Научная статья на тему 'Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков)'

Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11898
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ФОЛЬКЛОР / РЕГАЛИИ КАЗАКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье поднимается проблема изучения культуры, традиций, народного творчества казаков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Изучения обрядов и фольклора, который был у казаков. Изготовление предметов и их применение в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков)»

РАЗДЕЛ VIII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 34.07

Л. В. Мальцева

КУЛЬТУРА, НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО,

ТРАДИЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ)

Россия сегодня катастрофически теряет свою культуру, и именно сегодня мы должны использовать свой шанс сохранить, и передать будущим поколениям все наше многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое скрывает истоки духовной жизни нашего народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории.

В последние годы заметно вырос интерес к многовековому наследию народного и декоративно-прикладного творчества, поэтому на сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление различных видов народного искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. Народные традиции, народное творчество, культура развивались и передавались из поколения в поколение, что, безусловно, свидетельствует об их значимости в современном обществе.

В феномене культура находится место для понимания идеалов прекрасного, идеалов красоты. Поэтому особое место в понимании культуры человечества занимает эстетическая культура. С одной стороны, она представляет собой компонент общей культуры, с другой - эстетическое отношение к действительности. Поэтому эстетическая культура является составной частью как материальной, так и социальной и духовной культуры.

Эстетический опыт Кубанских казаков, накопленный за время своего существования богат и разнообразен, он представляет во всем многообразии материального мира, созданный по законам красоты. Формирование представлений об идеале красоты складывалось веками и нашло своего

отражение, в произведениях изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Основанное на глубоких традициях, Оно входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, к окружающему миру, несут радость, добро, красоту.

Передаваясь из поколения в поколение, народное искусство несет исторический, духовный, эстетический опыт народа, вводит прошлое в современность, отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике.

Изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство неизбежно влияет на развитие школьников, их культуру. Обращаясь к искусству, нужно понять, что это не просто развлечение, оно участвует в их жизни, помогает формированию нравственных качеств. Увлечение должно идти на пользу воспитания, к этому нельзя относиться равнодушно. Именно во взаимоотношениях и общении удовлетворяются очень важные человеческие потребности, чрезвычайно важные для роста всесторонней, эстетически, гармонично и духовно развитой личности будущего гражданина нашего общества.

Обучая школьников основам декоративного искусства, они овладевают различными видами народных художественных промыслов. Это гончарное производство, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы, вышивание. Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду.

В процессе познания школьники погружаются в национальную культуру, познают историю через традиции.

Кубань, в силу особенности своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и народов Северного Кавказа.

Культура кубанского казачества начала складываться с конца XVIII столетия на основе двух этнографических групп - южнорусской и украинской. Она обладает своеобразной материальной и духовной культурой. В последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Краснодарского края различного уровня. В общеобразовательных школах края был введен предмет «Кубановедение», где школьники узнают историю, обычаи, традиции, фольклоре кубанских казаков.

Традиционная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Изучение истории родного края способствует обогащению у школь-

ников любви к Отечеству, формирует гражданственные понятия и навыки, помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей края, жизнью страны в целом.

Культура Кубани со своими традициями, обычаями помогает в творческом самовыражении личности, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания школьников.

На протяжении своей многовековой истории искусство народов Краснодарского края и Северного Кавказа в силу целого ряда объективных факторов носило преимущественно декоративно-прикладной характер. Поэтому особый эффект дают уроки декоративной работы, широкое знакомство с творчеством народных умельцев.

Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Изучение и восстановление фольклорного наследия в учебном процессе дает возможность молодому поколению удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценности своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств.

Культурные традиции кубанских казаков способны активизировать, направлять, влиять на мироощущение личности школьников, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, что требует совершенствования связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Традиционная культура кубанского казачества богата и разнообразна. Народные праздники и обряды являются одним из наиболее важных и социально значимых компонентов традиционной культуры казаков. Каждому празднику и обряду присущи определенные ритуальные действия, виды и жанры искусства, произведения народного творчества. Выделяются так называемые календарные праздники и обряды, имеющие закрепленность во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни природы и общества (начало нового года, приход весны, окончание уборки урожая). Особую группу составляют обряды жизненного цикла, или семейные, связанные с жизнью отдельного человека (рождение, свадьба, похороны). Характерны для казачьих областей и войсковые праздники.

