Научная статья на тему 'Моделирование процесса внедрения новых банковских продуктов на примере пластиковых карт'

Моделирование процесса внедрения новых банковских продуктов на примере пластиковых карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса внедрения новых банковских продуктов на примере пластиковых карт»

РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

М.К. СПРУЖЕВНИКОВА, специалист Кубанского филиала ОАО «Альфа-банк»

(г. Краснодар)

Совершенствование кредитной системы связано с внедрением новых банковских продуктов и услуг. При этом следует учесть предназначение понятий «банковский продукт», «банковская операция» и «банковская услуга». В результате наличия различных точек зрения по поводу терминов, используемых в банковской деятельности, в российской практике не существует единого подхода к разграничению понятий банковская операция и банковская услуга. Российские экономисты обычно относят к банковским операциям весь спектр услуг. Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. В частности, американский теоретик в области банковского менеджмента Питер Роуз считает, что банк - это фирма, предосташыющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями1. Главным отличительным признаком банковской услуги, по мнению П. Роуза, являются ее удобство и связь с перемещением различной финансовой информации, тогда как банковские операции тем или иным образом отождествляются с различными формами перемещения денежных средств.

Существуют некоторые отличия в толковании терминов «банковская услуга» и «банковс-

1 Роуз П. Банковский менеджмент / Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: Дело Лтд. 1995. С. 5,6.

2 Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 19.

3 Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. С. П43.

4 Экономическая теория. - М.: Банки и биржи, 1997. С. 90.

5 Общая теория денег и кредита / Под. ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 278.

кий продукт», обусловленные спецификой их формирования и предоставления клиентам.

Рассматривая данную проблему неопределенности понятий, А.Н. Иванов предлагает следующие определения понятий «банковская услуга», «банковская операция» и «банковский продукт»2.

«Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.

Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи.

Банковский продукт - комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности.

Портфель банковских услуг - совокупность банковских услуг, сопровождающих банковские операции в определенной сфере деятельности банков».

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта их конечному потребителю, то есть нуждается в рынке банковских услуг. В отечественной экономической литературе дано определение рынка как «сферы товарного обмена, предложения и спроса на товары в масштабах мирового хозяйства3, «формы товарного и денежного обмена»4, рынка ссудных капиталов - «экономический механизм аккумуляции и перераспределения капитала»5 или сферы формирования

спроса и предложения на ссудный капитал. Иными словами, рынок банковских услуг - это специфичная сфера рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение на услуги банков, направленные на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения потребностей клиентов.

Применительно к рынку банковских услуг его инфраструктуру следует определить как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирование спроса и предложения, покупку-продажу банковских услуг через кредитно-финансовые институты.

Основными составляющими инфраструктуры рынка банковских услуг являются центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, информационные технологии и средства связи, налоговая система, консалтинговые компании и офшорные зоны.

В свою очередь структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

1) рынок платежных или корреспондентских услуг;

2) услуги на рынке ссудных капиталов;

3) рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;

4) рынок услуг частным клиентам;

5) рынок услуг по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;

6) рынок электронных банковских услуг;

7) рынок услуг по доверительному управлению активами.

Предоставление новых банковских услуг является одним из наиболее рисковых мероприятий, на которые может решиться банк. Особенно высок риск в индустрии, ориентированной на обслуживание, так как конкурентам в этой сфере легче воспроизвести те же самые услуги, чем в большинстве производственных отраслей промышленности, где новые продукты защищены патентами. Более того, успех или неудача новых услуг в банковском деле часто определяется общими факторами, находящимися вне контроля отдельной банковской фирмы, особенно регулированием банковской деятельности, которое может возвести вокруг новых услуг жесткие барьеры, а также экономическими условиями, в частности колебаниями процентных ставок, которые могут резко и радикально изменять возможное соотношение между расходами и доходами от новых услуг.

