Социальная политика
сбербанк россии в системе социальной поддержки населения: карточная технология распределения
персональных трансфертов*
М.В. ГОНЧАРОВА,
кандидат экономических наук, ведущий ревизор Волгоградского отделения Сбербанка России
АЖ ГОНЧАРОВ,
доктор экономических наук, доцент кафедры денег, кредита, ценных бумаг ВЗФЭИ
Доведение бюджетных трансфертов до каждого получателя-льготника на индивидуальную банковскую пластиковую карту представляется задачей не только социально значимой, но и технологически полезной для придания положительного импульса развитию отечественных платежных систем. Поскольку требования закона об исключительно денежном наполнении льгот будут исполняться неизбежно и безусловно, необходимо выстроить работу данного механизма с минимальным дискомфортом для населения и с учетом интересов государства и банковской системы. Мы убеждены, что такой положительный результат может быть достигнут только при взаимодействии государства и Сбербанка России.
Нам представляется необходимым все без исключения льготные выплаты финансировать из единого бюджетного фонда. Для этого в составе федерального бюджета ежегодно должен формироваться фонд финансирования социальных выплат. Бюджетные деньги из Федерального казначейства будут ежемесячно поступать в Сбербанк России на основании платежных документов, которые сформируют в Департаменте социальных льгот Минфина России по оперативным данным Единого реестра льготников России. Филиалы Сбербанка
*Окончание. Начало см.: Экономический анализ. — 2006. — № 9(66).
России на местах будут зачислять безналичные деньги от Федерального казначейства на персональные банковские счета льготников, причем деньги будут немедленно поступать в их распоряжение, потому что указанные счета будут формализованы дебетовыми микропроцессорными пластиковыми картами автоматизированной системы (АС) СБЕР-КАРТ. В целом мы видим три звена, составляющих внутреннее содержание означенной модели.
Банковское звено
Как было отмечено, наряду с международными системами по ведению расчетов с использованием банковских карт (Visa International, Eurocard/ MasterCard) на российском рынке пластиковых карт успешно функционируют национальные, региональные и локальные платежные системы. К наиболее развитым отечественным платежным системам следует отнести: АС СБЕРКАРТ, «Золотая корона», «СТБ-кард» и «Юнион-кард», при этом две последние системы являются простыми аналогами иностранных платежных систем — выпускают карты с магнитной полосой. Также в России действуют локальные системы, например «Аккорд» и «Волга», влияние которых на денежный оборот незначительно.
Необходимо уточнить, что, имея широко известные бренды, ведущие иностранные платежные системы (Visa International, Eurocard/MasterCard)
привлекают к участию в карточном бизнесе как столичные, так и региональные банки, а также дочерние структуры зарубежных банков. Однако участники международных платежных систем эмитируют карты с магнитной полосой по технологиям, которые были внедрены более 30 лет назад. Микропроцессорных карт, которые хотя бы приблизительно по функциональным возможностям были сравнимы с АС СБЕРКАРТ или с «Золотой короной», у иностранных платежных систем (Visa International, Eurocard/MasterCard) нет даже в опытных образцах. В то же время следует признать повсеместную распространенность международных пластиковых карт, поэтому имеет место впечатление, что технологии и правила бизнеса этих платежных систем являются как бы отраслевыми стандартами. В этой связи развитие собственно российских национальных платежных систем является якобы отклонением от магистрального пути финансовой глобализации. Мы полагаем, что с этим согласиться нельзя, иначе финансовый рынок России может превратиться в «донора» иностранных платежных систем и утилизатора финансовых технологий вчерашнего дня.
По нашим оценкам, для большинства российских кредитных организаций операции, связанные с иностранными картами, не являются рентабельными. Чаще всего выдача таких пластиковых карт — дополнительная услуга крупному корпоративному клиенту, маркетингоимиджевый компонент вплоть до использования пластиковых карт в качестве сувениров (однажды купив карту для поездки в отпуск, клиент получает к праздникам или на день рождения по почте новые карты Visa International, Eurocard/MasterCard). Невыгодны иностранные пластиковые карты и для конечных потребителей, ведь комиссионные платежи за их обслуживание достаточно высоки, срок службы не превышает од-ного-двух лет, реально велик риск мошенничества, весьма ограничены функциональные возможности. Кроме того, иностранные платежные системы требуют от российских участников размещать крупные денежные депозиты на счетах зарубежных банков, обрабатывать финансовые транзакции за границей, вводят многочисленные ограничения в порядок ведения карточного бизнеса (например, получение лицензий на эмиссию и эквайринг). На наш взгляд, все это обыкновенные проявления конкурентной борьбы, направленной на сдерживание развития российского национального рынка пластиковых карт, а также попытки контролировать финансовые расчеты в стране в целом. Поэтому мы полагаем,
что финансирование социальных выплат может быть осуществлено только в рамках отечественных платежных систем.
