5. Verbenko V.A., Plotnikova E. V. Psychopatologia i lechenie lekarstvenno-inducirovanii dvigatelnii rasstroistva pri schizophrenia. Ukrainsky visnik psychonevrologii: 2011, T. 19. № 4 (69), 60-64 (In Russ).
6. VerbenkoV.A., Aristov M. A. Farmacologicheskaya terapia schizophrenia. (sovremenniy vzgliad). Tavricheskijurnalpsychiatrii: 2015. T. 19. № 1 (70). 5-14. (In Russ).
7. Green, M. F. What are the functional consequences of neurocognitive deficits in schizophrenia? American Journal ofPsychiatry:1996, 153, 321-330
8. Harvey, P. D., Silverman, J. M., Mohs, R. C., et al. Cognitive decline in late-life schizophrenia: a longitudinal study of geriatric chronically hospitalised patients. Biological Psychiatry: 1999, 45, 32-40
9 Hyde, T. M., Nawroz, S., Goldberg, T. E., et al. Is there cognitive decline in schizophrenia? A cross-sectional study. British Journal of Psychiatry, 1994,164, 494-500.
10. Tkachenko S. V. Bocharov A. V. Naruchenia VPF y patientov c schizophrenia defect. / Metod neuropsychological diagnostic. SP-b.: 1997, 218-232. (In Russ).
11. Korsakova N.K., Moskovichute L. I. Klinicheskaya neuropsychologia. M.: MSY:2003,138. (In Russ).
УДК: 616.891.2-008 +616.89-02-054
ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИССОЦИАТИВНОГО РАССТРОЙСТВА МОТОРИКИ И РЕЧИ (КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ)
Синани М. В., Деляновская Л. М. Клиническая психиатрическая больница № 5», 294000, ул. Лечебная 2, с. Строгановка,
Симферопольский район, Россия.
Для корреспонденции: Синани Михаил Валерьевич, врач-психиатр, Клиническая психиатрическая больница № 5»», E-mail: [email protected]
For correspondence: Sinani Mikhail Valerievich, psychiatrist, Clinical Psychiatric Hospital No. 5 »», E-mail: [email protected]
Резюме.
Описаны этноспецифические особенности клинических проявлений и сложности диагностики и терапии диссоциативного расстройства моторики и речи в клиническоv случа!
Ключевые слова: этнические особенности, диссоциативное расстройстве моторики и речи, диагностика, терапия.
Summary
ETHNIC SPECIFICITY OF MOTOR AND SPEECH DISSOCIATIVE DISORDER
(CLINICAL CASE)
Sinani M. V., Delianovskaya L.M Clinical Psychiatric Hospital No. 5, 2, Therapeutic str., w. Stroganovka, Simferopol, Russia. Ethnic and cultural specificity of clinical manifestations and complexity diagnosis and therapy of motor and speech dissociative disorder are described in a clinical case.
Key words: ethnic features, dissociative motor and speech disorder, diagnostics, therapy.
Этнокультуральный подход в медицинской практике к диагностике и терапии психических и поведенческих расстройств является чрезвычайно актуальным в настоящее время, так как позволяет выделять не только теоретические, но и прикладные особенности в этиологии, патогенезе, клинических проявлениях психических и поведенческих расстройств с учетом расово-биологических и социокультуральных, мировоззренческих этнических параметров. В исследованиях ряда авторов были выявлены различия в ответе на психотропную терапию в зависимости от этнической принадлежности. Было установлено, в то же время, у представителей малых этносов отмечался больший процент возникновения осложнений, а
терапевтический эффект возникал в ответ на более низкие дозы психотропных препаратов первых поколений [1-6]. В то же время в доступной нам литературе не встречались описания особенностей клинических проявлений конверсионных расстройств в малых этносах, что и послужило данному исследованию.