Стратегии разработки и предложения новых банковских услуг обычно основываются на фундаментальных концепциях маркетинга - дифференциации услуг и сегментации рынка. Диффе-

ренциация услуг достигается тогда, когда банк смог убедить своего клиента в том, что является единственным в своем роде учреждением как по качеству, так и по количеству предоставляемых им услуг. Обычно для этого требуется мощная рекламная кампания, в ходе которой управляющие маркетингом банка стараются внедрить в сознание клиентов нужную банку идею и образ предлагаемой им услуги. Успешная дифференциация услуг - дорогостоящее занятие. Управлению банка необходимо производить частое обследование клиентуры, чтобы быть уверенным, что клиенты осознали идею и образ новой услуги, созданные с помощью этой рекламной кампании.

При этом сервисная дифференциация и рыночная сегментация новых услуг обычно эффективны лишь как краткосрочные стратегии. Поскольку и другие финансовые сервисные фирмы легко могут воспроизвести каждую из банковских операций, в скором времени в дифференцированной и сегментированной областях, которые становятся прибыльными, возникает конкуренция. В этом случае банку необходимо искать путь к следующей новой сервисной идее.

Рассматривая российский рынок пластиковых карт как устоявшееся нововведение, следует отметить ряд присущих ему особенностей.

Во-первых, рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны, ведущие российские банки активно работают с международными системами пластиковых карт, а с другой - они сами включились в конкурентную борьбу за пальму первенства на российском рынке высоких технологий, создавая собственные электронные системы платежей и расчетов либо объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему.

Во-вторых, важная особенность российского рынка пластиковых карт состоит в том, что основными элементами систем платежей являются банковские карточки. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате острой конкурентной борьбы снижается стоимость карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карточек.

Очевидно, что каждый из эмитентов по отдельности не в состоянии наладить на должном уровне инфраструктуру собственных карточек (организовать каналы связи, установить банкоматы, создать широкую торговую сеть обслуживания и т.д.). По оценкам, для этого только в Москве необходимо затратить более 200 млн дол. США, а прибыль от реализации соответствующих программ возможна лишь при объеме эмиссии не менее 1-1,5 млн карточек. Ясно, что, объединившись, эмитенты справятся с этой задачей с гораздо меньшими затратами.

Но еще важнее другое - добиться технологического единства, совместимости систем. И эта задача должна рассматриваться как главная, даже если бы каждый эмитент карточек в одиночку был в состоянии справиться с финансовой стороной проблемы. Иначе говоря, необходимо не только экономить средства, но и добиваться унификации сфер и стандартов использования карточек и технологии их обслуживания.

В-четвертых, многие банки идут по пути диверсификации своей деятельности, сочетания выпуска международных карточек, членства в российских системах и выпуска собственных индивидуальных карточек.

В-пятых, российские банки - эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карточки в связи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, платежный кризис, повышенные экономические риски и проч.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче даже кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что, безусловно, ставит суть «кредитной сделки» под сомнение и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных карточках.

В-шестых, большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, является магнитным вследствие относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание не менее дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам, является слабо развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем.

Знаменателен факт появления на российском рынке суперсовременных микропроцессорных карточек, которые выходят на передовые рубежи

не только отечественной, но и мировой системы расчетов.

Ситуация с этим видом услуг в Краснодарском крае следующая.

В 2001 году деятельность по обслуживанию пластиковых карт на территории Краснодарского края осуществляли 40 кредитных организаций, что в 1,5 раза, или на 14 кредитных организаций больше, чем в 2000 году. Из них эквайринг осуществляли 39 кредитных организаций. Эмиссией банковских карт занимались 25 кредитных организации края, распространяющих карты как российских систем расчетов, так и международных систем расчетов.

На территории Краснодарского края в 2001 году функционировали 13 платежных систем безналичных расчетов с использованием банковских карт: Visa International, Europay International, Diners club, Master card int., Union card, АС-Сберкарт, Accord cards, V-банк, Золотая корона, Авточип, Миркарт, JCB International, Росбанк (рис. 1).

АС Сберкарт 58%

Рис. 1. Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями края в разрезе платежных систем на 1 января 2002 года

Структура рынка пластиковых карт в Краснодарском крае плавно трансформируется, однако наиболее активно кредитные организации края работают с картами российских платежных систем, которые составляют на отчетную дату 85,1% от общего объема эмитированных в крае пластиковых карт.

