Научная статья на тему 'Традиции казаков и современность'

Традиции казаков и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / КАЗАКИ / ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СOSSACKS / TRADITION / ART / FOLKLORE / HISTORY / IDENTITY / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Л.В.

В статье уделяется роль традициям, так как они являются национальным достоянием кубанских казаков. Все эти традиции восстанавливаются, что способствует формированию исторической памяти молодым поколением, их можно увидеть и принять участие. Традиции казаков пробуждают интерес к истории своего края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции казаков и современность»

Мальцева Л.В. ©

Д.п.н., доцент, кафедра ДПИ и дизайна, Кубанский государственный университет

ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

В статье уделяется роль традициям, так как они являются национальным достоянием кубанских казаков. Все эти традиции восстанавливаются, что способствует формированию исторической памяти молодым поколением, их можно увидеть и принять участие. Традиции казаков пробуждают интерес к истории своего края.

Ключевые слова: традиции, казаки, искусство, фольклор, история, личность, национальное самосознание.

Keywords: tradition, ^ssacks, art, folklore, history, identity, national identity.

Современная школа располагает возможностью воздействовать на сознание школьников средствами культуры и искусства. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству, так как, являясь национальным достоянием, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь мощным катализатором патриотических чувств.

Осознание и ощущение национальной идентичности объединяют носителей ее идеей родства и общей судьбы. Она порождает чувство своей личной сопричастности к соотечественникам, пробуждает интерес не только к истории своей страны в целом, но и к истории своего края, города, станицы, отчим местам («малая родина»), в которых человек родился и рос и светлый образ которых он несет в своем сердце всю свою жизнь. Вместе с этим в сознании человека закрепляются чувства признательности и благодарности к родным местам, любви к отчему дому, где «дым отечества нам сладок и приятен».

Использование фольклорного наследия в учебном процессе дает возможность школьникам удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национальнопатриотических потребностей. Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств молодежи.

Культура Кубани со своими традициями, обычаями помогает в творческом самовыражении личности, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Становления и возрождения национального самосознания молодого поколения через приобщение их к культурному наследию своего народа. Наличие в казачьей традиции двух «миров» - военного и гражданского. Существуют, элементы обряда проводов на службу казаков сохранились, некоторые сохраняются и сегодня. Свадебная обрядность и свадебный фольклор кубанских казаков. Кубанские народные песни жили, и будут жить в памяти нашего народа. Они исполняются на станичных праздниках, в семейном кругу, где их запоминали дети, продлили жизнь многим произведениям до наших дней.

Общественное значение имели также семейные праздники и обряды. Наиболее показательны в этом отношении свадебные обряды. Основной формой заключения брака для кубанских казаков является развитый комплекс свадебных обрядов с обязательным присутствием православного венчания. Свадьбы на Кубани чаще всего играли осенью, в

© Мальцева Л.В., 2015 г.

промежутке между Успенским и Филипповским постами (28 августа - 27 ноября по н. ст.) и в зимний мясоед после Святок (от 20 января до Масленицы).

Свадьба состояла из трех этапов: подготовительного, собственно свадьбы и послесвадебного периода. Первый этап включал сватовство, сговор, смотрины. В первом этапе приходили к достижению соглашения о браке и представлению жениха и невесты, сколько гостей будет на свадьбе. Затем следовали посиделки / вечерники в доме невесты, на которых подружки помогали готовить ей приданое. Предсвадебный период заканчивался прощальным вечером в доме невесты.

К венцу молодых, во избежание колдовства, отправляли с большим

предосторожностями: прометали дорогу веником, следили, чтобы никто не пробежал между молодыми. Следующим важным этапом действием свадьбы являлось повивание невесты. Вместо девичьей прически ей делали женскую и надевали на голову шлычку (чепчик) -головной убор замужней женщины, в последующем при посторонних никогда не снимавшийся. На второй день свадьбы можно было наблюдать шумные и красочные процессии ряженых.

Формально свадьба заканчивалась тушением костра или забиванием кола (если это была последняя свадьба в семье) фактически же торжество продолжалось еще несколько дней или недель, так как участники его поочередно ходили, друг к другу в гости. К свадьбе обязательно пекли каравай круглой формы. На вершине каравай располагались фигурки птиц.

Целостность и особый культурный статус музыкального фольклора Кубани в контексте восточнославянских традиций обеспечивает главнейшая его особенность: Кубань - прежде всего казачья музыкальная традиция. Жанровая система музыкального фольклора Кубани, как и других казачьих традиций, имеет ряд существенных отличий от крестьянских. Тот факт, что казаки, несшие военную службу, занимались также и сельскохозяйственным трудом. Подобно любой фольклорной традиции, на Кубани функционируют два жанровых класса музыкальных произведений: приуроченные, в том числе и обрядовые, то есть исполняющиеся в связи с различными обстоятельствами традиционной жизни. Воинские жанры народных песен Кубани - это ярко характерные, дифференцирующие музыкальную традицию художественные тексты, являющиеся своего рода «визитной карточкой» кубанского музыкального фольклора.

Характеризуя музыкальные жанры, функционально и тематически связанные со станичной жизнью кубанских казаков, огромное значение имеют лирические песни. На Кубани они разноплановы: часть из них приурочены к календарным и свадебным обрядам.

В традиционной культуре под началом понимается не просто рубеж, граница, отделяющая один отрезок времени от другого. Как употребление характерных поэтических мотивов и этнонимов в текстах, так и большое количество особенностей напевов в фольклоре кубанских казаков. Песни сопровождали воинскую службу казака, на свадьбах, праздниках все это относится ко всей музыкальной традиции кубанских казаков.

Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями, в Краснодарском крае эти традиции возрождаются и живут. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в жизни организации. В то же время слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя уклад жизни или те или иные его компоненты.

Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации. Традиционный народный костюм кубанского казачества - яркий пример межкультурного взаимодействия, характеризующегося заимствованием кубанским казачеством некоторых элементов горского мужского и украинского женского костюма.

Жилище представляет собой сложный культурный комплекс, слагающийся из жилых и хозяйственных помещений, выполняющих различного рода функции - жилые,

хозяйственно-бытовые, религиозно-обрядовые, символические. Для постройки жилищ использовались различные материалы в зависимости от местных ресурсов и экономических возможностей казачьей семьи. Можно увидеть, если приехать в станицу Атамань. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами, традициями их рассказывают приветливые смотрительницы, которые есть при каждой хате в станице Атамань. Старинные предметы быта казаков можно увидеть в хатах, на подворьях их собирали по всему Краснодарскому краю. Это посуда, кружева, вышитые рушники, одежда, фотографии, образа, сундуки, люльки, инструменты, брички, рыбачьи лодки, сети и многое другое. В правых углах каждой хаты лежат цветы вместе с медными и серебряными монетами. Казаки считали, что они принесут счастье в каждую хату. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум Азовского моря, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу -такова станица Атамань представляется перед глазами каждого посетителя.

Программа экскурсий по станице Атамань содержит возможность предоставления оригинальных услуг: катание на лошадях и тачанках, класс верховой езды, театрализованные элементы - встреча гостей на подворье - маленькое костюмированное представление с угощением и веселыми казацкими прибаутками. Проводятся фестивали живой фольклорной музыки, обучение ремеслам и народным танцам. Есть возможность принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах. Все это полностью воссоздает неповторимую атмосферу кубанского казачьего быта, насладится природой.

Литература

1. Бондарь Н.И., Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2000.

2. Власова М. Новая абевега русских суеверий. СПб., 1995.

3. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.