Научная статья на тему 'Проблемы развития рынка пластиковых карт в России в аспекте интернационализации платежных систем'

Проблемы развития рынка пластиковых карт в России в аспекте интернационализации платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рынка пластиковых карт в России в аспекте интернационализации платежных систем»

1 (145) - 2007

ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ В АСПЕКТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ*

О.А. ЗВЕРЕВ,

кандидат экономических наук,доцент,заведующий кафедрой «Банковское дело» Московского банковского института

А.П. ДЬЯКОВ

Всероссийский банк развития регионов

В настоящее время экономика и общество движутся к построению глобальной электронной инфраструктуры, охватывающей все сферы деятельности. В начале XXI в. уже окончательно становится ясно, что развитие процессов финансовой глобализации в первую очередь будет базироваться на информационных технологиях, а затем уже на традиционных материальных и человеческих ресурсах.

Материальное воплощение электронные технологии, используемые в платежах, получают в конкретных платежных инструментах, т. е. в том наборе новых технических, организационных и экономических средств, которые позволяют осуществлять платежные операции в режиме реального времени и при этом становятся неотъемлемыми элементами данной платежной системы. Одним из наиболее универсальных электронных платежных инструментов является сегодня пластиковая карта.

Важной предпосылкой развития операций с пластиковыми картами является продуманное изменение направлений деятельности банков на основе анализа альтернативных стратегий интернационализации, которые могут иметь как оборонительный, так и наступательный характер. Кроме того, стратегия интернационализации может быть глобальной, мультинациональной и транснациональной.

Глобальная стратегия характеризуется концентрацией и централизацией ресурсов и операций в стране происхождения при одновременной координации отдельных видов деятельности в глобальном масштабе. При этом банки стремятся обслу-

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». - 2006. - № 34 (238).

живать мировой рынок стандартизированными продуктами и услугами. При мультинациональной стратегии ресурсы и операции банков как бы рассеиваются по миру, а координация осуществляется децентрализованно, т. е. на местном уровне. Для этой стратегии характерно преобладание регионально адаптированных продуктов и услуг. При выборе стратегии интернационализации в первую очередь учитываются национальные различия, масштабы деятельности и наличие связей. Однако названные типы стратегии уже не соответствуют требованиям международной конкуренции, поскольку новые транснациональные организационные структуры позволяют эффективно передавать ресурсы между всеми странами, использовать инновационные процессы и быстро реагировать на специфические и глобальные факторы окружающей среды.

Несмотря на возрастающую гармонизацию законодательства в рамках развития глобальных платежных систем, во многих областях еще действуют законы, затрудняющие интернационализацию банковских операций на основе расширения использования пластиковых карт. Вместе с тем можно предположить, что крупные российские банки будут расширять услуги, связанные с трансграничным платежным оборотом. На стратегию интернационализации банков все сильнее будет влиять интеграция финансовых потоков в рамках Западной и Восточной Европы, которая может привести к объединению крупнейших поставщиков банковских услуг в сфере пластиковых технологий на основе дальнейшей интернационализации банковской деятельности.

ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

1 (145) - 2007

Несмотря на явные преимущества, пластиковые карты не стали основным платежным инструментом в России. Основные причины этого — экономические факторы, а также отсутствие четкой стратегии у банков по продвижению электронных платежных инструментов, недостаточный уровень исследований при выборе сегментов рынка и слабое представление о будущих тенденциях в области электронного банковского бизнеса.

Хотя количество пластиковых карт в стране быстро растет, их применение сдерживается недостатком электронных терминалов по приему платежей. По итогам 2005 г., количество банковских карт в России выросло на 130 %. Если темпы роста эмиссии сохранятся, в конце 2007 г. на каждого россиянина будет приходиться по одной платежной карте. Последует ли за количественным ростом качественный (т. е. увеличение безналичных расчетов в торговой сфере), будет зависеть от усилий торговых учреждений и банков. Сейчас карты не выполняют своей главной функции — на расчеты в торгово-сервисной сети приходится не более 10 % операций по карточкам. При этом аналогичный показатель, например, в Польше — 17 %. Обычная отечественная практика — обращение к карте один раз в месяц для получения зарплаты.

