Научная статья на тему 'Банковская карточная технология в механизме финансирования охраны здоровья населения'

Банковская карточная технология в механизме финансирования охраны здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревянко М. С., Гончаров Л. И.

Практическое разрешение задачи доведения бюджетных ресурсов на охрану здоровья индивидуально каждому застрахованному лицу задача сложная и масштабная. В современной России эти вопросы пока не решаются, производится обезличенное финансирование медицинских учреждений. Далее расходы денежных средств покрывают амбулаторные и стационарные медицинские услуги в целом. В результате ресурсов всегда не хватает, состояние здоровья населения существенно не улучшается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская карточная технология в механизме финансирования охраны здоровья населения»

Банковские технологии

банковская карточная технология в механизме финансирования охраны здоровья населения

м.с. деревянко, а. и. гончаров,

доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор Волгоградский государственный университет

Практическое разрешение задачи доведения бюджетных ресурсов на охрану здоровья каждому застрахованному лицу — задача сложная и масштабная. В современной России эти вопросы пока не решаются из-за обезличенного финансирования медицинских учреждений. Поэтому расходы денежных средств покрывают амбулаторные и стационарные медицинские услуги в целом. В результате ресурсов всегда не хватает, состояние здоровья населения существенно не улучшается.

На наш взгляд, данная проблема должна разрешаться в рамках комплексного подхода. С одной стороны, человека с помощью налоговых и страховых финансовых механизмов следует материально заинтересовать поддерживать свое здоровье на высоком уровне и вообще не обращаться за медицинской помощью (конечно, кроме процессов сопровождения беременности и обеспечения родовспоможения). С другой стороны, застрахованный гражданин должен иметь возможность в любой момент знать параметры своих собственных финансовых накоплений, размеры которых прямо связаны с его хорошим здоровьем и необращением в амбулаторно-поликлинические учреждения, стационары, иные медицинские учреждения, а также увязаны с его непрерываемой по болезни трудовой (предпринимательской) деятельностью.

Содержание финансовых отношений. Мы полагаем, что порядок отчислений работодателей на цели медицинского страхования работников (в составе ЕСН) следует модернизировать. Действующее разделение ЕСН на три части (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) следует

прекратить и аккумулировать средства в едином Фонде пенсионно-медицинского страхования в составе федерального бюджета.

В составе единого Фонда пенсионно-меди-цинского страхования следует выделять одну часть, которая не входит в накопительную систему, а финансируется из средств федерального бюджета, поступая в федеральный бюджет от работодателей (из 26 % ЕСН — 14 %). Вторая часть средств аккумулируется на едином накопительном счете у каждого работающего гражданина (из 26 % ЕСН — 12 %). Внутри такого персонального накопительного счета открываются два субсчета: пенсионный и медицинский (по 6 % от суммы ЕСН каждый).

В этой связи систему обязательного медицинского страхования следует трансформировать в систему индивидуального медицинского страхования по аналогии с пенсионной системой как личную. С лицевого медицинского субсчета каждого гражданина часть средств будет направляться на финансирование его медицинского страхования — уполномоченным страховщикам по выбору самого страхователя. Часть средств, которая не использована гражданином, если он не обращается в амбулаторно-поликлини-ческие и стационарные медицинские учреждения, в особом порядке зачисляется на его накопительный медицинский субсчет (см. таблицу) и может быть инвестирована в личные пенсионные программы. Эти суммы, которые становятся собственностью гражданина, освобождаются от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Также необходимо законодательное решение о том, что гражданин имеет право завещать средства своего единого накопительного счета (суммы, накоп-

налоговое стимулирование здорового человека (возрастное льготирование по ндФл и Есн)

возраст гражданина (лет) количество лет необращения за медицинской помощью льготный возрастной период по НДФл и по ЕсН (лет) ставка НДФл (%) часть не использованной здоровым человеком суммы из средств ЕсН, зачисляемая на его накопительный медицинский счет, разрешенная к инвестированию (%)

21 - 30 9 от 30 до 45 11 50

30 - 45 15 от 45 до 55 9 75

55 - 65 10 от 55 до 65 7 100

ленные на обоих субсчетах) по наследству, либо? если завещания нет, наследники имеют право наследования этих средств по закону Также следует принять законодательный порядок инвестирования накапливаемых средств с обоих субсчетов по договорам с уполномоченными управляющими компаниями по собственному решению застрахованного лица.