Российские платежные системы, использующие передовые микропроцессорные технологии, воплотили в себе один из редких в нашей пореформенной стране примеров существенного превосходства национальных инноваций над иностранными технологиями, причем с доведением инновации до масштабной финансовой практики. Парадокс, но отставание с началом развития российского рынка пластиковых карт на 30 — 40 лет от иностранных платежных систем российские разработчики смогли превратить из недостатка в преимущество. Платежные системы российского происхождения не обременены устаревшей инфраструктурой обслуживания пластиковых карт в отличие от международных систем. В нашей стране в течение последних 10 лет наработан уникальный опыт развития банковских и социальных продуктов, основанных на применении дебетовых микропроцессорных карт, и именно в российских условиях. Поэтому в данном конкретном случае следует изначально отмести известный национальный комплекс неполноценности, что если российское — значит хуже иностранного.
Весьма существенным мы видим то обстоятельство, что российские платежные системы не считают национальный финансовый рынок бесперспективным или инвестиционно непривлекательным. Кризисная обстановка 1998 г. выявила такие факты, что наши платежные системы не прекращали работу ни на один день, и все зарплатные проекты реализовывались в штатном режиме, однако Visa International в тот период прекратила обслуживание пластиковых карт своей платежной системы.
Немаловажно, что для банков-участников ведущих отечественных платежных систем выпуск и обслуживание микропроцессорных пластиковых карт является выгодным бизнесом. Например, в платежной системе «Золотая корона» работают крупные региональные банки, признающие розничные финансовые операции на основе пластиковых карт приоритетным направлением в работе с населением и весомым источником доходов (Сибакадембанк, Омскпромстройбанк, Челябин-вестбанк и др.). Приемлемая доходность карточных проектов в отечественных платежных системах обусловлена следующими факторами:
— соответствие правил работы платежных систем внутрироссийским условиям: нет необхо-
димости замораживать большие средства на депозите в иностранном банке; возможность проводить гибкую тарифную политику;
— отсутствие (ничтожно малое число) мошеннических операций по микропроцессорным картам;
— широкая технологическая перспектива реализации на базе единой микропроцессорной карты множества финансовых (как коммерческих, так и социальных) проектов: индивидуальные скидки в аптеках и торговой сети, адресные жилищные субсидии, оплата проезда на транспорте, уплата налогов, расчеты за коммунальные ресурсы, содержание и ремонт жилья, погашение потребительских кредитов и др.
Фактическими преимуществами АС СБЕР-КАРТ и «Золотой короны» являются развитая инфраструктура, а также бесценный практический опыт финансовой работы как с кредитными организациями, так и с держателями карт в любых географических точках России (Крайний Север, Камчатка, Сахалин, Калининград и др.). У «Золотой короны», в частности, наработана богатая практика взаимодействия с трудовыми мигрантами, перемещающимися и по территории России, и из стран СНГ (Украина, Казахстан, Киргизия). К началу 2006 г. число карт в системе «Золотая корона» превысило 2,5 млн шт. Прирост числа пластиковых карт за год составил более 35 %. Лидерами системы по числу эмитированных карт стали: Челябинвест-банк (Челябинск) — прирост за год 104,21 %; Сиба-кадембанк (Новосибирск) — прирост 81,84 %, банк Левобережный (Новосибирск) — прирост 312,77 %; Югбанк (Краснодар) — 79,33 %1. К началу 2006 г. число пластиковых карт СБЕРКАРТ превысило 3 млн шт., т. е. эта автоматизированная система является одним из крупнейших в мире межбанковских платежных проектов, успешно работает по всей территории России и постоянно расширяется.
