REFERENCES:
1. Brinton, D. & Holten, C. (1989). What novice teachers focus on: The practicum in TESL. TESOL Quarterly, 23 (2). - P. 343-350.
2. Davies, A. (2006). What do learners really want from EFL course? ELT journal 60/1.
3. Harmer, J. (2007). The practice of English Language Teaching. - Pearson Education Limited.
4. Holliday, A. (2005). The struggle to teach English as an International language. - Oxford University Press.
5. Littlewood, W. (2004). Structuring classroom interaction for task-based learning. Paper presented at the 38th annual IATEFL conference, Liverpool, UK.
6. Veenman, S. (1984). Perceived problems of beginning teachers. Review of Educational Research, 54 (2). - P. 143-178.
7. Wonacott, M. E. Teacher induction programs for beginning CTE teachers. - Columbus, 2002.
8. Zulkuf Altan, M. (2001). The theory of multiple intelligences: what does it offer EFL teachers? // Modern English Teacher. - № 10/1.
THE ETHNO-CULTURE OF THE CUBAN COSSACKS FOR THE GROWING GENERATION
Maltseva L.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Kuban State University,
Art and Graphic Department
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Мальцева Л.В.
Доктор педагогических наук, доцент, профессор, Кубанский государственный университет,
художественно-графический факультет
Abstract
Ethno-cultural culture of the Kuban Cossacks in the education of the sub-generation generates knowledge, skills in the field of culture. All this is done to ensure that the younger generation does not forget the roots, know the culture, traditions and traditions of their ancestors. Each of us should know our culture, history. Today, we need to mobilize all available opportunities to preserve the culture of our people.
Аннотация
Этнохудожественная культура кубанских казаков в воспитании подрастающего поколения формирует знания, умения в области культуры. Все это делается для того, чтобы молодое поколение не забывали корни, знали культуру, обычаи и традиции своих предков. Каждый из нас должен знать свою культуру, историю. Сегодня нужно мобилизовать все имеющиеся возможности для сохранения культуру своего народа.
Keywords: culture, customs, Cossacks, young generation, ethno-art culture, education, fine arts, decorative and applied arts and folk art.
Ключевые слова: культура, обычаи, казаки, молодое поколение, этнохудожественная культура, воспитание, изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство.
Воспитывая молодое поколение на этнохудо-жественной культуре кубанских казаков, способствует формированию знаний, умений в области культуры своего народа. Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства кубанских казаков, вызывают у молодого поколения эстетические эмоции, убеждают, доносят до их сознания необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию своего края.
Знания в области этнохудожественной культуре повышают познавательный интерес, утверждают чувство гордости за искусство своих земляков, которые более двести лет тому назад засели этот благодатный край под названием Кубань.
Именно в этнохудожественной культуре кубанских казаков возможно успешное приобщение молодежи, обучение их основам художественного ремесла, что обусловлено положительными моментами:
1) формирование внутренней мотивации и развитие художественно-творческих способностей и собственного творческого потенциала;
2) учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе содержания, форм, методов и средств обучения;
3) тесная взаимосвязь теории с практикой;
4) изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами;
5) рассматривание изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с народной философией, календарем, педагогикой;
6) выполнение изделий с опорой на народные традиции, обычаи.
Традиционная культура кубанского казачества, как и любое системное явление, представляет
собой многоуровневое образование. С учетом специфики происхождения кубанского казачества на первое место следует выдвинуть этнический аспект. В этой культуре накапливается специфичный слой с особенностями казачьего быта и казачьей психологии. Этот пласт во многом является инновационным.
Вполне очевидны магическая, эстетическая и развлекательная функции кубанской культуры. За многие века, десятилетия, годы, кубанский народ создал свою культуру, которая, включая в себя все традиционные нормы и правила поведения, передавалось от старшего поколения к поколению молодому, и распространялась практически на все аспекты жизни человека и общества. Жизнь носителя культуры на протяжении всего «века» зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла (родильный, свадебный, похоронный) по завещанным предками канонами, с учетом всех представлений и воззрений о природе, обществе, и мире в целом.
*
Общий вид станицы Казачье
Обучить и воспитать молодежь на этнохудо-жественной культуре в нашем Краснодарском крае помогает построенная этнографическая станица Атамань раскинувшейся на 20 гектарах Таманской земли, наглядно показывающий культуру и быт казаков. Гуляя по Атамани, возвращаешься на более 200 лет назад, в то время, когда запорожские казаки поселились на прекрасной земле Тамань, дарованной им Екатериной II.
Этнографический комплекс Атамань - это целая казачья станица! Она имеет несколько улиц, вдоль которых один за другим расположились подворья. Здесь есть хаты простых казаков, хата гончара, цирюльника, пекаря, сапожника, хата атамана и старосты и много других. Как и в любой другой станице, здесь есть школа, площадь, мельница, церковь, правление, медпункт и пожарный. А еще в станице Атамань можно встретить сказочное место, где в избушке на курьих ножках живет баба Яга с кощеем бессмертным. Все конечно описать невозможно, поэтому лучше самим приехать и все увидеть!
казака Подворье мельника
Побывав в станице Атамань, можно узнать, как жили казаки. По дорогам ездят брички, в трактирах готовят блюда, приготовленные по старинным обычаям, а на улицах дают мастер-классы гончары и кузнецы. В этом музее под открытым небом постарались учесть все детали казачьего быта. В правых углах каждой хаты непременно на счастье лежат цветы вместе с медными и серебряными деньгами. На печках кипит борщ, а в стойлах - стоят настоящие кубанские скакуны. Ожили не только предметы быта, но и традиции и легенды.