Таким образом, продолжая разработку предмета нашего исследования, рассмотрим далее безналичную технологию учета средств, накапливаемых на пенсионном и медицинском субсчетах, которая основана на использовании банковских пластиковых карт.

Содержание финансовой технологии. При осуществлении безналичных операций банкноты и монеты как средство платежа не используются, а заменяются цифровыми записями об обращающейся денежной массе. Несомненно, до окончания XXI в. традиционные денежные знаки будут полностью заменены безналичными электронными инструментами расчетов. Преимущества, получаемые всеми участниками таких расчетов, очевидны. Для продавцов товаров и услуг — уменьшение расходов на инкассацию и обналичивание денег, возможность снижения валютных цен, упрощение и ускорение расчетных трансакций между покупателем и продавцом, снижение криминогенности вокруг лиц и организаций, работающих с наличностью. Имеется и весомый государственный интерес в расширении расчетов по пластиковым карточкам. Высвобождаются колоссальные финансовые ресурсы на инкассацию наличности, эмиссию и регенерацию монет и банкнот; упорядочивается денежный оборот, снижается инфляция, упрощается налоговое администрирование. Россия как страна с рыночной экономикой не должна выпадать из процессов глобализации, поскольку экономически развитые страны весьма широко применяют эти эффективные финансовые технологии.

Российское гражданское законодательство (ст. 862 ГК РФ) допускает проведение безналичных расчетов в любых формах, установленных в соответствии с законом банковскими правилами и

применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Специальным нормативным правовым актом, устанавливающим принципы регулирования отношений с использованием банковских карт, является Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — положение ЦБ РФ № 266-П). В этом документе закреплены единая терминология и определения юридических понятий банковской карты, видов банковских карт, операций с картами, трансграничных платежей с использованием банковских карт, основных участников расчетов, основных финансовых операций с банковскими картами и составляемых в связи с осуществлением операций документами.

Пластиковая карта, полученная клиентом, становится для него инструментом управления банковским счетом, открытым в том банке, который эмитировал данную карту. Клиент — физическое лицо — осуществляет с использованием банковской карты операции, в числе которых:

• получение наличных денежных средств в валю -те РФ или иностранной валюте на территории РФ;

• получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ;

• оплата товаров (работ, услуг, результатов интел -лектуальной деятельности) в валюте РФ на территории РФ, а также в иностранной валюте — за пределами территории РФ;

• иные операции в валюте РФ, в отношении которых законодательством РФ не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

• иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.

Российские процессинговые компании, как правило, самостоятельно создают программное обеспечение, необходимое для организации расчетов. Основной технологической функцией процес-синговой компании является процессинг операций с использованием банковских карт. Содержание

этой функции — в осуществлении сбора, обработки, рассылки участникам расчетов юридически значимой финансовой информации по состоявшимся операциям с банковскими картами. Процессинго-вые компании нередко становятся инициаторами объединения участников данной платежной системы в ассоциации, которые влияют на политику, проводимую банками в сфере пластиковых карт и иных секторах банковского бизнеса.

Банки — участники платежной системы могут участвовать в проведении операций с использованием банковских карт как банки-эмитенты (issuer) и банки-эквайреры (acquirer). Понятие «эмитент» можно толковать на основе рекомендаций Евросоюза. Согласно ст. 2 рекомендаций Комиссии Евросоюза от 17.11.1988 № 88/590 ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» эмитентом является лицо, которое в рамках своей профессиональной деятельности предоставляет в распоряжение своему клиенту платежное устройство (инструмент) на основании подписанного с ним соглашения. Положение ЦБ РФ № 266-П (п. 1.4) устанавливает, что на территории РФ кредитные организации — эмитенты осуществляют эмиссию банковских карт, являющихся видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов. Они предназначены для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.

Банки-эмитенты подразделяются на две подгруппы:

1) банки-участники платежной системы получают право эмиссии пластиковых карт по договору с процессинговой компанией системы;

2) банки-неучастники получают право эмиссии банковских карт на основании договора с кредитной организацией, являющейся банком — участником.

Банки-эквайреры также подразделяются на две подгруппы:

1) банки — участники платежной системы получают право эквайринга пластиковых карт по договору с процессинговой компанией системы;

2) банки-неучастники получают право эк-вайринга на основании договора с кредитной организацией, являющейся банком — участником платежной системы.

