Научная статья на тему '\ модный продукт \ чип спешит на помощь'

\ модный продукт \ чип спешит на помощь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ модный продукт \ чип спешит на помощь»

Чип спешит на помощь

О развитии проекта «Социальная карта жителя Астраханской области» рассказывает управляющий Астраханским отделением Сбербанка России Александр Порох.

&

Александр

порох,

управляющий Астраханским отделением Сбербанка России

Татьяна

НАУМОВА

Проект «Социальная карта жителя Астраханской области (СКАО)» запущен в 2009 году. В качестве технологической платформы проекта использована Java — карта (микропроцессор) стандарта Global Platform с контактным и бесконтактным интерфейсами. Социальная карта — это именная микропроцессорная пластиковая карта, включающая контактный и бесконтактный чип с фотографией на оборотной стороне и персональными данными держателя.

Когда запускался проект, карта выдавалась только льготным категориям граждан, так как к ней были подключены в то время только банковское и социальные приложения. С развитием функционала карты, с подключением приложений транспортного, кампусно-го (Астраханского государственного технического университета), Пенсионного фонда аудитория держателей карт расширилась.

Карта действует в течение семи лет. Важная особенность СКАО — возможность биометрической идентификации, она применяется впервые в России. При совершении операций через банкоматы и терминалы Сбербанка России вместо ПИН-кода держатель может использовать отпечаток пальца, который достаточно приложить к считывающему устройству информационно-платежных терминалов банка, и карта будет активирована. По отпечатку пальца можно получить доступ к приложениям карты пока только на территории Астраханской области, а по ПИН-коду, который также может использовать держатель карты, — на всей территории России.

На 15 сентября 2010 года Астраханским отделением №8625 Сбербанка России было принято 125 039 заявлений на выдачу СКАО и выдано 106 701 карта. То есть более 20% жителей Астрахани являются пользователями СКАО. В 2010 году ожидается поставка 45 тыс. карт ПРО100, а в следующем году — 65 тыс. карт.

Для обеспечения выпуска СКАО Астраханским отделением развернуты программно-аппаратный комплекс — регистр социальных карт (РСК) и центр персонализации.

Пункты приема заявлений и выдачи социальных карт работают в офисах астраханского городского отделения Сбербанка, районных отделениях регио-

нального министерства социального развития и труда, центре занятости населения, вузах, поликлиниках Астрахани. На 13 сентября организованы 45 пунктов приема и 72 пункта выдачи карт. Также в зданиях всех организаций-участников были установлены информационно-платежные терминалы (ИПТ) для удобства пользователей карт.

На первом этапе реализации проекта банковское приложение было основано на базе технологии DUET (АС Сберкарт), с июля 2010 года используется новый продукт — ПРО100. Уникальные технологии EMV- ПРО100 позволяют осуществлять зарплатные проекты, подключать услугу «Мобильный банк», использовать социальную карту как платежное приложение в универсальной карте гражданина России.

На 1 сентября на территории Астраханской области держатели СКАО (АС Сберкарт) могут воспользоваться 274 банкоматами (100% банкоматов области) и 115 информационно-платежными терминалами (100%). Заключены договоры по обслуживанию социальной карты Астраханской области (АС Сберкарт) с 269 торгово-сервисными точками (23,9% эквайринго-вой сети Сбербанка в области).

Операции с использованием биометрии на территории области осуществляются в 196 банкоматах (72% общего количества, обслуживающих социальные карты) и в 98 информационно-платежных терминалах Сбербанка (85%).

В Астрахани все банкоматы (145 штук) и ИПТ (75) обслуживают социальные карты по биометрии. Идентификация возможна в 102 торговых точках города (12,7% общего объема эквайринговой сети Сбербанка в городе). Карту выдают и обслуживают бесплатно.

Системообразующий инструмент

В рамках СКАО в регионе создана новая открытая учетно-информационная система, отрабатываются алгоритм взаимодействия участников и единые стандарты проекта, что обеспечит возможность его тиражирования в других регионах.

Проект выгоден для всех участников (см. схему).

Сбербанку карта позволила привлечь новую клиентскую аудиторию, которая в ближайшее время может значительно расшириться. Например, в случае взаимодействия с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) более 800 тыс. граждан из 1 млн. жителей Астраханской области смогут стать владельцами социальных карт. Участие в проекте даст банку возможность перераспределять нагрузку операционно-кассовых работников на альтернативные каналы, обслуживать значительную часть бюджетных средств, осуществлять перекрестные продажи услуг, получать дополнительные финансовые потоки.

Преимущества проекта СКАО фактически способствуют созданию на территории региона системообразующего инструмента, социально ориентированной идентификационно-расчетной автоматизированной информационной системы «Социальная карта Астраханской области» (АИС СКАО). В перспективе она обеспечит учет и мониторинг эффективности социальных услуг, а также эффективное планирование и контроль расходования средств бюджета и внебюджетных фондов.