В настоящее время в мире существует много позитивных примеров развития национальных платежных систем, использующих микропроцессорные пластиковые карты. Особенность в том, что внутри национальной платежной системы применяются карты и для внутристрановых операций и карты, совмещенные с иностранными платежными системами (Visa International, Eurocard/MasterCard). Наиболее совершенными технологиями являются магнитно-чиповые. Такие карты имеют и магнитную полосу, и микропроцессор. Для совершения крупных покупок, которые желательно производить в режиме online-авторизация, а также
1 http://www.korond.net.
в поездках за границу используется магнитная часть пластиковой карточки по правилам иностранных платежных систем. Микропроцессорная часть пластиковой карты используется на территории государства для платежей на мелкие суммы в режиме оАГ-Ипе по внутристрановым правилам и тарифам. В Японии, например, с 2000 г. существует единый стандарт для микропроцессорных карточек, Франция использует национальные чиповые карты с 1970-х гг. Такие пластиковые карты используются помимо оплаты товаров и услуг, для проведения платежей за автопарковку, проезд по платным автомагистралям, за почтовые отправления и проезд в общественном транспорте и такси, за бензин и покупку товаров широкого спроса в уличных торговых автоматах.
В указанных странах национальные платежные системы играют значимую роль в экономике. С их использованием выстраиваются принципы управления целыми секторами и отраслями хозяйства, в том числе единые территориальные системы автопарковок и пользования автомагистралями, медицинское страхование, различные учетные системы. Важно, что за счет высокой степени автоматизации обеспечивается полная прозрачность финансовых транзакций, что способствует укреплению финансовой системы, снижению инфляции, уменьшению фактов коррупции, сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов. При этом развитие национальной платежной системы неизбежно влечет за собой быстрое развитие высокотехнологичных производств наукоемкого оборудования и средств связи.
Мы целиком поддерживаем предложения специалистов о создании единой национальной платежной системы на основе всех результативных технологических наработок Сбербанка России и «Золотой короны». Наиболее реальным нам представляется присоединение сети «Золотой короны» к платежной системе Сбербанка России и их переход на единую банкоматную, терминальную и микропроцессорную базу. При этом создаваемые многие годы бренды, такие как СБЕРКАРТ и «Золотая корона», могут быть сохранены еще длительное время. На наш взгляд, это предложение стоит в ряду объективных процессов глобализационной экономики.
В пользу формирования национальной платежной системы с участием названных ранее финансовых институтов говорят следующие обстоятельства:
— АС СБЕРКАРТ — единая платежная система крупнейшего в Центральной и Восточной Европе
та на сумму 348,8 млрд руб.; 711 тыс. студентов
— стипендии на сумму 4,9 млрд руб.; 11,5 млн пенсионерам — пенсии на сумму 286,5 млрд руб. Было выдано денежных средств, перечисленных из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в форме трансфертов физическим лицам: более 110 млн платежей на сумму 27,8 млрд руб.: 9,8 млн граждан, имеющих детей, выплачены государственные пособия в сумме 15,5 млрд руб.; 1,7 млн человек получили через структурные подразделения Сбербанка России пособия по безработице в сумме 12,3 млрд руб. Сбербанк России в 2003 г. исполнял работу по выплатам вынужденным переселенцам и беженцам единовременного денежного пособия, компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, а также выплатам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья: общий объем этих трансфертов превысил 675 млн руб. Вместе с этим осуществлялся прием денежных средств в погашение ранее выданных беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных ссуд2.
В составе Сбербанка России действуют 17 территориальных банков: Алтайский, Байкальский, Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Западно-Уральский, Поволжский, Северный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Сибирский, Среднерусский, Уральский, Центральночерноземный, Юго-Западный банки. В начале 2004 г. в составе территориальных банков действовали 1 028 отделений, которым были организационно подчинены 19 143 внутренних структурных подразделения, из них: 3452 дополнительных офиса (57,3 %
— универсальных; 4,3 % — специализированных по обслуживанию юридических лиц; 38,4 % — специализированных по обслуживанию физических лиц) и 15 691 операционная касса вне кассового узла. Кроме того, в начале 2004 г. функционировали 88 обменных пунктов, расположенных вне операционных подразделений Сбербанка России.