Основные функции банка-эквайрера следующие:

• взаимодействие с предприятиями торговли

(услуг) при их работе с держателями пласти-

ковых карт платежной системы: заключение договоров, проведение операций по карточкам в торговых точках, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием, доставка платежных документов, переводы денег предприятиям торговли (услуг) в возмещение стоимости продаж с использованием пластиковых карт; • операционные услуги держателям пластиковых карт: осуществление переводов денег, снятие наличных, обеспечение постоянной связи с процессинговым центром, исправности оборудования, исполнения сотрудниками банка инструкций по обслуживанию пластиковых карт, оперативный обмен информацией с процессинговым центром, контроль за финансовой безопасностью операций, оперативное рассмотрение спорных вопросов. Основная функция предприятия торговли (услуг) — обеспечение безналичных расчетов за товары и услуги держателем пластиковой карты во всей торговой сети этого предприятия. Для этого последнему необходимо специальное оборудование — электронный терминал и расходные материалы, которые предоставляет банк-эквайрер. Содержание финансового отношения между ними в том, что они условились любую операцию между держателем пластиковой карточки и предприятием торговли (услуг) осуществлять путем кредитования счета продавца товаров (услуг) и дебетования счета держателя карточки.

В зависимости от особенностей технологии расчетной операции существуют карточки: с магнитной полосой; со встроенной микросхемой. Первая имеет магнитную полосу, на которой записаны сведения для идентификации владельца карточки при операциях в банкоматах и электронных терминалах организаций торговли и услуг. При вставлении карты в соответствующее устройство в режиме on-line происходят считывание и передача данных о владельце по каналам связи, чтобы разрешить операцию. Решение о проведении операции принимает компьютер процессингового центра (или самого банка) в момент сеанса связи с точкой платежа.

Микросхема (микропроцессор), встроенная в карту, хранит, записывает, обновляет информацию в момент расчетной операции. Такие карты (смарт-карты — умные карты), безусловно, имеют более широкие функциональные возможности и надежность. Платежи по ним происходят в режиме off-line, и разрешение на проведение операции дает микросхема самой карты при контакте с банкоматом или электронным торговым терминалом на

месте. Смарт-карты имеют высокие эксплуатационные характеристики. Например, французские GemPlusCard International обладают такими: время хранения информации — 10 лет; минимальное число перезаписей — 10 000 раз; время записи одного байта информации — не более 10 мс; температура хранения — от — 20 до +55 °С; рабочая температура— от 0 до +50 °С.

Развитие финансовой карточной технологии в России. Карты иностранных компаний и банков начали применяться в СССР с 1969 г., когда начала создаваться сеть организаций, принимающих эти карты при расчетах. В 1969 г. Diners Club и American Express заключили с Госкоминтуристом СССР агентское соглашение на обслуживание в Союзе карточек этих платежных систем. В 1974 г. такое же соглашение было подписано с Visa International (в те годы — BankAmericard), в 1975 г. — с EuroCard / MasterCard, в 1976 г. — с японской JCB International. При Госко-минтуристе СССР было сформировано Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист», которое организовывало расчеты по пластиковым картам иностранных туристов и бизнесменов в валютных магазинах «Березка» и гостиницах. Необходимые расчеты за товары от лица ВАО «Интурист» осуществлял Внешторгбанк СССР1.

С начала 1970-х гг. в нашей стране кредитными карточками как средством платежа пользовались только туристы-иностранцы. В 1988 — 1989 гг. Сбербанк СССР совместно с группой государственных ведомств подготовил концепцию безналичных расчетов населения за товары и услуги с использованием пластиковых карт, однако в те годы она не была доведена до широкой практической реализации. Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк СССР, эмитировавший в 1989 г. «золотые» карточки EuroCard.

В 1994 г. в Новосибирске была основана компания «Золотая Корона», имеющая современный компьютерный комплекс, насчитывающий более 340 рабочих станций, объединенных в защищенную по высшей категории корпоративную сеть под управлением высокопроизводительных RISC-сер-веров ведущих производителей: Sun Microsystems, IBM, HP. Офисы компании «Золотая Корона» расположены в Москве, Новосибирске, Волгограде, Сочи и Благовещенске. Система объединяет 220 банков в 74 регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также торгово-сервисные предприятия и около 5 млн их клиентов.

