Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка\ cоциальная карта области'

\ услуга Сбербанка\ cоциальная карта области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка\ cоциальная карта области»

Социальная карта области

Социальная карта жителя региона — уникальный многофункциональный продукт, облегчающий получение государственных услуг. Он одновременно выполняет функции электронного кошелька и электронного удостоверения личности, паспорта здоровья и проездного билета.

Наталья «Главная цель пилотного проекта Сбербанка России

МАКОВСКАЯ «Социальная карта» — вывести обслуживание граждан на новый, более высокий уровень, предоставить им качественный сервис в области социальных и банковских услуг», — утверждает глава Дирекции по управлению проектом «ЖКХ» Юрий Головин.

Ключевыми участниками проекта выступают: администрация субъекта Федерации, Агентство занятости, Пенсионный фонд, Министерство здравоохранения, Министерство ЖКХ, Министерство социальной защиты, Министерство транспорта. Проект открыт для участия других министерств и ведомств, а также коммерческих структур. Недавно к программе подключилось Министерство образования Астраханской области. В результате появилось одно из информационных приложений к карте: кампусная карточка для Астраханского технологического университета.

«Привлекательность карты в том, что, помимо традиционного банковского приложения, позволяющего получать обычный набор банковских услуг (зачислять пенсии, пособия, зарплату, проводить операции по снятию наличных и т.д.), на ней размещены приложения многих участников проекта. Например, пенсионного фонда (ПФ)», — отмечает Юрий Головин. ПФ может активировать на карте индивидуальное страховое свидетельство, разместить индивидуальный страховой номер, предоставить возможность информировать держателя карты о начисленной пенсии, предоставить расчет этой пенсии, размеры материнского капитала и другие до-

полнительные услуги, такие как, скажем, выбор управляющей компании.

Приложение агентства занятости населения включает в себя следующие услуги: открытие льготы при первом посещении, информирование о вакансиях на региональном рынке труда, о размере пособия, вплоть до ежемесячной регистрации. Держателю социальной карты нет необходимости лично являться в агентство занятости, отметку об отсутствии работы можно сделать через информационный киоск или банкомат.

Кампусное приложение карты обеспечивает контроль доступа в здание вуза, различные виды оплат, ведение электронного дневника посещений, читательский билет, различные виды информационных ресурсов. По приложению Министерства здравоохранения можно идентифицировать льготника, выписывать рецепт на получение льготного лекарства, вести учет отпуска льготных лекарств, информировать о льготах, очереди на операцию или записываться на прием к врачу и т.д. В перспективе к карте планируется подключить более 14 функций. Это данные об истории жизни, болезни, жалобы на момент осмотра, данные осмотра, диагнозы, направление на исследование, консультации, записи о проведенных операциях, отметки о выполнении назначений.

Приложение Министерства социального развития и труда содержит информацию о мерах социальной поддержки, идентификацию льготника в системе учета ведомства, данные об адресах, режиме работы ведомства, перечень документов для оформления льготы

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (90) 2009

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

День знаний

Президент Сбербанка России Герман Греф и губернатор Астраханской области Александр Жилкин (на фото 3 — слева) презентовали 1 сентября проект «Социальная карта Астраханской области» правительственной делегации во главе с зампредом правительства Сергеем Собяниным (на фото 2 — справа). Совместный проект Сбербанка России, Пенсионного фонда РФ и правительства Астраханской области стартовал в апреле 2009 года. Основная задача, которую ставили перед собой разработчики программы, — повышение доступности и качества разнообразных услуг для социально незащищенных слоев населения. Теперь же в рамках презентации была показана работа пунктов оформления и выдачи гражданам социальных карт.

Кроме того, продемонстрированы возможности карт в сфере пенсионного обеспечения, образования, медицины и транспорта.

Интересно, что кроме ПИН-кода паролем доступа к банковскому счету может быть отпечаток пальца. Такая технология идентификации клиента с помощью биометрических данных применена в России впервые. Работать с картой — менять функции, добавляя различные приложения — можно удаленно, в том числе через устройства самообслуживания Сбербанка России. Доступные льготникам приложения включают весь спектр банковских и социальных услуг, карту можно использовать в качестве пропуска в здание вуза, читательского билета и средства доступа к сети интернет. В ходе презентации проекта была продемонстрирована возможность оплаты социальной картой транспортных услуг с помощью портативного терминала. Круг участников проекта и список приложений планируется расширять

и дальше. Среди потенциальных партнеров на ближайшее время в астраханском регионе — ГИБДД и ФОМС. Карты будут использовать также для получения медицинских услуг. За время реализации проекта держателями социальных карт стали более 20 тыс. жителей областного центра — граждан, имеющих право на получение социальной поддержки государства. Старший вице-президент Сбербанка России Виктор Орловский отметил, что внедрение проекта «Социальная карта» Сбербанк будет осуществлять в рамках российской платежной системы ОРПС/ПРО100 (ранее — СБЕРКАРТ). Технологии проекта позволяют привлекать к участию в нем другие коммерческие банки.