Самое северное подразделение Сбербанка России: доп. офис № 8637/0136 Архангельского отделения Сбербанка России расположен на Новой Земле, в г. Архангельск-55; самое южное подразделение Сбербанка России: доп. офис № 8590/010 Дагестанского отделения Сбербанка России расположен в Республике Дагестан в селе Магарамкент;
2 Сбербанк России. Годовой отчет 2003. — С. 29 — 33.
самое западное подразделение Сбербанка России: доп. офис № 8626/01255 Калининградского отделения Сбербанка России расположен в г. Балтийске; самое восточное подразделение Сбербанка России: доп. офис № 8557/022 Чукотского отделения Сбербанка России расположен на Чукотке в с. Лаврентия.
Финансово-технологическое звено
Развитие АС СБЕРКАРТ, основанной на дебетовой микропроцессорной карте, начиналось в 1993 г. с пилотного проекта в Москве и Санкт-Петербурге. После пробной эксплуатации и оценки полученных результатов в 1995 г. было решено внедрить систему этих пластиковых карт во всех регионах России.
Одной из важнейших особенностей системы безналичных расчетов с использованием микропроцессорных карт СБЕРКАРТ является наличие главного центра эмиссии, а также распределенный процессинг между территориальными банками. Основные операции с карточкой, т. е. расчет за покупку товара (услуги) или выдача наличных производятся в режиме off-line в любом периферийном устройстве (будь то торговый терминал или банкомат) по всей территории страны вне зависимости от места выдачи карточки. Уровень безопасности, обеспечиваемый структурой микропроцессора пластиковой карты СБЕРКАРТ, позволяет использовать систему именно по всей территории страны и без ограничений денежных сумм, зачисляемых на каждую единичную карту.
Первоначально в процессе определения платформы для карточного направления банковских услуг Сбербанк России отрабатывал карточки с магнитной полосой — так называемые MEMORY-карты. Однако окончательный выбор был сделан в пользу микропроцессорных ЧИП-карт, базирующихся на платформе DUET, несмотря на сравнительно более высокую стоимость этих пластиковых карт и оборудования для их обслуживания.
DUET (Direct Universal Electronic Transactions) — полнофункциональная, интегрированная, автоматизированная платформа, предназначенная для построения платежных систем, обеспечивающих обслуживание массовых, повседневных безналичных расчетов на основе многофункциональных микропроцессорных карт. Система DUET — универсальная автоматизированная система обслуживания и учета защищенных информационных потоков (включая и финансовые потоки) — является закономерным этапом развития технологии
пластиковых карт, современным шагом на пути развития безналичных платежных операций.
Главным технологическим принципом DUET является осуществление финансовых расчетов в точках реализации товаров и услуг (банкомат или электронный терминал) в режиме off-line путем дебетования/кредитования одновременно двух карт — карты покупателя и карты продавца. Мы полагаем, что в течение нескольких десятков лет развития этого принципа все операции с наличностью будут заменены электронными транзакциями, причем все рассчитывающиеся субъекты будут иметь счета в банках.
Основными целями разработчиков платформы DUET было разрешение следующих требований: платформа должна быть универсальна для всех существующих и вновь возникающих финансовых услуг, не требуя при этом какой-либо модификации; платформа должна устойчиво работать с неквалифицированным пользователем и в то же время обеспечивать минимальные риски финансовым организациям и коммерческим предприятиям; платформа должна в максимальной степени вписываться в рамки существующей банковской инфраструктуры и технологии. В итоге внедрения указанной инновационной разработки надежность и удобство в финансовых отношениях получили все субъекты расчетов: физические лица—пользователи; кредитные организации — эмитенты пластиковых карт; коммерческие предприятия — получатели безналичных денег; финансовая система государства.
Преимущества платформы DUET, реализованной в АС СБЕРКАРТ, для финансовой системы страны вполне ощутимы:
— уменьшение инфляции вследствие более продуктивной и быстрой оборачиваемости денежных средств;
— централизованный и сплошной контроль процесса денежного оборота;
— сокращение расходов, связанных с обеспечением наличного денежного обращения (выпуск новых банкнот, их инкассация, хранение, пересчеты, убытки в связи с обращением фальшивых банкнот);
— повышение эффективности налогового администрирования обязательных платежей коммерческих предприятий, закономерное повышение собираемости налогов;
—уменьшение уровня криминогенности финансовой сферы (фальшивомонетчество, легализация и отмывание доходов, полученных преступным путем, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов);
— реальная возможность применения в системе финансирования персональных трансфертов, государственного страхования и индивидуально-адресного субсидирования.
