Научная статья на тему 'Результаты зарубежного опыта использования системы социальных карт и перспективы ее реализации в России'

Результаты зарубежного опыта использования системы социальных карт и перспективы ее реализации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты зарубежного опыта использования системы социальных карт и перспективы ее реализации в России»

Коханова В.С. ассистент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ» РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КАРТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ С момента появления в истории человечества пластиковых карт сфера их применения беспрерывно расширяется. Карта используется в настоящее время как пропуск, как проездной, как средство платежа, как ключ к банковскому счету, как страховой полис, а в некоторых регионах России и странах мира - как полноценная медицинская карта пациента.

В настоящее время в России активно идут работы по внедрению системы социальных карт, основанных на базе смарт-карты. Под социальной картой понимают универсальный инструмент идентификации пользователя, выдаваемый гражданину, имеющему право на получение льгот, для дальнейшего использования карты в торговых, транспортных, медицинских и других сетях. Потребность в данной системе обусловлена несколькими причинами, в том числе:

1) реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия», в рамках которой должна быть разработана и внедрена национальная идентификационная система;

2) реформированием социальной сферы;

3) началом работ по практической реализации закона о монетизации льгот;

4) необходимостью «банкизации» населения России (в настоящее время около 55% россиян не имеют банковских счетов и хранят деньги дома).

В мире нет аналога внедряемой в России системы, однако частные проявления имели место. Например, смарт-карты эффективно используются в области розничной торговли, в области здравоохранения и так далее. Обратимся к мировому опыту внедрения и использования пластиковых карт в здравоохранении, так как эта отрасль является неотъемлемой частью социальной сферы.

Первыми шагами по внедрению смарт-карт в здравоохранение стали пилотные проекты в области применения смарт-карт в неотложной и скорой помощи. В 1986 г. в Европе распространение получили карты, которые сочетали в себе данные о группе крови, резус-факторе, хронических заболеваниях и другие данные о пациенте,

которые могли быть полезны при оказании скорой и неотложной помощи. Однако, несмотря на запущенные проекты (CADRLINK[1] и CADRLINK2[2]), повсеместного перехода на смарт-карты в этой области не произошло из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, которая носила бы универсальный характер.

Затем осознали преимущества нового носителя информации страховые организации. Наиболее успешным считается опыт внедрения пластиковых карт в качестве страхового медицинского полиса, имевший место в Германии. Германская программа «Карта здравоохранения» (Health care card) [3] стартовала в 1993 г. к 2003 г. была полностью реализована. 80 миллионов жителей Германии на сегодняшний момент имеют такую карту. Проведенное в 1997 г. Министерством здравоохранения Германии исследование показало, что затраты по внедрению проекта «Карта здравоохранения» (Health care card) полностью окупились за три года (сокращение затрат на ручное изготовление и обработку документов и их пересылку по почте). На сегодняшний момент в Германии ежегодно эмитируется порядка 15-20 млн аналогичных карт.

Еще одной нишей применения смарт-карт в здравоохранении является база медицинских карт пациентов. Именно эти специализированные медицинские карточки пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, получили гораздо большее распространение в мире. Примером могут служить Германия, Франция, Канада и Япония.

Первый германский проект в этой области - карточка QuasiNiere (микропроцессорная карточка, выдаваемая пациентам, нуждающимся в гемодиализе, выдано несколько десятков тысяч карт пациентов и около 500 карт работников здравоохранения). Этот проект финансируется Министерством здравоохранения Германии; в нем впервые (в Германии) используется система цифровой подписи на базе карточек медицинского персонала.

Аналогичный по области применения французский проект - карточка Dialybre. Она содержит историю предыдущих сеансов гемодиализа и другую информацию, которая должна быть принята во внимание при проведении очередного сеанса. Карточки Dialybre в настоящее время начинают применяться за пределами Франции (в Канаде и Испании).

Другой французский проект - система DiaCard. Эта система предназначена для

контроля состояния пациентов с артериальной гипертензией. Она включает в себя переносной измеритель артериального давления, устанавливаемый дома у пациента или на его рабочем месте, электронную карточку DiaCard и соответствующее программное обеспечение для переносного или настольного персонального компьютера. Пациент в течение дня регулярно замеряет свое артериальное давление, и результаты измерений записываются на его карточку DiaCard. При очередном визите пациента к своему лечащему врачу последний может прочитать с карточки динамику изменения артериального давления у пациента за период времени с прошлого визита, назначить или скорректировать лекарственную терапию. Сведения о текущем режиме терапии записываются на карточку и с нее считываются дозатором, который в нужное время выдает пациенту требуемое число таблеток.