Воспитывая молодое поколение на народной культуре Кубани - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Народная культура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение человека, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, во всех про-
Подворье казака Катание на брички Кузнец и гончар за работой
Цели и задачи при изучении основ изобразительного искусства современная педагогическая практика изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства испытывает интерес к комплексному воспитанию и синтезу учебных дисциплин в рамках преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народного художественного творчества и осознает необходимость:
1) привлечь внимание к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству в целях развития местных национальных художественных традиций, дать им жизнь в новом качестве, становясь прообразом современных веяний;
2) возрождать народное искусство, народные традиции своего региона, эстетически воспитывать, развивать художественный вкус;
3) обогащать внутренний мир человека средствами постижения духовной стороны искусства,
народной культуры и знаниями в области декоративно-прикладного искусства;
4) способность самореализации при выполнении творческих работ, познать окружающий мир, развивать наблюдательность, воображение, пространственное мышление, осознавать виденное.
Развивать художественно-творческие способности молодежи в этом поможет культура, обычаи, традиции, быт своего народа, в данном случае это этнохудожественная культура кубанских казаков. Обучая, основам изобразительной деятельности развивается, внимание - это неустанное изучение особенностей и закономерностей форм цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное. Но при этом нельзя забывать о тех традициях, обычаях, которые нам оставило старшее поколение. Воспитывая и обучая молодежь на культуре кубанских казаков необходимо:
1) формировать умения видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности;
2) развитие умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке;
3) максимальное применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности.
Творческое и культурное воспитание в наше время стало насущной потребностью общества. Воспитание, развитие индивидуальных черт, особенно в подростках, - одна из важнейших сторон творческого воспитания. Художественное развитие является средством развития творческой личности в целом. Важнейшее из свойств - творчество -начинается в незаметных истоках, как реки в родниках. В школе воспитание эстетических чувств и развитие творческих способностей, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение школьников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе изучения основ наук.
На Кубани изучается история земли кубанской, ее культурные традиции, обычаи народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме, что способствует воспитанию молодежи. Информация о своем населенном пункте и родном крае расширит кругозор, позволит повысить интеллектуальный потенциал подростков, сформировать активную жизненную позицию.
Изучение истории казачества ставятся задачи:
1) комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
2) воспитание патриотизма и гражданственности;
3) приобщение к национальным ценностям, основанным на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях;
4) формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
5) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
6) развитие познавательного интереса у школьников;
7) воспитание бережного отношения к родной природе;
8) приобщение молодого поколения к работе по сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
Культура кубанских казаков зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла, которые завещали старшее поколение. Каждый элемент традиционной кубанской культуры представляет много уровней развития. В традиционной культуре накапливается специфичный слой с особенностями казачьего быта, традиций, казачьей психологии.
На Кубани казаки соблюдали обряды, которые передавались из поколения в поколение. Один из таких прекрасных обрядов свадебный. Казаки придавали огромное значение свадьбе. Казачьи свадьба проводились после уборки урожая. В станицах или хуторах свадьба длились неделю.
На Кубани свадьба состояла из подготовительного этапа, свадьбы, послесвадебный период. Первый этап включал в себя сватовство или смотрины невесты, где обсуждали соглашения о браке и представлению жениха и невесты, количестве гостей. На второй день свадьбы можно было наблюдать шумные и красочные процессии ряженых. Смысловое содержание обычаев второго дня кубанской свадьбы в кубанских станицах и городах возрождается. Как выкупают невесты из родительского дома с казачьими песнями, благословением родителей невесту проводят из дома, и молодожены отправятся в церковь. На главных воротах всех пересадят в брички, запряженные лошадьми. На входе в трактир молодых и гостей будут встречать родители жениха по казачьим традициям: с иконой, хлебом и солью. Здесь же с казачьими песнями и плясками гости будут поздравлять молодых за праздничным столом.
Все это можно посмотреть и поучаствовать в традиционной кубанской свадьбе если приехать в этнографический комплекс станицы Атамань.
Жанровая система музыкального фольклора Кубани, как и других казачьих традиций, имеет ряд существенных отличий. Тот факт, что казаки, несшие военную службу, занимались также и сельскохозяйственным трудом. Подобно любой фольклорной традиции, на Кубани функционируют два жанровых класса музыкальных произведений: приуроченные, в том числе и обрядовые, то есть исполняющиеся в связи с различными обстоятельствами традиционной жизни. Воинские жанры народных песен Кубани - это ярко характерные, дифференцирующие музыкальную традицию художественные тексты, являющиеся своего рода «визитной карточкой» кубанского музыкального фольклора.
Богатство и многообразие культуры кубанских казаков обусловлено историческим развитием Кубани. Культура, традиции, обычаи казаков всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Воспитывая молодое поколение на народной культуре, истории Кубани - значит сохранить историческую преемственность поколений.
Именно на здоровых и крепких традициях прошлого можно построить и сформировать достойное современное общество. Все мы любим и ценим нашу Родину, нашу Кубань и все мы должны сообща сплотиться для того, чтобы сделать ее самым процветающим регионом в нашей стране. Обращаясь к истокам, мы не забываем о будущем - воспитываем нашу молодежь в казачьих традициях. За последние годы казаки стали реальной силой, которая играет важную роль в жизни столицы Кубани.
Рассматривая проблему этнохудожественной культуры Кубани в воспитании молодежи, следует
помнить, что Краснодарский край - это многонациональный регион, со своей многонациональной культурой требует ориентирования воспитательного процесса на этнокультурные потребности и интересы различных национальностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щет-нева В. Е. Краснодар.: Кубанское книжное издательство, 2004.
2. Мальцева Л. В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010.
3. Мальцева Л.В. Развитие художественно -творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этноху-дожественной культуры Краснодарского края). Краснодар: Экоинвест, 2009.
4. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. - КубГУ, 2013.