Преимущества платформы DUET, реализованной в АС СБЕРКАРТ, для коммерческих предприятий:
— полная гарантия получения безналичной оплаты;
— непосредственное кредитование счета коммерческого предприятия в момент инкассирования пластиковой карточки в банке (если покупатель обслуживается в другом банке, средства фактически зачисляются на счет коммерческого предприятия даже раньше того, когда деньги будут перечислены в банк, обслуживающий предприятие);
— оперативность обслуживания субъекта расчетов — 4 с (отсутствие затрат времени на on-line авторизацию, исключение необходимости заполнения каких-либо бумажных документов);
— простота операций, исключение необходимости приобретения персоналом специальных знаний и навыков для работы с оборудованием;
— отсутствие крупных сумм наличности в кассе, следовательно, реально низкий риск ограбления, хищения, минимальные сложности с инкассацией наличных денег;
— низкие банковские комиссии по операциям с пластиковыми картами;
— отсутствие затрат на эксплуатацию каналов связи с банком;
— возможность присоединения торгового терминала к другим электронным устройствам и коммуникационным системам;
— широкий спектр применяемых аппаратов для приема карточных платежей: автоматы по выдаче билетов, напитков, сигарет, телефонные автоматы, расчеты в метро, на бензоколонках и т. п.;
— возможность производить расчеты на одном торговом терминале как с микропроцессорными карточками системы DUET, так и с традиционными магнитными карточками международных платежных систем.
Преимущества платформы DUET, реализованной в АС СБЕРКАРТ, для кредитных организаций — эмитентов пластиковых карт:
— новые источники дохода от размещения привлеченных ресурсов, хранящихся на карточных счетах;
—дополнительные комиссионные доходы банка от операций с пластиковыми картами в точках реализации товаров и услуг;
— минимизация рисков и потерь от взломов системы и подделок микропроцессорных карт;
— отсутствие рисков неплатежеспособности держателей карт;
— высокая информативность системы, позволяющая получать актуальную финансовую информацию в режиме реального времени;
— сплошной и полный контроль состояния карточных счетов клиентов;
— значительное сокращение расходов на поддержание, контроль, обеспечение финансовой безопасности системы по сравнению с альтернативными платежными системами;
— полная автоматизация обработки финансовых транзакций, исключение ручного ввода данных с первичных документов точек реализации товаров и услуг;
— уменьшение прямых контактов с клиентами вследствие автоматизации процесса расчетов, закономерное сокращение расходов на персонал;
— отсутствие рисков и ответственности банка, связанных с поддержанием глобальной базы по ПИН-кодам всех держателей пластиковых карт;
— снижение коммуникационной нагрузки на центральную компьютерную систему банка вследствие исключения PIN-line связи с точками реализации товаров и услуг, уменьшение затрат на приобретение и эксплуатацию выделенных каналов связи;
— простота, быстрота, надежность операций инкассации;
— возможность производить расчеты на одном торговом терминале как с микропроцессорными карточками системы DUET, так и с традиционными магнитными карточками международных платежных систем.
Преимущества платформы DUET, реализованной в АС СБЕРКАРТ, для физических лиц — пользователей:
— исключение необходимости ношения крупных сумм наличности при себе и рисков потери, кражи, ограбления, ошибок при расчетах;
— возможность получения процентов на остаток денежных средств на карточном счете;
— использование пластиковой карты как для крупных, так и для мелких покупок (при достаточном развитии сети электронных терминалов);
— отсутствие ограничений на использование пластиковой карты, кроме наличия средств на банковском счете;
— снижение длительности операций на приобретение товаров и услуг;
— сплошной и удобный контроль личных финансовых операций;
— возможность изменения пароля по своему усмотрению в off-line режиме в любом электронном терминале, причем пароль известен только микропроцессору карты и держателю карты и неизвестен даже банку;
— при утрате пластиковой карты неизрасходованная часть денежных средств может быть с карточного банковского счета возвращена клиенту;
— полная конфиденциальность в финансовых делах держателя карты;
— широкий спектр возможных переводов с пластиковой карты на счета юридических и физических лиц;
— деньги на микропроцессорной карте могут учитываться в двух сегментах памяти: 1-й сегмент (SCA) — для «хранения» крупных сумм денег — защищен паролем, и расходование средств с этого сегмента возможно только при вводе пароля; 2-й сегмент (HSSS) — предназначен для «хранения» небольших сумм денег — не защищен паролем и предназначен для совершения мелких покупок в ускоренном режиме или для платежей в уличных автоматах. Держатель карты имеет возможность в режиме off-line в любой точке реализации товаров и услуг пополнять 2-й финансовый сегмент своей карты, перебрасывая необходимые суммы из 1-го сегмента;
— держатель карты может получать распечатку 30 последних операций в любой точке реализации товаров и услуг или отделении банка в режиме off-line либо визуально просмотреть финансовый баланс своего карточного счета на какой-то прошедший момент времени;
— держатель пластиковой карты имеет возможность получить наличные деньги в пределах остатка средств на счете (иногда и больше — в режиме овердрафта) в любой точке реализации товаров и услуг и отделении банка.