Все эти категории праздников и обрядов бытовали в кубанских станицах. Многие сохранились до наших дней (Новый год, рождество, крещение).

Святки отмечались примерно одинаково и в черноморских, и в линейных станицах. Накануне Рождества, к вечеру, готовили специальную еду:

пирожки с фасолью, горохом, картофелем, «узвар» (компот), пшеничную или ячменную кашу с медом (кутья). Поэтому вечер назывался еще Богатой кутьей. После вечери девушки отправлялись по станице колядовать. Колядки - специальные песни - делились на взрослые и детские. В-первых звучала христианская тематика, вторые носили шуточный характер.* Наиболее важным событием в рождественское утро являлось христов-лавие. Мальчики, юноши, мужчины группами ходили по домам, исполняя специальные гимны, в том числе широко распространенный «Рождество твое, Христи, Боже наш». В некоторых станицах ходили с «ветерпом» или, чаще, «со звездой». При изготовлении звезды использовали прутики, оби-чайку от сита, свечу.

Кое-где «звездой» называли ветку-тройчатку (с тремя отростками), украшенную цветами. Такая атрибутика связана, очевидно, с дохристианским символом мирового дерева, древа жизни. В следующие дни праздника устраивались катания на санях, а в черноморских станицах ряженые водили «медведя» и «журавля», повсеместно мужское население станиц щедро-вало на лед на «кулачки» (кулачные бои).** Вечером накануне Нового года девушки и молодые женщины отправлялись по станице щедровать, а в некоторых линейных станицах - и колядовать.***

Один из наиболее красочных восточнославянских праздников весеннезимнего цикла - Масленица - в условиях Кубани претерпел существенные изменения, утратил свою целостность. Здесь сохранялся обычай приготовления специальных блюд (блинов в линейных станицах и вареников в черноморских), иногда устраивались катания на санях. На Кубани был добавлен дополнительный местный колорит в виде джигитовок, скачек.**** Производственные праздники и обряды в целом носили менее выраженный, а в некоторых случаях и формальный характер. Это объясняется тем, что основным занятием казаков являлась военная служба и широкое распространение земледелия на Кубани - явление сравнительно позднее. Вернее всего, земледельческая обрядность стала возрождаться с зачислением в казаки поздних переселенцев - южнорусских и украинских крестьян.

К особой группе принадлежали войсковые и полковые праздники, связанные с традициями проведения войскового круга, юбилейными датами, памятными сражениями. Сюда же относились проводы и встречи казаков с военной службы. В этих праздниках тесно переплетались официоз

. * Пахомов М. Риздвяни святки в Черномории // КОВ (Кубанские областные ведомости). 1890. 25 декабря.

** Иванов И. Г. Рождественские святки на Линии // Кубанские областные ведомости (КОВ). 1900. 25 декабря.

*** Иванов И. Г. Рождественские святки на Линии // Кубанские областные ведомости (КОВ). 1900. 25 декабря.

. **** Кубанские областные ведомости. 1899. 159; Кубанский край. 1914. 27 февраля; Передельский Е. Указ. соч. С. 42.

(молебны, речи, парады) и элементы народной традиции (вынос войсковых регалий, скачки, напутствия стариков, народные гуляния).

Историческое прошлое и культурное наследие Кубани - это культура, история, традиции, обычаи и самое главное регалии казаков, которыми они по праву гордятся. В роду любого кубанца есть казаки, а значит, для каждого из нас символом казачьей чести были и будут регалии Кубанского казачьего войска и главная святыня наших предков жалованная грамота Екатерины II, дарующая запорожцам земли между Черным и Азовским морем. 20 февраля 1920 г. войсковые регалии с Кубани были вывезены за рубеж казаками эмигрантами. Только через 87 лет 20 апреля 2007 г. в Москву прибыли из США войсковые регалии Кубанских казаков. Их встречал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов и депутат Госдумы Николай Кондратенко. Возвращены в Россию оружие, знамена, грамоты и другие реликвии казачества.