В ходе совещания Герман Греф отметил высокие темпы внедрения «Социальной карты» в регионе и слаженную работу всех участников программы, а также подтвердил намерение Сбербанка развивать проект как в регионе, так и в целом по России.

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (90) 2009

67

ОЛЕГ ВЛАСОВ

Глава дирекции по управлению проектом «ЖКХ» Сбербанка Юрий Головин.

На сегодня выпущено 25 тыс. социальных карт жителя Астраханской области. До конца года планируется эмитировать 120 тыс.

и т.д. Приложение Министерства ЖКХ — информацию о льготных категориях граждан, о причитающихся субсидиях, фактически произведенных выплатах, доступ к персональному кабинету. С помощью карты, имеющей финансовое приложение, клиент сможет произвести оплату услуг ЖКХ моментально.

Приложение Министерства транспорта содержит: функции транспортной карты, продление проездного, информацию о сроке действия проездного билета, использование и учет льгот по транспорту. В результате гражданин получает так называемое справочное бюро — всю информацию социального и коммерческого характера он может получить в сети банка. К тому же он получает электронное удостоверение, позволяющее хранить персональные данные, электронный кошелек, можно будет снимать наличные, совершать безналичную оплату услуг и т.д. Карта позволяет записывать и хранить электронные рецепты. Она может быть паспортом здоровья, содержащим индивидуальные данные гражданина (группа крови, перенесенные болезни и т.д.). Это и пенсионное удостоверение (на карте размещается фотография), и электронный проездной билет.

Это банковская карта нового поколения. У нее есть особенность: с ней можно работать в режиме офлайн — то есть пользоваться «на островах, в лесах и горах», только если имеется переносной терминал, с помощью которого можно производить определенные операции с картой независимо от наличия связи. Еще одна особенность карты — биометрия. Человек может выбирать способ получения доступа к карте: вводить пин-код либо использовать отпечатки собственных пальцев. При этом скорость предоставления доступа моментальная.

«Наш успех в следующем: удалось создать такое общественно-социальное явление, когда все министерства

и ведомства, все участники проекта сидят за круглым столом и решают общие задачи, — рассказывает Юрий Головин. — На старте Сбербанк большую часть расходов принял на себя для того, чтобы создать модель и понять, как выглядит экономика и организационная составляющая проекта. Мы эту задачу решили».

Проект можно запустить, не дожидаясь всех участников программы. В этом — его технологическое преимущество.

«Если мы договорились о проекте с субъектом Федерации, все остальные участники могут присоединяться по мере готовности. То есть создается ядро системы, она сама настраивается, и министерства и ведомства по мере готовности своей технологической базы, информационных сервисов, по мере возможности осуществлять какие-то затраты, могут присоединяться к проекту», — объясняет Юрий Головин.

Другой плюс — возможность менять информационные сервисы. Каждое министерство или ведомство владеет своим сектором, своей информационной базой. Информацию можно менять, вводить новые элементы сервисов.

Кроме банковской сети картой можно будет пользоваться в информационных киосках министерств и ведомств.

На сегодня выпущено 25 тыс. социальных карт жителя Астраханской области. До конца года планируется эмитировать 120 тыс.

По плану Сбербанка до конца года в проект будет включено порядка 775 торгово-сервисных точек, обслуживающих карту. Планируется, что до конца года 250 банкоматов, 85 информационных киосков будут оснащены устройствами биометрии. Оформлять карты станут 30 пунктов, выдавать карты — 74 пункта. Причем карта выдается очень оперативно, на второй или третий день после заполнения заявления.

Продукт разработан на базе современных технологий, в рамках участия банка в российской платежной системе ОРПС/ПРО100 (бывшая «Сберкарт»). Продукт имеет современный дуальный чип, что позволяет использовать карту во всей сети: и Сбербанка, и других банков.

Проект будет развиваться как в регионе, так и в целом по России.

68

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (90) 2009

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.