Микропроцессорные пластиковые карты на основе платформы DUET обладают весьма существенными преимуществами в сравнении с другими традиционными карточными платформами, при этом позволяют целиком использовать имеющуюся банковскую инфраструктуру и обслуживать карты международных платежных систем. На наш взгляд, наиболее полно прогрессивность автоматизированной системы на основе платформы DUET, реализованной в АС СБЕРКАРТ, проявится при объявлении этой микропроцессорной платформы национальным банковским стандартом. Тогда сети торговых терминалов, выстраиваемые различными
эмитентами, обеспечат наибольший охват широких сфер торговли и услуг, а также удобство карточных расчетов для держателей пластиковых карт — физических и юридических лиц. В этой связи выбор Сбербанком России платформы DUET для АС СБЕРКАРТ представляется верным решением.
В финансово-технологическом аспекте рассматриваемая платформа DUET значительно проще систем MEMORY-карт, так как не требует в момент операции on-line авторизации. Кредитные организации — участники системы расчетов на этой платформе получают пластиковые карты единого стандарта, имеющие индивидуальный логотип банка-эмитента и единое программное обеспечение для осуществления расчетных и учетных операций. Каждая микропроцессорная карта, поставляемая банку-участнику, содержит неизменяемую информацию, обеспечивающую:
— определение типа карты (банковская, магазинная, клиентская);
— уникальность карты в пределах всей системы;
— соответствие банку-эмитенту;
— возможность использования карты в пределах всей системы независимо от принадлежности банку-эмитенту;
— наличие на карте операционной системы DOS, программной аппликации DUET, средств шифрования.
Банк-эмитент в свою очередь персонализирует карточку для своего клиента (физического либо юридического лица), занося на карту дополнительную информацию: фамилия, имя, отчество или название организации, номер банковского счета, срок действия карты и др. Хотя в Сбербанке России система АС СБЕРКАРТ работает автономно от других участников, т. е. производятся исключительно внутрисистемные расчеты с участием сети клиринговых расчетных центров, которые действуют во всех территориальных банках Сбербанка России.
При использовании в расчетах микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ собственно финансовая технология включает три этапа:
1) держатель карты периодически пополняет остаток средств на карте путем внесения наличных или безналичных денег на свой банковский карточный счет (на счете льготника деньги аккумулируются в результате трансфертов из бюджета). Данная операция первоначально осуществлялась с участием операциониста банка только в отделениях Сбербанка, с 2006 г. пополнить карточку можно наличными деньгами через банкомат;
2) держатель карты осуществляет платежную операцию в точке реализации товаров и услуг в режиме off-line без запроса на авторизацию держателя карты, поскольку вся необходимая как открытая, так и секретная информация содержится непосредственно в микропроцессоре карты. В торговом терминале (например, в магазине) установлена аналогичная микропроцессорная карта магазина, и держатель, вставляя карту в считывающее устройство торгового терминала, производит дебетование/кредитование обеих карт, в результате часть электронных денег переписывается с карты держателя на карту магазина. Важно, что и на карту магазина, и на карту держателя заносится полная информация о произошедшей финансовой операции: дата и время, сумма, идентификатор покупателя и магазина с информацией о банке и номере счета. Для проведения финансовой операции держатель должен ввести свой личный пароль, тогда возможно движение электронных денег с карты на карту. В случае фальсификации одной из карт (покупателя или магазина), участвующих в транзакции, неправильного введения пароля, превышения баланса карты покупателя или ее фиксации в стоп-листе финансовая операция не совершится. По окончании операции держатель карты и магазин получают бумажный документ (чек — у покупателя, журнальная лента — у магазина), кроме того, все транзакции дублируются в памяти торгового терминала (на случай утраты карты магазина). Следует заметить, что с момента поступления денежных средств (наличных или безналичных) на карточный счет деньги банк не покидают, остаются в составе его ресурсной базы и могут быть размещены в активные операции;
3) коммерческое предприятие (например, магазин), собрав в течение дня на карту магазина список всех проведенных за день финансовых операций с их подробным описанием, инкассирует (передает) эту информацию с карты магазина в систему расчетов банка. Данная операция передачи может производиться автоматически по модемной телефонной связи из офиса магазина либо путем предъявления карточки магазина в ближайшем банкомате, но в любом случае зашифрованный список финансовых операций передается с карты магазина, а не с торгового терминала. По завершении сеанса инкассации карта магазина очищается для следующего дня работы, при этом на нее вносится информация измененного стоп-листа за прошедший день, затем обновленный стоп-лист через карту магазина сообщается торговому терминалу.
