ЭТНОС КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© Мальцева Л.В.*, Поварова И.Н.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье рассматривается особенности культуры и этноса кубанских казаков. Это культура наших предков, которая осознается современной молодежью как значительный фактор преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Функции традиционной культуры кубанских казаков в развитии и воспитании школьников высоки и неоднозначны, важнейшими из них являются познавательные и воспитательные.
Традиционная культура кубанских казаков выполняет жизненноважные функции, и ее несоответствие новым условиям лишает общность любого уровня каких-либо перспектив. Кроме того, без единого культурного пространства (имеются в виду, прежде всего важные коммуникативные, интегрирующие функции культуры) невозможно возникновение и существование самой этнической общности. Культура кубанского казачества занимает положение между русской (в ее южнорусском локальном варианте) и украинской. Культура изменялась и изменяется под влиянием технического прогресса. Она испытывает на себе воздействие и мировой культуры, а широкий доступ к информации дает возможность получать сведения и о традициях других культур. Свою лепту в изменения и размывание традиционной культуры вносят и ассимиляционные этнические процессы.
Традиции любой этнической общности, на протяжении истории наследуются, развиваются и изменяются. Поэтому позитивные традиции прошлого сохраняют свою жизненную силу и сегодня, часто они бессознательно, явочным путем врастают в реальную жизнь сегодняшнего дня. Эти традиции, укорененные в культуре этноса в виде определенных правил и образцов поведения. Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. Время показало, что устойчивыми оказались этнические традиции в сфере различных обычаев повседневного поведения людей, нормы общения. Устойчивыми оказались и основные православные праздники. Сегодня мы уже отмечаем Рожество. И в настоящее время мы продолжаем отмечать самый любимый праздник на Руси Пасху, Троицу. Традиционная культура продолжает суще-
* Доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна.
ствовать, хотя значительно изменившись по форме и содержанию. Но только сохраняя свою традиционную культуру, народ себя.
Особая роль в этом процессе отводится народному искусству, так как, являясь национальным достоянием, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь мощным катализатором патриотических чувств. Художественный фактор в формировании патриотических чувств имеет определяющее значение, поскольку именно через художественную практику идет переосмысление исторического прошлого, пробуждение национального самосознания. Таким образом, возрождение национального самосознания необходимо осуществлять не только через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое оказывает влияние на формирование патриотических качеств личности.
Использование фольклорного наследия в учебном процессе дает возможность школьникам удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств школьников.
Культура кубанского казачества, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое, многоаспектное и полифункциональное образование. С учетом специфики происхождения кубанского казачества на первое место следует выдвинуть этнический аспект.
По своему облику традиционная культура кубанского казачества в целом занимает промежуточное положение между русской (в ее южнорусском локальном варианте) и украинской. В традиционной культуре накапливается специфичный слой с особенностями казачьего быта и казачьей психологии. Этот пласт во многом является инновационным. Вполне очевидны магическая, эстетическая и развлекательная функции культуры.
Запрет представляет собой вербальную двухчастную форму, которая содержит адресат (например: беременной нельзя переступать через коромысло [3]), запрещающую акциональную форму (нельзя плевать в огонь [5]), категории пространства (нельзя ходить на кладбище на Пасху [3]) и времени (нельзя оставлять пеленки сушиться на ночь [6]), выступающие как обстоятельства, а также предмет запрета (нельзя выкидывать на улицу сажу [3]).
Несмотря на то, что практически запреты основаны на мифологическом мировоззрении носителя культуры. Обращает на себя внимание и тот факт, что некоторые пассивно реагируют на стресс. В этом случае, человека соотносит себя с «жертвой», что осложняет его состояние [1, с. 14]. Традиция, накопившая знания на протяжении веков, с помощью таких механизмов как
ритуал или запрет, сумела найти выход для человека в подобных ситуациях. Так, ритуал предписывает вдове (вдовцу) определенные дни оплакивания (1, 3, 7, 9, 20 и 40-й дни). «Обычно кризисы приходят как раз нате дни, которые определяются поминальным обрядом как основные» [8, с. 214].
Посты являются неотъемлемой частью традиционной народной культуры. Невозможно до конца понять роли православных праздников в календарной обрядности, если не познакомиться с ролью поста в народной культуре. Во время всего Великого поста строго соблюдали церковные запреты. В пищу не употребляли мясо, сало, сливочное масло, рыбу (кроме Благовещения и Вербного воскресенья). В отдельные недели (первую и последнюю) запрещалось даже употребление растительного масла. Но, в зависимости от состоятельности семей, пищевой рацион был неодинаковым.
В зажиточных семьях на обеденном столе во время Великого поста можно было увидеть различные каши (гречневую, рисовую, пшеничную), заправленные растительным маслом, пирожки и пироги с постными начинками (картофельными, грибными, капустными, из сухофруктов), блины, супы. В семьях с малым достатком нередко ограничивались лишь капустой и картофелем с подсолнечным маслом. Пищевые запреты разрешалось не соблюдать людям больным, беременным женщинам и маленьким детям. Но нередко и для них запрет снимался лишь на молоко. Остальные станичники, независимо от рода занятий, строго придерживались этих запретов. Кроме поста телесного большое значение придавалось посту духовному. В эти дни старались не ссориться, относится друг к другу более благожелательно, чем обычно. Большое значение придавалось благотворительности, вспоминали о тех, кто нуждался в помощи. Считалось, что милостыня тайная принесет больше добра, поэтому в дни поста на пороге бедных домов появлялись то ведро картофеля, то булка хлеба или же какая-нибудь одежда. Видимо, тайной милостыне отдавалось предпочтение еще и потому, что не всякий казак открыто, принял бы помощь. Ряд запретов в дни Великого поста ограничивал и поведение молодежи. В течение всех семи недель категорически запрещались «улицы». Изредка молодые девушки собирались вечерами и занимались рукоделием.