1 Гинзбург А. И. Пластиковые карты. — СПб.: Питер, 2004. С. 51.

В системе «Золотой Короны» — региональные банки: УРСА Банк, «Челябинвестбанк», ОАО АК «БайкалБанк», АО «ИНДЭКС-БАНК», «Даль-комбанк», ОАО КБ «Магаданский», ОАО АКБ «Новация», ОАО «Омскпромстройбанк», ОАО «Супербанк», ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», ЗАО ГКБ «Автоградбанк», ОАО «Ярсоцбанк», ОАО «Сибакадембанк», «Уралсиб-Югбанк», филиал Инвестсбербанка «ОПСБ», «Татфондбанк», «Конверсбанк-Москва» и др., крупнейшие российские торговые сети «Детский мир», «Перекресток», «Топ-Книга», «Незабудка» и др.

В настоящее время компания «Золотая Корона» реализует следующие основные сервисы: банковские карты (дебетные, кредитные, оптовые, бензиновые, корпоративные карты), карты водителя, транспортные карты, социальные карты, денежные переводы, прием платежей и гашение кредитов наличными и по картам (в кассах, банкоматах, киосках), карты лояльности торговых предприятий (бонусные, подарочные, дисконтные, предоплаченные и др.), SMS+Интернет-банк.

Например, социальная карта «Золотая Корона»— высокотехнологичное решение для персонифицированного учета и адресного предоставления мер социальной поддержки различным категориям населения. Этими картами уже пользуются жители Челябинска, Новосибирска, Новокузнецка, Краснодарского края, Республик Бурятия и Хакасия.

Транспортные карты для оплаты проезда используют жители Новосибирска и Челябинска. Впервые в России транспортная карта является действительно единой, т. к. работает по технологии единого «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе для метрополитена и коммерческих перевозчиков. Например, в Челябинске по картам оплачивается каждая 6-я поездка в городском транспорте. Такие данные фиксируют 1100 транспортных терминалов, которыми оснащены все маршруты общественного пассажирского транспорта г. Челябинска.

В Новосибирске по картам жителей города обслуживает весь муниципальный транспорт (1 000 трамваев, автобусов и троллейбусов), а также 14 популярных городских маршрутов коммерческих перевозчиков. Карты можно приобрести во всех кассах метрополитена и в 48 наземных киосках и диспетчерских. Безналичным способом оплачивают проезд 296 360 горожан. Каждый день по транспортным картам осуществляется более 250 000 поездок в общественном транспорте, при этом более половины поездок приходится на держателей «социальных карт».

На 01.07.2007 в платежной системе «Золотая

Корона»:

• эмитировано карт 4 944 230 шт., из которых 82,2 % — микропроцессорные карты и 17,8 % — магнитные;

• оборот за 6 мес. 2007 г. составил 117,2 млрд руб. Прирост оборота по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил более 37 %;

• 35 % — доля безналичных операций в торгово-сервисной сети, лучший показатель среди всех платежных систем на российском рынке2. Основными достоинствами пластиковых карт

«Золотая Корона» являются:

• развитая инфраструктура обслуживания. В 2007 г. в системе взаимодействовали более 9 600 предприятий торговли и услуг, 697 банкоматов и 1 850 пунктов выдачи наличных, расположенных в 74 регионах России;

• широкий перечень предоставляемых услуг. «Золотая Корона» предоставляет своим клиентам полный перечень традиционных банковских услуг по пластиковым картам, сверх того реализует объединение на одной карте ряда приложений — «электронный кошелек», «транспортная карта», «учет льгот и субсидий», различные дисконтные программы, мобильные платежи, Интернет-коммерция и пр.;

• низкая комиссия за обслуживание. Получение наличных в банкоматах банка, выдавшего карту, бесплатно для клиентов, а в банкоматах других банков комиссия не превышает 1 — 2 % независимо от суммы снимаемых средств. При расчетах во многих магазинах предоставляются скидки;

• контроль за расходами. Можно эффективно управлять денежными средствами за счет полного контроля за их использованием и планированием своего бюджета. Выписка по счету предоставляется банком по первому требованию клиента, и владельцу карты всегда точно известно, когда и сколько потрачено денег;

• высокая безопасность платежей. «Золотая Корона» использует одну из самых надежных и современных систем защиты информации, которая совершенствуется уже более 10 лет;

• передовые технологии. Карта «Золотая Корона» изначально ориентировалась на развитие технологий с использованием микропроцессорных карт. В настоящее время микропроцессорные карты превышают 80 % всех карт, эмитированных в системе. Очевидны

2 http://www. korona. net/.