Развитие данного сегмента рынка в крае имеет поступательное движение. Так, количество платежных карт, используемых в расчетах на территории края с начала года возросло в 2,4 раза и на 1 января 2002 года составило более 70 тыс. карт, подавляющее большинство которых принадлежит физическим лицам (97,6% от общего количества). Однако в расчете на одного работающего жителя края это составило всего лишь 0,04 пластиковой карты.

На 1 января 2002 года держателями банковских карт являлись 67 тыс. человек (3,4% населения, занятого в экономике), кроме того, 324 юридических лица, владеющих корпоративными картами. За период с начала года количество держателей карт возросло в 2,4 раза, в том числе физических лиц - в 2,4 раза, юридических - в 2 раза. Максимальный прирост наблюдается у кредитных организаций - участников системы «АС-Сбер-карт» (24,8 тыс. клиентов), «Золотая корона» (7,3 тыс. клиентов), «Visa International» (6,2 тыс. клиентов).

Наиболее распространенными картами в крае являются дебетовые (расчетные), они составляют 99,99% от общего количества. Из них 75,4% пре-давторизованные (микропроцессорные) карты. На микропроцессорных картах работают системы «АС-Сберкарт», «Золотая корона», «Accord cards», «Авточип».

Общее количество сделок, совершенных владельцами карточек, эмитированных кредитными организациями (филиалами), расположенными на территории края, постоянно увеличивается. Так, в 2001 году по карточкам всех платежных систем в среднем за месяц осуществлялось около 75 тыс. транзакций на сумму 218 млн руб. За январь - сентябрь 2001 года в среднем за месяц производилось 71 тыс. транзакций на сумму 194 млн руб.

Общая сумма сделок с использованием карт в IV квартале 2001 года возросла в 1,2 раза, а по отношению к I кварталу отчетного года в 2,3 раза (рис. 2).

Рис. 2. Динамика объемов сделок, совершенных резидентами на территории РФ и за рубежом (тыс. руб.)

Увеличение объемов сделок с использованием пластиковых карт обусловлено внедрением зарплатных проектов кредитными организациями (филиалами) края.

Кроме того, произошло увеличение выдаваемых на заработную плату сумм по пластиковым картам для работников предприятий железнодорожного транспорта в связи с погашением задолженности за III квартал 2001 года.

Держателями банковских карт, эмитированных кредитными организациями (филиалами) края в отчетном году, 96,8% операций проводились в Российской Федерации и только 3,2% за рубежом. Причем величина средней транзакции по получению наличных денег и оплате товаров и услуг за рубежом значительно превышает данный показатель в пределах Российской Федерации (9 971 руб. и 2 679 руб. соответственно).

Населением Краснодарского края карточки в основном используются как средство получения наличных денег через систему ПВН и банкоматов.

За 2001 год в общем количестве транзакций 80% принадлежат операциям по снятию наличных денег и 20% - операциям безналичной оплаты товаров и услуг посредством пластиковых карт. За счет того, что средняя величина транзакций в торгово-сервисной сети, как правило, ниже средней величины по снятию наличных, их доля в общем объеме операций, совершенных с использованием пластиковых карт, еще менее существенна - 6,9%.

К сожалению, низкий удельный вес безналичных транзакций сохраняется на протяжении всего времени существования рынка пластиковых карт в нашем крае, хотя и намечается тенденция роста. Если удельный вес безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем количестве операций, совершенных с использованием пластиковых карт, в IV квартале 2000 года составлял 11,7%, то в I квартале 2001 года - 16,7%, во II квартале 2001 года - 17,2%, в III квартале 2001 года - 23,6%, а в IV квартале 2001 года -21%.

Доля товарооборота, обслуживаемого с помощью карточек, в 2001 году составила 0,5%, в IV квартале 2000 года этот показатель был равен 0,14%. Оплата товаров населением с помощью пластиковых карт наталкивается на препятствие в виде технической неготовности торговой сферы. Только 1,2% предприятий торговли и общественного питания края предоставляют возможность приобретения товаров посредством пластиковой карты. А между тем активное внедрение пластиковых карт в оборот позволило бы сокра-

тить издержки обращения, связанные с использованием наличных денег, ускорить реализацию товаров.