Материалы и методы:
Клинический случай пациентки Ш., 1970 г.р., представительницы малого этноса, находившейся на лечении в «КПБ№ 5». Данная госпитализация в отделение пограничных состояний была связана с жалобами на головную боль и наличием неприятных переживаний - «при нервном напряжении начинает шататься голова, затем дрожать всё тело, начинаю заикаться, немеет правая рука».
Для исследования анамнеза жизни, заболевания, личностных особенностей, клинических проявлений патологии использовалось клиническое интервью. Дифференцированная клиническая оценка проводилась по результатам клинического интервью и данным, полученным в результате работы с историями болезни.
Клиническое описание:
Больной себя пациентка считала с того момента, когда пережила психотравмирующую ситуацию на работе: «начальница одного из отделов на повышенных тонах высказала претензии к результатам уборки». Пациентка приняла сказанное чрезвычайно близко к сердцу, переживала, плакала, оставшееся до конца рабочего дня время совершенно не могла работать. Дома не могла успокоиться, занималась самолечением - принимала настойки боярышника и пустырника, корвалол, без существенного эффекта. На следующий рабочий день вышла на работу, но появились слабость в ногах и головная боль. Пошла на приём к врачу в поликлинику, пока ожидала в очереди, появились непроизвольные движения головой, боли в затылочной области слева и повысилось артериальное давление до 160 и 100 мм ртутного столба. Всю последовавшую рабочую неделю находилась на листке нетрудоспособности, прошла обследование и курс амбулаторного лечения у невропатолога поликлиники по месту жительства с диагнозом нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу. ПО назначению врача принимала амитриптилин в суточной дозе 50 мг. Состояние периодически улучшалось, но «как только понервничаю, опять голова шатается». Обратилась к районному психиатру и с диагнозом неуточнённое невротическое расстройство F48.9 была направлена для дальнейшего обследования и лечения в данный стационар.
Из истории жизни было известно, что наследственность отягощена в первой степени родства - родной брат пациентки совершил суицид, и по линии матери - она находилась на лечении в отделении неврозов с диагнозом: «Истерический невроз. Депрессивный синдром». Родной отец изнасиловал пациентку в возрасте 7-ми лет, за что был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы. Образование среднее специальное, по профессии швея. Замужем в третий раз, уже два года. Отношения в семье сама пациентка характеризует, как хорошие. Себя считает ранимой, впечатлительной, неспособной за себя постоять. В подростковом возрасте часто теряла сознание в стрессовых ситуациях. Со слов пациентки, в 1983 г. была оперирована по поводу перитонита, с того же года болеет хроническим пи-елонфритом. В 1996 г. переболела алиментарным гепатитом. Черепно-мозговые травмы с потерей сознания отрицает.
Психическое состояние на момент первичного осмотра в отделении: Все виды ориентировки сохранены в полном объеме. Доступна продуктивному контакту. На вопросы отвечает охотно, развёрнутыми фразами, по существу. Говорит тихим голосом, прерывисто, по типу «скандарованной речи». На протяжении всей беседы туловище ритмично раскачивается из стороны в сторону с малой амплитудой и высокой частотой, при этом производит впечатление, что туловище лишь следует за движениями головы. Астенизирована, плаксива, демонстративна, болезненно фиксирована на конфликте на работе. Сила эмоционального реагирования превышает интенсивность раздражителя. Выражены вегетативно-сосудистые реакции в виде гиперемии лица и гипергидроза ладоней. Мышление не нарушено по темпу и структуре, бредовых и сверхценных идей не высказывает. Обманы восприятия, суицидальные мысли и намерения категорически отрицает, косвенных признаков не выявлено. Интеллект соответствует возрасту, полученному образованию и жизненному опыту. Память без существенного снижения. В беседе быстро истощаема, внимание отвлекаемо. Критика к своему состоянию формальная. Врачом-психиатром была назначена следующая схема лечения: Миансерин 30 мг/сутки, Гидроксизин 75мг/сутки, Сульпирид 50 мг/сутки. Индивидуальная рациональная психотерапия, клиент-центрированная психотерапия по