их преимущества над магнитными картами: безопасность, долгий срок службы и широкие функциональные возможности. Главным отличием пластиковых карт системы «Золотая Корона» от аналогичных финансовых инструментов международных платежных систем является их невысокая стоимость. В то же время качество и объем операций, которые может осуществлять владелец карт указанных российских платежных систем в любом банке-участнике или торгово-сервисной компании при расчетах, совершенно не отличается от международных стандартов.

Российские платежные системы, использующие передовые микропроцессорные технологии, воплотили в себе один из редких в нашей пореформенной стране примеров существенного превосходства национальных инноваций над иностранными технологиями, причем с доведением инновации до масштабной финансовой практики. Парадокс, но отставание с началом развития российского рынка пластиковых карт на 30-40 лет против иностранных платежных систем российские разработчики смогли превратить из недостатка в преимущество. Платежные системы российского происхождения не обременены устаревшей инфраструктурой обслуживания пластиковых карт, чего нельзя сказать о международных системах. В нашей стране в течение последних 10 лет наработан уникальный опыт развития банковских и социальных продуктов, основанных на применении дебетовых микропроцессорных карт, и именно в российских условиях. Поэтому в данном случае следует изначально отмести известный национальный комплекс неполноценности, что «если отечественное — значит, хуже иностранного».

Весьма существенным мы видим то обстоятельство, что российские платежные системы не считают национальный финансовый рынок «бесперспективным» или «инвестиционно непривлекательным». Кризисная обстановка 1998 г. выявила такие факты, что наши платежные системы не прекращали работы ни на один день и все, например, зарплатные проекты реализовывались в штатном режиме, однако Visa International в тот период прекратила обслуживание пластиковых карт своей платежной системы.

Немаловажно, что для банков — участников ведущих отечественных платежных систем выпуск и обслуживание микропроцессорных пластиковых карт является выгодным бизнесом. Например, в платежной системе «Золотая Корона» работают крупные региональные банки, признающие роз-

ничные финансовые операции на основе пластиковых карт приоритетным направлением в работе с населением и весомым источником доходов (Сибакадембанк, Омскпромстройбанк, Челябин-вестбанк и др.). Приемлемая доходность карточных проектов в отечественных платежных системах обусловлена следующими факторами:

• соответствие правил работы платежных систем внутрироссийским условиям: нет необходимости замораживать большие средства на депозите в иностранном банке, возможность проводить гибкую тарифную политику;

• отсутствие (ничтожно малое количество) мошеннических операций по микропроцессорным картам;

• широкая технологическая перспектива реализации на базе единой микропроцессорной карты множества финансовых (как коммерческих, так и социальных) проектов: индивидуальные скидки в аптеках и торговой сети, адресные жилищные субсидии, оплата проезда на транспорте, уплата налогов, расчеты за коммунальные ресурсы, содержание и ремонт жилья, погашение потребительских кредитов и др.

В настоящее время существует много позитивных примеров развития национальных платежных систем, использующих микропроцессорные пластиковые карты. Каждой национальной платежной системой применяются и карты для внутристрановых операций, и карты, совмещенные с иностранными платежными системами (Visa International, Eurocard/ Master-Card). Наиболее совершенными технологиями являются магнитно-чиповые. Такие карты имеют и магнитную полосу и микропроцессор. Для совершения крупных покупок, которые желательно производить в режиме online-авторизации, а также в поездках за границу используется «магнитная часть» пластиковой карточки по правилам иностранных платежных систем. «Микропроцессорная часть» пластиковой карты используется на территории государства для платежей на мелкие суммы в режиме offline по внутристрановым правилам и тарифам.

В Японии, например, с 2000 г. существует единый стандарт для микропроцессорных карточек, Франция использует национальные чиповые карты с 1970-х гг. Такие пластиковые карты используются, помимо оплаты товаров и услуг, для проведения платежей за автопарковку, проезд по платным автомагистралям, за почтовые отправления и проезд в общественном транспорте и такси, за бензин и покупку товаров широкого спроса в уличных торговых автоматах.