За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

Рассмотрим эффективность внедрения пластиковых карт на примере крупного краснодарского банка «Югбанк». На протяжении ряда лет АКБ «Югбанк» проводил операции с пластиковыми картами различных платежных систем. В настоящее время банк осуществляет эквайринг пластиковых карт: UNIONCARD, VISA, EUROCARD/ MASTERCARD. Однако наиболее активно банк работал по внедрению пластиковых карт Российской межбанковской системы расчетов «Золотая корона».

Схема построения расчетов по пластиковым картам «Золотая корона» построена с участием нескольких банков-эмитентов и одним банком-агентом. Рассмотрим эту схему подробнее.

Многоэмитентная платежная система обычно строится на принципах, которые можно сформулировать следующим образом.

1. Существуют правила платежной системы, которые регламентируют эмиссию карт, их обслуживание и взаиморасчеты между участниками системы.

2. Банки-участники эмитируют платежные карты, выполненные в соответствии с едиными стандартами, которые определяют тип используемой карты (карта-идентификатор, «электронный кошелек» и т.д.), технологические параметры карты (материал исполнения, размеры, способ нанесения информации, используемые механизмы защиты), графическое оформление карты, единую систему нанесения персонализационной информации и т.д.

3. Банки-участники самостоятельно ведут счета по своим картам, в обязательном порядке обмениваясь информацией с центральной базой данных системы - Центром авторизации (ЦА).

4. В ЦА находится информация о платежных лимитах карт всех участников системы, лимитах, в пределах которых банк-участник гарантирует возмещение сумм операций по своим картам. ЦА обрабатывает авторизационные запросы из банков и предприятий торговли и выдает разрешение или отказ на проведение операций по картам системы, обрабатывает информацию о совершенных операциях и рассылает результаты обработки в банки-участники. На основании информации, посту-

пившей из банков, и собственной информации запрещает проведение операций как по отдельным картам (в случае их кражи или утери), так и по всем картам отдельных банков, если банки своевременно не проводят взаиморасчеты с другими участниками системы по операциям со своими картами.

5. Каждый банк-участник системы предоставляет обслуживание (выдачу наличных денег) по всем картам данной платежной системы независимо от принадлежности карты тому или иному банку. При этом банк вправе варьировать тарифы за обслуживание карт различных эмитентов. Разрешение на совершение операций выдается ЦА.

6. Предприятия торговли и сферы услуг обслуживают все карты системы, за исключением блокированных. Разрешение на совершение операций выдается ЦА.

7. Банки-участники проводят между собой расчеты за операции по своим картам в сроки, оговоренные в правилах системы. За несвоевременность расчетов банки-участники несут ответственность в соответствии с правилами платежной системы.

В многоэмитентной системе обработку операций и управление потоками финансовой информации осуществляет ЦА, принадлежащий Процес-синговой компании (ПК). ПК является самостоятельным юридическим лицом. Обычно она имеет все юридические права на зарегистрированную торговую марку, логотип платежной системы, рекламные продукты и т.д. ПК определяет правила проведения операций, разрабатывает или лицензирует программное обеспечение, допустимое к работе в рамках платежной системы, алгоритмы проведения операций и обмена информацией, криптографические средства защиты информации, используемые технические средства и многое другое. ЦА системы обрабатывает информацию о совершенных операциях и формирует распоряжения участникам о проведении расчетов между собой.