Карлу Роджерсу, аутогенные тренировки, групповая суггестивная терапия, трудотерапия, физиотерапия. На фоне проводимой терапии, уже на третий день, пациентка отмечала, что «совсем перестала шататься и стала нормально говорить». Однако, на пятые сутки, после того как пришла очередь пациентки наводить порядок в палате, по предварительной договоренности между пациентками, появился новый симптом - головокружение и резкое нарушение постуральной координации, вплоть до падения селективно на кровать. После освобождения от участия в трудовых процессах равновесие более не теряла, однако, появились преходящие, трудно дифференцируемые нарушения темпо-ритмической организации речи. На протяжении почти двух недель были различные по продолжительности периоды манифестации изолированно клонического, изолированно тонического и смешанного типов заикания с голосовыми и артикуляторными типами «судорог», отмечались эмболофразия и дислалия. Гиперкинезы постепенно нивелировались к концу курса лечения. Была выписана с улучшением состояния по истечении 17 дней. Рекомендован прием миансерина в дозе 30 мг на ночь, психогигиена, индивидуальная психотерапия.
Однако, через месяц после выписки, была госпитализирована в неврологическое отделение с диагнозом: Ишемический инсульт в вертебробазиллярном бассейне в виде бульбар-ного синдрома с явлениями дизартрии и дисфагии, умеренно выраженного вестибуло-атак-тического синдрома. Транзиторная артериальная гипертензия. В отделении интенсивной терапии проведены исследования: РЭГ: пульсовое кровенаполнение больше справа, сосудистый тонус повышен; КТ головного мозга: Очаговые органические изменения в веществе головного мозга не выявлены. АТ к ВИЧ не обнаружены. Проводилась терапия гидроксизи-ном, амитриптилином, билобилом, ноофеном, церебролизином. Учитывая сохраняющуюся у больной очаговую неврологическую симптоматику в виде дизартрии, дисфагии, вести-було-атактического синдрома, сроки от начала заболевания, пациентку, после выписки из неврологического отделения, перевели на амбулаторное лечение в течение месяца, затем в санаторий «Приморье» на 24 дня, для проведения реабилитационного лечения. В связи с неэффективностью проводимой терапии, по возвращении из санатория пациентка снова получала стационарное лечение в неврологическом отделении, где консультирована профессором кафедры - был выставлен диагноз: Диссоциативное расстройство с речевыми и двигательными нарушениями. Рекомендовано наблюдение и лечение психиатра, так как она продолжала оставаться нетрудоспособной.
Амбулаторное наблюдение и лечение были не эффективными, в связи с чем, пациентка поступила повторно в отделение пограничных состояний. На момент госпитализации принимала более 20 веществ разных химических групп одновременно, однако они все относились к биологически активным добавкам. При поступлении в клинической картине преобладало изменение речи, гротескно имитирующей особенности вокализации русского фонетического ряда различными этническими группами и «штампующая походка». Диагноз: Диссоциативное расстройство моторики и речи не вызывал сомнений, но была изменена тактика терапии - применялись соли вальпроевой кислоты - 900 мг в сутки, церебролизин 5,0 в\м ежедневно, амисульприд 200 мг в сутки на фоне индивидуальной рациональной психотерапии с учетом этно-культуральных социокультуральных и мировоззренческих особенностей малой этнической группы, клиент-центрированной психотерапии по Карлу Роджерсу, групповой суггестивной терапии, физиотерапии. На фоне данной терапевтической схемы отмечено существенное улучшение самочувствия, «в голове прояснилось», нивелировались диссоциативные симптомы, что позволило не только разработать дальнейшую программу реабилитации пациентки, но и восстановить ее трудоспособность.