Общественное значение имели также семейные праздники и обряды, служившие своего рода демонстрацией того, как семья выполняет обязанности перед общиной. Наиболее показательны в этом отношении свадебные обряды. Для Кубани характерны два основных типа свадебной обрядности: южнорусский и украинский.

Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта.

Фольклор славянского населения Кубани, казачества - явление сложное во всех отношениях: историческом, жанровом, этническом. Будучи более гибкой системой, по сравнению с верованиями, праздниками и обрядами, он претерпел в Х1Х-ХХ вв. более заметные и существенные изменения. Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр. Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни.

Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака - его коне. В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Наиболее многочисленными были песни бытовые. Тематика их чрезвычайно разнообразны: это и любовь, и отношения в семье, и социальная несправедливость.

Из прозаических и малых жанров фольклора наиболее распространение на Кубани имели пословицы, поговорки и былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, заговоры. Пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь («Не разорит еда, а разорит беда», «То не козак, шо поборов,а той, шо вывырнувся», «Служба собачья, зато слава казачья»), испльзова-

лись они и в торжественных случаях. Так, плакаты с текстами пословиц и поговорок были установлены на церемонии празднования 200-летия Кубанского казачьего войска/

Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным фольклором занимало более скромное место в жизни станичников. Здесь преобладали: хороводы, игровые и плясовые песни. Самостоятельных же танцев имелось не очень много, и набор их почти во всех станицах был один. Чаще всего танцевали «Казачок», «Гопак», «Русскую», «Метелицу», различного вида польки.’* Разнообразие фольклора, уровень организации и активности участников служат показателем, как степени сохранности культурных традиций, так и характера социальных отношений.

Формами отдыха на Кубани были посиделки. Для молодежи самой популярной была «улица» - летом, а зимой посиделки (досвитки). На «улице» парни и девушки завязывали знакомство, разучивали и исполняли новые и старые песни, обсуждали свои дела. Песни и танцы сопровождались играми.***

С наступлением холодов устраивались посиделки (вечерницы, досвитки). Они проходили поочередно в домах девушек либо в домах молодой семьи или вдовы, за обусловленную плату или без таковой. На посиделках девушки пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы, игры.**** Дети и подростки также группировались в компании по краям. Дети с пяти-семилетнего возраста выполняли посильную работу, свободное время отдавали играм. Детские игры были чрезвычайно разнообразными и служили не только умственному и физическому развитию, но и эстетическому, трудовому воспитанию. Они являлись одной из форм усвоения этнических ценностей, способствовали разучиванию социальных ролей, которые им предстояло «сыграть» во взрослой жизни.

Настает время, и человек строит дом, свое жилище. Первый столб, первый кирпич вкапывают, закладывают в святом углу. С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных. Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на пороге - шерсть домашних животных, деньги -«чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний

. * Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентбря.

** Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.

*** Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 22 - 30; Кубанский край. 1913. 3 августа.

**** г0СударСтвеннь1й архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 249. оп. 1. д. 2174, л. 1 -2,

10, 19; ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 106. 2.

(Божий), что это самая сакратная часть дома, пространства, а, следовательно, это и есть основа, опора, источник благости.

Новый дом не только строят, но и обживают со святого угла. За несколько дней до «входин» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол. Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя», - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть». Оголенное, пустое - признак необжитого, нечеловеческого. Проходят недели, месяцы, годы, течет жизнь, а в святом углу должна мерцать лампада, белоснежные полотенца, занавески, расшитые красными, голубыми, зелеными узорами, тот же строгий и отрешенный взгляд Вседержателя, святых и спокойное, ровное сияние.