В указанных странах карточные платежные системы играют значимую роль в экономике. С их использованием выстраиваются принципы управления целыми секторами и отраслями хозяйства, в том числе единые территориальные системы автопарковок и пользования автомагистралями, медицинское страхование, различные учетные системы. Важно, что за счет высокой степени автоматизации обеспечивается полная прозрачность финансовых трансакций, что способствует укреплению финансовой системы, снижению инфляции, уменьшению фактов коррупции, сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов. При этом развитие национальной платежной системы неизбежно влечет за собой быстрое развитие высокотехнологичных производств наукоемкого оборудования и средств связи.

Возможность альтернативного выбора. Авторы статьи придерживаются позиции, предполагающей альтернативу в выборе и использовании национальной платежной системы для банковской карточной технологии учета пенсионно-медицинских накоплений граждан. В этой связи особое внимание следует уделить преимуществам платежной системы Сбербанка России АС «СБЕРКАРТ». В их числе — развитая инфраструктура, а также бесценный практический опыт финансовой работы с держателями карт в любых географических точках России.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк РФ (свыше 60 % голосующих акций). Его акционерами являются также более 200 тыс. юридических и физических лиц.

На 1 декабря 2007 г. Сбербанк России имел следующие финансово-экономические характеристики: капитал — 664,2 млрд руб.; прибыль — 148,9 млрд руб.; чистая прибыль — 118,4 млрд руб.; кредитный портфель — 4 015,6 млрд руб., в том числе кредитование юридических лиц (без МБК) — 3 000,66 млрд руб.; остаток средств на счетах физических лиц — 2 516,7 млрд руб.; остаток средств юридических лиц— 1 185,7 млрд руб.; филиальная сеть: территориальные банки — 17; отделения — 792; внутренние структурные подразделения — 19 4383.

Представляется вполне обоснованным, что Правительство РФ привлекает Сбербанк России к различным широкомасштабным операциям по ад-

3 http://www. sbгf. га/.

ресному доведению бюджетных денежных средств получателям — физическим лицам. Например, ежегодным постановлением Правительства РФ уже более 10 лет регулируются выплаты отдельным категориям гражданам РФ предварительных компенсаций по вкладам в Сберегательном банке РФ.

Ежегодно между Минфином России и Сбербанком России (СБ РФ) заключается Соглашение о выплате предварительной компенсации по вкладам. По этому соглашению, СБ РФ несет ответственность за целевое использование полученных денежных средств и своевременную организацию работы по выплате сумм компенсаций вкладчикам. Средства, полученные на выплату компенсации, не могут быть направлены ни на какие другие цели. В случае установления фактов нецелевого использования средств органы Федерального казначейства производят в бесспорном порядке взыскание в доход федерального бюджета сумм нецелевого использования, также налагается штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению. В случае задержки перевода средств федерального бюджета отделениям СБ РФ из территориальных банков СБ РФ на последних налагается штраф в размере действующей в территориальном банке СБ РФ, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании юридических лиц, увеличенной на 10 пунктов.

Федеральное казначейство также имеет многолетний опыт адресного распределения персональных трансфертов, причем в регулярном режиме. Так, например, с 2005 г. производятся выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС4.

На наш взгляд, наиболее подготовленным банком, как в технологическом, так и в кадровом ракурсе, для столь ответственной и нужной работы по персональному учету пенсионно-медицинских накоплений в масштабах всей страны является Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО). Мы также убеждены, что ежемесячные зачисления указанных накоплений на пластиковые карты застрахованных лиц без

4 Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 «О правилах выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» / СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3173.

очередей и сбоев, своевременно и в полном объеме можно реализовать только в Сбербанке России.

Сбербанк, например, в течение ряда лет эмитирует дебетовые микропроцессорные пластиковые карты АС СБЕРКАРТ «Личная». Эти карты выдаются на срок 12 или 24 мес. с возможностью продления физическим лицам. Пластиковая карта АС СБЕРКАРТ «Личная» может быть использована в качестве платежного средства на предприятиях торговли и сервиса, как через обычный банковский терминал, так и через специализированное оборудование в сети Интернет, при перечислении денежных средств, при получении наличных денежных средств в подразделениях Сбербанка России и через банкоматы, имеющие знак обслуживания: «СБЕРКАРТ».