Заключение
Улучшение качества диагностики и терапии пограничных психических и поведенческих расстройств с учетом этно-биологических, социокультуральных и мировоззренческих этнических параметров является актуальным и перспективным направлением пограничной психиатрии в Российской федерации ввиду многонациональности населения и возрастающей выраженности миграционных процессов [7].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Дмитриева Т.Б., Положий Б. С. Этнокультуральная психиатрия. М.: Медицина, 2003. 448 с
2. Вербенко Н. В. Очерки этнической психиатрии / под ред. В. П. Самохвалова - Приложение к «Таврическому журналу психиатрии» - 2007-238с
3. Mattsson M. First episode psychosis and outcome, findings from a Swedish multi-centre studies. Thesis Karolinska universitet, Stockholm, 2006.
4. HoffmannK. Psychoanalytical treatment of psychoses as transcultural analysis // Curare- 2000-V23, N.2-P.157-162
5. Вербенко В.А., Плотникова Е.В Психопатология и лечение лекарственно - индуцированных двигательных расстройств // Украшський вюник психоневрологи. 2011. Т. 19. № 4 (69). С. 60-64
6. Вербенко В.А., Аристов М. А. Фармакологическая терапия шизофрении (Современный взгляд) // Таврический журнал психиатрии. 2015. Т. 19. № 1 (70). С. 5-14.
7. Samokhvalov V. P., Samokhvalova O. E., Verbenko V. A., Verbenko G. N. Antipsychotic poliphormacy in Czech republic and in Ukraine. Polypharmacy in Psychiatry Practice Volume II: Use of Polypharmacy in the «real world»:2013. p. 31-42.
References
1. Dmitrieva T.B., Pologiy B. S. Etnocultural psychiatry. M.: Medicina, 2003. 448 p.
2. Verbenko N. V. Ocherki etnicheskoi psychatrii. (V. P. Samokchvalov red.), Prilogenie k «Tavricheskii jurnal psychiatrii», 2007, 238 p
3. Mattsson M. First episode psychosis and outcome, findings from a Swedish multi-centre studies. Thesis Karolinska universitet, Stockholm, 2006.
4. Hoffmann K. Psychoanalytical treatment of psychoses as transcultural analysis. Curare:2000, V23, N.2, P. 157-162.
5. Verbenko V.A., Plotnikova E. V. Psychopatologia i lechenie lekarstvenno-inducirovanii dvigatelnii rasstroistva pri schizophrenia. Ukrainsky visnik psychonevrologii: 2011. Т. 19. № 4 (69). p. 60-64 (In Russ).
6. VerbenkoV.A., Aristov M. A. Farmacologicheskaya terapia schizophrenia. (sovremennii vzglad). Tavricheskii jurnal psychiatrii: 2015. Т. 19. № 1 (70). p. 5-14. (In Russ).
7. Samokhvalov V.P., Samokhvalova O. E., Verbenko V. A., Verbenko G. N. Antipsychotic poliphormacy in Czech republic and in Ukraine. Polypharmacy in Psychiatry Practice Volume II: Use of Polypharmacy in the "real world":2013. p. 31-42.
УДК 616.89
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
Клинков В. Н., Сойко В. В., Блинчик Е. Л., Такиева В. А. Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Симферополь; ГБУЗРК «КРКПБ № 1», г. Симферополь; «ЦГБ» детская поликлиника г. Красноперекопск. E-mail: [email protected], [email protected]
Резюме.
Проведен анализ литературных данных и собственных наблюдений страхов в старшем дошкольном возрасте и их игровой коррекции. Сделан вывод о значимости игровой терапии для работы с детскими страхами с включением в нее детских видов деятельности, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что, в свою очередь, будет способствовать преодолению страхов за счет повышения социальных и эмоциональных ресурсов ребенка. Показана значимость отдельных типов игр.
Ключевые слова: детские страхи и психический дизонтогенез, связь воображения со страхами, фантазиямии игрой; игровая терапия, игры-фантазии, игры-воображения, ролевые и социально-драматические игры.