Представитель мифологической группы - это домовой. Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин».* Характерным местом обитания данного мифологического персонажа является чердак / горище, а именно печна груба, называемая свинья / буравок. На всей территории Кубани визуальный образ домового варьируется, то есть представляется в нескольких зооморфных и антропоморфных ипостасях. Причем считается, что домовой не видим человеческому глазу и появляется перед человеком лишь в определенных ситуациях. Считается, что домовой обитает в каждом доме и является покровителем семьи, заботится о доме, скоте и обо всем хозяйстве. По словам дореволюционного автора Ф. В. Арканникова, если домовой любит своего хозяина, то заботится о его доме, скоте, хозяйстве и у такого хозяина ничего не пропадает. Если же домовой кого-либо не полюбит, то такого хозяина «разорит в конец». Поэтому богатый хозяин, ужиная, всегда оставляет на своем столе что-либо для домового. Но вместе с этим фиксируется двойственное отношение к присутствию домового.** В одном случае это расценивается, как норма, и является положительным фактором: «Без домавова хозяйства не будет».*** Считалось, что при входе в новый дом необходимо было позвать с собой домового: «Дорогой хозяин, я ухожу на новое место, пойдем и ты с нами».’*** Одной из функций домового является забота и уход за домашней живностью. Домовой является одним из центральных персонажей в традиционных демонологических представлениях кубанских казаков. Двойственное отношение к нему со стороны носителей традиционной культуры.

. * Власова М. Новая абевега русских суеверий. С-Пб., 1995.

. ** Арканников Ф.В. Николаевская станица: (Статистико-этнографическое описание). Кубанский сборник. Т I. Екатеринодар, 1897.

*** КФЭЭ - 1997. Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевская. Инф-р.: Чебанова А.Я. 1910 г.р. и М.А. 1915 г.р. Исс-ль: Воронин В.В. А / К № 1251.

**** кфээ - 1998. Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, ст. Преградная. Инф-р: Толкачева П. И. 1915 г.р. Исс-ль Жиганова С.А. А / К № 1444.

Народное искусство - продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы данного вида художественного творчества: стилизация, трансформация, плоскостность, декоративность, орнаментальность целого и его частей, отказ от всего случайного, малозначительного, акцентирование наиболее выразительного. Именно на здоровых и крепких традициях прошлого можно построить и сформировать достойное современное общество. Возвращение утраченного и восстановление разрушенного - признаки возрождение России, но чем короче история города, станицы, аула, тем важнее для нас те якорьки, которые связывают поколения и эпохи, создавая историю. Традиционная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания и возраждения.

Библиографический список

1. Арканников, Ф. В. Николаевская станица: (Статистико-этнографическое описание). Кубанский сборник. Т I. - Екатеринодар, 1897.

2. Власова, М. Новая абевега русских суеверий. [Текст] / М. Власова - С-Пб., 1995.

3. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.

4. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 22-30; Кубанский край. 1913. 3 августа.

5. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 249. оп. 1. д. 2174, л. 1-2, 10, 19; ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 106. 2.

6. Иванов, И. Г. Рождественские святки на Линии // Кубанские областные ведомости (КОВ). - 1900. - 25 декабря.

7. Иванов, И. Г. Рождественские святки на Линии // Кубанские областные ведомости (КОВ). - 1900. - 25 декабря.

8. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В. Е. Краснодар.: - Кубанское книжное издательство, 2004. - 304 с.

9. Кубанские областные ведомости. 1899. 159; Кубанский край. 1914. 27 февраля; Передельский Е. Указ. соч. С. 42.

10. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентбря.

11.КФЭЭ - 1997. Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевс-кая. Инф-р.: Чебанова А. Я. 1910 г.р. и М.А. 1915 г.р. Исс-ль: Воронин В. В. А / К № 1251.

12.КФЭЭ - 1998. Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, ст. Пре-градная. Инф-р: Толкачева П. И. 1915 г.р. Исс-ль Жиганова С. А. А / К № 1444.

13. Манукало, А. Н. История Кубани. - Краснодар, 2004. - 210 с.

14. Пахомов, М. Риздвяни святки в Черномории // КОВ (Кубанские областные ведомости). - 1890. - 25 декабря.

!5.Ратушняк, В. Н. По страницам истории Кубани. - Краснодар.: Советская Кубань, - 1993.-207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.