Микропроцессорная медицинская карточка Квебека (Канада) сочетает в себе функции оплаты лечения, идентификации пациента и паспорта здоровья пациента, включая сведения о предыдущих лекарственных назначениях и хирургических вмешательствах. Облегчает и ускоряет оплату лечения, обеспечивает возможность контроля совместимости лекарственных назначений.

Первой электронной медицинской карточкой в США была карточка MediCard в штате Оклахома - совмещенная карточка медицинского страхования и скорой помощи. Она содержит основные сведения о состоянии здоровья пациента, страховке, а также фамилии, адреса и телефоны близких родственников, которых надо оповестить в случае критического состояния пациента. За получение карточки пациент платит 30 долл. США, за обслуживание - 12 долл. ежегодно.

Нашли применение аналогичным картам и в Японии, где распространены оптические медицинские карточки [4].

Что касается аналогичного российского опыта, то систему применения медицинских электронных карт в России разработали еще в 2002 г. [5] В медицинскую карту на тот момент включали: карту медицинского страхования; карту скорой и неотложной помощи; паспорт донора; карту хронического больного; карту лекарственного назначения; направления на лабораторные анализы и диагностические исследования; результаты анализов и исследований; карточку медицинского работника. Последнее приложение необходимо в целях обеспечения защиты информации, так как содержит электронную цифровую подпись, позволяющую

получить доступ к базе данных. Естественно, что набор приложений менялся в соответствии с состоянием пациента и при необходимости дополнялся приложениями.

Общее число электронных карточек медицинского назначения, находящихся в обороте по всему миру, уже превышает 100 млн.; общее число выпущенных для этих целей оптических карточек приближается к 1 млн. [6].

В настоящее время интерес к прошлым разработкам проявился с новой силой, но теперь уже в виде попыток создать и внедрить систему социальных карт, которая бы сочетала в себе как приложения здравоохранения, так и другие, в том числе и платежное приложение.

В начале статьи нами были приведены причины необходимости создания системы социальных карт. Одной из них является практическая реализация закона о монетизации льгот.

Практически девятая часть населения России относится к категории граждан, имеющих право на социальную помощь,11 и с каждым годом эта цифра растет. Для наиболее быстрого и своевременного оказания социальной помощи необходимо автоматизировать систему не только учета лиц, нуждающихся и имеющих право на социальную помощь, но и саму систему оказания помощи.

Так как социальные карты являются симбиозом традиционных платежных и социальных приложений, это позволяет не только учитывать льготу при оплате коммунальных услуг, при проезде в определенных видах транспорта, при оплате лекарств, но и хранить на карте медицинскую историю болезни.

Социальная карта имеет уже некоторый опыт существования и функционирования на территории РФ. В рамках пилотных проектов социальные карты были внедрены в такие области, как:

• транспорт - метрополитен, городской наземный пассажирский транспорт, оборудованный автоматизированной системой контроля проезда, пригородное пассажирское железнодорожное сообщение;

• лечебно-профилактические учреждения (в качестве медицинского полиса);

• платежи (выплаты дотаций, компенсаций, пенсий, для

безналичных платежей со счета социальной карты, в том числе и за

11 По данным Минздравсоцразвития РФ, на конец 2005 г. на территории РФ насчитывалось 16 191 тыс. человек, относящихся к категории льготников.

услуги ЖКХ);

• организация предоставления скидок держателям социальных карт в сети потребительского рынка;

• ведение социального регистра населения и регистра социальных карт с большим объёмом персональной информации;

• отработка технологии формирования и потоковой обработки анкет-заявок для получения социальных карт;

• отработка технологии размещения на социальных картах приложений нескольких участников с выполнением многоступенчатой процедуры предварительной сверки данных.

На основе анализа работы уже внедренных региональных систем социальных карт можно выделить реальные преимущества, которые получают участники системы, а также можно констатировать, что основными источниками прямого экономического эффекта от внедрения региональной системы социальных карт являются:

• снижение потерь от нецелевого использования бюджетных средств,

выделяемых на оказание социальной помощи (до 10% от выделяемых средств);

• повышение без увеличения тарифов доходности пассажирских

перевозок на пригородном железнодорожном транспорте и на метрополитене за счет предотвращения хождения поддельных документов и документов с истёкшим сроком действия (на 20%);

• повышение доходности пассажирских перевозок в городском

наземном пассажирском транспорте за счет внедрения автоматизированной системы оплаты проезда, поддерживающей обслуживание социальных карт (на 30%);

• экономия в сфере учета назначения и отпуска льготных лекарств (до

25% от выделяемых в бюджете средств на льготные лекарства) [7].