На фото слева направо: Герман Греф, Президент Председатель Правления Сбербанка, Александр Порох, управляющий Астраханским отделением Сбербанка, Александр Жилкин губернатор Астраханской области, Виктор Щуренков, председатель Поволжского банка Сбербанка знакомятся с процедурой выдачи карт.

банку

Инновационные технологии карты позволяют

организациям-участникам

• привлекать значительную

часть населения;

• перераспределять нагрузки операционистов на сеть информационно-платежных киосков;

• вести перекрестную продажу услуг;

• значительно увеличивать бюджетные денежные потоки

• создавать свои ведомственные приложения, управлять ими и поддерживать в актуальном состоянии;

• повышать информированность граждан за счет предоставления им персональных и общих данных в социальных приложениях;

• снижать затраты на распечатку данных

• контролировать целевое использование бюджетных средств;

• повышать качество обслуживания населения;

• сокращать межведомственные барьеры;

• экономить бюджетные средства за счет учета реально оказанных услуг;

• вести единую идентификацию льготников на основе карты

• своевременно получать социальную поддержку;

• самостоятельно вести

учет льгот;

• экономить время при получении информации и оплате услуг;

• получать удаленный доступ к социальным и банковским услугам и дополнительный доход;

• обслуживать карту в широкой сети информационноплатежных терминалов

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

85

Льготники АИС СКАО свяжет исполнительные органы государ-

оценили преиму- ственной власти, оказывающие социальные услуги,

щества социаль- территориальные фонды, банки. Предполагается, что

ныхкарт. эксплуатацию АИС СКАО, в том числе первоначальную

эмиссию и загрузку приложений, сопровождение карты далее будет осуществлять уполномоченная региональная организация, подотчетная правительству Астраханской области. В настоящее время такая уполномоченная организация — ОАО «Социальные гарантии» — создана для использования и эксплуатации универсальных электронных карт. В ее функции входит:

• обеспечение выпуска, выдачи, обслуживания и хранения до момента выдачи гражданам универсальных электронных карт;

• ведение реестра со сведениями о выданных картах в порядке, установленном уполномоченным российским правительством федеральным органом исполнительной власти;

• обеспечение информационно-технологического взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем, определенных нормативными

правовыми актами российского правительства и субъекта Российской Федерации и др.

Функции банка при этом будут следующие:

• подключение и обеспечение функционирования электронного банковского приложения, исполнение функций расчетного банка;

• техническое обеспечение информационного обмена с уполномоченной организацией.

За короткий срок в регионе получен практический результат внедрения карты, которая может быть трансформирована в универсальную карту гражданина России, а опыт самого проекта — растиражирован в других субъектах РФ.

Новые приложения

До конца года к социальной карте планируется подключить четыре небанковских приложения. Используя медицинское приложение, владелец карты сможет записаться на прием к врачу (госуслуга), в приложении ГИБДД — узнать об административных правонарушениях в области дорожного движения, в приложении ФНС — получить информацию о задолженности по налогам, пеням, штрафам, а в приложении Пенсионного фонда — о состоянии индивидуального лицевого счета (согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Основные трудности проекта: недостаточное финансирование со стороны участников проекта, проблемы взаимодействия участников проекта, «стыковки» интересов банка, федеральных и региональных структур, во внедрении инновационного продукта, в преодолении недоверия клиентов к новому продукту.

С момента запуска СКАО трудности успешно преодолевались участниками проекта путем сотрудничества, совместного решения проблем, что позволило достичь неплохих результатов, сохранить позитивное отношение населения к внедряемому продукту.

перечень небанковских приложений к СкАо

С апреля 2009 года реализована функция веб-информирования через сеть информационно-платежных терминалов Сбербанка по следующим участникам проекта.

министерство ЖКХ — информирование о причитающихся субсидиях, фактически произведенных выплатах и др., доступ к персональному кабинету держателя СКАО.

министерство здравоохранения —

обеспечение функции «электронной регистратуры» — удаленной записи на прием к врачу, информирование граждан о наличии лицензий на оказываемые услуги в медицинских учреждениях области, справочник цен на имею-

щиеся в аптеках области лекарственные препараты, схемы проезда до медицинских учреждений, расписание приема специалистов и вспомогательных служб медицинских учреждений региона.

агентство по занятости населения — адреса центров занятости и режим работы ведомства, вакансии, мероприятия для населения, перечень предоставляемых услуг и список документов для их получения, информация об организации общественных работ, содействии в поиске подходящей работы, в организации собственного дела, организация стажировок выпускников, информирование о видах социальной поддержки и сроках их предоставления, произведенных начислениях, признаках и датах учета граждан, датах реко-

мендованного посещения службы занятости.

министерство социального развития и труда — информирование о наличии и размерах персональных льгот держателя карты, адресах и режиме работы ведомств, перечне документов для оформления льготы, режиме работы структурных подразделений ведомства.

астраханский государственный технический университет (Агту) —

информация о вузе, расписание занятий, экзаменов, зачетов как для студентов, так и для преподавателей, сведения о стоимости коммерческого обучения и дополнительных консультаций, преподавателях.

Все приложения — действующие, их активно используют держатели карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.