При совершении операций с использованием этой карты расчетные документы, оформляемые по указанным операциям, заверяются держателем путем введения персонального идентификационного номера — ПИН-кода, являющегося аналогом его собственноручной подписи.

Держатель пластиковой карты АС СБЕРКАРТ «Личная» может:

• сдать карту, закрыть счет клиента до окончания срока действия карты по месту ее выдачи;

• по окончании срока действия карты продлить срок ее действия на следующий год по месту выдачи карты;

• получать справку о сумме средств на карте в любом подразделении Сбербанка России или банкомате, обслуживающем карты;

• в случае блокирования карты обратиться в подразделение Сбербанка России по месту выдачи карты для ее разблокировки;

• в случае утраты, технической неисправности карты обратиться в подразделение Сбербанка России, выдавшее карту, для получения новой карты;

• установить лимиты загрузки средств на карту и баланса карты по дополнительным картам;

• получать выписку из истории счета клиента по месту выдачи карты;

• обратиться в подразделение Сбербанка России по месту выдачи карты с письменным заявлением о выдаче дополнительной карты.

Для лиц, имеющих право на получение пенсии (по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и пр.), а также на получение различных социальных пособий, субсидий и иных выплат социального характера, Сбербанк России дополнительно разработал новый вид магнитных

дебетовых банковских карт: Сбербанк-Maestro «Социальная». Эти карты бесплатно принимаются к обслуживанию во всех торговых и сервисных точках на территории России, обозначенных торговой маркой Maestro. Срок действия карты Сбербанк-Maestro «Социальная» — три года, плата за годовое обслуживание счета этой банковской карты — 40 руб. На остаток по счету карты начисляются проценты: на средства пенсии — 4 % годовых; на иные социальные средства — 1 % годовых.

Наличные деньги по пластиковым картам Сбербанк-Maestro «Социальная» выдаются в рублях РФ только в пунктах выдачи наличных денежных средств и банкоматах Сбербанка России. На территории Поволжского банка (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Оренбургская и Пензенская области) выдача наличных денег по выданным здесь картам производится бесплатно, в других регионах России взимается комиссия — 0,75 % от снимаемой суммы. В случае потери карты, утраты ПИН-кода, изменения личных данных досрочный перевыпуск пластиковой карты Сбербанк-Maestro «Социальная» — 20 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоспоримым преимуществом Сбербанка России при осуществлении финансовой работы по распределению бюджетных денежных средств на персональные накопительные пенсионно-ме-дицинские счета (пластиковые карты) граждан является его уникальная филиальная сеть, которая покрывает всю страну и не имеет аналогий с другими банками. Пожалуй, только ФГУП «Почта России» имеет более густую сеть почтовых отделений, однако по уровню технической укрепленности, банковских технологий, средств коммуникаций и кадровому составу Сбербанк России впереди на порядок. Также большое значение имеет многолетняя практическая отработка банковской карточной технологии — Автоматизированной системы «СБЕР-КАРТ», ее единый, замкнутый процессинговый и эквайринговый формат, являющийся залогом финансовой эффективности и безопасности.

Наше обращение именно к российским платежным системам обосновано следующими обстоятельствами:

• автоматизированная система «СБЕРКАРТ» — единая платежная система Сбербанка России — крупнейшего в Центральной и Восточной Европе банка, который является лидером российской банковской системы и социально значимым формированием с большим государственным участием;

• «Золотая Корона» — российская платежная система, объединяющая более 200 крупных региональных банков России и ближнего зарубежья;

• обе платежные системы в течение длительного срока (более 10 лет) используют передовые многофункциональные микропроцессорные карты;

• обе платежные системы разработаны и эксплуатируются на базе исключительно отечественных технологий;

• обе платежные системы обеспечивают доступ пользователей к лучшим финансовым продуктам и услугам, причем любых компаний, независимо от географического положения плательщика и получателя, что в итоге приведет к социальному выравниванию условий жизни в центре и на периферии Российской Федерации. Необходимо отметить, что платежные схемы, реализуемые с использованием пластиковых карточек, каким бы внешним разнообразием они ни отличались, подразделяются на две группы: 1) кредитные; 2) дебетовые.

Кредитная пластиковая карта предполагает нулевой остаток денежных средств на счете. Операции клиента по данной карточке относятся на кредит, который клиент обязан погашать на определенных условиях.