Стоит отметить, что в условиях, сложившихся с введением в действие закона

12

№122-ФЗ от 22.08.2004 г. , вопрос о внедрении социальных карт в регионах является

12 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с

особо актуальным, так как позволяет не только упорядочить число льготников, но и контролировать получение ими льгот в полном объеме, а также адресность предоставляемых льгот.

Результатом всплеска интереса к социальным картам со стороны регионов явилось обращение их представителей в конце 2004 г. - начале 2005 г. в Федеральное агентство по информационным технологиям с просьбой оказать методическую и организационно-техническую помощь в создании систем социальных карт. Проведенное Росинформтехнологии исследование в 2005 г. показало, что распространить уже имеющийся опыт по внедрению систем социальных карт повсеместно невозможно из-за недостаточной его универсальности, а также из-за недостаточности принятых в этих системах технологических решений по информационной безопасности.

Наилучший выход из этого положения - создание универсальной социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой (возможно, с некоторой модернизацией программного обеспечения и оборудования). В настоящее время появилась уникальная возможность создания интегрированной системы социальных карт для всех регионов после преобразования платежной системы СБЕРКАРТ, имеющей широкую инфраструктуру во всех регионах России, в Российскую Платежную Систему, открытую для всех российских банков. Использование унифицированных карт, имеющих как единое платежное, так и единые социальные приложения, основанные на единых унифицированных решениях, действительно позволит преодолеть существующую разнородность региональных систем социальных карт, обеспечит интеграцию региональных систем в единую для всей страны систему и обеспечит предоставление социальных льгот населению независимо от места проживания льготника на территории России.

Особое место в реализации данной системы занимают банки. С одной стороны, внедряемая система направлена на реализацию задач социального характера, а с другой - косвенно позволяет решить проблему привлечения средств физических лиц в банки. Так или иначе, банки будут привлечены в систему социальных карт. Вопрос только: в качестве кого?

изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая, 30 июня, 18 июля, 27 сентября, 31 декабря 2005 г., 10 января, 6, 13 марта, 3 июня 2006 г.).

На сегодняшний день можно выделить следующие преимущества банков от внедрения системы социальных карт:

• увеличение общего количества держателей расчетных карт и увеличение объема операций;

• стабильный объем эмиссии социальных карт;

• повышение эффективности использования существующей инфраструктуры;

• расширение клиентской базы;

• снижение рисков, в том числе от вытеснения с рынка или поглощения федеральными финансовыми институтами;

• приобретение статуса безопасного, надежного, социально значимого банка в глазах власти и населения города;

• реализация перекрестной продажи услуг.

Социальная карта должна обладать всеми функциями и достоинствами банковской карты, которая, помимо осуществления платежных операций и действий, связанных с выдачей наличных денег в устройствах самообслуживания, позволяет держателю:

■ получать заработную плату, пенсии;

■ оплачивать товары и услуги;

■ получать и погашать кредиты;

■ участвовать в программах лояльности и получать скидки;

■ получать доход в виде процентов, зачисляемых на счет;

■ хранить и накапливать денежные средства и др.

Учитывая, что федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи, насчитывает 16,2 млн человек, перспективы для Сбербанка и ЗАО «Сберкарта» открываются действительно широкие. В случае успеха «Сберкарта» получит возможность обслуживать всех федеральных льготников и потеснить

13

международные платежные системы .

В рамках работы по внедрению унифицированной социальной карты были разработаны методические и нормативные документы, разработан пакет проектов первоочередных нормативно-технических документов, концепция межрегионального

13 Например, у Банка Москвы из 6,1 млн эмитированных карт 4,1 млн приходятся на «Социальную карту москвича», выпускаемую совместно с Visa.

взаимодействия, в том числе и Концепция создания интегрированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению с использованием унифицированных социальных карт14.

На наш взгляд, в данную Концепцию стоит внести изменения с учетом следующих дополнений:

1. Необходимо учитывать зарубежный опыт функционирования аналогичных систем, то есть разработать механизм адаптации зарубежного опыта функционирования аналогичных систем для достижения поставленных Концепцией целей. Например, состав и структура хранения данных, а также интерфейсы обмена данными должны разрабатываться с учетом действующих и создаваемых международных стандартов.

