000

Приморско- Ахтарский район региональное Нефтебаза Ахтарский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Приморско-Ахтарск) 2040

Северский район региональное Насосная перекачивающая станция (НПС) «Карская» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (х.? Карский, п. Черноморский) 3850

Славянский район федеральное Нефтебаза Протокский филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт», (г. Славянск-на-Кубани) 14700

г. Сочи региональное Нефтебаза Сочинский филиал 3030

1 2 3 4

ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефте-продукт» (г. Сочи, Адлеровский район)

Староминский район региональное Нефтебаза Каневский филиал Староминский цех ОАО «НК «Роснефть-Ку-баньнефтепродукт» (ст. Староминская) 4560

Тбилисский район региональное Линейная часть МП Тихорецк - Туапсе КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918

Темрюкский район федеральное База перегрузочнаяООО «СТЛ Трейтинг» (п. Коса Чушка) 5000

Тимашев-ский район региональное Нефтебаза Тимашевский филиал Тимашевский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», (г. Тимашевск) 4600

г. Тихорецк федеральное НефтебазаТихорецкий филиал ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», г. Тихорецк 11000

Тихорецкий район федеральное Перевалочная нефтебаза «Тихорецкая» ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (п. Парковый) 17000

г. Туапсе федеральное Нефтебаза ООО «РН-Туапсенефтепродукт», (г. Туапсе) 20000

Туапсинский район региональное Линейная часть МП «Тихорецк - Туапсе» КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918

Успенский район федеральное Линейная часть МП Малгобек-Тихорецк ТРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 11356

Усть- Лабинский район региональное Линейная часть МП Тихорецк - Туапсе КРУМН ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 3918

Щербинов-ский район региональное Нефтебаза Азовский филиал Старощербиновский цех ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (ст. Старощербиновская) 3457

Из анализа табл. 1 следует, что в соответствии с требованиями постановления

Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изм. постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240) прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций:

- федерального значения на территории 21 муниципального образования;

- регионального значения на территории 20 муниципальных образований;

- территориального значения на территории 2 муниципальных образований;

- муниципального значения на территории 3 муниципальных образований;

- локального значения на территории 2 муниципальных образований. Значительное количество муниципальных образований (85%) на территории

которых возможно возникновение ЧС(Н) высокой категории (федерального и регионального значения) связано:

- с прохождением по территории 24 муниципальных образований магистральных нефтепроводов, относящимися к категории объектов с прогнозируемыми ЧС(Н) федерального и регионального значения;

- со значительным количеством на территории края нефтебаз, которые по своим характеристикам относятся к объектам с категорией прогнозируемых ЧС(Н) регионального и федерального значения (всего таких баз и хранилищ нефтепродуктов, включенных в перечень - 51, размещенных на территории 30 муниципальных образований).

5. Проведен анализ состава, наличия сил, технической оснащенности профессиональных и нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований (АСФ(Н) и АВФ(Н)), действующих на территории края.

Анализируя состав группировки АСФ(Н) и АВФ(Н), дислоцированных на территории края, их техническую оснащенность, можно сделать вывод, что имеющихся сил и средств достаточно для ликвидации ЧС(Н) и разливов нефти нефтепродуктов, развивающихся по наиболее вероятным сценариям развития ситуаций. Данный вывод базируется на оценке действий АСФ(Н) и АВФ(Н) при ликвидации ЧС(Н) и разливов (Н) за рассматриваемый период 1994-2006 годы.

Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов:

- из 1164 организаций (объектов), включенных в перечень, 660 (56,7%) не имеют собственных аттестованных АСФ(Н) или не заключили договора с профессиональными АСФ(Н). В основном это объекты, на которых возможны разливы нефти и нефтепродуктов локального значения (507, т.е. 43,5%);

- исходя из дислокации АСФ(Н) и АВФ(Н) в отдельных случаях (по месту возникновения разлива нефти и нефтепродуктов) вызывает сомнение возможность локализации разлива нефти за время не превышающее нормативное, установленное Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 (4 часа при разливе в акватории и 6 часов при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе);

- не вошло в практику заключение договоров органами местного самоуправления муниципальных образований с профессиональными АСФ(Н) на выполнение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В тоже время АСФ, содержащиеся за счет местных бюджетов не аттестованы на проведение данного вида работ и не имеют соответствующего технического оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.