По опросам агентства «Комкон-Финанс», нынешнее соотношение между операциями по снятию наличных денег и по оплате товаров и услуг с помощью карты составляет порядка 80 : 20.

В настоящее время в России эмиссию и эквай-ринг пластиковых карт осуществляет большинство банков на базе международных платежных систем — Visa International, MasterCard Int., Юнион Кард, Золотая Корона, American Express, СТБ и Сберкарт. Причем преобладают карты международных платежных систем, вступление и членство в которых обходятся российским банкам недешево. Поэтому вопрос о создании единой платежной системы России, способной составить достойную конкуренцию международным платежным системам и снизить себестоимость карточных продуктов, является очень актуальным.

Наличие же локальных игроков способствует конкуренции на рынке платежных систем, а также дает возможность даже самым мелким финансовым учреждениям выпускать и обслуживать пластиковые карты. Однако развитие общенациональной платежной системы требует серьезных капиталовложений. Например, системе Сберкарт необходима интеграция в международные системы, которая обеспечит прием этих карт в любом банкомате и терминале. Судьба системы зависит от Центрального банка РФ, которому рано или поздно придется задуматься о привлечении для системы Сберкарт стратегического инвестора.

На российском рынке доминируют карты с магнитной полосой. В этом году банки активнее переходят на чиповые технологии, многие игроки рынка проходят сертификацию в международных платежных системах по эквайрингу и выпуску чиповых карт. Стимулирует переход на более дорогостоящие технологии правило переноса ответственности, внедренное системой Visa для регионов CEMEA с начала года. Суть этого правила в том, что из двух участников транзакции (эмитента и эквайера) ответственность за мошенничество несет тот, кто не перешел на чипы. То есть, если карта с чипом была принята нечиповым устройством, ответственность возлагается на эквайе-ра. Ответственность за мошенничество по карте с магнитной полосой несет эмитент.

В России пластиковые карты открыли новую главу в финансовой практике частных лиц. Основной проблемой при этом является, по мнению авторов, не новизна карточек как таковых, а незначительная доля безналичных платежей вообще в общей массе операций частных лиц и, как следствие, отсутствие практики открытия банковских счетов для расчетов.

До сих пор наличие пластиковой карты доставляет российским жителям больше неудобств, чем преимуществ. Даже в столице сфера применения пластиковых карт весьма ограничена. Терминалами по приему пластиковых карт оборудованы не все даже крупнейшие торговые сети, не говоря уже о небольших магазинах и предприятиях сервиса.

На предприятиях торговли и сервиса превалирует наличный расчет. Уклонение от налогов является одним из основных факторов, побуждающих торговые точки к наличным расчетам.

На сегодняшний день перспективы интенсивного роста торговых операций с использованием локальных карточек отечественных платежных систем выглядят ограниченными. Отечественные карточки не представляют большого интереса для потенциально активных пользователей из зажиточной части населения. С другой стороны, слои населения со средним имущественным положением мало заинтересованы из-за узости доступной им сети приема карточек. Решением данной проблемы является постепенное повышение доверия населения к банковскому сектору в целом и к российским платежным системам в частности.

Еще одна важная проблема, особенно для развития кредитных карт — неразвитая приемная сеть, которая позволяет использовать карточку лишь эпизодически. Фактически для держателя дебетовой карточки — это ограничение доступа к средствам на счете, их частичное замораживание, создающее не только неудобства, но и, возможно, финансовые затруднения. При пользовании же

ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

1 (145) - 2007

кредитной карточкой такая ситуация приводит лишь к более редким покупкам по карточке.