Поскольку многоэмитентная платежная система включает многих, участников, то возникает необходимость проведения расчетов между ними. Существуют две схемы расчетов: • в системе существует расчетный банк, в котором открыты корреспондентские счета бан-ков-участников системы. ПК имеет доверенности от банков-участников на право распоряжения их корсчетами для обеспечения проведения операций по карточкам системы. На основании имеющихся у нее доверенностей ПК формирует расчетному банку финансовые распоряжения о проведении рас-

четов между участниками. Одновременно банкам-участникам предоставляется информация о сформированных финансовых сообщениях. В оговоренные сроки (обычно не позднее двух банковских дней) расчетный банк проводит данные операции и своевременно представляет банкам выписки о состоянии счетов;

• в системе не существует расчетного банка. ПК обрабатывает проводимые операции и на основе их обработки формирует финансовые сообщения каждому банку-участнику системы. На основании данных финансовых сообщений ПК банки-участники самостоятельно проводят между собой расчеты в сроки, оговоренные в правилах платежной системы. В данном случае используется схема с присутствием расчетного банка.

Упрощенная схема многоэмитентной платежной системы представлена на рис. 3. Эмитентами карт являются банки Б1, Б2, БЗ,..., БМ. Эти банки эмитировали карты К11, К12,..., К1К, К21, К22,..., K2G, К31, К32,..., K3I, КК1, КК2,..., KKFh ведут карточные счета Sil, S12,..., S1K, S21, S22,..., S2G, S31, S32,..., S3I, SM1,SM2,..., SMF, где К, G, I, F -количество карточек соответственно в банках Б1, Б2,..., БМ. Ниже структурного звена «Центр авторизации» расположены банки-эмитенты, выпускающие карты и ведущие карточные счета (регулярно предоставляющие в ЦА информацию о проведенных пополнениях карточных счетов и списаниях со счетов), выше его - пункты вьщачи наличных (ПВН) и предприятия торговли (Маг.), то есть обслуживающая сеть платежной системы (из ПВН и магазинов в ЦА идут запросы на проведение операций снятия наличных и оплаты покупок).

Kl К1К К21 К31

Рис. 3. Упрощенная схема многоэмитентной платежной

Естественно, схема имеет ряд упрощений: считается, что расчеты с торговыми предприятиями осуществляет ПК и отделения банков на схеме не рассматриваются, считая, что в каждом структурном звене Bi, обозначающем i-й банк, объединены все его отделения, в которых можно открыть карточный счет и получить карточку.

Расчетный банк системы, ведет корреспондентские счета SEI, SB2,..., SEM банков Б1, Б2,..., БМ. Требуемый остаток денежных средств на корсчете банка-участника в расчетном банке находится в зависимости от общего объема денежных средств, размещенных на карточных счетах банка-эмитента и объема операций по его карточкам. Существуют различные формулы по вычислению минимальной суммы, размещаемой банком на своем корсчете. Общее для них то, что эта сумма должна быть не меньше суммы дневного оборота по карточкам банка в торговой сети и сети ПВН системы и позволять своевременное проведение расчетов по картам банка. В зависимости от участия банка в системе, его надежности и других характеристик, между банком и расчетным банком может быть заключен кредитный договор, на условиях которого расчетный банк может кредитовать банк-участник для проведения операций в системе, а банк-участник в течение определенного срока погашать свою задолженность перед расчетным банком.

ЦА проводит авторизацию операций и обработку транзакций по всем картам платежной системы в пунктах выдачи наличных и в магазинах, принимающих карты к оплате. Помимо этого, функцией Центра является формирование финансовых распоряжений расчетному банку системы на осуществление денежных переводов между участниками системы для покрытия операций по картам. По сути, ЦА приобретает функцию расчетно-клирингово-го центра и структурно делится на два подразделения. Функции обработки авторизационных запросов выполняет ЦА, функции управления расчетами - расчет-но-клиринговый центр.

В ЦА стекается информация о пополнении счетов или других действиях, произведенных над карточными счетами банками-эмитентами Б1, Б2,..., БМ (нижняя часть рисунка), каждый из которых ведет карточные счета Sil, S12,..., S1K, S21, S22,..., S2G, S31, S32,..., S3I, SM1, SM2,..., SMF. Из РАСЧЕТНОГО БАНКА в ЦА

ПВН

РАСЧЕТНЫЙ БАНК SEI, SB2,...SBM

ПВНС

БМ SM1....SMF

КК1 KKF системы

поступает информация о состоянии корсчетов банков 8Б1, 8Б2,..., ББМ.