Банк, получив информацию о состоявшихся финансовых операциях, перечисляет соответствующие суммы по всем транзакциям с банковских счетов держателей карт на банковский счет магазина. Очевидно, что и во время показанного этапа деньги также не покидают банк. По нашим оценкам, среднее время цикла карточной платежной транзакции составляет 12 банковских дней, значит, при наличии большого числа держателей пластиковых карт банк получает в свое распоряжение крупные финансовые ресурсы, которые может размещать в активные операции.
Микропроцессорная платформа DUET работает в АС СБЕРКАРТ Сбербанка России в замкнутом контуре. Однако даже с участием в расчетах нескольких банков, обслуживающих, соответственно, покупателей и продавцов товаров и услуг, финансовая технология изменяется незначительно. Банки, открыв друг у друга корреспондентские счета либо открыв их в едином клиринговом банке, производят безакцептное списание денежных средств с корреспондентского счета банка-партнера на свои счета на основании предъявляемых счетов, и удерживая с покупателей и продавцов товаров и услуг определенную комиссию. Конечно, важнейшее значение имеет в таком случае финансовая состоятельность банков-участников, в том числе и клирингового банка. На 2006 г. в планах Сбербанка России нет мероприятий по привлечению других кредитно-финансовых учреждений к работе с АС СБЕРКАРТ
Финансово-бюджетное звено
Федеральное казначейство, как и Сбербанк России, располагает кадровым и технологическим потенциалом для осуществления системной финансовой работы по доведению бюджетных денежных средств на банковские счета льготников по всей стране.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством России правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета3.В
3 Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» / СЗ РФ. — 2004. — № 49. — Ст. 4908.
этой сфере деятельности Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:
— доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
— ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
— открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством России, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
— открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
— составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета России;
— получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета России;
— осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы России в соответствии с законодательством России;
— осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
— осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
— осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы России;
— обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы России от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
— осуществляет предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
— осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
— обобщает практику применения законодательства России в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;
— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
— обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством России срок;
— организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
— осуществляет в соответствии с законодательством России работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
— взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
— проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Как было отмечено, Федеральное казначейство уже имеет определенный практический опыт финансовой работы, связанной с реализацией социальных льгот и гарантий, предусмотренных федеральными законами. Так, например, с 2004 г. действуют Правила расходования закрытыми ад-
министративно-территориальными образованиями субвенций на реализацию социальных льгот и гарантий, предусмотренных федеральными зако-нами4, в частности следующими нормативными правовыми актами:
— федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
— законами РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
— Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и федеральными законами «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения).
Предоставление указанных субвенций осуществляется Минфином России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субвенции зачисляются на счет бюджета закрытого административно-территориального образования, открытый на балансовом сч. 40204 «Средства местных бюджетов» органа федерального казначейства, не позднее дня, следующего за днем их зачисления на лицевой счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом сч. 40105 «Средства федерального бюджета».