2. Необходимо рассмотреть возможность расширения границ системы социальных карт путем снабжения унифицированными социальными картами всего населения.

3. Внести поправки в Концепцию с учетом закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27 июля 2006 г. в части неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

4. В части принципов построения системы необходимым принципом, на наш взгляд, является контроль со стороны государственных органов за работой системы, развитие которой является одним из приоритетных направлений государственной политики.

5. В Концепции не определен механизм активации приложений. То есть на наш взгляд, необходимо разработать универсальный набор приложений, размещенных на карте, с последующей возможностью в случае необходимости доактивации приложений.

6. В части обеспечения безопасности данных, размещенных на карте, целесообразно не создавать централизованный банк данных, а хранить информацию

14 Документ разработан группой компаний с участием Росинформтехнологии. Разработчиками являются ФГУП ВНИИПВТИ, ЗАО «Сберкарта», ЗАО «Розан Файнэнс», ЗАО «Фирма «АйТи». Информационные технологии», ЗАО «Терна СИС», ООО «Систематика», ГУП Московский социальный регистр (ГУП МСР). На сегодняшний день находится в стадии обсуждения всеми заинтересованными органами с целью предоставления данной Концепции на утверждение в Правительство РФ.

непосредственно на карте, используя определенные банки данных лишь для статистических целей. В рамках обеспечения функционирования данной системы и обеспечения конфиденциальности информации целесообразно ввести институт Trusted Third Parties (доверенные участники).

7. В Концепции не нашли отражения этапы внедрения системы социальных карт в регионах. На сегодняшний день о готовности участвовать в проекте «Социальная карта» объявили 24 региона РФ, а 21 регион заявил о своем интересе к проблематике социальных карт (табл. 1). Следует отметить, что на сегодняшний день уже выполнена работа в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» по теме «Разработка технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт («Социальная карта»)», целью которой являлась разработка рекомендаций регионам по тиражированию соответствующих решений с использованием социальных карт, однако еще не выработана четкая последовательность реализации системы на практике в масштабе страны.

Таблица 1. Перечень регионов, готовых к участию в проекте и выразивших

интерес к проблеме социальных карт

Округ Регионы, готовые к участию в проекте «Социальная карта» Регионы, интересующиеся проблематикой социальных карт

1 2 3

Северный Эвенкийский АО, республика Алтай, Омская область Кемеровская область, Новосибирская область, Красноярский край, Читинская область

Северо-Западный Новгородская область, Архангельская область, Республика Коми , Вологодская область, Ленинградская область Псковская область Вологодская область

Уральский Ханты-Мансийский АО - Югра, Тюменская область, Свердловская область Курганская область

Центральный Смоленская область, Владимирская область, Орловская область Калужская область Тульская область Тверская область Воронежская область Тамбовская область Брянская область

Южный Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Ростовская область Ставропольский край Астраханская область

Приволжский Нижегородская область, Республика Татарстан, Пензенская область

Самарская область, Республика Башкортостан, Кировская область

Дальневосточный Приморский край, Корякский АО, Хабаровский край, Магаданская область Еврейский АО Республика Саха (Якутия)

Источник: составлено автором по данным ВНИИПВТИ http://www.pvti.ru/sck/scki.htm

Это основная группа дополнений и замечаний, которые необходимо, на наш взгляд, внести и исправить до конца 2006 г. в рамках работы по доработке Концепции.

В последующем необходимо продолжить работу по привлечению регионов к проблеме реализации системы социальных карт путем внедрения интегрированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты.

Особое внимание необходимо уделить созданию типовых решений по унифицированной социальной карте и по компонентам системы унифицированных социальных карт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.ehto.org/aim/volume2/cardlink.html

2. http://www.ehto.org/ht projects/html/cardlink 2.html

3. HIPAA Compliance and Smart Cards: solutions to privacy and security requirements. A smart card Alliance report. September 2003. P. 33. www. smartcardalliance. org

4. Пластиковые карты / Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский А.Ю., Грачев А.Н., Дельберг Л., Ермолаев Е.В., и др. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005. - 624 с.

5. Емелин И.В., Макурин С.В., Перлин Ю.В., Давиденко А.В. Пластиковые карты в здравоохранении // Платежи, системы, карточки. - 2002. - № 3 (73). - С. 40.

6. Перлин Ю.В., Товб Ю.С. Карты в здравоохранении // http://www.pronit.ru

7. Анализ экономической эффективности различных вариантов реализации региональных систем социальных карт (проект). Москва 2005 г. // Федеральное агентство по информационным технологиям www.vniipvti.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.