Авторизационные запросы поступают из ПВН и предприятий торговли (магазинов) - структурных звеньев системы, расположенных на схеме выше центра авторизации. При обработке авторизационного запроса в базе данных ЦА проверяется платежный лимит (состояние счета) держателя карточки. Кроме того, в обязательном порядке проверяется состояние корсчета банка-эмитента карты в расчетном банке, поскольку при проведении расчетов сумма операции должна быть списана с корсчета банка. ЦА дает разрешение на проведение транзакции только в том случае, если выполняются оба условия, первое - запрашиваемая сумма меньше платежного лимита держателя карточки и второе - меньше суммы, размещенной на корсчете банка-эмитента.

Спорные вопросы, возникающие в процессе работы, решаются службами ПК, в частности, центром авторизации и расчетно-клиринговым центром совместно с банками-участниками и торговыми организациями. Банки, в свою очередь, ведут работу по претензиям со своими клиентами. Держатель карточки не имеет права вступать в отношения с ЦА, его интересы обязан представлять банк-эмитент.

Развитие пластикового проекта АКБ «Юг-банк» в 2000 году было направлено на формирование инфраструктуры обслуживания держателей карт «Золотая корона». Динамика развития инфраструктуры представлена в табл. 1.

По данным аналитического учета системы «Золотая корона», в течение 2000 года открыты 432 корпоративных картсчета и 903 картсчета для физических лиц.

В 2000 году также осуществлялось и развитие инфраструктуры по таким платежным системам,

как VISA, EUROCARD/MASTERCARD, UNIONCARD. В результате количество пунктов выдачи наличных денежных средств по перечисленным выше системам увеличилось с 4 до 15, совершено 87 210 операций на сумму 110,3 млн руб., что говорит о росте доверия населения к банковскому сектору и, в частности, к банковским платежным картам. Динамика показателей безналичных расчетов в 2000 году к 1999 году положительная, темп ее роста - 38%.

Общий объем межбанковских операции по пластиковым картам сторонних эмитентов таких платежных систем, как «Золотая корона», VISA, EUROCARD/MASTERCARD, UNIONCARD в 2000 году составил около 40,1 млн руб.

В 2001 году АКБ «Югбанк» не только сохранил свои позиции на рынке пластиковых карт, но и существенно упрочил их, увеличив все основные показатели деятельности на данном сегменте рынка банковских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2001 году объем совершенных операций в системе «Золотая корона» вырос в 5 раз по сравнению с 2000 годом и составил 546 млн руб. (табл. 2).

Сумма операций в торгово-сервисной сети увеличилась в 3 раза и составила 29 млн руб. Количество эмитированных карт за 2001 год увеличилась по сравнению с 2000 годом в 1,6 раз и составило более 10 тыс., то есть около 1/7 всех выпущенных в крае карт. Рост числа держателей пластиковых карт АКБ «Югбанк» произошел в основном за счет работников предприятий и организаций в рамках реализации зарплатных проектов, а также заключенных в 2001 году топливных договоров.

В 2001 году в эквайринговой сети АКБ «Юг-банк» было совершено более 13,5 тыс. операций по картам сторонних эмитентов на общую сумму 65,8 млн руб. Рост данного показателя по сравне-

Наименование На 01.01.2000 На 01.01.2001 На 01.01.2002

Пункты выдачи наличных денежных средств 13 31 48

Банкоматы 1 3 13

Торгово-сервисные точки 31 51 77

В том числе АЗС 20 26 41

Таблица 2

Динамика объема совершенных операций в системе расчетов с использованием пластиковых карт

Наименование 2000 2001 Изменение

абсолютное темп роста темп прироста

Объем операций 87210 436050 348840 5,0 4,0

Общая сумма совершенных операций, млн руб. 110,3 546,0 434,7 5,0 4,0

Таблица 1

Инфраструктура обслуживания по картам «Золотая корона»

нию с 2000 годом составил 4,8 раза и обусловлен расширением инфраструктуры.

Таким образом, с момента своего внедрения в жизнь проект «Пластиковые карты» в АКБ «Юг-банк» получил серьезное развитие, о чем, помимо приведенных выше данных, свидетельствует рост доходов по пластиковым картам (табл. 3 и 4).