Органы социальной защиты населения или иные получатели средств бюджета закрытых административно-территориальных образований представляют в органы Федерального казначейства
4 Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 113 «О порядке расходования в 2004 г. закрытыми административно-территориальными образованиями субвенций на реализацию социальных льгот и гарантий, предусмотренных федеральными законами» / СЗ РФ. — 2004. — № 10. — Ст. 867.
платежные поручения на перечисление денежных средств на счета их получателей, открытые в кредитных организациях. Органы Федерального казначейства в соответствии с представленными платежными поручениями перечисляют денежные средства на счета их получателей с отражением в установленном порядке соответствующих кассовых операций.
В целом финансовая работа по ежемесячным выплатам бюджетных денежных средств льготникам всей страны нам представляется аналогичной процессу выплат отдельным категориям граждан России предварительной компенсации по вкладам в Сбербанке России, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ»5. Эту деятельность Сбербанк России ведет с 1996 г. в ежегодном режиме в течение 10 лет.
Для финансирования социальных льгот в рамках предложенной выше модели в городах, где расположены территориальные банки Сбербанка России, областные управления Федерального казначейства, расположенные в этих же городах, будут аккумулировать денежные средства федерального бюджета и по мере поступления платежных документов (электронных списков, составленных по Единому реестру льготников РФ) из Департамента социальных льгот Минфина России перечислять на корреспондентские счета территориальных банков Сбербанка России бюджетные средства на социальные выплаты льготникам, живущим на соответствующей территории. В числе этих городов: Барнаул (Алтайский банк); Иркутск (Байкальский банк); Нижний Новгород (Волго-Вятский Банк); Красноярск (Восточно-Сибирский банк); Хабаровск (Дальневосточный банк); Тюмень (Западно-Сибирский банк); Пермь (Западно-Уральский банк); Самара (Поволжский банк); Ярославль (Северный банк); Магадан (Северо-Восточный банк); Санкт-Петербург (Северо-Западный банк); Ставрополь (Северо-Кавказский банк); Новосибирск (Сибирский банк); Москва (Среднерусский банк); Екатеринбург (Уральский банк); Воронеж (Центрально-Черноземный банк); Ростов-на-Дону (Юго-Западный банк).
Далее территориальные банки Сбербанка России на основании указанных электронных списков, составленных по Единому реестру льготников
5 Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 258 «О выплате в 2005 г. отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке РФ» / СЗ РФ. — 2005. — № 18. — Ст. 1685.
РФ, переводят необходимые суммы из поступивших бюджетных денежных средств отделениям, расположенным на подведомственной им территории. На следующем этапе филиалы отделений территориальных банков Сбербанка РФ зачисляют поступившие трансферты на карточные счета льготников и все дальнейшее взаимодействие с ними осуществляют на основании действующего порядка совершения операций с микропроцессорными картами СБЕРКАРТ в Сбербанке России от 18.10.2004 № 636-2-р (с последующими изменениями и дополнениями).
Сведения о зачислении бюджетных денежных средств на персональные карточные банковские счета льготников отдельно по каждому филиалу Сбербанка России и об использовании средств федерального бюджета на эти цели представляются еженедельно Сбербанком России в Минфин России.
По нашему мнению, филиальная сеть Сбербанка России имеет весь необходимый организационный и технологический потенциал и не нуждается в какой-либо дополнительной настройке или реорганизации для исполнения в ежемесячном режиме до 100 млн индивидуальных выплат (зачислений денежных средств) на персональные карточные банковские счета льготников. Причем следует подчеркнуть, что физический контакт (посещение филиала Сбербанка России) совсем не обязателен для десятков миллионов людей-льготников, поскольку банковская пластиковая карта позволяет контролировать банковский карточный счет в любом электронном терминале или банкомате. Ничего экстраординарного мы не видим в том, что первоначально многие льготники будут по инерции снимать со своих пластиковых карт наличные деньги и использовать их в дальнейших расчетах именно в наличной форме. Постепенно, на наш взгляд, в течение 3 — 5 лет возникнет массовое осознание надежности, выгодности и удобства непосредственно безналичных расчетов с использованием АС СБЕРКАРТ, тогда начнет заметно снижаться общая потребность в наличных деньгах в денежном обороте. Очень важно, что каждый льготник, имеющий пластиковую карту для зачисления бюджетных трансфертов, сможет как получать, так и расходовать средства социальной поддержки практически в любой географической точке России.