Гораздо более актуальной на сегодняшний день представляется перспектива использования пластиковой карточки как элемента обслуживания в сберегательном банке. Сохраняющаяся инфляция побуждает практически все слои населения использовать вклады (в основном срочные) для сохранения средств. Квалифицированное использование пластиковых карточек способно активизировать процесс привлечения средств. Карточки, являясь гибким автоматизированным инструментом, способны существенно увеличить производительность труда банковских работников, обслуживающих население. Кроме того, использование банкоматов и участие в массовых платежных системах способны снизить остроту проблемы развития сети продаж банковских услуг. Несомненно, что для более эффективного привлечения клиентов на рынок пластиковых технологий необходимо предложение услуг, сочетающих финансовые выгоды с предоставляемыми карточкой удобствами круглосуточного доступа к счету. Все это в комплексе будет способствовать продвижению карточных продуктов среди самых разных категорий клиентов.

Вместе с тем полноценное использование безналичных расчетов в России невозможно реализовать только усилиями банковского сообщества: необходимы повышение реальных доходов населения на базе роста экономики, выход ее значительной части из «тени». Поэтому для реализации этой задачи нужна единая сбалансированная политика как государства, так и банковского сектора. Государство должно поощрять рациональные и перспективные проекты развития безналичных расчетов посредством пластиковых карт и обеспечивать в этом плане равные условия конкуренции между банками независимо от их статуса и владельцев и принадлежности к платежной системе.

Также законодательным органам необходимо принять законопроект, предусматривающий льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий, которые внедряют POS-терминалы и принимают карты к оплате. Можно обязать предприятия с определенным оборотом принимать в обязательном порядке карты к оплате. Так, например, по данным ассоциации ЕМА, обязав торговцев установить терминалы, Южная Корея вывела из серой экономики до 5 % ВВП.

Со стороны банковского сектора развитию безналичных расчетов будет способствовать активность банков в сегментах кредитных и кобрендинговых карт. Кроме того, необходимо улучшить качество связи терминала с банковским процессинговым центром —

это повысит скорость расчетов (часто, особенно в выходные, процесс покупки растягивается на несколько минут, что раздражает и покупателя, и продавца).

Увеличение количества POS-терминалов откроет новые перспективы перед держателями карт и приведет к росту комиссионных доходов банков. Переход на карточные расчеты существенно снизит расходы на обслуживание наличного денежного обращения и обработку бумажных платежных документов. По расчетам некоторых независимых экспертов, в результате внедрения полноценного безналичного обслуживании на основе пластиковых карт торговые учреждения и банки смогут сэкономить порядка 1 % ВВП.

Итак, по какому пути развития пойдет процесс интеграции России с мировыми платежными системами? Это во многом зависит от того, какой удельный вес в общем объеме расчетов будут занимать международные платежи и в каком направлении они будут осуществляться. Статистика свидетельствует: наибольшая доля расчетов по пластиковым картам в развитых странах приходится на международные расчеты. Но при этом к категории межгосударственных в России можно отнести не более 5 % платежей, 10 % носят межрегиональный характер, а 85 % относятся к местным расчетам.

Противостояние между национальными, международными и едиными, интегрированными в рамках государств платежными системами в ближайшие годы возрастет. Так, европейские банки недовольны тем, что их мнение редко учитывается при разработке, к примеру, тарифной политики. По оценке так называемой Берлинской группы, куда входят 13 крупнейших участников карточного рынка Европы, международные платежные системы устанавливают слишком высокие тарифы. В результате банкам-участникам достается непропорционально маленькая доля дохода от обслуживания карт. Опасение вызывает и тот факт, что международные системы осуществляют контроль за транзакциями клиентуры банков-членов.

В связи с этим Европейский платежный совет принял решение уже к 2010 г. создать единую европейскую платежную зону. При этом модель не предусматривает участия международных платежных систем. Уже к 2010 г. планируется утвердить логотип единой европейской платежной системы.

В России конкурентная борьба различных платежных систем, очевидно, не ослабеет, что, впрочем, не исключает возможности сотрудничества между ними. В любом случае пользователь пластиковых карточек этих систем останется в выигрыше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.