Таким образом, доходы по пластиковым картам в 2001 году возросли по сравнению с 1999 годом в 15 раз и в 5 раз по сравнению с 2000 годом, наблюдается и заметное увеличение их доли в общих доходах. Однако при этом удельный вес доходов по пластиковым картам в общих доходах остается на низком уровне. Объясняется это, прежде всего, неразвитостью данного сектора банковских услуг в стране в целом и в Краснодарском крае в частности, а также недоверием населения к банковскому сектору.

Таким образом, из табл. 5 видно, что наибольший удельный вес в доходах по пластиковым картам АКБ «Югбанк» занимают доходы от зарплатных проектов и от обналичивания клиентов других банков. Доходы от выпуска пластиковых

карт установлены на таком уровне, что просто покрывают затраты на их выпуск и поэтому практически не учитываются. Очень важным косвенным эффектом от пластиковых карт является возможность использования банком привлеченных средств. Однако этот эффект трудно просчитать и он не учитывается в доходах. Тем не менее нельзя не признать важность этого эффекта как возможности дополнительного источника привлечения средств.

Расходы по пластиковым картам состоят из текущих расходов и капитальных затрат. Текущие затраты, в свою очередь, состоят из затрат на выпуск, комиссионных затрат (комиссия составляет 0,2%) и заработной плате персоналу. Затраты на выпуск покрываются доходами от выпуска карт, и, следовательно, текущие затраты в основном состоят из комиссии и заработной платы персоналу. Капитальные затраты состоят из затрат на серверную часть, терминалы и банкоматы. Разница между доходами и текущими расходами формирует прибыль по пластиковым картам. Согласно данным аналитического учета, в 2001 году при-

Таблица 3

Доходы по пластиковым картам и их место в общей системе доходов, тыс. руб.

1999 2000 2001

Доходы абсолютные % к итогу абсолютные % к итогу абсолютные % к итогу

Всего 830912 100,00 872345 100,00 916669 100,00

Из них непроцентных 632294 76,10 564239 64,68 471714 51,50

В том числе доходы по пластиковым картам 400 0,05 1200 0,14 6000 0,65

Динамика доходов по пластиковым картам, тыс. руб.

Таблица 4

Изменение доходов по По сравнению с 1999 годом По сравнению с 2000 годом

пластиковым картам Темп роста Темп прироста Темп роста Темп прироста

Абс. показатели 15,00 14,00 5,00 4,00

Отн. показатели 13,00 12,00 4,64 3,64

Структура доходов по пластиковым картам Таблица 5

Доходная часть Уд. вес в общем объеме, %

Доходы по пластиковым картам 100

Доходы от выпуска пластиковых карт 0

Доходы от зарплатных проектов 37

Доходы от безналичных зачислений на картсчета 20

Доходы в виде комиссии от торговых точек 8

Доходы от обналичивания клиентов других банков 35

Доходы от использования привлеченных средств Не учитываются

быль окупила 40% капитальных затрат, что указывает на значительную эффективность данного вида услуг. Помимо этого, все проекты с участием пластиковых карт в АКБ «Югбанк» в настоящее время разрабатываются с условием их окупаемости не более 3 лет.

Таким образом, проект «пластиковые карты» АКБ «Югбанк» из имиджевого проекта 1997 года, который был направлен на увеличение привлекательности банка и своевременное застолбление рынка банковских услуг превратился в перспективный источник непроцентных доходов, который уверенно занимает свое место в общих доходах данного банка, что в целом отражает тенденцию

развития данного вида услуг в других банках и филиалах Краснодарского края.

Однако с полной уверенностью можно сказать, что не только банки Краснодарского края переходят на качественно новый уровень предоставления услуг, превращаясь в регулируемые «фирмы по оказанию финансовых услуг, финансовые супермаркеты», предлагающие комплексный набор банковских продуктов, пластиковых карт избирательному потребителю, что вызвало изменение доли процентных операций, которые в результате данной тенденции теряют свои лидирующие позиции в процессе формирования доходов банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.