Для решения задачи учета персональных накоплений граждан применимы дебетовые пластиковые карточки. Особенность таких карточек в том, что проведенная ее держателем операция в тот же день дебетуется с его банковского счета. Если сумма планируемой операции превышает остаток денежных средств на счете, она, как правило, не проводится. Для дебетовой пластиковой карточки необходима авторизация по каждой операции. Так нейтрализуется риск несанкционированного кредитования.

Дебетовые карты получили наибольшее распространение в России. Для дебетовых карт не нужен специальный карточный счет, поскольку операция проводится фактически по обычному банковскому счету клиента (депозитный, сберегательный, до востребования и пр.). Если у клиента банковского счета нет, необходимо открыть ему специальный карточный счет, на котором будут аккумулироваться денежные средства под будущие расходы.

Положением ЦБ РФ № 266-П предусмотрено, что российские банки-эмитенты вправе выдавать банковские карты трех видов:

1) расчетная карта — предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией — эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией — эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств;

2) кредитная карта — предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией — эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора;

3) предоплаченная карта — предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией — эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации — эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

С удовлетворением можно упомянуть положительный опыт, который был первым по распределению персональных трансфертов на пластиковые карты льготников по проекту «Социальная карта москвича». Это совместная программа Правительства Москвы, Банка Москвы, московского Метрополитена, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и Московской железной дороги для пенсионеров и жителей Москвы, имеющих социальные льготы (транспортные, лекарственное страхование, субсидии на жилищно-коммунальные услуги)5.

В настоящее время на отечественном рынке пластиковых карт сформировались крупные группы коммерческих банков. Первая группа — универсальные банки: Сбербанк России, Внешторгбанк, Альфа-банк, Банк Москвы. Универсальные банки развивают свой основной канал привлечения клиентов от зарплатных проектов (соглашение организации с банком о выплате зарплаты работникам на пластиковые карты). Эти клиенты постепенно пополняют сегмент потенциальных заемщиков на потребительские, автомобильные кредиты, ипотеку. Цель универсальных банков, например,

5 ЗагоровскаяВ. Э. Банковская карта. СПб.: БХВ — Петербург, 2005. С. 40.

таких как Уралсиб, организовать финансовый супермаркет, в котором клиент сможет реализовать все свои финансовые потребности. В этой связи формируются объединения банков, в последние три года можно указать, например, Уралсиб с НИКойлом и Автобанком; Внешторгбанк с Гута-банком; Росбанк с ОВК и др.

Вторая группа банков — дочерние учреждения иностранных банков, действующие в России. Ситибанк, например, эмитирует корпоративные пластиковые карты для иностранных компаний и для физических лиц — представителей среднего класса. Для этой группы банков характерно применение в нашей стране карточных технологий, которые уже были опробованы в других странах. Также Ситибанк выпустил кредитные пластиковые карты со льготным периодом погашения: если заемщик гасит задолженность по кредитной карточке в течение установленного срока, процент за пользование кредитом ему не начисляется6.

Необходимо предупредить возможные возражения относительно «навязывания сверху» пластиковой карточки каждому застрахованному лицу, как это предложено выше. Прежде всего, наш концептуальный подход предполагает личное согласие гражданина на формирование его пенсионно-медицинского накопительного счета, кроме того, мы считаем, что для персонального распределения бюджетных денег государство имеет право императивно выбрать наиболее прогрессивный платежный инструмент, каковым и являются банковские карты. Несомненно, что порядка 100 млн микропроцессорных пластиковых карт, постоянно используемых гражданами, станут сильным позитивным импульсом в развитии финансовой системы страны, как в аспекте совершенствования банковских технологий, так и в части уменьшения наличности в денежном обороте7.

Кроме того, важнейший социально-финансовый результат предложенного подхода — полностью понятные и материально ощутимые для граждан финансовые отношения с государством, которые будут их стимулировать к заранее известным перспективам, — с одной стороны, к полноценному здоровью, с другой стороны, к личным денежным накоплениям.

6 Эксперт. 2007. № 36. С. 132, 133.

7 В июле 2007 г. наличные деньги вне банковской системы составили 3 027,5 млрд руб., безналичные деньги — 7 846,5 млрд руб. (Экономический журнал ВШЭ. 2007. Т. 11. № 3. С. 443.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.