В кубанской казачьей традиции сформировался довольно большой блок мифологических представлений, связанных с такой силой как колдуны. Многие представления о силе колдуна основывались на его умении как навредить, так и умении избавить от вреда: «Этот маг и волшебник, продавший, как уверяют, свою душу «неумытому», делал из людей даже оборотней. Но умел по истечению известному ему сроку придать оборотню снова вид «православного христианина»... В станице его страшно боялись, но и уважали» [4, с. 2]; «Так оно было или не так, но рассказывали, такие были колдуны. Ани и вредили и отделылвали. А есть такие шо вредить, отделывать не может» [7].
Еще один представитель мифологической группы - это домовой. Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин» [2]. Характерным местом обитания домового мифологического персонажа является чердак / горище, а именно печная труба, называемая свинья / буравок. На всей территории Кубани визуальный образ домового варьируется, то есть представляется в нескольких зооморфных и антропоморфных ипостасях. Причем считается, что домовой не видим человеческому глазу и появляется перед человеком лишь в определенных ситуациях. Считается, что домовой обитает в каждом доме и является покровителем семьи, заботится о доме, скоте и обо всем хозяйстве. Жизнь носителя культуры на протяжении всего «века» зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла. Своеобразной группой являются обряды, связанные со строительством дома и вселением в него. Перед вселением хозяйка поднималась на горище (чердак) старого жилья и приглашала на новое жительство «хозяина» - домового.
Важной составной частью традиционной духовной культуры народов является фольклор. Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани являлся песенный жанр. Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни и, в черноморских станицах. Особую группу составляли игровые, плясовые, хороводные песни. Целостность и особый культурный статус музыкального фольклора Кубани в контексте восточнославянских традиций обеспечивает главнейшая его особенность: Кубань - прежде всего казачья музыкальная традиция. Тот факт, что казаки, несшие военную службу, занимались также и сельскохозяйственным трудом. Характеризуя музыкальные жанры, функционально и тематически связанные со станичной жизнью кубанских казаков, огромное значение имеют лирические песни. На Кубани они разноплановы: часть из них приурочены к календарным и свадебным обрядам.
Разнообразны и функции традиционной культуры. Одной из основных ее сторон является познавательная. Столь же значима и коммуникативная сторона: культура выступает в качестве важнейшего средства общения, связующего «материала», делающего каждый народ (этнос) неповторимым и сплоченным. Разрушение традиционной культуры народа - это его духовная гибель, за которой следует физическое исчезновение, растворение в среде других народов. Одна из наиболее актуальных функций - воспитательная. Здесь имеется в виду социализирующая роль традиционной культуры, ее значение в усвоении человеком системы ценностей, присущих его народу. Естественно, что эти и другие функции культуры взаимосвязаны и работают на главную цель - сохранение и развитие этноса (народа). Что как-то сохранить на Кубани был создан музей под открытым небом станица Атамань, где можно соприкоснуться с историей.
Рис. 1. Вход в станицу Атамань Рис. 2. Убранство хаты
Рис.3. Традиционный Рис.4. Приготовление пищи
транспорт казаков в станицах
Рис. 5. Подворье казаков
Список литературы:
1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
2. Власова М. Новая абевега русских суеверий. - СПб., 1995.
3. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996. ст. Передовая Краснодарского края.
4. Розенберг Л.К. Из области народных знаний // «Кубанские областные ведомости». - 1902. - № 13.
5. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 х. Кисловодский Краснодарского края.
6. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996. х. Лазорчук Краснодарского края.
7. ПМ КФЭЭ - 2002. АК № 2749. Ставропольский край, Андропов-ский район. ст. Воровсколесская. Инф. Аленцова Н.А. (1921 г.р.).
8. Шумов К.Э. Прагматика и ритуалистика в русских былинке // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции. - СПб., 1998.
ТРАДИЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯКУТИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© Попова А.Г.*
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии Наук, г. Якутск
В статье анализируется роль традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в становлении их социального статуса.
Традиция воспитывает чувство причастности каждого человека к жизни социума и дает общественную окраску деятельности и поведению личности. В процессе следования общепринятому образцу в сознании человека происходит утверждение общественных идеалов и ценностей, форм жизнедеятельности. Регулятивные функции семейных традиций исполняют роль контролера общепринятых этнических норм и требований. Традиции являются комплексом проверенных временем способов деятельности, результатом мысли и труда многих поколений. Северяне знали, что их предки оставили в наследство неписаные законы жизни, и тем самым они присутствуют в настоящем.
В этнопедагогических традициях народа, в его обрядах и обычаях, фольклоре заключен огромный объем информации по вопросам воспита-
* Научный сотрудник сектора Этносоциологии.